4) матрицы - векторы - аналитическая геометрия - линейные пространства - векторный анализ;
5) отображения - функция - рекурсивная функция - рекуррентные соотношения - цепи Маркова;
6) последовательность - производящая функция - исчисление сумм;
7) разностный оператор - интегрирующий оператор - дифференциальные уравнения;
8) комбинаторика - подстановки - графы - деревья - дискретная вероятность;
9) подстановки - биномиальные коэффициенты - полиномы;
10) случайные события - случайные величины и их математическое описание - случайные процессы и их математическое описание - марковские случайные процессы - пуассоновский случайный процесс с дискретным и непрерывным временем - разложение функций в ряд на конечном и бесконечном интервале.
Эти содержательные линии являются организующими идеями образовательной области или устойчивыми единицами содержания, образующими каркас курса математики. Выделенные нами содержательные линии позволяют:
- придерживаться формально-семиотического взгляда на науку информатику и на ее математические основания при обучении фундаментальным аспектам информатики;
- особо выделить вопросы, использующие дискретный подход, который является основополагающим в архитектуре компьютера, представлении информации, баз данных;
- выделить содержание математических оснований информатики, способствующих формированию профессиональных компетенций и повышению уровня компетентности в подготовке бакалавра профиля «Информатика».
Отметим, что выделенные содержательные линии обучения математике бакалавров информатики гармонируют с содержательными линиями обучения информатике, выделенными в работе, что представляет важную когнитивную значимость для формирования специальных компетенций будущих бакалавров информатики, поскольку демонстрирует логику изучения профильных дисциплин и последовательность формирования фундаментальных знаний по предпрофильной подготовке. Опираясь на поставленные задачи по проектированию компетентностно-ориентированного математического образования в профессиональной подготовке бакалавров «Информатики», на иерархию выделенных нами конкретных элементов содержательных линий, будем проводить отбор содержания обучения математике бакалавров профиля «Информатика», в соответствии с конкретными требованиями и принципами.
Библиографический список
1. Лаптев В.В., Рыжова Н.И., Швецкий М.В. Методическая теория обучения информатике: аспекты фундаментальной подготовки будущих учителей информатики: монография. Санкт-Петербург, 2003.
2. Садулаева Б.С. Методические аспекты использования мультимедиа на уроках информатики. Мир науки, культуры, образования. 2017; 2(63): 259 - 261.
References
1. Laptev V.V., Ryzhova N.I., Shveckij M.V. Metodicheskaya teoriya obucheniya informatike: aspekty fundamental'noj podgotovki buduschih uchitelej informatiki: monografiya. Sankt-Peterburg, 2003.
2. Sadulaeva B.S. Metodicheskie aspekty ispol'zovaniya mul'timedia na urokah informatiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2(63): 259 - 261.
Статья поступила в редакцию 06.06.18
УДК 371
Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Applied Mathematics and Computer Technology,
Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: sadulaeva@mail.ru
Yusupova L.V., MA student, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: yusupova.lolita@mail.ru
REQUIREMENTS FOR USING MULTIMEDIA IN SCIENCE LESSONS. The article presents a review of methodological developments on the allocation of features of the use of multimedia technologies in the classroom of computer science, the use of which increases the cognitive, emotional and aesthetic activities of students, in terms of compliance with the requirements for the development of appropriate content of education and its implementation through information and communication means. The use of information and communication technologies, the use of audiovisual resources in the educational process can be an guarantee of high quality education to the required pedagogical effect can lead only to a harmonious unity of organizational forms, teaching methods, to achieve which developed training and methodological support for the design and implementation of educational audiovisual resources in the educational process of the school at informatics lessons.
Key words: multimedia, basic multimedia technologies, hardware, computer presentations, computer science teaching methods, audio-visual AIDS.
Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, зав. каф. прикладной математики и компьютерных технологий
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sadulaeva@mail.ru
Л.В. Юсупова, магистрант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,
E-mail: yusupova.lolita@mail.ru
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В статье приведен обзор методических разработок по вопросам выделения особенностей использования преимуществ мультимедиа технологий на уроках информатики, использование которых повышает когнитивную и эмоционально-эстетическую деятельность обучающихся, в условиях соблюдения требований к разработке соответствующего содержания образования и реализации его посредством информационно-коммуникационных средств. Использование информационных технологий, применение аудиовизуальных ресурсов в учебном процессе может привести к необходимому педагогическому эффекту только гармоничное единство организационных форм, методов обучения, для достижения которого разработано учебно-методическое обеспечение по проектированию и реализации образовательных аудиовизуальных ресурсов в учебном процессе на уроках информатики.
Ключевые слова: средства мультимедиа, основные технологии мультимедиа, технические средства, компьютерные презентации, методика преподавания информатики, аудиовизуальные средства.
Современные информационные технологии имеют широкий спектр возможностей для улучшения учебного процесса и обучения. Один из дидактических инструментов, который значительно влияет на рост качества обучения - это мультимедиа.
Под средствами мультимедиа (от латинского тиКит - много средств массовой информации) мы подразумеваем информационные технологии, которые используют различные программные и аппаратные средства для наиболее эффективного влияния на учащегося.
Вопросами использования преимуществ мультимедиа технологий в образовательном процессе увлеченно занимаются отечественные и зарубежные специалисты разных направлений, среди которых философы, педагоги, социологи, психологи, культурологи. В их работах раскрывается социокультурный характер мультимедиа. Мультимедиа позволяет одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и средой. Использование преимуществ мультимедиа в учебном процессе в школе способствует высокому эмоциональному и эстетическому уровню уроков. Это связано с тем, что мультимедиа технологии обеспечивают параллельное подключение различных каналов передачи информации между средой и компьютером, что позволяет увеличить объем изучаемого материала, повышает творческий и когнитивный интерес учащихся, обеспечивает дифференциацию обучения и активирует все виды памяти.
Актуальным вопросом современной школы является вопрос гуманизации учебного процесса, что находит свое отражение в целях индивидуализации и дифференциации обучения. Постепенно осознается необходимость формирования информационной культуры учащихся, удовлетворения потребностей в условиях постоянно растущей информатизации учебного процесса и требует компетентности учителей в области применения новейших педагогических технологий. Остро стоит вопрос обучения учителей эффективному использованию мультимедиа в учебном процессе. Проблема данного исследования состоит в установленном противоречии между развитием информационной-образовательной среды образовательных учреждений, в том числе школы и слабом использовании методических и дидактических возможностей мультимедиа технологий в школе.
Анализ учебно-методической литературы по теме позволил сформулировать гипотезу исследования - если при проведении уроков информатики в школе, руководствоваться следующими методическими особенностями:
- разработка технологической карты урока с использованием мультимедиа, которая включает целевые, содержательные и операционные разделы;
- соблюдать определенные правила использования различных мультимедийных инструментов;
- создать условия для интерактивного взаимодействия учащихся,
тогда когнитивная деятельность и интерес к предметам обучения будут увеличиваться.
Для достижения этой цели и решения вышеуказанных проблем были использованы следующие теоретические и практические методы исследования:
- анализ учебно-методической, педагогической и психологической литературы по вопросам исследования;
- педагогический эксперимент, допрос, анализ продуктов деятельности;
- математические методы оценки качества образования;
Теоретическая значимость работы заключается в изучении
требований к мультимедийным инструментам и возможностях их использования в образовательных целях в школе, а также в освещении особенностей использования мультимедиа в уроках информатики.
Практическая значимость работы: разработанные рекомендации по использованию мультимедийных инструментов могут использоваться учителями общеобразовательных школ в их профессиональной деятельности.
В ходе исследования изучены теоретические основы обучения компьютерному моделированию в школе и основные понятия мультимедийных, аппаратных и программных продуктов, используемых в уроках информатики, их роль в преподавании школьных дисциплин, а также классификация и основные требования к современным мультимедийным технологиям, определены методические основы разработки мультимедийного урока дисциплины «Информатика и ИКТ».
В ходе работы был проведен анализ психолого-педагогической, учебно-методической и визуально-иллюстративной литературы, используемой на уроках информатики в школе.
В работе Б.А. Бента «Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс» приводится следующая формулировка: «Мультимедиа следует понимать как компьютерный дидактический инструмент, который, представляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью звука и визуального сопровождения, обеспечивает эффективные перцептивно-мнемонические процессы, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствовать достижению образовательных целей обучения» [1].
Урок информатики и ИКТ, по его определению, подразумевает максимальное использование информационных и коммуникационных инструментов, технологий и мультимедиа, поэтому выделение методических особенностей очень деликатно.
Первая особенность, можно сосредоточиться на следующих функциях:
- разработка технологической карты, в которой определены целевые, контентные и эксплуатационные разделы;
- соблюдение правил работы с мультимедийными инструментами
- возможность интерактивного взаимодействия студентов.
- технологическая карта включает в себя три компонента:
- цель (запланированные результаты);
- плановый компонент (этапы работы);
- операционный компонент (задания для учащихся).
Кроме того, карта технологий включает основные моменты
для разработки урока с использованием мультимедиа.
Другая особенность: сформулированы требования к использованию мультимедиа на уроках информатики согласно санитарно-гигиенических норм, возрастных характеристик и особенностей психологического влияния мультимедиа на обучающихся, а также эстетические и организационно-методологические особенности.
При подготовке презентации необходимо соблюдать следующие правила:
- учитывать психологические и возрастные характеристики учащихся;
- строго придерживаться целей и результатов обучения;
- выбрать цветовую гамму слайд-дизайна, адекватную учебному материалу;
- не перегружать слайд текстовой информацией;
- выбирать заголовки текста и шрифтов;
- установить размер шрифта, контрастность, принимая во внимание визуальный обзор их из последних рядов столов;
- использовать тихий, «не ядовитый» цвет фона, буквы, линии, который не вызывает раздражения и усталости глаз;
- чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер, равномерно заполнять все поле экрана;
- не перегружать слайды визуальной информацией;
- для просмотра одного слайда необходимо выделить одно достаточное время (не менее 2-3 минут), чтобы учащиеся могли сосредоточиться на изображении на экране, отслеживать последовательность действий, просматривать все элементы слайда, фиксировать конечный результат, делать заметки в книгах;
- настроить тихие звуки слайдов [2].
Использование мультимедийных инструментов на уроке требует организации каждого этапа урока и соблюдения обязательных условий труда.
Необходима подготовка учащихся к просмотру.
Целесообразно провести предварительную беседу, в которой учитель умело задает вопросы, помогает детям вспомнить все, что они знают о теме.
Использование видео в классе.
Использование видео на уроках будет эффективным и не будет проходить как просмотр фильма, если будет соблюдено следующее:
- наличие графика работы для каждого рабочего эпизода урока, сохранение реплик персонажей, их фиксация;
- обработка видеоматериалов,
- выписка в рабочей тетради важных эпизодов фильма;
- подготовка к возможным вопросам обучающихся;
- способность комментировать явления, которые учащихся не могут понять;
- наличие подготовленного банка задач и упражнений для закрепления учебных материалов;
- разработка интересного материала для самостоятельной работы, отражающего содержание фильма;
- просмотр видеоклипа в течение 20-30 минут отдельно в качестве основной части сценария урока.
Видеофильм можно представить в виде полного фильма или курса, представленного в частях, антологии; фрагменты, фильмы, видеофильмы, выбор содержания фильма происходит как в образовательных целях.
В случае необходимости учителю следует:
- объяснить непонятные части видеоклипа;
- акцентировать на основных моментах, для их запоминания;
- подчеркнуть основные фрагменты, привлечь к ним внимание учащихся;
- связать слайды, углубляя содержание фильма;
- соединить иллюстративную сторону со всем содержанием урока.
В разделе «Информационные и коммуникационные технологии» школьного курса теме «Мультимедиа» уделяется достаточно много времени, чтобы учащиеся могли создавать компетенции в этой области знаний [3].
Основными задачами этого материала являются ознакомление с программой PowerPoint. Разработка содержания учебного курса, планирование типов и объемов предстоящих работ. Демонстрация: презентация на тему «Объектно-ориентированное программирование» с добавлением видеоматериалов звукового файла.
Добавление и воспроизведение звуков.
Рассмотрите возможность вставки звуковых файлов:
Библиографический список
- звук из файла;
- звук из коллекции изображений;
- вставлять музыку с внешних носителей;
- вставка музыки из Интернета.
Основными операционными вопросами исследования были выявление и структурирование методических особенностей использования мультимедиа на уроках информатики в школе. В ходе исследования были разработаны методические основы разработки мультимедийного урока по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Использование информационно-коммуникационных технологий, применение аудиовизуальных ресурсов в учебном процессе не может являться гарантией высокого качества образования, к необходимому педагогическому эффекту может привести только гармоничное единство организационных форм, методов обучения.
В ходе исследования была достигнута цель: разработано учебно-методическое обеспечение по проектированию и реализации образовательных аудиовизуальных ресурсов в учебном процессе школы на уроках информатики. Метод обучения с помощью видеокурсов очень эффективен, прост и доступен. В процессе исследования изучены возможности мультимедиа технологий в учебном процессе школьной информатики; рассмотрены образовательные мультимедиа ресурсы, используемые на уроках информатики; проанализированы содержательная линия «Технология мультимедиа» в базовом курсе информатики и разработаны методические рекомендации по теме «Мультимедиа технологии» как средство для представления информации на уроках информатики и ИКТ.
1. Бент Б.А. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. Санкт-Петербург, 2013.
2. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособи. Москва, 2001.
3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ в основной и старшей школе 8-11 кл.»: методическое пособие. Москва, 2009.
References
1. Bent B.A. Multimedia v obrazovanii: specializirovannyj uchebnyj kurs. Sankt-Peterburg, 2013.
2. Semakin I.G. Prepodavanie bazovogo kursa informatiki vsrednej shkole: metodicheskoe posobi. Moskva, 2001.
3. Ugrinovich N.D. Prepodavanie kursa «Informatika iIKT v osnovnoj istarshejshkole 8-11 kl.»: metodicheskoe posobie. Moskva, 2009.
Статья поступила в редакцию 09.06.18
УДК 378
Soldatov N.F., Head of Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian interior Ministry, police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: sldatvn.3@mail.ru
Lesnichenko E.N., senior lecturer, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian interior Ministry, police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: zkrkvr@rambler.ru
Pirogov E.N., teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian interior Ministry, police major (Volgodonsk, Russia), E-mail: pirogova-81@mail.ru
THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF PERSONALITY OF FUTURE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS. The article deals with the bacisc of professional orientation of employees of Internal Affairs and shows the direction of its formation in future employees in the process of training. The authors conclude that an important role in the professional orientation is played by moral and psychological qualities, which are characterized by high moral and psychological stability; the desire to follow the requirements of civil, professional and human duty; focus on professional activities aimed at the benefit of citizens and the country as a whole. The formation of these qualities should be carried out purposefully and gradually, throughout the training at a university.
Key word: professional orientation, police officers, moral-psychological qualities, stages of orientation.
Н.Ф. Солдатов, начальник каф. тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: sldatvn.3@mail.ru
Е.Н. Ложниченко, ст. преп. каф. тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: zkrkvr@rambler.ru
Е.Н. Пирогова, преподаватель каф. тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г. Волгодонск, E-mail: pirogova-81@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД
В статье рассмотрена сущность профессиональной направленности сотрудников ОВД и показаны направления её формирования у будущих сотрудников в процессе профессиональной подготовки. Авторы делают вывод о том, что важную роль в профессиональной направленности играют морально-психологические качества, которые характеризуются высокой морально-психологической устойчивостью; стремлением следовать требованиям гражданского, профессионального и че-