ПРОДВИЖЕНИЕ БРЕНДОВ В ФЭШН-ИНДУСТРИИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Часть 2. Инструменты продвижения брендов модных домов*
Шевченко Дмитрий Анатольевич,
д. э. н., профессор, Российский государственный гуманитарный университет, почетный член Гильдии маркетологов [email protected]
Настоящая статья посвящена исследованию коммуникационных стратегий, которые используются фирмами на рынке модной индустрии, преимущественно, средствами связей с общественностью. Автор на конкретных примерах анализирует целесообразность и эффективность различных маркетинговых способов и инструментов продвижения модными домами своих брендов на рынок. Автор стремится обратить внимание специалистов маркетинга на недооценку в этой сфере бизнеса использования связей с общественностью (Р1к).
Ключевые слова: коммуникационные стратегии; связи с общественностью - Р1?; индустрия моды; фэшн-бизнес; модный дом; от-кутюр; прет-а-порте; фэшн-ретейл; целевая аудитория фэшн-индустрии; потребители моды; позиционирование моды, сегментирование рынка моды; брендинг в фэшн-индустрии.
В первой части статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала, были рассмотрены коммуникационные стратегии в индустрии моды и подчеркнута особая роль РЯ среди них. Во второй части рассмотрены инструменты продвижения на конкретных примерах.
Посмотрим, в частности, на примере успешного МД (Модного Дома) УвН, какими инструментами МД добивается известности и прибыльности. Одним из видов РЯ, применяемым МД, является благотворительность, о чем сообщается на официальном сайте и публикуется в электронных СМИ. Благотворительность в корне отличается от других видов деятельности именно тем, что она сама собой является взаимовыгодным сотрудничеством обеих сторон. Интересы субъектов общественности понятны — они получают средства на воплощение своей идеи, и в то же время заручаются поддержкой иногда могу-
щественной организации, ее именем и репутацией. Организации принимают участие в благотворительных проектах по другим причинам. Во-первых, это дает возможность в очередной раз на новой площадке донести информацию до потенциальных клиентов о своих услугах и деятельности. Такая деятельность представляет собой составную часть интегрированных маркетинговых коммуникаций. Во-вторых, причиной участия организации в значимых для населения программах и проектах как раз и является создание и укрепление положительного имиджа МД в умах широкой общественности [1].
Менеджмент МД при выборе объекта благотворительности или спонсорской поддержки ориентируется на местные, муниципальные или региональные власти. По этим причинам МД УБИ и занимается спонсорской деятельностью в виде предоставления услуг, оказываемых на безвозмездной основе пенсионерам, инвалидам
и детям из малообеспеченных семей. Подобные проекты можно отнести к чисто социальному направлению. В мае 2012 года модный дом УвН совместно с управой района предложили воспользоваться услугами ателье по починке одежды ветеранам и участникам Великой Отечественной войны. Для реализации акции были изготовлены информационные плакаты и размещена информация в районной газете. Руководитель УвН получила благодарность от префекта за вклад в социальную работу города, что послужило информационным поводом для СМИ, которые опубликовали об этом информацию в нескольких печатных СМИ. Эти статьи были продублированы на сайте МД.
МД УвН берет к себе на стажировку студентов старших курсов и выпускников специализированных вузов, что, в свою очередь, является образовательным направлением спонсорской деятельности организации. В 2013 году ме-
* Окончание. Начало см.: Практический маркетинг. 2014. № 5.
сячную стажировку в Модном доме прошли 16 студентов 4-го курса МГТУ им. А.Н.Косыгина. По итогам стажировок всем студентам были вручены сертификаты от руководителя МД УвН. Информация о стажировке была опубликована на официальном сайте Модного дома и на официальном сайте университета МГТУ им. А.Н.Косыгина.
МД принимает участие в крупных спонсорских проектах, которые проводятся при поддержке Ассоциации высокой моды, властей г. Москвы, с участием известных актеров, журналистов, именитых дизайнеров, стилистов, владельцев модных домов России и меценатов. В 2013 году уже в пятый раз в Москве проводится общегородская благотворительная акция: «Поможем подготовиться к школьному балу». Акция проводится по инициативе Департамента социальной защиты населения города Москвы и дома моды УвН. Цель акции — помочь выпускникам московских школ из многодетных семей, из семей со скромным достатком и сиротам подготовиться к выпускному балу. За прошедшие годы уже 5 тыс. таких выпускников получили в подарок нарядные платья и костюмы, обувь и аксессуары, что позволило этим ребятам выйти навстречу своей взрослой жизни такими же красивыми и уверенными, как их более благополучные сверстники. По примеру Москвы подобные акции стали проходить и в других российских городах. С каждым годом у Акции «Поможем подготовиться к школьному балу» появляется все больше участников и партнеров. Свои праздничные наряды передали в фонд акции популярные спортсмены, артисты театра, кино и эстрады, деятели искусства, дизайнеры и стилисты. Профессиональ-
ные стилисты работают индивидуально с каждым выпускником и подбирают им подходящий наряд и аксессуары, девочкам — макияж и прически. Постоянными партнерами акции выступают Ассоциация высокой моды, прет-а-порте и Неделя моды в Москве.
Спонсорское участие в мероприятиях обеспечивает МД общественное одобрение и вызывает интерес целевых аудиторий. Спонсорство не следует рассматривать в качестве филантропической деятельности. Это направление РЯ способствует решению задачи продвижения репутации МД и ее продукции на новые рынки.
Одним из самых мощных инструментов корпоративных коммуникаций, которые реализуются в деятельности РЯ-продвижения МД, являются презентации новых коллекций или показы новых моделей одежды, которые устраиваются два раза в год. Дома мод ежегодно представляют свои торговые марки, принимают участие в показах на Неделе моды в Москве. Бюджет на участие в неделе моды в Москве в Гостином Дворе осенью 2013 года, например, для МД УБИ составил: 1 440 000 рублей.
Спонсорство и показ новых коллекций МД УБИ обеспечивает прямой контакт с существующими и потенциальными покупателями. Эти акции способствуют улучшению имиджа МД и его руководителей. В процессе мероприятий возникают положительные ассоциации с МД. Кроме этого, можно надеяться, что они укрепляют и моральный климат в коллективе МД.
Эффективность таких социальных проектов как спонсорство, показ новых моделей оценить трудно. Вместе с тем существуют
известные способы оценки эффективности участия МД в таких акциях. К ним относятся:
♦ измерение изменения осведомленности (коммуникативная оценка);
♦ измерение изменений доходов от продаж (экономическая оценка);
♦ измерение расходов на аналогичную рекламную кампанию (сравнительная оценка эффективности).
МД активно занимается РЯ и рекламой. Эти коммуникации тесно связаны между собой. Реклама и РЯ используют СМИ для повышения осведомленности, а также для оказания влияния на рынки и разные общественные группы.
МД, разрабатывая свои РЯ-тех-нологии продвижения, опирается на понимание основных тенденций в культурной, технологической и социальной среде в мире моды, настроений общественности, и стремится их отразить в своей продукции и имиджевых сообщениях по различным коммуникационным каналам [2].
За последнее десятилетие развитие российской фэшн-инду-стрии отражает сложившиеся мировые тенденции формирования новой социально-культурной и технологической среды. Развитие инновационных технологий производства позволяет использовать более экономичные и высокоэффективные способы выработки материала (например, резка и сварка швов с использованием лазера), использование необычных технологичных подходов (например, создание новых узоров или разработка новых моделей одежды с помощью компьютера). Поменялось и отношение потребителей к самой моде. Наблюдается устойчивая тенденция унифи-
цирования стилей и покроев одежды, распространению такого модного течения, как унисекс, использование представителями одного пола одежды и аксессуаров, бывших в недавнем прошлом неотъемлемой принадлежностью исключительно мужчин или женщин [4]. Некоторые модные дизайнеры уже предложили своим клиентам юбки, чулки и колготки для парней, а дамы на подиуме все чаще показываются с обнаженной грудью, что указывает на отказ от существовавших ранее «полоро-левых» ограничений.
Интеграция социальных ролей населения, вероятно, будет продолжаться. Это приведет к полной или частичной ликвидации каких-либо различий в одежде между мужчиной и женщиной. Популяризация в обществе здорового образа жизни привела к стремлению человека быть вечно молодым и иметь сильное тело. «Быть в форме» стало одной из основополагающих частей образа успешного и состоятельного человека. Здесь прослеживается устойчивая перспектива разработки фитнес-ориентированных атрибутов моды: одежды для занятия спортом, моделей, подчеркивающих спортивное тело, использование спортивных тканей в одежде повседневной носки. Еще одно направление — создание детской спортивной одежды и обуви. Использование инновационных подходов в разработке тканей (пропускающая воздух спортивная обувь, носки с антибактериальными волокнами) также способно увеличить привлекательность модели в представлении клиента [5].
Отношение к моде как к увлекательной игре, желание самовыражаться и стремление к яркой индивидуальности привело к демо-
кратизации модного мира. В последнее время уже абсолютно не удивляет сочетание в костюме у юноши строгого пиджака с неформальными джинсами, у девушки юбка, надетая поверх темных брюк, или сочетание легкой коктейльной блузы с классическими элегантными брюками.
В последние годы получило широкое развитие использование электронной торговли, заключение контрактов на поставку моделей одежды, выполнение заказа посредством сайта и другое [6]. Возрастает число компаний, в том числе небольших, которые не желают сотрудничать с так называемым «черным» или даже «серым» рынком, отдавая свое предпочтение юридически законным, официальным отношениям с поставщиками и дистрибьюторами. Это дает многим МД уверенно выходить на зарубежный рынок, выстраивать свои отношения с зарубежными партнерами, участвовать в международных мероприятиях, выставках, ярмарках, совместных презентациях показах коллекций одежды и аксессуаров.
МД стремятся учитывать новые запросы населения и стремятся соответственно расширить свой ассортимент. Например, МД УвН запустил новую линейку пошива мужских брюк. Эта услуга появилась сравнительно недавно, но уже заняла достойное место среди прочих. Основным востребованным направлением деятельности модного дома является разработка и изготовление вечерних платьев от кутюрье (прет-а-порте).
Несомненная тенденция сегодняшнего дня — активное использование РЯ-технологий при ведении бизнеса. Это обосновано реальной необходимостью: за-
труднением сбыта продукции, а особенно продукции класса люкс, и ростом конкуренции [7]. МД позиционируют себя в этом классе продукции. Несмотря на низкий уровень покупательской способности в среднем у населения, фешенебельные магазины открываются почти каждый месяц, но остаются на плаву сильнейшие. Единственный и надежный шаг в этих условиях — ориентация на потребителя [8]. Поэтому, планируя компанию по продвижению МД средствами РЯ, всегда необходимо точно представлять себе разные интересы общественности, угадывать их желания и тем самым влиять на общественное мнение различных ее групп.
Основными задачами РЯ-про-движения МД на рынке модной индустрии являются:
♦ решение проблем низкой осведомленности рынка о марке, брендах, бутике;
♦ позиционирование МД от конкурентов;
♦ продвижение новой продукции на рынок (нового бренда, новой коллекции);
♦ выход на новый потребительский сегмент (расширение целевой аудитории, а иногда смена ее);
♦ стимулирование сбыта продукции;
♦ повышение уровня посещаемости бутика;
♦ разрушение отрицательного стереотипа о бренде, марке товара, магазине;
♦ формирование необходимого имиджа, повышение статуса МД на рынке;
♦ инициирование ответных шагов на рекламные и сбытовые акции конкурентов;
♦ повышение объемов продаж [9].
Эффективность реализации PR-продвижения МД в значительной мере зависит от того, какие именно формы и каналы коммуникации используются для распространения сообщений. Любой канал распространения информации при всех достоинствах всегда имеет свои технические лимиты и ограничения. При этом надо понимать, что правильно организованное паблисити МД всегда связано с какой-нибудь новостью, сенсацией, имеющей общественное значение. Основным информационным каналом PR-продви-жения МД являются средства массовой информации.
Наиболее эффективным каналом коммуникации является телевидение. Массовый характер коммуникации посредством телевидения не является абсолютной ценностью, поскольку не все PR-кампании проводятся в расчете на значительные сегменты общественности. Телевидение, скорее, доступно богатым компаниям, оно остается самым дорогим средством коммуникации. Поэтому использовать такой мощный рычаг PЯ-воздействия, как телевидение, приходится очень умело и деликатно.
Если обратиться к статистике, то в среднем 85% людей каждый день смотрят телевизор. В это же время каждый зритель находится перед своим экраном в среднем по 3,6 часа в сутки. Телевидение самый «родной» для нас представитель массмедиа.
Руководители и дизайнеры МД организуют и принимают участие в долгосрочных телевизионных проектах, например, на 1-м канале в программе «Доброе утро», в рубрике «Полезные советы». В этих ТВ-программах МД ненавязчиво предлагает необычные дизайнерские решения, доступ-
ные для каждой домохозяйки. Сюда входят и советы как обновить старую кофточку с помощью декоративных элементов, создание собственных, оригинальных новогодних салфеток для праздничного ужина, изготовление домашней декоративной подушки из синтепона и флисовой ткани без единого стежка и многое другое.
Первый канал размещает на своем официальном сайте видео сюжеты с «полезными советами» [10]. Под выложенными видео имеется рейтинг популярности сюжета, а также имеется возможность поделиться этим видео по различным социальным сетям (УКо^аМе, facebook и т. д). Особенностью участия в программах на федеральном канале является возможность выхода на аудиторию по всей России, что, в свою очередь, ведет к увеличению узнаваемости бренда дизайнеров МД. Успех или неудача телевизионных программ, в которых участвует МД, определяется не столько их качеством, сколько их рейтингами и соответствующим объемом присутствия МД на ТВ.
Еще один важный канал PR-коммуникаций — радио. Основной особенностью радио является фоновый характер восприятия сообщений. Поэтому, если планом РР-кампании предусмотрено использование радиопередач, необходимо добиться, чтобы они повторялись несколько раз в день. Казалось бы, сложно представить себе рекламу модной одежды на радио, но нет, она тоже там существует. Но скорее в выпуске новостных рубрик о моде, как продукт-плэйсмент в том числе.
Одним из традиционных каналов PЯ-продвижения МД являются печатные СМИ. Общий тираж печатных изданий с публикациями
о торговой марке VSH составил 962 000 экземпляра. Глянцевые журналы — мощнейший канал PR-продвижения в современной модной индустрии. Большинство глянцевых журналов помещают рекламу продукции, представленной МД, не говоря уже о косвенной рекламе и PR-статьях.
По сути, современные российские глянцевые СМИ отошли от каких-либо информационных или аналитических статей [11]. В отечественных глянцевых журналах существуют две части: рекламная, где напрямую рекламируются бренды Домов Высокой моды, и PR, где это подается не столь явственно, но все же убедительно и результативно. Обзоры модных тенденций, вести с подиумов, обсуждение образов звезд и разделы «Выбор редакции» — все эти рубрики пестрят упоминаниями Домов Высокой моды, их новых коллекций и необходимых, по мнению редакции, вещей из них. Еще одно существенное отличие отечественных глянцевых журналов от их западных аналогов — концентрация исключительно на продукции Домов Высокой моды в обход брендов масс-маркета.
В последнее время к традиционным средствам массовой коммуникации добавился такой мощный канал, как Интернет. Бурное развитие Интернета в последние годы привело к возникновению феномена журналистики on-line, когда количество каналов коммуникации не позволяет добиться полного контроля над ними. Коммуникации посредством сети Интернет, построенные на принципе общения многих со многими, самым радикальным образом отличаются от традиционных средств массовой информации, которые основываются на принципе рас-
пространения сообщений от одного ко многим. Активное взаимодействие со средствами массовой информации в Интернете так же важно, как и сотрудничество с традиционными СМИ. Новые СМИ в Интернете включают в себя, во-первых, издания, существующие исключительно в электронной сетевой версии, во-вторых, сайты, полностью дублирующие печатные издания, и, в-третьих, специальные интернет-версии печатных изданий. Крупные ежедневные печатные издания выставляют на своих веб-сайтах свежие выпуски, которые появляются почти одновременно с выходом газеты из типографии. Особенностью интернет-СМИ является то, что информация в таком издании может появиться очень быстро (опубликование новости или статьи занимает всего несколько минут и возможно в любое время суток), а затем стремительно быть растиражирована другими СМИ, в т. ч. традиционными.
Подавляющее большинство российских домов моды имеют свое виртуальное «представительство» — интернет-сайт, с использованием которого осуществляются многие направления в бизнесе, в том числе ЯЯ-продвижение торговой марки, заключение контрактов на поставку моделей одежды. Показательным примером может послужить электронная страница Дома моды Валентина Юдашкина («VY») [11]. Но если задаться целью найти аналог эффективной ЯЯ-презентации МД высокой моды посредством сайта, то можно остановиться на сайте «Chanel» [12]. Создателям вебсайта полностью удалось перенести дух и сущность бренда «Chanel» с помощью дизайна и функциональных особенностей интернет-страницы.
Еще одним направлением в коммуникационной политике продвижения МД являются публикации на веб-сайтах электронных средств массовой информации. Например, свыше 20 известных электронных СМИ освещают один из самых известных публичных проектов «Неделя моды Volvo». По всем законам ЯЯ-продвижения «Volvo — Неделя моды» открывается пресс-завтраком, на котором присутствуют известные специалисты модной индустрии и журналисты.
Среди эффективных инструментов ЯЯ-продвижения МД несомненно следует отметить пресс-релизы и обращения, которые направлены на отдельные сегменты целевой аудитории, потенциальных покупателей. ЯЯ-агентство должно подготовить также пресс-клиппинг показа модной одежды, что покажет уровень ЯЯ-активно-сти бренда в СМИ.
Еще один немедийный канал ЯЯ-продвижения брендов МД — специальные мероприятия с участием российских «звезд». Практически ни одно специальное мероприятие в современной российской индустрии моды не обходится без участия звезд и знаменитостей различной величины. По мнению Х. Прингла, звезды ассоциируются у людей с ролевыми моделями, и зачастую привлечение звезды может побудить совершить ту или иную покупку [13]. Вовлечение «звезд» в стратегию ЯЯ-продвижения Домов моды — метод многообещающий, ибо знаменитости куда более узнаваемы потребителями, чем модели, хотя и модели играют важную роль в обществе потребления.
Ведущие медиакомпании создают блоги в качестве ЯЯ-инстру-мента и устанавливают обширные
коммерческие контакты на территории блогосферы. Поэтому за последние 5 лет на этом основании уже выделились победители и проигравшие медиасферы [14]. Мечта специалиста по РЯ, чтобы благодаря блогам информация о продукте МД распространялась от человека к человеку, от друга к другу, да еще и по ссылкам. Однако аудитория настолько разнообразна и разборчива, что такого коммуникационного эффекта вряд ли когда-нибудь удастся достичь. Блоги все более становятся заменителями прессы [15]. Они реагируют раньше СМИ и поэтому быстрее решают, что должны усвоить массы, какую информацию. МД все чаще направляют своих журналистов на специализированные блоги, чтобы те распространяли там нужную информацию и анализировали публикуемые сообщения других пользователей.
Нельзя сегодня игнорировать такой канал коммуникации, как социальные сети. Именно в социальных сетях формируется независимое общественное мнение, проверяется собственная позиция и оценка своего имиджа и репутации той или иной МД. Кроме того, социальные сети — это, по сути, большие базы данных. В отличие от персональной страницы в Интернете или блоге, которую человек может как угодно оформить и выложить любую информацию о себе и своем бизнесе, профили пользователей в социальных сетях в настоящее время, как правило, унифицированы. Для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей ведут беседы о компаниях, их продукции и услугах, делясь своим мне-
нием и впечатлениями. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может испортить (или наоборот) имидж и репутацию МД с многомиллионным оборотом [16].
Исследование коммуникационных моделей передачи информации и вовлечения потребителей в бренды модных домов показывает, что коммуникационный потенциал PR в продвижении МД является ключевым фактором. Настоящее исследование показало, что этот вывод в полной мере применим ко всем без исключения компаниям индустрии моды. Продвижение МД сред-
ствами PR не приносит сиюминутных результатов, это длительный процесс. В то же время результаты PЯ-продвижения МД обладают более длительным эффектом, чем реклама.
Специалисты PR используют большой набор способов и средств повышения имиджа и репутации МД, при этом они должны понимать, что работают не со всей общественностью, а с определенными ее группами, сегментами. Для этих целевых групп общественности разрабатываются, соответствующие их интересам и ценностям, виды и средства PЯ-продвижения. Проводятся исследования и заключаются
договоры на коммуникационное обслуживание с пресс-агентствами и PЯ-агентствами. Основной целью PЯ-продвижения МД является укрепление образа торговых марок МД на рынке модной одежды.
Исследование показывает, что планомерное использование информационных и коммуникационных технологий PR специалистами, отвечающими за коммуникационную политику МД, может оказать эффективное влияние на укрепление его имиджа и репутации, его продвижение на соответствующем потребительском рынке, что в итоге ведет к повышению объемов продаж и прибыли.
ИСТОЧНИКИ
1. Гоиффин Э. Управление репутационными рисками: Стратегический подход. М.: Альпина Бизнес-букс, 2009. С. 89—112.
2. Тим Д., Дэвид Ш. Индустрия моды. М.: Баланс Бизнес Букс, 2011. С. 90—92.
3. ЕрмиловаВ.Ю., ЕрмиловаД.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Fashiory.ru, 2012. С. 58—62.
4. Гарсия Н. 100 вещей идеального гардероба. Fashiory.ru, 2012. С. 112—156.
5. Хайнс Т., Брюс М. Маркетинг в индустрии моды. Комплексное исследование для специалистов отрасли. М.: Гревцов Букс, 2001. С. 35.
6. [Электронный ресурс]:/Режим доступа: http://www.worid-marketmg.ru/marketirg/prodvizherie-tovarov-kiassa-ргетшт/20.01.2013.
7. Никишкин В.В. Современные подходы в маркетинг-менеджмент // Практический маркетинг. 2013. № 1 (191). С. 40-46.
8. Оконкво У. Брендинг в моде класса «люкс»: Мастерство создания и управления. М.: Гревцов Букс, 2012. С. 88-90.
9. [Электронный ресурс]:/Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/v84 (дата просмотра 8.03.2014).
10. Гандл С. Гламур. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 18.
11. [Электронный ресурс]:/Режим доступа: http://www.yudashkir.com (дата просмотра 8.03.2014).
12. [Электронный ресурс]:/Режим доступа: http://www.charei.com/ru_RU/ (дата просмотра 8.03.2014).
13. Прингл Х. Звезды в рекламе. М., 2007. С. 233.
14. Мирман С.Д. Новые правила маркетинга и РР: Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем. М.: Альпина Паблишер, 2011. С. 84-90.
15. Блог Дизайн. 7 выдающихся примеров брендового контента в фешн-индустрии [Электронный ресурс]:/Режим доступа: http://justrotes.ru/7-vydayuschihsya-primerov-brerdovogo-korterta-v-feshr-irdustrii.htmi (дата просмотра 2.12.2013).
16. Кветна И. Маркетинг в социальных сетях — ставка на доверие // Маркетинг и реклама. № 6. 2009.
Management Communication Strategies Fashion Houses in Fashion Industry Part 2. Fashion Houses Brand Promotion
Shevchenko Dmitriy A.,
PhD, professor of the Russian State University for the Humanities, an honorary member of the Guild of Marketers. Moscow, Russia ([email protected])
This article is devoted to the study of communication strategies that are used by companies in the market of fashion industry, mainly by means of public relations. The author analyzes the specific examples the feasibility and effectiveness of different
marketing methods and tools to promote the fashion houses of their brands on the market. The author seeks to draw attention to
the underestimation of marketing experts in this field of business use of public relations (PR).
Keywords: communication strategies; PR; fashion industry; fashion business; the fashion house; haute couture; pret -a-porter;
fashion retail; target audience of the fashion industry; fashion consumers; positioning the fashion; segmentation of the fashion
market; branding in the fashion industry .
1. Griffin E., 2009. Upravlenie reputatsionnymiriskami[Reputational risk management: a strategic approach]. In Russian. Moscow, Alpina Business-books Publ., pp. 89—112.
2. Tim D., David S., 2011. Industriyamody[Fashion industry]. In Russian. Moscow, Balance business books Publ., pp. 90—92.
3. Ermilova V.Y., Ermilova D.Y., 2012. Modelirovanie i khudozhestvennoe oformlenie odezhdy [Modeling and clothes decorating]. Fashiony.ru Publ., pp. 58—62.
4. Garcia N., 2012. 100 veshchey idealnogo garderoba [100 things of ideal clothes]. Fashiony.ru Publ., pp. 112—156.
5. Hynes T., Bruce M., 2001. Marketing vindustriimody. Kompleksnoe issledovanie dlya spetsialistov otrasli[Marketing in the fashion industry. Complex research for specialists of branch]. In Russian. Moscow, Grevtsov books Publ., p. 35.
6. Available at: http://www.world-marketing.ru/marketing/prodvizhenie-tovarov-klassa-premium/20.01.2013.
7. Nikishkin V.V., 2013. Sovremennye podkhody v marketing-menedzhment [Modern approaches in marketing management], Prakticheskiy marketing [Practical marketing], no. 1 (191), pp. 40—46.
8. Okonkwo U., 2012. Brending vmode klassa "luks": Masterstvo sozdaniyaiupravleniya [Luxury fashion branding: skill of creation and management]. In Russian. Moscow, Grevtsov Books Publ., pp. 88—90.
9. Available at: http://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/v84 (acsessed 8.03.2014).
10. Gundle S., 2011. Glamour. In Russisan. Moscow, New literary review, p. 18.
11. Available at: http://www.yudashkin.com (acsessed 8.03.2014).
12. Available at: http://www.chanel.com/ru_RU/ (acsessed 8.03.2014).
13. Pringle H., 2007. Zvyozdy v reklame [Stars in advertizing]. In Russian. Moscow, p. 233.
14. Meerman S.D., 2011. Novyepravila marketingai PR: KakispolzovaC sotsialnye seti, blogi, podkasty i virusniy marketing dlya neposredstvennogo kontakta s pokupatelem [The new rules of marketing & PR: how to use social media, blogs, podcasts, Online Video and viral marketing to reach buyers directly]. In Russian. Moscow, Alpina Publisher, pp. 84—90.
15. Available at: http://justnotes.ru/7-vydayuschihsya-primerov-brendovogo-kontenta-v-feshn-industrii.html (acsessed 2.12.2013).
16. Kvetna I., 2009. Marketing v sotsialnykh setyakh — stavka na doverie [Social network marketing — a rate on trust]. Marketing ireklama [Marketing and Advertising], no. 6.