5. Першина Л.А. Формирование психологической компетентности у студентов педагогически колледжей. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2002.
6. Орлов О.С. Педагогическая компетентность в жизни человека (размышления и раздумья «неклассического» педагога). Великий Новгород: НовГУ 2004.
7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2004.
8. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: монография. Под научной редакцией ГМ. Борликова. Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2009.
9. Галяпина В.Н., Поштарева Т.В. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности: курс лекций: в 3 ч. Ставрополь: Издательство СКИПКРО, 2004.
10. Серякова С.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2002.
11. Данилов Д.А., Корнилова А.Г, Корнилов Ю.В. Социально-педагогический процесс и профессиональная компетентность педагогов: монография. Якутск, 2018.
12. Николаева А.Д. Индигенный подход в подготовке будущих педагогов. Глобальный научный потенциал. 2019; № 10 (103): 32 - 37.
13. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Этнокультурное образование будущих учителей для школ коренных народов Севера. Этнокультурное образование в Дальневосточном Федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография. Составители УА. Винокурова, С.С. Семенова. Серия: Этнокультурное образование. Якутск, 2015; Т., Выпуск 1.
References
1. Slastenin V.A. Formirovanie professional'noj kul'tury uchitelya: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih special'nostej vuzov. Moskva: Prometej, 1993.
2. Strokov K.A. Sovremennye tehnologiipodgotovkispecialistov hudozhestvenno-tvorcheskogo profilya k 'etnokul'turnojdeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Tambov: Izdatel'stvo TGU, 2000.
3. Akimov V.V. Pedagogicheskie usloviya organizacii proizvoditel'nogo truda sel'skih shkol'nikov: Na primere nacional'no-regional'noj sistemy obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 1999.
4. Amanbaeva L.I., Egorova U.F. 'Etnokul'turnyj aspekt razvitiya tvorcheskih sposobnostej studentov v processe obucheniya yuvelirnomu delu. Chelovek i obrazovanie. 2019; № 4 (61): 43 - 47.
5. Pershina L.A. Formirovaniepsihologicheskojkompetentnostiu studentovpedagogicheskikolledzhej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2002.
6. Orlov O.S. Pedagogicheskaya kompetentnost' v zhizni cheloveka (razmyshleniya irazdum'ya «neklassicheskogo» pedagoga). Velikij Novgorod: NovGU, 2004.
7. Kompetentnostnyjpodhod vpedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2004.
8. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskayapansofiya: monografiya. Pod nauchnoj redakciej G.M. Borlikova. 'Elista: Kalmyckij gosudarstvennyj universitet, 2009.
9. Galyapina V.N., Poshtareva T.V. 'Etnopedagogicheskie i 'etnopsihologicheskie aspekiy professional'nojpedagogicheskoj deyatel'nosti: kurs lekcij: v 3 ch. Stavropol': Izdatel'stvo SKIPKRO, 2004.
10. Seryakova S.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2002.
11. Danilov D.A., Kornilova A.G., Kornilov Yu.V. Social'no-pedagogicheskijprocess i professional'naya kompetentnost'pedagogov: monografiya. Yakutsk, 2018.
12. Nikolaeva A.D. Indigennyj podhod v podgotovke buduschih pedagogov. Global'nyjnauchnyjpotencial. 2019; № 10 (103): 32 - 37.
13. Neustroev N.D., Neustroeva A.N. 'Etnokul'turnoe obrazovanie buduschih uchitelej dlya shkol korennyh narodov Severa. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom Federal'nomokrugeRossijskojFederacii: kollektivnaya monografiya. Sostaviteli U.A. Vinokurova, S.S. Semenova. Seriya: 'Etnokul'turnoe obrazovanie. Yakutsk, 2015; T., Vypusk 1.
Статья поступила в редакцию 07.09.20
УДК 371
Abbasova L.I., senior lecturer, State Budget Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical
University n.a. Fevzi Yakubov" (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
DESIGNING THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONTENT OF TRAINING FUTURE TEACHERS. The article is devoted to the problem of design in the context of pedagogical activity in the content of training future teachers. A broad analysis of the concept of pedagogical activity is presented from the standpoint of various authors. The main components of pedagogical activity in the process of training future teachers are clarified and disclosed: gnosticism, design, constructive, organizational, communicative. The purpose of training teachers for professional pedagogical activity is revealed, which is manifested in mastering the main functions of pedagogical activity. The characteristic of the definition of "project" is given, the features of design and construction, as components of design activity, are considered and specified. Design activity in the study is presented as an invariant component of any activity, including pedagogical, which, in turn, is aimed at the creation, development, planning and development prospects of subjects and objects of pedagogical activity. The components of project activities are listed, which are the basis for the development of the concept of pedagogical design of professional training of future teachers and are presented in the form of models: conceptual, predictive, productive, monitoring and reflection. The features of pedagogical activity in terms of project methods, as well as the features of pedagogical processes in pedagogy, are described. The role of pedagogical design in the contents of training future teachers is shown.
Key words: activity, pedagogical activity, preparation, project, design, professional training, future teacher.
Л.И. Аббасова, доц., ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь,
E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНТЕКСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Статья посвящена проблеме проектирования в контексте педагогической деятельности в содержании подготовки будущих педагогов. Представлен широкий анализ понятия педагогической деятельности с позиции разных авторов. Уточнены и раскрыты основные компоненты педагогической деятельности в процессе подготовки будущих педагогов: гностицизм, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Раскрыта цель подготовки педагогов к профессионально-педагогической деятельности, которая заключается в овладении основными функциями педагогической деятельности. Дана характеристика дефиниции «проект», рассмотрены и уточнены особенности проектирования и конструирования как составляющих проектировочной деятельности. Проектировочная деятельность в исследовании представлена как инвариантная составляющая любой деятельности, в том числе и педагогической, которая, в свою очередь, направлена на создание, разработку, планирование и перспективу развития субъектов и объектов педагогической деятельности. Перечислены компоненты проектной деятельности, которые являются основой для разработки концепции педагогического проектирования профессиональной подготовки будущих педагогов и представлены в виде моделей: концептуальной, прогностической, производительной, мониторинга и рефлексии. Описаны особенности педагогической деятельности в условиях методов проекта, а также особенности педагогических процессов в педагогике. Показана роль педагогического проектирования в содержании подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: деятельность, педагогическая деятельность, подготовка, проект, проектирование, профессиональная подготовка, будущий педагог.
Система образования Российской Федерации переходит на новый виток развития. В научной литературе проектирование рассматривается с различных сторон: как способность человека; как составная часть различных видов деятельности; как особый вид процесса познания [1 - 11]. Детальная характери-
стика этих составляющих даст возможность определиться с фундаментальным понятием нашего исследования - «педагогическим проектированием».
Понятие «деятельность» - это философская категория. Если попытаться уточнить специфику способа существования человека, то она может рассматри-
ваться как активное отношение человека к миру, направленное на его целесообразное изменение и преобразование. При этом трансформации внешнего мира являются только предпосылкой и условием для эволюционных изменений человека. Деятельность, по мнению Г.С. Батищева [2], не только определяет сущность человека, но и, выступая в роли настоящей субстанции культуры и всего человеческого мира, создает и самого человека.
А.Н. Леонтьев в своих исследованиях рассматривает структуру деятельности и выделяет такие ее компоненты: потребности - мотивы (что побуждает субъекта к действию); цели (результаты, на достижение которых направлена деятельность); средства (предметы, которые помогают деятельности осуществиться); условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу); а также операции - действия - деятельность [6].
Как видим, ни философией, ни психологией человеческая деятельность не рассматривается в целом. В каждой из наук исследуются только отдельные проекции понятия «деятельность», которые являются активными действиями субъекта, целенаправленными на его взаимодействие с объектом в окружающей среде и имеющими сложную структуру.
В современных педагогических словарях содержание понятия «деятельность» объясняется по-разному: способ бытия человека в мире, способность ее вносить в действительность изменения; специфическая форма общественно-исторического бытия человека, целенаправленное изменение её естественной и социальной действительности; специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей средой, содержание которой заключается в ее целенаправленном изменении и преобразовании в интересах человека, включающей в себя цель, средства, результат и процесс познания (В.М. Полонский) [7].
В конечном итоге мы приходим к пониманию того, что деятельность - это активная форма взаимодействия человека с окружающей средой, сущность которой заключается в необходимости осуществления определенных изменений в интересах субъекта.
Изучая проблему педагогической и профессионально-педагогической деятельности, необходимо отметить, что чаще всего эти понятия трактуются как равнозначные. Однако использование их как синонимов может привести к теоретической алогичности. Педагогическая деятельность не однозначна, она всегда допускает гибкую шкалу решений, которые зависят от многих обстоятельств. Как справедливо отмечает О.А. Абдуллина, «творчески работающий учитель не только опирается на достижение педагогической науки, но и вместе с тем обогащает педагогическую теорию» [1, с. 67].
Считаем целесообразным обратиться к педагогическим словарям, в которых понятие «педагогическая деятельность» трактуется как профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности обучающегося и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения; «осознанный и целенаправленный процесс привлечения человека к культуре, который осуществляется профессионально или самостоятельно в специально созданных для этого заведениях, в семье, в процессе дружеского общения, во всех сферах практической деятельности людей и личностью наедине с собой».
Учитывая вышесказанное, правомерно сделать следующий вывод: педагогическая деятельность, в какой бы форме она не протекала, - это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд, который требует от педагога проявления всех свойств и характеристик его личности.
Проблемы подготовки будущих педагогов, педагогическая деятельность является динамической системой, составляющими которой являются пять взаимосвязанных компонентов, связанных с осуществлением деятельности педагога: гностицизм; проектировочный; конструктивный; организаторский; коммуникативный.
Принимая во внимание предварительно конкретизированные трактовки, мы определяем педагогическую деятельность как целенаправленное, сознательно организованное или импровизированное взаимодействие педагога и учащихся, в процессе которого решаются общественно значимые задачи образования и воспитания, происходит процесс становления личности, усвоения основных норм и правил поведения в обществе.
Профессионально-педагогическая деятельность, как и деятельность в целом, является формой активного отношения преподавателя к ее объекту, содержанию, формам организации, методам и средствам обучения, а также рассматривается как процесс выполнения педагогом своих функциональных обя-
Библиографический список
занностей, определенных нормативными документами. Рассматривая сущность профессионально-педагогической деятельности педагога, мы определили, что целью подготовки педагога к такой деятельности является овладение им всеми взаимосвязанными ее функциями. Проектировочная деятельность является инвариантной составляющей педагогической деятельности, которая направлена на исследование возможных тенденций, изменений и перспектив развития субъектов и объектов педагогической деятельности.
Проект как основной «продукт» прогностической деятельности содержит несколько значений, и почти все они имеют определенное отношение к педагогике. Во-первых, проект - это предварительный (предполагаемый) текст какого-либо документа [3, с. 216]. Во-вторых, проект понимают как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или организационной формой целенаправленной деятельности. Деятельность специалистов в таких проектах не называют проектированием. В этом смысле в обучении применяется понятие «проект - как форма исследовательской деятельности обучающихся». В качестве примера можно привести один из самых грандиозных международных проектов - это Интернет, который есть в жизни каждого. И третье значение проекта - деятельность по созданию (разработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или их моделей.
Что касается проектирования и конструирования, то их различие также носит достаточно условный характер. По нашему мнению, отличие состоит в том, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное (реальное) воплощение проектной деятельности. Проектирование направлено на создание моделей, является планированием (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления).
Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные связи, которые объединяют совокупность элементов, например, образовательной системы). В теории педагогического проектирования конкретизируют (В.А. Попков, А.В. Коржуев [8]):
- концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий;
- прогностическую модель - для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей;
- производительную модель, с помощью которой можно подготовить средства реализации и научить преподавателей работе с педагогическими инструментами;
- модель мониторинга - для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов;
- модель рефлексии, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.
Подчеркнем, что данная классификация является основой для разработки концепции педагогического проектирования профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях педагогического учебного заведения.
Сущность педагогического проектирования, по мнению Т.А. Каплунович, заключается в инновационном синергическом управлении образовательными системами, которые самоорганизовываются на почве функций мониторинга относительно обеспечения модельного представления самоорганизации субъектов инновационной деятельности [5].
Следует отметить, что большинство педагогов теории проекта согласны с тем, что основные этапы процесса педагогического проектирования повторяются несколько раз, а некоторые полагают, что каждый последующий цикл отличается от предыдущего более детальным и менее общим.
Следовательно, теоретический анализ современной психолого-педагогической литературы по проблемам проектирования позволил установить, что проектирование в современных педагогических исследованиях используется, как правило, в личностно ориентированном аспекте (социально-педагогическое проектирование, наглядно-дидактический проект, психологическое проектирование и т.д.). Как утверждает Е.В. Бернацкая, это позволяет дифференцировать обучение, осуществлять индивидуальный подход [4].
Таким образом, конечным результатом применения педагогического проектирования в профессиональной подготовке будущих педагогов является не только построение проекта, который является системообразующим фактором системы, но и прогнозирование возможных индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов в образовательном пространстве.
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Москва: Просвещение, 1990.
2. Батищев ГС. Определять деятельность в контексте исследовательской задачи. Деятельность: теории, методология, проблемы. Составитель И.Т. Касавин. Москва: Политиздат, 1990.
3. Безрукова В.С. Педагогика: проективная педагогика: учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
4. Бернацкая Е.В. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности в обучении иностранному языку в высшем учебном заведении военного профиля. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Киев, 2005.
5. Каплунович Т.А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Великий Новгород, 2002.
6. Леонтьев А.Н., Леонтьев Д., Соколова Е. Деятельность, сознание, личность. Москва: Смысл, 2005.
7. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2004.
8. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. Москва: Академия, 2001.
9. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.
10. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. Ялта, 2016; № 4 (36): 11 - 18.
11. Глузман А.В., Редькина Л.И., Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Педагогическое образование в республике Крым: опыт системного проектирования. Гуманитарные науки. Ялта, 2014; № 2 (28): 21 - 26.
References
1. Abdullina O.A. Obschepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.
2. Batischev G.S. Opredelyat' deyatel'nost' v kontekste issledovatel'skoj zadachi. Deyatel'nost': teorii, metodologiya, problemy. Sostavitel' I.T. Kasavin. Moskva: Politizdat, 1990.
3. Bezrukova V.S. Pedagogika: proektivnaya pedagogika: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1996.
4. Bernackaya E.V. Modelirovanie situacij professional'noj deyatel'nosti v obuchenii inostrannomu yazyku v vysshem uchebnom zavedenii voennogo profilya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kiev, 2005.
5. Kaplunovich T.A. Paradigma samoorganizacii v 'eksperimental'nom modelirovanii sistemy povysheniya kvalifikaciipedagogov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2002.
6. Leont'ev A.N., Leont'ev D., Sokolova E. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. Moskva: Smysl, 2005.
7. Polonskij V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.
8. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didaktika vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2001.
9. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.
10. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. Yalta, 2016; № 4 (36): 11 - 18.
11. Gluzman A.V., Red'kina L.I., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v respublike Krym: opyt sistemnogo proektirovaniya. Gumanitarnye nauki. Yalta, 2014; № 2 (28): 21 - 26.
Статья поступила в редакцию 25.08.20
УДК 371
Zotova I.V., senior lecturer, State Budget Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical University
n.a. Fevzi Yakubov" (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL PARTNERSHIP AT THE STAGE OF PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS. The article is dedicated to a problem of determining social partnership at the stage of professional education of the future educator, as well as the formation of his readiness to organize social and pedagogical partnership. It is shown that an important aspect of the formation of students' readiness for social partnership is the processes of expanding the number of participants in pedagogical interaction in the educational process and their involvement in cooperation. The role of the communicative component of the professional competence of future preschool teachers and its importance in the process of organizing social and pedagogical partnership, building productive relationships with participants in the educational process is noted. The analysis of the essence of social partnership is presented, the result of which in the field of preschool education will be the ability of preschool children to socialize in modern society. The characterization of the content of social partnership is given, which, on the one hand, is represented by a certain type of social relations with various social groups and, on the other hand, acts directly as a mechanism of relationships between participants-partners. The main directions of interaction between a preschool organization and society are listed, found in working with government agencies, interaction with various institutions (education, healthcare, etc.), as well as working with families of pupils.
Key words: social partnership, interaction, education, future educator, teacher, professional training, preschool education.
И.В. Зотова, доц., ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО
НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БУДУЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
Статья посвящена проблеме детерминирования социального партнерства на этапе профессионального образования будущего воспитателя, а также формирования его готовности к организации социально-педагогического партнерства. Показано, что важным аспектом формирования готовности обучающихся к социальному партнерству являются процессы расширения количества участников педагогического взаимодействия в образовательном процессе и вовлечения их в сотрудничество. Отмечена роль коммуникативной составляющей профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования и ее значение в процессе организации социально-педагогического партнерства, построения продуктивных взаимоотношений с участниками воспитательно-образовательного процесса. Представлен анализ сущности социального партнерства, результатом которого в сфере дошкольного образования будет выступать способность детей дошкольного возраста к социализации в современном обществе. Дана характеристика содержания социального партнерства, которое, с одной стороны, представлено определенным типом общественных взаимоотношений с различными социальными группами, а, с другой стороны, выступает непосредственно как механизм взаимоотношений между участниками-партнерами. Перечислены основные направления взаимодействия дошкольной организации с социумом, которое заключается в работе с государственными структурами, различными учреждениями (образование, здравоохранение и т.д.), а также с семьями воспитанников.
Ключевые слова: социальное партнерство, взаимодействие, образование, будущий воспитатель, педагог, профессиональная подготовка, дошкольное образование.
Современный этап развития общества сопровождается значительными изменениями в социально-политической, экономической и духовной сферах. Сегодня предъявляются новые требования к профессионализму и компетентности специалистов, что требует от системы образования поиска новых методов и форм обучения, которые бы смогли обеспечить воспитание социально ориентированной личности.
Рассматривая различные аспекты профессиональной компетентности специалистов педагогического профиля, авторы многочисленных исследований (В.Н. Введенский [1], Н.А. Глузман Н.А., Н.В. Горбунова [2], и др.) обосновывают роль и значение ее коммуникативной составляющей. Ситуация профессионального взаимодействия требует большей концентрации со стороны будущего педагога, разработки правильных методов общения, которые позволяют достичь немедленного результата и в то же время минимизируют негативные последствия, которые могут быть связаны с непониманием партнера по общению, с неспособностью четко изложить свою позицию.
Особенно важны вопросы развития коммуникативной сферы личности для подготовки будущих воспитателей, поскольку профессия будущего педагога относится к социономическому виду труда, в котором общение из процесса, сопровождающего трудовую деятельность, переходит в профессионально значимый процесс.
Взаимодействие людей, вступление в контакт - неотъемлемая часть жизни в обществе. От успешности этих контактов зависит реализация наших потребностей, эмоциональный комфорт.
Традиционно в составе партнеров присутствуют образовательные учреждения разных уровней образования, обеспечивающие их преемственность: дошкольное учреждение, учреждения дополнительного образования, учреждения среднего и высшего образования. Субъектами партнёрства выступают органы управления образованием. Как правило, в числе социальных партнёров - представители работодателей, заинтересованное профессиональное и непрофессиональное сообщество. Характерно, что инициаторами партнёрства могут вы-