Научная статья на тему 'Проектирование коллекции современной молодежной одежды с элементами коструктивизма'

Проектирование коллекции современной молодежной одежды с элементами коструктивизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1042
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ОДЕЖДА / КОЛЛЕКЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ОДЕЖДЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ / ОДЕЖДА С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУКТИВИЗМА / КОНСТРУКТИВИЗМ В ОДЕЖДЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ / ИДЕАЛЫ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ / ЖЕНСКАЯ МОДА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОСТЮМОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кукушкина Зоя Ивановна, Путинцева Людмила Александровна, Войлошникова Наталья Александровна

In clause experience of designing of youth clothes with elements of constructivism is diplayed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование коллекции современной молодежной одежды с элементами коструктивизма»

З.И. Кукушкина, Л.А. Путинцева, Н.А. Войлошникова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ОДЕЖДЫ

С ЭЛЕМЕНТАМИ КОСТРУКТИВИЗМА

In clause experience of designing of youth clothes with elements of constructivism is diplayed.

В настоящее время дизайн является важным фактором формирования предметнопространственной среды и образа жизни людей. В сфере дизайна сформировалось «новое мышление», которое стало признаком гуманитарного экологически ориентированного сознания, стимулом обновления профессиональных средств и методов. В связи с этим вызывает сомнение актуальность прежних принципов дизайнерского образования, основанных лишь на приоритетах «хорошей формы» и «хорошего вкуса» в вопросах формообразования. Новые приоритеты, связанные с постмодернистской эстетикой и экологическими проблемами, требуют переориентации в сторону поиска новых образных качеств предметной среды, новых форм и новых фактур, новых технологических приемов, новых творческих концепций в дизайне одежды, адекватных меняющейся реальности. На первый план выходят задачи развития образно-ассоциативного мышления, интенсификации творческого процесса, ориентации на генерирование новых идей, воссоздания в современных проектах культурных и национальных традиций [1].

На эстетику современного костюма влияют стремительно изменяющиеся условия жизни человека, новые виды его занятий. Модные тенденции бывают различными по протяженности: одни возникают, развиваются, доминируют и постепенно угасают, становясь стилем, и терпеливо ждут своего времени, другие, так называемые поп-арт, характерные в большей степени для молодежной и авангардной моды, проживают короткую, но яркую жизнь, бурно врываясь в моду и быстро исчезая [2].

Изменения, постоянно происходящие в моде, - следствие присущего людям стремления к новизне, а также того, что любая вещь со временем теряет свое очарование. Поэтому мода была и остается по существу сменой материалов, цвета, кроя и линий. Современная мода отличается богатством идей и свободой выбора. Единственно, к чему она стремится, - идти в ногу со временем. Важно только правильно ею пользоваться, ведь одежда играет важную роль, являясь внешним проявлением личности.

Контрасты модной перспективной одежды рождались благодаря использованию светлотных отношений и цветовых контрастов, а также творческих приемов художников-«конструктивистов».

Стиль «конструктивизм» навеян живописью «поп-арт», интерес к которой сегодня опять проявляют модельеры одежды. Он весь построен на необычных сочетаниях больших цветовых плоскостей, которые не то чтобы зрительно разрушают фигуру, но считаются не столько с ее анатомией, сколько с задачей создания гармоничной композиции. Это не исключает, однако, использования такого приема как акцентирование конструктивных деталей цветом. И выделяются не «мелочи» типа карманов и воротников, а большие блоки: полочки, рукава, асимметричные кокетки. Но чаще на поверхности одежды создается нечто вроде полотна абстракциониста. Наиболее подходят для подобных экспериментов платья типа рубашек, сарафаны, туники. В целом в одежде стиля «конструктивизм» царит принципиальная асимметрия декоративных элементов, ритмы цветовых плоскостей и игра ярких красок.

Конструктивизм - направление, возникшее в советском искусстве 20-х гг. прошлого века и выдвинувшее задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Конструктивизм стремился использовать новую технику для создания простых, лаконичных, функционально-оправданных форм, целесообразных конструкций. В моделировании одежды это направление было выражено в конструктивном крое и геометрических рисунках на тканях. Конструктивизм, как часть направления искусства, нашел отражение в формах одежды и приемах моделирования [3].

Появился конструктивизм сначала в архитектуре на заре ХХ в. Предвестниками зарождения нового течения стали знаменитая Эйфелева башня, построенная для Всемирной выставки в Париже в 1889 г., и стеклянный павильон для Всемирной выставки в Лондоне (1851 г.). «Отцами» конструктивизма считаются французский архитектор Тони Гарнье со своим проектом «Индустриальный город» (1901-1904 гг.) и немец Петер Бренс. Они первыми стали использовать железобетон, позволяющий свободно комбинировать объекты в пространстве, тем самым достигая особой напряженной выразительности конструкций.

В России первая группа конструктивистов была создана в 1921 г. в Московском институте художественной культуры. В нее входили художники А. Родченко, В. Степанова, К. Иогансон, К. Медунецкий, теоретики А. Ганн, О. Брик и др. Конструктивисты стремились осмыслить новые возможности формообразования и достижения художественной выразительности, в том числе и за счет экспериментов с материалами - деревом, стеклом и металлом.

В период 1919-1928 гг. для конструктивизма наиболее характерны эстетизация техники, всевозможных конструкций, требования функциональной, конструктивной целесообразности формы. Архитектурные сооружения из железобетона и стекла, предметы быта, окружающие человека, приобретают геометрическую форму. Функциональность становится главным мерилом их красоты и ценности. Аналогичные требования предъявляются даже к физическому состоянию человека. Спорт, гигиена все активнее входят в общественную жизнь как условие функциональной жизнедеятельности, изменяют представление о красоте человека.

Новым становится эстетический идеал. Особенно резко меняется представление о женской красоте. Независимость, решительность, приспособленность к условиям труда и быта - вот те черты, которые стали характерны для женского облика. Не хрупкая, изящная дамочка, не роковая женщина начала века, но деловая, собранная, спортивная - образ, который был найден тогда и с тех пор не выходил из моды.

Появляется новый тип женской красоты - женщина-мальчик, тонкая, длинноногая, плоскогрудая, с узкими бедрами, без подчеркнутой талии, с бронзовой от загара кожей, коротко подстриженная. Самым модным женским типом стала северянка Грета Гарбо, сыгравшая героинь во всех наиболее известных фильмах того времени. Чертами женственности стали ярко накрашенные губы и глаза, маникюр, блестящие волосы.

Этому новому идеалу соответствовал и костюм, который своим силуэтом повторял основные формы архитектуры и предметов быта: эллипс, прямоугольник. Новая мода основывалась на чистой геометрии. Можно говорить о проникновении в нее кубизма. Любой вид женской одежды, будь то платье, блузка, костюм, жакет или пальто, имел основной и единственный силуэт - прямой, облегающий бедра. Талия не подчеркивалась, пояс носили на линии бедер, длина платья и пальто установилась до середины колена. Женский костюм впервые за пятнадцать веков своего существования допустил показ ног до коленей. Простой по конструкции, прямоугольный по форме костюм сливался с линиями гибкого тела, стремительного в движении, тренированного в спорте. Основой ежедневных и светских дамских туалетов стала так называемая сэклинированая рубашка с двумя швами по бокам, разделяемая на две части одним

пояском (Н-образный силуэт). Платья отличались друг от друга только материалом. Лиф имел глубокий вырез, а руки, спустя много десятилетий, были опять обнажены.

Цвета нового костюма были элегантны и выдержаны в одном тоне - сером, бежевом, цвета меди и панциря светлой черепахи, белом и черном. Орнамент находился под влиянием кубизма в живописи: квадраты, кружочки, черточки, встречался также растительный орнамент.

В женскую моду проникли длинные брюки - как спортивные, так и домашние, а также юбки, свитера, белье и трикотажные платья, выпускаемые промышленностью, которые пользуются популярностью и до сего времени.

С освобождением торса от корсета, популярного в XIX в., изменилась пластика фигуры: от скованности к полному развороту плеч, рук, поднятой голове. Поэтому даже при предельной простоте формы костюма особое значение приобрели не только сам костюм, но и движения торса, рук, наклон головы, т.е. логика и пластика движений фигуры в соответствии с назначением костюма. Наконец, открылись привлекательность естественных линий человеческой фигуры, ее красота, не искаженная корсетом [4].

Сравнивая костюм XIX и XX вв., можно отметить, что колебания форм стали менее

заметными, но в то же время «реакция» модной одежды на все новшества в области науки,

техники, технологии, культуры, искусства стала более чувствительной. Новизна формы породила обилие новых тканей.

В начале 30-х гг. строгая конструктивность одежды 20-х гг. сменяется расплывчатостью вялых драпировок. Происходят некоторые изменения силуэта, пропорций, причесок. В вечерних платьях юбки опять начинают доходить до земли. Угловатые плечи округляются. Геометрическая линия формы одежды смягчается, и фигура в ней начинает изгибаться. Мода скрещивала два противоположных начала - простоту и роскошь, но в целом костюм все-таки сохранял простоту [2].

Наиболее полное выражение конструктивизм нашел в русской архитектуре, дизайне, театрально-декорационном искусстве, печатной графике, в живописи. Художники А.

Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, В. Татлин, включившись в движение «производственного искусства», стали основоположниками советского дизайна. Характерными

проявлениями конструктивизма в живописи, графике и скульптуре явились абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций (рис. 1).

Несмотря на то, что «чистый конструктивизм» существовал только в первые послереволюционные годы, его влияние заметно на протяжении всего ХХ в., да и в XXI в. он остается в центре внимания дизайнеров.

Функционализм 20-х гг. был, по существу, творческой лабораторией, в которой разрабатывались новые идеи и новые методы проектирования массовой одежды - комбинаторика, трансформация, что принципиально отличалось от традиционно принятого в домах высокой моды. Дизайнеры впервые Рис. 1. А Родченко предложили методы комбинирования при проектировании

Динамичная композиция. одежды, которые до сих пор остаются актуальными [2]. К ним

относятся комбинаторика, трансформация, кинетизм, создание

безразмерной одежды, создание одежды из целого плоского куска ткани [1].Крой моделей конструктивистов представлял собой, как правило, сочетание прямоугольных и трапециевидных деталей разного цвета. Такая простота конструкции была не только проявлением общей для 20-х гг. абсолютизации геометрических форм, но и предполагала изготовление одежды промышленным способом.

Особый интерес представляют методы проектирования одежды, предложенные конструктивистами. Основным способом проектирования стало выявление структуры изделия на основе графического метода формообразования. При этом конструктивисты впервые использовали методы программированного комбинаторного формообразования. Комбинаторика связана с формообразованием структурных форм на основе заданного количества простейших элементов. Так, проектируя костюмы для спектакля «Смерть Тарелкина», В. Степанова комбинировала простейшие геометрические фигуры (ромб, прямоугольник, трапецию), обозначая ими детали одежды и создавая множество силуэтов на основе разнообразного сочетания этих фигур. Интересен принцип комбинирования, предложенный Л. Поповой в серии платьев из набивных тканей: на одну базовую силуэтную форму накладывается различный декор (рис. 2) [2].

Рис. 2. Л. Попова. Проекты платьев из набивной ткани (1923-24 гг.).

Освоив системный структурный анализ, конструктивисты при проектировании производственной одежды применяли программированные методы формообразования нескольких уровней: комбинирование стандартных элементов из набора простейших геометрических форм (конструктивистские ткани); комбинирование различных видов декора на основе базовой формы; трансформацию одежды в процессе эксплуатации; комбинирование стандартных готовых объектов (рис. 3).

Рис. 3. Л. Попова. Серия проектов платьев из набивных тканей, 1923-24 гг.

Впоследствии программированные методы формообразования стали не только ведущими при проектировании промышленных коллекций, но и легли в основу графических компьютерных программ [1].

Трансформация - более сложный уровень программированного формообразования, предложенный конструктивистами. Эту тему разрабатывал А. Родченко, - например, его проекты костюмов для спектаклей «Клоп» и «Инга» содержат идею трансформации костюма за счет пристегивающихся и отстегивающихся элементов. Возможность трансформации была заложена В. Татлиным в его проектах «нормаль-одежды»: он разработал универсальную куртку-пальто, имевшую мягкий непромокаемый верх и две сменные подстежки (для осени - из фланели, для зимы - из меха), а также предусмотрел возможность замены каждой из частей пальто при износе. Еще один уровень развития программированных методов формообразования - комбинирование стандартных готовых объектов.

Конструктивисты полагали, что костюм в новых социальных условиях должен стать своеобразным профессиональным инструментом и выдвинули идею «прозодежды» (производственной одежды). Всю одежду они поделили на две группы: прозодежду, т.е. одежду по видам работы, и спецодежду, предназначенную для работы в особых условиях. Примером последней может служить спортивная одежда, разработанная В. Степановой (рис. 4).

Рис. 4. В. Степанова. Проекты спортивной одежды, 1923 г.

Кинетизм (от греч. kinetikos - приводящий в движение) - комбинаторный метод проектирования, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисунков тканей. Комбинируя цветные живописные плоскости (треугольник, квадрат, окружность), художники накладывали их друг на друга так, что возникал эффект вращения, зрительной динамики [1].

Рисунок ткани и декор в костюме конструктивистов - особая тема. Декоративное оформление у них было непосредственно связано с конструкцией. Они заменили традиционный прикладной декор декором-конструкцией: декоративную роль стали играть подчеркнутые конструктивные линии, швы, детали контрастного цвета, канты, застежки, карманы. Этот принцип конструктивного декора был заимствован из народного костюма. Конструктивисты применяли и накладной декор, если он был функционально обоснован. Например, в спортивной одежде В. Степанова использовала аппликации и эмблемы, чтобы можно было отличить членов разных команд. А. Родченко, проектируя форменную одежду для продавцов Моссельпрома, как часть фирменного стиля предусмотрел применение надписей на блузах [2]. Л. Попова и В. Степанова проектировали рисунки с советской символикой, но наиболее интересными были ткани с рисунками из простых геометрических форм. Конструктивисты заимствовали из «беспредметной» живописи тщательный анализ пропорциональных и пространственных соотношений, ритмические построения, динамические, оптические и пространственные эффекты, сдвиги и смещения форм, сочетание плоскостных и объемных элементов. От супрематических тканей проекты конструктивистов отличало наличие четко организованной структуры, нескольких пространственных планов. При этом конструктивисты использовали методы программированного формообразования. Такой подход к проектированию позволяет в настоящее время широко использовать компьютер при создании орнаментальных композиций, так как графические редакторы основаны на принципе комбинаторики. В этом контексте наследие конструктивистов для современного дизайна одежды трудно переоценить.

Современная мода использует в набивках тканей мотивы русского авангардизма (или еще конкретнее - русского конструктивизма), явно цитируя 20-е гг. прошлого века, но не напрямую цитируя фасоны и линии кроя, а скорее заимствуя дух, настроение. Так в моделях, выполненных современными дизайнерами в стиле русского конструктивизма (рис. 5), явно прослеживается четкая, даже акцентированная геометрия рисунка [5].

Рис. 5. Модели современных дизайнеров, выполненные в стиле русского конструктивизма.

В результате анализа источника творчества и тенденций современной моды авторами статьи разработана творческая коллекция молодежной женской одежды в стиле «конструктивизм» под девизом «Композиция № 2510». В коллекции использована современная интерпретация геометризма, свойственного стилю «конструктивизм». Образ коллекции создан путем

использования нестандартного кроя, новых конструктивно-декоративных членений, которые соответствуют последним тенденциям моды. В моделях коллекции отражаются художественные образы произведений художников-конструктивистов, их чувство цвета и формы.

Коллекция построена на смешении тканей контрастных цветов и тонов, что характерно для цветовой гаммы полотен конструктивистов.

Мода в одежде с использованием геометрических членений, придающих ей фактурность и четкий контур, меняется, но такая одежда всегда остается актуальной ввиду своей оригинальности и индивидуальности.

Коллекция моделей одежды характеризуется применением материалов различного волокнистого состава (хлопок, вискоза, хлопок в смеси с эластаном). Так как изделия предназначены для эксплуатации в летнее время, то в коллекцию подбирались материалы, имеющие небольшую поверхностную плотность, обладающие хорошими воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, высокой стойкостью окраски при стирке.

Коллекция состоит из пяти моделей (рис. 6), отличающихся неожиданным сочетанием вещей: платье, юбка, туника, блузка, брюки, сарафан, жакет.

А Б В Г Д

Рис. 6. Модели коллекции «Композиция № 2510».

Модели дополнены оригинальной бижутерией, они легки, комфортны. Комбинация многочисленных по тону и цвету геометрических элементов кроя придает им вид, соответствующий тенденциям современной моды, - таким, например, как асимметрия, характерная для молодежной или авангардной одежды, в которой приоритет отдается не практичности, а образности и оригинальности.

Представленная коллекция имеет ансамблевое решение. Ансамбли состоят из изделий различных ассортиментных групп (жакет и сарафан, брюки и туника, юбка и блузка), дополнены аксессуарами в виде обуви, сумок и различной по цветовой гамме бижутерии. Ансамблевость -более высокая и более сложная ступень творчества. Для ансамбля характерны многочастность, жесткая система взаимосвязи и обязательное одновременное ношение всех его частей. В ансамбле ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, ни заменить без нарушения его художественного образа.

Содержание композиции модели как строительно-творческого процесса - формирование силуэта и выявление его деталей, определяющих участие пространства в объемнопространственной структуре. Коллекция состоит из изделий полуприлегающего силуэта (блузка модели А, платье модели Б, сарафан модели В), трапециевидного силуэта (туника модели Г и платье модели Д), овального силуэта (юбка модели А).

Первое зрительное впечатление от костюма вытекает из степени его объемности, характера силуэта, его контуров. Модели всей коллекции имеют умеренный объем в верхней части. В модели А верхняя часть полуприлегающего силуэта, а нижняя - в форме умеренно-объемного овального силуэта, иначе говоря, силуэта «тюльпан». В моделях Г и Д верхняя часть изделий имеет умеренный объем, а нижняя - увеличенный за счет трапециевидного силуэта.

У всех моделей коллекции разные силуэтная и конструктивная формы. Обеспечение равновесия в таком случае - сложная задача, поэтому используется принцип соподчинения форм костюма по массам, увязка их с физическими параметрами человеческого тела. Распределение масс формы в костюме происходит с увеличением их размеров к низу в полном соответствии с опорными конструктивными поясами. Модели трапециевидного силуэта создают динамичность и зрительную активность коллекции, модели полуприлегающего силуэта уравновешивают композицию за счет устойчивости формы.

Основные средства объединения моделей в коллекции - отношения и пропорции, ритмика первичных элементов формы, ее составных частей, их особенностей. Пропорции являются одним из главных средств композиции, позволяющим согласовать и гармонизировать вещь в соответствии с параметрами фигуры человека и его движениями [1].

В ходе разработки коллекции отношения и пропорции определялись и закладывались в соответствии с направлением моды и стилевым решением. Пропорции моделей А, Б и Д приближены к «золотому сечению» и имеют длину до линии колена, длина блузки к юбке (модель А) относится как 2:3; отношение длины жакета к сарафану в модели В составляет 2:5 и представляет сложную рациональную пропорцию. В моделях Б и Г заложены простые пропорции по системе египетского треугольника. При этом отношения 3:4:5 использовались в ширине клиньев модели Г и в элементах горизонтального членения переда модели Б.

Основные горизонтальные членения находятся на уровне груди и бедер. Они продиктованы конструкцией изделия, помогают создать необходимую геометрическую форму деталей, разных по цвету и чередованию цветовых пятен соответственно построению композиции моделей в стиле «конструктивизм».

Коллекция моделей построена с применением сложных пропорций для элементов декоративных вставок и деталей юбки (модель А), сарафана (модель В), и в пропорциях элементов орнамента в модели Д. Динамизм восприятия и нарядность моделей обусловливаются применением сложных геометрических пропорций, простые пропорции дополняют композицию и объединяют элементы в единое целое.

Коллекция моделей, являясь целостным произведением, как всякое художественное произведение построена по определенным законам композиции. При восприятии одежды в целом одни ее части сопоставляются с другими. Положительные восприятия двух сравниваемых элементов свидетельствует об их согласованности, соразмерности [1].

Для выразительности образа моделей коллекции используют сравнение силуэтной формы, масс, цвета, фактуры по принципу тождества, нюанса и контраста.

Принцип тождества соблюдается в коллекции за счет использования двух основных геометрических видов силуэтных форм (трапеции и прямоугольника), путем разнообразных сочетаний между собой в моделях Б, Г и Д. Эти варианты силуэтных форм в целом соподчиняют все модели коллекции и объединяют в единое целое, смягчают и нивелируют контрастные отношения других элементов. Тождеством в данной коллекции можно считать использование одинаковых материалов, горизонтальных членений формы, единого цветового и тонального решения, применение декоративной отделки и аксессуаров.

Наиболее активным видом отношений между элементами в моделях коллекции выступают контраст и нюанс, придающие композиции динамичность, броскость и нарядность.

В композиционном решении моделей заложен принцип контраста - резкое различие формы, размеров, пластики, цвета фактур. Контрастные отношения между элементами явились одним из самых действенных средств, с помощью которых удалось создать модели в стиле «конструктивизм». В моделях четко выражен контраст светлот и цветовых тонов. Выбор цветовых сочетаний определялся перспективными направлениями в моде, а также образной темой. Основными цветами в коллекции являются контрастные: цвет морской волны и оранжевый, желтый и синий, черный и белый. Белый и черный цвета усиливают светлотный цветовой контраст, подчеркивают нарядность коллекции, являясь камертоном цветовой гаммы живописных полотен поп-арта. Контрастность в моделях достигается также за счет обработки поверхности по-разному расположенными горизонтальными и диагональными членениями, что обеспечивает разнообразие формы. Коллекция, построенная на контрасте, всегда необычна, оригинальна и преследует одну цель - выделиться на общем фоне. Композиция костюма, где отношения элементов строятся по принципу контраста, хорошо соответствует образу молодых, отражая их стремление к оригинальности, эпатажу и некоторому максимализму.

Дополнительным средством достижения выразительности в дизайне костюма является нюанс, предусматривающий слабо выраженное расхождение между однородными элементами. Нюанс сглаживает монотонность и жесткость формы, варианты цветовых сочетаний. Проявление нюанса в соотношении масс и объемов силуэтной формы (модели А и Б), пропорций, горизонтальных и диагональных членений (модели Б и Г), гармоническом сочетании трех оттенков желтого цвета (модель Г) способствует гармонизации коллекции в целом.

Важнейший композиционный элемент в проектировании костюма - пластика, под которой понимается постепенность в переходе одного направления формы в другое. И хотя целенаправленное использование геометрических элементов (квадратов, трапеций, треугольников) в формообразовании моделей должны были сделать форму скульптурно четкой - коллекция в целом получилась пластичной. Это проявляется в применении линий разной кривизны: в вырезе декольте (модель А), линий кокетки (модель Г) и вставок (модель В), в форме кармана (модель Б). Направление плавного движения форм костюма соответствует человеческой фигуре, и это проявляется в мягком пластичном переходе силуэтов блузки и юбки (модель А), в движении линии плечевого пояса (модели Б и Г), силуэта лифа и юбки (модель Б).

Одной из важных характеристик гармонизации элементов в костюме является ритм. Ритм служит для выражения упорядоченности, динамики, красоты, закономерности. Признак ритма -повторяемость элементов формы и интервалов между ними. Простым (метрическим) проявлением ритма является повторение одного и того же элемента через равные промежутки.

Основа ритмики элементов моделей коллекции «Композиция № 2510» - ритмическая организация композиции произведений живописи в стиле поп-арт.

Ведущее проявление ритма - пропорционально-последовательное чередование элементов разной направленности: радиальной, горизонтальной, параллельной. Горизонтальное направление ритмического построения моделей Б и Д делает их визуально устойчивыми, немного приземленными. Строгая вертикальность ритмичности создает ощущение стройности фигуры (модели Б и В). Радиальное и диагональное расположение элементов придают форме моделей активное движение вверх, которое обусловлено динамикой самих наклонных линий (модели А, В и Г). Пропорционально-последовательная ритмическая организация простых геометрических элементов усиливает художественную выразительность коллекции, создает ощущение энергетики

молодости. Эмоциональное воздействие ритмической композиции было одной из основных задач проектирования моделей.

В коллекции наблюдается построение ритма геометрических фигур по их цвету, чередованию, расположению аксессуаров и фурнитуры.

Ритм цвета - активное средство композиции в создании художественно-образного содержания коллекции. Особое значение при этом имеет цвет морской волны, движение которого в моделях коллекции образует сложный волнообразный ритм.

Достижение композиционного равновесия в костюме в значительной мере облегчается симметричным строением человеческой фигуры. Симметрия является одним из ярких композиционных средств, с помощью которого форма организуется, приводится к порядку, устойчивости.

Симметрия в моделях коллекции имеет различные проявления: в силуэтном решении, в конструктивной основе, в размещении элементов покроя (модели Б, В).

Активизация композиции костюма достигается путем введения асимметричного элемента в симметричную форму. Дисимметричность моделей Б, В и Д достигается за счет различных конструктивно-декоративных элементов: накладного декоративного кармана в модели Б,

инкрустации в модели В, отделки переда цветной вставкой в модели Д. Эти элементы придают моделям нарядность, остроту, зрительную активность.

Асимметричность композиции модели Д решается с помощью вертикальных и диагональных внутренних членений, усиливаясь за счет использования различных по цвету тканей. Асимметричность моделей А и Г обусловлена оригинальностью кроя, делающей образ костюма более активным. Асимметрия характерна для молодежной, авангардной одежды, где приоритет отдается образности. Эксклюзивным, смелым решением конструкций изделий является оформление асимметричных деталей: линия декольте, переходящая в бант (модель А); линии срезов шва кокетки, обтачанные тесьмой-«молнией» (модель Г); перед, оформленный широкой вставкой, и декор на боковых частях платья (модель Д).

Фактура материала моделей коллекции не только соответствует модному направлению, но и является основой формообразования. Коллекция моделей выполнена из гладкокрашеного материала (хлопка), натурального происхождения, который является объединяющим звеном между формой и образным содержанием. Свойства фактуры материала были учтены в геометрии конструкций, где отчетливые границы деталей придают внешнему виду изделий такие качества как внутренняя уравновешенность и соразмерность.

Важным элементом и средством композиции на поверхности моделей является декор. Декоративные элементы моделей используются как средство художественного и конструктивного членения: цветная тесьма-«молния» выступает в роли застежки, являясь декоративной границей между кокеткой и передом туники (модель Г), создает целостность силуэта, объединяет значимые детали.

Для обогащения художественно-образного замысла коллекции использовалась орнаментация материала росписью «батик» в виде фрагментов композиций поп-арта в моделях А и Б, а также отделка срезов деталей моделей А, Б и Д кантом, выполненным из отделочного материала. В моделях А, Б, В и Д применена отделка фурнитурой (пряжки, декоративные «молнии»). В модели Б использован декор в виде аппликации функционально-декоративного назначения - кармана, а в модели В - перфорации на левой полочке. Одним из основных видов отделки моделей коллекции является тесьма-«молния», которая в современной одежде превратилась в «центрального героя» модной отделки. Сегодня ей отводится не только функциональная и декоративная, но и формообразующая роль. Кроме того, крупные металлические «молнии» придают образу актуальные жесткость и целеустремленность [6].

Композиционным центром коллекции является модель В - костюм ансамблевого решения, состоящий из сарафана, жакета-накидки и дополненный аксессуарами (обувь, цветные колготки, бижутерия). Цветовая организация модели состоит из больших, контрастных по цвету плоскостей. Яркое отличие центральной модели - использование в качестве основного материал черного цвета в сочетании с контрастными отделочными деталями: оранжевыми, цвета морской волны и желтыми (вставки полочек, инкрустация по левому боку). Модель дополнена жакетом среднего тона цвета морской волны. Композиция модели трехтональная, поэтому удобочитаема, нарядна и динамична. Спинка сарафана оригинально украшена деталями бретелей, заложенными в виде ромба.

В качестве декора использованы также эксклюзивные большие пуговицы, декоративная тесьма-«молния» в цвет отделочного материала, выполняющая одновременно функцию застежки. Все эти отличия центральной модели делает ее композиционным центром.

Коллекция «Композиция № 2510» динамична. Модели коллекции соподчинены друг с другом и образуют целое. Конструктивные и декоративные находки интересны и оригинальны, являются перспективными для современной моды.

Девушка в одежде с элементами стиля «конструктивизм» никогда не останется незамеченной. Самовыражение с помощью одежды всегда означало и будет означать стремление человека к личностному росту, развитию собственного чувства стиля и элегантности.

1. Гусейнов, Г.М. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.

2. Ермилова, Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2003.

3. Женская мода в России XX-XXI века: костюм - фигура - конструкция: Учеб. пособие / Н.В. Афанасьева, В.Е. Кузьмичев. - Воронеж: Алмаз, 2006.

4. Матузова, Е.М. Мода и крой / Е.М. Матузова, Р.И. Соколова, Н.С. Гончарук. - М.: Институт

индустрии моды, 2001.

5. Мода и стиль - модные цвета сезона весна /лето 2009 от Pantone. http: // mirsovetov.ru/a/fasion/clotheslindex.html.

6. Чудо-молния // INTERNATIONAL TEXTILES. - 2009. - № 1. - С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.