С.И. Баранова
ПРОЕКТ МУЗЕЯ ИЗРАЗЦА В УСАДЬБЕ ИЗМАЙЛОВО
Автор предлагает проект музея на территории старинной усадьбы с экспозицией уникальной коллекции художественных изразцов. Проект предполагает создание новой зоны культурного туризма в Москве и новых форм работы с посетителями.
Ключевые слова: памятники архитектуры, многоцветная керамика, дворцовые мастера, смотровая площадка, творческая мастерская, электронная экспозиция.
В 2005 г. распоряжением Правительства Москвы на базе музея-заповедника «Коломенское» был создан Московский государственный объединенный художественный историко-архитек-турный и природно-ландшафтный музей-заповедник (МГОМЗ). В его состав, помимо Коломенского, вошли дворцово-парковый ансамбль Лефортово, усадьба Люблино и усадьба Измайлово (переданная МГОМЗ в 2007 г.).
Концепция развития и функционального использования усадьбы Измайлово предусматривает «возрождение историко-культурной территории в музейно-выставочных, рекреационных и туристических целях». Коллектив МГОМЗ осознает необходимость особой стратегии, которая определит будущее усадьбы Измайлово -отдаленной от центра и «рекламно не раскрученной». Очевидно, что в этом случае недостаточно традиционных путей - классической экспозиции и экскурсий, но требуется особый, инновационный проект. На прошедшей в октябре 2008 г. Всероссийской конференции «Искусство и культура русской усадьбы ХУ11-Х1Х вв.» был представлен именно такой проект - «Музей изразца» на территории Измайлова.
© Баранова С.И., 2009
Как известно, в этой царской загородной резиденции проходили апробацию новые методы хозяйствования, новые технологии и архитектурные решения. Одним из ярких примеров таких решений было введение в зодчество России второй половины XVII в. многоцветной керамики - ценинных изразцов. Их историко-худо-жественную роль наглядно демонстрируют памятники, сохранившиеся в Измайлове, - собор Покрова Пресвятой Богородицы и Мостовая башня (1670-е гг.). В декоре собора Покрова изразцовому убранству отводится главная роль: знаменитая композиция «павлинье око» в виде широкой цветной ленты-фриза опоясывает четверик и сплошным ковром заполняет центральные закомары. Такой же фриз идет под куполами в карнизной части всех пяти барабанов собора, а тимпаны боковых закомар устилают многоцветные изразцы с цветами-розетками.
Изразцы для собора были изготовлены дворцовыми мастерами Игнатом Максимовым и Степаном Ивановым Полубесом. Об этом свидетельствует челобитная, поданная ими в 1673 г. царю Алексею Михайловичу; в ней сообщалось, что мастера «со товарищи» подрядились сделать «в село Измайлово ценинных образцов к церковному делу в закомары и в поясы и в шеи».
Почерк государевых мастеров виден и в изразцах Мостовой башни. На парапетах первого яруса и на углах второго сохранились небольшие ценинные (многоцветные) изразцы. В Измайловской описи 1687 г. значится: «...Кругом полаток перила каменные с рос-тесками и с образцами ценинными». Мостовая башня была важным элементом многопролетного моста, не сохранившегося в Измайлове, - одного из первых каменных московских мостов и единственного украшенного изразцами (о чем свидетельствует дворцовая опись).
Оба памятника XVII в. - свидетельство расцвета русского изразцового искусства. МГОМЗ обладает коллекцией изразцов, наиболее полной в России (около 15 000 предметов), что позволяет проследить более чем тысячелетнюю историю изразцового искусства. В коллекции представлены не только изделия русских мастеров (из Киева, Москвы, Калуги, Владимира, Суздаля, Вологды, Углича и других центров), но и керамика Германии, Голландии, Испании, Центральной Азии и Ближнего Востока. Исключительная полнота коллекции, большая часть которой никогда не экспонировалась, делает возможным и необходимым введение ее в круг современной культурной и общественной жизни России. Самым важным в новейшей музейной практике является то, что сейчас на первый план выходит демонстрация подлинных коллекций.
Очевидно, что в настоящее время потенциал усадьбы в Измайлове, в том числе уникальной коллекции изразцов как объекта музейного показа, в должной степени не использован. Проект «Музей изразца» предусматривает создание:
• постоянной музейной экспозиции;
• временных выставок (изразцов из собраний российских и зарубежных музеев, работ студентов и преподавателей художественных вузов, картин современных художников, реставрационных работ, археологических находок и т. д.);
• смотровых площадок для обзора изразцового убранства памятников с помощью оптических устройств;
• музеефицированного археологического раскопа;
• музеефицированного древнерусского горна;
• художественной керамической мастерской (с вовлечением посетителей в процесс изготовления изразцов);
• творческой мастерской, предполагающей обучение детей и взрослых созданию керамических изделий;
• мастерской по реставрации керамики (для специалистов и студентов);
• клубных объединений, предполагающих мастер-классы современных художников, семинары, презентации новых находок и т. д.;
• открытых площадок для проведения фестивалей, перфоман-сов, инсталляций, ярмарок керамических изделий и других акций.
Проектируемый Музей изразца в Измайлове с подобной программой станет уникальным для России. Тематическая структура его экспозиции позволит представить коллекцию в разных планах - историко-культурном, художественном, конструктивном и технологическом. Подобная «многослойность» экспозиции должна создать картину истории мирового изразцового искусства, особо подчеркнув особенности российских традиций.
На наш взгляд, важно, чтобы экспозиция отвечала культурным запросам самых разных групп посетителей - от детей до специалистов. Поэтому предполагается выделить особую зону музейного пространства, где процесс их знакомства с экспозицией может быть совмещен с развитием творческих навыков посетителей. Предусматривается широкое использование игровых и интерактивных методов (основанных на принципе «потрогай»). Отметим, что прямой (тактильный) контакт с экспозиционным материалом особенно важен для людей с ограниченными возможностями, которых мы надеемся привлечь в новый музей.
Особое место в нашем проекте отводится электронной экспозиции, которая может нести значительную информационную нагрузку. Речь идет о демонстрации на экране процесса изготовления изразцов, изображений различных архитектурных памятников с изразцовым декором, интерьеров с изразцовыми печами. В информационных киосках посетители смогут познакомиться с материалами по мировой истории изразцового искусства, используя специальные аудио-, видео- и мультимедийные программы.
Размещенные в разных частях Измайлова объекты показа - памятники архитектуры, экспозиции и выставки, мастерские - позволят посетителям при гибких вариантах маршрута выбирать любую их последовательность. Но во всех вариантах «главным героем» будет изразец, представленный как центр множества проявлений талантов человека - художественных, научных, технических.
Наш проект предусматривает использование современных технологий маркетинга и менеджмента, включая производство и продажу печатной и сувенирной продукции, организацию рекламных выставок строительных и керамических материалов и т. д.
Стратегия МГОМЗ предполагает рекламу проекта «Музей изразца» в СМИ и интернет-пространстве, причем на всех этапах его реализации. Тем самым мы надеемся привлечь к этому проекту внимание культурной общественности, людей творческих профессий. Рекламная кампания должна стать «площадкой» для открытого обмена мнениями, генерации новых идей и предложений. Ту же роль могут сыграть зрелищные мероприятия на территории Измайлова, посвященные истории и технологии керамического производства.
При создании Музея изразца, не имеющего аналогов в мировой музейной практике, МГОМЗ получит следующие преимущества:
- проект выводит его деятельность на новый уровень: в Москве появится новая зона и маршрут культурного туризма, что позволит эффективно использовать рекреационные возможности музейной территории;
- проект предполагает инновационные подходы к дизайну музея, расширение практики партнерских отношений с учебными, научно-исследовательскими заведениями и художественно-промышленными предприятиями;
- проект повышает статус МГОМЗ не только как научно-исследовательского и координационного центра по изучению русского изразцового искусства, но и как социально ориентированного предприятия, позволяющего включить в культурную жизнь города людей с ограниченными возможностями, социально не защищенных слоев населения.
Реализация проекта «Музей изразца» рассчитана на несколько лет, но первые практические шаги уже сделаны. В конце 2007 г. в Мостовой башне открылась выставка «Московский изразец», которая вызвала такой интерес посетителей, что необходимость продления срока ее действия не вызывала сомнений.
На парламентской комиссии Евросоюза в Страсбурге в 2006 г. представители Голландии и Испании около 20 минут спорили о том, какая из этих стран сыграла главную роль в становлении искусства изразца. Свое место в его истории должна занять и Россия: уникальная коллекция изразцов, хранящаяся в МГОМЗ, может напомнить о функции музея как «машины культурной самоидентификации».