ПРОДВИЖЕНИЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Л
Хо Мен Вхун, Ксения Евгеньевна РУСЕЦКАЯ,
заместитель генерального директора соискатель в аспирантуре ДВГУ, кафед-
«MIF co.,ltd», г. Пусан. ра политологии; учащаяся магистрату-
E-mail: [email protected] ры института Cesar Ritz, г. Владивосток.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам экономического сотрудничества Южной Кореи со странами Центрально-Азиатского региона.
Ключевые слова: Южная Корея, Центральная Азия, страны СНГ, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, экономическое сотрудничество, энергетические ресурсы.
Advancement of strategy of economic cooperation of South Korea with the countries of the Central Asia
Heo Myeung Whun («MIF co., ltd», the assistant to the general director),
X.E. Rusetskaya (the competitor in postgraduate study, Far-Eastern State University (the political science chair); Cesar Ritz institute magistracies).
The economic cooperation between South Korea and CIS nations of the Central Asia is accelerating further.
Key words: South Korea, Central Asia, CIS nations, Uzbekistan, Kazakhstan, Turkmenistan, economic cooperation, energy resources.
Экономическое сотрудничество Южной Кореи со странами ЦентральноАзиатского региона носит взаимовыгодный характер. Республике Корея для непрерывного экономического развития необходимы энергетические ресурсы и новые внешние рынки в Средней Азии. В свою очередь, странам Центральной Азии (ЦА) Сеул нужен в качестве нового партнёра в экономическом развитии, поскольку значительное количество энергетических и минеральных ресурсов у стран, промышленность которых ориентирована на добычу природных ископаемых, — предел в развитии. Кроме того, устаревшие автодороги, железные дороги, аэропорты, неразвитость инфраструктуры, незначительность капитала, вложенного в социальную сферу, становятся помехой для создания и продвижения новых производств [12, p. 15]. Следовательно, Южная Корея для данных стран является приоритетным партнёром,
обладающим передовыми технологиями, капиталом, техническими средствами и огромным опытом в создании инфраструктуры, строительстве авто- и железных дорог. Развитие данных направлений значимо для всех стран Центральной Азии.
В ответ на визит президента Республики Корея Ли Мён Бака в мае 2009 г в ведущие страны Центральной Азии — Узбекистан и Казахстан — президент Узбекистана Ислам Каримов в феврале 2010 г., а в апреле президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетили с ответным официальным визитом Сеул. Эти встречи послужили ускорению экономического сотрудничества Южной Кореи со странами СНГ в Центральной Азии.
Наряду с созданием новых рынков для непрерывного экономического развития в долгосрочной перспективе обе стороны преследовали и другие цели: Республика Корея — обеспечение энергетической и ресурсной безопасности; Узбекистан и Казахстан — создание и развитие добывающей промышленности для привлечения иностранного капитала и учреждения предприятий, производящих продукцию для внутреннего рынка.
Казахстан и Узбекистан, проводя модернизацию и диверсификацию промышленности с использованием богатых энергетических и минеральных ресурсов, проявили большую заинтересованность в развитии сельских районов, создании мелких и средних предприятий, развитии инфраструктуры и выразили надежду на активное участие Кореи в решении данных вопросов. Эти надежды оправданы, поскольку в случае успешной реализации этого плана к 2020 г. в Центральной Азии возможно появление новых больших рынков.
Таким образом, сотрудничество между сторонами непрерывно растёт; однако потенциал в отношениях до сих пор полностью не раскрыт, что обуславливает необходимость грамотного проведения стратегии обоюдного сближения с учётом особенностей каждой из них. Для этого изучается текущее положение в экономическом сотрудничестве между Республикой Корея и странами Центральной Азии, а также определяется наиболее эффективное направление, в котором следует двигаться для оптимально благоприятного экономического развития стран [11. Р. 41].
ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
После распада Советского Союза в 1991 г. и формирования СНГ произошёл пересмотр «шёлкового пути», являвшегося основой торгового взаимодействия между Востоком и Западом. Укреплению геополитической значимости центральной части Евроазиатского материка способствовало также богатство данного района стратегическими природными ресурсами (нефтью, природным газом, золотом, хлопком, ураном, медью и др.), а также наличие значительных запасов энергетических ресурсов в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане.
Среди стран СНГ Казахстан по площади занимает второе место после России. На побережье Каспийского моря находятся месторождения нефти и природного газа, Караганда знаменита своими медными и урановыми залежами. С советских времён ведутся поставки в Россию золота, свинца, меди, хрома, урана и т.д. Основу развития сельского хозяйства составляет экспорт
зерновых культур. Третье место в мире по запасам природного газа занимает Туркменистан. Полностью обеспечивает свои внутренние потребности в энергетических ресурсах уже достаточно долгое время Узбекистан. Однако после того, как были разведаны новые нефтяные месторождения, эта страна готова стать экспортёром нефти.
Энергетические ресурсы Киргизстана и Таджикистана довольно скудны, однако здесь сосредоточено большое количество урановой руды. Эти страны обладают высоким экспортным потенциалом гидроэнергии, в то время как Центральная Азия водными ресурсами не обеспечена.
Сегодня этому региону придаётся важное значение в вопросах решения сложнейших геополитических проблем. В свете изменений международного порядка и сохранения безопасности от террористических атак не только страны, входящие в СНГ, но и США, страны Евросоюза, АТР признают высокую геополитическую значимость Центрально-Азиатского региона, обладающего залежами природных ископаемых. В настоящее время страны Центральной Азии сотрудничают с Российской Федерацией, КНР, США, странами ЕС, Турцией, Саудовской Аравией и другими государствами Ближнего Востока, а также с Японией, Индией, Пакистаном.
Центрально-Азиатский регион крайне важен для Южной Кореи с точки зрения плацдарма для выхода на Россию и побережье Каспийского моря, для проникновения в исламскую культурную зону Северной Африки, а также для выхода на Ближний Восток и Юго-Западную Азию. Кроме того, сотрудничество со странами региона предоставляет возможность республике выйти на новые рынки и обеспечит этой стране, лишённой природных ископаемых, ресурсную безопасность.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СЕГОДНЯ
В последнее время отношения между Республикой Корея и странами Центральной Азии широко развиваются в областях политики, экономики, культуры, образования и т.д. [10, р. 50]. Президенты Республики Корея и Казахстана Ли Мён Бак и Нурсултан Назарбаев в мае 2009 г. во время переговоров на высшем уровне выработали «план действий для продвижения сотрудничества между двумя странами», включающий проекты в различных областях — энергетике, банковской сфере, развития инфраструктуры, строительства, культуры, труда, здравоохранения и др. Также было решено расширить «отношения стратегического партнёрства», что позволит укрепить сотрудничество в таких областях, как политика, экономика, человеческие отношения и др. [2].
Для участия в указанных переговорах корейская делегация открыла «корейско-казахстанский бизнес-форум нового роста» для развития инфраструктуры, совместного освоения природных ресурсов Казахстана и знакомства с экономической сферой страны. Президент Корейской энергетической корпорации Ким Санг Су и президент компании LG Ха Йонг Понг выступили с докладами, посвящёнными успешным примерам инвестиций в Казахстан в последнее время, привлечению капиталов, способствующих его экономическому развитию, совместному освоению технологий и производительных мощностей корейских предприятий. В свою очередь председатель
инвестиционного фонда Казахстана Тимур Макаров и другие представители данной стороны подробно рассказали об инвестиционном климате в энергетической области, о плане по созданию инфраструктуры в каждой из сфер деятельности страны, а также высказались за увеличение инвестиций корейских предприятий [9, р. 2].
Активно развивается сотрудничество стран в области энергетики. Так, в ходе пятого заседания совместного комитета по экономическому сотрудничеству, прошедшего в марте 2010 г. в Алма-Ате с участием замминистра иностранных дел и внешней торговли Кореи Ли Ён Чжуна и министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Дуйсенбая Турганова, стороны ознакомились с работами по строительству ТЭЦ в г. Балхаше стоимостью в 2 млрд. 500 млн. дол. и с ходом совместной разработки нефтяного месторождения Джамбул объёмом в 1 млрд. баррелей, рассмотрели концептуальные вопросы дальнейшего расширения сотрудничества, а также решили активизировать сотрудничество в области возобновляемой энергетики, строительстве малых и средних ядерных реакторов, в проекте строительства ста больниц в Казахстане и закупки южнокорейских судов [5].
В апреле 2010 г. переговоры президентов двух стран состоялись в Сеуле. Стороны договорились сотрудничать в разработке месторождений урана и нефти на территории Казахстана, в оборонной промышленности, сферах информационных технологий, сельского хозяйства, транспорта и здравоохранения.
В мае 2009 г. в Ташкенте состоялся южнокорейско-узбекистанский саммит, по итогам которого принята совместная декларация из 12-ти пунктов, определившая новые сферы сотрудничества, а также подписаны 16 протоколов о намерениях и межправительственных соглашений. Президенты Ли Мён Бак и Ислам Каримов подтвердили приверженность курсу на укрепление двустороннего стратегического партнёрства, одобрили проекты сотрудничества в области добычи природных ресурсов.
Совместная декларация призывает правительства, парламенты экономические и общественные организации двух стран укреплять связи в соответствующих сферах. Президенты договорились сотрудничать в таких областях как добыча полезных ископаемых, строительство, информационные технологии, производство автомобилей, текстильная промышленность, сельское хозяйство и охрана окружающей среды, а также увеличить инвестиции и оказать поддержку бизнесменам. Семь из 16-ти соглашений и протоколов о намерениях, подписанных в Ташкенте, касаются энергетики и освоения природных ресурсов, три — производственной и финансовой сфер, шесть — транспорта и логистики. Детальные планы разработаны в сферах добычи полезных ископаемых и строительства промышленных предприятий. В частности, важное значение имеет протокол о намерениях по разведке запасов нефти в Наманганской области, подписанный Корейской национальной нефтяной корпорацией и компанией «Узбекнефтегаз». Благодаря этой договорённости, южнокорейская компания будет впервые осуществлять в Центральной Азии энергетический проект, в котором ей принадлежат все 100 процентов акций. Республика Корея получит необходимые ей энергоресурсы, а Узбекистан — современные технологии и поддержку в экономическом развитии.
Таким образом, состоявшиеся в Ташкенте переговоры на высшем уровне оказались успешными для обеих сторон [3].
Также ярким примером продуктивного взаимодействия сторон может служить подписание двустороннего инвестиционного соглашения в феврале с.г. о строительстве химического комбината и совместной разработке газового месторождения Сургиль на западе Узбекистана. В рамках проекта стоимостью 4 млрд. дол. будет построен крупный газо-химический комплекс. Договорённость об этом достигнута в ходе состоявшегося в Сеуле южнокорейско-узбекистанского саммита, где президенты двух стран Ли Мён Бак и Ислам Каримов выразили удовлетворение достигнутым уровнем двустороннего экономического и политического сотрудничества, договорились приложить дополнительные усилия для выведения отношений между Сеулом и Ташкентом на уровень стратегического партнёрства [4].
В феврале 2010 г. прошли корейско-узбекские переговоры на высшем уровне, на которых была дана положительная оценка укреплению сотрудничества двух стран в таких областях, как нефть, газ, нефтехимия, строительство, информация, сельское хозяйство, окружающая среда и др. Обе стороны подтвердили готовность к сотрудничеству для достижения «отношений стратегического партнёрства».
Так, обмены в сфере туризма в 2009 г. составили около 30 тыс. чел., в области торговли — 1 млрд. 200 млн. дол. США; инвестиции Республики Корея в Узбекистан достигли 1 млрд. 100 млн. дол., находящиеся в данное время в Узбекистане граждане Кореи активно ведут деятельность примерно на 150 предприятиях.
Главной причиной того, что отношения между двумя странами так активно развиваются, является благоприятная экономическая модель взаимодействия. Если в дальнейшем удастся объединить опыт экономического развития, технологии и капитал Республики Корея с богатыми природными и человеческими ресурсами Узбекистана, то потенциал сотрудничества двух стран может быть реализован с максимальной эффективностью [6, p. 1].
В настоящее время группа Ханджин совместно с правительством Узбекистана ведёт работу над «проектом Навои», призванным возродить новый «шёлковый путь» в XXI в. Уже подписано соглашение о передаче аэропорта г. Навои в Узбекистане под управление авиакомпании «Korean Air». Документ подписали директор Национальной авиакомпании «Узбекистан хаво йулла-ри» Валерий Тян и президент авиакомпании «Korean Air» Ли Чон Хи. В соответствии с документом, корейский авиаперевозчик возьмёт в управление аэропорт Навои для создания здесь международного центра логистики. Самая главная задача — это превращение аэропорта города Навои в транспортный узел международного значения (чтобы в перспективе перевозить через него свыше 1 млн. т грузов в год), сказал журналистам президент Korean Air. По его словам, в аэропорту Навои, который расположен на перекрёстке воздушных путей из Азии в Европу, будут аккумулироваться грузы из Юго-Восточной Азии и центральноазиатских стран для их дальнейшей отправки в Европу, а также грузы из Европы для их дальнейшей переправки [1].
Развиваются совместные предприятия стран Центральной Азии и Южной Кореи и в научно-технической области. Так, делегация из Киргизстана, посетившая в сентябре 2009 г. Отдел Экономических Знаний, совещание Корейского технопарка и технопарк в провинции Южная Чхунгчхонг, заключила с корейской стороной соглашение о возможности работы в STP
(научнотехнической зоне). Проректор Киргизского Государственного университета и глава делегации Каримов сказал: «Работа в технопарке провинции Южная Чхунгчхонг, который является одним из моделей технопарков Кореи, заинтересовала президента и он отдал рабочие указания. На повестке визита в Корею находится тщательное изучение юридической, налоговой систем, планируется создать детальные планы по стратегии образования технопарков, строительные планы, а также планы по привлечению капитала».
Также хочется отметить, что южнокорейская администрация не осталась безучастной к трагическим событиям в Таджикистане и Киргизстане. Сеул выделил по нескольку миллионов долларов США для оказания гуманитарной помощи жертвам стихийного бедствия в мае 2010 г. в Таджикистане и жертвам политического кризиса в Киргизии в июне 2010 г.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В эпоху нехватки энергетических ресурсов вопрос сохранения энергетической безопасности является приоритетным. Нефтяные месторождения Центральной Азии занимают удобное географическое положение, находясь в непосредственной близости к крупнейшим потребителям Европы, Индии и Азии. В этом отношении нефтяные месторождения Африки или Южной Америки им проигрывают. Следовательно, энергетические ресурсы региона, где находятся и ещё не разработанные нефтяные месторождения Каспийского моря и др., имеют предпочтительные перспективы для продаж.
Корея занимает четвёртое место в мире по потреблению энергии. Поэтому требуется активная стратегия безопасности энергетических ресурсов и прежде всего, необходимы стратегические инвестиции со стороны правительства и нефтяных компаний. (Как мы знаем, китайская стратегия также предполагает крупные финансовые инвестиции в нефтегазовое развитие).
Формирование консорциума частных предприятий имеет малые масштабы, сложности в планировании и большие риски. Следовательно, если опираться на частный сектор, есть вероятность упустить шанс для выхода на рынок. В частности, большинство стран Центральной Азии, а также Азербайджан, имеют как правительственные, так и общественные органы, связанные с освоением нефти и газа. После проведения консультаций по Каспию, освоение которого затруднено из-за неурегулированности прав собственности, целесообразным представляется принять активное участие в разработке и изучении на месте энергетической составляющей, поскольку при инвестировании в мелкие и средние нефтяные месторождения со стороны международных нефтяных компаний потребуются небольшие инвестиции других участников, что может быть применимо в настоящее время к Республике Корея с вытекающей из этого подготовкой инвестиционных планов.
Центральная Азия, быстро развивающаяся за счёт притока нефтедолларов, является опорным пунктом для выхода на Европу, Ближний Восток, Юг России и Запад Китая. Следовательно, необходима стратегия, учитывающая связь с развитием Индии, Юга России и Западом Китая — стран, обладающих огромными новыми рынками и экономическими правами на новый «шёл ко вый путь».
Общие черты стратегии выхода на Центральную Азию со стороны Японии, Китая и Турции кратко можно изложить следующим образом: принятие дорожной карты и стратегия выхода на правительственном уровне, предоставление информации и смелые финансовые средства, сопровождение гражданских рисков и др. С другой стороны, Южная Корея в настоящее время целиком опирается на гражданский сектор. Поэтому перспективным является вариант, при котором правительство возьмёт на себя главную роль при решении вопроса выхода в такой большой регион. Предпочтительным представляется подход, выбранный Японией: строительство заводов, создание инфраструктуры, комплексное инвестирование вместе с предоставлением займов с льготным периодом в 5 лет и погашением в 20 лет. Существует также необходимость создания и выполнения плана по кредитам через экспортно-импортные банки с использованием накопленных Южной Кореей валютных средств.
Следует реализовывать государственные планы выхода в регион с возможностью достижения желаемого эффекта за короткий промежуток времени. Речь идёт, в том числе, о предоставлении правительственных займов для поддержки малого строительства в новых городах Казахстана, Узбекистана и других стран ЦА как одном из эффективных альтернативных видов поддержки. В рамках использования данных займов разумным будет выход концерна Дэу на рынок Узбекистана.
Это и есть комплексная стратегия сотрудничества, которая может объединить все направления выхода на Центральную Азию и которой в настоящее время придерживается правительство Республики Корея. Акцент на строительстве новых городов (в чём Сеул, к слову, имеет богатый опыт) значим ещё и потому, что данное направление создаёт основу для энергетической диверсификации, создания крупного транзитного логистического центра, развитие инфраструктуры этого региона и освоение данного рынка. Государства Центральной Азии, в свою очередь, понимают важность государственной задачи по улучшению состояния устаревшего жилищного фонда, построенного во времена Советского Союза. Это позволяет сделать вывод о взаимной выгоде такого подхода.
СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА В РЕГИОН
Центрально-Азиатский регион с точки зрения величины инвестиций и рисков со стороны частных предприятий является крупнозатратным. Поэтому для подготовки основы создания новых экспортных рынков и осуществления политики ресурсной безопасности Республике Корея требуется разработать комплексную и реальную стратегию выхода в Центрально-Азиатский регион, как на уровне как правительства, так и частных предприятий [7, р. 210]. Необходимы поступательное развитие деловых отношений и поиск взаимопонимания по ключевым вопросам с Казахстаном. В Киргизстане из-за низких объёмов рынка и скудных природных ресурсов эффективным видится использование в качестве основы для выхода на Запад Китая таких отраслей экономики, как туризм и молочное хозяйство, сосредоточение на поддержке предприятий этнических корейцев.
Перспективно сотрудничество в энергетике с Узбекистаном и Туркменистаном, где, однако, существенен уровень коррупции политической власти, слабо идут рыночные реформы. Данные факторы обусловливают наличие политических и общественных рисков. Следовательно, для удачного выхода частных предприятий в этот регион необходимы гарантии и меры безопасности со стороны правительства [13 p. 2].
Учитывая всё более возрастающее политическое и экономическое значение стран Центральной Азии в мире, Республике Корея будет выгодно усиление тесного делового сотрудничества с государствами данного региона, а также изучение их взаимодействия в рамках многостороннего диалога. Принимая во внимание условия политических и общественных рисков (здесь не развиты свободные экономические рынки, высок уровень коррупции и присутствие наркотрафика), необходима выработка путей решения данных проблем.
Центральная Азия — регион, в котором существует конкуренция за влияние между мировыми и региональными державами, поэтому следует принять план выхода в регион, который бы не обострял отношения с Китаем и Россией. Корейским компаниям и предприятиям можно рекомендовать как наиболее эффективный путь — это сотрудничество с государственными компаниями Китая и предприятиями России в совместном освоении рынков ЦА. В частности это может быть долевое участие в совместных энергетических проектах [8, p. 23].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
KBS Global: информационный ресурс. URL: http://english.kbs.co.kr/News/News/ News_view.html?id=In&No=61833 (дата обращения: 10.12.2008).
KBS Global: информационный ресурс. URL: http://english.kbs.co.kr/News/News/ News_view.html?id=In&No=62111 (дата обращения: 14.05.2009).
KBS Global: информационный ресурс. URL: http://english.kbs.co.kr/News/News/ News_view.html?id=In&No=70005 (дата обращения: 21.05.2009).
KBS Global: информационный ресурс. URL: http://english.kbs.co.kr/News/News/ News_view.html?id=In&No=72134 (дата обращения: 11.02.2010).
KBS Global: информационный ресурс. URL: http://english.kbs.co.kr/News/News/ News_view.html?id=In&No=73231 (дата обращения: 1703.2010).
«21 century Silk road» Korea-Uzbekistan will open Gyeon Jemin the Korean Ambassador to Uzbekistan // The Financial News. 2010. Feb.7th. P. 1.
A study of partnerships for launching expansion into the Central Asia // International Local Study. 2009. Vol. 13, ed. 2. P. 196—219.
CIS and Korea: Situation and Direction of Cooperation // Jo Seongwoan. North Korea.
December edition. 2000. P. 20—29.
Korea-Kazakhstan inrush omnidirectional cooperative system // Yeonhap News. 2009. May 13th. P. 2.
The analysis of resources and energy in the Central Asia & policy implication // Jo Yeong-goan. Bull. Of Korea Institute International Economy Policy, Jan. 2009. P. 46—53.
The economy situation and prospect of CIS 5 countries in the Central Asia // Han Jongman.
The Korean association of political science and communication. Seoul, 2007 P. 22—50. The skull session materials of market change and launching strategy in CIS countries // KOTRA. 2009. P. 14—19.
Turkmenistan expects Korea’s active investment in the field of energy and railroad // Joong-Ang Daily. 2009. Apr. 4th. P. 2.