Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения
МИРОВОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС: ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ
В.В. МИЛОСЕРДОВ, академик РАСХН, г. Москва
Ключевые слова: продовольствие, продовольственная безопасность, независимость, цены на продовольственные товары, голод.
По всей России, от края до края,
Сгорает деревня, сгорает, сгорает, -В чаду самогоном безмолвствуют клубы: Погосты - на прибыль, роддомы - на убыль, На убыль моторы, с раскройку гектары,
Под нож под убойный стада и отары... Молчит колокольня в подспудном накале. Одна телебашня вовсю зубоскалит.
Егор Исаев
Продовольственная проблема -предмет особого внимания каждого суверенного государства, стремящегося сохранить независимость и обеспечить благосостояние своего населения. Достаточное продовольственное обеспечение составляет первейшую потребность человека, является одной из гарантий реального права на жизнь, закрепленных в конституциях многих стран. Поэтому должно быть исключено всякое недопонимание ее принципиальной важности.
Продовольственная проблема в мире резко обострилась. Цены на основные продукты питания за последние три года увеличились на 80%. Только за март-апрель этого года рис подорожал на 52, а зерно - на 84%. На продовольственных рынках мира появились признаки всеобщей паники. Рост цен угрожает голодом все большему числу людей. Он обрел новое лицо. Раньше причиной дефицита продовольствия были засуха и другие подобные факторы, когда людям нечего было есть, теперь проблема усугубилась тем, что пища стала настолько дорога, что ее не могут купить. Ценовая нестабильность отражается в первую очередь на бедных странах, где ухудшающие условия жизни людей могут стать причиной грядущих войн. Голод нарастает. Голодные бунты становятся все более распространенным явлением. Они прокатились по Гаити, Афганистану, Йемену, Боливии, Мозамбику, Сенегалу, Индонезии. Некоторые производители продовольствия вводят ограничения на его вывоз. В России действуют запретительные экспортные пошлины на пшеницу и ячмень. ООН признала грозящий миру голод невиданной проблемой. Эксперты этой международной организации уверены, что это лишь первый звонок над-
вигающего всемирного голода. Они предупреждают о том, что мир движется к длительному периоду конфликтов, связанных с повышением цен на продукты питания.
Все более очевидно, что отсидеться в тихой гавани не удастся никому, даже богатым странам. Крупные торговые центры США, например, в середине мая ввели ограничения на продажу риса в одни руки. Ограничения продаж продуктов питания введены и в ряде других стран. «Необходимо принять своевременные меры, - отмечает глава МВФ Доминик Стросс-Канн, -чтобы сдержать инфляцию и предупредить крупные конфликты», а президент Всемирного банка Роберт Зеллик подчеркивает, что проблема снижения уровня жизни может коснуться не только нынешнего, но и будущих поколений. Оно и понятно, здоровье и продолжительность жизни людей напрямую связаны с количеством и качеством потребляемых продуктов. Отклонение от нормального питания ведет к нарушению функций организма, серьезным образом сказывается на здоровье и продолжительности жизни народа, генофонде нации.
«Нам срочно необходимо принять совместные меры», - заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в Берне, чтобы обсудить мировой продовольственный кризис». Эта тема станет одной из главных на ближайшем саммите «Большой восьмерки» в Японии.
В условиях надвигающего кризиса на уровне ООН и парламентов многих стран принимаются меры по его смягчению. В частности, экспертами ООН подготовлен список беспрецедентных мер, направленных на оказание помощи бедным странам, неспособным обеспечить свое население продуктами питания. По итогам состоявшихся
консультаций между структурными подразделениями ООН и международными финансовыми организациями Пан Ги Мун объявил о создании специальной рабочей группы для решения проблем выхода из кризиса и оказания помощи голодающим. В антикризисный центр, который он возглавит, войдут руководители основных подразделений этой организации, а также директор Всемирного банка. В отдельных странах парламенты проводят слушания по наиболее острым вопросам этой проблемы, мобилизуют научные и экспертные силы и финансовые ресурсы. 27 апреля в Никарагуа состоялось чрезвычайное заседание министров сельского хозяйства стран Центральной Америки и Карибского бассейна, на котором отмечалось, что большинство государств региона не могут обеспечить себя продуктами питания. С проблемой решили справиться сообща - на реализацию программы по увеличению производства зерновых страны региона выделят 700 млн долл. Все это говорит о чрезвычайной важности проблемы нарастающего голода в мире. ООНовские дипломаты предупреждают, что если Запад не примет срочных мер, очаги напряженности будут разрастаться и создадут угрозу демократии и стабильности во всем мире.
Основными причинами продовольственного кризиса являются:
- изменения погодных условий в результате глобального потепления климата и кризисное состояние водных ресурсов;
- быстрый рост населения планеты и возросший спрос на продукты питания в Китае и Индии;
- резкое увеличение стоимости энергоресурсов, что приводит к росту себестоимости производства продовольствия;
- возросший интерес мировых экономик к производству альтернативного углеводородного топлива, сырьем для которого являются: кукуруза, рожь, сахар, пальмовое масло и др.
- обесценение всех видов денег и денежных активов в мире.
В России к общемировым причинам кризиса следует также отнести:
а) собственное производство про-
The foodstuffs, food safety, independence, the prices for articles of food, famine.
Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения
дуктов питания растет крайне медленно. Агропром на рынке продовольственных товаров занимает лишь немногим более половины общего объема. Интервенция продовольствия достигла запредельных объемов. Страна давно переступила порог продовольственной безопасности и находится в большой зависимости от западных товаропроизводителей.
б) из-за диктата спекулянта-пере-купщика российский товаропроизводитель вынужден отдавать свою продукцию за бесценок, а потребитель покупать ее по запредельно высоким ценам. Недавний шум в Правительстве и Госдуме о наведении порядка на рынках продовольствия «ушёл в свисток». Сельских товаропроизводителей, как и прежде, не пускают на рынок, они отдают свою продукцию перекупщику за бесценок. При этом цены формируются далеко не на условиях свободного рынка.
в) в нашей стране торговые наценки на продукты питания составляют 2530 и даже 40%. Такого нет ни в одной стране мира. Например, в Канаде, Китае, Белоруссии, Казахстане предельная наценка составляет 12%, а на социально значимые продукты - 8%. Такой она была в СССР
г) свою лепту в рост цен вносят нефтяники, энергетики, агрохимики и железнодорожники. Например, доставка тонны зерна из Сибири в европейскую часть страны обходится в 1500 руб.
д) в начале 90-х годов XX века западные страны имели 20-летние запасы продовольствия, на хранение которых только Германия расходовала около 12 млрд марок. Системный кризис в России помог Западу освободиться от залежалой, зачастую непригодной для собственного потребления продукции, которая нескончаемым потоком пошла к нам по заниженным ценам. Наши политики надеялись, что поставки дешевой западной продукции - это всерьез и надолго. И, видимо, поэтому министра финансов А.Кудрина «осенила» идея: «Поскольку мы живем в северных широтах и всегда будем затрачивать больше энергоресурсов на единицу продукции, чем западные страны, нам вообще не следует заниматься сельским хозяйством».
Сегодня, когда Европа освободилась от завалов пронафталининной продукции, она уже не может позволить себе продавать ее по демпинговым ценам. К тому же под давлением развивающихся стран, входящих в ВТО, Запад вынужден постепенно снижать объемы господдержки, что ведет к росту себестоимости сельскохозяйственной продукции, а следовательно, и росту цен. Некоторые политики не могут понять, почему сырое молоко в хозяйствах дешевеет последние четыре месяца, а розничная цена его растет. Да потому, что цены на нашем рынке во многом зависят от цен на импортируемую продукцию. И чем боль-
ше ее будет на российском рынке, тем беспомощнее будет наш спецназ по сдерживанию цен.
Страны-экспортеры не только очистили свои «авгиевы конюшни» от залежалой продукции, но и серьезно подорвали наше сельское хозяйство. За время с 1990 по 2006 гг. посевная площадь в стране сократилась на 41 млн га, поголовье крупного рогатого скота
- на 36,7 млн голов, в т.ч. коров - на 11,2 млн, свиней - на 18,1 млн. В 2006 году производилось лишь три четверти сельхозпродукции от уровня 1990 года, в том числе 69,4% зерна, 50,7% мяса и 59% молока.
Резкое сокращение производства собственного продовольствия привело к тому, что интервенция импорта в нашу страну достигла запредельных объемов и приблизилась к 28 млрд долларов, а с учетом несанкционированного ввоза - примерно 33 млрд. Сейчас на душу населения в России производится 39 кг мяса и 221 кг молока, при физиологически обоснованной норме потребления - 81 кг мяса и 392 кг молока. В этой связи странной является позиция некоторых политиков, которые говорят: «Разве можно сравнить сегодняшнее изобилие прилавков с их пустотой времен планового социалистического периода». Но такое «изобилие» никак не связано с работой нашего АПК. Причины его - недоступные цены для многих россиян и высокая доля импорта. В.Путин поразился: «Стыдно признаться, сколько импортного продовольствия завозим в крупные промышленные центры».
При увеличении импорта всего мяса и мясопродуктов (включая и мясо птицы) примерно на 2,7 млн тонн (с учётом серых схем) его душевое потребление сократилось за 16 лет на 24%, молокопродуктов - на 38,6%, рыбы - на 40% и это при увеличении ее импорта в 19,8 раз. Рост импорта продовольствия в 10 раз обгоняет рост собственного производства. В трехлетней программе импорт продовольствия и дальше будет расти по 30% в год. Страна находится в большой зависимости от западных товаропроизводителей. Но «с чужого стола не прокормишься».
Проблема обеспечения продовольственной независимости для развитых стран является одной из приоритетных ценностей и целей государственной политики. Они понимают, что в силу специфических условий производства сельское хозяйство неконкурентоспособно по сравнению с другими отраслями. Министр сельского хозяйства США Д.Гликман заявил: «Для меня совершенно очевидно, что фермеры не смогут выжить без государственной поддержки. В 2000 г. в США вместо планируемого снижения государственной поддержки произошло ее увеличение на 26 млрд долл. Такая помощь, - сказал министр, - была скорее латанием дыр,
нежели настоящим решением проблемы. Мы просто наложили очень дорогой жгут, тогда как ситуация требовала фактически переливания крови.
Запад понимает, что социальные потрясения чреваты куда более значительными издержками, чем затраты на их предотвращение, а потому одной из важнейших функций государства является поддержка сельского хозяйства и обеспечение социальной стабильности общества. Правительство и Конгресс США проявляют особую заинтересованность в делах аграрного сектора, периодически принимают законы о сельском хозяйстве -в 1985 г. принят закон о продовольственной безопасности.
К сожалению, наше правительство не воспринимает продовольственную безопасность как угрозу. Несмотря на принятие некоторых мер по развитию сельского хозяйства, импорт продовольствия растет ускоренными темпами. В первом квартале этого года импорт свинины вырос на 38%, а сухого молока - вдвое. В последние годы был принят ряд мер, обеспечивших некоторое улучшение положения дел в отрасли: закон «О развитии сельского хозяйства», «Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы», два года как действует приоритетный национальный проект АПК. В результате спад производства остановился.
Для того, чтобы обезопасить наше население от надвигающего голода, нужно сделать долгосрочные выводы и принять срочные меры по ускоренному развитию отраслей АПК, а не заниматься штопаньем дыр.
Какие же эти меры?
1. Принять новый закон «О развитии сельского хозяйства». Он должен быть прямого действия, как в нормальных странах. В нем следует предусмотреть списание всех долгов с крестьян, которые как кандалы сковывают работу отрасли. К тому же образовались они в значительной степени из-за неразумной аграрной политики государства. Госдума уже не раз принимала поправки к закону «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» с целью якобы упрощения процедуры вхождения в программу финансового оздоровления, но после такого «упрощения» долги росли как снежный ком. В 2000 году они составляли 183,7 млрд руб., в 2005 - 438,2 млрд руб. и в 2007 г. - 745 млрд руб. 4800 предприятий выбыли из программы финансового оздоровления и потеряли право на реструктуризацию, а более 9 тыс. - не могут принять участие в программе. Поправки в базовый закон были подготовлены еще в 2005 г., законопроект слушался в первом чтении, однако потом утонул в дискуссиях. И только когда разразился продовольственный кризис, законотворческий процесс ускорился: в конце апреля - начале мая
Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения
документ принят Федеральным собранием и подписан Президентом. Вот уж действительно пока черный кочет не клюнет в одно место, вопрос не сдвинется с мертвой точки.
В законе важно предусмотреть паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, субсидировать 30-50 процентов стоимости сельхозтехники и минеральных удобрений, а также проводить за счет государства работы по мелиорации земель, сохранить стимулирующий налоговый режим в отрасли, а также льготную ставку налога в 10% на продовольственные товары. В новом законе следует предусмотреть бесплатное образование для сельских жителей в вузах с распределением выпускников на работу, обеспечение молодых специалистов жильем, улучшение быта крестьян, медицинского обслуживания, средств связи, ускорить строительство дорог. Остановить банкротство эффективно работающих хозяйств, вернуть землю крестьянам, отобранную у них незаконным путём, проводить эффективную тарифно-таможенную политику с целью резкого сокращения импорта продовольствия, тенденция к росту которого сохраняется, а по мясной продукции даже увеличивается, несмотря на работу приоритетного национального проекта.
2. Принять настоящую продовольственную программу. В нынешней программе по существу ни одна позиция не обоснована, не обеспечена ресурсами, в ней не просматривается развитие конкретных регионов страны. Сегодня сельская экономика регионов, как и жизненный уровень крестьян, колеблется в разы. Но вместо того, чтобы нивелировать это различие, власть говорит, что нужно направлять инвестиции туда, где они дают большую отдачу. А это значит, дифференциация будет возрастать.
Федеральная программа без ее конкретизации к местным условиям и особенностям - «средняя по больнице температура». То, что программа устарела, практически не начав работать, свидетельствует заявление премьера В.Путина в Ессентуках о намерении дополнительно выделить десятки миллиардов рублей на поддержку сельского хозяйства (на закупку сильно подорожавших удобрений - 8 млрд руб.; по 5 млрд. птицеводам и свиноводам на компенсацию роста цен на корма; 30 млрд руб. получит Россельхозбанк на долгосрочное кредитование крестьян и на проведение закупочных интервенций. Правда и имеющиеся деньги банк использует не на кредитование сельского хозяйства, а вкладывает в американские ценные бумаги, либо кредитует другие отрасли народного хозяйства). Чтобы заявления не стали лозунгами, как это у нас бывало нередко, надо их оформить в документ, в программу. В обновлен-
ной программе следует предусмотреть введение режима справедливой конкуренции, который может формировать тарифно-таможенная политика.
3. Ускорить принятие закона о продовольственной безопасности, о котором говорится уже много лет. Продовольственная безопасность - это не только возможность страны обходиться без импортного продовольствия, но и способность государства гарантировать каждому гражданину физическую и экономическую доступность качественного продовольствия. Мерилом продовольственной безопасности является доля импорта во внутреннем потреблении, верхний предел которого не должен превышать 25 процентов. Россия давно переступила этот порог.
4. Социальные проблемы. Нужно обеспечить крестьян работой и остановить отток из села. В дореформенный период прирост населения в деревнях был на 40% выше, чем в городе. Сегодня картина в корне изменилась. Ситуация вызывает тревогу: уникальный генофонд народонаселения не только не воспроизводится, но и катастрофически сокращается. Незаселенные пространства расширяются и занимают огромные территории. В 33 тыс. населенных пунктах проживает в среднем 1,76 человека, в 14 тыс.- 7,8 человек. Словом, более, чем в 47 тыс. деревень в 2002 году проживало в среднем 3,6 человека. Число деревень-призраков быстро увеличивается. За период с 1989 по 2002 годы более чем на 16 тысяч (почти вдвое) возросло число сельских населенных пунктов с числом жителей до 6 человек.
Вывод очевиден - нам жизненно необходимо заново осваивать и заселять эти земли. Причем развивать экономику этого региона не только через добычу природных ресурсов, но и путем развития сельского хозяйства. Ведь особенностью сельскохозяйственного производства является простран-ственность, потребность в значительных земельных площадях. Следует вдохнуть в эти регионы новую жизнь. «Невидимая рука» рынка доказала свою несостоятельность в решении этой проблемы. Необходимы серьезные мероприятия правительства по изменению сырьевой специализации, реструктуризации и диверсификации промышленности за счет форсированного развития высокотехнологичных и экологически безопасных производств, а также сельского хозяйства. Без будущего Сибири
- нет будущего России.
Негативный характер развития демографической обстановки вызван повышенным оттоком населения из села прежде всего трудоактивных и перспективных возрастов, в большинстве - это люди с высокой общеобразовательной и специальной подготовкой, со средним стажем работы в сельском хозяйстве четыре года и более.
Состав сельских мигрантов на 70-80% представлен людьми в возрасте 1640 лет. В результате доля детей и подростков на селе сокращается, а лиц за пределами трудоспособного возраста увеличивается. Из сельского хозяйства выбывает наиболее квалифицированные механизаторы, в результате чего ухудшается качественный состав механизаторских кадров. Основные условия «бегства» работников из села: неудовлетворенность жилищными условиями, торговым, транспортным и культурно-бытовым обслуживанием; низкий уровень механизации технологических процессов, тяжелые условия труда, ненормированный рабочий день, нерегулярное предоставление выходных, крайне низкий уровень оплаты труда и других видов материального и морального поощрения. Острой проблемой деревни является бездорожье. Более двух третей сел и деревень не имеют транспортных связей. На низком уровне остается сфера услуг. Объем товарооборота, бытового обслуживания и общественного питания на душу населения составляет 30% от городского уровня. Слабо развиваются подсобные предприятия и промыслы, производственно-социальная кооперация с промышленностью и городами, что не способствует расширению сфер приложения труда, обеспечению круглогодовой занятости населения, укреплению экономки хозяйств.
Необходим комплекс мероприятий, позволяющих сдержать отток рабочей силы из села, повысить эффективность использования (производительность) труда, проводить трудосберегающую политику в сельском хозяйстве. Для этого необходимо ускорить работу по созданию на селе равных с городом производственных, жилищных и культурно-бытовых условий; необходимо строить дороги, магазины, школы, детские сады и ясли. Государство должно взять на себя осуществление этих мероприятий.
5. Развитие местного самоуправления. Институт местного самоуправления практически отсутствует. Степень централизации власти в стране остается высокой. Правительство не заинтересовано делиться властью с местными органами. Хотя проблема устойчивого развития сельских территорий является приоритетным направлением социально-экономической политики во многих странах. Демократизация государственного управления является основой развития местного управления. По данным профильного комитета Совета Федерации РФ и экспертов Счетной палаты в 2006 г., в России лишь 2% муниципальных образований были относительно финансово самостоятельными.
Итак, сельское хозяйство России переживает один из самых трудных периодов своей истории. Возрождение
Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения - Экономика
сельского хозяйства и сельских территорий без существенной помощи государства становится все менее возможным. В подобном положении находилось фермерство США в годы “Великой депрессии”. Тогда почти половина фермеров оказалась должниками, фермы отдавались кредиторам. Начались фермерские волнения. В этой ситуации новый президент США Ф.Д. Рузвельт, несмотря на мощное сопротивление сторонников свободного рынка, вводит мораторий на всю фермерскую задолженность. Конгресс утверждает аграрную программу, принимает закон о рефинансировании фермерской задолженности. Устраняется неэквивалентность обмена. Все это постепенно преобразило сельское хозяйство, ставшее одним из самых высокоэффективных в мире. Правитель-
Инновационно-интеграционная стратегия развития аграрного сектора области позволяет более качественно и в сроки выполнять мероприятия, направленные на эффективное развитие агропромышленного комплекса.
В Свердловской области на протяжении последних лет государственное регулирование АПК осуществляется на основе целевых программ. Так, в настоящее время действует областная государственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Свердловской области» на 2007-2009 годы. В результате реализации первого этапа этой программы за счет средств областного бюджета в 2007 году приобретена и передана для работы юридическим и физическим лицам, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскохозяй-
ство США и сейчас вмешивается во все сферы аграрной политики и экономики, а государственная поддержка фермерскому хозяйству составляет примерно 100 млрд долл. в год. То же делают и страны ЕС, где доля государственных вложений в совокупный валовой продукт сельского хозяйства достигает 45%.
Пришло время и нашему Президенту остановить глумление над крестьянами, предпринять решительные шаги, как когда-то это сделал американский Президент. В частности, списать все долги, устранить неэквивалентность обмена между селом и городом, увеличить целевую государственную поддержку сельскому хозяйству. Это было бы эпохальное решение, позволившее вернуть сельскому хозяйству надежду на цивилизованное развитие, крестьянам
ственная техника, автомобили и оборудование, а именно: 18 комплектов оборудования для птицеводства, три комплекта оборудования для молочного животноводства, три комплекта оборудования для свиноводства, семь комплектов оборудования для молокоприемных пунктов, 14 единиц специализированного автотранспорта для приема и перевозки молока, комбинированная машина для посева и другое оборудование.
В результате реализации областной государственной целевой программы «Создание комплекса по выращиванию и переработке растительноядных рыб в Свердловской области» на 2007 год приобретено и доставлено к местам зарыбления 16 млн.штук личинок растительноядных рыб, выращен один миллион штук сеголетков, приобретено 11,5 т кормов для выращивания растительноядных
- социальную и экономическую полноправность граждан нашего общества, создать новые рабочие места, избавляющие их от необходимости копаться с мотыгой на индивидуальных грядах. Развитие сельского хозяйства создало бы дополнительно миллионы рабочих мест в других отраслях народного хозяйства. Страна в этом случае смогла бы уверенно двигаться по пути обретения продовольственной независимости, обеспечивать свое население продуктами собственного производства, пополнять казну налогами и сборами.
Изложенное свидетельствует о том, что мировой кризис может сильно ударить по России. И надеяться, что он обойдет нас стороной, что нам удастся переждать его в тихой гавани не приходиться. Будем надеяться, что наш крик души дойдет до властьимущих.
рыб, приобретено 57 делевых садков для содержания и выращивания растительноядных рыб. Осуществлено научное обеспечение программы.
Мероприятия, запланированные областной государственной целевой программой «Инженерное обустройство земель для ведения коллективного садоводства» на 2007 год, выполнены в полном объеме. Так, например, осуществлено строительство подъездной автодороги протяженностью 1,358 км к коллективному саду «Уран-1» в Березовском городском округе, подъездной автодороги протяженностью 1,125 км к коллективному саду «Монтажник» в Сысертском городском округе и подъездной автодороги протяженностью 1,31 км к коллективному саду «Марамзино» в Бе-
Agriculture, Sverdlovsk area, innovative approaches of development, the tendency of development of an agriculture, the state support, priority directions of support of an agriculture.
Литература
1. Шульгин B.B. Три столицы. - М.: Современник, 1991. - 278 с.
РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СРЕДНЕГО УРАЛА: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
(продолжение, начало в №5 за 2008 год)
С.В. АГЛОТКОВА,
кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования в АПК Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, г. Екатеринбург
Ключевые слова: агропромышленный комплекс,
Свердловская область, инновационные подходы развития, тенденции развития сельского хозяйства, государственная поддержка, приоритетные направления поддержки сельского хозяйства.