Экономические науки
УДК: 37
Гребенникова И. Ю.
Студентка,
Южный федеральный университет
ПРОДВИЖЕНИЕ КОЛЛЕДЖА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе рассмотрено продвижение колледжа на рынке образовательных услуг среднего профессионального образования на примере Ростовского торгово-экономического колледжа. Разработан план программы продвижения, выделены миссия и цели колледжа, определены целевые группы, выделены основные направления в работе с социальными партнерами, обоснована необходимость проведения рекламной кампании посредством СМИ, представлен план мероприятий по реализации программы продвижения, определены сроки проведения запланированных мероприятий.
Ключевые слова: программа продвижения, колледж, среднее профессиональное образование, рынок образовательных услуг.
Развитие рынка образовательных услуг делает все более актуальной проблему разработки программы продвижения учебного заведения. Это связано с тем, что одной из важнейших реалий развития современного образования является рост числа негосударственных учебных заведений и как альтернатива этому — увеличение доли коммерческого приема студентов в государственные вузы.
Все это вызывает обострение конкурентной борьбы, диктует необходимость поиска новых путей повышения привлекательности собственных предложений на рынке образовательных услуг. Важно не только научиться находить и привлекать новых потребителей, но и адаптировать свои усилия к действиям конкурентов. Помимо этого, необходимость использования маркетингового подхода в области предложения образовательных услуг вызвана тем, что государственный бюджет не может в полном объеме финансировать все затраты вузов (в том числе приобретение современного оборудования, вычислительной техники), предоставить достойную оплату труда высококвалифицированных кадров, оплачивать коммунальные услуги по все возрастающим тарифам и т. п.[1].
Разработкой программы продвижения Ростовского торгово-экономического колледжа занимается отдел маркетинга, созданный в соответствии с требованиями современного рынка образовательных услуг, а также для наиболее полного удовлетворения потребностей общества, коммерческих организаций и частных лиц в образовательных услугах. Общий план разработки программы продвижения колледжа представлен на рисунке 1.
Миссия Ростовского торгово-экономического колледжа состоит в построении образовательного процесса на принципах опережающего образования, определении в качестве главного результата достижения социальной и профессиональной компетентности выпускника, адекватной современным требованиям общества и экономики.
Цели Ростовского торгово-экономического колледжа включают в себя:
-оперативное реагирование на потребности общества и государства, региона в специалистах среднего звена;
-обеспечение высокого качества образования;
-разработка и реализация интеллектуальных продуктов и услуг, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров;
-развитие новых образовательных форм и технологий;
-развитие научного творчества студентов.
1 | Анализ рынка СПО И
__
| Определение целей и стратегии развития колледжа И
■; 1
1 --- и
_\/_
1 Разработка мероприятий по продвижению колледжа И
;
1 Определение сроков выполнения плана продвижения |
■у
Разработка бюджета программы продвижения 1
! 1. Ч/
1 Реализация программы продвижения |
Рисунок 1. — План программы продвижения РТЭК
Для достижения целей колледжа необходимо решить следующие задачи:
1) модернизация образовательного процесса, включающая создание современной системы управления и контроля качества образования, совершенствование содержания и технологий образования;
2) модернизация научно-исследовательской деятельности, предусматривающая активизацию научно-исследовательской деятельности путем консолидации усилий преподавателей в развитии интеллектуально -творческого потенциала личности студентов;
3) укрепление кадрового потенциала, контингента обучающихся и сообщества выпускников филиала, предполагающее обновление кадрового состава, стимулирование эффективной профессиональной деятельности педагогического персонала, создание системы работы с талантливой молодежью и выпускниками филиала, оптимизацию профессионально- квалификационной подготовки кадров;
4) модернизация инфраструктуры, направленная на обеспечение условий для продуктивной и творческой работы персонала, улучшение материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, совершенствование внутренней информационной системы управления филиалом;
5) совершенствование организационной структуры и повышение эффективности управления, предполагающее внедрение современных технологий стратегического менеджмента, менеджмента качества и бюджетирования, формирование современной корпоративной культуры.
При разработке программы продвижения колледжа, важным этапом является определение целевых групп, от которых зависит существование и успешное
функционирование организации. Были выявлены следующие целевые аудитории: абитуриенты, родители, студенты, сотрудники колледжа, социальные партнеры и общественность.
Потенциальные потребители образовательных услуг представляют собой 3 группы: выпускники 9 классов; выпускники 11 классов; взрослые люди, которые хотят получить дополнительное образование заочно. Из категорий клиентов Ростовского торгово-экономического колледжа условно можно выделить основную — выпускники 9 и 11 классов. При разработке программы по привлечению абитуриентов необходимо учитывать гендерные различия, место проживания (город-область), распределение приоритетов в отношении профессиональной направленности.
Родители абитуриентов представляют важный сегмент целевой аудитории колледжа, так как оказывают непосредственное влияние на профессиональное самоопределение своих детей. Важными критериями, которые необходимо учесть при формировании заинтересованности у родителей, являются степень материальной обеспеченности и уровень образования.
С целью привлечения абитуриентов и их родителей, программа продвижения колледжа подразумевает проведение рекламной кампании в городе и области; обеспечение подачи рекламной информации с учетом представления потребителей о качестве и разнообразии образовательных услуг; размещение в рекламной продукции информации о заявленной миссии и целях колледжа (отражающих интересы потребителей), подчеркивающей общественный статус потребителей.
К внутренней контактной аудитории относятся студенты и сотрудники колледжа. Кадровый состав колледжа представлен руководством колледжа (8 человек) и педагогическим составом (62 человека). Численность обучающихся в колледже (без филиала) на 01.04.2016г. составляет 1098 человек, в том числе 811 человек по дневной форме обучения, 287 человек — по заочной форме обучения. Из общего контингента студентов 195 обучаются с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. 639 человек (79%) дневной формы обучаются за счет средств областного бюджета, 172 человека (21%) обучаются с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
По заочной форме обучения: 264 человека (92 %) обучается за счет средств областного бюджета, 23 человека (8%) — с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами [2].
С целью проведения успешной программы продвижения проводится внедрение в сознание сотрудников четких представлений о миссии и целях колледжа, разработки по улучшению эффективности работы; внедрение системы обучения персонала, направленной на повышение его профессионального и культурного уровня; внедрение системы информирования персонала о задачах, решаемых центром с целью повышения уровня информационной открытости руководства.
Социальными партнерами Ростовского торгово-экономического колледжа являются Департамент потребительского рынка Ростовской области, Союз работодателей Ростовской области, образовательные учреждения начального и высшего профессионального образования, общественные организации, организации оптово-розничной торговли, ресторанно-гостиничные комплексы, логистические компании.
В рамках реализации программы продвижения необходимо обеспечение возможности ознакомления партнеров с миссией и целями колледжа; формирование высокой деловой репутации путем обеспечения строгого выполнения договорных обязательств.
Основными направлениями в работе с социальными партнерами сегодня являются:
• Предоставление мест производственной практики, а в дальнейшем возможного трудоустройства выпускников.
• Участие работодателей в государственной (итоговой) аттестации выпускников в качестве председателей экзаменационных комиссий.
• Рецензирование выпускных квалификационных работ.
• Привлечение высококвалифицированных кадров предприятий к организации образовательного процесса в условиях колледжа и реального производства.
• Согласование содержания образовательных программ по спецдисциплинам и производственной практике.
• Участие социальных партнеров в работе научно-практических конференций, семинарах по организации профессиональной подготовки по профилю обучения, по обмену опытом.
• Участие работодателей в укреплении учебно-производственной базы подготовки кадров в колледже.
Формирование положительного имиджа колледжа в глазах общественности зависит от грамотной политики позиционирования его на рынке образовательных услуг. Важным пунктом формирования данной политики является сотрудничество с СМИ. В рамках сотрудничества предполагается проведение рекламной кампании по средствам презентации и публикацией информации о миссии и целях колледжа (с учетом интересов общественности), деловой репутации колледжа, участии колледжа в различных региональных и всероссийских образовательных фестивалях и проектах.
Работа маркетинговой службы колледжа предполагает создание долговременных устойчивых взаимовыгодных отношений между всеми участниками и потребителями образовательных услуг с целью эффективного удовлетворения потребностей: личности — в образовании; колледжа — в развитии; предприятий-заказчиков — в росте кадрового потенциала; общества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Для реализации данной стратегии и продвижения колледжа на рынке образовательных услуг был разработан план маркетинговых мероприятий, представленный в таблице 1.
Таблица 1. План основных мероприятий отдела маркетинга колледжа на 2016-2017 учебный год_
№ пп Наименование мероприятий Результат работы
Профильная и профориентационная работа
1. Дни открытых дверей Привлечение наибольшего количества абитуриентов
2. Выступление работников колледжа в школах (взаимодействие с учащимися и их родителями) города и области формирование системы непрерывного профессионального образования «школа -колледж-вуз-предприятие»
3. Организация маркетинговых акций в отдаленных районах области Популяризация образовательных услуг РТЭК, профориентационная работа
Формирование имиджа, активное позиционирование колледжа в социально-культурную и образовательную структуру региона
4. Проведение маркетингового исследования «РТЭК глазами преподавателей и студентов» оптимизация учебно- воспитательного процесса; формирование продуктивного межличностного взаимодействия на уровне «педагог-студент»
5. Сотрудничество с ВУЗами, обр. учреждениями НПО Формирование системы непрерывного профессионального образования
Продолжение табл.1
6. Реклама образовательных услуг РТЭК в СМИ 1. ТУ-реклама ; 2.радио-реклама; 3.интернет-реклама; ; Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. Успешное функционирование колледжа на р ынке образ овательных услуг р егиона
7. Подготовка информационных материалов для распространения в школах города и области Реклама образовательных услуг РТЭК, привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг
8. Организация студенческого конкурса «Моя профессия -мое будущее" формирование у студентов навыков проектирования профессиональной карьеры, анализа рынка труда, формирование опыта участия в конкурсах.
9. Организация участия РТЭК в следующих региональных и всероссийских образовательных фестивалях и проектах Обмен опытом работы, повышение профессионального уровня. Развитие социального партнерства. Формирование достойного имиджа колледжа.
Трудоустройство и адаптация выпускников к рынку труда
10. Заключение соглашений о социальном партнерстве с работодателями Обеспечение студентов колледжа местами для прохождения производственной практики, стажировок и содействие трудоустройству
11. Заключение договоров о трудоустройстве выпускников РТЭК с предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами Трудоустройство выпускников
Основная часть мероприятий запланирована на март-май (выступления работников колледжа в школах, проведение маркетинговых акций, выпуск обновленных буклетов, реклама в СМИ, участие в социальных акциях и благотворительной деятельности, участие в региональных и всероссийских фестивалях и акциях). Профориентационная деятельность наиболее эффективна в данный период, так как основная целевая аудитория (выпускники 911 классов) именно в этот период делают окончательный выбор образовательного учреждения. Проведение работы с сотрудниками и студентами колледжа запланировано на сентябрь-декабрь. За этот период планируется провести маркетинговое исследование «РТЭК глазами преподавателей и студентов», студенческий конкурс «Моя профессия — мое будущее», разработку программ по переподготовке и квалификации кадров. В течение всего года будет поддерживаться сотрудничество с ВУЗами, образовательными учреждениями НПО, проводиться заключение соглашений и договоров о социальном партнерстве с работодателями и о трудоустройстве выпускников, организовываться взаимодействие колледжа с общественностью города и области.
Литература
1. Нетесова, А. В. Маркетинговые исследования многопрофильных потребителей образовательных услуг /А. В. Нетесова //Экономика, статистика и информатика. — 2011. — № 2. — С. 86-89
2. Отчет о самообследовании ГБПОУ РО «Ростовский торгово-экономический колледж». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://rtek.info/wp-соП;еП;/ир1оаё8/2015/11^ске^о-8атооЬ81еёоуапи-2016-§оё.рёГ