УДК 378
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АРХИТЕКТУРНЫХ ВУЗОВ КИТАЯ
© У Чэнь
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра «Архитектура и строительство зданий», e-mail: [email protected] © Иван Ильич МАМАЕВ Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра «Архитектура и строительство зданий», e-mail: [email protected]
© Наталья Вячеславовна МОЛОТКОВА Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор, научный руководитель кафедры «Коммерция и бизнес-информатика», e-mail: [email protected] © Павел Владиславович МОНАСТЫРЕВ Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор технических наук, профессор, директор института Архитектуры, строительства и транспорта, e-mail: [email protected]
Дан общий обзор образовательных программ архитектурных вузов Китая. Технические вузы Китая, пожалуй, наиболее требовательны к абитуриентам, но и предлагают выпускникам хорошую перспективу трудоустройства. Все-таки Китай, прежде всего, силен своими производственными мощностями. А производству в условиях рыночной экономики нужны компетентные и отлично подготовленные специалисты. Важно, чтобы система образования отвечала запросам страны. Особенно это относится к подготовке архитекторов, поскольку уровень развития профессии очень тесно связан с уровнем развития общества. В китайской строительной отрасли наблюдается сильное отставание, по сравнению с зарубежной: и по технологиям производства материалов и конструкций, и по инженерным системам, и по методам управления стоимостью, сроками, качеством работ. Это отставание автоматически проецируется и на учебный процесс. Подготовка людей творческих специальностей -процесс «штучный», индивидуальный, а для архитектурной профессии, объединяющей искусство и техническую составляющую, вообще уникальный. Не имеет значения, как вузы будут называться. Дело не в названии, а в том, как и на каком уровне они могут готовить специалистов. Копировать образовательные системы опасно, нужно ориентироваться на их соответствие запросам общества. Обоснован выбор программ и архитектурных вузов Китая, рассмотрены проблемы современного архитектурного образования в Китае и приведены примеры некоторых образовательных программ.
Ключевые слова: образование; подготовка; курс; проблемы; программы.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-13-18
Общий обзор образовательных программ архитектурных вузов Китая
К образованию китайцы относятся крайне серьезно. Университеты приглашают лучших зарубежных преподавателей, государство инвестирует в образование значительные средства, многие вузы оснащены по последнему слову техники и используют передовые методики обучения. Ведь чтобы успешно развиваться, стране нужно все больше квалифицированных работников, рынок предъявляет все более жесткие требования к качеству образования, и китайские вузы ус-
пешно справляются с этой задачей, а лучшее доказательство этому - растущая китайская экономика.
Как пример приведем образовательные архитектурные программы Международного университета бизнеса и экономики (ШВЕ), расположенного в Пекине. Этот вуз признан правительством и Министерством образования КНР как ведущий университет по большинству академических архитектурных программ. ШВЕ - участник «Проекта-211» [1]. Абитуриенту на выбор предлагается более 30-ти программ для получения степени бака-
лавра, магистра или доктора наук. Причем обучение может проходить как на китайском, так и на английском языках.
Вот некоторые программы:
Foundation - программа предназначена для студентов, которым необходим дополнительный год перед поступлением на первый курс UIBE. Основная цель - повысить уровень владения китайским языком. После прохождения этой программы студент автоматически зачисляется на первый курс бакалавриата.
При поступлении в UIEB на архитектурные программы, которые преподаются на китайском языке, абитуриенту нужно сдать экзамен по китайскому языку - HSK, а на программы с английским преподаванием требуется сертификат TOEFL 80 либо IELTS 5.5.
Степень бакалавра - поступление гарантировано студентам, успешно завершившим программу Foundation. Преподавание ведется как на китайском, так и на английском языках. Продолжительность 4 года.
Специальности, преподаваемые на китайском языке:
- архитектура;
- международная экономика и торговля;
- финансы;
- транспорт и логистика;
- право;
- маркетинг;
- бухгалтерский учет;
- управление бизнесом;
- китайский язык и литература, международный риск и менеджмент;
- международная политика, экономика и менеджмент в торговле.
На английском преподаются:
- экономика;
- международная торговля;
- финансы и логистика.
Степень магистра - выпускники, получившие степень бакалавра, могут поступать в UIBE на магистерские программы продолжительностью 2 года, для юристов 3 года [2].
Выпускники вузов со степенью магистра зачисляются как на стандартные последипломные программы, так и в докторантуру, по окончании которой им присваивается степень доктора наук (PhD).
Магистратура на китайском языке:
- международная торговля;
- финансы;
- бухгалтерский учет;
- бизнес менеджмент;
- MBA;
- право;
- международный риск менеджмент;
- международная экономика и менеджмент в торговле.
На английском языке:
- прикладная экономика;
- международный бизнес;
- MBA.
Технические вузы Китая, пожалуй, наиболее требовательны к абитуриентам, но и предлагают хорошие перспективы трудоустройства выпускникам. Все-таки Китай, прежде всего, силен своими производственными мощностями. А производству в условиях рыночной экономики нужны компетентные и отлично подготовленные специалисты.
Выбор программ и архитектурных вузов
Архитектура всеобъемлюща, она организует пространство вокруг нас, от нашей квартиры до общей городской инфраструктуры. Профессия архитектора издавна была одной из самых уважаемых и ответственных. Он может заниматься как интерьером, так и проектировать крупные жилищные или общественные объекты, решать глобальные градостроительные задачи.
Архитектура - одно из самых древних искусств, история этой науки уходит корнями в истоки человеческой цивилизации. А специалисты, способные создавать прекрасные и монументальные здания, высоко ценились во все времена.
История дала миру множество знаменитых архитектурных шедевров, а имена гениальных зодчих до сих пор известны каждому образованному человеку. Неудивительно, что приобрести профессию архитектора постоянно стремится множество молодых людей по всему свету.
Кроме того, архитекторы могут проектировать дизайн интерьеров, как общественных, так и частных, выступать и в роли декоратора, полностью оформляя внутреннее пространство [3].
Рассмотрим проблемы современного архитектурного образования в Китае [4].
От архитекторов в нашей жизни зависит очень много. В первую очередь - безопасность жилища. А следом - не менее важные
для современного человека удобство и красота, причем не только своего дома, но и всей городской или поселковой среды.
Сегодня многие архитекторы-практики опасаются, что через десять-пятнадцать лет профессию ожидает кризис, запрограммированный несовершенством нынешнего образования. Об обоснованности такого мнения и других проблемах, связанных с подготовкой современных специалистов этого профиля, говорит то, что многие архитекторы-практики прогнозируют в ближайшем будущем кризис профессии ввиду несовершенства нынешней системы образования.
Кризиса профессии не ожидается - она будет востребована до тех пор, пока человечество нуждается в безопасной, гуманной и комфортной среде обитания [5].
Положение в архитектурном образовании в Китае, несмотря на двадцатилетний «период перемен», тоже нельзя назвать критическим. Образование выстраивается под запросы общества и потребительского рынка, предоставляя то, что они требуют.
Кризисным является положение архитекторов в целом, потому что их ответственность и область влияния на качество конечного продукта (построенное здание) минимизированы законодательной базой. Устаревший закон об архитектурной деятельности, не ориентированный на рыночную систему, ограничивает сферу услуг и профессиональной ответственности архитектора выпуском чертежей, тогда как на Западе зодчий напрямую работает с заказчиком и осуществляет полный, тотальный надзор за строительством, т. е. отвечает за результат процесса -возведенное здание. А у нас распоряжается всем технический заказчик, представители которого зачастую даже не имеют профильного образования. С этим связаны и низкое качество строительства в стране, и особенности образовательных программ китайских университетов.
В строительной отрасли наблюдается сильное отставание: и по технологиям производства материалов и конструкций, и по инженерным системам, и по методам управления стоимостью, сроками, качеством работ. Это отставание автоматически проецируется на учебный процесс.
Уровень китайского архитектурного образования вполне сопоставим с зарубежным.
Доказательством тому является успешное участие и многочисленные победы китайских студентов и практикующих архитекторов в международных конкурсах, интерес и уважение зарубежных коллег к традициям китайской архитектурной школы, давшей миру такое уникальное явление, сохранившей ориентацию на художественные, гуманитарные аспекты профессионального образования. Возможно из-за закрытости страны в прошлом столетии Поднебесная пропустила захвативший западные школы технократический виток, который стал следствием бурного развития новых строительных конструкций и технологий, управленческой деятельности. Однако в последние двадцать-тридцать лет на Западе наблюдается новый поворот: больший вес приобретают гуманитарные аспекты, характерные в XXI в. для развития науки в целом. Поэтому сопоставление систем архитектурного образования может и должно быть двусторонним. Ведь нам есть чему поучиться друг у друга. Китаю нужно не откатываться назад, сокращая часы и унифицируя вузовские программы, а напротив - сохранять классические гуманитарно-художественные традиции обучения и самобытность методик, одновременно развивая конструктивное сотрудничество с различными зарубежными школами в области технологических дисциплин.
К недостаткам сегодняшнего высшего архитектурного образования в Китае можно отнести слабое знание студентами иностранных языков и недостаточно высокий уровень обучения по курсам инженерных дисциплин [6].
Что нужно сделать, чтобы наилучшим образом встроить китайское архитектурное образование в европейскую систему?
Во-первых, необходимо добиться, чтобы система организации проектирования и строительства соответствовала современным требованиям, и законодательно закрепить место архитектора в ней. Во-вторых, нужно, по примеру Европы, сохранить индивидуальность каждой отечественной архитектурной школы. В-третьих, следует ввести в образование такую существенную составляющую, как ординатура, или стажировка после окончания вуза. В соответствии с международными стандартами и в Европе квалификация архитектора присваивается выпускнику, если он подтвердит свою практическую
подготовку, проработав три года после окончания института, сдав об этом отчет и выдержав экзамен. Во всех развитых странах это обязательно. Китайскому образованию такого подхода не хватает, что в будущем может значительно затруднить международное признание дипломов и квалификаций.
Во всем мире наблюдается другая тенденция - разнообразить архитектурные программы. Гибкость в построении архитектурных образовательных программ позволяет вузам Китая очень быстро реагировать на требования и возможности рынка. Эти образовательные учреждения нельзя лишать возможности готовить магистров, кандидатов и докторов наук. К достоинствам проекта можно отнести пункт, который посвящается сотрудничеству с зарубежными фирмами и высшими учебными заведениями. Сотрудничество должно иметь больше гибкости и открытости. Сейчас достаточно жесткие требования ограничивают свободу общения китайских вузов с зарубежными [7].
Например, актуальность проектирования программ по специальности архитектора-дизайнера не нуждается в доказательстве, т. к. вошла в список приоритетных. Это имеет реальное материальное выражение в высоких стипендиях студентов-бюджетников и низкой оплате за обучение на контрактной основе. Специалист-проектировщик - это «три в одном»: архитектор, дизайнер и художник. «Связующим» в этой триаде, безусловно, выступает инженерно-технологическая подготовка. При этом качественно меняется художественная подготовка студентов - добавляются занятия в мастерских по керамике, гобелену, батику, металлу, декоративной пластике и т. д. Изготовление художественной детали проекта (интерьера и экстерьера) соответствует новому направлению в современном дизайне - арт-дизайну.
Пропорциональное соотношение между архитектурной и дизайн-составляющей, инженерным и художественным «наполнением» процесса обучения регулируется выбором профиля подготовки архитектора-дизайнера. Есть возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для студента в рамках одной образовательной программы - это проектирование городской среды и реконструкция исторической среды, перепланировка, реконструкция
и проектирование новых архитектурных объектов любого функционального типа, дизайн интерьеров и мебели, дизайн архитектурных конструкций и инженерных сооружений, проектирование и изготовление арт-объектов.
Выпускники архитектурных вузов Китая имеют широкие возможности трудоустройства в архитектурно-дизайнерских бюро и проектных институтах, проектно-строительных фирмах и на мебельных предприятиях, художниками, художниками-декораторами, дизайнерами наружной рекламы, дизайнерами-консультантами, преподавателями, могут занимать организационно-управленческие должности в городских и краевых структурах. Выпускники-бакалавры смогут продолжить свое обучение по программе магистратуры и аспирантуры.
Образование должно быть непрерывным и не ограничиваться средним и высшим уровнями. Архитектор-профессионал учится всю жизнь, и это не громкие слова. Сегодня крайне не хватает механизмов адаптации студентов к практической деятельности. Очень затрудняет законодательство создание при архитектурных вузах конкурентоспособных мастерских и малых предприятий, в которых студенты могли бы раньше и лучше адаптироваться к практической работе, а также заниматься научными и прикладными исследованиями [8].
Очень важно обратить внимание на науку. Прогнозирование будущего - а это неотъемлемая часть архитектурного образования -невозможно без научных исследований: моделирования ситуаций, программирования подходов, учета или динамики происходящих изменений. Архитектура сегодня ставит проектные задачи как исследовательские, и недопонимание этого негативно отразится на конкурентоспособности китайского образования по отношению к мировым лидерам.
Сказанное в первую очередь относится к исследованиям в архитектурно-градостроительной области, разработке и прогнозированию вариантов будущего развития территорий, проблемам безопасности и создания комфортной среды жизнедеятельности [9].
Система архитектурного образования какой страны могла бы служить образцом для Китая? Важно, чтобы система образования отвечала запросам страны. Особенно это относится к подготовке архитекторов, по-
скольку уровень развития профессии очень тесно связан с уровнем развития общества. Копировать образовательные системы опасно, нужно ориентироваться на их соответствие запросам общества. Образцом могут служить Соединенные Штаты Америки, где архитекторы учатся до восьми лет и сдают профессиональный экзамен в течение нескольких лет, после того как отработали не менее пяти лет на практике. Система этой страны является наиболее жесткой и отточенной и служит образцом для всего мира. В то же время архитектурное образование в Европе ближе нам по духу, хотя архитектурные школы Германии и Англии имеют существенные отличия по направленности и составу гуманитарных и технических дисциплин.
Сделаем вывод, что архитектурное образование XXI в. в Китае понемногу начинает вызвать озабоченность, и наибольшую озабоченность вызывает как раз то, что оно растет «понемногу», т. к. этот темп может не позволить избежать грозящей архитектуре катастрофы [9].
Говорить о «катастрофе» приходится на фоне совершенно очевидных достижений современной архитектуры, внушающих оптимизм. Эти достижения можно охарактеризовать как невиданный прогресс в технической индустриализации строительства. Конструкции и материалы, методы строительства и проектирования зданий становятся все более совершенными - сборка конструкций достигает невиданной ранее точности, что делает здания подобными самым современным машинам - почти достигая авиационной точности. Здания напоминают машины не только в силу идеальной пригнанности и совершенства своих деталей, но и растущей способности автоматически реагировать на изменения окружающей среды, приспосабливая условия освещенности, отопления, кондиционирования воздуха к колебаниям погоды в течение суток и по сезонам.
Все эти качества современной архитектуры были достигнуты на пути функционализма как доктрины, сформировавшейся в эпоху модернизма, т. е. в первой половине XX в. К концу прошлого века они были дополнены успехами компьютеризации проектирования. Благодаря компьютерным программам удалось достичь не только невиданной точности в проектировании и изготовле-
нии деталей сооружений, но и свободы пластического разнообразия, позволившей создавать конструкции поистине сказочной кривизны и неожиданности [10].
Тем не менее, все эти безусловные достижения постепенно превратили архитектуру в вид строительного дизайна с некоторыми существенными последствиями. Архитектура в Китае постепенно утратила свою символическую роль монументального свидетеля смысла человеческого существования. Архитектура утратила человека, и, становясь все более машиной, обеспечивающей функциональные требования человека, потеряла человечность как свойство отражать и выражать смысл человеческого существования. Функции вытеснили смысл из архитектуры.
1. Афонасенко Е. Особенности этнического самосознания современных китайцев. URL: http://rl-online.ru/articles/l-04/420.html (дата обращения: 09.08.2014).
2. Быстрова Т.Ю. Восточные философии как основа экологичного архитектурного мышления: гармония - целостность - здоровье // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 1. С. 59-67.
3. Быстрова Т.Ю. Реализация культурной идентичности в архитектурном пространстве образования: университеты Китая // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 1.
4. Инновации высшего образования современного Китая в аспекте применения их модификаций в высшей школе России. URL: http:// www.mgu-consulting.ru/st/education/innovation. htm (дата обращения: 10.11.2014).
5. Кузьминов Я., Юдкевич М.Университеты Китая: Уроки Младшего брата // Ведомости. 2099. 9 декабря; 16 декабря.
6. Ма Госинь. Развивать современную архитектурную культуру Китая - ответственность китайских архитекторов // Архитектурный журнал. 2012. № 1.
7. Цинь Юго. Метод выражения современной архитектуры Китая //Архитектурный журнал. 2014. № 6.
8. Цуй Фудэ. Критика о современной архитектуре Китая // Хуа Чжун. Архитектура. 2011. № 5.
9. Ши Мэнлян, Вэй Цзюнь, Вань Минь. Родной язык современной архитектурной культуры Китая // Хуа Чжун. Архитектура. 2013. № 2.
10. Янь Юйцзюань. Архитектура КНР: автореф. дис. ... академ. степени магистр. СПб., 2014.
1. Afonasenko E. Osobennosti etnicheskogo samosoznaniya sovremennykh kitaytsev. URL: http://rl-online.ru/articles/l-04/420.html (data obrashcheniya: 09.08.2014).
2. Bystrova T.Yu. Vostochnye filosofii kak osnova ekologichnogo arkhitekturnogo myshleniya: garmoniya - tselostnost' - zdorov'e // Akademicheskiy vestnik UralNIIproekt RAASN. 2014. № 1. S. 59-67.
3. Bystrova T.Yu. Realizatsiya kul'turnoy identichnosti v arkhitekturnom prostranstve obrazovaniya: universitety Kitaya // Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury. 2014. № 1.
4. Innovatsii vysshego obrazovaniya sovremennogo Kitaya v aspekte primeneniya ikh modifikatsiy v vysshey shkole Rossii. URL: http://www.mgu-consulting.ru/st/education/innovation.htm (data obrashcheniya: 10.11.2014).
5. Kuz'minov Ya., Yudkevich M. Universitety Kitaya: Uroki Mladshego brata // Vedomosti. 2099. 9 dekabrya; 16 dekabrya.
6. Ma Gosin'. Razvivat' sovremennuyu arkhitekturnuyu kul'turu Kitaya - otvetstvennost' kitayskikh arkhitektorov // Arkhitekturnyy zhurnal. 2012. № 1.
7. Tsin' Yugo. Metod vyrazheniya sovremennoy arkhitektury Kitaya //Arkhitekturnyy zhurnal. 2014. № 6.
8. Tsuy Fude. Kritika o sovremennoy arkhitekture Kitaya // Khua Chzhun. Arkhitektura. 2011. № 5.
9. Shi Menlyan, Vey Tszyun', Van' Min'. Rodnoy yazyk sovremennoy arkhitekturnoy kul'tury Kitaya // Khua Chzhun. Arkhitektura. 2013. № 2.
10. Yan' Yuytszyuan'. Arkhitektura KNR: avtoref. dis. ... akadem. stepeni magistr. SPb., 2014.
Поступила в редакцию 21.11.2015 г.
UDC 378
DESIGNING EDUCATIONAL PROGRAMS ARCHITECTURAL SCHOOLS IN CHINA
Wu Chen, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, "Architecture and Building" Department, e-mail: [email protected]
Ivan Ilyich MAMAEV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, "Architecture and Building" Department, e-mail: [email protected]
Natalya Vyacheslavovna MOLOTKOVA, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, First Provost, Scientific Adviser of "Commerce and Business-Informatics" Department, e-mail:[email protected]
Pavel Vladislavovich MONASTYREV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Doctor of Technics, Professor, Head of Architecture, Building and Transport Institute, e-mail:[email protected]
An overview of the educational programs of architectural universities of China is made. Technical universities in China, perhaps the most demanding to the applicants, but also the graduates have very good working prospects. Still China primarily for its strong production capacity. A production in a market economy needs competent and well-trained professionals. It is important that the education system meets the needs of the country. This applies particularly to the training of architects, as the level of trade is very closely linked to the level of development of society. The Chinese construction industry is experiencing strong backlog, compared to foreign: technology and production of materials and structures, and engineering systems, and methods of cost management, deadlines, quality work. This lag is automatically projected onto the learning process. Preparing the people of creative professions is the process of "piece", the individual, and for the architectural profession, which unites art and the technical component, all unique. It does not matter how high schools will be called. It is not in the title, and how and at what level they can train specialists. Copy the educational system is dangerous, it is necessary to focus on their compliance with the demands of society. The choice of programs and architectural universities in China, the problems of modern architectural education in China are founded and examples of some of the educational programs are provided.
Key words: education; training; course; problems; programs.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-13-18