Агуненко Валерий Михайлович
Agunenko Valeriy Michailovich Ростовский государственный строительный университет Rostov state university of civil engineering Аспирант / post graduate student E-Mail: [email protected]
08.00.01- Экономическая теория
Проектирование как осуществляемый фирмой процесс созидания и управления внешней средой в современных условиях
Engineering as a process of creation and management of the external environment in
modern conditions made by company
Аннотация: На современном этапе развития экономики не только среда имеет возможность влиять на фирму, но имеет место обратный феномен, заключающийся в оказании фирмой существенного воздействия на различные элементы среды. Моделирование в качестве адекватного инструмента освоения внешней среды выступало методом познания среды как соответствующей природе фирме неоклассического понимания. В связи с приобретением фирмой новой природы средовое проектирование становится важнейшей характеристикой организации среды, где актором инициирования данного процесса выступает фирма. Средовое проектирование выступает важнейшей и необходимой средовой инновацией и объективным технологическим механизмом в системе управления внешней средой.
The Abstract: At the present stage of development of the economy not only of the environment has the ability to influence the company, but the place has a reverse phenomenon consisting in the provision of firm a significant impact on the various elements of the environment. Modeling as an adequate tool of development of the external environment favoured method of knowledge of the environment, the nature of the firm neoclassical understanding. In connection with the acquisition of firm new nature environmental design is the most important characteristic of the organization of the medium, where the actor initiate the process is firm. Environmental engineering provides the key and necessary environmental innovation and objective technological mechanism in the system of management of the external environment
Ключевые слова: Внешняя среда, средовое проектирование, поведенческая теория фирмы, проактивная рыночная стратегия.
Keywords: External environment, environmental engineering, behavioral theory of the firm, proactive market strategy.
***
Сегодня изменения в экономике и в обществе в целом затрагивают не только экономические, социальные, психологические, но и другие аспекты, сформированные современной внешней средой. Подобные изменения формируют новые вызовы, ставят новые задачи перед фирмой, ответом на которые становится появление новых технологий. Такие факторы, как: сложность быстроизменяющейся среды, невозможность использования в управлении механистического подхода, необходимость учёта поведения фирмы не только в научном контексте, но и с учётом интуиции, опыта руководителей и менеджеров фирмы, а также участие в управлении фирмой «заинтересованных лиц» (исследования подтверждают,
что выживание и успех фирмы зависит от способности удовлетворять потребности групп) [22; 100], возникающих из симбиоза или совместной деятельности всех сторон [17; 124], обусловили необходимость изменений в поведении современной фирмы и генерирует актуализацию новых целей и задач, пересмотр ориентиров для обоюдного анализа взаимоотношений фирмы и среды. Глобализация, как рефлексивная
самотрансформирующаяся модернизация социально-экономической реальности, повлияла на изменение мировой экономической системы в области отношений, социальных институтов и других сфер функционирования фирмы [3;28]. Трансформация изменений и их проникновение с локального на глобальный уровень в среду, расширение границ среды параллельно с процессом укрупнения фирм и появления, как следствия - транснациональных корпораций, скоростное усвоение знаний явились господствующими тенденциями осознания перехода на новый уровень отношений между фирмой и средой в современном обществе. Импульсивная модификация действительности демонстрирует некоторое несоответствие науки и практики, что выражается в формировании устойчивого интереса в экономическом сообществе на выявление не только причинно-следственной связи взаимоотношений категорий «среда - фирма», но и на попытки иллюстрации феномена обратного влияния в этом взаимодействии с преобладающей ролью инициативного типа поведения фирмы. Вопрос о том, способна ли фирма не только реагировать на изменения и приспосабливаться к среде, но и осуществлять контроль над ней путём прогнозирования рисков с последующей нейтрализацией для дальнейшего создания самой среды является, на наш взгляд, актуальнейшим моментом генезиса будущих представлений о фирме и ее стратегических ориентиров. Ответ содержится в выборе фирмой соответствующей стратегии поведения, когда она оценивает выгодность сохранения положения «статус-кво» либо управление внешними изменениями правил игры [11; 15].
Согласно теории открытых систем, взаимодействия фирмы и среды носят системный характер, что отражается на стратегических приоритетах развития фирмы - выживания и эффективной организационной модели. [10;7]. Из-за этого квазиинтеграция фирмы и среды рассматривается в качестве единой системы, что связано, в первую очередь, со смещением акцента в представлении о фирме, о приобретении ею нового организационно-системного характера в связи с изменением тенденций ее поведения, выбора форм осуществления своей цели и особенностей функционирования во внешней среде, принадлежность к которой является существенной характеристикой фирмы. Предлагаемое исследование
взаимоотношений фирмы и среды ведётся в органическом согласии, так как обе системы подобны живым конструкциям. Именно поэтому вслед за Г. Клейнером и его представлениями о «душе фирмы» и воззрениями адептов эволюционного подхода к теории фирмы, мы считаем, что и фирма и среда подобно биологическим организмам существуют во взаимном непрекращающимся симбиозе, что всегда отражает степень влияния одного на другого, образуя единую системную связность. Вместе с этим, на настоящем этапе экономического развития фирма как многогранная и многозначная организационно-поведенческая конструкция с уникальной ролью в экономических отношениях и особой степенью влияния на всю экономическую систему в целом приобретает новую природу.
Появление поведенческих составляющих в природе фирмы, а также влияние институциональных факторов параллельно с неэкономическими параметрами, показавшими, что максимизация прибыли уже не работает как единственный критерий рационализации поведения экономического субъекта, обусловило генезис науки управления как науки, иллюстрирующий важность среды в отношениях «фирма-среда», что придало природе фирмы новые черты и мотивационные характеристики.
Согласно принципам тектологии в настоящее время идёт строительство фирм нового типа, когда фирма перестает быть просто субъектом как части среды, проецирующим ее
изменения и реагирующим лишь на это и отходит от функции агента как проводника норм, ценностей, определяющих систему. Сегодня предлагается трактовать фирму как актора поведенческо-экономических отношений, совершающим действия, направленные на изменения среды, имеющее неоднозначные мотивы, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с неопределенностью последствий преобразований. Фирма становится реальным актором проектировочного процесса, а не остается только объектом влияния среды, проявляя соответствующую активность, т.е. она использует возможности среды [12;85]. Изменения и преобразования со стороны фирмы носят вначале эволюционный характер с децентрализованными и предельными свойствами изменений, и только потом фирма осуществляет революционные изменения [14;7]. Если опираться на работы Г. Щедровицкого, то становится видно, что при анализе категорий «фирма - среда», равноправия уже не существует: центральное место занимает не среда, которая имеет некоторую значимость и задаётся по отношению к субъекту, а фирма как первичный и исходный экономический актор, диктующий ей условия и правила игры [20;20]. Фирма перестает быть типовой - она становится индивидуальной, уникальным актором, использующим принципы стратегического управления, осуществляющим процесс перехода от субъекта с адаптивным поведением к проактивному поведению в среде и тем самым сливается с ней.
Вследствие этого фирма осуществляет поиск инструментов для реализации своей цели с помощью редких, недоступных конкурентам ресурсов, нераскрытых возможностей, формирующих неповторимый креативный стиль поведения фирмы на рынке. Сохранение устойчивости фирмы как главной задачи ее функционирования, детерминирует процесс поддержания гомеостаза между фирмой и средой через процессы контроля и управления последней, что недоступно при традиционном способе моделирования среды.
С момента возникновения, а затем и прогрессирования развития неоклассической теории фирмы, являющейся мейнстримом в экономической теории, фирма осуществляла процесс моделирования, т.е. имитировала экономическую реальность, отображая факты и отношения в определенной области экономики в виде простой наглядной структуры, где своеобразному макетированию подлежали скрытые внутренние свойства среды [4;20]. Таким образом, подобно человеку и работе его психики, фирма предсказывала последствия изменения условий и образа действий среды, по сути, занимаясь построением искусственных моделей и аналогов [2;30], необходимых ей для полезного описания и изучения средовых элементов в качестве средства ознакомления с системой и последующей разработки новой идеи, технологии или метода приспособления к среде. Классическая и неоклассическая теория фирмы в метафорическом смысле довела процесс моделирования, который, несомненно, был естественным способом описать реальность приспособления под среду до уровня, позволявшей среде контролировать фирму, не выпуская за границы доступного.
Моделирование в качестве адекватного инструмента освоения внешней среды выступала методом познания среды как соответствующей природе фирме неоклассического понимания и отражала время статичного состояния обоих субъектов , что не могло приобрести форму не только экономического, но социального и политического характера, а значит и тормозило движение к преобразованиям. То есть, если моделирование способствовало некой зависимости фирмы от среды, то, говоря словами Ж. Руссо об оси «зависимость-свобода», управление стало той недостающей частью, помогающей фирме обрести свободу [16;205]. Поэтому, основной целью фирмы, как актора экономических отношений сегодня становится управление внешней средой посредством главной идеи -контекстного конструирования пространства вокруг себя при упорядочивании элементов в системе через хаос. Для достижения этой глобальной цели используется основная технология управления и созидания среды - средовое проектирование.
Переход от реактивного к проактивному типу поведению фирмы на рынке позволил скоординировать достижение цели фирмы, и в свою очередь дал толчок к форсированию идеи создания инновационной среды. При проактивном поведении фирма действует самостоятельно, не только создавая обстоятельства для своего успешного функционирования, но и выбирая реакцию на то, что уже произошло. Например, такие мероприятия современных фирм, как отраслевая стандартизация, продвижение бренда и создание стратегических альянсов ярко демонстрируют примеры проактивных в отношении рыночной среды стратегий. Правильно подобранные стратегии формируют проактивное поведение фирмы, именно поэтому важно выделить отличительное свойство фирмы, помогающее ей в проектировании среды - проактивность, благодаря которой фирма стремится оказать влияние на факторы неопределенной внешней среды путём создания тесных, прочных взаимосвязей с ней.
В причине перехода фирмы от моделирования к проектированию также видится движение изменений, воплощавшихся в качестве защитной реакции фирмы на исходящие негативные возмущения и препятствия со стороны среды. Проактивные действия фирмы как стратегия управления рисками находит прочную взаимосвязь с зависимостью со стратегией управления фирмой [18;9]. Данному тезису сопутствует точка зрения о наличии системы связей и отношений, помогающей фирме обеспечить функционирование на нормальном уровне при различных сигналах, выходящих из внешней среды за счёт защитной инфраструктуры [8;2]. В основе проведения преобразований как упреждающих широкомасштабных воздействий на аккумуляторы угроз с функцией обеспечения защиты фирмы от внешних факторов лежит концепция генерирования инноваций, включающая механизм обеспечения безопасности деятельности фирмы. Поэтому, осознание фирмой необходимости поддержания своей устойчивости вылилось в попытку установить контроль над средой, что возможно лишь через особый управляющий механизм. Цель фирмы уже не предполагает жёсткую конструкцию среды, для которой возможно просто моделирование, где происходит обычное и привычное для фирмы переставление элементов внутри поля, а вполне определённое контекстное действие, где для каждого конкретного момента времени существует ориентация на будущее. Подобный инструмент создания и изменения среды будем определять как средовое проектирование - управление средой по образцу с учётом созданных фирмой характеристик. Из-за условий глобального производства, изменения границ фирмы и среды, ставшей по замечанию И. Ансоффа - «турбулентной», произошедших превращений количественных изменений в качественные, фирма берёт на себя роль организатора проектов, на основании чего переходит к более динамической и конкурентоустойчивой характеристике (конкурентоустойчивость в данном смысле понимается как особенность фирмы надежно сохранять свою конкурентоспособность [21;9]) -проектированию, как объективному процессу управления средой, обусловленного выстроенными в среде поведенческими отношениями.
В проектировании основополагающее значение придаётся управлению проектами, и в этом контексте данное действие означает искусство руководства и координации фирмой всех видов ресурсов, целенаправленно используемых на протяжении всего жизненного цикла проекта. В средовом проекте, как «практике философии создателя» словами С. Гессена, всегда представлена позиция проектировщика - разработанное фирмой-инициатором нововведение, целью которого является создание или стабилизация взаимодополняющих отношений между фирмой и средой, несущей последствия после осуществления, результатом чего является модернизация соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей его разработку и реализацию. Проектирование - это процесс конструктивных попыток, направленных на конструирование целостных структур, исправление сложившихся негативных ситуаций с помощью создания целостных образований - образов -
упорядоченных аналогов материально-пространственных структур через сущность среды. При проектировании среды путем разработки новаторских проектов создаются значимые не только для фирмы, но и для среды ценности (по аналогии с определением фирмой цепочки ценностей для каждого вида экономической деятельности, создающего ценность, что влияет на поведение фирмы в получении того или иного конкурентного преимущества) [23;42], отражая современное экономическое состояние общества, обеспечивая преобразующие изменения реальности в соответствии с общепринятыми идеалами. Важность и актуальность проблемы средового проектирования обусловлена, прежде всего, ответом на вопрос: действительно ли сегодня фирма оказывает непрекращающее воздействие на внешнюю среды, преобразовывая пространство вокруг себя, создавая инновационные проекты для её управления, результатом чего являются эффекты общества, по которым оценивается сама деятельность проектирования? Несомненным фактором к появлению подобного феномена можно назвать развитие категориального мышления у фирмы, проявившейся в когнитивной мотивации к познанию среды и интереса к достижению чего-то большего. Иными словами проектирование возникло, когда когнитивная способность фирмы столкнулась с чем-то новым для себя, и будучи целевой системой, фирма организовала информационно-поисковую деятельность под заданную цель. Поэтому, проектирование, которое можно назвать знаниево-информационным или когнитивным, направлено на перестройку самих знаний, что обеспечивает ей статус проектно-технологической деятельности. Средовое проектирование, являясь следующим этапом отхода от моделирования среды, выступает в данном контексте важнейшей и необходимой средовой инновацией и объективным технологическим механизмом в системе управления внешней средой.
Итак, средовое проектирование осуществляется с целью конструирования желаемого состояния среды, выражающегося в построении проектов-образов развития фирмы на основе прогнозирования как формы опережающего отражения действительности. Проектную деятельность как инновационную можно отнести к творческой деятельности, так как она строится на базе соответствующей конструкции, которая осваивается и усовершенствуется, знаменуя собой преобразование реальности. Дж. Джонс, подчеркивая многофункциональную сущность проектирования как инженерно-художественного конструирования, отмечал, что проектирование охватывает деятельность всех проектировщиков, осуществляющих изменения в формировании продукции, рынков, общественного мнения и т. д. [6;201]. Под это определение полностью подходит фирма, осуществляя средовое проектирование, которое представляет собой социально-экономический феномен, выступающим методом формальной и неформальной организации среды, где поведение фирмы приобретает, наряду с процессным также структурный проактивный характер. Таким образом, под проектированием будем понимать идею или алгоритм условий и предпосылок для создания инструментов, необходимых для устойчивого развития фирмы и стабильного функционирования среды, включающего меры по предвидению грядущих изменений, их обработки и устранения с учётом различных закономерностей, характеризующих субъективное и конкретное их восприятие.
Характерной особенностью проектирования выступает не только изучение того, что уже существует, а построение новых проектов мировоззренческого характера, определяющих смысловые и ценностные основания, с одновременным познанием того, что существует и может возникнуть. Инженерное значение проектирования, как сложившего относительно самостоятельного направления исследований об управлении, состоит в том, что вырабатываются и обосновываются методы и принципы проведения конкретных исследований и разработок на основе широкой социально-экономической практики, конфигурируя появление нового знания [ 1; 192]. Смыслом проектирования как открытой развивающейся системы специфической деятельности управления средой является познание
её закономерностей проектируемой области со стороны ее связи с преобразующей деятельностью фирмы. Таким образом, исследуя проектирование как составную часть управления, необходимо делать акцент на творческом характере процесса, смыслом которого становится трансформация окружающей внешней среды. Проектированию предшествует поведение, результатом которого может стать приобретённая ценность, влияющая на среду. Тогда в качестве основной задачи средового проектирования становится определение ценности проекта в настоящем по сравнению с будущим, а результатом - гибко построенная система отношений между фирмой и средой, в которой создание устойчивых элементов и отношений в среде приведут к эффективности, адаптивности и результативности. Названные критерии направляются либо на создание среды и частичные усовершенствования, либо на радикальные преобразования.
Необходимо обратить внимание, что средовое проектирование проявляется как результат стратегического управления фирмой, реализуемого посредством когнитивного познания посредством инструментов организационного проектирования. Организационное проектирование как часть средового проектирования представляет собой моделирование внутрифирменных процессов, структуры и бизнеса (системы управления фирмы на основе баланса интересов заинтересованных сторон). По мнению М. Максимова и М. Комарова, организационное проектирование - моделирование систем управления фирмой перед важными изменениям, поэтому организационное проектирование можно трактовать как налаживание ландшафта процессов фирмы - эффективный инструмент моделирования бизнес-процессов непосредственно перед проектированием [7;5]. Именно обусловленность друг другом - организационного и средового проектирования делают отношенческий процесс управления средой эффективным.
Подводя итог, можно констатировать, что средовая проектировочная деятельность -это технологический механизм управления средой, организация и синхронизация проактивной деятельности фирмы в среде с действиями, направленные на её конструирование в соответствии с целями «заинтересованных сторон». То есть, средовое проектирование - это совокупность идей, проектов, алгоритмов поведения, стимулирующих проактивную доминирующую позицию фирмы в среде, обеспечивающих контроль и динамическое управление средой (движение к гомеостазу, но не всегда реализуемое). Проектирование в качестве процесса средообразования гармонично вписывает объекты и системы в окружающую объективную реальность и позволяет функционировать фирме с ориентацией на будущее и для будущего [5;15]. Следуя за К. Поппером, можно трактовать фирму как поэлементного социального инженера, глобальная миссия которого состоит в проектировании и реконструкции эффектов общества и системы создания ценности, по которым в будущем будет оцениваться процесс проектирования. Сложность состоит именно в проектировании этих элементов, которых всегда меньшинство, поскольку остальные - непреднамеренно выращенные результаты фирменных действий [15;76]. То есть, фирма выполняет, на наш взгляд, роль социально-экономического дизайнера, конструируя реальность и проектируя среду. В качестве метода изменения реальности и формирования элементов гражданского общества фирма осуществляет дизайн объектов среды, важных по смыслу, где местом действия фирмы становится экономическое пространство [9;4]. Неотъемлемой чертой проектирования в данной связи выступает обеспечение устойчивости введённых норм и преобразований в среду с учётом внешних возмущений, например, институт
саморегулирования, в рамках которого фирмой создаются, адаптируются и изменяются легитимные правила, регулирующие хозяйственную деятельность, выступает институтом проектировки фирмой среды. [19;11].
Раскрытие институциональной природы фирмы, состоящей в снижении институтами рисков, выступает гарантом стабильности и безопасности рынка для всех стейкхолдеров
фирмы, а, следовательно, и самой фирмы в процессе проектирования ею внешней среды [13;14]. Основное требование, которое должно выполняться в данном процессе, содержится в том, чтобы средовое проектирование было институционально обеспеченным социальноэкономическим преобразованием (с упором на социальный аспект), заключающимся в создании проектов инновационного типа для управления средой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонюк Г. Социальное проектирование и управление общественным
развитием. Теоретико-методологический аспект. - Минск: Наука и техника,
1986.
2. Братко А. Моделирование психики. М., 1999.
3. Гидденс Э. Устроение общества: очерки теории структуризации. - М.: Академический проект, 2003.
4. Глушков В. Гносеологическая природа моделирования // Вопросы философии, №10,1963.
5. Григорьев В. Проблемы организационного развития бизнес-процессов // Проблемы современной экономики, №1, 2011.
6. Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование: современные методы проектного анализа. - М.: Политиздат, 2006.
7. Климчук А. Сафари на бизнес-процессы 2013. http://www.cfin.ru/itm/ standards/bp_review. shtml.
8. Королев М. Фирма и экстремальные вызовы среды: эволюционно-
экономический подход: препринт / М. И. Королев. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007.
9. Куликов М. Социальный дизайн как метод формирования гражданского общества в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №86,2008.
10. Морган Г. Парадигмы, метафоры и решение задач в теории организации // Российский журнал менеджмента, Т.5, №4, 2007.
11. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
12. Орел А. Использование среды субъектом // Фундаментальные исследования. № 1, 2005.
13. Полонский С. Институциональный подход к теории современной корпорации // Проблемы современной экономики, №2, 2007.
14. Пономарева Е. Влияние институциональных изменений на экономический процесс // Известия Томского политехнического университета, т.306, №8, 2005.
15. Поппер К. Нищета историцизма. - М.: Издательская группа «Прогресс» VIA, 1993.
16. Руссо Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие. М., 1989.
17. Тамбовцев В. Новая институциональная экономическая теория и менеджмент// Российский журнал менеджмента № 4 (1): 2006.
18. Терехова Т. Управление рисками и стратегия управления. Кадровые Решения, Alinga Consulting Group, 2006. http://www.acg.ru/news2.phtml?m=816
19. Сизякина М., Миргородская Е. Потенциал и проблемы государственного
регулирования жилищно-строительной сферы российской экономики //
Вопросы регулирования экономики, т.1, №2, 2010.
20. Щедровицкий Г. Система педагогических исследований (методологический анализ) // В кн. Педагогика и логика. М., 1993.
21. Миргородская Е.О. Эволюция финансового капитала в условиях глобализации. М.: Магистр, 2007.
22. Clarkson M. A stakeholder framework for analyzing and evaluating corporate social performance. Academy of Management Review, 20(1), 1995.
23. Porter M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance, New York: Free Press, 1985.
Рецензент: Белокрылова О.С., д.э.н., профессор, зав. Кафедрой экономической теории ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».