УДК 004.65
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ДЛЯ ЦЕНТРА КАРЬЕРЫ СФУ
М. С. Елизарьева, Е. В. Верещагина Научный руководитель - И. А. Панфилов
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: [email protected], [email protected]
Описаны сложности возникающие в процессе обработки информации поступающий в Центр карьеры Сибирского федерального университета. Предлагается концепция автоматизированной информационной системы по поиску вакансий для поданных соискателями резюме.
Ключевые слова: обработка информации, поиск работы, информационные системы.
DESIGN OF AN AUTOMATED INFORMATION PROCESSING SYSTEM FOR THE CAREER CENTER OF SFU
M. S. Elizarieva, E. V. Vereshchagina Scientific Supervisor - A. I. Panfilov
Siberian Federal University 79, Svobodnyi Аv., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
The paper describes the difficulties encountered in the process of processing information received in the Career center of the Siberian Federal University. A concept of automated information system for job search for job seekers submitted resumes.
Keywords: information processing, job search, information systems.
В современных условиях высокой конкуренции на рынке труда молодёжь, а именно выпускники вузов, лишены конкурентного преимущества ввиду нескольких причин: отсутствие опыта работы, незначительная востребованность специальности, недостаток навыков социально-профессиональной адаптации к рынку труда. Образовательные учреждения активно содействуют в трудоустройстве выпускников, используя такие методы как производственная практика и организация различных мероприятий, позволяющих воплотить прямое общение работодателей с заинтересованной аудиторией студентов. В Сибирском федеральном университете для реализации содействия трудоустройству выпускников в соответствии с полученной специальностью и временному трудоустройству студентов в 2007 году был создан Центр карьеры СФУ (далее по тексту - ЦК). Возможно организация ЦК стала одной из причин для роста трудоустройства выпускников СФУ по специальности на 9 % (2008 г. -63 %, 2014 г. - 72 %) [1].
В цели ЦК, помимо содействия трудоустройству выпускников, входит развитие и поддержка роста деловой активности, самоорганизации, самореализации молодежи в трудовой жизни; мониторинг рынка труда; а также организация посредничества между работодателем и вузом. [2]
Важнейшим инструментом деятельности ЦК является сбор данных, а именно база актуальных вакансий и база резюме студентов и выпускников. Сбор данных в эти базы данных (далее по тексту -БД) реализован с помощью анкетирования на сайте ЦК (http://career.sfu-kras.ru/).
Соискателю предлагается добавить собственное резюме путём заполнения полей анкетирования. Список полей представлен в табл. 1.
Актуальные вакансии вносят работодатели, также посредством внесения данных в поля раздела «Добавить вакансию». Список полей представлен в табл. 2.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Таблица 1
Поля создания резюме соискателя
Личная информация Информация об образовании
Электронный адрес Фамилия во время учебы Фамилия сейчас Имя Отчество Пол Дата рождения Страна проживания Город, населённый пункт Институт Специальность и уровень подготовки Специальность дополнительная и уровень подготовки Год поступления Год окончания
Таблица 2
Поля добавления вакансии от работодателя
Информация о должности Сведения о работодателе Опрос
Должность Компания Основные обязанности Требования (образование, навыки, опыт) График работы Заработная плата Район Дополнительное описание Ф. И. О. Телефон E-mail Адрес компании Из каких информационных источников Вы узнали о Центре карьеры? Вы впервые публикуете вакансию на сайте Центра карьеры? Есть ли среди Ваших сотрудников студенты или выпускники СФУ? Какое количество сотрудников работает в Вашей компании? Вид деятельности компании: Существуют ли между Вашей компанией и СФУ соглашения, договоры о сотрудничестве по вопросам трудоустройства или практики?
Резюме, заполненное соискателем, становится доступно работодателю с разделе «Найти сотрудника». Данный раздел содержит расширенный поиск по вакансиям и включает такие параметры резюме, как: институт, возраст, год выпуска, пол, специальность. Вакансия, полученная от работодателя, становится доступной для соискателя в разделе «Вакансии», в которой, к сожалению, существует фильтр ТОЛЬКО по институтам и отсутствует расширенный поиск по каким-либо параметрам (впрочем, обычный поиск по тексту тоже отсутствует).
Несмотря на некоторые недостатки, возможность для работодателя поиска подходящего сотрудника и возможность для соискателя просмотра актуальных вакансий работодателей в высокой степени содействует трудоустройству выпускника или студента.
Однако стоит отметить, что все эти данные быстро устаревают, так как выпускники, как правило, в течение года после выпуска находят подходящую для себя работу (не всегда по специальности, как отмечалось ранее), а работодатели, в свою очередь, находят сотрудника на подходящую должность в ещё более короткий срок.
В табл. 3 приведена статистика по мероприятиям трудоустройства студентов и выпускников СФУ за 2008 и 2014 г. [1].
Очевидна положительная динамика в развитии трудоустройства студентов, но стоит обратить внимание, что числа весьма незначительные. Мы делаем предположение, что работа ЦК может быть более эффективна.
Одной из особенностей реализации хранения и обработки баз данных вакансий и резюме является их сопоставление ВРУЧНУЮ. На данный момент взаимодействие работодателей и соискателей происходит только на мероприятиях, организованных ЦК («День компании» и другие форумы), а также просмотр БД каждой из сторон в индивидуальном порядке. Приведенная выше статистика и
информация позволяет предположить, что у ЦК имеется потребность в автоматизированной информационной системе (АИС) обработки данных, которая бы обеспечила актуальное и незамедлительное сопоставление двух баз данных: БД вакансий и БД резюме.
Таблица 3
Количество мероприятий по трудоустройству студентов
2008 г. 2014 г.
Количество работодателей - участников мероприятий по трудоустройству 60 90
Количество студентов - участников мероприятий по трудоустройству 1900 3700
Количество соглашений с работодателями 56 153
Необходимая автоматизированная информационная система обработки данных должна соответствовать таким требованиям, как:
1. Реализация возможности работать с уже собранной базой, как с данными от работодателей, так и с данными выпускников, из данного требования следует, что процесс реализации следует производить средствами СУБД (так как данные уже в этом формате).
2. Данные от работодателей должны сопоставляться с базой выпускников в автоматическом режиме, ручная обработка должна вестись только для уточнения отдельных предложений и для корректировки вводимых данных, для этого должен быть разработан регламент работы ИС, уточнены поля данных, вводимые сторонами.
3. Надежность: АИС должна быть обеспечен надежным хранением данных, ведь речь идет о персональных данных огромного числа людей.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в центре карьеры СФУ наличие двух баз данных от работодателя и анкеты соискателей вызывает у работников неудобства, связанные с поиском и анализом необходимой информации. Сотрудники ЦК СФУ «вынуждены» вручную, в виду отсутствия соответствующей информационной системы, обрабатывать все имеющиеся данные. Возникает острая необходимость в проектировании и введении АИС обработки данных центра карьеры СФУ. Разработка АИС позволит не только существенно повысить эффективность центра карьеры СФУ в целом, но и даст возможность работникам центра карьеры минимизировать время, затрачиваемое на рутинные задачи, а полностью уделить внимание своим основным функциям, а именно -взаимодействию с работодателями, анализом востребованности выпускников СФУ, а также формированию списка перспективных специальностей.
Библиографические ссылки
1. Сибирский Федеральный Университет в цифрах. 2015.
2. О Центре // Центр карьеры СФУ [Электронный ресурс]. URL: http://career.sfu-kras.ru/about.
© Елизарьева М. С., Верещагина Е. В., 2016