ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
УДК 159.9
Григорова Татьяна Петровна
кандидат психологических наук Костромской государственный университет [email protected]
ПРОДУКТИВНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ РАЗРЫВА БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕВУШЕК*
В статье представлены результаты качественно-количественного исследования совладания со стрессом разрыва близких отношений у девушек. Рассматриваются факторы, связанные с продуктивностью/непродуктивностью совладания с данным стрессом, такие как: общее накопление внешних, не связанных с отношениями, стрессовых воздействий в течение года, предшествующего разрыву отношений с партнером; уровень накопления стрессов, пережитых на протяженности всей жизни респондентов. Представлены результаты апробированной в исследовании модели субъективной оценки респондентами продуктивности собственных копинг-усилий. Проанализированы связи между субъективной оценкой продуктивности копинга и данными о выборе девушками копинг-стратегий, полученными в результате исследования.
Ключевые слова: близкие отношения; разрыв близких отношений; совладающее поведение; стратегии совладания, субъективная оценка.
Близкие отношения с романтическим партнером, несомненно, представляют собой значительную ценность для человека и развития его личности в разных возрастах. Мы понимает под близкими отношениями частный случай диадических отношений между мужчиной и женщиной, для которых характерна высокая избирательность и относительная устойчивость, основанная на сильных положительных или амбивалентных эмоциях, физиологически обусловленных сексуальными потребностями и выражающихся в стремлении каждого из партнеров быть уверенным во взаимности чувств [2]. В благополучных близких отношениях, окрашенных переживанием позитивных чувств и эмоций, удовлетворяются важные для личности потребности: в безопасности, принятии и любви. Разрыв же близких отношений, даже в том случае, если они стали тяжелыми, непереносимыми для обоих или для одного партнера, тем не менее, является сильным стрессом в жизни человека (D. Felmlee, S. Sprecher, T. Grigorova и T. Kryukova, А.К. Бочавер, Т.Е. Кар-ташева и др.) [11]. Т. Холмс и Р. Раге, исследовавшие возникновение заболеваний в зависимости от различных стрессогенных жизненных событий, считают такое событие как разрыв с партнером третьим по силе стрессогенности после таких событий как смерть супруга (супруги) и развод [9].
В психологии принято рассматривать разрыв близких отношений как процесс, начинающийся с разъединения с партнером, снижения изначальной удовлетворенности отношениями с ним. С каждой фазой происходит все большее наполнение отношений негативными переживаниями, вследствие чего они становятся непереносимыми, возникает крайняя степень обособления партнеров, исчезает диадический копинг. Наиболее остро проблема переживания разрыва отношений и его стрессогенно-
сти стоит в том случае, если он инициирован только одним из партнеров, а другой партнер ставится непосредственно перед фактом [см. 3; 4; 6].
Основа модели разрыва отношений, представленная нами для рассмотрения - это ряд последовательных фаз разъединения связи с партнером и взимоотношений, сменяющих друг друга со временем. Автор модели, Rollie S.S., выделяет следующие стадии разрыва близких отношений [см: 3]: интрапсихическая фаза (набор действий, при которых индивидуальный уровень неудовлетворенности превышает порог толерантности); диадиче-ская фаза (партнеры выбирают между «ремонтом» отношений или разъединением, разрывом); социальная фаза (партнеры соглашаются (принимают) на публичные и социальные последствия разрыва отношений); фаза захоронения (индивидуумы ретроспективно анализируют историю отношений и в частном порядке приходят к соглашению по созданию удовлетворяющей личной истории о прогрессе и исходах); фаза воскрешения (индивидуальная адаптация к завершению отношений через признание влияния потери и приобретения себя и знания об отношениях и подготовка к возможным будущим отношениям).
Однако также как и близкие отношения с партнером, которые включены для личности в более широкую систему взаимоотношений с миром, являясь хоть и значимой, но только частью этих взаимоотношений; так и разрыв отношений происходит в контексте разнообразных, в том числе, стрессовых жизненных условий, событий, происходящих с субъектом.
Под совладающим поведением мы понимаем поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией [5].
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 15-06-10671.
© Григорова Т.П., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
115
Совладание со стрессом обеспечивает человека продуктивностью, хорошим здоровьем, благополучием, в том числе, в его близких взаимоотношениях. Таким образом, совладание представляет собой значимый референт социального адаптивного поведения человека [7].
Некоторые исследователи копинг-поведения (Conway, Terry, 1994; Zeidner, Endler, 1996) говоря о проблеме продуктивности копинга, отмечают важность соответствия между индивидуальными попытками совладания и специфической ситуацией, в которой оказалась личность. Согласно данной концепции, возникшей в западной психологии, использование проблемно-ориентированного со-владания более адаптивно, эффективно в контролируемых ситуациях, когда имеется больше возможностей к изменению обстоятельств. В то же время как совладание, ориентированное на эмоции, будет более полезно в менее контролируемых ситуациях, которые предусматривают меньше возможностей для изменения обстоятельств [8].
Л.А. Нефф, Б.Р. Карнэйв, изучавшие влияние внешних стрессоров на когнитивные процессы в браке, смогли установить, что внешний стресс оказывает негативное влияние на восприятие и оценку характера партнера, а также восприятия качества близких отношений. Кроме того, отмечается, что несовладание партнеров с внешними стрессорами снижает удовлетворенность отношениями, способствует их распаду [см. 1].
Нами проведено эмпирическое качественно-количественное исследование некоторых факторов, связанных, по нашим предположениям, с продуктивностью индивидуального копинга, ориентированного на завершение близких отношений, таких как: общее накопление внешних, не связанных с отношениями, стрессовых воздействий в течение года, предшествующего разрыву отношений с партнером; субъективная оценка собственных копинг-действий, удовлетворенность ими. Мы предположили, что продуктивность и специфика копинга, направленного на совладание с разрывом близких отношений, а также удовлетворенность собственными копинг-усилиями снижается в зависимости от силы пережитых стрессов в иных сферах жизнедеятельности личности, приводящим к общему снижению ее адаптационного потенциала.
Метод
Выборка: 20 девушек, в возрасте 20-23 лет (ср. возраст - 21 год, SD=0,3), которые 1,5-2,0 года назад пережили разрыв близких отношений с романтическим партнером. Длительность самих отношений у 14 девушек составляла 2 года, у 6 девушек - 2,5 года. Для всех испытуемых это был второй опыт близких романтических отношений, т.е. все они уже имели опыт романтических отношений с партнером прежде: переживания влюб-
ленности, а также опыт совладания с разрывом отношений.
Применялись следующие психодиагностические методики: опросник способов совладания -WCQ (адаптирован Т.Л. Крюковой и др., 2004), шкала накопления стресса (Модификация опросника Холмса и Раге, 1967), авторское полуструктурированное интервью, авторская модель для субъективной оценки продуктивности собственных копинг-действий.
Интервью, которое было использовано нами в исследовании, было направлено на выявление эмоций, чувств, мыслей, которыми сопровождалось переживание разрыва отношений, возникающих в данный момент по отношению к партнеру, к пережитому стрессу, отношениям и т.д.; наличия и особенностей социальной поддержки и ресурсов респондентов в данной ситуации; ретроспективной оценки собственного поведения в ситуации разрыва отношений; восприятия возможных приобретений и потерь в данной ситуации, новых знаний о себе. Также испытуемым предлагалось оценить, считают ли они, что им удалось справиться с данным стрессом, и пояснить, на чем основано их мнение.
Кроме того, для получения дополнительной информации о накопленных стрессах на протяжении всей жизни респондентов, им предлагалась наша модификация методики «Линия жизни», где им было предложено отметить наиболее сильные, значимые стрессы и трудные жизненные ситуации, случившиеся с ними в прошлом, не относящиеся к исследуемой ситуации разрыва близких отношений.
В исследовании использовалась также авторская модель для изучения субъективной оценки респондентами продуктивности собственных ко-пинг-действий, с помощью которой ретроспективно исследовалось поведение, помогающее, либо препятствующее, по мнению респондентов, справляться со стрессом разрыва близких отношений (см. рис.1).
Респондентам предлагалось вспомнить собственные действия, а также чувства, эмоции, мысли, желания, мотивы и т.д., которыми сопровождалось переживание стресса разрыва близких отношений с партнером, с помощью которых они пытались справиться с негативным влиянием стресса, и оценить их позитивное или негативное влияние на продуктивность совладания с данным стрессом.
Особенностью данной модели является то, что она позволяет изучить не только когнитивную оценку респондентами собственных копинг-уси-лий, которые были реализованы непосредственно в ситуации переживания разрыва отношений, но и не реализованные по тем или иным причинам ко-пинг-усилия, которые также могут как способствовать, так и препятствовать продуктивности совла-дания. Таким образом, они могут характеризовать
116
Вестник КГУ _J 2017
Рис. 1. Модель субъективной оценки собственных копинг-усилий
ожидания, требования респондентов от собственного совладающего поведения, представления об «идеальном» совладании с данным видом стресса.
Результаты
Было подтверждено, что все респонденты, принявшие участие в исследовании, переживали разрыв отношений как стресс высокой силы. Это выражалось в описании своих чувств, эмоций и состояний, как крайне негативных, невыносимых, мешающих полноценно участвовать в различных сферах жизнедеятельности (депрессия, боль, тоска, отчаяние, потеря смысла жизни и др.) (по данным интервью).
Разрыв отношений с партнером происходил по различным причинам, не включающим в себя такие высоко травматичные обстоятельства, как применение партнером насилия, измены (собственной или партнера), разрыв отношений без объяснений. Наиболее часто встречающаяся причина расставания с партнером у наших респонденток - это значительное усиление конфликтности в отношениях, снижение эмоциональной близости, удовлетворенности общением с партнером. Такое изменение отношений имеет название dissolution или «растворение, таяние» близких отношений [10].
Однако в интервью респонденты также выделяют инициатора разрыва отношений. Так 8 девушек, участвовавших в исследовании, в качестве инициатора разрыва с партнером называют себя; 6 девушек считают партнера инициатором разрыва и 6 девушек говорят о том, что разрыв отношений стал обоюдным решением. Однако все испытуемые
оценивают ситуацию разрыва близких отношений с партнером как стресс высокой силы, «шок», «один из худших моментов в жизни», «несчастье», «боль, отчаянье, горе» и т.д. Испытуемые также отмечают снижение самооценки, появление неуверенности в себе в результате разрыва отношений. Кроме того, 4 девушки в интервью сообщали о том, что в данный период у них возникали мысли о суициде, нарастало чувство безразличия к собственной жизни, происходила потеря смысла жизни.
В ходе интервью респондентам также предлагалось оценить, справились ли они на данный момент со стрессом разрыва близких отношений, и объяснить на чем основывается их оценка.
9 девушек (из 20) отмечали, что им так и не удалось совладать со стрессом, что выражается в частых навязчивых негативных воспоминаниях о партнере, возникшем недоверии к людям, снижении общительности, подавленности, чувстве одиночества, устойчивом снижении настроения.
«Я продолжаю каждый день вспоминать о нем. Эти мысли занимают большую часть моего свободного времени»;
«Я закрыта для отношений и даже для общения с противоположным полом, даже с друзьями практически перестала общаться»;
«Я потеряла способность любить кого-то, кроме него».
11 девушек, напротив, сообщили о том, что им удалось полностью справиться с данным стрессом, а признаками того, что совладание прошло продуктивно, называли: возможность создать близкие отношения с другим партнером, воспоминания
о партнере и отношениях не окрашены негативными эмоциями, не являются навязчивыми.
В интервью нами выявлено, что испытуемым, принявшим участие в исследовании, свойственно иметь специфические ожидания относительно собственного поведения в ситуации разрыва отношений с партнером.
18 девушек (из 20-ти) говорили о том, что с подобным видом стресса необходимо и возможно справляться максимально быстро и эффективно, а принятое решение не должно меняться:
«Надо было забыть его как можно быстрее»;
«Назавтра бы вычеркнула его из своей жизни и начала бы новую»;
«Слишком много переживала»; «Слишком долго переживала» и др.
Вместе с тем, респонденты склонны предъявлять к своим возможностям завышенные требования:
«Надо было держать себя в руках»; «Надо было сразу переключиться на другие отношения»; «Надо было сразу понять, что это за человек»; «Жалею, что не рассталась раньше» и др.
На наш взгляд, подобные установки отличаются недооценкой реальной силы переживаемого стресса, соответствуют завышенным требованиям к себе, порождены стремлением к вытеснению стрессовой ситуации, избеганию подлинных осознанных копинг-усилий.
Испытуемые также оценили свои копинг-дей-ствия как совершенные, так и несовершенные, определяя их как полезные для продуктивности
Не доверяла партнеру 20%
Быстрое завершение отношений 25%
Старалась понять партнера 5%
Была инициатором
Рис. 2. Позитивная оценка собственных действий, направленных на совладание с разрывом отношений (п=20)
Надеялась на возобновление отношений 10%
Не пыталась сохранить отношения 5%
Замкнулась в себе
10% Не отпускала
партнера 45%
Была эгоистична 5%
Не сдерживала
эмонии 25%
Рис. 3. Негативная оценка собственных действий, направленных на совладание с разрывом отношений (п=20)
Вестник КГУ А 2017
совладания со стрессом, так и напротив, нежелательные. Так испытуемые, участвовавшие в исследовании, позитивно оценили такие собственные действия, как показано на рисунке 2.
Действия, негативно повлиявшие на процесс совладания со стрессом разрыва отношений, выделяемые респондентами отражены на рисунке 3.
Таким образом, мы можем отметить, что нашим респондентам свойственна некоторая поведенческая амбивалентность в ситуации данного стресса. При стремлении снизить значимость ситуации, ее стрессогенность, скрыть от окружающих свои переживания, значительная часть испытуемых (9 человек, 45% от общей выборки), тем не менее, реализовывала поведение, направленное на сохранение, восстановление близких отношений. Это согласуется с полученными нами ранее результатами [11]. Кроме того, респонденты отмечали, что восприятие своей слабости, уязвимости, нужды в поддержке окружающих, являются для них крайне неприятным переживанием.
Среди действий, не совершенных в реальности при совладании со стрессом разрыва близких отношений, и несовершение которых, по мнению
респондентов, помогло им справиться со стрессом, 15 девушек называют отказ от возобновления отношений с партнером; 4 девушки - отсутствие агрессивных действий по отношению к партнеру после завершения отношений; 1 девушка - несовершение суицида. Таким образом, несовершение данных действий оценивается испытуемыми позитивно.
Среди действий, не совершенных в реальности при совладании со стрессом разрыва близких отношений, но которые могли бы помочь испытуемым справиться с данным стрессом, назывались: отсутствие поиска поддержки у близких (7 девушек), отсутствие попыток построить отношения с другим партнером (3 девушки), отсутствие открытого выражения своих чувств и эмоций (10 девушек).
Далее мы проанализировали стратегии поведения, используемые респондентами для совладания с разрывом (табл. 1).
Представленные в таблице данные подтверждают результаты, полученные нами в интервью: испытуемые не склонны активно использовать стратегии, позволяющие дистанцироваться, избегать стрессового воздействия ситуаций, уходить в фантазии и т.д. Напротив, они оказываются способны
Таблица 1
Стратегии совладающего поведений при разрыве отношений по ОСС/ WCQ (п=20)
Название стратегии Средний балл
Поиск социальной поддержки 69,2%
Принятие ответственности 62,8%
Самоконтроль 56,4%
Конфронтативный копинг 55%
Планирование решения проблемы 54,9%
Положительная переоценка 49%
Бегство-избегание 47,7%
Дистанцирование 38,8%
6(1 5(1
>с • х-
^__/ Щ \ ^ И ' —♦—Респонденты,
несов.тадавшне со
3(1 20 10
стрессом
Респонденты, совладавшие со стрессом
/ / ^ у / # *
г/уу/// -
V/ ^ ¿г /у/
V & Ж
Рис. 4. Выбор копинг-стратегий в группе девушек, несовладавших (п=9), и в группе совладавших со стрессом разрыва близких отношений (п=11)
и предпочитают активно искать социальную поддержку, а также признавать свою роль в сложившейся ситуации, пытаться контролировать свои переживания и чувства, сохранять самообладание.
Далее мы проверили наличие различий в используемых копинг-стратегиях между респондентами, которые считают, что полностью продуктивно совладали со стрессом разрыва отношений и теми, кто считает, что на данный момент полностью совладать с подобным стрессом им не удалось.
Несмотря на то, что статистически значимых различий в использовании копинг-стратегий между данными двумя подгруппами выявлено не было, мы можем отметить некоторые тенденции в различиях, которые представлены на рисунке 4.
Так, мы можем отметить, что испытуемые, по собственной оценке, несовладавшие со стрессом разрыва отношений, на уровне тенденций склонны реже обращаться за поддержкой к окружающим, и в тоже время реже используют самоконтроль для совладания с данным стрессом. Ведущей стратегией в копинге данной группы испытуемых является стратегия дистанцирование, также активно используется стратегия поиск решения проблемы, что характеризует копинг данных респондентов как противоречивый, несогласованный, вероятно, соответствует описанному выше внутреннему конфликту, возникающему в связи с разрывом отношений. Так респондент, оказавшийся в ситуации разрыва отношений, одновременно ожидает от себя быстрого, относительно «простого» совладания со стрессом, «отключение» от него, то есть снижает субъективную значимость данного события; с другой стороны, так и активизирует поведение, направленное на решение проблемы. При этом есть тенденция к снижению активности копинга поиск социальной поддержки, что отражает желание таких респондентов справиться со стрессом самостоятельно, пытаясь, на наш взгляд, таким образом продемонстрировать окружающим свою внутреннюю силу, способность без поддержки совладать со стрессовыми переживаниями разрыва близких отношений.
Респонденты, которые отмечают, что им удалось справиться со стрессом разрыва, активно используют конфронтативный копинг, что подразумевает определенную степень враждебности у таких испытуемых, готовность к риску, изменению условий жизни. В тоже время, на уровне тенденций, такие испытуемые реже обращаются к стратегиям бегство-избегание и дистанцирование, что вероятно, способствует большей продуктивности копинга.
Далее мы проанализировали связи между накоплением стрессовых воздействий как за год, предшествующий расставанию с партнером, так и в течение всей жизни респондентов, и предпочитаемыми ими копингами при совладании со стрессом разрыва отношений.
1. Испытуемые, пережившие в течение своей жизни большее количество стрессов и трудных жизненных ситуаций, большей силы, совладая со стрессом разрыва близких отношений, чаще обращаются к стратегии бегство-избегание (Я=0,385; р<0,05), реже обращаются к стратегии положительная переоценка (Я=-0,590; р<0,05). Как нами было сказано выше, склонность к использованию избегающих стратегий характерно для тех испытуемых, которые считают, что им не удалось в полной мере совладать со стрессом. Вероятно, высокая общая нагрузка стрессами в течение жизни является для таких испытуемых неблагоприятным фактором, снижающим продуктивность копинг-поведения, истощает ресурсы копинга. В то же время, с возрастанием силы и количества стрессов, пережитых в течение жизни, испытуемые значимо реже делали попытки переосмыслить проблему разрыва отношений, использовать некоторые ее аспекты как возможности для личностного роста.
2. Нами выявлено существование слабых отрицательных связей между уровнем накопления внешних стрессовых воздействий в течение года, предшествующего расставанию, и копингом плани-рованиерешения проблемы (г=-0,323; р<0,02). Кроме того, чем выше была сила пережитых внешних стрессов, и чем чаще они переживались, тем чаще испытуемые обращались к стратегии бегство-избегание (г=0,298; р<0,03). Вероятно, данные связи можно объяснить общим снижением адаптационного уровня вследствие переживания высоких эмоциональных нагрузок. Также испытуемые, подвергавшиеся в течение года, предшествующего разрыву отношений, стрессам большей силы, реже обращаются к стратегии положительная переоценка (г=-0,241; р<0,04), что, может быть связано с нарастанием пессимистичности в оценке происходящих событий, накоплению негативных последствий стресса. Кроме того, такие испытуемые реже обращаются к поиску социальной поддержки (г=-0,224; р<0,04) и чаще к стратегии принятие ответственности (г=0,215; р<0,04) при совладании со стрессом разрыва отношений. Вероятно, это связано как с ненахождением адекватной поддержки от окружающих, ее возможном низком качестве, о чем часть испытуемых сообщали в интервью.
Выводы
1. Неудовлетворенность своими копинг-уси-лиями; высокие, мало реалистичные ожидания быстрого совладания, низкого эмоционального отклика на стрессовую ситуацию, снижает продуктивность копинга, направленного на совладание с разрывом близких отношений у девушек.
2. Общая стрессовая нагрузка (на высоком уровне) как в течение года, предшествующего расставанию, так и в течение всей жизни, снижает продуктивность совладающего поведения девушек
120
Вестник КГУ ^ 2017
со стрессом разрыва близких отношений: респон-дентки с высоким уровнем накопления стресса чаще обращаются к стратегиям избегания, реже -к стратегиям поиск решения проблемы, поиск социальной поддержки, а также меньше склонны к переосмыслению стресса, его положительной переоценке.
3. Полученные нами в исследовании данные позволяют считать, что в области практической психологии, в рамках профилактики и коррекции использования непродуктивных копинг-стратегий, накопления негативных стрессовых воздействий, удлинения периода переживания стресса, несо-владания, могут быть эффективны следующие направления работы с девушками, переживающими стресс разрыва близких отношений:
- положительная эмоционально-когнитивная переоценка собственных усилий по совладанию с данным стрессом; коррекция нереалистичных установок и субъективных когнитивных ошибочных оценок, ожиданий в контексте ситуации разрыва близких отношений и переживаемого стресса;
- развитие способностей и ресурсов для активного поиска социальной поддержки;
- поиск способов, возможностей для адекватной, своевременной разрядки, выражения своих эмоций;
- положительная переоценка случившейся ситуации, поиск в ней новых позитивных смыслов;
- поиск возможностей для снижения общей стрессовой нагрузки, накапливаемой в течение жизни; развитие опережающего, проактивного совладания.
Библиографический список
1. Екимчик О.А. Стресс в близких гетеросексуальных отношениях // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 49. - С. 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru] (дата обращения: 25.08.2016).
2. Екимчик О.А., Григорова Т.П., Смирнова Н.С. Динамические аспекты близких (романтических) отношений и совладающее поведение партнеров // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 6. -С. 278-283.
3. Екимчик О.А., Крюкова Т.Л. Психология совладания с завершением близких отношений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 4. - С. 117-125.
4. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А. Совладание с трудностями начала и завершения близких (партнерских) отношений // Ананьевские чтения -2017: Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов: материалы междунар. науч. конф., 24-26 октября 2017 г. / отв. ред. Л.А. Головей, А.В. Шаболтас. - СПб.: Айсинг, 2017. - С. 429-430.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 380 с.
6. Крюкова Т.Л., Дорьева Е.А. Динамика завершения / разрыва близких отношений партеров: возможности профилактики негативных последствий // Материалы IV Междунар. науч. конф., Кострома, 22-24 сент. 2016 г. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. - Т. 2. - С. 67-71.
7. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В. Индивидуальные и групповые тенденции совладания с трудностями в российских семьях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2014. - Т. 20. - № 2. - С. 71-77.
8. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Психология совладающего поведения: развитие, достижение, проблемы, перспективы // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Серги-енко. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2008. - С. 21-54.
9. Holmes T.H., RaheR.H. The Social Readjustment Scale // J. of Psychosomatic Research. - 1967. -No. 11. - P. 213-218.
10. Regan P. Close Relationships. - New York, NY: Routledge, 2011.
11. Grigorova T., Kryukova T. Romantic Attachment Addiction in Adults' Relationships // J. of Behavioral Addictions. - 2015. - Vol. 4. - Issue 3, September (Suppl. 1). - Pp. 1-66.