УДК 378
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
В.П. Сухинин, М.В. Горшенина
Самарский государственный техническийуниверситет», филиалв г. Сызрани 446001, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]
Рассматривается использование принциповдиалектической логики для управления качеством разработки основных образовательных программ. Представленнаямодель позволяет провести диалектический анализ существующего состояния процесса подготовки бакалавров и выработать стратегию его улучшения.
Ключевые слова: основная образовательная программа, диалектическая модель, практическое обучение, теоретическое обучение, требования работодателей, требования образовательного стандарта, компетенции.
Эффективное управление любой системой возможно только в том случае, если определена совокупность параметров с указанием всех характеристик (определение, единицы измерения, диапазон измерений, место применения), позволяющая по любому направлению в любой момент времени определить комплексные и интегральные показатели для принятия обоснованных решений. В качестве такого комплексного показателя, позволяющего оценивать результаты обучения, в стандартах третьего поколения указывается компетентность. В сравнении с другими результатами обучения компетентность:
- является интегрированным результатом;
- существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания);
- совершенствуется по пути интеграции с другими компетентностями через осознание общей основы деятельности, причем сам способ деятельности включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения);
- проявляется осознанно (в отличие от навыка) [1].
Однако анализ требований федеральных государственных образовательных стандартовпо различным направлениям подготовки бакалавровв части формируемых компетенций и соответствующий анализ требований работодателей в части требуемых для эффективной профессиональной деятельности компетенций выявил существенные различия в перечне профессиональных компетенций. В связи с этим при разработке основнойобразовательной программы (ООП)необходимо определить, какие характеристики выпускников нужны в различных сферах, и учесть их в региональном и вузовскомкомпонентах ООП.В случае систематических ошибок в методологии управления качеством проектирования основных образовательных программ потери личности, накладываясь на интеллектуальный потенциал страны, пролонгируются на много лет вперед. Следовательно, подходы к разработке ООП должны удовлетворять требованиям не только ФГОС, но и работодателей. Возможным ре-
Валентин Павлович Сухинин, доктор педагогических наук, профессор, проректор по управлению филиалом Самарского государственного технического университета в г. Сызрани. Маргарита Владимировна Горшенина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и управления социальными системами.
шением этой проблемы является применение логики диалектического мышления, которая достаточно эффективно используется при проектировании и управлении изменениями как в социальной сфере [2], так и в образовательной деятельности [3].Воспользовавшись принципами биполярной логики, построим модель управления качеством проектирования ООП.
В качестве основания для построения диалектической модели принимаются следующие принципы.
1. Принцип полярности-каждый естественный процесс существует в некотором пространстве своих полярных качеств: полюс А и полюс В.
2. Принцип дополнительности - полярные качества взаимосвязаны и дополняют друг друга.
3. Принцип предельности - всегда можно обнаружить некоторые граничные значения свойств естественных объектов, в непосредственной близости от которых и за пределами которых они перестают существовать.
4. Принцип гармоничности - между граничными значениями свойств существует область в каком-то смысле «хороших» или «нормальных» состояний.
На рис. 1 представлена двухполярная модель с указанием основных зон, полученныхв соответствии с правилом «золотого сечения». В опасной зоне не может быть обеспечено качественное проектирование ООП в силу его односторонности. Зона риска характеризует область взаимоотношений, которые могут привести к разрушению гармонии. В оптимальной зоне обеспечивается гармоничное сочетание.
А »
I I >1 1 Г+-
I I
I
3
С
-И 1 Г+-
I I -•
В
2
2
Р и с. 1. Двухполярная модель:
1 -опасная зона (0,059); 2 -зона риска (0,382); 3 -оптимальная зона (0,236)
Чтобы достичь гармонии, необходимо уравновешивать полюса А и В, так как при чрезмерном приближении к одному из полюсоввозрастает опасность разрушения системы как целого. В связи с этимважной характеристикой любого процесса становится тенденция изменчивости свойств, то есть при нарастании одного из свойств нарастает и тенденция к его снижению. Возникает так называемый эффект отталкивания.
В качестве диалектической пары для проектирования ООП можно выбрать пару: «требования работодателей» (полюс А) - «требования ФГОС» (полюс В).Выполнение только требований ФГОС снижает удовлетворенность потребителя (работодателя) и не обеспечивает конкурентоспособности выпускника на рынке труда. И наоборот, делая упор при проектировании основных образовательных программ только на требования работодателя, мы не получим эффективного результата от обучения, так как у выпускника не будут сформированы необходимые ему для адаптации в социуме общекультурные и базовые компетенции.
В качестве примера рассмотрим ООП по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». Оценка ООП проводилась экспертной комиссией по ряду показателей, а также по результатам анкетирования работодателейи тестирования студентов. В табл. 1 выделены основные характеристики и признаки для каждого
полюса. Каждый признак оценивалсяпо 3-балльной шкале: 0 - отсутствие признака, 1 - ярко выраженный признак, 0,5 - средневыраженный признак.
Таблица 1
Основные характеристики и признаки полюсов А и В
№ п/п Характеристика Признаки дляполюса А Оценка признака для А Признаки для полюса В Оценка признака для В
1 Целеполагание Фокус на требования работодателя 0 Фокус на требования ФГОС 1
2 Организация учебного процесса Практика 0,5 Теория 0,5
3 Подход к проектированию ООП Творческий 0,5 Рутинный 0,5
4 Удовлетворенность работодателей Есть 0,5 Нет 0,5
5 Готовность выпускников к профессиональной деятельности Да 0,5 Да 0,5
6 Адаптация выпускников на производстве Да 0,5 Да 0,5
7 Адаптация выпускников в социуме Да 0 Да 1
Вычислим средний балл для полюса А «требования работодателей»:
(0,5 +0,5 +0,5 +0,5 +0,5)/7 = 0,36.
Для полюса В «требования ФГОС»:
(0,5+1+0,5+0,5+0,5+0,5+1)/7 = 0,64.
Получается, что точка С (см. рис. 1)находится в зоне риска, но близка к оптимальному состоянию. Несмотря на то, что на данный момент преобладает полюс В, появляется тенденция к усилению полюса А, то есть невозможно обеспечить конкурентоспособность, если не уделять внимание выполнению требований работодателей. Согласно принципу гармонии оптимальное соотношение между этими полюсами должно быть 1:2 или 2:1, только в этом случае мы можем обеспечить эффективное проектирование ООП.
Для выбора наиболее целесообразного варианта необходимо установить, при каких условиях он наиболее уместен. Всякое свойство естественного процесса, будучи всегда связанным с другими естественными процессами, может быть уместным или неуместным в смысле гармонии. Условия уместности и неуместностисобытий образуют пару полярных свойств некоторого другого естественного процесса. Тем самым осуществляется переходк четырехполюсной модели.
Найдем уместные события для построенной пары. Выполнение требований работодателя уместно только тогда, когда разработчики ООП уделяют большое внимание практическому обучению студентов и их вовлеченности в производственные процессы. Это достигается организацией практик, нацеленностью практических занятий на решение профессиональных проблем, привлечением для преподавания специалистов с про-
изводства и пр. Диалектической паройпрактическому обучению будет теоретическое обучение. Следовательно, с полюсом «практика» можно сопоставить полюс «теория». Таким образом, будет построен диалектический квадрат (рис. 2).
Полученная модель позволит проводить диалектический анализ существующего состояния процесса подготовки выпускников в вузах ивыработать стратегию его улучшения.
Проведем анализ по основной шкале «требования работодателей - требования ФГОС». Предположим, что вся деятельность по разработке ООПнаправлена на удовлетворение требований ФГОС (точка К на рис. 2). Проекциями точки К на линии связи между явлениями и условиями уместности будут точки К1, К2 и К3.
Практика К1 Теория
Рис. 2. Диалектический квадрат
В табл. 2 представлены свойства существующего состояния и возможные тенденции развития процесса разработки ООП.
Таблица2
Свойства существующего состояния
Точка Факт Тенденция
К1 Так как преобладает нацеленность на требования ФГОС, то наиболее уместно ожидать преобладания теоретического обучения над практическим. Тенденция такова, что разработчики ООП будут вынуждено увеличивать часы на практическое обучение, так как без этого невозможно освоение теории.
К2 Насколько разработчики ООП будутнацелены только на удовлетворение требований ФГОС, настолько неуместно ожидать вовлеченности обучаемых в решение профессиональных задач. Скорее всего, нацеленность разработчиков ООП на требования ФГОС не уменьшится, так как точка К2 попадает в зону оптимальных соотношений.
Кз Там, где удовлетворенности требований работодателей уделяют мало внимания, преобладает теоретическое обучение. Повышение удовлетворенности работодателей приведет к пересмотру образовательного процесса в сторону увеличения доли практического
Аналогичный анализ можно провести для любого произвольного состояния процессаразработки ООП и определитьстратегию изменения этого состояния с целью перехода в область гармоничных соотношений, где будет обеспечено необходимое качество подготовки выпускников.
Следовательно, использование принципов диалектической логики и построение диалектических моделей позволят повысить качество разработки основных образовательных программ с учетом требований всех заинтересованных сторон и обеспечат конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированное™ ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. - 2008. - №2. - С.161 - 185.
2. Масленников В.Г.,Теслинов А.Г.Теория и практика диалектического мышления. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. - 132 с.
3. Горшенина М.В.,Кривушкин Ю.Н., Сухинин В.П.Основы проектирования образовательных систем с позиций качества. - М.: Открытый мир, 2007.- 224 с.
Поступила в редакцию 10.10.2013; вокончательном варианте 10.10.2013
UDC 378
DESIGN OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE BASIS OF DIALECTIC LOGIC
V.P.Sykhinin, M. V. Gorshenina
SamaraStateTechnicalUniversity, Syzran Branch 45, Sovetskaya st., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]
Graduates of higher education institutions will be competitive on the labor market if at development of the main educational programs the principles of dialectic logic are considered.
Key words:the main educational program, dialectic model, practical training, theoretical training, requirements of employers, requirements of the educational standard, competence.
Original article submitted 10.10.2013; revision submitted 10.10.2013
Valentin P. Sykhinin, the head of the branch ofFGBOU VPO Samara State Technical University in Syzran, doctor of pedagogical sciences.
Margarita V. Gorshenina, thehead pedagogics and management chair social systems, candidateof pedagogical sciences.