Если раньше для участия в олимпиаде районного или областного уровня многие ученики ездили в другой город, то теперь у всех есть возможность принять участие в международных олимпиадах, не покидая стен родного учебного заведения. Благодаря компьютеризации все современные образовательные учреждения стали равными по качеству образования.
Сегодня перед учителем стоит задача научить учащегося искать необходимую информацию самостоятельно, научить его анализировать и обобщать.
Учитель - наблюдатель, который при необходимости может лишь направить внимание ученика. Именно этот принцип лежит в основе дистанционного образования.
Интерес к дистанционным средствам обучения растет очень активно. Опытные учителя регулярно проводят дистанционные олимпиады, тем самым помогая учащимся углубить полученные знания и объективно оценить свои способности [2].
Современный педагог уже не ставит перед собой вопросы о том, стоит ли участвовать в дистанционной олимпиаде. Его интересует, как сделать это эффективно.
Список литературы
1. Очилов М. Янги педагогик технологиялар. Карши. Нафас, 2000.
2. Аликберова Л. Ю. «Занимательная химия». Москва. АСТ - Пресс. 1999 г.
ПРОЕКТ «ДЕЛО В ШЛЯПЕ» (ТВОРЧЕСКИЙ, ДОСУГОВЫЙ) ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Терехова И.В.1, Брагина О.В.2
1Терехова Ирина Владимировна - воспитатель высшей категории, почётный работник общего образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 (обособленное подразделение); 2Брагина Ольга Вячеславовна - воспитатель высшей категории, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 93,
г. Астрахань
Аннотация: данный проект рекомендован для использования в дошкольных образовательных организациях с целью формирования основных образовательных программ, систематизации элементарных знаний дошкольников о головных уборах, обогащения словарного запаса, воспитания эстетического вкуса. Авторы заинтересовались ролью головных уборов в жизни людей, познакомились с историей возникновения шляпного искусства, изготовлением шляп в разные эпохи. В процессе ознакомления с материалом воспитанникам помогают сделать следующие выводы: шляпы имели свое назначение, особенности и отличались большим разнообразием у многих народов. Они воспитывают, развлекают, украшают, служат объектом коллекционирования, ценным подарком.
Ключевые слова: дошкольник, проект, творчество, досуг, шляпа.
Актуальность: в настоящее время главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его навыкам исследовательского поиска - важная задача современного образования.
Образовательная область - оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Тип проекта: творческий, досуговый, детско-взрослый.
Продолжительность: средней продолжительности, три месяца.
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Гипотеза: люди всегда будут носить шляпы.
Проблема: создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей, приобретение практических навыков.
Цель проекта: знакомство с историей шляпного искусства, назначением головных уборов, материалами, из которых они изготовлены.
Задачи проекта по Центрам активности для детей
1. Игровая деятельность - побуждать детей к развёртыванию сюжетно-ролевых игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных в Центрах искусства и конструирования. Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
2. Речевое развитие - побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. Знакомить с названием головных уборов (шляпа, берет, треуголка, цилиндр, боливар) и материалами, из которых они изготовлены. Закреплять умение рассказывать о шляпах.
3. Изобразительная деятельность - развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать головные уборы по памяти и с натуры, развивать наблюдательность и способность замечать характерные особенности шляп и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции). Развивать умение составлять узоры и композиции для украшения шляп (из растительных элементов, бросового материала). Закреплять навыки коллективной работы, умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
4. Формирование элементарных математических представлений
- активизировать мыслительную деятельность: выделение и сравнение признаков различных шляп, сериация, классификация (подобрать шляпы по форме, по цвету, величине, разложить в порядке возрастания, убывания одного или нескольких признаков);
- формировать представление о количественной характеристике числа, о мерке как способе измерения количества, длины, ширины, высоты;
- уточнять представление о времени (шляпы прошлого). Учить пользоваться моделями.
5.Конструирование - познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус). Обучать планированию при создании шляпной мастерской. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, природным материалом. Закреплять навыки работы с иголкой, нитками, ножницами.
6.Формирование элементарных естественнонаучных представлений -провести опыты с целью знакомства детей с различными свойствами ткани (намокает, мнется, рвётся, гладится, можно сшивать, склеивать). Поощрять детское экспериментирование, учитывать свойства тканей при изготовлении различных шляп. Учить видеть результаты труда [4, 7].
7. Формирование представлений об истории культуры [5; 16-30] - развивать у детей представление об истории цивилизации, дать элементарные сведения об образе жизни людей (социально - знаковая роль в обществе головных уборов, одежды).
8.Физическое развитие:
- продолжать учить детей элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм - эстафетам;
- развивать физические качества: быстроту, ловкость, совершенствовать равновесие, координацию движений и ориентировку в пространстве;
- воспитывать морально - волевые качества: выдержку, настойчивость, организованность в достижении положительных результатов [3, 46].
115
Предполагаемый результат:
- расширение знаний об истории появления шляпы;
- обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
- приобретение практических навыков, оформление игрового уголка «Салон шляп» и его использование в сюжетно-ролевых играх детей;
- проведение спортивного развлечения «Шляпный турнир». Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение;
- наглядные: тактильно-мышечная, театральное представление;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования. Ресурсы:
- воспитатель, дети старшего дошкольного возраста и их родители.
- набор материалов, оборудование (краски, карандаши, иллюстрации, природный материал, видеоматериалы, картон, соленое тесто, тесьма, цветная бумага, салфетки, гуашь, фантики конфет и др.), подбор художественной литературы.
Продукт проекта:
- сооружение из строительного материала и подручных средств (коробок, картона, пластилина) шляпной мастерской;
- лепка по сказке «Кот в сапогах»;
- оригами - изготовление шляп из бумаги;
- моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами, лепки из соленого тесто;
- нетрадиционное рисование шляпы (монотипия предметная);
- изготовление шляпки для кукол способом оригами Ожидаемые результаты:
- расширение знаний об истории появления шляпы;
- обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
- приобретение практических навыков;
- оформление игрового уголка «Салон шляп» и его использование в сюжетно-ролевых играх детей старшей подготовительной группы;
- проведение спортивного развлечения «Шляпный турнир». I. Подготовительный этап
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
5. Провести анкетирование родителей «Что я знаю о шляпах?». II. Основной этап Работа в центрах активности
Центр искусства [6; 298-303]
1. Рисование красками «Сказочные шляпы».
2. Аппликация из салфеток «Красивая шляпка».
3. Выставка шляпок из ниток для куклы.
4. Конструирование шляп из бумаги.
5. Раскрашивание трафаретов шляп.
6. Изготовление подарков для мам: ободок-шляпка.
7. Лепка по сказке «Кот в сапогах».
8. Коллективная работа с использованием тканей, ниток, пуговиц, лент.
9. Коллаж «Подбери герою шляпу».
10. Бумажная мозаика «Шляпа для праздника».
116
Центр математики
1. Счёт шляп из разных сказок.
2. Состав числа из шляп.
3. Дидактические игры: «Шапка невидимка», «Подбери герою шляпку», «Какой формы шляпа?», «Какому герою подойдёт эта шляпа?».
Центр естествознания
1.Проведение опытов с тканью, бумагой, кожей в уголке экспериментирования. Рассматривание и сравнение материалов.
2. Дидактические игры: «Что плавает, что тонет?», «Какая ткань прочнее?» Центр строительства
Сооружение из стройматериала шляпной мастерской для сюжетно-ролевых игр. Изготовление витрин, полочек для выставочного зала. Центр книги
1. Чтение: Н. Носов «Живая шляпа»; Ш. Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»; В. Степанов «Профессии».
2.Составление рассказов на тему: «Моя шапка - невидимка».
3. Этическая беседа «По Сеньке и шапка».
4. Викторина по сказкам [4, 26].
5. Рассматривание журналов мод.
6. Дидактическая игра: «Что шляпа расскажет о себе?».
7. Вечер загадок.
8. Беседа об изготовлении шляп.
9. Логическая задача «Удобны ли бумажные шляпы?».
10. Просмотр мультфильмов «Незнайка», «Звёздный мальчик». Центр игры
1. Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Шляпная мастерская», «Салон красоты».
2. Придумывание сказки «Путешествие шляпы».
3. Игра - драматизация «Красная шапочка».
4. Использование в играх атрибутов, изготовленных в Центрах развития. Работа с родителями
1. Оформление консультации для родителей в родительском уголке «Художественно-эстетическое развитие детей».
2. Привлечение родителей к изготовлению шляп и оформлению «Салона шляп», проведение спортивного развлечения «Шляпный турнир».
Создание условий для самостоятельной детской деятельности Центр экспериментирования:
- предложить для рассматривания «Волшебный сундучок» с кусочками ткани разной фактуры (шерсть, ситец, шелк, трикотаж, кружева, и т.д.);
- предложить детям разные материалы для рисования на ткани, лепки из теста (гуашь, акварель, восковые мелки, грифельные карандаши, мел, фломастеры, маркеры, соленое тесто).
Центр сюжетно-ролевой игры:
- внести в развивающую среду манекен, лекала, различные линейки, сантиметр, журналы мод, фотографии моделей одежды и шляп, ткани;
- создать условия для игр в магазин головных уборов, дополнить атрибуты. III. Заключительный этап Спортивное развлечение «Шляпный турнир» [4, 53].
Список литературы
1. Терехова И.В., Брагина О.В. Экологический исследовательский проект «Цветоводы» // Проблемы педагогики, 2015. № 2 (3). С. 68.
2. Терехова И.В., Брагина О.В. Исследовательский проект «Елка» // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 5 (35). С. 102.
3. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа образования «От рождения до школы» // М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. С. 1-368.
4. Тростянская Г.А. Журнал «Ребенок в детском саду» // М: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2009. № 3. С. 1-100.
5. Буровик К.А. Родословная вещей // М: Знание, 1985. С. 16-30.
6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. // С.П.: Кристалл, 1998. С. 298-303.
SYLLABLE DIVISION IN ENGLISH Jumaqulova G.Z.
Jumaqulova Gulhayo Zamirjon qizi - Student, FOREIGN LANGUAGES FACULTY, FERGANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: presented article indicates the syllabic structure of English language and the rules of phonetic syllable division. Also there has been stated about factors that determine the rules for syllable vision, free and checked character of the vowels, monophthongs and dipthongs, a syllable boundary English affricates. Moreover, characteristics of syllabic consonentsalso have been stated Sometimes a syllable consists phonetically only of a consonant or consonants. Such a consonant is a syllabic consonant. Keywords: syllable division, free or checked character, monophthongs, vowels.
It has already been stated that the syllabic structure of every language has its own peculiarities, including those of syllable division. One of the peculiarities of syllable division in English is that a vowel separated from a succeeding vowel by only one consonant always occurs in an open syllable. This is effectedby making the intervocalic consonant a strong-end one, but having made it finally-strong the speaker has ipso facto effected syllable division before it. In other words, the speaker's choice of the strong-end, weak-end or double-peaked form of a consonant is only the articulatory means of effecting syllable division in accordance with the peculiarities of the syllabic structure of the language. There are a number of factors determining the rules for syllable division in every language which are put into effect by using one of the three forms of every consonant [1. 56-89]. All these factors are closely interdependent; none of them operates singly; they operate in certain combinations. The free or checked character of the vowels determines syllable division usually in conjunction with the presence of stress on the vowel if there is only one consonant between the two vowels. Since a vowel can form a syllable by itself (of the V type, as /a/ (a) or ly.l (awe) and such a syllable is also an arc of loudness produced by an arc of articulatory effort, such a vowel must have a weak beginning, a strong centre and a weak end. All English vowels pronounced in isolation have this form, i.e. they are free, which is just another way of saying that they have a weak end, i.e. they are weak-end sounds [2. 21]. The English free (weak-end) vowels are the long monophthongs [i., a., o., U:, 3.] and the diphthongs [ei, ai, oi, au, ou, is, еэ, us]. It is for this reason that they are sometimes called fading vowels. It is natural for these English vowels to preserve their free nature in words of the syllabic type (C) CV, although the upward slope of the syllable will be formed now by the prevocalic consonants.
Syllable divisions in Longman Pronunciation Dictionary (LPD) [3. 1827]. Are shown by spacing, e.g. playtime/'pleitaim/. In English Pronouncing Dictionary (EPD) by Daniel Jones,