УДК 687.12:658.512.2
Е. В. Петрова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ В ФОРМИРОВАНИИ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФАКУЛЬТЕТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье приведены определения основных понятий, связанных с проектированием коллекции женской одежды, рассмотрена специфика этой деятельности. Применение наших наработок на тему «Проектирование коллекции женской одежды в формировании творческих способностей у будущих педагогов факультета художественного и музыкального образования» при изучении проектирования и создании коллекции женской одежды будет способствовать наиболее конструктивному и продуктивному усвоению обучающимися данного материала. Рекомендуем использовать разработанный нами материал для программы учебного модуля, входящего в дисциплину «Проектная деятельность в дизайне костюма». Подобранный материал со всей полнотой раскрывает понимание специфики проектной деятельности в дизайне костюма в широчайшем его смысле.
Ключевые слова: модели одежды, авторская коллекция, от-кутюр, прет-а-порте, ансамбли одежды, художественно-тематический замысел, единство стилевого решения, кульминация коллекции, колористический композиционный центр, ритм масс, художник-модельер.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что проектирование коллекции женской одежды является нестандартным подходом к созданию образа: форм, кроя и применяемых материалов, а значит, и к формированию творческих способностей.
Цель статьи - изучение формирования творческих способностей путем обучения студентов факультета художественного и музыкального образования (далее - ФХиМО) проектированию и созданию коллекции женской одежды, т. е. умению правильно сочетать все ее элементы, собирая их в единое целое для создания гармоничных комплектов.
Для осуществления цели нами рассматриваются следующие задачи:
1) дать определение основным понятиям, входящим в тематику коллекции женской одежды, ее назначению и функциям;
2) собрать, обработать и подготовить материалы по теме «Проектирование коллекции женской одежды в формировании творческих способностей студентов ФХиМО» для успешного усвоения ими предложенной программы.
© Петрова Е. В., 2017
Петрова Елена Валерьевна - магистрант первого курса, обучающийся по программе «Образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве и дизайне», Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.06.2016
Материал и методика исследований. Основным методом, используемым в нашей работе, было наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на его результаты оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя. В нашем случае было использовано включенное наблюдение - когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение.
Был использован также метод опроса - беседа и анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применялся с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводилась по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она велась в свободной форме, без записи ответов собеседника.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Респонденты давали письменные ответы на вопросы. Если беседу и интервью называют еще опросом «лицом к лицу», то анкетирование - заочным опросом.
Нами был использован и метод эксперимента - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления их эффективности.
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов.
Изучение литературы дало возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой сыграла ключевую роль в подготовке данного материала. Она задала векторное направление использованию такого метода, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой, а также способствовала компактному изложению основного содержания текста.
Задачи изучения влияния проектирования коллекции женской одежды на формирование творческих способностей будущих педагогов определили выбор материала исследования, который извлекался из текстов литературы и послужил основой для формирования объективного мнения об имеющихся наработках в этой области [2], [10], [20], [21], [22], [23], [24], [33], [34], [37], [38], [41], [42], [43], [44], [45], [46].
Результаты исследований и их обсуждение. При встрече с людьми первый критерий, по которому нас оценивают, - внешний вид. Образ складывается из нескольких составляющих, и среди них не последнее место занимает одежда. Большинство из нас стремятся выглядеть стильно и современно, кто-то тяготеет к комфорту в одежде. И хотя, бесспорно, во многом то, что мы носим, продиктовано модными тенденциями, недостаточно просто знать о них, нужно умело использовать эти знания на практике так, чтобы не выглядеть старомодно и не переборщить с модными аксессуарами. Умение преподать себя наилучшим образом при помощи правильно подобранной одежды сродни искусству. А искусство, как известно, не бывает без творческого начала. Здесь важны не только вкус, умеренность и гармоничность подобранного комплекта одежды, но и, несомненно, творческие способности [1], [2], [3], [4], [5], [16], [17].
Какую же роль играет проектирование коллекции женской одежды в формировании творческих способностей? Важно не только уметь компоновать предметы одежды и разбираться в последних модных тенденциях, но и понимать, какая одежда будет наиболее уместно смотреться в той или иной среде, и уметь правильно ее сочетать с другими вещами, входящими в перечень дополнительных предметов одежды. Прежде всего, до-
минантное значение имеет идея, так сказать, творческий замысел автора. Здесь непременно понадобится активизировать все имеющиеся ресурсы творческих способностей [26], [27], [28], [29]. У кого-то это получится само собой, а кому-то понадобится приложить немалые усилия. В научных кругах доказано, что творческие способности можно развить, выработать, привить [6], [7], [8], [11].
Существует явное противоречие между необходимостью формирования высокого уровня творческих способностей у студентов посредством проектирования и создания коллекции женской одежды и их изначально недостаточной сформированностью.
Как посредством проектирования и создания коллекции женской одежды сформировать творческие способности у студентов? Формирование творческих способностей у студентов ФХиМО будет более эффективным, если в один из учебных модулей дисциплины «Проектная деятельность в дизайне костюма» ввести подборку материала и исследования на тему «Проектирование и создание коллекции женской одежды».
Дело в том, что творческое «зерно» заложено в каждом человеке. Его «прорастание» и развитие творческих способностей зависят от того, в какую среду оно попадает. Едва ли прорастет это «зерно» или разовьются способности, попади оно в неблагоприятную среду. А стоит поместить его в творческую атмосферу живописи, музыки, поэзии, модной индустрии или в стены ФХиМО, как тут же творческие «клетки» активизируются. Находясь в таком окружении достаточное количество времени и пользуясь всеми уже имеющимися наработанными знаниями, умениями и навыками, а также возможностями единого информационного пространства, человек вырабатывает в себе, а впоследствии у него формируются устойчивые творческие способности. Таким образом, проектирование коллекции женской одежды благодаря ритмичности, колористическому наполнению, компоновке, вариативности, разнообразию форм и содержания играет значительную роль в формировании творческих способностей. Особенно этому способствуют мода в широчайшем ее понимании и непосредственное участие в ней дизайнеров [6], [9], [12], [13], [14], [31], [32].
Мода - это то, что определяется сегодняшним днем: ритмом жизни, материальными и духовными потребностями людей, возможностями промышленности. Дизайнер должен иметь постоянный информационный контакт не только в области искусства, но и с новыми техническими разработками в ассортименте материалов, фактур, колоритов, технологическими методами обработки изделия, а также должен соразмерять свои предложения с особенностями рынка и разрабатывать приемлемые для потребителей варианты моделей.
Эти варианты моделей могут быть как разрозненными, так и скомплектованными в группы по назначению, сезонности, области применения и т. д. Такие групповые комплекты одежды и называются коллекциями. Объединяющие факторы коллекций могут быть совершенно разнообразными: конструктивными (рис. 1), колористическими (рис. 2), тендерными (рис. 3), технологическими (рис. 4), этническими (рис. 5), сезонными (рис. 6) и т. д. Большое значение для формирования облика людей и выражения их внутреннего содержания с помощью готовых коллекций одежды имеет образ костюма [30]. Так какова структура создаваемой коллекции, что объединяет ее, а что вносит диссонанс, с чего начинается и чем заканчивается ее создание? Давайте разберемся в этом процессе.
Коллекцией принято называть несколько моделей одежды различного толка, которые объединены определенной идеей, отвечают какой-либо тематике, имеют похожее цветовое решение или созданы для определенного сезона (весна - лето или осень - зима).
Различаются авторская дизайнерская коллекция и коллекция определенного дома моды или фирмы, которая может создаваться одним или несколькими дизайнерами. Коллекции могут быть выполнены для двух основных линий - от-кутюр и прет-а-порте. Под коллекцией костюмов понимается завершенная в своей композиционной целостности совокупность комплектов или ансамблей одежды, объединенных общим стилистическим и художественно-тематическим замыслом [9], [18], [19].
Рис. 1. Конструктивный объединяющий фактор Рис. 2. Колористический объединяющий фактор
Рис. 5. Этнический объединяющий фактор
Рис. 6. Сезонный объединяющий фактор
Все виды коллекций дифференцируются исходя из следующих признаков:
- ассортимент - это могут быть коллекции пальто, костюмов, купальников, брюк и т. п. в зависимости от профиля фирмы;
- сезонность - это, как правило, новые сезонные коллекции, демонстрирующиеся два раза в год (осень - зима, весна - лето). Однако крупнейшая промышленная ярмарка моды в Дюссельдорфе перешла на демонстрацию новых коллекций четыре раза в год: на осень, зиму, весну и лето;
- возрастная категория - это коллекции одежды для грудных детей, для тинейджеров и т. п.;
- конкретное назначение имеют коллекции домашней одежды, одежды для сна, для спорта, отдыха и т. п.
Кроме того, коллекции подразделяются на следующие группы в зависимости от того, кому они предназначаются: индивидуальный гардероб (для индивидуального клиента); массовые (для определенного типа потребителей); групповые (для определенной группы людей): а) коллекции форменной одежды (школьная форма, форма полиции и т. п.); б) коллекции фирменной одежды (для работников Аэрофлота, торговых фирм и т. п.); в) коллекции одежды для представительств и делегаций (например, для национальной команды на Олимпийских играх и т. д.).
При проектировании коллекции необходимо учитывать следующие правила, обеспечивающие ее единство: одно стилевое решение, создание сценария - композиционное построение. Необходимое условие целостности коллекции - наличие композиционного центра, которое является ее кульминацией. Как правило, в коллекции должны присутствовать три композиционных центра:
- начало (первая модель или блок моделей, которые открывают показ);
- кульминация (как правило, в середине показа);
- конец (модель или блок моделей, которые завершают показ).
Следующим этапом проектирования коллекции являются:
1. Построение тонального развития ряда.
2. Построение цветового развития ряда, при этом желательно, чтобы совпадали тональный и колористический композиционный центры.
3. Выявление структурной организации ряда: а) анализ стабильных элементов (силуэт, пропорции, ритм масс); б) анализ мобильных элементов (декор, фактура, конструктивные и декоративно-конструктивные линии, накладные детали).
4. Родственный характер принципов технологического выполнения изделий. Чаще всего коллекция состоит из блоков моделей, объединенных назначением, единством силуэта, цветового решения и т. п.
Традиционно коллекция высокой моды состоит из следующих блоков-«выходов»: верхняя одежда (пальто, плащи, костюмы - в зависимости от сезона), костюмы, платья для города, платья для коктейлей, короткие вечерние платья, длинные вечерние платья, бальные платья, свадебные платья [15], [25].
В современной моде, однако, не существует столь четко определенных ассортиментных групп, как во времена К. Диора. Некоторые дизайнеры вообще отказываются от традиционной блоковой структуры коллекции, демонстрируя отдельные модели, формально ничем не связанные между собой, кроме творческой концепции (особенно это характерно для коллекций представителей деконструктивизма). Но все-таки большинство дизайнеров придерживаются традиционной структуры коллекции:
- верхняя одежда;
- повседневная одежда;
- одежда для отдыха, спорта, туризма и т. п.;
- одежда нарядная, праздничная и вечерняя;
- одежда специального назначения - для торжественных случаев, свадебная.
Уже с первой секунды возникновения идеи запускается творческий процесс. А он -главный мотиватор для развития творческих способностей будущего автора. После осо-
знания структуры и назначения своей проектируемой коллекции можно приступать к рабочим эскизам. С этого момента дизайнер - художник-модельер. Сначала выполняются эскизы в графическом исполнении, а затем, когда нужная тональность будет выбрана, заканчивают их в цвете.
После того как эскизы будут утверждены, они отправляются в лабораторию к художникам-конструкторам. Конструкторы, в свою очередь, создают лекала (выкройки) по определенной размерной сетке и ростовой таблице, а также делают пробную раскладку лекал на плоскости, имитирующей ткань. Как только самая оптимальная раскладка будет найдена, в работу вступают лаборанты-раскройщики. И уже после их рук крой планируемых изделий поступает в бригаду портных, которые собирают и монтируют (шьют) изделия до полной готовности соответственно выработанной технологии на необходимом оборудовании, используя, если нужно, требуемое количество человеко-часов ручного труда.
Если же коллекция отшивается по заказу частного лица или организации, то неизбежно в технологический процесс изготовления изделий включаются промежуточные и финишная примерки. В зависимости от сложности и объема коллекции промежуточных примерок может быть от двух до любого количества раз - по усмотрению руководителя.
После такого длительного и увлекательного процесса и рождается на свет коллекция, соответствующая всем заявленным требованиям, модным тенденциям и новейшим технологиям. Что касается моды, то это очень спорный вопрос, что сегодня модно и кому это нужно. Попробуем обсудить эту тему.
Мода - это господство определенного вкуса в некой сфере жизни. Как правило, мода непродолжительна и часто меняется, иногда возвращаясь к давно забытому старому.
Мода - это форма проявления культуры, это отражение действительного, проявляющееся в манере поведения, а главным образом в одежде. Она меняется очень часто. Мода задает определенные правила поведения и манеры одеваться, а человек, не соблюдающий эти правила, рискует стать немодным. При этом существуют нормы и требования, которые никогда не выходят из моды, например классический стиль в одежде [35].
Стилем одежды считают определенную концептуальность ансамбля, т. е. костюма в широком смысле слова. Она продиктована следующими признаками или же совокупностью признаков: возрастом, полом, профессией, социальным статусом, принадлежностью к субкультуре, личным вкусом человека, эпохой, национальностью, религиозной принадлежностью, уместностью, функциональностью, образом жизни и индивидуальными особенностями. В рамках одного из стилей иногда различают его разновидности: подстили или микростили.
При создании одежды важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т. е. правильно гармонизованным соотношением всех его элементов, частей и деталей [36], [39], [40].
Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Составными частями костюма являются все его компоненты: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
Дизайн - творческая деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметов среды, называется дизайнером.
В процессе профессиональной деятельности перед дизайнером одежды стоят многие задачи, связанные с проектированием костюма. Одна из них - понимание костюма как целостной художественной системы с присущей ей образностью, выразительностью, гармоничностью, авторской индивидуальностью. Законы и правила такой системы изучает композиция.
Композиция - это построение художественной формы с позиции объединения всех ее элементов в единое целое. Композиция костюма является организующим началом, соединяющим все части костюма в гармоничное единство, выражающее идею автора в конкретной форме. Композиция костюма всегда связана с его функциональным назначением (костюм для дома, отдыха, работы, спорта и т. д.). Продумывая композицию костюма, дизайнер одежды ищет варианты выражения своей идеи в конкретной художественной форме, осознанно выбирая лучшее из них. Поэтому композицию считают результатом эмоционального, интуитивного, творческого и осознанно-продуманного выбора [17].
Все без исключения составные части художественной формы должны находиться в гармоничном единстве образного, функционального и конструктивного начал. Композиция включает в себя такие понятия, как:
1) композиционное формообразование (геометрический вид, масса, силуэт, форма);
2) средства композиции (пропорции, ритм);
3) закономерности композиции - целостность структуры (композиционный центр, соподчинение);
4) предметы гармонизации композиции - контраст, нюанс, тождество, масштаб, симметрия, асимметрия, статика, динамика.
Силуэт - плоскостное однотонное изображение предмета, одежды. Вместе с тем силуэт дает четкое представление об объемности одежды, так как он является проекцией объемной формы одежды на плоскость. Силуэт характеризует форму костюма. Форму костюма нам следует рассматривать как объемно-пространственную характеристику предметов.
Особенно важное значение силуэт приобретает в связи с развитием моды и инновациями, так как для каждого отрезка времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты, а инновации и вовсе диктуют доселе неизвестные конфигурации конструкций одежды. Таким образом, силуэт является средством выражения инноваций в моде, он дает возможность определить характерные изменения моды в костюме за определенный период времени. Силуэт представляет собой рамку, в пределах которой создается одежда.
Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными геометрическими фигурами: прямоугольными, трапециевидными, овальными, в виде двух треугольников с усеченными вершинами [47], [48], [49].
Резюме. Обобщая результаты проделанной работы на основе большого фактического материала, мы выработали список основных терминов, характерных для специфики создания коллекции одежды, установили их назначение и функции. Это такие термины, как «модели одежды», «авторская коллекция», «дизайнерская коллекция», «дом мод», «от-кутюр», «прет-а-порте», «ансамбли одежды», «стилистика», «художественно-тематический замысел», «ярмарка моды», «индивидуальный гардероб», «единство стилевого решения», «сценарий коллекции», «кульминация коллекции», «колористический композиционный центр», «ритм масс», «анализ мобильных элементов», «блок моделей», «ассортиментные группы», «художник-модельер», «рабочие эскизы», «художник-конструктор», «раскладка лекал», «лаборанты-раскройщики», «промежуточные и фи-
нишная примерки», «новейшие технологии» и т. д. Такой объем информации, основных понятий и значений определенно будет способствовать расширению творческих компетенций и знаний будущих педагогов, а также послужит мотивацией к развитию их творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательных задач. - М. : Советское радио, 1979. - 175 с.
2. Андреева Л. Н. Конструирование и моделирование одежды : учебное пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - 185 с.
3. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. - М. : Высшая школа, 2006. - 200 с.
4. Ахияров К. Ш., Правдин Ю. П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. - Уфа : Изд-во БГПИ, 1988. - 163 с.
5. Белова С. Н. Формирование у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2015. - 205 с.
6. Бердникова З. А., Гнатышина Е. А. Развитие педагогических умений и способностей у будущих педагогов профессионального обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/2495/1/vestnik_34_02.pdf.
7. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие для вузов / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
8. Васильева Т. П., Хрисанова Е. Г. Теория и практика подготовки дизайнеров костюма к проектной деятельности. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 151 с.
9. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М. : Просвещение, 1988. - 336 с.
10. Вербицкий А. А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 3. - С. 29-34.
11. Дизайн костюма : учебно-методический комплекс / сост. О. И. Голованева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 26 с.
12. Дизайн-образование: моделирование, технологии, интеграция : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Б. В. Самсонова. - Чебоксары, 2014. - 208 с.
13. Заенчик В. М., Карачев А. А., Шмелев В. Е. Основы творческо-конструкторской деятельности. Предметная среда и дизайн : учебник для вузов. - М. : Academia, 2006. - 315 с.
14. Ильина Н. Д. Конструирование одежды : курс лекций. Ч. 2. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 88 с.
15. Казанцева Л .А., Казанцева С. Я., Мазуренко П. Н. Твоя профессия - юрист. - М. : Академия, 2007. - 256 с.
16. Карамова К. Х. Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2002. - 21 с.
17. Композиция костюма : учебно-методический комплекс / сост. О. И. Голованева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 34 с.
18. Конструктивное моделирование женской одежды : учебное пособие / сост. Л. Н. Андреева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 109 с.
19. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара : СамГПИ, 1994. - 165 с.
20. Куликова Л. Н. Воспитать себя. - М. : Просвещение, 1991. - 143 с.
21. Леонтьев Д. А. Общее представление о мотивации поведения человека // Психология в вузе. -2004. - № 1. - С. 51-65.
22. Максимова О. Г., Соловьева З. С. Педагогические основы подготовки студентов к творческой деятельности в процессе изучения технологии обработки ткани : учебное пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2000. - 156 с.
23. Методика обучения технологии : книга для учителя / под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск : ИГПИ ; Технология, 2002. - 296 с.
24. Мизикина Л. С. Развитие творческой активности студентов ХГФ педвузов в процессе изучения и создания костюма на занятиях по декоративно-прикладному искусству : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -М., 2002. - 183 с.
25. Мясникова Т. В. Развитие творческого потенциала студентов учреждений среднего профессионального образования в студенческом научном обществе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2010. - 190 с.
26. Мясникова Т. В., Емельянова М. В. Развитие творческого потенциала студентов ссузов в студенческом научном обществе. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 163 с.
27. Никитин Г. А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики : учебно-методическое пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 91 с.
28. Новожилова Н. В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Управление современной школой. Завуч. - 2003. - № 8. - С. 125-128.
29. Один чертеж базовой основы - два костюма // Ателье. - 2013. - № 12. - С. 37-45.
30. Пайгусов А. И. Педагогические технологии : учебное пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - 123 с.
31. Пайгусов А. И. Технологии профессионального обучения : учебное пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. - 128 с.
32. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебное пособие / Т. И. Бабаева и др. ; под ред. С. А. Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 1999. - 533 с.
33. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 354 с.
34. Проект: научно-практический семинар по направлению моды «Модные тенденции в проектировании одежды. Мода 2012-2013»: опыт работы технолого-экономического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева / А. А. Ефимова и др. // Социализация студенческой молодежи: теория и практика : сборник научных трудов. - Чебоксары, 2012. - С. 180-185.
35. Проектирование костюма : учебник для вузов / Л. А. Сафина и др. - М. : Инфра-М, 2016. - 238 с.
36. Рогинский В. М. Азбука педагогического труда : пособие для начинающего преподавателя технического вуза. - М. : Высшая школа, 1990. - 112 с.
37. Салихова А. С. Педагогический потенциал дисциплины «Проектирование костюма» в формировании специальных компетенций у будущих педагогов-дизайнеров [Электронный ресурс] // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» : сборник научных статей. -Режим доступа : https://www.scienceforum.ru/2014/.
38. Сато Ш. Инновационный крой: техники конструирования одежды // Ателье. - 2013. - № 4. - С. 33-39.
39. Саяпина Н. Н., Саяпин А. В. Развитие творческой компетентности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки // Коррекционная педагогика. - 2011. - № 2/3. - С. 30-33.
40. Солдатова А. А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Улан-Удэ, 2000. - 22 с.
41. Соловьева З. С. Сущность творческой деятельности в процессе изучения технологии обработки ткани // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и докторантов. - Вып. 5. - Чебоксары, 1999. - С. 204-207.
42. Соловьева З. С. Творческая деятельность студентов в процессе моделирования одежды // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2005. - № 4(47). - С. 107-113.
43. Сорокоумова Г. В. Развитие творческого потенциала педагога // Гуманизм и духовность в образовании : научные труды I Нижегородской научно-практической конференции. - Н. Новгород, 1999. - С. 119-123.
44. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. -М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Флинта, 1998. - 368 с.
45. СтепановЕ. Н. Проектная мастерская «Моделирование воспитательной системы класса»: конкурс классных руководителей // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 59-62.
46. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко В. Е. Психология и педагогика : учебник для вузов. -2-е изд., доп. и перераб. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2010. - 636 с.
47. Харченко Л. Н., Асфаров О. В. Технология формирования креативности студентов. - Ставрополь : Изд-во Ставропол. гос. ун-та, 2012. - 222 с.
48. Шершнева Л. П., Дубоносова Е. А., Сунаева С. Г. Конструктивное моделирование одежды в терминах, эскизах и чертежах : учебное пособие. - М. : Форум ; Инфра-М, 2016. - 270 с.
49. Шершнева Л. П., Ларькина Л. В. Конструирование одежды. Теория и практика : учебное пособие. -М. : Форум ; Инфра-М, 2015. - 288 с.
UDC 687.12:658.512.2
E. V. Petrova
DESIGNING WOMENSWEAR COLLECTION IN FORMATION OF CREATIVE ABILITIES AT FUTURE TEACHERS AT THE FACULTY OF ARTS AND MUSIC EDUCATION
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article deals with the definitions of the basic concepts of the discussed training programme on the project activity of fashion design and their specificity, considers the manufacturing process of making clothes.
Studying the design and creation of womenswear collection and using the proposed lecture part on «Designing womenswear collection in formation of creative abilities at future teachers at the Faculty of Arts and Music Education (FAME)» will contribute to a most constructive and productive retention of the proposed material. The author suggests that you should use this proposed information for the training module programme of «Project activity in fashion design».
The material proposed here reveals the full understanding of the specificity of project activity in fashion design in the wide sense of it.
Keywords: clothing model, author's collection, haute couture, ready-to-wear clothing ensembles, art-themed idea, unity of style choice, collection climax, coloristic composition center, mass rhythm, fashion designer.
REFERENCES
1. Al'tshuller G. S. Tvorchestvo kak tochnaja nauka: teorija reshenija izobretatel'nyh zadach. - M. : So-vetskoe radio, 1979. - 175 s.
2. Andreeva L. N. Konstruirovanie i modelirovanie odezhdy : uchebnoe posobie. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2016. - 185 s.
3. Arhangel'skij S. I. Lekcii po nauchnoj organizacii uchebnogo processa v vysshej shkole. - M. : Vysshaja shkola, 2006. - 200 s.
4. Ahijarov K. Sh., Pravdin Ju. P. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti studentov v processe obuchenija. -Ufa : Izd-vo BGPI, 1988. - 163 s.
5. Belova S. N. Formirovanie u budushhih pedagogov-dizajnerov issledovatel'skih umenij na osnove izuchenija tradicionnogo narodnogo kostjuma : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Cheboksary, 2015. - 205 s.
6. Berdnikova Z. A., Gnatyshina E. A. Razvitie pedagogicheskih umenij i sposobnostej u budushhih peda-gogov professional'nogo obuchenija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/2495/17vestnik_34_02.pdf.
7. Borytko N. M., Molozhavenko A. V., Solovcova I. A. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskih issledovanij : uchebnoe posobie dlja vuzov / pod red. N. M. Borytko. - 2-e izd., ster. - M. : Akademija, 2009. - 320 s.
8. Vasil'eva T. P., Hrisanova E. G. Teorija i praktika podgotovki dizajnerov kostjuma k proektnoj deja-tel'nosti. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2009. - 151 s.
9. Venger L. A., Muhina V. S. Psihologija. - M. : Prosveshhenie, 1988. - 336 s.
© Petrova E. V., 2017
Petrova, Elena Valeryevna - First-Year Master's Degree Student of the programme of training «Educational Technologies in Arts and Crafts and Design», I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on June 21, 2016
10. Verbickij A. A. Osnovanija dlja vnedrenija kompetentnostnogo podhoda v obrazovanie // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment. - 2009. - № 3. - S. 29-34.
11. Dizajn kostjuma : uchebno-metodicheskij kompleks / sost. O. I. Golovaneva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2010. - 26 s.
12. Dizajn-obrazovanie: modelirovanie, tehnologii, integracija : sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. B. V. Samsonova. - Cheboksary, 2014. - 208 s.
13. Zaenchik V. M., Karachev A. A., Shmelev V. E. Osnovy tvorchesko-konstruktorskoj dejatel'nosti. Pred-metnaja sreda i dizajn : uchebnik dlja vuzov. - M. : Academia, 2006. - 315 s.
14. Il'ina N. D. Konstruirovanie odezhdy : kurs lekcij. Ch. 2. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2012. - 88 s.
15. Kazanceva L .A., Kazanceva S. Ja., Mazurenko P. N. Tvoja professija - jurist. - M. : Akademija, 2007. - 256 s.
16. Karamova K. H. Pedagogicheskie uslovija i bar'ery tvorcheskoj samorealizacii studentov v obuchenii na hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetah : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kazan', 2002. - 21 s.
17. Kompozicija kostjuma : uchebno-metodicheskij kompleks / sost. O. I. Golovaneva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2011. - 34 s.
18. Konstruktivnoe modelirovanie zhenskoj odezhdy : uchebnoe posobie / sost. L. N. Andreeva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2012. - 109 s.
19. Kraevskij V. V. Metodologija pedagogicheskogo issledovanija. - Samara : SamGPI, 1994. - 165 s.
20. Kulikova L. N. Vospitat' sebja. - M. : Prosveshhenie, 1991. - 143 s.
21. Leont'ev D. A. Obshhee predstavlenie o motivacii povedenija cheloveka // Psihologija v vuze. - 2004. -№ 1. - S. 51-65.
22. Maksimova O. G., Solov'eva Z. S. Pedagogicheskie osnovy podgotovki studentov k tvorcheskoj deja-tel'nosti v processe izuchenija tehnologii obrabotki tkani : uchebnoe posobie. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2000. - 156 s.
23. Metodika obuchenija tehnologii : kniga dlja uchitelja / pod red. V. D. Simonenko. - Brjansk : IGPI ; Tehnologija, 2002. - 296 s.
24. Mizikina L. S. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti studentov HGF pedvuzov v processe izuchenija i soz-danija kostjuma na zanjatijah po dekorativno-prikladnomu iskusstvu : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2002. - 183 s.
25. Mjasnikova T. V. Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov uchrezhdenij srednego profession-al'nogo obrazovanija v studencheskom nauchnom obshhestve : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Cheboksary, 2010. - 190 s.
26. Mjasnikova T. V., Emel'janova M. V. Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov ssuzov v studencheskom nauchnom obshhestve. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2010. - 163 s.
27. Nikitin G. A. Koncepcija formirovanija tehnologicheskoj kul'tury uchashhejsja molodezhi v kontekste pedagogicheskoj sostavljajushhej jetnojestetiki : uchebno-metodicheskoe posobie. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2008. - 91 s.
28. Novozhilova N. V. Ispol'zovanie internet-tehnologij v issledovatel'skoj dejatel'nosti uchitelej i uchash-hihsja // Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch. - 2003. - № 8. - S. 125-128.
29. Odin chertezh bazovoj osnovy - dva kostjuma // Atel'e. - 2013. - № 12. - S. 37-45.
30. Pajgusov A. I. Pedagogicheskie tehnologii : uchebnoe posobie. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2014. - 123 s.
31. Pajgusov A. I. Tehnologii professional'nogo obuchenija : uchebnoe posobie. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2015. - 128 s.
32. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii : uchebnoe posobie / T. I. Babaeva i dr. ; pod red. S. A. Smirnova. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Akademija, 1999. - 533 s.
33. Pidkasistyj P. I., Fridman L. M., Garunov M. G. Psihologo-didakticheskij spravochnik prepodavatelja vysshej shkoly. - M. : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2003. - 354 s.
34. Proekt: nauchno-prakticheskij seminar po napravleniju mody «Modnye tendencii v proektirovanii odezhdy. Moda 2012-2013»: opyt raboty tehnologo-jekonomicheskogo fakul'teta ChGPU im. I. Ja. Jakovleva / A. A. Efimova i dr. // Socializacija studencheskoj molodezhi: teorija i praktika : sbornik nauchnyh trudov. - Cheboksary, 2012. - S. 180-185.
35. Proektirovanie kostjuma : uchebnik dlja vuzov / L. A. Safina i dr. - M. : Infra-M, 2016. - 238 s.
36. Roginskij V. M. Azbuka pedagogicheskogo truda : posobie dlja nachinajushhego prepodavatelja tehnicheskogo vuza. - M. : Vysshaja shkola, 1990. - 112 s.
37. Salihova A. S. Pedagogicheskij potencial discipliny «Proektirovanie kostjuma» v formirovanii spe-cial'nyh kompetencij u budushhih pedagogov-dizajnerov [Jelektronnyj resurs] // VI Mezhdunarodnaja studencheskaja jelektronnaja nauchnaja konferencija «Studencheskij nauchnyj forum» : sbornik nauchnyh statej. - Rezhim dostupa : https://www. scienceforum.ru/2014/.
38. Sato Sh. Innovacionnyj kroj: tehniki konstruirovanija odezhdy // Atel'e. - 2013. - № 4. - S. 33-39.
39. Sajapina N. N., Sajapin A. V. Razvitie tvorcheskoj kompetentnosti budushhego uchitelja v processe ego professional'noj podgotovki // Korrekcionnaja pedagogika. - 2011. - № 2/3. - S. 30-33.
40. Soldatova A. A. Tvorcheskoe samovyrazhenie kak pedagogicheskoe sredstvo podgotovki budushhego uchitelja k innovacionnoj dejatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Ulan-Udje, 2000. - 22 s.
41. Solov'eva Z. S. Sushhnost' tvorcheskoj dejatel'nosti v processe izuchenija tehnologii obrabotki tkani // Sbornik nauchnyh trudov studentov, aspirantov i doktorantov. - Vyp. 5. - Cheboksary, 1999. - S. 204-207.
42. Solov'eva Z. S. Tvorcheskaja dejatel'nost' studentov v processe modelirovanija odezhdy // Vestnik Chu-vashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2005. - № 4(47). - S. 107-113.
43. Sorokoumova G. V. Razvitie tvorcheskogo potenciala pedagoga // Gumanizm i duhovnost' v obra-zovanii : nauchnye trudy I Nizhegorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - N. Novgorod, 1999. - S. 119-123.
44. Stankin M. I. Professional'nye sposobnosti pedagoga: akmeologija vospitanija i obuchenija. - M. : Mosk. psihol.-soc. in-t ; Flinta, 1998. - 368 s.
45. StepanovE. N. Proektnaja masterskaja «Modelirovanie vospitatel'noj sistemy klassa»: konkurs klassnyh rukovoditelej // Klassnyj rukovoditel'. - 2006. - № 4. - S. 59-62.
46. Stoljarenko L. D., Samygin S. I., Stoljarenko V. E. Psihologija i pedagogika : uchebnik dlja vuzov. - 2-e izd., dop. i pererab. - Rostov-n/D. : Feniks, 2010. - 636 s.
47. Harchenko L. N., Asfarov O. V. Tehnologija formirovanija kreativnosti studentov. - Stavropol' : Izd-vo Stavropol. gos. un-ta, 2012. - 222 s.
48. Shershneva L. P., Dubonosova E. A., Sunaeva S. G. Konstruktivnoe modelirovanie odezhdy v ter-minah, jeskizah i chertezhah : uchebnoe posobie. - M. : Forum ; Infra-M, 2016. - 270 s.
49. Shershneva L. P., Lar'kina L. V. Konstruirovanie odezhdy. Teorija i praktika : uchebnoe posobie. - M. : Forum ; Infra-M, 2015. - 288 s.