Научная статья на тему 'Проектирование электронной ресурсной базы виртуальной образовательной среды вуза'

Проектирование электронной ресурсной базы виртуальной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
501
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ РЕСУРСНАЯ БАЗА / ONLINE-ОБРАЗОВАНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / WIZIQ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Амиров Данис Фанисович, Мкртчян Вардан Суренович, Мохова Ольга Михайловна

В докладе рассмотрены вопросы проектирования электронной ресурсной базы виртуальной образовательной среды вуза. Изложены теоретические положения проектирования электронной ресурсной базы. Представлены выводы и приоритетные задачи дальнейшей информатизации учебного заведения, а также рассмотрены новейшие тренды при проектировании виртуальной образовательной среды на базе современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Амиров Данис Фанисович, Мкртчян Вардан Суренович, Мохова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование электронной ресурсной базы виртуальной образовательной среды вуза»

Амиров Д.Ф1., Мкртчян В.С.2, Мохова О.М.3

1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Альметьевский государственный нефтяной институт», г. Альметьевск, Республика Татарстан, РФ, к.п.н., доцент кафедры информатики, adf [email protected] 2Университет управления, информатики и технологий, г. Сидней, Австралия, д.т.н., профессор, главный управляющий-ректор, [email protected] 3 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Альметьевский государственный нефтяной институт», г. Альметьевск, Республика Татарстан, РФ, старший преподаватель кафедры информатики,

[email protected]

Проектирование электронной ресурсной базы виртуальной образовательной среды вуза

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Электронная ресурсная база, online-образование, виртуальная образовательная среда, WizIQ, мобильные приложения, виртуализация.

АННОТАЦИЯ

В докладе рассмотрены вопросы проектирования электронной ресурсной базы виртуальной образовательной среды вуза. Изложены теоретические положения проектирования электронной ресурсной базы. Представлены выводы и приоритетные задачи дальнейшей информатизации учебного заведения, а также рассмотрены новейшие тренды при проектировании виртуальной образовательной среды на базе современных информационных технологий.

В настоящее время к высшим учебным заведениям предъявляются многочисленные требования в области образовательной, финансово-экономической, юридической и международной деятельности, а также со стороны общества (социальные, информационные, сервисные и т.д.). Современные условия и нормативные документы четко определяют необходимость создания в высших учебных заведениях высокотехнологичных образовательных систем.

Цель настоящей работы - показать на примере вуза особенности и основные проблемы проектирования ресурсной базы открытой образовательной среды не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

Практическое решение большинства проблем невозможно без информатизации системы образования, включая внедрение электронного документооборота в высших образовательных организациях, а также создание информационных и образовательных ресурсов (Распоряжение

Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»), чем во многом обуславливается актуальность разработки электронных ресурсных баз для создания открытой виртуальной образовательной среды вуза.

В работе рассмотрен комплексный подход к разработке и изучению проблем проектирования электронных ресурсных баз для создания открытой виртуальной образовательной среды образовательной организации, а также создание электронно-ресурсной базы, ориентированной на потребности вуза, при использовании новейших информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность данной работы на сегодняшний день заключается в том, что в России до сих не находят распространения известные во всем мире опНпе-курсы, построенные при использовании новейших информационно-коммуникационных технологий на платформе М^Щ. Развитие такого направления в дистанционном образовании во многом поможет совершенствованию системы образования в целом и обеспечит ее переход на качественно новый уровень - опНпе-образование.

В практической жизни информационное обеспечение вуза - это повседневная потребность, обусловленная постоянно возрастающими объемами информации, необходимостью оптимизации образовательного процесса, повышения качества образования и, что немаловажно, минимизации бумажного документооборота.

Постановка целей является первым этапом проектирования электронной ресурсной базы. В первую очередь, следует отметить, что ресурсная база электронной образовательной среды представляет собой совокупность ресурсов, необходимых для успешного освоения студентами программ высшего профессионального, а также дополнительного образования в вузе.

При проектировании ресурсной базы открытой образовательной среды вуза необходимо учитывать педагогические аспекты. Виртуальная образовательная среда становится средством развития, а также саморазвития субъектов образовательного процесса. Это касается не только учащихся, но и самих педагогов. Виртуальная образовательная среда помогает педагогам не только в полной мере учитывать все требования действующего образовательного стандарта, но и быть в тренде актуальных запросов рынка труда в поиске новых знаний. Для студентов виртуальная образовательная среда создает условия для практической реализации индивидуального образовательного пути, что наилучшим образом помогает в дальнейшем адаптироваться на современном рынке труда. Это обусловливает формирование нового типа специалиста, способного реализовать концепцию «обучение через всю жизнь».

Для того, чтобы лучше понять специфику проектирования электронной ресурсной базы вуза, рассмотрим модель организации

виртуальной образовательной среды, которая представлена в ряде теоретических работ по данному вопросу.

Прежде чем переходить к проектированию ресурсной базы виртуальной образовательной среды, следует понимать, какие сервисы будут использованы и каким образом они будут работать. Остановимся на этом подробнее. К таким сервисам относится, например Web 3.0, представляющая собой методику проектирования систем, которые улучшаются посредством сетевых взаимодействий, то есть сервисы, наполняемые и улучшаемые самими пользователями (преподавателями и студентами). Данная технология также базируется на использовании видеоконференций и организации online-занятий. На базе этого сервиса должны работать ряд компонентов системы.

Рассматривая подробно проектирование электронной ресурсной базы виртуальной образовательной среды в вузе, отмечаем, что ресурсная база данной разработки складывается из нескольких составляющих, а именно:

1. Информационно-дидактическая среда вуза, включающая в себя: электронную библиотеку, учебно-методические комплекты всех специальностей, программы преподаваемых дисциплин с санкционированным доступом, компьютерные программы и оболочки, задания для подготовки к экзаменам, тесты, контрольные и экзаменационные работы;

2. Информационные Internet-ресурсы. Сюда можно отнести: сетевые библиотеки, сетевые электронные издания, журналы, образовательные порталы и сайты, виртуальные школы;

3. Ресурсы информационной среды. К их числу принадлежат: средства массовой информации (в том числе, внутривузовские), виртуальные музеи, выставки, информация от предприятий отрасли. Функционирование ресурсной базы открытой образовательной

среды вуза реализуется посредством официального сайта учебного заведения с оригинальным дизайном собственной разработки. Сайт уникален тем, что большую часть его разделов наполняют информацией непосредственно преподаватели и заведующие кафедрами, используя удаленный доступ к системе управления сайтом через Internet.

Постоянным в развитии ресурсной базы и образовательной платформы должно быть, например, ведение online-журнала текущей и итоговой успеваемости студентов, а также автоматизированное ведение балльного рейтинга студентов в режиме реального времени. На странице вуза также должно быть представлено расписание занятий учебных групп, причем доступное студенту по номеру студенческого билета (зачетной книжки), а кроме того - записаться на консультацию к тому или иному преподавателю, online-регистрации на участие в дисциплинах по выбору (магистратура). Данные о записи автоматически передаются в МИС и обрабатываются операторами call-центра вуза с информированием

студентов с помощью SMS-уведомлений. Для более эффективного продвижения на рынке образовательных услуг отдельных направлений деятельности вуза созданы promo-сайты, соответствующие основным направлениям подготовки вуза.

Также необходимо разработать мобильное приложение для iPhone, iPad и устройств на платформе Android. Мобильное приложение "ВУЗ" должно предоставлять полный доступ к информации об учебном заведении. Приложение должно включать в себя описания факультетов, кафедр, лабораторий, биографии сотрудников, справочные издания, учебные материалы. В приложении, как и на сайте, необходимо реализовать функцию online-записи на консультации к преподавателям, а также разработать по-факультетно и по-кафедрно систематизированный телефонный справочник для набора номера в «одно касание». Приложение позволяет найти вуз на карте и предлагает удобные способы проезда.

На базе открытой образовательной среды специалистами отдела информационных технологий (далее IT-отдел) вуза должна быть создана система мониторинга локальной сети и серверов вуза. Система в режиме реального времени проводит мониторинг работы узлов локальной сети, работу серверов и интеграционных процессов между ними, и в случае возникновения сбоя сервер системы мониторинга информирует о возникших неполадках сотрудников IT-отдела по электронной почте в режиме реального времени. Такой подход позволяет выявить и устранить неисправность, в некоторых случаях раньше, чем у пользователей возникнут проблемы в работе, а также, накопив статистику, позволяет принимать решения о замене проблемного узла сети или сервера.

Образовательная среда вуза должна иметь встроенную систему защиты информации, т.е. своей ресурсной базы. IT-отдел вуза проводит мониторинг мировых тенденций по появлению нового вредоносного программного обеспечения и при необходимости проводит доработки функций системы, направленные на усиление защиты от взлома и получения несанкционированного доступа к базе данных системы. В частности, внедрение защит от DoS-атак и подбора паролей, расширены возможности подсистемы по логированию действий пользователей.

Автоматизация высшего учебного заведения за счет внедрения открытой образовательной системы возможна только при детальной проработке ресурсной базы данной системы и позволяет создать единое информационное пространство, повысить эффективность всех направлений деятельности и предполагает решение следующих приоритетных задач, стоящих перед вузом:

1. Переход учреждения к инновационному социально ориентированному типу развития;

2. Реализация системы стандартизации в области образования с целью внедрения современных образовательных технологий и улучшению качества образования;

3. Конкретизация исполнения государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания образовательных услуг;

4. Оптимизация работы в системе бюджетного и коммерческого образования;

5. Рациональное использование и планирование ресурсов образовательного учреждения;

6. Обеспечение высокого качества администрирования в сферах оказания образовательных услуг и экономики;

7. Повышения профессионального уровня научно-педагогических кадров.

Для проектирования необходимо рассмотреть облачные решения. Следует отметить, что существует разнообразие существующих решений, в частности это могут быть: case-технологии, web-технологии и сетевые технологии. При использовании облачных технологий (т.е. технологий распределенной обработки данных) компьютерные ресурсы и мощности представляются пользователям в виде какого-либо Internet-сервиса. Исследование Cisco/Intel ясно свидетельствует о том, что облака стали частью окружающей действительности и быстро завоевывают новые позиции. Разрабатываемые Cisco и Intel облачные технологии являются наиболее гибкими, что позволяет использовать их для создания ресурсной базы открытой образовательной среды.

Рассмотрим основные задачи системы управления в виртуальной образовательной среде. Типовые задачи включают в себя проектирование, автоматизацию и внедрение процессов и функций: Service Desk, управление событиями, управление инцидентами, обработка запросов, управление проблемами, управление изменениями, управление активами (Asset Management, ITAM) и конфигурациями услуг, управление релизами и вводом в действие, управление каталогом услуг, управление уровнем обслуживания.

Проектирование ресурсной базы открытой образовательной среды вуза обусловлено спецификой изучаемых в вузе дисциплин. В основном, это естественные и технические дисциплины. Поэтому наиболее целесообразным нам представляется организация инженерных online-курсов в системе WizIQ.

Для виртуализации серверов и приложений использована платформа WizIQ, которая представляет собой платформу для дистанционного обучения и разрабатывается для того, чтобы помочь студентам и преподавателям находить друг друга, не выходя из дома и обеспечить действительную среду online-обучения. Это достигается посредством возможности проведения в данной среде вебинаров.

При проведении обучающих online-программ используются различные платформы для проведения вебинаров, одной из которой является WizIQ. Это онлайн-сервис, который позволяет проводить вебинары с использованием аудио-видео материалов, презентаций и т.д.

Слушатели онлайн-программ могут слышать голос ведущего, видеть презентацию, слушать музыкальное сопровождение, принимать активное участие в чате. Однако возникают большие трудности, связанные с контентом проводимого курса. Изобилие неструктурированной информации, недостоверность информации, растущее число открытых ресурсов, постоянно меняющийся мир, изменение рынка труда привело к появлению нового вида деятельности - курирования содержания.

Некоторые из этих проблем можно решить путем создания виртуального ассистента. Виртуальный ассистент - это интеллектуальная программная система, предназначенная для извлечения из базы знаний учебных материалов и предоставления их студенту в удобной для него форме. При этом форма подачи материала может быть жестко фиксирована и заложена на этапе их проектирования. Виртуальный ассистент может генерировать новые виды учебных материалов, основываясь на имеющейся базе знаний (БЗ). Например, если в БЗ имеется специальным образом размеченная лекция (т.е. текстовый материал, в котором тегами выделена структура, а также единицы учебного материала - формулы, теоремы, определения и т.п.), то на ее основе можно генерировать:

1. Гипертекстовое представление этого материала со ссылками на другие материалы из базы знаний;

2. Мультимедиа-материалы, включая презентации с аудио сопровождением, видео лекции с виртуальным лектором, 3D модели описываемых устройств и процессов и т.д.;

3. Различные виды контроля знаний (тестовые вопросы, контрольные работы и т.п.);

4. Тренажеры, обучающие решению практических задач и т.д.

При этом важно, что студент может сам выбирать более удобную для него форму представления материала, а также траекторию обучения. Либо оптимальную траекторию обучения выбирает ассистент, основываясь на результатах изучения предыдущих дидактических единиц.

При создании видео-лекций текст может читать виртуальный диктор, а студенту предоставлена возможность выбора диктора и его виртуального окружения из нескольких вариантов. Если в тексте лекции встречаются рисунки, таблицы, формулы и т.п., они могут быть визуализированы лектором на виртуальной же «классной доске».

Виртуальных персонажей можно использовать и в других целях. Например, для студентов вуза организуются виртуальные приемные, где он может общаться с преподавателями и сотрудниками учебного заведения, а также получать различную информацию. Организуются также виртуальные учебные аудитории для проведения занятий и общения студентов и преподавателей друг с другом.

Возможна также разработка виртуальных ассистентов для преподавателей, помогающих им наполнять учебную базу знаний.

Запись лекции голосом преподавателя может присутствовать в базе

знаний, однако зачастую исходными данными для лекции является только текст, поэтому необходимо решать задачу синтеза голоса по тексту (TTS -Text-To-Speech). В настоящее время существует довольно много так называемых «речевых движков» (Speech Engine), или голосовых синтезаторов, предназначенных для преобразования текста в звук речи. У каждого голосового синтезатора есть набор «голосов», которыми он может говорить.

Мощность персональных компьютеров и сложность голосовых синтезаторов за последние годы растет в геометрической прогрессии, поэтому использовать устаревшие разработки (например, голос «Катерина» компании Nuance, голоса «Дмитрий» и «Ольга» компании Loquendo) не имеет никакого смысла. Новые синтезаторы обеспечивают гораздо лучшее качество речи. Это, например, голос «Алена» компании Acapela Group (www.acapela-group.com), или разработки отечественной компании «Центр речевых технологий» (или ЦРТ, www.speechpro.ru). Виртуальный ассистент, разрабатываемый в ЛИСМО, может работать как с записанным голосом реального преподавателя, так и с любым «речевым движком», поддерживающим технологию Microsoft Speech API (SAPI) версии 4.0 или 5.0.

В простейшем случае «аватаром» виртуального ассистента может являться интерактивный помощник типа Microsoft Agent. Однако, если обучающая программа предполагает сопровождение аудио потока изображением виртуального лектора, то для этого необходимо создание полноценного анимированного персонажа диктора. Чаще всего персонаж создается не полностью. Для чтения лекции достаточно анимировать голову диктора и верхнюю часть тела. Самой сложной является лицевая анимация, т.к. лицо человека может принимать очень большое количество различных выражений при произнесении речи и отражении эмоций.

Существуют готовые решения для синхронизации движения губ виртуального персонажа со звуковой дорожкой с речью. Такая технология называется lip-sync. Часть из них является надстройками для таких известных пакетов 3D-моделирования, как 3DS Max и Maya компании Autodesk, Poser компании Smith Micro Software и т.п. Другие являются самостоятельными продуктами, например, Facial Studio и другие продукты компании Di-O-Matic (www.di-o-matic.com), LifeStudio:HEAD компании LifeMode Interactive (www.lifemi.com) и т.д. Часть из них имеют SKD, что позволяет использовать их анимационные движки в сторонних программах.

Если необходима полная анимация персонажа, то в дополнение к лицевой анимации модель дополняется скелетной анимацией тела и конечностей. Это может потребоваться, например, если лектор перемещается в виртуальном окружении, подходит к «доске» или каким-то учебным стендам и т.п. Существуют готовые модули скелетной анимации для 3DS Max, Maya и Poser.

Актуальной является задача разработки виртуального окружения, имитирующего выполнение лабораторных работ по различным вузовским дисциплинам - физике, химии и т.д. Например, коллективом ЛИСМО уже разработан ряд таких лабораторных практикумов. Для визуализации виртуального окружения ранее были использованы различные технологии:

3.GDI/GDI 2.0, Macromedia/Adobe Flash, HTML5 Canvas + JavaScript для 2D-окружения;

4.OpenGL, DirectX, HTML5 (WebGL) для 3D-окружения.

В настоящее время для визуализации 3D-окружения используется игровой движок Unity3D, для визуализации 2D-окружения - HTML5. Среди плюсов такого подхода следует отметить, что разработанные с применением Unity3D/HTML5 виртуальные лабораторные работы можно запускать как локально, так и онлайн. При этом поддерживаются практически все операционные системы (Windows, Linux, MacOS, Android, iOS) и все типы устройств (ПК, планшеты, смартфоны и т.д.). Также происходит разработка технологии для упрощения создания новых лабораторных практикумов. Эта технология включает в себя:

1. Составление технического задания;

2. Моделирование объектов виртуального окружения в среде Autodesk 3Ds Max;

3. Разработку framework с основными компонентами виртуальной лабораторной работы (система фреймов и переходов между ними, входной и выходной контроль знаний, промежуточное тестирование, отчёт по выполненной работе, шифрование данных, абстрактные измерительные приборы и инструменты и т.д.);

4. Интеграцию лабораторного практикума в систему управления обучением Moodle.

Инвариантность автоматического куратора содержания виртуального ассистента обеспечивается за счет поддержания в нем скользящего режима

Также одним из приоритетных направлений при проектировании ресурсной базы открытой образовательной среды является виртуализация рабочих столов. Решения для виртуализации рабочих столов Майкрософт (Microsoft Desktop Virtualization) позволяют пользователям из любого места получать доступ практически к любому приложению и среде Windows. При этом индивидуально настроенный интерфейс сохраняется даже при использовании различных устройств, что является немаловажным в учебном процессе.

Рассмотрим вычислительные ресурсы и ресурсы хранения данных.

Устройством, служащим для организации сетевого доступа, является коммутатор D-Link DES-1026G 24port 19х rack-mount [DES-1026G]. В вузе имеются четыре сервера, которые выполняют следующие функции:

1. Первый сервер «DataBase» - представляет собой сервер, на котором

хранится база данных с сотрудниками вуза и другие необходимые для

работы организации базы данных. Они организуются на базе платформы Windows 2003 Server SP2;

2. Второй сервер «FileServer» - он используется в качестве хранилища файлов и организуется на базе платформы Novell NetWare v.4.0;

3. Сервер № 3 «BackupServer» - вуз использует его для резервного копирования данных из первых двух, самых важных, серверов;

4. Сервер № 4 «ProxyServer» - сервер, являющийся посредником между каждой рабочей станцией и сетью Internet.

Переходим к выбору сетевого программного обеспечения. Работа в локальной сети поддерживается в настоящее время почти во всех операционных системах. Практика показывает, что в роли операционной системы серверов наиболее часто выступают следующие виды операционных систем: «Nowell NetWare», «Unix», «Linux» и «Windows Server 2003».

«Nowell NetWare» - первая коммерческая сетевая операционная система, позволяющая построение локальных сетей с произвольной топологией, которые состояли бы из разнородных машин (компьютеров). Ранее сетевые операционные системы были очень сильно зависимыми от конкретных конфигураций локальных сетей, и данная операционная система «Nowell NetWare» отличается своей универсальностью. Все сетевые карты, имеющие драйверы «ODI» (Open Datalink Interface) могут быть использованы в сети «Nowell». Из-за универсальности использования она уже долго остается основной операционной системой для локальной сети. Эта операционная система до сих пор находит достаточно широкое применение.

«Windows Server 2003» представляет собой сетевую операционную систему, содержащую в себе функциональный набор операционных систем семейств «Windows Server». Данная операционная система используется в тех случаях, когда необходимо выполнение ответственных задач, например, обеспечить безопасность, надежность, доступность и масштабируемость. Корпорацией «Microsoft» было усовершенствовано и расширено семейство серверных операционных систем «Windows» с тем, чтобы показать преимущество технологий «Microsoft .NET», которые были разработаны для того, чтобы связывать людей, системы, устройства и процессы обмена данными между собой. Производительностью «Windows Server 2003» эффективным образом обеспечиваются контакты между преподавателями и студентами, процессом передачи данных за счет усовершенствования средств по совместной работе и повышению производительности труда.

Целесообразным является решение оставления существующих на сервере операционных систем, потому что ими эффективно выполняются поставленные перед ними задачи. Таким образом, на файловом сервере устанавливается операционная система «Novell NetWare», на сервере базы данных остается установленной операционная система от Microsoft «Windows Server2003».

Также необходимо предусмотреть наличие программ по резервному копированию данных. Такие программы необходимы во избежание потерь данных и их случайных удалений. С этой целью производят регулярное резервирование данных. Проблема потерь информации чаще всего возникает у оператора. Для работы сервера в локальной вычислительной сети обязательно нужно хранить копии логических дисков, где установлена сетевая операционная система. В случае сбоев или отказов в работе данные мероприятия помогут восстановить работу локальной вычислительной сети в возможно короткие сроки.

Критериями, по которым происходит отбор программы резервного копирования данных, являются следующие показатели:

8.Возможности работать в локальной вычислительной сети;

9.Обладание высокими скоростями сжатия;

10.0чищение архивов от мусора (ненужной, неактуальной информации);

11.Возможности создавать шаблоны (стандартный набор резервируемых файлов).

Такой программой, например, является программа GRBackPro.

Системы передачи данных включают в себя сетевые технологии «Fast Ethernet» будет обеспечено высокое быстродействие сети. Оптимальная сетевая технология - 100Base-TX благодаря высокой пропускной способности, дешевизне и простоте построения.

Выбор архитектуры построения сети обоснован особенностями виртуальной образовательной среды. На основе технического задания, требуется обеспечение работы с базами данных, системами внутренней документации и т.д. Работа приложений такого типа происходит в режиме «клиент-сервер» (имеются стороны, запрашивающие функции по обслуживанию, - рабочие станции, и сервер - сторона, которая предоставляет функции обслуживания). По структуре сеть будет являться распределенной иерархической.

Инфраструктура центров обработки данных (ЦОД) должна удовлетворять нескольким ключевым требованиям: доступность, производительность, готовность к изменениям, высокая надежность и управляемость. Один из базовых принципов выбора архитектуры и компонентов DATA-центра — модульный дизайн, позволяющий более эффективно осуществлять масштабирование и существенно экономить на объекте, который планируется на долгие годы, но постоянно развивается, мигрируя к новым технологиям.

Инфраструктура центров обработки данных включает в себя все перечисленное выше оборудование, необходимое для нормальной работы виртуальной открытой образовательной среды.

Таким образом, современные IT-технологии делают образование более открытым и доступным, что имеет для качества образования невероятно большое значение.

Литература

1. Агапова, О. В. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах [Текст] : монография / О. В. Агапова ; отв. ред. Г. А. Ключарев. - М. : Ин-т социологии РАН, 2008. - 400 с.

2. Агапонов, С. В. Выбор платформы для дистанционного обучения: проблемы и решения [Текст] / С. В. Агапонов // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2005. - № 1. - C. 48-55.

3. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения [Электронный ресурс] / А. А. Андреев : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Моск. гос. ун-т эконом., ста-ки и инф-ки. - М.: РАО, 1999. - Режим доступа : http://www.iet.mesi.ru/br/ogl-b.htm. - 05.09.2014.

4. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Издательство - Московский психолого-социальный институт; НПО МОДЭК, 2002. - 352 с.

5. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Система информационно-педагогической поддержки средствами виртуальной образовательной среды учреждений профессионального образования [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник МГОУ: серия «Психологические науки». - 2009. - № 2. - С. 202-215.

6. Горный, Е. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы [Текст] / Е. Горный, К. Вигурский // Internet и российское общество. - 2002. -С. 158-188.

7. Изотов, М. И. Организация учебного процесса и учебного материала для дистанционной формы образования [Текст] / М. И. Изотов // Концептуальные подходы. - М., 1998. - 30 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Уваров, А. Ю. Открытая учебная архитектура [Электронный ресурс] / А. Ю. Уваров // Internet-журнал "Эйдос". - 1999. - 30 92 марта. -Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/1999/0330-08.htm. - 5.09.2014.

9. Basque J., Rocheleau J., Bibeau R. (1996). «Comment faire d' une école secondaire actuelle une école informatisée?», La technologie éducative en réseau: réseaux technologiques, reseaux humains. Sainte-Foy: С1РТЕ, Télé-université, pp. 229-441.

10. Klaslley, A. The decades of computer-based instruction project: What have we learned [Текст] / A. Klaslley, В. Hunter, R. Seidel // Technological horizons in educational journal. - 1983. - № 5. - P. 88 96.

11. Mkrttchian, VS.,Boiko, I.; Design of Indicator of Sliding Mode. American Control Conference, New York, 2007, 4536 - 4539p.

12. Mkrttchian, V.S. (1999). Extension Theory of Sliding Mode Control for Nonlinear Systems. Preprints of International Conference Nonlinear Sciences on the Border of Millenniums. IFMO Press, Saint-Petersburg, 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.