Научная статья на тему 'Проект "Большой Днепр" в истории белорусской академии наук'

Проект "Большой Днепр" в истории белорусской академии наук Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глеб Марина

За 90 лет в стенах Национальной академии наук Беларуси были выполнены тысячи исследовательских проектов.Работа над каждым из них от обстоятельств и контекстов зарождения идеи, формирования творческого коллектива, теоретической подготовки и до практического воплощения составляет историю белорусской науки. Одним из наиболее интересных и масштабных проектов, которым занималась Белорусская академия наук (БАН) в начале 1930-х, был «Большой Днепр». Его центральной идеей являлось полномасштабное использование водных ресурсов бассейна Днепра в целях судоходства, конечной целью соединение водным путем Балтийского и Черного морей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project “Big Dnieper” in the historyof the Belarusian Academy of Sciences

The author considers the large-scale project “Big Dnieper”, which was realized by the Belarusian Academy of Sciences in the early 1930s. Its ultimate goal was to connect the Baltic and Black Seas through a waterway.

Текст научной работы на тему «Проект "Большой Днепр" в истории белорусской академии наук»

Проект

«БОЛЬШОЙ ДНЕПР»

в истории

Белорусской академии наук

Марина Глеб,

заведующая Центральным научным архивом НАН Беларуси, кандидат

исторических наук,

За 90 лет в стенах Национальной академии наук Беларуси были выполнены тысячи исследовательских проектов. Работа над каждым из них - от обстоятельств и контекстов зарождения идеи, формирования творческого коллектива,теоретической подготовки и до практического воплощения - составляет историю белорусской науки. Одним из наиболее интересных и масштабных проектов, которым занималась Белорусская академия наук (БАН) в начале 1930-х, был «Большой Днепр». Его центральной идеей являлось полномасштабное использование водных ресурсов бассейна Днепра в целях судоходства, конечной целью -соединение водным путем Балтийского и Черного морей.

Официальный старт работа получила в 1931 г. На заседании Секции водного хозяйства Госплана СССР 16 октября была признана своевременность и необходимость применения ресурсов водной артерии в транспортных, энергетических, коммунальных, сельскохозяйственных и иных целях. При Президиуме Госплана СССР 13 апреля 1932 г. организовали Технико-экономический совет по проблеме реконструкции реки Днепр, в который входили представители Госпланов и академий наук СССР, УССР и БССР.

Перед ним поставили задачу сформировать рабочую гипотезу проекта, получившего краткое наименование «Большой Днепр». Она должна была предложить решение ряда важнейших народно-хозяйственных задач союзного значения: «...превращение реки Днепр в мощную водную магистраль, соединение бассейна Днепра с бассейнами соседних рек, строительство мощных гидроэлектростанций, орошение и осушение огромных массивов земель Украины, Белоруссии, Северного Крыма и т.д.» [1].

Планировалось рассмотреть несколько вариантов развития возможностей судоходства по Днепру

Томаш Домбаль

и прилегающим к нему рекам. Но основной задачей оставалось соединение общей транспортной сетью Черного и Балтийского морей. Создание водной магистрали Херсон - Ленинград отстаивал один из инициаторов проекта, украинский ученый, профессор В. И. Бошко. В связи с этим предлагалось два пути. Один из них предполагал выход на Москву через канальное соединение Болвы, притока Днепра, с Жиздрой, притоком Оки. Его общая протяженность составила бы порядка 1900 км. Второй вариант предусматривал выход к Ленинграду через связь Днепра с Западной Двиной посредством Березинской водной системы, а затем - через слияние Лова-ти с озером Ильмень, далее по реке Волков - в Ладожское озеро. Созданный таким образом единый транспортный путь позволил бы значительно облегчить перевозку сырья, стройматериалов, продукции металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

Научная разработка проблемы в Минске началась в октябре 1932 г. под руководством экономиста То-маша Домбаля. Необходимо отметить, что в начале 1930-х ученый фактически был вторым по значимости в ряду руководителей БАН. Он занимал должности первого вице-президента Академии (утвержден 31 августа 1932 г.), директора Института экономики (назначен 3 сентября 1932-го) и директора Института польской пролетарской культуры БАН (с 19 сентября 1933 г., по совместительству). Его статус научного лидера был подкреплен избранием в качестве академика БАН 25 мая 1933 г. и присвоением ученой степени доктора экономических наук в январе 1934-го.

Сам Т. Домбаль считал потенциал «Большого Днепра» весьма многообещающим. Он поддерживал проект, в будущем означавший «превращение всей Днепровской системы в мощную водную магистраль, сверхмагистраль транзитного характера между Балтийским и Черным морями с сетью подъездных путей к важнейшим экономическим районам, соединенных искусственными каналами с бассейнами других морей, рек и т.д.» [2], и отстаивал обязательное включение в него территории БССР. При этом ключевым

аргументом в пользу его реализации для ученого выступала возможность развития экономики БССР. Как подчеркивал Домбаль в письме профессору В. И. Бошко от 27 сентября 1932 г., белорусскую сторону в его расчетах интересовало то, «насколько труд излагает проблему верхнего Днепра и как разрешается вопрос о соединении с Ленинградом и Москвой, а также как ставится проблема реконструкции водной системы и народного хозяйства БССР» [3]. На этот вопрос ответ был более чем исчерпывающим: «Днепровская водная магистраль явится наиболее дешевым путем для грузопотоков из БССР в Украину и Московскую область (лес, продукты животноводства), а также за границу (лен, пенька, спички, бэкон, щетина). А в обратном направлении пойдут: из Украины - хлеб, уголь, железная руда, металл, нефть, из Ленинградской области - мануфактура, машины и др.»,- писал Бошко [4].

Масштабы проекта «Большой Днепр» можно продемонстрировать на основе некоторых идей, предложенных Т. Домбалем. Согласно его собственноручным пометкам на тексте одного из выступлений, датированных 1933 г., Днепр должен был постепенно наращивать глубину от 0,7 м до 1,7 м, затем до 3,65 м, ширину - до 6,4-7 м. [5]. При этом отметим, что, согласно расчетам реконструкции Днепра от 1935 г., достижение 1,7-2 м глубины было признано вполне достаточным для обеспечения судоходства на реке [6]. Домбаль отстаивал идею включения столицы Белоруссии в систему водных путей проекта и устройство порта на реке Свислочь в районе Минска. В целях реализации поставленной задачи ученый допускал возможность осушения около 4 млн га болот на территории Полесья [7].

«Большой Днепр» также мог послужить стартовой площадкой для реализации более крупных программ. В письме Т. Домбаля профессору Н.А. Янишевскому от 27 ноября 1932 г. говорится о плане соединения Черного и Балтийского морей. А в письме главному инженеру Укргипровода Н.В. Могилко от 27 декабря Домбаль отметил потенциальную возможность соединения Каспийского, Азовского, Черного и Балтийского морей. В своих рассуждениях по теме ученый цитировал вы-

сказывания Могилко о том, что для создания морского пути между Черным и Балтийским морями по трассе Днепр - Ловать непреодолимых физических препятствий не существовало [8].

Для самого Т. Домбаля масштаб поддерживаемого им проекта не только не давал поводов для сомнений и беспокойства относительно его реализации, но и представлял образец «революционного размаха». Здесь можно вспомнить моменты из биографии Тома-ша, который стал в ноябре 1918 г. одним из руководителей восстания, приведшего к образованию Тарно-бжегской республики, а в 1920-х - первым коммунистическим депутатом Польского сейма, одним из создателей Международного крестьянского союза. В ходе полемики с обвинявшими его в «романтизме» представителями Госплана БССР ученый подчеркивал: «.. .нам пришлось отстаивать нашу постановку вопроса именно борясь против делячества и механического, чуждого марксизму и ленинизму решения вопросов Великого Днепра «раз и навсегда» как мелкого пути, против того, чтобы механически точно придерживаться того, что создала сама природа, а не изменить ее, как этого требует от пролетарских революционеров Маркс и, в частности, как этого в данном случае требуют интересы социалистического строительства по развитию производительных сил БССР как составной части СССР» [9].

С конца 1932-го, когда про блема «Большого Днепра» оказа лась в центре внимания первого вице-президента БАН, ее обсуждение на различных уровнях ста ло продвигаться стремительным

образом. В январе 1933 г. в БАН состоялось совещание, на котором с докладом по данному вопросу выступили совместно академик Всеукраинской академии наук К.Г. Воблый и Т. Домбаль. Последний был избран заместителем председателя Комитета по проблеме «Большого Днепра» при Всеукраинской академии наук. Также в начале 1933 г. в Киеве состоялась всесоюзная конференция по проблеме «Большого Днепра», в ходе которой представители белорусской делегации проводили весьма активную работу в секциях. Руководство БАН было настолько воодушевлено первыми успехами проекта, что в марте 1933 г. приняло постановление следующего содержания: «Считать большим достижением, что в основу положен доклад Белорусской Академии наук о постепенном претворении в разрезе генплана Днепра в могучую водную магистраль, в транзитный межморской водный путь. <...> Считать необходимым организовать в ближайшее время систематическую работу, в том числе и экспедиционную, по разрешению проблемы «Великого Днепра» на территории БССР, с включением в эту работу Институтов Академии: экономики, геологии, физико-технического, биологии, химии, торфа, агро-почвоведенного, психоневрологии, Ботанического сада, а также других научно-исследовательских учреждений БССР» [10]. Таким образом, на нужды проекта должна была работать значительная часть академических

Смета на составление рабочей гипотезы «Большого Днепра», 1932 г.

Очистка русла реки Припять

организаций. Уже в середине 1933 г., после очередной конференции по проблеме «Большого Днепра», проект вышел на этап формирования рабочей гипотезы [11].

Эта тема называется одной из приоритетных для БАН уже в плане работы на 1933 г. Как подчеркивалось в нем, «проблема «Вялжага Дняпра» мае выклю-чнае значэньне для Беларус1 1 Украшы. Водны шлях даступны для руху марсюх судоу памiж Чорным i Бал-тыцюм морам1, забясьпечвае нябачаны эконом1чны 1 культурны рост БССР» [12]. В рамках проекта предполагалось изучение вопросов транспорта, энергетики, мелиорации, а также разработка технико-экономического обоснования рабочей гипотезы. Согласно постановлению Президиума БАН от 29 марта 1933 г., работы должны были начаться с исследования вопросов о достижении нужных глубин Днепра и Десны, о направлениях мелиоративных мероприятий на Припяти и ее притоках, реконструкционного улучшения Бе-резинской системы, проектирования подъездных путей по Свислочи к Минску.

Для скорейшей разработки теоретических оснований проекта был предложен новый для БАН исследовательский механизм - реализация программы комплексного экономического описания районов БССР. Она представляла собой всестороннее, комплексное, практически ориентированное изучение производительных сил республики и состояла из 14 пунктов,

каждый из которых предполагал подробную характеристику и оценку таких факторов, как трудовые ресурсы, промышленные объекты, типы поселений, сырьевые и энергетические средства, товарооборот, особенности хозяйственного уклада района.

Как Т. Домбаль отметил в докладной записке в СНК и Госплан БССР в 1933 г., экономическое описание районов имело решающее значение как для проблемы «Большого Днепра», так и для реализации задач второй пятилетки в целом. В связи с этим первый вице-президент БАН предложил внести изменения в деятельность Института экономики Академии. Работы по данной тематике должны были субсидироваться из бюджета, остальные же «по обслуживанию Госплана БССР, СНК, наркоматов и прочих учреждений могут быть финансированы на основе хозрасчетных договоров, с тем чтобы из экономического института на деле создать в ходе работ настоящий центр научно-планирующей мысли БССР» [13]. В целом на их проведение запрашивалось 375 тыс. руб. - довольно значительная сумма, учитывая, что заработная плата старшего научного сотрудника Института экономики БАН в тот период составляла порядка 500 руб.

Предложение Т. Домбаля отклонили, однако для реализации проекта в структуре Института экономики БАН была организована секция экономической географии. Поскольку объем предстоящей работы представлялся весьма значительным, а штатных сотрудников института явно не хватало для ее выполнения, к изучению районов привлекались специалисты других учреждений на договорной основе. В августе -

Схема предполагавшегося маршрута «Большого Днепра»

Президиум

Белорусской академии наук, 1934 г.

сентябре 1933 г. на заседании Президиума БАН были утверждены составы бригад, которых направляли в различные регионы страны для сбора информации. Результатом их работы стали подробные отчеты, представившие картину экономического состояния Беларуси в первой половине 1930-х.

К решению проблемы «Большого Днепра», в соответствии с постановлением Президиума БАН, были подключены различные академические институты. Сотрудники физико-математического занимались теоретической подготовкой устойчивости параллельной работы электростанций БССР. Институт агропочвове-дения и удобрений проводил исследования почвенного покрова поймы Днепра, биологии - составлял геоботаническое описание системы рек Оршица - Луче-са, Институт геологии и гидрогеологии трудился над созданием гидрогеологической карты БССР.

Кроме того, началось непосредственное исследование водных объектов Белорусской ССР. В частности, Гидрометеослужба республики в 1934 г. изучила режим рек Оболь, Дриса, Бесядь и некоторых других на предмет построения на них гидроэлектростанций. На 1935 г. была запланирована геологическая съемка в районе Орши и Витебска, а также по трассам проектировавшихся каналов на площади 2500 км2.

Однако в 1935-м интерес к проблеме «Большого Днепра» постепенно пошел на спад. Это можно объяснить рядом причин. В начале года Т. Домбаль, оставив посты вице-президента БАН и директора Института экономики, переехал в Москву, где стал работать заведующим кафедрой Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства. Он продолжал числиться в списках белорусских академиков, однако активного участия в исследованиях не принимал.

Контроль за реализацией проекта «Великого Днепра» передали из Института экономики БАН Совету по изучению производительных сил БССР и Комитету по реконструкции водного хозяйства БАН. В начале 1935 г. член комитета профессор О.С. Шестопал был направлен в УССР для координации работ по проекту между белорусскими и украинскими учеными. Оказалось, что с украинской стороны исключительное внимание уделялось изучению вопросов нижней части Днепра, проблеме орошения южно-украинской степи. Практически не рассматривался потенциал использования притоков Днепра, не просчитывались убытки от мелиоративных программ на территории БССР. Не было согласия и по вопросу о видах судов, которые

в перспективе должны были эксплуатировать систему искусственно построенных каналов [14]. Таким образом, к середине 1935 г. оставались несогласованными не только практический план мероприятий по проблеме «Большого Днепра», но и некоторые теоретические моменты.

Произошли изменения и в концептуальных подходах к идее эксплуатации реки. Расчеты показали, что для белорусской стороны более практично использование железной дороги Чернигов - Гомель - Жлобин -Рогачев - Могилев - Орша - Смоленск. От предполагавшихся затоплений могли пострадать территории, на которых учеными Академии наук были обнаружены и изучены значительные запасы торфа. В результате транспортную реконструкцию Верхнего Днепра признали неактуальной и продолжали рассматривать в качестве одного из направлений работы ученых БАН уже в разрезе потребностей республики в гидроэнергетических ресурсах.

Проект «Большой Днепр» в полной мере отражал тенденции своего времени, соответствуя приоритетным задачам социалистического строительства, движения по пути научно-технического прогресса. Он был амбициозным, но успехи строительства Днепрогэс позволяли с оптимизмом оценивать его перспективы. Проект действительно стал международным, в его разработке приняли участие ученые из РСФСР, УССР и БССР. И, несмотря на отсутствие его практического воплощения, научные исследования, проведенные учеными Белорусской академии наук в рамках работы над ним в середине 1930-х, позволили собрать весьма обширный материал по экономике, гидрогеологии, почвоведению и другим областям знаний.

СП1С ВЫКАРЫСТАНЫХ КРЫН1Ц

1. Центральный научный архив Национальной академии наук Беларуси (далее - ЦНА НАН Беларуси). Ф. 14. Оп. 1. Д. 27. Л.17.

2. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21. Л.35.

3. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 411. Л. 112.

4. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 14. Оп. 1. Д. 27. Л. 115а.

5. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21. Л. 37.

6. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 14. Оп. 1. Д. 171. Л. 3.

7. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 411. Л. 249.

8. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21. Л. 37.

9. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21. Л. 38.

10. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21. Л. 25.

11. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 21. Л. 68.

12. Вытворчы плян Беларускай Акадэми навук на 1933 год. Менск, Беларуская Акадэм1я навук.

13. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 1. Оп. 1. Д. 411. Л. 171.

14. ЦНА НАН Беларуси. Ф. 14. Оп. 1. Д. 174. Л. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.