Педагогика
УДК: 378.147
кандидат биологических наук, доцент Неделяева Анна Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Маясова Татьяна Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»(г. Нижний Новгород); воспитатель Медведская Ирина Викторовна
Детский сад №2 Володарского района Нижегородской области (пос. Новосмолинский)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КЕЙС-ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ЛОГОПЕДА
Аннотация. Статья посвящена проблеме разработки кейс-заданий для формирования научно-исследовательских компетенций магистрантов в области логопедии. Нами описан один из вариантов практико-ориентированных заданий с использованием кейс-технологии при изучении темы «Физиологические основы развития речи и моторики у детей».
В статье рассмотрены особенности проектирования кейс-заданий на основе исследований речевого развития и состояния моторики детей среднего дошкольного возраста. Отмечена взаимосвязь между состоянием общей и речевой моторики и звукопроизношением у детей.
Установлено, что с помощью практико-ориентированных кейс-заданий можно эффективно формировать научно-исследовательские компетенции специалистов в области логопедии.
Ключевые слова: кейс-задания, формирование профессиональных компетенций магистрантов, звукопроизношение у детей среднего дошкольного возраста, состояние общей и речевой моторики.
An^tatton. The article is devoted to the problem of developing case-assignments for the formation of research competences of MA students in the field of speech therapy. We described one of the versions for practice-oriented tasks using case- technology in the topic "Physiological Basis of Children's Speech and Motoricy".
In the article we described the features of creating case- assignments based on studies of speech development and the state of motoricy of the middle preschool children. The relationship between the children's state of general and speech motoricy and sound pronunciation is noted. It is established that the use of practice-oriented case-technologies allows the development of scientific research competences of specialists in the field of speech therapy.
Keywords: case-assignments, the formation of professional competencies of MA students, sound pronunciation of children's speech of middle preschool age, the state of general and speech motoricy.
Введение. Современная система образования в России, основанная на компетентностном подходе, должна быть нацелена на адаптацию будущих выпускников ВУЗов к реальной профессиональной сфере. По мнению ряда авторов, «задача высшего образования заключается в создании условий для проявления студентами творческой инициативы, для максимального погружения обучающихся в будущую профессиональную деятельность» [7; 10; 11]. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени К. Минина (Мининский университет) ведется обучение магистрантов по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль подготовки «Логопедическое сопровождение детей и взрослых». Курс «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» является одним из основных курсов по блоку дисциплин «Медико-биологические основы логопедии». В рабочей программе по курсу «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» особое внимание уделено формированию профессиональной компетенции ПК-11 - «готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, использованию их в профессиональной деятельности».
Для формирования научно-исследовательских компетенций у будущих логопедов в данном курсе в качестве одного из наиболее эффективных методов мы предлагаем использовать кейс-технологии. Кейс-технология - педагогическая технология, представляющая собой «осмысление реальной жизненной ситуации, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенную совокупность знаний, которую предстоит усвоить при разрешении проблемы. При этом проблема может не иметь однозначных решений» [12]. Мы считаем, что основные требования к кейс-заданиям преподаватель может объяснить на аудиторном занятии, а в рамках выполнения самостоятельной работы по кейс-заданию магистранты могут использовать ресурсы образовательной среды Мининского университета: методические рекомендации по работе с кейс-заданием, теоретические материалы и др. По мнению Поначугина А.В., Лапыгина Ю.Н., грамотная организация самостоятельной работы в виртуальной образовательной среде на основе платформы Moodle существенно улучшает качество профессиональной подготовки будущих специалистов [8].
При разработки кейс-заданий для будущих логопедов необходимо учитывать специфику развития речи и моторики у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом и речевом развитии ребенка. Однако, «многие воспитатели детских садов в развитии дошкольников отмечают слабые стороны: плохое физическое здоровье и развитие, недостаточное развитие связной речи» [1, с. 40].
По современным представлениям о механизмах формирования корковых речевых зон, «речь развивается у ребенка в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием» [3, с. 5]. Как отмечает Носенко Н.П. «в исследованиях многих ученых, в т.ч. Выготского Л.С., показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка» [5, с. 16]. На основании проведенных наблюдений у детей пятилетнего возраста автор делает вывод о том, что «несформированность крупной моторики у детей с системными нарушениями речи проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий» [5, с. 18].
Исходя из вышеуказанных фактов, можно обозначить одну из проблем для кейс-заданий магистрантов как исследование взаимосвязи нарушений общей моторики и работы речедвигательного аппарата у детей.
В ходе исследования мы использовали теоретические и эмпирические методы. Практические материалы для составления кейс-заданий «Развитие речи и моторики у детей» по курсу «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для обучения магистрантов были собраны на основе результатов исследований, проведенных в детском саду Нижегородской области. В качестве методик обследования детей мы использовали: методику Фомичевой М.Ф. для оценки качества звукопроизношения и методику Мухиной А.Я. для исследование уровня моторного развития детей [9; 3]. Мы учитывали состояние общей моторики и состояние речевой моторики (мимической мускулатуры и артикуляционной моторики). Для оценки состояния общей моторики использовались тесты: 1) подбросить мяч вверх и поймать его, ударить об пол и поймать его; 2) пролезть через обруч, прыгнуть в обруч и выпрыгнуть из него; 3) сделать кругообразное движение левой рукой с лентой над головой; 4) выполнить то же движение, но только правой рукой.
Состояние мелкой моторики оценивалось по тестам: 1) пальцы правой и левой рук «здороваются» друг с другом (один палец касается другого пальца); 2) «здороваются» пальцы только правой руки, затем только левой руки; 3) складывание мозаики; 4) застегивание пуговиц на одежде.
Определение уровня развития речевой моторики оценивалось по состоянию мимической мускулатуры и артикуляционной моторики по следующим тестам: 1) поднять брови вверх, 2) нахмурить брови, 3) прищурить глаза, 4) надуть щеки, 5) втянуть щеки. Артикуляционная моторика была оценена по следующим тестам: 1) сложить губы в улыбку-«трубочку», 2) тесты для языка - а) «маятник» (покачивание языка из стороны в сторону), б) создать звук «цоканье копыт лошадки».
Каждое из заданий оценивалось по критериям: 2 балла - задание выполняется правильно, 1 балл -задание выполняется лишь частично, движения не полностью скоординированы либо отмечается значительная скованность движений, 0 баллов - задание не выполнено.
Нами было обследовано 20 детей в возрасте 4-4,5 лет: мальчики -12 человек, девочки - 8 человек. Гендерные различия в звукопроизношении у детей отсутствовали, поэтому мы выделили группы в зависимости от состояния здоровья: группа №1 - «здоровые дети» (13 чел.); группа №2 - «дети с неврологической патологией» (7 чел.), в основном это пренатальные патологии (последствия внутриутробной гипоксии) или постнатальные нарушения (энцефалопатия, задержка психического развития и др.).
Изложение основного материала статьи. Проектирование кейс-заданий - это задача преподавателя курса, при проектировании новых кейс-заданий мы брали за основу научные источники и разработки преподавателя, но кроме этого для создания кейс-заданий могут и должны быть использованы результаты полученные при прохождении практики студентами, результаты исследований на экспериментальных площадках.
Как показали проведенные нами экспериментальные исследования в детском саду, нарушения звукопроизношения наблюдались как у здоровых детей, так и у детей с неврологической патологией. Звукопроизношение согласных звуков было в норме только у двух детей (10%), однако все дети не выговаривали звуки «р, рь». У детей среднего дошкольного возраста самым сложным оказалось произношение шипящих звуков - звук «ш» заменялся на «с» у 62% детей группы №1 и 100% детей группы №2. Также дети произносили звук «з» вместо звука «ж» (77% и 100 % соответственно). Звук «ч» дети заменяли на звук «ть» (23% и 57% детей в группе №1 и группе №2). Более чем у 60% детей отмечалось звукопроизношение «щ», похожее на более смягченный звук «сь» (62% и 86% соответственно). Свистящий звук «ц» заменяли на «с» 43% детей группы №2, а в группе №1 искажений в произношении данного звука не отмечалось.
Наибольшая сложность в произношении сонорных звуков отмечалась в случае слов с буквой «р». Звук «р» дети заменяли на звук «л» или «ль» (85% и 100% детей соответственно в двух группах). При произношении заднеязычных звуков трудности опять возникали у детей в группе №2 (дети с неврологической патологией) - звук «х» заменяли на звук «к» 14% обследуемых. У 28% детей отмечалось также искажение звука при произношении слов с буквой «ф» (т.н.губно-зубной звук).
Итак, при оценке звукопроизношения согласных звуков у группы здоровых детей и группы детей с неврологической патологией мы выявили различия, проявляющиеся в более низком качестве звукопроизношения у детей с неврологической патологией.
Результаты проведенного исследования общей и мелкой моторики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Состояние общей и мелкой моторики у группы здоровых детей и группы детей с неврологической
патологией
Группа детей Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики
Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4 Тест 1 Тест 2 Тест 3 Тест 4
№1 1.69±0.20 0.77±0.19 1.62±0.19 1.77±0.16 1.38±0.21 1.12±0.18 1.69±0.19 1.46±0.16
№2 0.86±0.15* 0.14±0.05* 0.90±0.15* 0.71±0.18 0.86±0.16 0.56±0.15* 1.14±0.20 1.00±0.19
Примечание. В таблице указаны результаты в баллах. Звездочкой «*» отмечена достоверность различий по уровню значимости (р<0,05) между группами
По результатам можно заключить, что у здоровых детей наблюдали состояние общей и мелкой моторики, соответствующее возрасту, а у детей с неврологической патологией отмечали нарушение общей и мелкой моторики, что можно увидеть не только визуально, но и при оценке состояния моторики, выраженное в баллах.
Исследование уровня развития речевой моторики по состоянию мимической мускулатуры и артикуляционной моторики показало, что в группе №1 лишь 23% отмечались нарушения состояния речевой моторики, именно у этих же детей мы наблюдали нарушения звукопроизношения в количестве 4-5 неправильно произносимых согласных звуков. У детей из группы №2 наблюдалось нарушение состояния общей и мелкой моторики: 70% детей не могли выполнить большинство упражнений. Часто наблюдалась напряженность, скованность движений, плохая координация движений. Было установлено, что упражнения
на работу мимической мускулатуры правильно выполняли 50% детей этой группы, а 30% детей могли выполнить только одно из заданий, определяющих состояние артикуляционной моторики. У этих детей наблюдались значительные нарушения звукопроизношения: 71% детей неправильно произносили не менее 8 согласных звуков. Отмечена взаимосвязь между состоянием общей и речевой моторики и нарушением произношения согласных звуков у детей. По итогам проведенного исследования, для развития речи у детей среднего дошкольного возраста, нами был предложен комплекс упражнений для улучшения общей и артикуляционной моторики [4].
На основании выше описанных исследований, проведенных в детском саду, мы разработали ряд кейс-заданий по теме «Физиологические основы развития речи и моторики у детей» в курсе «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для магистрантов. Необходимо отметить, что предложенный перечень заданий предназначен для будущих логопедов, которые планируют работать с детьми дошкольного возраста.
Перечень кейс-заданий для организации научно-исследовательской деятельности магистрантов:
№1. Вы работаете логопедом в детском саду или в детском центре с детьми дошкольного возраста. Какие методики оценки уровня общей и речевой моторики Вы можете использовать? Проведите мини-исследование в детском саду или в группе детей дошкольного возраста.
№2. Вы работаете в детском учреждении. С помощью каких методик можно оценить нервно-психическое состояние и развитие детей?
№3. Проведите мини-исследование в детском саду. Какие методики для оценки звукопроизношения можно использовать? Каковы особенности звукопроизношения у здоровых детей и детей с наличием неврологической патологии?
№4. Докажите на примере данных из области нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности, что развитие речи у детей идет параллельно с их умственным и физическим развитием.
Структура кейс-задания:
1. Название кейс-задания.
2. Формулировка научно-исследовательских компетенций магистранта (например, такой компетенции как ПК-11).
3. Планируемые образовательные результаты.
4. Формулировка проблемы или задачи.
5. Описание практической ситуации и научно-исследовательской задачи, например, как в кейс-задании
№3.
6. Перечень дополнительных вопросов к кейс-заданию, наглядных или иллюстративных материалов.
7. Отчет по кейс-заданию: описание и презентация.
8. Критерии оценивания кейс-задания (в баллах).
При проектировании кейс-задания были использованы 3 этапа создания кейса: поисковый, конструктивный и технологический. На поисковом этапе мы осуществляли подбор необходимого материала, создавали структуру кейса и ставили научно-исследовательские задачи. На конструктивном этапе формулировались дидактические цели и задачи, оценивались их возможности в формировании научно-исследовательских компетенций магистрантов, определялись проблемные ситуации. На технологическом этапе проектирования кейса мы описывали разработки способов его внедрения в образовательную практику, а также критерии оценивания.
Оценивание сформированных компетенций является чрезвычайно актуальным. В исследовании Перевощиковой Е.Н. отмечено, что современные средства оценивания результатов обучения должны «давать информацию о степени освоения компетенций и учитывать развитие профессионально-личностных качеств студента» [6, с. 9].
Критериями оценивания кейс-заданий явились следующие показатели: 1) степень полноты решения задачи, научный подход к решению (от 0 до 2 баллов), 2) степень освоения информации по изучаемому вопросу (от 0 до 2 баллов), 3) аргументация способа решения задания, возможности его применения на практике (от 0 до 2 баллов), 4) защита выполненного кейс-задания, его представление в виде презентации (от 0 до 2 баллов). Исходя из суммы баллов, уровни сформированности научно-исследовательской компетенции ПК-11 могли быть следующими: оптимальный уровень (8-7 баллов), допустимый уровень (6,9-6,0 баллов), критический уровень (5,9-5,0 баллов), недопустимый уровень (менее 5 баллов).
Наша апробация нескольких кейс-заданий показала, что у 90% магистрантов были сформированы допустимый и оптимальный уровни овладения научно-исследовательскими компетенциями при изучении курса «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем». По нашему мнению, трудность проектирований кейс-заданий заключается в том, чтобы не только повысить эффективность учебного процесса при изучении отдельных тем курса, но и поставить задачи, для выполнения которых требуются самостоятельные исследования.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что с помощью использования кейс-метода можно эффективно формировать научно-исследовательские компетенции будущих логопедов.
Выводы. По результатам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, выявлены адекватные методики по исследованию звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста, которые позволили провести оценку произношения согласных звуков.
Во-вторых, показано, что у 70% обследованных детей с неврологической патологией наблюдалось нарушение состояния общей и мелкой моторики, а у 50% детей состояние речевой моторики было ухудшено.
В-третьих, мы рассмотрели этапы проектирования кейс-заданий и предложили варианты кейс-заданий для использования в учебном процессе в курсе «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» на основе материалов обследования речи и состояния моторики детей данной возрастной группы. Описанные в статье методики могут быть использованы при составлении практико-ориентированных заданий в подготовке бакалавров и магистрантов по профилям «Логопедия», «Логопедическое сопровождение детей и взрослых».
В-четвертых, при проектировании кейс-заданий для магистрантов-логопедов мы учли не только специфику их будущей профессиональной деятельности, но и формирование научно-исследовательских компетенций.
Литература:
1. Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях // Вестник Мининского университета. 2013. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/383/359.
2. Маясова Т.В., Неделяева А.В. Модель создания контекстных заданий в дисциплине «Нейрофизиология» // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3. URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=24822.
3. Мухина А.Я., Михайлова Н.Ю. Речедвигательная ритмика // Сборник статей. М.: Редакционно-издательский центр, 2008. 116 с.
4. Неделяева А.В., Медведская И.В. Нарушения речи у детей среднего дошкольного возраста // Modern humanities success. 2019. №3. С. 50-54.
5. Носенко Н.П. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Физическое воспитание детей и учащейся молодежи. 2014. №2. С. 16-18.
6. Перевощикова Е.Н. Рейтинг-план как механизм оценивания степени сформированности компетенций // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-9.
7. Петровский А.М., Смирнова Ж.В., Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в условиях проектной деятельности // Карельский научный журнал. 2018. Т.7. №1 (22). С. 69-72.
8. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4. С. 7.
9. Фомичева М.Ф. Практикум по логопедии: учебное пособие для учащихся педагогических колледжей по специальности «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 1989. 239 с.
10. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 18. Pp. 12650-12657.
11. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N.; et al. Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 2. Pp. 1484-1493.
12. Yadryshnikov K.S., Bystritskaya E.V., Burkhanova I.Y. et al. Case-Technology Functions In College Student Vocational Training // Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 8. Issue 3. P. 305-316. Published: MAR 2018.
Педагогика
УДК:372.882
кандидат филологических наук, доцент Несынова Юлия Владимировна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА
ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Аннотация. Статья посвящена использованию современных образовательных технологий в курсе обучения литературе в школе. Цель статьи - дать определение кейс-технологии, проанализировать входящие в нее методы c точки зрения их соответствия возможностям литературы как учебного предмета и возрастным особенностям школьников. Раскрыть потенциал кейс-методов при достижении предметных результатов и формировании универсальных учебных действий на уроках литературы на разных ступенях обучения. Предложить примеры использования различных видов кейс-методов на уроках литературы в разных классах.
Ключевые слова: методика обучения литературе, кейс-технологии, кейс, метод анализа конкретных ситуаций (АКС), игровое проектирование, метод ситуационно-ролевых игр, метод дискуссии, метод разбора деловой корреспонденции, универсальные учебные действия.
Annоtation. The article is devoted to the use of modern educational technologies in a course of teaching literature in a school. The purpose of the article is to give a definition of case technology, to analyze the methods included in it from the point of view of their correspondence to the possibilities of literature as a school subject and the age characteristics of schoolchildren. To explore the potential of case-studies in achieving objective results and the formation of universal educational actions in literature lessons at different levels of instruction. To offer examples of the use of different types of case-studies in literature lessons in different classes.
Keywords: methodology of teaching literature, case technology, case study, method of analysis of specific situations (ACS), game design, method of situational role-playing games, discussion method, method of parsing business correspondence, universal training actions.
Введение. Современные требования к школьному образованию акцентируют внимание на компетентностно- и личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование. Новые требования к результатам школьного образования предполагают поиск и использование в процессе обучения продуктивных современных технологий, стимулируют педагогов проводить инновационные эксперименты.
Среди образовательных технологий, отвечающих требованиям ФГОС к процессу обучения, кейс-технологии занимают особое место. Они открывают возможности для индивидуального обучения, формируют положительную мотивацию к процессу получения знаний, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь для самообразования, способствуют формированию самостоятельности, максимально задействуют коммуникативные и творческие способности учеников. Применение кейс-технологий наиболее продуктивно при обучении тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Несомненным достоинством метода является не только получение