УДК 373.5.016: 004 ■ ' .-ч • • ^^ ut, J
Проект консолидации сельских малокомплектных школ с использованием ИКТ
•:, . •„ .->. :: ■! А.К. Винокуров
В статье рассматривается один из путей организации доступного, качественного и эффективного образования в условиях модернизации системы образования — организация профильного обучения путем консолидации малокомплектных школ посредством очно-заочного, дистанционного обучения с использованием интернет-технологий. Лля эффективной организации профильного обучения автор предлагает использование интегральной технологии.
In the article one of the ways to organize possessive of nigh quality effective education in condition of educational system modernization — that is profde education organization by means off small-complect consolidation with the help of distant training on the base of Internet-technologies is considered. For the purpose of effective profile education the author proposes to use an integral technology.
Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На наш взгляд, одним из эффективных путей решения этого вопроса является внедрение в учебно-воспитательный процесс интеграции современных технологий, таких, как УДЕ, технология схемных и знаковых моделей обучения, технология проблемного обучения, КСО, проектный метод с использованием образовательных средств ИКТ. При эффективном сочетании данных технологий на любом из этапов учебной деятельности предполагается положительный результат (Наука и образование. 2007. №2).
При изучении "Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности РФ" видно, что в разделе "Основные направления реструктуризации" предусматривается "создание центров и систем дистанционного обучения в сельских районах...". Значимость информатизации сельской школы объясняется территориальными, географическими, демографическими, социально-экономическими особенностями России, которые определяют структурную специфику отечественной системы общего образования.
А использование очно-заочного, дистанционного обучения через интернет-технологии при эффективном сочетании интегральной технологии позволяет, во-первых, преодолеть неравный доступ сельских школьников к образовательным услугам; во-вторых, становится возможным повысить качество образования сельских школьников, укрепить их способности, позволяющие жить в мире информационных технологий, и та-
ким образом поднять их конкурентоспособность при поступлении в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования; в-третьих, такой подход позволит защитить сельских школьников от гипертрофированного роста капитализма, дегуманизирующего личность, и, в-четвертых, усилить высокими технологиями и продвинутыми методиками сельскую малокомплектную школу; а главное — сохранить "социокультурную вселенную" сельских школьников — деревню, уйти от всеобщей унификации жизни.
Рассмотрим проект профильного обучения в малокомплектной школе с применением ИКТ — консолидацию общеобразовательных школ Ок-темского куста. Три общеобразовательные школы Октемского куста: Техтюрская, Октемская с Улах-Анская являются малокомплектными школами с численностью обучающихся 100-130 человек. И каждая школа стремится подготовит! выпускников к социализации в меняющемся мире, к продолжению выпускниками своего образования для овладения ими не только высши\ профессиональным образованием, но и средним С этой целью организуются профильные разно возрастные группы из числа 10-11 классоь Октемского куста. Основной целью консолида ции школ является качественная подготовка вы пускников для продолжения образования в вузач и ССУЗах. И в данных школах по каждому уров ню организуются разновозрастные профильны*, группы с использованием интернет-технологий Основная форма обучения — дистанционная, и после каждого раздела курса проводятся очньк сессии для учащихся школ.
ВИНОКУРОВ Александр Кимович, зам. директора по HMP МОУ "Техтюрская СОШ" Кангаласского улуса. 6 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, №3, 2008. СЕНТЯБРЬ
Пути эффективной консолидации школ:
1. Использование информационных ресурсов, внедряемых в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
2. Создание разновозрастных групп;
3. Внедрение интегральной технологии;
4. Очно-заочное дистанционное обучение.
Схема консолидации школ при организации профильного обучения
Работа данной модели является примером консолидации малокомплектных школ.
Одной из возможных областей эффективного применения интернет-технологий в общем среднем образовании может стать внедряемое профильное обучение старшеклассников. Благодаря таким технологиям к обучению школьников в рамках достаточно узких профильных направлений подготовки могут быть привлечены специа-листы-профессионалы, которыми, по вполне понятным причинам, каждая школа обладать не может. И это лишь один из возможных аргументов, говорящих о необходимости создания и внедрения системы профильного обучения школьников с использованием интернет-техно-логий.
В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов при решении задач, связанных с предоставлением всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. В условиях, когда в стране начат переход к обучению учащихся старшей школы по основным общеобразовательным предметам на профильном уровне, роль информационных технологий становится еще более актуальной.
Непосредственное обучение на профильном уровне с использованием ресурсов и интернет-технологий осуществляет сетевой преподаватель, который является компетентным специалистом в одной из пятнадцати учебных дисциплин про-
фильного обучения и может эффективно организовать взаимодействие участников учебного процесса с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет.
Сетевой преподаватель осуществляет свою деятельность, находясь вне школы, общаясь с обучаемыми дистанционно. Коллектив сетевых преподавателей формируется из наиболее квалифицированных учителей Октемского куста.
Сетевой преподаватель обеспечивает выполнение учебных программ и учебных планов в соответствии с тематическим планированием профильных или элективных курсов, обучение по которым осуществляется с использованием сети Интернет по одной из учебных дисциплин. Для достижения целей интернет-обучения сетевой преподаватель:
— использует специальные методические средства, отвечающие требованиям обеспечения качественного обучения в условиях общения обучаемых и педагога на расстоянии с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет;
— создает условия для творческой работы обучающихся, используя индивидуальный подход к обучению школьников с использованием интернета, создаст условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых;
— применяет весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе реализации разнообразных видов учебной деятельности;
— осуществляет текущие и итоговые измерения результативности интернет-обучения;
— принимает участие в отборе учебного материала, создании методических разработок и цифровых образовательных ресурсов;
— консультирует учащихся и педагогов-кураторов по возникающим вопросам;
— в соответствии с указаниями ведет установленную документацию в бумажном и электронном виде.
Для непосредственной организации и проведения обучения с группами школьников из числа школьных педагогов или сотрудников методических центров выделяются педагоги-кураторы, оказывающие организационную и педагогическую поддержку сетевым преподавателям и школьникам в ходе интернет-обучения на профильном уровне. Педагог-куратор обеспечивает оптимальную работу учащихся по изучению профильных и элективных курсов с использованием интернет-технологий в рамках организации учебного взаимодействия учащихся с сетевыми преподавателями (оказывает помощь в организации учебной работы, доступе школьников к сети Интернет). Для достижения целей интернет-обучения педагог-куратор:
— формирует коллектив школьников, проходящих интернет-обучение на профильном уровне, организует групповую работу учащихся, принимает меры но сохранению контингента обучающихся, участвующих в эксперименте;
— организует обеспечение школьников необходимыми интернет-ресурсами;
— оказывает организационное содействие обучаемым при выполнении практических и лабораторных работ, способствует повышению мотивации обучаемых к интернет-обучению на профильном уровне;
— контролирует полноту и своевременность общения каждого обучаемого с сетевыми педагогами, выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
— обеспечивает равномерное распределение учебной нагрузки для обучающихся и оптимальный режим занятий в ходе профильного интернет-обучения, вносит оперативные изменения в расписание сетевых учебных занятий;
— общается с родителями школьников;
— формирует у обучаемых общие умения но использованию средств информатизации и интернет-технологий для взаимодействия с сетевыми преподавателями, администраторами курсов, другими кураторами, с материалами специализированных интернет-сайтов;
— прививает обучаемым навыки этичного общения и поведения в сети Интернет, поясняет школьникам роль и место информационных технологий в современном мире, возможности информационных технологий для обучения и самообучения;
— осуществляет изучение личности каждого обучающегося, его склонностей, интересов; сообщает необходимые сведения сетевому преподавателю;
— дает предложения сетевым преподавателям и разработчикам но изменению (коррекции) учебных планов, программ и цифровых образовательных ресурсов;
— консультирует учащихся и сетевых преподавателей ио возникающим вопросам;
— в соответствии с указаниями ведет установленную документацию в бумажном и электронном виде.
В Республике Саха (Якутия) остро стоит проблема нехватки учебной и научной литературы, поскольку республика занимает огромные территории (практически 1/5 территории России). В условиях разбросанности населенных пунктов на огромной территории, их значительной удаленности друг от друга и транспортной труднодоступное™ слабо развиты все виды связи, следовательно важнейшей задачей государственной информационной политики становится задача своевременного обеспечения населения
информацией самого разного рода. Поэтому актуальной проблемой организации профильного обучения в удаленных сельских малокомплектных школах является консолидация школ посредством интернет-технологий, а именно через очно-заочное, дистанционное обучение.
При организации профильного очно-заочно-го, дистанционного обучения посредством ИК'Г эффективной формой является создание разновозрастных профильных групп, поскольку разновозрастная и разноуровневая организация профильного обучения предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), наличие не только учебников и учебно-методических комплектов, но и соответствующей методики преподавания, моделей уроков. Это будет обеспечивать, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей). Поэтому сетевой преподаватель, организуя профильное обучение, должен эффективно использовать интефальную технологию, а именно уровневую дифференциацию.
Очно-заочное, дистанционное обучение осуществляется не только по профильным учебным предметам, но и но элективным курсам, которые обучающиеся трех школ выбирают по желанию. Элективные и профильные курсы одного и того же учебного предмета учителя трех школ могут распределить по разделам профильного уровня между собой по согласованию, то есть учителя каждой школы могут предложить свои варианты и предложения для преподавания данного раздела профильного курса.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе профильной школы усилит потребности старшеклассников в получении образования, поскольку создаются условия для:
— максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей старшеклассников;
— широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки.
— удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников в углубленном изучении определенных областей знаний;
— раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.);
— расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет;
— освоения современных информационных технологий.
Использование интегральной технологии, а также входящих в нес технологий и применение ИКТ в образовательном процессе профильной школы являются организационно-педагогичс-
скими условиями профильной дифференциации в сельской малокомплектной школе, учитывающими географические особенности Республики Саха (Якутия).
Использование интегральной технологии и современных ИКТ позволяет осуществить индивидуализацию образования и достичь обучающимся уровня образованности, который дает возможность для продолжения обучения, создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных ситуациях меняющегося общества.
Педагогическое обеспечение профильной дифференциации средствами интегральной технологии способствует сохранению малоком-плсктных образовательных учреждений и приведению их в соответствие с современными требованиями и потребностями населения с учетом национально-региональных особенностей.
Профильная дифференциация, разработка и внедрение учебных профильных программ и эффективное сочетание современных технологий при работе в разновозрастных группах позволят
экономически выгодно внедрять многопрофильное обучение в малокомплектных школах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения: Учебно-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: KAPO. 2005. - 80 с.
2. Байбородова Л.В.. Чернявский A ll., Рулев С. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа в малочисленных сельских школах // Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения. — Ярославль, 1998. С. 6-13.
3. Гузеев В В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 208 с.
4. Гурьянова ММ.. Орлов В.Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Метод, рекомендации. - М.: ИПРС РАО, 2003.
5. Зыков М.Б. Дистанционное образование для малокомплектной сельской школы. М.: MBZYKOV.RU, 9-999-985. 2005.
6. Кулагин В.II. Современное развитие образования и информационные технологии / Материалы Международной научной конференции "Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке", Турция, Анталия, май 2006 г. - Анталия, 2006. - С. 26-27.
7. Методические рекомендации для учителей-тьюторов малокомплектных сельских школ по применению образовательных средств ИКТ в организации профильного обучения / Авторский коллектив: д.н.н. проф. Жучков В.М., к.п.н., доц. Ильина С.П., д.н.н., проф. Рыжова Н.И.; Под ред. акад. РАО, д.ф-м.н., проф. Г.А. Бордовского.
..'Pfe !•{.*« Л. К. " "
УДК 37.013.77
Внутришкольное управление как психолого-педагогический феномен
•л '-й Т.Ю. Дьячкова
Кратко изложено современное понимание внутришкольного управления как психолого-педагогического реномена в контексте обратной связи. Рассмотрено внутришкольное управление в ценностно-ориентированном, коммуникативном и акмеологическом аспектах.
Ключевые понятия: управление, эффективное общение, функции восприятия, уровень развития коллектива.
It is brief recounted contemporary interpretation of internalschool management as psychological-pedagogical phenomenon in the context of the return connection. It is examined the internalschool management in valuable-orientale, communicative and acmeological aspects.
Проблема внутришкольного управления как психолого-педагогического феномена нами рассматривается как управление, которое обеспечивает обратную связь между элементами образовательной системы. Внутришкольное управление, обеспечивающее обратную связь, возможно при системном подходе к управлению и при освоении руководителями школ методов, алгоритмов
управления, которые наработаны и апробированы наукой. Одной из проблем управления образовательными системами является проблема управленческой культуры, которую можно рассмотреть и в гаком аспекте, как: вчера учитель — сегодня управленец. Мы солидарны с B.C. Лазаревым, который отмечает, что профессии "руководитель школы" у нас по-прежнему не готовят,
•:. wvii ... ..
ДЬЯЧКОВА Тамара Юрьевна, зам. директора но учебной работе СОШ №1 г. Ленска.