ции адресата в проблемно-исследовательском изложении (Используя короткие предложения, Тютчев как бы наносит лёгкие, быстрые - под воздействием всё того же непосредственного впечатления - детали-мазки единой пейзажной картины; О том, как отражается в стихотворении эта светлая, радостная окраска восприятия Тютчевым весенней грозы, речь ещё впереди), сопоставление степени обоснованности их использования, наряду с речевыми повторами, и применения речевых повторов в докладах и сообщениях; • коррекцию нарушений точности речи в отсылочных формулах с функциями ретроспекции или проспекции (как уже говорилось выше, об этом я скажу ниже); • создание части доклада, посвященной углубленному исследованию на каком-либо уровне анализа особенностей стихотворного произведения, с использованием различных языковых средств, характерных для исследовательских текстов.
Совершенствование технико-реализационных умений в сфере материального воплощения высказываний проблемноисследовательской направленности опиралось на определение и произносительное акцентирование слов в исследовательском тексте, которые должны быть выделены логическим ударением с учетом правил о новом понятии и сопоставлении, их обозначение в исполнительской партитуре отрывка и озвучивание отрывка согласно составленной партитуре; корректировку перечней при указании задач и выводов исследования и др.
На этапе контрольной верификации результатов экспериментального обучения в области работы над высказываниями проблемно-исследовательского характера по технологии, аналогичной проведению констатирующего среза, обнаружилось продвижение в реализации умений: • привлечения дополнительных источников и путей для поиска информации; • проявления авторского вклада в оригинальную, творческую разработку темы; • отражения в содержании и композиции текста структуры, логики и динамики проведенной исследовательской работы; • построения характеризующе-описательного вступления к проблемно-исследовательскому тексту (путем формулирования темы и обоснования ее выбора, постановки проблемы, выдвижения первоначального предположения, анализа материала для исследования и истории изучения темы); • в основной части - сочетания тео-ретико-абстрагированных и иллюстративно-аргументативных фрагментов, обозначения порядка перехода между отдельными аспектами рассмотрения темы, введения промежуточных обобщений; • в заключении - формулирования обобщающих выводов, воссоздания совокупности рассмотренных аспектов; аргументации суждений о правильности исходного предположения, при не-
обходимости - его обоснованного изменения; указания на перспективы дальнейшего изучения темы и решения аналоговых исследовательских задач (содержательно-коммуникативные и структурно-коммуникативные умения); • подбора и использования уместных речевых средств, отражающих развертывание исследования (вопросительных предложений - при указании на проблему: Отчего же это стихотворение через века останавливает, удивляет, завораживает читателя?, лексико-грамматических средств со значением акцентирования - при подчеркивании значимости темы: Эта тема особенно важна и актуальна именно сейчас; глаголов с речемыслительной семантикой -при формулировании цели текста и т. п.) (вербально-коммуникативные умения); • продуманного приведения ссылок на использованные источники, • грамотного оформления перечней при постановке задач и обобщении выводов исследования (техникокоммуникативные умения) и др. Итоговый суммарный индекс развития учебно-коммуникативных умений проблемно-исследовательской направленности имел значение 94,2 % (отмечалось снижение речевых недочетов почти в 8 раз). Таким образом, качественный и количественный анализ показателей эксперимента подтверждает возможность использования методики формирования у учащихся старшего звена школы учебно-коммуникативных умений проблемно-исследовательского характера, опирающейся на компонентно-операциональное рассмотрение и поэтапное совершенствование элементов ее внутренней структуры.
Выводы и предложения автора соответствуют современным научным концепциям, формируемым в рамках так называемого метаметодического направления (Т.К. Донская, Е.П. Суворова, И.М. Титова и др. [2]), призванного обеспечить интеграцию частных методических положений для формирования готовности к различным видам деятельности междисциплинарного, общеучебного характера. В разработанном тренинговом комплексе учебных заданий для освоения особенностей текстов проблемно-исследовательского содержания обретают свое воплощение систематизированные нами единые концептуальные основания развития коммуникативных умений личности: синтезированная, многоплановая понятийно-концептуальная опора на речеведчес-кую теорию; интеграция различных дисциплинарных подходов (лингвостилистического, риторического, логико-гносеологического) для формирования теоретической базы развития умений; системно-сопоставительная презентация теоретических сведений о научных текстах (в частности, докладе и сообщении); установление взаимосвязи между важнейшими аспектами порождения текста и др.
Библиографический список
1. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.; Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972; Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977.
2. Донская, Т.К. Метаметодическая природа жанров учебно-научного стиля // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 1-2 дек. 2004 г. / НИИ общ. образования РГПУ им. А.И. Герцена; науч. ред. Е.П. Суворова. - СПб., 2005; Суворова, Е.П. Формирование интеллектуально-речевой и читательской культуры школьников: междисциплинарный подход / Е.П. Суворова, М.П. Воюшина, Е.А. Купирова. - СПб., 2008; Титова, И.М. Метаметодический подход к модернизации обучения в общеобразовательной школе // Академические чтения. - СПб., 2002. - Вып. 3.
Bibliography
1. Lerner, I.Ya. Didakticheskie osnovih metodov obucheniya. - M., 1981.; Matyushkin, A.M. Problemnihe situacii v mihshlenii i obuchenii. - M., 1972; Makhmutov, M.I. Organizaciya problemnogo obucheniya v shkole. - M., 1977.
2. Donskaya, T.K. Metametodicheskaya priroda zhanrov uchebno-nauchnogo stilya // Metametodika kak perspektivnoe napravlenie razvitiya chastnihkh metodik: materialih II Vseros. nauch.-prakt. konf., 1-2 dek. 2004 g. / NII obth. obrazovaniya RGPU im. A.I. Gercena; nauch. red. E.P. Suvorova. - SPb., 2005; Suvorova, E.P. Formirovanie intellektualjno-rechevoyj i chitateljskoyj kuljturih shkoljnikov: mezhdisciplinarnihyj podkhod / E.P. Suvorova, M.P. Voyushina, E.A. Kupirova. - SPb., 2008; Titova, I.M. Metametodicheskiyj podkhod k modernizacii obucheniya v obtheobrazovateljnoyj shkole // Akademicheskie chteniya. - SPb., 2002. - Vihp. 3.
Статья поступила в редакцию 04.03.11
УДК 378.147.88
Temerbekova A.A., Baygonakova G.A. DESIGN COMMUNICATION OF STUDENTS IN THE MANUFACTURING PRACTICE. We justify the substantive provisions of the communicative activities of the students in industrial practice, let us consider Rena types of production practices in different production systems and complexes, including teachers, conducted comparative analysis of the quantitative characteristics.
Key words: activities, communication, competence, manufacturing, information processes, information, and practice.
А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected];
Г.А. Байгонакова, ассистент, аспирант, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В работе обоснованы основные положения коммуникативной деятельности студентов в условиях производственной практики, рассмотрены виды производственной практики в различных производственных системах и комплексах, в том числе и педагогических, проведен сравнительный анализ количественных характеристик.
Ключевые слова: деятельность, коммуникация, компетентность, производство, информационные процессы, информация, практика.
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочим учебным планом по направлению бакалавриата 010100 «Математика» предусматривается прохождение студентами производственной практики, которая обеспечивает: реализацию требований ГОС к квалификационной характеристике выпускника вуза; преемственность между теоретической и практической подготовкой; углубление знаний студентов по специальным дисциплинам; выработку учебных и первоначальных профессиональных умений и навыков; выработку учебно-исследовательских навыков; знакомство с научной организацией труда во внеаудиторных условиях; формирование профессиональной направленности; развитие коммуникативных умений; формирование информационной компетентности студента; развитие самостоятельной деятельности в сфере будущей профессии.
Целью производственной практики как важнейшей составляющей учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов является закрепление, расширение и углубление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта коммуникативной деятельности по изучаемым дисциплинам соответствующей специальности.
Характеристика коммуникативной деятельности студентов в период производственной практики показала, что в процессе ее прохождения решается ряд специфических задач, таких как адаптация студента к реальным условиям работы в различных учреждениях и организациях, приобретение опыта работы в трудовых коллективах, планирование работы в организации, коммуникация и общения в сфере будущей профессиональной деятельности, создание условий для практического применения знаний в области общепрофессиональных, специализированных компьютерных и математических дисциплин, формирование и совершенствование базовых профессиональных навыков и умений в области применения современных информационных технологий, выполнение обязанностей на первичных должностях в области применения современных математических методов и информационных технологий, диагностика профессиональной пригодности студента к профессиональной деятельности, формирование информационной компетентности с целью успешной работы в профессиональной сфере деятельности, обеспечение успеха дальнейшей профессиональной карьеры.
Содержание коммуникативной деятельности студента в период прохождения производственной практики включает в себя: знакомство с правовыми нормативными и законодательными актами, регулирующими деятельность конкретного учреждения, предприятия; характеристику организационной структуры, новых форм работы, основных направлений деятельности предприятия, организации; общую оценку информационного обеспечения предприятия, фирмы; консультации со специалистами по теме дипломной работы в соответствии с будущей деятельностью по направлениям; организацию и проведение научно-исследовательской работы по теме дипломного проекта; анализ информационных источников предметной области обучения, содержащий выводы, результаты и предложения; классификацию учебно-методического обеспечения по предметной области знания; исследование различных моделей обучения и апробация их в образовательной практике; проведение педагогического эксперимента с целью апробации различных методик и проверки их эффективности; работу с электронными ресурсами; формирование библиографического списка исследуемой области; статистическую обработку данных научного исследования; подготовку учебно-мето-
дических материалов; участие в научно-практических семинарах, конференциях, круглых столах регионального уровня по актуальным проблемам образования; организацию научно-методических разработок по предметной области; систематизацию научных источников и их классификацию по областям знаний; формирование базы данных по исследуемой области знаний; составление учебно-методических комплексов для проведения опытноэкспериментальной работы [1, с. 8].
Формирование коммуникативных основ производственной деятельностистудента происходит в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская деятельность: определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости; системный анализ объекта проектирования, предметной области, их взаимосвязей; выбор исходных данных для проектирования; разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов и др.;
- технологическая деятельность: технология разработки объектов профессиональной деятельности, составление технологических программ и алгоритмов, технологическое обеспечение производственных процессов на предприятии, организации;
- организационно-управленческая деятельность: организация взаимодействия коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений; нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании; оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества объекта проектирования;
- научно-исследовательская деятельность: разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности, разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования этих объектов; проведение научно-исследовательской работы;
- эксплуатационная деятельность: организация внедрения объекта проектирования (программы, электронного ресурса и др.) в опытную эксплуатацию; организация внедрения объекта проектирования в промышленную эксплуатацию.
Характеристика видов профессиональной деятельности студентов физико-математического факультета ГАГУ, проходившая в учреждениях (организациях, предприятиях) согласно заключенным договорам о научно-методическом сотрудничестве между учреждением (организацией, предприятием) и Горно-Алтайским государственным университетом, позволила разделить базы практики на три класса [2, с. 54]. Таким образом, предусмотрено проведение производственной практики:
а) в научных лабораториях, лабораториях НИИ, заводов, учреждений, организаций, предприятий;
б) при кафедрах и в научных лабораториях вуза, оснащенных информационными системами, или занимающихся разработкой информационных систем, в том числе на кафедрах (информатики; алгебры, геометрии и методики преподавания математики; математического анализа; физики и методики преподавания физики) Горно-Алтайского государственного университета;
в) практика в организациях, на предприятиях на рабочем месте (для студентов, которые учатся и уже работают).
Следует отметить, что за время прохождения практики каждый студент выполняет индивидуальное задание, содержание которого может предусматривать выполнение совокупности конкретных работ (знакомство с компьютерным парком предприятия,
освоение компьютерных программ, работа по дипломному проекту и др.), предусмотренных Положением и программой производственной практики.
Результатом работы студенческого и преподавательского коллективов физико-математического факультета по организации и проведению производственной практики студентов явилась итоговая конференция. Наряду с широкой сферой производственных объектов, включающих образовательные учреждения (школа, вуз) и производство (фирмы, завод и др.), студенты показали практическую направленность своей будущей профессиональной деятельности. На защите были представлены отчеты студентов
Рис. 2. Сравнительная характеристика распределения по
на бумажных носителях и в презентационном виде, отражающие мероприятия, выполненные за период производственной практики, а также возникшие в ходе практики проблемы, причины их возникновения и способы их устранения в будущем.
Психолого-педагогическое наблюдение за коммуникативной деятельностью студентов показало, что на основе компетентно-стного подхода в реальной производственной среде ими приобретен практический опыт будущей профессиональный деятельности. Подведение итогов производственной деятельности студентов реализовывалось в ответах на вопросы методистов, представлении интереснейших и уникальных материалов производственного и методического характера. Студенты, приобретая навыки решения комплексных задач в системе образования и производства, освоили различные виды производственных работ и научились решать следующие задачи:
- закрепление и углубление теоретических знаний по прослушанным за время обучения в университете дисциплинам и спецкурсам;
- создание прикладного программного обеспечения, включая диагностические и информационные системы, а также базы данных различного назначения на основе современных технологий, анализа данных;
- сбор конкретного предметного материала для выполнения итоговой квалификационной работы; инсталляция, сопровождение и настройка программного обеспечения общего назначения и специализированных программ; проведение экспертизы и консультаций в области информационных технологий;
- изготовление информационной базы предметных приложений с использованием компьютерных технологий.
В качестве баз производственной практики были обозначены:
- образовательные учреждения (школы, техникумы, училища, центры): МБОУ «Ортолыкская СОШ им. М.И. Лапшина»; МОУ «Кокоринская СОШ»; МОУ СОШ №1 г. Горно-Алтайска; ГУ Республиканский центр оценки качества образования; Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова; Лицей №6 им. И.З. Шуклина; ГОУ СПО
«Горно-Алтайское медицинское училище»; Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса; Горно-Алтайский государственный университет (кафедра алгебры, геометрии и МПМ, кафедра математического анализа, Управление информатизации университета, Научная государственная библиотека ГАГУ);
- широкий спектр производственных организации: Майминский завод ЖБИ «Ма-гис»; АУ «Автобаза «Медавтотранс»; ГУ РРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями; МУЗ «Усть-Канская ЦРБ»; БУЗ РА «Перинатальный центр»; ООО «Радио Сибирь-Алтай»; Администрация Улаганского района; Главное управление МЧС РФ по РА; ООО «Республиканский Арт-Микс».
Сравнительная характеристика баз практики показала, что на производство в 2011 году ушли 42% студентов V курса, 30% - в вуз и 27% - в образовательные группам обучения учреждения Республики Алтай (рис. 1).
■ ГАГУ
■ Образовательные учреждения
Рис. 1. Распределение студентов по базам
12 3
Рис. 3. Качество образования по производственной практике в 2009 г. и 2011 г.
Анализ сравнения баз производственной практики показала, что студенты 627 группы одинаково ориентированы на образовательные учреждения республики Алтай и на производство, в то время как студенты 637 группы почти половина (45%) ориентируются в будущей профессиональной деятельности на сферу производства (рис. 2).
Результат коммуникативной деятельности студентов во время прохождения производственной практики студентов физикоматематического факультета был представлен на итоговой конференции. На защите студенты показали реализацию целей и задач производственной практики, возникшие проблемы, представили результаты выполнения индивидуального задания; подвели общий итог своей деятельности за период производственной практики. В отчетах приводились описания приближенных методов и стандартного программного обеспечения для решения прикладных задач, пакетов прикладных программ и баз данных, средств машиной графики, экспертных систем и баз данных, применяемых в организации.
Сравнительный анализ, проведенный нами по итогам производственных практик в 2009 и в 2011 годах показал, что профес-
сиональная направленность студентов различается. Так, если в 2009 г. полезность прохождения производственной практики в оценке планирования будущей профессиональной деятельности показали 90% респондентов, то в 2011 г. все без исключения студенты оценили необходимость и ценность данного вида деятельности в образовательном процессе вуза. Кроме того, в 2009 г. 40 % студентов-практикантов намерены были пойти работать туда, где проходили производственную практику, а в 2011 г. этот процесс возрос до 70 % опрошенных.
Об эффективности производственной практики студентов физико-математического факультета в 2011 г. говорят и представленные ниже показатели качества образования производственной практики (рис. 3).
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что производственная практика является важнейшим элементом учебного процесса в вузе. В плане учебно-методической деятельности преподавателя вуза она должна занимать одно из главнейших мест, так как является итоговым показателем его профессиональнопедагогической деятельности.
Библиографический список
1. Темербекова, А.А. Программа производственной практики и методические рекомендации для студентов 4, 5 курсов физико-математического факультета. - Горно-Алтайск, 2010.
2. Темербекова, А.А. Формирование профессиональной направленности студента посредством производственной практики II Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: мат-лы междунар. науч.-практич. конф. 16-17 февр. 2011 г. - Новокузнецк, 2011.
Bibliography
1. Temerbekova, A.A. Programma proizvodstvennoyj praktiki i metodicheskie rekomendacii dlya studentov 4, 5 kursov fiziko-matematicheskogo fakuljteta. - Gorno-Altayjsk, 2010.
2. Temerbekova, A.A. Formirovanie professionaljnoyj napravlennosti studenta posredstvom proizvodstvennoyj praktiki II Teoriya i praktika pedagogicheskoyj nauki v sovremennom mire: tradicii, problemih, innovacii: mat-lih mezhdunar. nauch.-praktich. konf. 16-17 fevr. 2011 g. -Novokuzneck, 2011.
Статья поступила в редакцию 12.02.12
УДК 378.62
Torosjan V.F., Torosjan E.S., Polizinski E.V., Polizinskaj E.V. CRITERIA AND THE INDICES OF THE ESTIMATION OF THE COGNITIVE INDEPENDENCE OF THE STUDENTS OF THE TECHNICAL DIRECTIONS. In the article the discussion deals with criteria and indices of the estimation of the cognitive independence of the students of technical directions. This work can be used in the educational- educational process of technical VUZ (Institute of Higher Education), directed toward the independent acquisition of key and professional scopes, an increase in the activity, the development of the creative abilities of students.
Key words: informative independence, levels, criteria, indicators, reproductive, reconstructively-variativnyj, partially-search, creative.
В.Ф. Торосян, канд. пед. наук, доц. каф. ЕНО ЮТИ (филиал) НИ ТПУ, г. Юрга, E-mail: [email protected].; Е.С.Торосян, соискатель Ни ТПУ, г. Юрга, E-mail:[email protected]; Е.В. Полицинский, канд. пед. наук, зав. каф. ЕНО ЮТИ (филиал) НИ ТПУ,г. Юрга; E-mail:[email protected]; Е.В. Полицинская, соискатель ТГПУ, г. Юрга, E-mail:[email protected]
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
В статье речь идет о критериях и показателях оценки познавательной самостоятельности студентов технических направлений. Данная работа может быть использована в воспитательно-образовательном процессе технического вуза, направленном на самостоятельное приобретение ключевых и профессиональных компетенций, повышение активности, развитие творческих способностей студентов.
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, уровни, критерии, показатели, репродуктивный, реконструктивно-вариативный, частично-поисковый, творческий.
«Профпригодность» выпускника в мировой системе оценки качества - один из главнейших результатов деятельности вуза. Следовательно, главным критерием оценки образовательного процесса являются выпускники: насколько они успешны в своей карьере после окончания обучения, насколько востребованы, умеют ли работать в команде и соответствуют ли тем требованиям, которые предъявляют работодатели. К сожалению, Российские реалии таковы, что нашему выпускнику достаточно закончить соответствующий технический вуз, чтобы именоваться «инжене-
ром» и при этом даже ни дня не проработать по специальности. Поэтому в настоящее время проблемы качества высшего профессионального образования волнуют как научно-педагогическую общественность и работодателей, так и студентов вузов.
Острота данной проблемы обусловлена тем, что значительная часть выпускников технических вузов оказываются неспособными к самостоятельной творческой, инновационной деятельности. На наш взгляд, подготовка таких специалистов должна осуществляться при использовании воспитательно-образовательного