АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК 37.013
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НАДДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СПО
© Старостина Светлана Ефимовна
доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Забайкальский государственный университет E-mail: sestarost@mail.ru
© Таюрская Наталья Петровна
преподаватель,
Читинский педагогический колледж E-mail: tayurskaya79@mail.ru
В статье обоснована актуальность проблемы углубленной подготовки специалистов среднего профессионально-педагогического образования. Показана необходимость включения наддисциплинарного профессионального модуля в образовательную программу углубленной подготовки учителя в педагогическом колледже в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями регионального рынка труда. Представлены организационно-педагогические условия проектирования наддисциплинарного профессионального модуля образовательной программы углублённой подготовки учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка. Наддисциплинарный профессиональный модуль, являясь интегрирующим, междисциплинарным модулем, обеспечивает формирование дополнительного вида профессиональной деятельности «обучение иностранному языку в начальных классах», определённого исходя из требований рынка труда.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, требования регионального рынка труда, наддисциплинарный профессиональный модуль, организационно-педагогические условия, иноязычная коммуникативная компетенция.
Анализ нормативных документов, ФГОС СПО, образовательной практики в педагогическом колледже показал, что существующая система профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка требует внесения изменений в структуру образовательной программы, за счет введения наддисциплинарного профессионального модуля (далее НПМ), в рамках которого будет формироваться иноязычная коммуникативная компетенция (далее ИКК).
В качестве организационно-педагогических условий проектирования НПМ образовательной программы углубленной подготовки учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка в начальной школе
С. Е. Старостина, Н. П. Таюрская. Проектирование и реализация наддисциплинарного профессионального модуля образовательной программы ...
нами определены следующие положения: 1) необходимость введения НПМ в ОПОП углублённой подготовки; 2) обеспечение соответствия структуры содержания структуре образовательных результатов, определенных исходя из требований ФГОС СПО, профессиональных стандартов (далее ПС) и регионального рынка труда;3) использование образовательных технологий обеспечивающих деятельностный характер обучения и контекст профессиональной деятельности; 4) создание контрольно-оценочных средств исходя из ожидаемого образовательного результата профессиональной подготовки. В рамках данной статьи раскроем содержание первых двух организационно-педагогических условий проектирования НПМ.
Необходимость введения в образовательные программы данного модуля обусловлена рядом требований: 1) ФГОС СПО к формированию личности готовой и способной к иноязычной коммуникативной компетенции; 2) рынка труда к молодым специалистам (практическое владение иностранным языком учителей начальной школы; владение технологиями обучения иностранному языку в начальной школе); 3) профессионального стандарта к выпускникам СПО в соответствии с дополнительным видом деятельности (знание иностранного языка и методики обучения предмету «Иностранный язык» в начальной школе и др.).
Анализ потребностей Забайкальского края в учителях по различным направлениям подготовки, свидетельствует о нехватке учителей иностранного языка. Решением данной проблемы стало введение в ОПОП Читинского педагогического колледжа подготовки будущих учителей начальных классов углублённой подготовки по иностранному языку, которая предусматривает процедуру сертификации, квалификации выпускника, дающей право преподавать иностранный язык в начальной школе.
Вслед за Н.В. Сосниным, А.Д. Федотовой, Д.В. Кайгородовой мы включили принцип наддисциплинарности в процесс проектирования и организацию профессионального модуля. Наддисциплинарность вытекает из анализа ожидаемого образовательного результата ИКК. Новые конструкты ожидаемого результата представлены в виде групп компетенций (ОК, ПК, СПК) [1;3].
Наддисциплинарные профессиональные модули как организационная структура ОПОП представляют совокупность учебных дисциплин (базового и вариативного частей ОПОП), объединенных целевым назначением модуля; формируют общие, профессиональные и специально-профессиональные компетенции студентов; обеспечивают контекстность, целостность, междисцип-линарность, профессиональную функциональность образовательной программы. B рамках данных модулей осуществляется углубленная подготовка специалистов среднего звена к выполнению трудовых функций в соответствии c запросами регионального рынка труда.
В нашем исследовании НПМ является интегрирующим, междисциплинарным модулем, обеспечивающим формирование дополнительного вида деятельности («обучение иностранному языку в начальных классах»), определенного исходя из требований рынка труда. Именно наддисциплинарность модуля позволяет создать образовательное пространство, ориентированное на
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО_
2017. Вып. 2
погружение в языковую среду, которая дает возможность осуществлять образовательный процесс на основе ФГОС СПО и ПС
Проведение декомпозиции блока ИКК позволило определить результаты обучения, которые должен продемонстрировать будущий учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка для подтверждения сформированности уровня ИКК, включающие знаниевый и деятельностный компоненты:знать цели, задачи, методы, приёмы обучения ИЯ; планировать и проводить уроки иностранного языка в начальных классах; осуществлять педагогический контроль; анализировать уроки; использовать технологии обучения иностранному языку в начальных классах; фонетически, лексически, грамматически правильно излагать свои мысли на иностранном языке в письменной и устной формах; знать языковые нормы и правила общения; взаимодействовать на иностранном языке; знать обычаи, национально-культурные традиций страны изучаемого языка; правила построения целостных и связных текстов; компенсировать недостаточность знания языка.
Анализ блока ИКК позволяет констатировать следующее: данные компетенции обладают свойствами интегративности, междисциплинарности, над-дисциплинарности. Процесс формирования ИКК требует погружения обучающихся в языковую среду, моделирования условий профессиональной деятельности, реализацию идей контекстного подхода. Следовательно, формирование блока ИКК трудно соотнести с одной какой-либо дисциплиной, на нее «работает» целый спектр дисциплин, что обуславливает необходимость их объединения в НПМ.
Анализ литературы позволил выявить еще одну закономерность наддис-циплинарности — необходимость выделения главных линий в содержании обучения, то есть осуществления генерализации содержания: предметную (владение языком) и методическую составляющие (владение технологиями обучения иностранному языку).
НПМ, как организационно-методическая структура, представляет собой совокупность учебных дисциплин (базового и вариативного частей ОПОП), необходимых для освоения блока ИКК, определяющего знаниевый, функциональный и мотивационный рост будущих учителей в образовательном процессе. Базовой учебной дисциплиной первой линии несущей, в себе инте-гративную функцию, в рамках которой студенты осваивают владение языком, выступает дисциплина федерального компонента «Иностранный язык». К поддерживающим дисциплинам данной линии НПМ отнесены дисциплины: «Практика устной и письменной речи», «Практическая фонетика», «Практическая грамматика», «Лингвострановедение и страноведение»
Базовой дисциплиной второй линии выступает дисциплина «Теория и методика обучения иностранному языку», «Интернет-ресурсы», а также различные виды практик, в рамках которых студенты осваивают профессиональные компетенции, связанные c видом деятельности «обучение иностранному языку в начальной школе».
Реализация второго организационно-педагогического условия дала возможность определить содержание формирования ИКК будущих учителей
С. Е. Старостина, Н. П. Таюрская. Проектирование и реализация наддисциплинарного профессионального модуля образовательной программы .
начальных классов, имеющих право преподавания иностранного языка: педагогический смысл формирования ИКК будущих учителей начальных классов, имеющих право преподавания иностранного языка представляет процесс освоения предметных (языковых), профессиональных (дидактических) знаний, опыта профессиональной деятельности (методического) и развития положительного мотивационного отношения к профессиональной деятельности, основанного на интеграции теоретического обучения в колледже и практик в школе, обеспечивающих результативное включение обучающихся в профессиональную деятельность.
Литература
1. Соснин Н. В., Кайгородова Д. В. Структура содержания обученияна основе концепции результатов обучения// Сибирский педагогический журнал. — 2014. — № 1. — С. 56-60.
2. Таюрская Н.П., Модель подготовки выпускника педагогического колледжа к формированию иноязычной коммуникативной компетенции школьников//Среднее профессиональное образование. — 2016. — №5. — С. 38-42.
3. Федотова, А.Д. Контекстно-модульный подход как основа проектирования основных профессиональных образовательных программ подготовки магистров гуманитарных направлений // Ученые записки. — 2014. — № 6(59). — С. 76-80.
THE DESIGN AND REALIZATIONOF THE CO-DISCIPLINARY PROFESSIONAL MODULE OF EDUCATIONAL PROGRAM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION WITH THE PROFOUND TEACHERS' TRAINING
Starostina Svetlana E. doctor of pedagogical sciences,
professor, vice rector for study, Transbaikal State University, E-mail: sestarost@mail.ru
Tayurskaya Natalya P.
teacher, Chita teacher training college
E-mail: tayurskaya79@mail.ru
The problemof profoundspecialists' training in the sphere ofvocational teacher education is actualized in this article. The article shows the necessity ofinclusion the co-disciplinary professional module in educational programwith the profoundteachers' training in accordance with professional standardsand requirements of the regional labour market. Organizational and pedagogical conditions of designing of the co-disciplinary professional module of educational program of primary school teachers' training with foreign language teaching qualificationare defined. The co-disciplinary professional module being an integral, interdisciplinary module provides the formation of the additional professional activity «foreign language teaching in primary school» based on the requirements of the regional labour market.
Keywords: professional standard, requirements of the regional labour market, co-disciplinary professional module, organizational and pedagogical conditions, foreign language communicative competence.