проектирование образовательных траекторий студентов в условиях дистанционного обучения по физическому воспитанию
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 05.04.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Бакаев1
Кандидат педагогических наук С.В. Калмыкова1
Доктор педагогических наук, профессор Ж. Ф.-М. Гайяр2
Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Васильева1
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
2Университет Лотарингии, г. Нанси, Франция
distant physical education service: individual progress
trajectories
PhD, Associate Professor V.V. Bakaev1 PhD S.V. Kalmykova1
Dr. Hab., Professor J. F.-M. Gaillard2 PhD, Associate Professor V.S. Vasilyeva1
1Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg 2University of Lorraine, Nancy, France
Аннотация
Цель исследования - обобщить опыт реализации дисциплины «Физическая культура» (теория) в условиях электронного обучения и выработать практические рекомендации по изменению взаимодействия между преподавателем и обучающимся в электронной образовательной среде. Методика и организация исследования. Коллективом авторов был разработан и внедрен в учебный процесс онлайн-курс по физической культуре, а также разработана рабочая программа дисциплины, которая была интегрирована в учебные планы обучающихся. Предложена организационная модель изучения теоретического курса в условиях электронного обучения, проведен подробный анализ результатов реализации предложенного курса. Результаты исследования и выводы. Первая апробация предложенной модели прошла в 2017 г. На курс было записано более 500 слушателей. Результаты исследования показали, что существующие формы изучения дисциплин требуют трансформации форм и методов самостоятельного получения знаний. Освоение материалов вызвало определенные организационные трудности, как у слушателей курса, так и у преподавателей. Опрос студентов показал, что с трудностями освоения курса столкнулись 20% студентов. Основными причинами плохого освоения курса респонденты отметили: пропуск сроков записи на курс, пропуск дедлайнов прохождения промежуточных аттестаций, невнимательность, забывчивость и загруженность другими дисциплинами. Чтобы инициировать обучающихся на более активное вовлечение в образовательный процесс, были даны рекомендации разработчикам курсов: обязательно раз в год обновлять тестовую базу промежуточных аттестаций; внедрять в структуру курса интерактивные элементы (кроссворды, проекты); проходить дополнительные курсы, материалы которых отвечают формируемым компетенциям онлайн-курса «Физическая культура» (теория).
Ключевые слова: онлайн-курс, «Физическая культура» (теория), образовательная траектория, обучающиеся, электронное обучение.
Abstract
Objective of the study was to summarize modern practical experiences of academic online Physical Education Theory and make practical recommendations on how the trainer-trainee communication may be improved in the digital education environments.
Methods and structure of the study. Our research team has developed and piloted an online Physical Education Theory course with an institutional model of the digital Physical Education Theory, and analyzed practical benefits of the course. The online physical education course offers a harmonized interpretation of the physical education theory accessible for every trainee despite some ambiguity of the traditional terms and meanings; is designed on clear logics and rules for delivering the key physical education concepts; and governed by a unified physical education concept. The online physical education course gives a due priority to the physical education service distribution in the faculty so as to timely customize and individualize the physical education formats. Results and Conclusion. Some students of the online Physical Education Theory course demonstrate poor academic progress and backlogs with low examination grades to effectively stall the online education service. We have addressed this problem by special recommendations for the online education course developers with an emphasis on the interest and progress facilitating motivations. We prioritized the following recommendations: update the interim test sets at least once a year; offer lively interactive learning elements in the course including crosswords, special projects, etc.; encourage the trainees for supplementary courses to facilitate their progress in the online Physical Education Theory. Conclusion. Having analyzed the practical experience and benefits of the online Physical Education Theory course, we offered practical recommendations for the course trainers and trainees on how the academic progresses may be facilitated to avoid or reduce the academic backlogs.
Keywords: online course, physical education theory, progress trajectory, students, digital education.
Введение. Вопросы организации образовательного процесса в современном обществе, его целеполагания,
все острее встают сегодня, в условиях, когда большинство высших учебных заведений вынуждено переводить
№8 • 2021 Август I Auaust
http://www.teoriva.ru
часть образовательного процесса в полный онлайн-фор-мат [1-3, 5].
За последние 10 лет электронное обучение, дистанционные технологии стали неотъемлемой частью ряда национальных образовательных систем. Одновременно с этим большое развитие получило обучение на основе технологии массовых открытых онлайн-курсов (МООС). Активное развитие МООС в последние годы позволяет говорить о том, что тенденция к росту слушателей на них, а следовательно, и количество вовлеченных в онлайн-образование, растет с каждым годом [6, 9].
Сегодня в активе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого более ста МООК, доступных на внешних и внутренних образовательных платформах. Модели встраивания таких ресурсов в образовательный процесс и степень их вовлечения различаются в зависимости от курса. Не всегда можно говорить об успешности той или иной модели, но это только стимулирует поиск новых путей решения проблем [2, 4, 6, 7, 10].
Эти тенденции не обошли стороной и такую дисциплину, как «Физическая культура», состоящую из двух условно независимых частей: элективной физической культуры и теоретической части.
Цель исследования - обобщить опыт реализации дисциплины «Физическая культура» (теория) в условиях электронного обучения и выработать практические рекомендации по изменению взаимодействия между преподавателем и обучающимся в электронной образовательной среде.
Методика и организация исследования. Коллективом авторов был разработан и внедрен в учебный процесс онлайн-курс по физической культуре [2]. Предложена организационная модель изучения теоретического курса в условиях электронного обучения, а также проведен подробный анализ результатов реализации курса.
Создание курса и его внедрение в образовательный процесс позволило реализовать единую содержательную интерпретацию основных и исходных понятий теории физического воспитания для всех обучающихся, несмотря на существующую многозначность используемых терминов; соблюсти элементарные логические правила при введении понятий; внедрить единую концепцию физического воспитания. В рамках курса была распределена нагрузка между преподавателями для обеспечения личностно-ориентированного подхода на аудиторных занятиях [2].
Результаты исследования и их обсуждение. Первая апробация курса была проведена весной 2017 г., на курс было записано более 500 студентов 1-го курса. Формат
представления материалов и сама организация обучения (самостоятельное изучение материала, одна вводная очная лекция, дедлайны прохождения курса и итоговое тестирование) оказались новыми формами обучения для большинства студентов. Освоение материалов вызвало определенные организационные трудности и, как следствие, большое количество задолженностей и повторных пересдач. Опрос студентов показал, что с трудностями освоения курса столкнулись не менее 20 % из них. Основными причинами плохого освоения курса респонденты отметили: пропуск сроков записи на курс, пропуск дедлайнов прохождения промежуточных аттестаций, невнимательность, забывчивость и загруженность другими дисциплинами. Однако проведенная разъяснительная работа, жесткая позиция руководителей образовательных программ и, что немаловажно, позиция преподавателей курса, проводящих разъяснительную работу по реализации курса, активно отвечающих на вопросы студентов, позволили в последующих семестрах существенно уменьшить количество должников. Результаты проведенной работы и стали существенной инициативой в части трансформации форм и методов самостоятельного получения знаний.
Несмотря на то, что принципы организации самостоятельного обучения, в том числе и программированного обучения, были сформулированы достаточно давно [10], следует отметить, что их реализация при использовании онлайн-курсов в образовательном процессе требует некоторого переосмысления и трансформации. В первую очередь это связано с тем, что отсутствует непосредственное взаимодействие обучающегося и преподавателя, сегодня оно реализуется опосредованно, посредством цифровой среды, что вносит в него существенные коррективы.
4500 4000
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Рис. 1. Часы активности слушателей курса в течение дня (по горизонтали - часы, по вертикали - количество слушателей)
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
Маг 2019 Арг 2019 Мау 2019 ^п 2019 Маг 2019
Рис. 2. Активность пользователей на курсе в течение семестра и в период сессии
56
http://www.teoriya.ru
№8^ 2021 Август | August
Методологическую основу самостоятельного добывания знаний при программированном обучении по Скиннеру [8] составляет «теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концепции». Скиннер сформулировал следующие принципы программированного обучения: 1) подача информации небольшими порциями; 2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации; 3) предъявление ответа для самоконтроля; 4) дача указаний в зависимости от правильности ответа.
Очевидно, что пункты 1-3 - это не что иное, как организованные соответствующим образом материалы онлайн-курса, а п. 4 требует модификации вследствие отсутствия непосредственного общения субъектов образовательного процесса.
Реализуя курс «Физическая культура» (теория), было отмечено несколько возможных вариантов взаимодействия:
1. Непосредственное общение преподавателя и обучающегося и преподавателя на форумах курса. Важно отметить, что такое общение не должно иметь «временных провалов», то есть на вопрос, заданный сегодня, необходимо отвечать в течение суток. Именно поэтому в Политехническом университете поддержка МООК курсов осуществляется не только преподавателем-предметником, но и техническим менеджером платформы, фиксирующим появление вопросов и инициирующим преподавателей к ответам на них.
2. Встречаются слушатели (и при обязательном вовлечении онлайн-курсов в образовательный процесс их достаточно много), которые не проявляют достаточной прилежности при повторном изучении материала, так как считают его достаточно простым (рис. 1, 2).
В результате освоения курса слушателями не в полном объеме усваивается материал, что ведет к снижению результатов освоения курса и, как следствие, к получению низкой оценки, а также снижается качество образовательного процесса. Таким образом, для того, чтобы инициировать обучающихся на более активное вовлечение в образовательный процесс, нами были даны рекомендации разработчикам курсов. К наиболее первоочередным мы отнесли: обязательно раз в год обновлять тестовую базу промежуточных аттестаций; внедрять в структуру курса интерактивные элементы (кроссворды, проекты и т. п.); проходить дополнительные курсы, материалы которых отвечают формируемым компетенциям онлайн-курса «Физическая культура» (теория).
Вывод. В ходе проведенного исследования были сформулированы практические рекомендации, как для слушателей изучаемых дисциплин, так и преподавателей, реализующих теоретический курс по физической культуре, показана положительная динамика снижения академической задолженности слушателей по изучаемой дисциплине.
Литература
1. Апенько С.Н. Проблемы использования открытых онлайн-курсов в образовательном процессе вуза: мотивация преподавателя / С.Н. Апенько, С.Л. Тимкин // Информатизация образования: теория и практика. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. - С. 54-58.
2. Бакаев В.В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательном процессе: опыт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого / В.В. Бакаев, С.В. Калмыкова // Неделя науки СПбПУ: материалы науч. конф. с межд. участием.
Лучшие доклады. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 405409.
3. Бакулев С.Е. Электронные образовательные технологии для системы вузов физической культуры / С.Е. Бакулев и др. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - 390 с.
4. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС "3+" по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 12-14.
5. Григорьев В.И. Перспективы развития спортивной науки в российских вузах / В.И. Григорьев, О.Е. Пискун, В.М. Иванов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 34-36.
6. Калмыкова С.В. Анализ активности студентов, изучающих теоретический курс дисциплины «Физическая культура» дистанционно / С.В. Калмыкова, В.В. Бакаев, В.С. Васильева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт, Вып. 8. - 2020. - С. 38-44.
7. Пискун О.Е. Эволюция государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по физической культуре в современной России / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 29-30.
8. Скиннер Б. Наука об учении и искусство обучения / Б. Скиннер // Программированное обучение за рубежом. - М.: Высшая школа, 1968. - 32 с.
References
1. Apenko S.N., Timkin S.L. Problemy ispolzovaniya otkrytykkh onlayn-kursov v obrazovatelnom protsesse vuza: motivatsiya prepodavate-lya [Problems of using open online courses in academic educational process: teacher motivation]. Informatizatsiya obrazovaniya: teoriya i praktika [Informatization of education: theory and practice]. Omsk: OmSPU publ., 2016. pp. 54-58.
2. Bakaev V.V., Kalmykova S.V. Massovye otkrytye onlayn-kursy v obrazovatelnom protsesse: opyt Sankt-Peterburgskogo politekh-nicheskogo universiteta Petra Velikogo [Mass open online courses in educational process: experience of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University]. Nedelya nauki SPbPU [SPbPU Science Week]. Proceedings of scientific conf. with int. participation. The best reports. St. Petersburg: Politechnic university publ., 2017. pp. 405409.
3. Bakulev S.E. et al. Elektronnye obrazovatelnye tekhnologii dlya siste-my vuzov fizicheskoy kultury [Electronic educational technologies for physical education university system]. St. Petersburg: Polytechnic university publ, 2018. 390 p.
4. Vengerova N.N., Lyuik L.V., Piskun O.E. Realizatsiya FGOS «3 » po fizicheskoy kulture v vyisshey shkole [University implementation of "3+" FSES for physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 12-14.
5. Grigor'ev V.l., Piskun O.E., Ivanov V.M. Perspektivy razvitiya sport-ivnoy nauki v rossiyskikh vuzakh [Perspectives of Development of Sport Science in Russian Universities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. pp. 34-36.
6. Kalmykova S.V., Bakaev V.V., Vasilyeva V.S. Analiz aktivnosti stu-dentov, izuchayushchikh teoreticheskiy kurs distsipliny «fiziches-kaya kultura» distantsionno [Analysis of activity of students studying theoretical physical education course remotely]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kultura. Sport, no. 8. 2020. pp. 38-44.
7. Piskun O.E., Chistyakov V.A. Evolyutsiya gosudarstvennogo obra-zovatelnogo standarta vysshego professionalnogo obrazovaniya po fizicheskoy kulture v sovremennoy Rossii [Evolution of state educational standard of higher professional education in physical education in modern Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. pp. 2930.
8. Skinner B. Nauka ob uchenii i iskusstvo obucheniya [Science of Learning and Art of Learning]. Programmed training abroad. Moscow: Vyisshaya shkola publ., 1968. 32 p.
9. Mohr A., Holtbrugge D., Berg N. Learning style preferences and the perceived usefulness of elearning. Teaching in Higher Education. 2012. No. 17 (3). P. 309-322.
10. Panchenko I.A., Volkov A.V., Bolotin A.E. Pedagogicheskaya model obespecheniya fizicheskoy gotovnosti lichnogo sostava gornospas-atelnyih podrazdeleniy [The educational model of physical fitness of personnel of mine-rescue departments]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2014. No. 2. pp. 32-34.
№8 • 2021 Август | August
http://www.teoriya.ru