Научная статья на тему 'Проектирование информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия педагогов в контексте модернизации педагогического образования'

Проектирование информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия педагогов в контексте модернизации педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / NETWORKING / ICT COMPETENCIES / VIRTUAL STAFFROOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самерханова Эльвира Камильевна, Румянцева Анна Сергеевна

Предметом исследования данной статьи является информационно-образовательная среда образовательного учреждения. В статье описан опыт проектирования информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, на примере виртуальной учительской. Под информационно-образовательной средой понимается совокупность ресурсов, организационных структур и средств информационного взаимодействия участников образовательного процесса. Ключевым компонентом информационно-образовательной среды являются сетевые структуры и отношения. Системообразующим фактором интеграции всех компонентов информационно-образовательной среды в единое целое выступает сетевое взаимодействие участников образовательного процесса. Описаны технологические аспекты проектирования информационно-образовательной среды, обеспечивающей организацию информационно-методической поддержки образовательного процесса, создания банка эффективных педагогических практик использования облачных технологий в учебной, проектной, методической и воспитательной деятельности. В статье представлены некоторые результаты исследования готовности педагогов к работе в информационно-образовательной среде. Выявлены проблемы, связанные с низким уровнем использования современных информационных технологий в организации учебного процесса. Проведенное исследование и опыт создания информационно-образовательной среды доказывают необходимость организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающий мобильность педагогического коллектива и эффективность управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самерханова Эльвира Камильевна, Румянцева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing educational environment of networking of teachers in the context of the modernization of teacher education

The subject of research of this article is the information educational environment in an educational institution. Some experience of designing the information educational environment for the net educational interaction of its participants, using a virtual staff-room for example, is described in this article. The information-education environment means the structure and means of informational interaction of all the participants of the educational process in total. The key factors of the information educational environment are the net structure and the relations. The systemic factor of integrating all the components of the information-educational environment into a single whole is the net interaction of all the participants of the educational process. We describe the technical aspects of designing information-educational environment for the organization of information and methodological support of the educational process, creation of effective pedagogical practices using cloud technologies in training, design, methods and educational activities. The article introduces some research which show to what extent teachers are ready for work in the information-educational environment. Some problems, connected with a low level of using modern information technologies in the educational process have been exposed. The research and the experience of creating the information-educational environment prove the necessity of the net interaction of all the participants of the educational process which makes the pedagogical staff mobile and the management decisions more efficient.

Текст научной работы на тему «Проектирование информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия педагогов в контексте модернизации педагогического образования»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/217PVN515.pdf DOI: 10.15862/217PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/217PVN515)

УДК 65.013

Самерханова Эльвира Камильевна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

Россия, Нижний Новгород1 Заведующий кафедрой «Прикладной информатики и информационных

технологий в образовании» Доктор педагогических наук Профессор

E-mail: samerkhanovaek @gmail.com

Румянцева Анна Сергеевна2

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

Россия, Нижний Новгород Аспирантка E-mail: annrum@inbox.ru

Проектирование информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия педагогов в контексте модернизации педагогического образования

1 603004 г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9

2 http://vk.com/id27955686

Аннотация. Предметом исследования данной статьи является информационно-образовательная среда образовательного учреждения.

В статье описан опыт проектирования информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, на примере виртуальной учительской.

Под информационно-образовательной средой понимается совокупность ресурсов, организационных структур и средств информационного взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевым компонентом информационно-образовательной среды являются сетевые структуры и отношения.

Системообразующим фактором интеграции всех компонентов информационно-образовательной среды в единое целое выступает сетевое взаимодействие участников образовательного процесса.

Описаны технологические аспекты проектирования информационно-образовательной среды, обеспечивающей организацию информационно-методической поддержки образовательного процесса, создания банка эффективных педагогических практик использования облачных технологий в учебной, проектной, методической и воспитательной деятельности.

В статье представлены некоторые результаты исследования готовности педагогов к работе в информационно-образовательной среде. Выявлены проблемы, связанные с низким уровнем использования современных информационных технологий в организации учебного процесса. Проведенное исследование и опыт создания информационно-образовательной среды доказывают необходимость организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающий мобильность педагогического коллектива и эффективность управленческих решений.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда; сетевое взаимодействие; ИКТ-компетентность; виртуальная учительская.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Самерханова Э.К., Румянцева А.С. Проектирование информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия педагогов в контексте модернизации педагогического образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/217PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/217PVN515

В современных условиях модернизации педагогического образования ключевым направлением, обеспечивающим качество образования, является внедрения новых моделей образовательной работы, в которых информационные технологии становятся неотъемлемой частью организации образовательного процесса.

Анализ научно-педагогических источников по проблеме проектирования информационно-образовательного пространства свидетельствует о том, что значительная их часть посвящена рассмотрению локального информационно-образовательного пространства на базе образовательного учреждения, чаще всего представляет собой информационно-образовательную систему школы инновационного типа.

Под информационно-образовательной средой школы будем понимать совокупность информационных ресурсов, организационных структур и средств информационного взаимодействия участников образовательного процесса.

Проблемам построения информационно-образовательной среды школы посвящены различные исследования [7, 9, 11]. Авторы выделяют следующие общие характеристики и требования к информационным системам школы:

• хранение личных дел учащихся и учителей в электронном виде;

• обеспечение коммуникации всех участников образовательного процесса;

• наличие большого объема цифровых образовательных ресурсов;

• доступность и открытость результатов учебного процесса;

• мониторинг качества образования;

• автоматизация процессов управления учебным процессом (формирование расписания, распределение нагрузки и занятости кабинетов, формирование учебных планов);

• наличие и поддержка электронной формы документооборота;

• доступность всех нормативных документов.

Многие образовательные организации при проектировании информационно-образовательной среды собственного образовательного учреждения используют облачные технологии. Возможности, открываемые использованием облачных технологий для организации совместной деятельности учеников и учителей, построения единой информационной системы очень широки. Крупнейшим разработчиком облачных решений для образовательных учреждений является Google.

Google Apps для учебных заведений — это пакет приложений для планирования и управления совместной деятельностью, совместной работы и общения, публикации материалов, размещения в сети видеоматериалов и многих других инструментов, необходимых в работе современного учреждения образования. [15].

Создание информационно-образовательной среды лицея позволит решить следующие задачи [16]:

• обеспечение эффективного управления образовательным учреждением за счет использования современных процедур сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

• организация информационно-методической поддержки образовательного процесса;

• создание банка эффективных педагогических практик в учебной, проектной, методической, воспитательной деятельности педагогического коллектива;

• повышение сетевой компетентности педагогов;

• активное использование электронного обучения учащихся и учителей;

• создание электронных сетевых портфолио учителей и учеников;

• формирование сетевого педагогического сообщества.

Проектирование информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия педагогов рассмотрим на примере виртуальной учительской, представляющей собой информационно-образовательный ресурс сетевого сообщества учителей.

Виртуальная учительская - информационно-образовательная среда, предназначенная для внутренней коммуникации и взаимодействия персонала школы, а также решения ряда внутришкольных организационных и управленческих задач [15].

Виртуальная учительская является:

• местом сбора и хранения внутришкольной документации;

• «точкой входа» в различные информационные каналы школы;

• «местом встречи» для совместного планирования проектов и школьных мероприятий;

• средой для содержательного общения и обмена информацией;

• средой для учебы и развития учителей.

В виртуальной учительской «повесить» свое объявление, опубликовать статью, новость или материалы к уроку может каждый. Структура информационно-образовательной системы - виртуальной учительской представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура информационно-образовательной среды «Виртуальная учительская»

Ключевым компонентом информационно-образовательной среды являются сетевые структуры и отношения.

Системообразующим фактором интеграции всех компонентов информационно-образовательной среды в единое целое выступает сетевое взаимодействие участников образовательного процесса.

Рассмотрим функциональные особенности структурных компонентов информационно-образовательной среды «Виртуальная учительская».

«Доска объявлений» представляет собой информационный ресурс для обмена оперативной информацией между педагогами, администрацией, где любой преподаватель может поделиться новостями с коллегами (рис. 2).

Рис. 2. Страница «Доска объявлений»

«Календарь мероприятий», представляет собой сетевой информационный ресурс планирования событий на неделю, месяц, год. Возможность каждого работника лицея участвовать в планировании событий обеспечивает понятную всем логистику мероприятий внутри образовательной организации, без дополнительных оповещений. (рис. 3).

Рис. 3. Страница «Календарь мероприятий»

«Нормативные документы» представляет собой файловый менеджер, который позволяет добавлять документы, а так же скачивать документы выложенные другим пользователем. Для всех участников образовательного процесса становятся доступными нормативно-правовые документы по аккредитации, лицензированию, правилам трудового распорядка, и т.д., рис. 4.

Рис. 4. Страница «Нормативные документы»

Особую значимость в информационно-образовательной среде сетевого взаимодействия педагогов занимает компонент «Научно-методический совет» (рис. 5). Это информационно-образовательный ресурс, предназначенный для обсуждения вопросов, связанных с качеством образовательного процесса, проведением внутренних и внешних экспертиз по оценки созданных образовательных продуктов. В рамках научно-методического совета обсуждаются новые перспективные направления для стратегического развития школы.

Виртуальная учительская

Поиск по сайту

I Главная страница I

Главная страница Доска объявлений Календарь мероприятий Нормативные документы План работы лицея Н ауч н о-метод и ч ески й совет ' Методические объединения Методическое объединение учителей естественнонаучного цикла. Руководитель: ОсиповаАЮ. ' Учимся вместе Осваиваем облачные технологии Сетевые портфолио учителей Наши партнеры Полезные ссылки Обмен мнениями

Научно-методический совет

Отметить все как прочитанные Дейс

Проектируем интерактивные рабочие листы для учеников доступ ограничен

Тем: 0 из

Настройки электронной п

Участники ■ О группе ©

Уважаемые коллеги, создана рабочая группа учителей, которые первыми приступят к использованию различных сервисов Google на уроках. Начинаем с проектирования интерактивных рабочих листов. Интерактивный рабочий лист — электронный рабочий лист, созданный учителем с помощью документов Google для самостоятельной работы ученика на уроке или в качестве домашнего задания. Целью работы с листом является не запоминание или повторение конкретного учебного материала= а овладение новым способом действия. Познакомьтесь со следующими материалами: Google Docs для создания "общей тетради"-2. Таблицы Создаем инструменты оценивания с помощью таблиц Google. Изучаем электронные таблицы, играя...

Создаем интерактивный кроссворд с использование Google Docs. Пошаговая инструкция. Часть 1 Создаем интерактивный кроссворд с использование Google Docs. Пошаговая инструкция. Часть 2 Таблицы в облаках: кому по зубам?

Рис. 5. Страница «Научно-методический совет»

Одним из информационных ресурсов в информационно-образовательной среде лицея №21 является сетевые электронные портфолио учителей. На Google сайте интегрируется база данных Google Fusion Tables, которая содержит информацию об учителях и позволяет ознакомиться с их электронными портфолио.

Виртуальная учительская

Рис. 6. Страница «Сетевые портфолио учителей»

«Методическое объединение учителей» это информационно-образовательная система сетевой профессиональной методической поддержки учителей. Участники сетевого взаимодействия обмениваются методическими материалами, проводят экспертизу методических разработок, проектов коллег. В рамках методического сетевого взаимодействия разрабатываются мастер-классы, фестивали учителей предметников, профессиональные конкурсы и т.д.

На странице «Методическое объединение учителей естественно-научного цикла. Руководитель: Осипова А.Ю.» ведется обсуждение вопросов, связанных с разработкой программного комплекса по информатике (рис. 7).

Рис. 7. «Методическое объединение учителей естественно-научного цикла»

Для общения и обсуждения каких-либо вопросов удаленно, была создана страница «Наш видеочат», на которую помещен сервис Hangouts.

Для выявления готовности учителей к работе в информационно-образовательной среде «Виртуальная учительская» был проведено исследование в форме опроса-интервьюирования педагогов. Всего было опрошено 60 респондентов.

Анализ анкетирования показал, что подавляющее количество учителей 65% хотело бы использовать информационные и коммуникационные технологии на своих уроках, но для этого им не хватает общепользовательских знаний:

• умение использовать видео и фотосъёмку в учебном процессе;

• пользоваться системами мгновенных сообщений;

• использования баз данных;

• использования цифровых образовательных ресурсов;

• использования элементов дистанционного обучения в работе с учениками (организовывать учебные форумы, рассылку домашних заданий по почте).

Таким образом, для эффективной работы учителей в информационно-образовательной среде «Виртуальная учительская» необходимо, чтобы педагог сегодня обладал ИКТ-компетентностью на общепользовательском, общепедагогическом и предметно-педагогическом уровне. В соответствии с Профессиональным стандартом педагога и ФГОС нового поколения была разработана модульная программа «Использование ИКТ в педагогической деятельности», в которой педагоги знакомятся с возможностями использования ИКТ на всех трёх уровнях для решения различных учебных и жизненных задач. Обучение учителей осуществлялось в период с 2014 по 2015 год в каникулярное время, а также в режиме дистанционного обучения. Для этого была разработана страничка «Обучаемся вместе», которая позволяет самостоятельно освоить программу и выполнить некоторые задания. С целью автоматизации результатов освоения программы было разработано специальное приложение, обеспечивающее проверку правильности выполнения заданий. Пример результата проверки выполнения задания различными пользователями представлен на рис. 8.

Обучение Ш

Файл Правка Вид Вставка Формат Данные Инструменты Дополнения Справка Последнее изменение 16 минут назад Комментарии

ö Т р- * -<t 123 - Aria| * 10 - B.z-s-A.Nk.EB- Е - - Н» - ее п V у - s - Ру -

fx

А В С D Е F G Н I J

1

2 17.05.2015 Анна annrum@school ЕСТЬ ОШИБКИ ЕСТЬ ОШИБКИ ВЫПОЛНЕНО ВЫПОЛНЕНО 2 НЕ ВСЕ ЗАДАН 01.06.2015

3 17.05.2015 Эни anyrumiancewag ЕСТЬ ОШИБКИ ВЫПОЛНЕНО ВЫПОЛНЕНО 17.05.2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 17.05.2015 Над екда nnnrum@schD0l21dzr.com ЕСТЬ ОШИБКИ ВЫПОЛНЕНО 17.05.2015

Рис. 8. Таблица с результатами

Таким образом, создание информационно-образовательной среды сетевого взаимодействия участников образовательного процесса позволит решить такие проблемы в организации образовательного процесса, как:

• организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, для развития мобильности в образовательной организации, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

• создание единой сетевой системы мониторинга и оценки качества образования;

• обеспечение эффективности управления информационно-методическими ресурсами, совместимости стандартов обмена информацией, документооборота, принципов защиты информации;

• интеграция всех информационных потоков, обеспечивающих управление образовательным учреждением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение.-2011.-190 с.

2. Канянина Т.И., Степанова С.Ю., Шевцова Л.А. Сервисы ВЕБ 2.0 как технологическая основа сетевого проекта // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. - №12 (44). - С. 125-144.

3. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности // Науковедение 2015. №3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf (дата обращения 22.09.2015).

4. Кручинина Г.А. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к использованию новых информационных технологий в образовании и педагогической науке //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. - 2001. - №1. - С. 151-175.

5. Круподёрова Е.П., Румянцева А.С. Построение информационно-образовательной среды школы на базе сервисов GOOGLE APPS // Неофит -Н.Новгород, 2015. - С. 150-151.

6. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. - 2014. - №3. -URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/ archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 13.03.2015).

7. Найн, А.Я. Методологические основания проектирования и оценки алгоритма качества образовательного процесса в современном образовательном учреждении // Формирование эмпатийной культуры руководителя образования.

- Новосибирск, 2003. - С. 113-116.

8. Орлов, В.А., Лебедева, В.П. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №4.

- С. 20-26.

9. Полат, Е.С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. - Тула, 2000. - 172 с.

10. Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. -М., 2000. - 487 с.

11. Самерханова Э.К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект: Монография. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2011. -130 с.

12. Самерханова Э.К. Организация единого образовательного пространства обучения студентов в вузе: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2006.

13. Самерханова, Э.К., Круподёрова К.Р. Сетевое взаимодействие педагога и студентов как главное условие создания единого информационно-образовательного пространства // Школа будущего. - 2011. - №6. - С. 65-68.

14. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.

15. Ярмахов Б.Б. Google Apps для образования / Б.Б. Ярмахов, Л.В. Рождественская. - С-Пб. Питер.: 2015. - 224 с.

16. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа:минобрнауки.рф/документы/543.

17. Чанчина А.В., Сретенская Л.П. Проектирование педагогических технологий подготовки инженерно-педагогических кадров: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2010. 24 с.

18. Competence: Inquires into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. E C. Short. - N.Y., 1984. - 185 p.

19. Early P. The School Management Competence's Project. Standards for School Management. - N.Y., 1992. - 70 р.

20. Jirasinghe D.J., Lyons G. The Competent Head: A Job Analysis of Head's Tasks and Personality Factors. - London, 1996. - 400 p.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Samerkhanova Elvira Kamilevna

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: samerkhanovaek @gmail.com

Rumyantseva Anna Sergeevna

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: annrum@inbox.ru

Designing educational environment of networking of teachers in the context of the modernization of teacher education

Abstract. The subject of research of this article is the information educational environment in an educational institution.

Some experience of designing the information educational environment for the net educational interaction of its participants, using a virtual staff-room for example, is described in this article.

The information-education environment means the structure and means of informational interaction of all the participants of the educational process in total.

The key factors of the information - educational environment are the net structure and the relations.

The systemic factor of integrating all the components of the information-educational environment into a single whole is the net interaction of all the participants of the educational process.

We describe the technical aspects of designing information-educational environment for the organization of information and methodological support of the educational process, creation of effective pedagogical practices using cloud technologies in training, design, methods and educational activities.

The article introduces some research which show to what extent teachers are ready for work in the information-educational environment. Some problems, connected with a low level of using modern information technologies in the educational process have been exposed. The research and the experience of creating the information-educational environment prove the necessity of the net interaction of all the participants of the educational process which makes the pedagogical staff mobile and the management decisions more efficient.

Keywords: information and educational environment; networking; ICT competencies; virtual staffroom.

REFERENCES

1. Ivanova, E.O. Teoriya obucheniya v informatsionnom obshchestve / E.O. Ivanova, I.M. Osmolovskaya. - M.: Prosveshchenie.-2011.-190 s.

2. Kanyanina T.I., Stepanova S.Yu., Shevtsova L.A. Servisy VEB 2.0 kak tekhnologicheskaya osnova setevogo proekta // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). - 2014. - №12 (44). - S. 125144.

3. Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Veryaskina M.A. Ispol'zovanie elektronnoy obrazovatel'noy sredy v izuchenii obuchayushchimisya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti // Naukovedenie 2015. №3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf (data obrashcheniya 22.09.2015).

4. Kruchinina G.A. Formirovanie gotovnosti studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey k ispol'zovaniyu novykh informatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii i pedagogicheskoy nauke //Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Innovatsii v obrazovanii. - 2001. - №1. - S. 151-175.

5. Krupoderova E.P., Rumyantseva A.S. Postroenie informatsionno-obrazovatel'noy sredy shkoly na baze servisov GOOGLE APPS // Neofit - N.Novgorod, 2015. - S. 150-151.

6. Markova S.M., Tsyplakova S.A. Proektirovanie pedagogicheskogo protsessa na tekhnologicheskoy osnove // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2014. - №3. - URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (data obrashcheniya: 13.03.2015).

7. Nayn, A.Ya. Metodologicheskie osnovaniya proektirovaniya i otsenki algoritma kachestva obrazovatel'nogo protsessa v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Formirovanie empatiynoy kul'tury rukovoditelya obrazovaniya. - Novosibirsk, 2003. - S. 113-116.

8. Orlov, V.A., Lebedeva, V.P. Psikhodidakticheskie aspekty proektirovaniya obrazovatel'noy sredy // Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2000. - №4. - S. 2026.

9. Polat, E.S. Pedagogicheskie tekhnologii XXI veka // Sovremennye problemy obrazovaniya. - Tula, 2000. - 172 s.

10. Polonskiy, V.M. Slovar' ponyatiy i terminov po obrazovaniyu i pedagogike. - M., 2000. - 487 s.

11. Samerkhanova E.K. Informatsionno-obrazovatel'noe prostranstvo: teoretiko-metodologicheskiy aspekt: Monografiya. - N. Novgorod: Izd-vo NGPU, 2011. - 130 s.

12. Samerkhanova E.K. Organizatsiya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva obucheniya studentov v vuze: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk. Nizhniy Novgorod, 2006.

13. Samerkhanova, E.K., Krupoderova K.R. Setevoe vzaimodeystvie pedagoga i studentov kak glavnoe uslovie sozdaniya edinogo informatsionno-obrazovatel'nogo prostranstva // Shkola budushchego. - 2011. - №6. - S. 65-68.

14. Serikov G.N. Upravlenie obrazovaniem: sistemnaya interpretatsiya: Monografiya. -Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU «Fakel», 1998. - 664 s.

15. Yarmakhov B.B. Google Apps dlya obrazovaniya / B.B. Yarmakhov, L.V. Rozhdestvenskaya. - S-Pb. Piter.: 2015. - 224 s.

16. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa:minobrnauki.rf/dokumenty/543.

17. Chanchina A.V., Sretenskaya L.P. Proektirovanie pedagogicheskikh tekhnologiy podgotovki inzhenerno-pedagogicheskikh kadrov: uchebno-metodicheskoe posobie. Nizhniy Novgorod, 2010. 24 s.

18. Competence: Inquires into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. E C. Short. - N.Y., 1984. - 185 p.

19. Early P. The School Management Competence's Project. Standards for School Management. - N.Y., 1992. - 70 r.

20. Jirasinghe D.J., Lyons G. The Competent Head: A Job Analysis of Head's Tasks and Personality Factors. - London, 1996. - 400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.