А. И. Садретдинова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых был сам человек. В третьем тысячелетии в связи с проявлениями разрушительных сил природы, опасностей социального характера, увеличением количества промышленных аварий и катастроф, отсутствием навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях актуализировалась необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности.
В современной российской действительности, как и во все времена, человеческий фактор является главной движущей силой общественного развития. Сегодня, в эпоху перемен, возрастает актуальность знаний о человеке, о возможностях его адаптации к быстро меняющейся природной, социальной и культурной среде, динамичным изменениям во всех сферах общественной жизни.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Безопасность — это состояние защищенности, устойчивости важных интересов, здоровья и жизни личности. Достичь такого состояния можно только с помощью образования. Другого пути нет. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Следовательно, на Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, не подозревающих о возможности возникновения опасностей. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.
Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения была предложена новая учебная дисциплина — безопасность жизнедеятельности. Данная дисциплина представляет собой область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающих соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н. А. Едимская, М. А. Котик, Л. А. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин и др.). Подготовка должна проводиться на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова и др.).
© А. И. Садретдинова, 2008
Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Между тем в реальной действительности все более обостряются следующие противоречия: между нарастающими темпами деградации социоприродной среды в процессе углубления экологического кризиса, реальной практикой экосоциального бытия и низкой скоростью осознания, отражения в общественном и индивидуальном сознаниях остроты ситуации, потребности формирования безопасного мышления и поведения в дисгармоничных условиях; социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с безопасностью жизнедеятельности личности, и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка мы понимаем совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье.
Для того чтобы формировать культуру безопасности жизнедеятельности у детей, необходимо знать идеальную характеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности:
1) это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения;
2) Это ребенок, который знает:
• свои имя, фамилию, домашний адрес;
• предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ (детских оздоровительных учреждениях);
• причины возникновения возможных травмирующих ситуаций, опасных для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; следует соблюдать осторожность и безопасность у окна, на балконе);
• как обращаться с острыми, колющими и режущими предметами;
• приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;
• способы поведения при пожаре: вызвать пожарных по телефону, не прятаться, выйти из комнаты или лечь на пол;
3) Ребенок умеет пользоваться с осторожностью:
• самостоятельно — столовыми приборами;
• с разрешения взрослых — иголкой, теркой, молотком, гвоздями;
• вместе со взрослыми — инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);
• пожароопасными предметами — обращается за помощью к взрослым при необходимости использования;
4) Ребенок знает, что и как необходимо делать в определенных ситуациях:
• в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01);
• оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;
• выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах;
• различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;
• проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;
• соблюдать правила дорожного движения;
• правильно вести себя на природе;
• элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;
• как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;
• объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий);
• оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).
В данной статье мы обосновываем основные подходы к проектированию педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников. «Проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII в. и восходящего к латинскому «projecшs», означающему «брошенный вперед».
П. Буккер1 и Т. Вудсон2 подчеркивают, что проектирование является процессом, при котором многократно принимается решение по разработке проекта и многократно моделируется объект проектирования до тех пор, пока не будет достигнут положительный конечный результат. Дж. К. Джонс 3 указывает на функциональное значение проектирования, заключающееся в создании идеальных моделей объектов, которые в определенном отношении лучше, чем существующие, и служат для удовлетворения общественных потребностей. Т. В. Кудрявцев4 под проектированием понимает процесс создания представлений об объекте, которое объективируется в разнообразной технической документации. Таким образом, проектирование является специфической человеческой деятельностью, направленной на выработку субъектом представлений о предполагаемых результатах деятельности и возможных способах (средствах) их достижения, осуществляемой на основе представлений человека о действительности и о себе самом. В современных исследованиях отечественных педагогов проектирование рассматривается и как этап педагогической деятельности при решении конкретной задачи, и как особый вид педагогической деятельности, которая является «непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики» (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, И. К. Журавлев и др.). Отсюда сущность проектирования определяется и как «предварительное мысленное построение будущего процесса обучения» (В. В. Сериков), и как «предварительная целеобусловленная разработка конкретных практических взаимодействий участников педагогических систем, процессов» (В. П. Лебедева). Анализ данных определений показал, что существуют значительные расхождения в толковании понятия «проектирование», но в целом педагогическое проектирование рассматривается как целенаправленная деятельность (процесс) по созданию проекта (системы, модели) с целью совершенствования педагогического процесса5.
Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников осуществлялось нами в контексте культурологического и личностно-ориентированного подходов на основе следующих принципов:
1) принципа адаптации, проявляющегося в средствах, способах адаптации личности к среде обитания и жизнедеятельности, позволяющего ребенку психологически комфортно и защищенно чувствовать себя и проявлять позитивное отношение к социоприродным условиям;
2) системно-прогностического принципа, согласно которому дошкольное образование
рассматривается как система, отражающая происходящие в обществе перемены, но достаточно автономная, имеющая собственную инфраструктуру и развивающаяся в соответствии с собственными целями и закономерностями; 3) принципа интегративности, определяющего взаимодействие разных видов деятельности ребенка в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности; 4) одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания детьми правил техники безопасности жизнедеятельности; 5) результативности (развивающего эффекта).
Первым условием проектирования является создание здоровьесберегающей среды как комплексного средства обеспечения эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ. Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем совокупность всех образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в процессе его пребывания в ДОУ. Нами выделены следующие требования организации здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ:
• валеологизация и экологизация образовательного процесса, предполагающие нацеленность на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей;
• биоэкосоциальная адаптация ребенка к условиям пребывания в ДОУ, что обеспечивается оптимизацией жизненного пространства, здоровым образом жизни, культурой взаимоотношений;
• учет возрастных и индивидуальных психосоматических возможностей детей.
Вторым условием проектирования является реализация педагогической технологии как
системообразующего фактора природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса. Педагогическую технологию мы рассматриваем как логическую последовательность операций, отражающую объективный по отношению к определенным условиям, воспроизводимый путь достижения конкретной цели, направленный на реализацию и активизацию резервных возможностей участников, сохранение их здоровья и обеспечивающий не только знания, умения, навыки, но и безопасность жизнедеятельности.
Содержательный блок технологии представлен программой «Формируем культуру безопасности жизнедеятельности у дошкольников». Ее целью является формирование у дошкольников ориентиров в сознании «безопасность — опасность», умения осуществлять осознанные действия в ситуациях, адекватных этим понятиям. Разработанная нами программа содержит три блока: «Безопасность в квартире», «Безопасность на улице», «Безопасность в природе».
Культура безопасности в квартире формируется через создание у ребенка умения пользоваться бытовыми приборами, знаний о возможных травмирующих ситуациях, опасных для здоровья и жизни. С этой целью можно организовывать с детьми дидактические игры «Опасные предметы», «Как не обжечься», игры-тренинги «Могут ли игры быть опасными?», «Светофор» и др.
Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения, через проявление в сознании ориентиров «безопасность — опасность», усвоение определенных знаний (своих «паспортных» данных), формирование психологии взаимоотношений. Создание представлений об опасностях на улицах города возможно с помощью фотоколлажа. Варианты использования фотоколлажа различны. Например, упражнение «Найди и покажи, что нельзя делать на проезжей части» позволяет уточнить знания об опасных действиях на дороге, способствует развитию доказательности речи. Игры «Я загадаю, а ты отыщи», «Опасно — безопасно», «Найдите
и назовите правила дорожного движения», «Правила поведения в автобусе» направлены на закрепление и систематизацию существующих у детей представлений.
Формирование безопасности поведения в природе осуществляется через получение детьми знаний об окружающем мире, экологических законах природы, их действиях, формирование экологического сознания, основанного на системе средств экологической сферы деятельности. Уже в дошкольном возрасте ребенка можно научить различать опасность и безопасность, развить у него умение предотвращать опасности. Прогностические умения в этом возрасте ограничены уровнем доступных знаний, однако готовность к прогнозу возможных вариантов разворачивания событий и предотвращение нежелательных вариантов можно воспитывать уже у дошкольников. С детьми необходимо рассматривать действия человека в природе и их последствия. Этому способствуют моделирование проблемных ситуаций, метод проектов, беседы «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы», «Как вести себя во время грозы».
Третьим условием проектирования является диагностический инструментарий определения уровней сформированности культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Он представлен беседами, с помощью которых можно изучить наличный уровень детских представлений и навыков безопасного поведения в домашней среде, на улицах города и в природе; методом моделирования жизненно значимой ситуации; методом прогнозирования ситуации; диагностическими играми «Что так, что не так», «Опасное путешествие» и др.
1 Буккер П. Моделирование объекта проектирования. М., 1964.
2 Вудсон Т Проектирование как итерационный процесс. М., 1966.
3ДжонсДж. К. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. М., 1976.
4 Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. М.,
1975.
5 Тупичкина Е. А. Проектирование технологии преемственности интеллектуального развития детей 5-7 лет на основе информационного подхода: Автореф. докт. дис. Ростов-на-Дону, 2005.