Научная статья на тему 'Проект как средство формирования умений гибкого профессионально-ориентированного чтения студентов'

Проект как средство формирования умений гибкого профессионально-ориентированного чтения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / УМЕНИЯ ГИБКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пипченко Е. Л.

Рассматривается метод проектов как средство формирования умений гибкого профессионально ориентированного чтения студентов. Показана роль метода в формировании данных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пипченко Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект как средство формирования умений гибкого профессионально-ориентированного чтения студентов»

Е.Л. Пипченко

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ГИБКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Рассматривается метод проектов как средство формирования умений гибкого профессионально ориентированного чтения студентов. Показана роль метода в формировании данных умений.

Ключевые слова: метод проектов, умения гибкого профессионального чтения, субъ-ект-субъектное взаимодействие, информация, продукт.

Обучение студентов горно-нефтяного факультета иностранному языку предполагает подготовку специалиста, обладающего достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для решения социальнокоммуникативных, профессиональных, учебно-познавательных и учебноисследовательских задач. Среди профессиональных компетенций, формируемых в процессе обучения будущих инженеров, необходимо отметить следующую: готовность к участию в работе над совместными инновационными проектами с применением базовых методов исследовательской деятельности.

Как известно, фактором, объединяющим все виды деятельности, является информация, объем и источники которой постоянно увеличиваются в связи со стремительным развитием современных информационных коммуникационных технологий. Специалист, способный ориентироваться в разнообразных источниках информации, умеющий использовать полученные данные для повышения уровня своей квалификации путем изучения, обмена и создания своего интеллектуального продукта посредством использования источников сети Интернет и зарубежных журналов, может стать высококвалифицированным инженером, востребованным современным обществом.

Для приобретения нужной информационной базы, без которой невозможно успешное решение возникающих в процессе научной, профессиональной и образовательной деятельности задач, студентам важно овладеть умениями профессионально-ориентированного чтения. Проблема обучения будущих специалистов иноязычному профессиональному чтению была широко исследована учеными (И.Л. Бим, Н.И. Гез, М.В. Ляховский, Г.В. Рогова, Т.С. Серова, С.К. Фоломкина и др.), вслед за которыми под речевой деятель-

ностью чтения с профессиональной направленностью мы понимаем сложную речевую деятельность, представляющую собой «специфическую форму активного общения-диалога, основными целями которого являются оперативная ориентация и поиск, прием, присвоение и последующее целевое применение накопленного человечеством опыта в профессиональных областях знаний» [1, с. 14; 2, с. 20].

С развитием информационных коммуникационных технологий у студентов - будущих специалистов значительно возросла возможность перенимать опыт своих зарубежных коллег не только через печатные зарубежные издания, но и через информацию на электронных носителях, а также в сети Интернет. С помощью самостоятельного чтения текстов на бумажных и электронных носителях студенты могут узнавать о новейших достижениях и технологиях, используемых в горной промышленности, обмениваться информацией друг с другом с целью взаимодействия, взаимообогащения. Следовательно, роль профессионально-ориентированного иноязычного чтения неуклонно возрастает, так как является важным компонентом успешной профессиональной деятельности специалиста.

Следует отметить, что в настоящее время изменился не только объем информации, находящийся в распоряжении у студентов, изменились и условия ее приобретения. За считанные минуты по ключевым словам они могут получить адреса сайтов Интернета с необходимыми текстами. Интересующая и профессионально значимая для студентов информация о разработках новых технологий горно-нефтяной промышленности часто представлена как в иностранных, так и в российских журналах: Oil and Gas Eurasia, World Oil, Your Oil and Gas News, Upstream и многие другие, электронный вариант которых студенты могут легко найти в Интернете. Чтение журналов с текстами в больших объемах за ограниченный промежуток времени также требует определенных умений.

Следуя разработанной методике обучения иноязычному профессионально-ориентированному чтению (Т.С. Серова, Л.П. Раскопина, А.С. Балахонов и др.), мы считаем, что на начальном этапе обучения чтению студентов необходимо научить быстро и оперативно ориентироваться в поступающей информации, отбрасывать ненужное, успевать перерабатывать и усваивать необходимую профессиональную информацию, то есть студентам необходимо овладеть референтным видом чтения, ведущей функцией деятельности которого является функция номинации или референции. На последующих этапах происходит обучение информативному виду чтения, которое направлено на содержание текста, его восприятие и осмысление и дальнейшее использование извлеченной информации для создания своего интеллектуального продукта.

«Обучение умелому сочетанию подвидов референтного и информативного чтения при выполнении учебно-познавательных и исследовательских

задач целенаправленно формирует опытного чтеца, с ярко выраженными умениями гибкого профессионального чтения» [2, с. 23-24].

Обучая студентов горно-нефтяного факультета профессиональноориентированному чтению, следует учитывать, что им сложно дается процесс вычленения главной, существенной информации и отвлечения от второстепенной, лишней информации. В связи с этим многие студенты не справляются с поставленной перед ними учебно-познавательной задачей без помощи преподавателя. Студенты с трудом ориентируются в большом количестве источников и далеко не все могут создать свой собственный интеллектуальный продукт: подготовить презентацию, обобщить информацию или написать статью. Причиной становится то, что у студентов не сформированы умения гибкого иноязычного профессионально-ориентированного чтения, соответственно, не сформирована коммуникативная компетенция. Следовательно, для обучения студентов профессионально-ориентированному чтению необходимо использовать дидактические средства, формирующие данные умения.

Одним из эффективных средств формирования умений гибкого чтения является метод проекта. По определению Е.С. Полат, «метод проектов - это способ достижения цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом» [3, с. 58]. Прагматическая направленность проекта на результат в процессе решения учебно-познавательных, профессиональных или учебно-исследовательских задач является одной из главных дидактических характеристик проектной деятельности. Для достижения результата проекта необходимо изучить большой объем информации, что диктует потребность в профессионально-ориентированном чтении.

По определению И.А. Зимней, «проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая студентами работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности» [4, с. 10]. Как известно, определяющей характеристикой деятельности является ее целенаправленность, с помощью которой мысленно человек может предвосхитить результат самой деятельности и пути ее реализации. Работа над проектом начинается с определения конечного продукта деятельности каждого студента. Важно, чтобы студенты не были ограничены в форме представления своего результата. Это может быть сайт студенческой группы, электронный учебник, видеофильм, брошюра, молодежный форум, конференция и многое другое. Чем качественнее выполнено задание проекта каждым студентом, тем выше результат совместной работы. Осознание того, что от качества твоей работы зависит оценка работы всей группы, является сильным мотивирующим фактором для студентов группы, так как для них важна не только самооценка, но и оценка окружающих.

Для накопления информации по той или иной проблеме необходимо прежде всего разработать идею, сформулировать проблему, «так как только в этом случае возможны целеустремленный поиск и глубокое осмысление тех фактов, которые читающий почерпнет из литературы» [5, с. 9]. Особое значение в этом случае представляет для нас исследовательский проект.

Описывая технологию исследовательского проекта, Е.С. Полат определяет его как активную форму учебно-исследовательской деятельности студентов, имеющую совокупность определенных критериев. Одним из критериев является наличие четко обозначенной структуры: он «полностью подчинен логике исследования и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием» [3, с. 62], что требует высокой интенсивности и продуктивности чтения. Студент должен уметь применять оптимальные способы работы с текстом, задействовать разные виды чтения в разных их сочетаниях, то есть обладать умениями гибкого профессионально-ориентированного чтения, что еще раз доказывает целесообразность использования исследовательского проекта для формирования данных умений.

Каждый проект, как известно, начинается с выявления проблем по той или иной теме. Один из таких профессионально ориентированных учебноисследовательских проектов - «Высшее горное образование в России и за рубежом» - проводился на первом курсе и начинался с обсуждения вопросов, интересующих студентов по данной теме. Студенты решили ознакомиться с перспективами, возможностями, проблемами обучения в высших горных школах нашей страны и сравнить их с зарубежными высшими школами. На подготовительном этапе работы над проектом прошло обсуждение итогового продукта совместной работы, группового сайта, а также были обозначены задачи, которые необходимо решить каждому студенту в процессе проектной деятельности. Цель создать совместный сайт по данной теме мотивировала студентов на активный поиск и переработку информации.

Работая небольшими группами по 3-4 человека, используя информацию учебников, энциклопедий, а также информацию из Интернета, студенты находили тексты по горному образованию в интересующей их стране. Целью каждой группы было представить найденный материал в виде презентации с отобранным, переработанным текстовым материалом, создать и защитить презентацию, которая являлась частью общего проекта. Данная работа продолжалась в течение месяца. В процессе работы над проектом студенты учились быстро и оперативно ориентироваться в найденной информации, оставлять ненужное, то есть овладевали референтным видом чтения. На последующих этапах шло обучение информативному чтению. Студенты учились перерабатывать и усваивать необходимую информацию и использовать ее для создания своего интеллектуального продукта.

На индивидуальных консультациях обсуждался собранный материал, составлялись тексты для презентации, шла поэтапная работа над оформлением сайта. На занятиях студенты обменивались готовой информацией, обсуждали волнующие их вопросы, получая при этом положительные эмоции от процесса познания и взаимодействия с партнерами по совместной речевой деятельности. Они с интересом слушали, сокурсников, так как собранная информация была для них личностно и профессионально значима.

Итоговый этап проекта был посвящен защите групповых презентаций, подведению итогов, оцениванию работы студентов и планированию дальнейших проектов. Созданный студентами сайт являлся продуктом их совместной деятельности, коллективного взаимодействия, в процессе которого, оказывая помощь друг другу, студенты добились большего результата, чем при индивидуальной работе. Положительный результат совместной работы студентов в очередной раз подтвердил то, что коллективное взаимодействие значительно повышает результативность деятельности, если цель у отдельно взятого студента совпадает с коллективной.

В заключение необходимо сказать, что использование учебноисследовательских проектов с целью формирования умений гибкого чтения является эффективным, но недостаточно изученным средством. Необходимо изучить все преимущества его использования для достижения дидактической цели при обучении чтению на иностранном языке.

Список литературы

1. Серова Т.С. Раскопина Л.П. Обучение гибкому иноязычному профессионально-ориентированному чтению в условиях деловой межкультурной коммуникации. - Пермь, 2009.

2. Серова Т.С. Раскопина Л.П. Деловая межкультурная коммуникация в профессиональной деятельности специалиста // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. - 2011. - № 5 (36). -С.16-25.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.]. - М.: Academa,1999.

4. Зимняя И.А. Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 3. - С. 9-15.

5. Серова Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному чтению в вузе. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.

Получено 12.03.2013

E.L. Pipchenko

THE ROLE OF PROJECT BASED ENGLISH LANGUAGE TEACHING TO THE STUDENTS IN THE READING SKILLS DEVELOPMENT

Project Based English Teaching is considered as one of the most effective methods of foreign-language reading skills development. The role of this method in developing students reading skills is described.

Keywords: the method of projects, reading skills, relationship-driven style of interaction, information, result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.