Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 2 (424). Философские науки. Вып. 51. С. 103-104.
УДК 141.12 ББК 87.1
ПРОЕКТ ИНФОРМАЦИОННО-ВВОДНОГО СЛОВАРЯ «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ»
Д. В. Соломко
Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия
Кафедра философии ЮУрГУ выступила с презентацией проекта информационно-вводного словаря (справочника) «Экология человеческого бытия» и с приглашением участия в совместной работе над ним. Данный словарь является одной из возможных форм реальной консолидации учёных-философов региона. Это словарь-приглашение к совместному творчеству для дальнейшего осмысления проблемного поля экологии человеческого существования. Это словарь вводных («входных») терминов, условный алфавит, в кото -ром будет собрана первичная и необходимая информация для формирования и развития концептуальных идей.
В издании экология человеческого бытия будет рассматриваться в контексте взаимоотношений «человек — техномир», в котором экология субъективности, непосредственного, живого переживания человеком его отношений со всеми элементами технизированного мира есть реальная проблема. Общая ориентация в разработке наиболее частотных категорий предполагает, что экологическое внимание в общеметодологическом смысле, направленное на какой-либо предмет исследо -вания, последовательно функционирует на трёх уровнях1.
Первый — онтологический, где экологическое внимание обращено к началам, основам и условиям исследуемого предмета. В качестве таковых предлагаются предельные основы человеческого бытия, так называемые экзистенциалы (П. С. Гу-ревич) или основополагающие феномены чело-
1 Теоретическим основанием для терминологического обоснования понятия «эко» и выделения уровней функционирования экологического внимания выступили работы отечественных и зарубежных авторов: Э. Геккель, В. А. Кутырев, Б. В. Марков, Л. Е. Моторина, М. Н. Эпштейн. Общее, в чём сходятся все авторы, можно сформулировать следующим образом: «эко» понимается как то, что способно обозначить самобытность и самоценность различных реальностей по отношению друг к другу (природное — культурное, естественное — искусственное, антропологическое — техническое, бытие — сущее).
веческого бытия (В. Д. Губин): творчество, любовь, игра, труд, смысл жизни, страдание, страх, смерть. Именно в сфере экзистенциального и есть тот предельный горизонт понимания человека и его мира, тот реальный «жизненный мир», который человек всегда ценит.
Второй — аксиологический; предполагает, что экологическое внимание есть внимание заботы и попечения о живом начале в человеке, сохранение и сбережение экзистенциальных основ его бытия. В экзистенциалах выражены способы активного отношения человека к миру — способы его реального переживания отношений с миром, когда окружающая человека среда становится его домом. Именно в них и выражено то живое, что и является предметом заботы и попечения в условиях технизированного мира, поскольку если это живое исчезнет и будет заменено автоматизмами, как у роботов, то это уже и не человек (и не сверхчеловек).
Третий — диалектический, рассматривает диалектику возвратно-поступательного движения в развитии человека и техники. Возвратно-поступательное движение в развитии техники понимается не как отказ от техники, а как развитие более тонких и высоких технологий, когда техника не истощает, но защищает окружающую среду. Возвратно-поступательное движение в развитии человека в условиях техномира обостряет проблему синтеза ценностей преодоления и сохранения (ориентация на «эко» может быть положена в основу разработки возможного варианта позитивного синтеза). Человек стремиться творчески реализовать себя, но при этом сохранить человеческое в себе.
Предлагаемы термины:
— «эко» (эйкос или oikos), «экология», «экологизация», «дом», «сохранение», «забота», «сбере -жение», «природная среда обитания», «окружающая среда»;
— «экология человеческого бытия», «экологизация человека», «экология субъективности», «экогуманизм», «экологическая антропология», «гуманистическая экология», «экогуманистика»;
104
Д. В. Соломко
— «экологическое сознание», «глобально-экологическое мышление», «экологическая культура», «экологическая грамотность», «экологиче-
ская ответственность», «экологическая чувствительность», «экологическая мораль», «экологический императив».
Сведения об авторе
Соломко Дмитрий Витальевич — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет). Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019. No. 2 (424). Philosophy Sciences. Iss. 51. Pp. 103-104.
PROJECT OF INFORMATION-INTRODUCTORY DICTIONARY "ECOLOGY OF HUMAN BEING"
D.V. Solomko
South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia. [email protected]