рации образования и науки на качество подготовки магистров // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 1.
5. Коршунов С.В. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования // Тр. методол. семинара «Россия в
Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2005.
6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре
модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. -№ 3.
7. Макет ФГОС магистра. См.: http:// technical.bmstu.ru/ umo/ fgos/ maketmag.doc
В. ТИТОВ, профессор, ректор, председатель Совета ректоров Воронежской области Д. ЕНДОВИЦКИЙ, профессор, проректор
Воронежский государственный университет
Как показывает современный мировой опыт, только крупные университеты с числом студентов свыше 40 тысяч, с широким набором направлений и специализаций подготовки специалистов, а также с развитой исследовательской инфраструктурой и признанными научными школами в состоянии выполнить крупные, в технологическом плане «прорывные», стратегические для государства задачи. За счет концентрации ресурсов, оптимизации бизнес-процессов в научно-образовательной сфере и применения эффективных методов управления именно такие научно-образовательные «корпорации » могут стать исследовательскими, образовательными и культурными центрами федеральных округов, способными готовить кадровый потенциал для высокотехнологичных отраслей народного хозяйства и оборонного комплекса страны и обеспечивать столь необходимые для реализации инновационной модели развития экономики фундаментальные исследования и прикладные разработки.
Пути модернизации высшего профессионального образования, отвечающего современным и перспективным требованиям, через создание федеральных университетов (ФУ) были намечены еще в период президентства В.В. Путина и преемственно за-
Проект создания
Федерального
университета
Центрального
Черноземья
явлены в одном из первых указов Президента РФ Д.А. Медведева. Ранее проблемы создания федеральных (национальных) университетов поднимались в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. и в Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г.
На заседании Коллегии Минобрнауки России (2 сентября 2008 г.) состоялось обсуждение основных положений государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.». В докладе директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко отдельно выделено: «Мы предлагаем заложить основы создания сети федеральных и исследовательских университетов. Напомню, что первые ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. Вторые -на кадровое обеспечение базовых технологических платформ, определяющих устойчивость и конкурентоспособность отечественной экономики в целом».
За непродолжительный период време-
ни в вузовском сообществе уже сформировалось определенное мнение относительно самой идеи интеграции вузов и создания крупных «мега-университетов ». Кроме того, уже функционируют Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) и Сибирский федеральный университет (Красноярск). Причем университетский менеджмент и, безусловно, руководство Минобрнауки РФ весьма внимательно анализируют все плюсы и минусы накопленного опыта этих двух пилотных проектов. На наш взгляд, он весьма полезен с позиции выработки более совершенных моделей интеграции вузов и механизмов управления крупными научно-образовательными центрами.
Следует признать, что в вузовской среде сегодня развернулась достаточно серьезная полемика по проблеме создания ФУ. Например, в качестве дискуссионной площадки выступило электронное издание «Наука и технологии России »(www.strf.ru). Приведем наиболее интересные, на наш взгляд, точки зрения. Так, проректор Дальневосточного государственного университета И.В. Соппа считает, что «Дальневосточный федеральный университет, в состав которого войдут пять вузов региона, будет осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров для реализации важнейших инвестиционных проектов в области нано- и биотехнологий, нефтегазового комплекса и нефтеперерабатывающей промышленности, энергетики и современной транспортной системы, а также с лесопереработ-кой, сохранением богатейшего биологического разнообразия Дальнего Востока... В федеральном университете Дальнего востока будут получать образование 50 тысяч студентов » (9 сент. 2008 г.).
В свою очередь, проректор Владимирского госуниверситета С.М. Аракелян утверждает, что в рамках федерального университета необходимо создавать научно-образовательные структуры, работающие в глубокой интеграции с высокотехнологичным производством, при этом ключевым момен-
том при создании ФУ должна быть грамотно продуманная система управления, поскольку ее совершенствование является основной проблемой развития вузов в условиях становления инновационной экономики страны (1 сент. 2008 г.).
Ректор Архангельского государственного технического университета А.Л. Невзоров в своем интервью говорит: «По нашей концепции, в состав Северного федерального вуза войдут Архангельский государственный технический университет, Поморский госуниверситет и лесотехнический колледж <.. > Федеральный университет будет ориентирован на подготовку инновационных кадров для отраслей экономики, связанных с освоением Арктики, - это прежде всего нефтегазовая сфера, судостроение, лесная промышленность» (13 авг. 2008 г.).
В то же время не все руководители российских вузов считают необходимым объединяться с целью создания ФУ. Так, например, первый проректор ТУСУР Ю.А. Шу-рыгин считает, что если ведущие томские вузы объединить в один федеральный университет, «лицо» каждого вуза потеряется, а главное - объединение снизит эффективность управления (14 авг. 2008 г.).
Из всего вышеизложенного можно сделать вполне определенные выводы.
• Институциональные процессы в системе высшей школы являются необратимыми; они прямо связаны со стратегическими направлениями модернизации всех отраслей народного хозяйства, когда кардинально меняется парадигма подготовки специалистов, связанная с переходом экономики страны к инновационной модели развития.
• Среди региональных элит и внутри университетского сообщества обозначилось конкурентное противостояние в борьбе за получение статуса федерального или исследовательского университета.
• Не до конца решены организационные и правовые проблемы и остаются дискуссионными значимые вопросы миссии,
структуры, системы управления крупными вузовскими объединениями типа «федеральный университет».
В этой статье мы хотели бы предложить свое видение концептуальных перспектив создания федерального университета в Центральном Черноземье.
Имеющийся потенциал ЦентральноЧерноземного региона (социально-экономическая значимость в жизни страны; интеллектуальный капитал, демографические, культурные, научно-образовательные ресурсные параметры, а также геополитическая стратегическая роль и транспортно-логистическая функция в масштабах ЦФО и страны в целом) обусловливает целесообразность создания федерального университета в регионе.
В качестве ядра будущего ФУ мы рассматриваем Воронежский государственный университет (ВГУ) - ведущий вуз региона (основан в 1918 г.), в настоящее время по всем рейтинговым показателям входящий в число первых десяти классических университетов РФ. В состав федерального университета могут войти также Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ). Каждый из них является
достаточно авторитетным в своем научно-образовательном сегменте, активно включен в инновационные процессы, а в их коллективах хорошо осознают необходимость дальнейшего развития, в том числе и для укрепления финансового обеспечения и модернизации материально-технической базы. Все названные вузы подчиняются Федеральному агентству по образованию, что исключает ведомственные барьеры для их объединения.
С учетом ожидаемых синергийных эффектов суммарный научно-исследовательский и педагогический потенциал интегрированных на базе ВГУ региональных вузов вполне способен обеспечить конкурентоспособность будущего ФУ в ряду крупнейших вузов России и уже созданных федеральных университетов (табл. 1).
Создание Федерального университета Центрального Черноземья (ФУЦЧ) позволит в значительной мере ответить на требования, стоящие перед высшей школой, выпускник которой в условиях современного и перспективного развития страны должен соответствовать следующим требованиям:
■ иметь фундаментальное образование;
■ обладать компетенциями инновационного менеджера;
■ опираться в своей практической работе на достижения науки;
Таблица 1
Статистические данные по вузам Воронежа: ВГУ, ВГТУ, ВГПУ, ВГАСУ (на 1 сентября 2008 г.)
Наименование вуза Количество студентов Количество аспирантов Количество докторов / кандидатов наук Направление/ специальность Количество диссертационных советов
ВГУ 19563 618 289/834 28/50 23
ВГТУ 12351 313 99/474 4/35 10
ВГПУ 7603 132 45/249 7/23 1
ВГАСУ 8988 196 57/261 0/22 3
Итого 48505 1259 490/1818 39/130 37
■ понимать необходимость непрерывного образования и уметь «учиться всю жизнь».
Реализация намеченной программы развития позволит будущему университету на новом качественном уровне выполнять инновационные задачи в области приоритетных для государства научных исследований и образования.
Администрация Воронежской области (губернатор В.Г. Кулаков), понимая стратегическую значимость нового федерального университета для реализации региональной модели инновационной экономики, а также в целом для социально-экономических и культурных процессов в ЦФО, готова участвовать в софинансировании этого проекта.
Воронежская городская Дума приняла обращение к министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко с просьбой о рассмотрении предложения о создании Федерального университета Центрального Черноземья (решение от 10.07.2008 г. № 249-II). На инициативу воронежских вузов положительно откликнулось региональное отделение РСПП «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области » с обращением к министру о поддержке проекта «Федеральный университет» и готовности участвовать в его реализации (письмо от 20.08.2008 г. № 216).
Федеральный университет Центрального Черноземья, если он будет создан, получит возможность развивать модель образовательных кластеров, уже функционирующих в ВГУ, ВГТУ, ВГАСУ и ВГПУ (рис. 1), повышать результативность инновационных разработок и расширять имеющиеся контакты с бизнес-сообществом.
Модель функционирования Федерального университета Центрального Черноземья приводится на рис. 2.
ФУЦЧ видит себя престижным инновационным вузом Европейского Центра России для получения высшего и дополнительного профессионального образования, соответствующего мировым стандартам каче-
ства образования и востребованного по уровню компетенций выпускников на рынке труда. ФУЦЧ должен стать одним из общероссийских лидеров по фундаментальным и прикладным проблемам нанотехнонауки, материаловедения, биоинженерии, радиоэлектроники, технологий самолето- и ракетостроения, гуманитарных исследований, сохраняющим и развивающим лучшие традиции российской высшей школы.
Миссия. Основной целью ФУЦЧ является удовлетворение запросов государства, бизнес-сообщества, индивидуальных лиц в образовательных услугах соответствующего качества - решение геополитических задач на социокультурном уровне, достижение значимых результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, востребованных на практике. ФУЦЧ будет всемерно содействовать процветанию России, социально-экономическому и культурному развитию региона и укреплению инновационных отраслей отечественной экономики.
Стратегия развития ФУ предполагает интеграцию учебной и научной деятельности на качественно новых принципах организации инновационно-образовательной среды. На основе образовательных кластеров в области «нанотехнологий и исследования физико-химических процессов »,«биотехнологий и фундаментальной медицины», «1Т-технологий и математического моделирования», «экономико-правовых и социокультурных исследований», «технологий рационального природопользования и экологии»,«технологий самолето- и ракетостроения, радиоэлектроники и альтернативной энергетики» объединенный вуз сможет эффективно осуществлять подготовку бакалавров и магистров с компетенциями инновационных менеджеров по стратегически значимым и приоритетным направлениям научно-инновационного развития РФ и Европейского Центра России.
Обоснованность выбора Воронежа в качестве площадки для создания федераль-
Кластер 1
Нанотехнологии, материаловедение, исследования физико-химических процессов
Кластер 2
Биотехнологии, генная инженерия, фундаментальная медицина, фармация
Кластер 3
1Т-технологии, математическое моделирование и информационная безопасность
Кластер 4
Экономико-правовые и социокультурные исследования
Кластер 5
Геология, технологии
рационального природопользования и экология
Кластер 6
Технологии самолето- и ракетостроения, радиоэлектроники и альтернативной энергетики
V
■N
т/
■N У
-К
т/
■N
т/
■N
т/
и
о и и о S я rt ш о и и к
х в
и
О к
Рис. 1. Инновационно-образовательные кластеры ФУЦЧ
ного университета подтверждается статистическими данными. Воронежская область заметно (в разы) опережает другие области Черноземья по заявкам на изобретения; треть всех докторантов, аспирантов и соискателей Черноземья проводят исследования в Воронежской области, здесь же проходит и большинство защит диссертаций. В целом численность студентов Воро-
нежской области (120 тыс. чел.) говорит о четкой специализации региона в направлении активного развития человеческого капитала.
В соответствии с п. 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов » (проект) Федеральный университет Цент-
Рис. 2. Модель функционирования ФУЦЧ
рального Черноземья предполагается создать как высшее учебное заведение, решающее следующие задачи:
реализация инновационных программ высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированных в международное образовательное пространство;
формирование кадрового и научного потенциала, обеспечивающего комплексное социально-экономическое развитие Черноземья, в основе которого лежит инновационный характер экономики и ориен-
тация на высокотехнологичные стратегически важные отрасли народного хозяйства (самолето- и ракетостроение; химическая промышленность; черная металлургия; атомная энергетика; высокоточное машиностроение; радиоэлектроника, индустрия строительных материалов, АПК и пр.);
системная модернизация высшего и послевузовского профессионального образования, координация этих процессов в вузах Черноземья;
подготовка, переподготовка и (или) повышение квалификации кадров для орга-
низаций инновационного сектора экономики Черноземья, государственных служб и учреждений, финансовых институтов, в том числе работников высшей квалификации, формирование интеллектуальной элиты общества, подготовка научных и научно-педагогических работников на основе применения современных образовательных технологий, компетентностного подхода и системы менеджмента качества;
^ выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук, интеграция науки, образования и производства, в том числе за счет коммерциализации инновационной деятельности;
^ позиционирование себя в качестве ведущего научного и методического центра в области нанотехнологий, материаловедения, биотехнологий, исследований рационального природопользования, экологии, 1Т-технологий и математического моделирования, гуманитарных исследований, инновационного менеджмента и экономики в ЦФО РФ;
^ повышение эффективности системы оплаты труда, обеспечивающей устойчивый рост благосостояния и социальную защищенность работников ФУЦЧ;
^ привлечение в ФУЦЧ талантливых менеджеров и научно-педагогических работников, руководителей всемирно известных научных школ.
ФУЦЧ в кадровом обеспечении инновационной экономики региона. По прогнозу администрации Воронежской области потребность региона в кадрах высшей профессиональной квалификации к 2015 г. возрастет по сравнению с 2008 г. почти на 9%. Опережающими темпами возрастет годовая потребность в высококвалифицированном персонале для отраслей, определяющих инновационный характер экономики:
^ электронная техника, радиотехника, связь (более чем на 60%);
^ энергетика, энергетическое машино-
строение и электротехника (на 22%);
^ информатика и вычислительная техника (на 76%);
^ авиационная и ракетно-космическая техника (на 29%);
^ строительство и архитектура (на 26%); ^ металлургия, машиностроение и ма-териалообработка (на 112%);
^ геология, разведка и разработка полезных ископаемых (на 300%);
^ информационная безопасность (на 91%).
Сохраняется постоянная потребность в кадрах для таких инновационно-ориентированных отраслей народного хозяйства, как автоматика и управление, химическая промышленность и биотехнологии, приборостроение и оптотехника.
Выделяется потребность в кадрах для системы образования: по прогнозной оценке к 2015 г. педагогов - выпускников вузов потребуется на 30% больше по сравнению с годовой потребностью 2008 г.
Среди других запросов региональной экономики заметна потребность в специалистах блока «экономика и управление», причем с тенденцией к увеличению ежегодной потребности на 12,6%. Общая ежегодная потребность в специалистах социально-гуманитарных наук в 2015 г. в сравнении с 2008 г. возрастет на 55%.
Таким образом, динамично развивающаяся инновационная экономика Воронежской области потребует новых специалистов - выпускников вузов с профессиональными компетенциями, соответствующими мировым стандартам. Прогнозные цифры свидетельствуют о научной обоснованности и целесообразности кластеризации научно-образовательной деятельности объединяющихся вузов по востребованным направлениям инновационного развития региональной экономики.
Необходимость интеграции вузов, объединения их инновационных потенциалов для обеспечения нового качества подготовки специалистов подтвердилась в процессе реализации исследовательского проекта
«Анализ потребностей в персонале бизнес-сообщества Воронежской области». Целью данного исследования было комплексное изучение возможностей сотрудничества работодателей с вузами и выявление позиции бизнес-сообщества в отношении реформ в системе образования. Важным моментом здесь является поддержка бизнес-сообществом идеи создания ФУЦЧ.
Анкетирование менеджеров 100 крупнейших организаций различных отраслей народного хозяйства Воронежской области осуществлялось с начала августа 2008 г. некоммерческим партнерством «Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу» по решению регионального отделения РСПП (Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области). Что касается самой идеи создания федерального университета в нашем городе, то 100% опрошенных руководителей предприятий региона поддержали этот проект. Причем около 70% (преимущественно руководители предприятий ракетно-космической и самолетостроительной отрасли, энергетического оборудования, атомной энергетики, радиоэлектроники, связи и банковского сектора) ответили: «Да, это целесообразно, наше предприятие будет организационно и экономически участвовать в этом процессе».
Результаты опроса свидетельствуют о безусловной поддержке идеи со стороны наших партнеров. Для этого имеются благоприятные предпосылки и необходимые условия, обеспечивающие активное сотрудничество вузовского сообщества с крупными инновационными предприятиями на основе частно-государственного партнерства в интересах решения задач развития региона и страны.
Развитие ФУЦЧ неразрывно связано с генеральной стратегией развития национальной конкурентоспособности. В частности, его научно-исследовательская,ин-новационная и образовательная деятельность будет ориентирована на:
• выделение приоритетных направле-
ний исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития страны и Черноземного региона;
• введение института независимой оценки деятельности АОУ «ФУЦЧ» в соответствии с международной практикой;
• постепенное увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований, расширение роли государственных научно-технических фондов в финансировании фундаментальных исследований;
• расширение источников финансирования научно-исследовательских работ и инновационных разработок ФУЦЧ, включая фундаментальную науку, рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнес-сообществом, увеличение доли частного софинансирования.
Конкурентные преимущества ФУЦЧ
проявляются в следующем.
1) Наличие общепризнанных в образовательном, научном и бизнес-пространствах брендов вузов, входящих в его состав.
2) Наличие авторитетных научных школ с высоким интеллектуальным и инновационным потенциалом (совокупное количество докторов/кандидатов наук - 490/1818 чел.; эффективная система подготовки научных и научно-педагогических кадров: общее количество докторских диссертационных советов - 37; количество аспирантов - 1268 чел.; большое количество запатентованными внедренныхв практическую деятельность инновационных разработок).
3) Наличие среди штатного состава вузов действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий; устойчивые связи со структурами РАН, РАМН, РАСХ; работа лабораторий, секций и отделений институтов, входящих в структуры государственных академий.
4) Система менеджмента качества ВГУ прошла оценку и регистрацию на соответствие международному стандарту качества ISO 9001:2000 (март 2006 г.).
5) Выполнение принципов Болонской
декларации: переход вузов на двухуровневую систему подготовки («бакалавр - магистр»); обеспечение мобильности преподавателей и студентов, реализация принципа автономности университетов и пр.
6) Наличие устойчивых зарубежных связей с крупнейшими университетскими центрами Европы, США, Китая.
7) Ведущее место ВГУ, ВГТУ и ВГАСУ в инновационной системе Центрально-Черноземного региона. Участие данных вузов в проекте ФУЦЧ позволит значительно повысить эффективность инновационной деятельности стратегически важных для РФ предприятий и организаций.
8) Масштаб деятельности в Центральном федеральном округе: совокупное количество студентов - около 50 000 чел.; реализация интеграционных процессов в горизонтальных и вертикальных форматах «вуз - вуз» и «вуз - предприятие »; повышение эффективности использования материально-технических, информационных, финансовых и человеческих ресурсов вузов - участников проекта (преимущество в уровне затратоемкости); концентрация ресурсов на приоритетных для страны и региона прорывных технологиях.
Реализация комплексной программы развития ФУЦЧ требует дальнейшей модернизации и совершенствования материально-технической базы.
Программа включает в себя строительство новых зданий общей площадью 120140 тыс. кв. м. Исходя из современных требований к вузовским комплексам мы считаем целесообразным разместить новый кампус федерального университета на земельном участке площадью 50 га, составляющем часть Ботанического сада ВГУ и находящемся в бессрочном пользовании ВГУ. Кроме того, для строительства могут быть использованы земли, находящиеся в бессрочном пользовании ВГТУ.
Планируется строительство трех учебно-научных корпусов площадью по 5000 кв. м. для новых факультетов (нанотехно-
логий и новых материалов, биотехнологии и экологии, авиа- и ракетостроения) и размещения научного оборудования соответ-ствующихучебно-образовательныхкласте-ров.
Объединенная библиотека четырех вузов будет составлять более 5 млн. единиц хранения. С учетом этого планируется строительство зональной научной библиотеки общей площадью около 22 тыс. кв. м. В настоящее время начато возведение нового здания библиотеки на участке земли в студ-городке ВГУ.
Для создания новой научно-производственной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, будут сооружены технопарк площадью 8-10 тыс. кв. м. и бизнес-инкубатор площадью 5 тыс. кв. м.
Проект нового кампуса предусматривает также введение в строй трех общежитий общей площадью 27-30 тыс. кв. м и жилого дома для молодых ученых площадью 8 тыс.кв. м. Запланировано также строительство гостевого дома для приезжающих в федеральный университет российских и зарубежных ученых и преподавателей, направленных на повышение квалификации.
Социально-культурная инфраструктура нового кампуса включает в себя спортивный комплекс, студенческий культурный центр, центр общественного питания и котельную. Площади каждого объекта будут уточняться исходя из наличия типовых проектов.
Общая проектная стоимость строительства планируется в размере 5,5-6 млрд. рублей.
Новые корпуса будут оснащены самым современным оборудованием, позволяющим осуществлять подготовку специалистов и одновременно выполнять конкурентоспособные на мировом рынке научные исследования по развиваемым направлениям.
Организационная структура ФУЦЧ.
Создаваемый в процессе межвузовской интеграции университет - это юридическое лицо «Автономное образовательное учреж-
дение "Федеральный университет Центрального Черноземья"» (АОУ ФУЦЧ). Первые два этапа интеграции предусматривают следующие мероприятия.
^ Изменение правового статуса университетов, начало процесса их слияния (присоединение к базовому вузу/платформе) - преобразование из государственных образовательных учреждений в автономное образовательное учреждение «Федеральный университет Центрального Черноземья» (изменение организационно-правовой формы и статуса).
^ Формирование организационной структуры дивизионального типа.. Элементы инновационной инфраструктуры, имеющиеся в каждом из базовых вузов, интегрируются в единую сеть.
^ Согласно Положению «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» прохождение процедур лицензирования и аккредитации для АОУ «Федеральный университет Центрального Черноземья».
Первый этап должен обеспечить работоспособность АОУ ФУЦЧ и его управ-
ляемость в переходный период. Поэтому дивизионы - это нынешние вузы с их современным научно-образовательным статусом (университеты). Всего формируется четыре дивизиона: Воронежский государственный университет; Воронежский государственный технический университет; Воронежский государственный архитектурно-строительный университет; Воронежский государственный педагогический университет.
Организационная структура ФУЦЧ на первых двух этапах интеграции представлена на рис. 3.
Целесообразность дивизиональной оргструктуры ФУЦЧ связана со специализацией как базовых вузов, так и создаваемого университета на производстве определенных продуктов, в качестве которых можно рассматривать прежде всего научные разработки в отдельных отраслях науки и подготовку специалистов по различным направлениям и специальностям. Данная организационная форма позволяет сочетать автономность подразделений с централизованно контролируемым процессом
Рис. 3. Организационная структура ФУЦЧ
распределения ресурсов и оценки результатов, делегировать руководителям дивизионов необходимого и достаточного состава полномочий, обеспечивает кластеризацию научно-образовательного пространства, занимаемого вошедшими в состав университета вузами. В результате на втором этапе формируются кластеры трех типов:
а) специализированные кластеры по отраслям наук и видам экономической деятельности;
б) сетевые кластеры, объединяющие блоки родственных наук (гуманитарные, социально-экономические, естественные и др.), выполняющие помимо сквозной научно-образовательной деятельности в рамках собственного направления вспомогательные функции в отношении специализированных кластеров;
в) межотраслевые научно-технологические и образовательные центры (бизнес-инкубаторы, центры нанотехнологий, центры отраслевого и территориального инновационного развития, технопарки, бизнес-школы, центры послевузовского образования).
Кластер изменяет конфигурацию дивизионов. В итоге формируются дивизионы второго этапа:
- отраслевые научно-образовательные центры (включая подразделения четырех базовых вузов - филиалы, отделения и пр.);
- межотраслевые научно-технологические и образовательные центры.
В структуре отраслевых научно-образовательных центров в качестве основных подразделений функционируют кафедры, лаборатории, НИИ. Факультеты в данной структуре по преимуществу отсутствуют. В качестве принципиально важного звена в состав этих центров включаются имеющиеся при базовых вузах и вновь создаваемые подразделения среднего профессионально-
го образования (СПО) - колледжи, гимназии, многоотраслевые образовательные комплексы.
Каждый межотраслевой научно-технологический и образовательный центр имеет уникальную структуру.
Научно-образовательные центры функционируют как центры финансовой ответственности и инвестиций.
На третьем этапе принципиально важным является формирование бизнес-структур, реализующих функции консалтингового, инжинирингового, маркетингового обеспечения, а также гарантирующих соответствие профиля СПО направлениям деятельности кластеров. Это позволит, с одной стороны, повысить устойчивость ФУЦЧ, с другой - обеспечить экономические и организационные условия для превращения кластеров в основную структурную единицу федерального университета.
Интеграция вузов в единый федеральный университет - длительный процесс, требующий большой организационной и разъяснительной работы в вузовских коллективах, ибо речь должна идти не о механическом объединении, а о сознательном и ответственном стремлении придать своим вузам качественно новый импульс развития, изменить парадигму управления научно-образовательной и инновационной деятельностью университетов.
Даже если решение о Федеральном университете Центрального Черноземья будет принято не так скоро, как хотелось бы, сама работа над его проектом, на наш взгляд, будет способствовать стратегическому развитию системы высшего образования в регионе, активизации интеграционных процессов в вузовском сообществе и укреплению инновационных направлений экономики Европейского Центра России.