ISSN 2311-875X (Online) Национальные интересы
ISSN 2073-2872 (Print)
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Евгений Юрьевич ХРУСТАЛЁВ^, Дмитрий Сергеевич КОЛЕУХО"
а доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией,
Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация
ь заместитель начальника отделения продовольственного снабжения, Главный клинический госпиталь МВД России, Москва, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 04.03.2016 Принята в доработанном виде 08.04.2016 Одобрена 11.05.2016
УДК 338.245.2 JEL: F52, Н56, 017
Ключевые слова: военно-экономические потребности, продовольственное обеспечение Вооруженных сил РФ, агропромышленный комплекс
Аннотация
Тема. Военные угрозы безопасности любого суверенного государства обусловливают наличие у него вооруженных сил, обладающих адекватной этим угрозам военной мощью. Поддержание этой мощи диктует необходимость производства орудий войны, всестороннего обеспечения военной организации государства. Всю совокупность экономических нужд, определенную необходимостью всестороннего обеспечения вооруженной защиты государства, относят к военно-экономическим потребностям. Особое место в структуре военно-экономических потребностей занимает продовольственное обеспечение, конечной целью которого является полноценное сбалансированное питание личного состава вооруженных сил. Понимание места и роли продовольственного обеспечения в структуре военно-экономических потребностей необходимо для его успешного развития и дальнейшего совершенствования.
Цели. Исследование структуры военно-экономических потребностей и определение в ней места продовольственного обеспечения, анализ процесса удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении.
Методология. В статье использованы методы научного анализа и системного подхода к исследованию военно-экономических потребностей.
Выводы и значимость. Показано, что потребности в продовольственном обеспечении являются одним из важнейших компонентов материальных потребностей вооруженных сил и организационно удовлетворяются в процессе их тылового обеспечения. Основным источником удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении выступает агропромышленный комплекс России. Высокий уровень развития агропромышленного комплекса, наличие резервов и запасов гарантируют стабильность удовлетворения потребностей в продовольственном обеспечении ВС РФ и, тем самым, положительно влияют на состояние боеготовности армии и флота. Специфика процесса удовлетворения потребностей вооруженных сил в продовольственном обеспечении характеризуется непрерывностью и большими объемами продовольствия, что сопряжено с высокими рисками его срыва и существенными затратами. В связи с этим экономический механизм удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении должен одновременно обеспечивать высокую надежность и быть экономически эффективным.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В последние годы самое пристальное внимание со стороны государства уделяется развитию Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ). В войска поступают новые виды вооружений, военной техники, совершенствуется организационно-штатная структура частей и соединений, повышается престижность службы в армии и на флоте [1-5]. Все эти перемены влекут за собой изменения военно-экономических потребностей вооруженных сил.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 15-06-00604.
Теоретическая разработка проблемы
удовлетворения потребностей всегда была в центре внимания различных отраслей научного знания: социологии, философии, психологии, экономики и многих других. Военная экономика также не осталась в стороне, изучая вопросы, связанные с формированием и удовлетворением военно-экономических потребностей.
Из всего многообразия экономических нужд общества военно-экономические потребности охватывают ту их часть, которая порождена военными угрозами безопасности государства. Военно-экономическим потребностям присущи как свойства обычных экономических
потребностей, так и ряд специфических особенностей, обусловленных чрезвычайным характером военных угроз, войн, военных конфликтов и другими факторами, определяющими особое функциональное предназначение военной мощи. Военно-экономические потребности государства:
• носят конкретный исторический характер;
• обусловливаются уровнем развития производительных сил и экономических отношений;
• удовлетворяются и возобновляются в различных экономических формах, характерных для данного этапа военного строительства;
• формируются и удовлетворяются в процессе деятельности, которая носит состязательный и противоборствующий характер1.
По нашему мнению, современные трактовки понятия «военно-экономические потребности» в целом отражают их сущность и содержание. Так, одни авторы трактуют рассматриваемое понятие с точки зрения военно-воспроизводственного процесса. В частности, О.А. Грунин считает, что «...к военно-экономическим потребностям относятся те, которые выражают необходимость производства конечной военной продукции, доставки ее войскам, обеспечение отраслей военного производства необходимыми факторами производства»2. Другие авторы соотносят военно-экономические потребности с необходимостью обеспечения вооруженной защиты. Например, К.И. Спидченко отмечает: «Военно-экономические потребности
представляют собой всю совокупность экономических нужд, обусловленную
необходимостью всестороннего обеспечения вооруженной защиты государства»ъ.
Кроме этого, существуют подходы, определяющие военно-экономические потребности государства
как «...совокупность экономических нужд, необходимых для материального обеспечения военной безопасности страны... »4.
1 Военная экономика: учебник / под ред. В.П. Хорева. М., 2013. С. 53-60.
2 Грунин О.А. Основы теории военной экономики: учеб. пособие. СПб: ВАА, 1994. С. 52.
3 Спидченко К.И. Военно-экономические потребности
и тенденции их развития: учеб. пособие. М.: ВПА, 1987. С. 8.
4 Военная экономика (актуальные проблемы): учебник
/ под ред. П.В. Соколова, В.М. Наумова. М.: ВУ, 1997. С. 22.
Второе определение, по нашему мнению, является более емким и в большей степени отражает сущность и содержание военно-экономических потребностей, в связи с чем и будет использоваться в данной работе.
Для достижения целей исследования из всей совокупности военно-экономических
потребностей военной организации государства нами выделен ее отдельный компонент - военно-экономические потребности ВС РФ. Выделение в отдельную категорию военно-экономических потребностей ВС РФ позволит установить их особенности и основные характеристики. При этом они присущи как для ВС РФ, так и для других составных элементов системы военной организации России.
Причиной возникновения военно-экономических потребностей ВС РФ является необходимость материального обеспечения войск, надобность производства орудий войны. Военно-экономические потребности многообразны, ассортимент предметов и услуг, удовлетворяющих эти потребности, насчитывает в настоящее время несколько миллионов наименований. В связи с этим необходима научно-обоснованная классификация военно-экономических
потребностей. Это позволит, в свою очередь, получать объективную информацию для разработки и реализации политической, социальной, военно-экономической политики в государстве.
В настоящее время однозначного подхода к этому вопросу нет. Ученые определяют различные основания для группировки военно-экономических потребностей, для чего определен ряд критериев. Мы считаем необходимым отметить существующие подходы к классификации военно-экономических потребностей. По функциональному предназначению военно-экономические потребности разделяют на непроизводственные (конечные) и производственные.
Непроизводственные военно-экономические
потребности - это потребности военной организации государства. Они удовлетворяются готовой военной продукцией, производимой конечным военным производством. Конечные военно-экономические потребности по их функциональной роли делятся в свою очередь на следующие группы:
1) потребности личного состава, связанные с подде ржание м жизнеде ятельно сти,
воспроизводством его способностей выполнять свои функции (потребности в пище, одежде, обуви, жилье, здравоохранении и др.);
2) потребности в разнообразных вооружениях и военной технике, боеприпасах и т.д.
Производственные военно-экономические
потребности - это потребности, связанные с производством военной продукции и услуг5.
Наряду с этим в некоторых исследованиях встречаются и другие подходы к структурированию военно-экономических
потребностей. Так, по уровням возникновения они подразделяются на:
1) потребность в создании военной организации государства, возникающей из необходимости укрепления военной безопасности государства и защиты национальных интересов страны. Это потребность первого уровня;
2) потребности военной организации государства в личном составе и средствах удовлетворения их индивидуальных и коллективных нужд;
3) потребности Вооруженных сил и других силовых структур в конечной военной продукции. Они объективно появляются из необходимости организации производства средств вооруженной борьбы и благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности личного состава ВС РФ и работников сферы производства конечной военной продукции6.
Для определения места и роли потребностей в продовольственном обеспечении в системе военно-экономических потребностей ВС РФ таких подходов к их структурированию, по нашему мнению, недостаточно.
Успешное ведение боевых действий является залогом тщательной и всесторонней подготовки, включающей в себя комплекс мероприятий -от всестороннего обучения и обеспечения каждого военнослужащего до достижения полной готовности подразделений, частей, соединений и объединений ВС РФ. Центральное место в указанном комплексе занимает система обеспечения войск. С учетом определения понятия «военно-экономические потребности» очевидно, что именно через эту систему и осуществляется
5 Воробьев В.В., Пожаров А.И., Ермаков С.М. Военная экономика: учебник. М.: Воениздат, 2003. С. 24.
6 Грунин О.А. Основы теории военной экономики:
учеб. пособие. СПб: ВАА, 1994. С. 52.
процесс удовлетворения военно-экономических потребностей. В связи с этим мы предлагаем структурировать военно-экономические
потребности с позиции системы обеспечения войск. Как известно, по характеру решаемых задач обеспечение боевых действий подразделяется на боевое, специально-техническое и тыловое. Соответствующие военно-экономические
потребности можно классифицировать
следующим образом (рис 1).
Согласно такой классификации, потребности в продовольственном обеспечении выступают как компонент материальных потребностей тылового обеспечения. Наряду с другими военно-экономическими потребностями они отражают объективные связи и отношения, существующие в процессе экономического обеспечения обороны страны.
Для понимания роли потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении в системе военно-экономических потребностей считаем необходимым остановиться на определении понятия «продовольственное обеспечение ВС РФ».
Анализ руководящих документов и специальной литературы по продовольственному обеспечению ВС РФ показал, что существуют следующие определения понятия «продовольственное обеспечение». Продовольственным обеспечением военнослужащих является комплекс мероприятий, выполняемых должностными лицами воинских частей, по планированию и организации обеспечения воинских частей продовольствием, по планированию и организации питания
7
военнослужащих .
В другом источнике существует несколько иная трактовка понятия продовольственного
обеспечения вооруженных сил.
Продовольственное обеспечение вооруженных сил заключается: в обеспечении воинских частей, учреждений и заведений армии и флота продовольствием; в организации питания военнослужащих и хлебопечения; в разработке и внедрении новых, более ценных видов продуктов питания и продовольственных пайков; в оснащении всех звеньев продовольственной службы совершенными образцами технических
7 Руководство по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время: введено в действие приказом министра обороны РФ от 21.06.2011 № 888.
средств, в содержании, эксплуатации и их ремонте; в обеспечении всех частей фуражом, имуществом и денежными средствами. Главной задачей и конечной целью продовольственного обеспечения является полноценное и высококачественное питание личного состава вооруженных сил8.
С учетом имеющихся определений и проводимых в ВС РФ преобразований предлагаем следующее, обобщенное определение. Продовольственное обеспечение ВС РФ - это вид материального обеспечения, главной задачей и конечной целью которого является полноценное и
высококачественное питание личного состава вооруженных сил в мирное и военное время; оно заключается в снабжении органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации продовольствием, техникой и имуществом продовольственной службы, в их правильном содержании и использовании; в организации питания военнослужащих и хлебопечения; в разработке и внедрении новых, более ценных видов продуктов питания и продовольственных пайков; в оснащении всех звеньев продовольственной службы совершенными образцами технических средств, в содержании, эксплуатации и их ремонте; в обеспечении всех частей фуражом и имуществом.
С учетом данного определения можно заключить, что к потребностям ВС РФ в продовольственном обеспечении относится достаточно широкий спектр потребностей. Это потребности собственно в продовольствии, в технике продовольственной службы, в ее техническом обслуживании и ремонте, в имуществе номенклатуры продовольственной службы, в специалистах продовольственной службы и некоторые другие. Объединяет эти составляющие то, что все они способствуют удовлетворению потребностей военнослужащих в полноценном
высококачественном питании.
Удовлетворение потребностей в
продовольственном обеспечении, с точки зрения обороноспособности государства, является одной из приоритетных задач. Между процессом удовлетворения потребностей в
продовольственном обеспечении и боевой готовностью существует тесная взаимосвязь, которая заключается прежде всего в создании
8 Продовольственное обеспечение воинской части в мирное время: учеб. пособие. Вольск: Изд-во ВВВУТ, 1995.
условий для воспроизводства физических сил личного состава, от уровня подготовки и состояния которого напрямую зависит боеготовность частей и соединений9 [6].
По своей экономической сущности потребности вооруженных сил в продовольственном обеспечении, главной целью которого является полноценное и высококачественное питание личного состава, выступают как потребности в конечной военной продукции.
В настоящее время трансформации, происходящие в экономической сфере, изменение качественных и количественных показателей военной организации предполагают поиск новых путей удовлетворения военно-экономических потребностей российской армии, в том числе и потребностей в продовольственном обеспечении. В связи с этим особую актуальность принимают проблемы, связанные со спецификой процесса удовлетворения военно-экономических
потребностей государства.
Существует следующее определение процесса удовлетворения военно-экономических потребностей: «... совокупность
последовательных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях удовлетворения экономических нужд,
необходимых для материального и информационного обеспечения вооруженной защиты государства, защиты его национальных интересов в конкретных условиях военно-политической обстановки и социально-экономического развития» [7].
Процессу удовлетворения военно-экономических потребностей государства присущи следующие отличительные особенности:
— во-первых, это процесс, управляемый государством, содержащим военную организацию;
— во-вторых, это целенаправленный процесс, необходимый для своевременного и полного удовлетворения военно-экономических потребностей;
— в-третьих, он имеет непрерывный характер, независимо от условий военно-политической
9ХрусталёвЕ.Ю., КолеухоД.С. Организация продовольственного обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 23. С. 2-11.
обстановки развития;
и
социально-экономического
— в-четвертых, процесс удовлетворения военно-экономических потребностей проходит в условиях полной определенности целей и задач, вытекающих из национальных интересов государства, что придает ему детерминированный характер;
— в-пятых, это многокритериальный процесс, так как учитывает военно-политическую, социально-экономическую и геостратегическую ситуации;
— в-шестых, процесс удовлетворения военно-экономических потребностей государства -это сложный процесс, направленный на решение комплекса задач и предусматривающий значительное количество структурных элементов.
Следует отметить, что вопросы удовлетворения военно-экономических потребностей необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи с их формированием. Анализ показывает, что это - два взаимопроникающих явления, разделение которых может исказить сущностные характеристики и содержательные аспекты системы военно-экономических потребностей. Кроме того, подобное разделение может привести к отрицательному результату на практике, что неблагоприятно повлияет на состояние обороноспособности страны.
Учитывая двуединый характер процесса удовлетворения военно-экономических
потребностей государства, можно выделить следующие его основные элементы:
структуру и потребностей;
источники их удовлетворения;
экономический механизм
военно-экономических
государства.
повышаются и возможности удовлетворения этих специфических потребностей государства. Во-вторых, военно-экономические потребности изменяются в зависимости от военно-политической, социально-экономической,
геостратегической обстановки. Так, по мере возрастания напряженности, военные потребности увеличиваются, достигая пика в период ведения активных военных действий. Соответственно, изменяется соотношение военного и гражданского производства и потребления. Происходит трансформация всех отраслевых и общеэкономических пропорций: резкий рост машиностроения, падение уровня сельского хозяйства, падение жизненного уровня населения, практически полное прекращение накопления основного капитала10.
объем военно-экономических
удовлетворения потребностей
При этом основные элементы процесса удовлетворения военно-экономических
потребностей, выделенные ранее, характеризуют его чрезвычайную динамичность, которая определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, с развитием экономики и военного дела расширяются и военно-экономические
потребности государства. Усложняется их внутренняя структура, и в то же время
Изменение пропорций в отраслевой структуре национальной экономики происходит вследствие того, что в период подготовки и ведения военных действий военно-экономические потребности государства удовлетворяются за счет привлечения дополнительных ресурсов из народного хозяйства - людских, материальных и финансовых. Подобные изменения позволяют сделать вывод, что в зависимости от характера времени источники удовлетворения военно-экономических потребностей различны. В период стабильного мирного развития текущее военное производство позволяет обеспечить военную организацию всем необходимым, обновлять и пополнять резервы
и запасы. При ослаблении международной напряженности возможно сокращение объемов текущего военного производства, резервов и запасов в различных комбинациях. В случае усиления напряженности и возникновения военных конфликтов часть военно-экономических потребностей, которая не удовлетворяется за счет военного производства, может удовлетворяться за счет резервов и запасов.
При формировании объема и структуры военно-экономических потребностей рассматриваются экономические возможности их удовлетворения в соответствии с военной доктриной и военно-экономической политикой государства. При этом осуществляется оценка военной опасности и военных угроз, уровня развития производства продукции военного назначения как в своей стране, так и за рубежом, определение на этой основе потребностей общества по его
10 Военная экономика. Теория и актуальные проблемы: учебник / под ред. А.И. Пожарова. М.: Военное издательство, 1999. 320 с.
вооруженной защите, реальности достижения целей при имеющихся ресурсах национальной экономики. Исходя из этих параметров оценки, можно утверждать, что состояние народного хозяйства, его ресурсов оказывает существенное влияние на процесс формирования структуры и объема военно-экономических потребностей. Это также справедливо и для потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении и наглядно подтверждается, например, совершенствованием нормы солдатского (общевойскового) пайка начиная с послевоенных лет (1945 г.) по настоящее время. Так, по мере стабилизации и роста экономики страны происходило постепенное качественное и количественное улучшение его характеристик.
В основе определения объема потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении лежат личные потребности военнослужащих в пище, благодаря которой происходит поддержание жизнедеятельности и восполнение расходуемой в процессе служебной деятельности энергии. На приготовление качественной пищи, которая будет удовлетворять потребности
военнослужащих в необходимых пищевых веществах, влияют набор продуктов, методы их кулинарной обработки, возможности имеющихся технических средств продовольственной службы, уровень подготовки и количество поварского состава, обеспеченность имуществом
продовольственной службы.
Совершенно очевидно, что из всего объема потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении наибольшую долю занимает продовольствие. Количество поварского состава определяется и содержится согласно штату конкретной воинской части в зависимости от количества личного состава в ней. Количество технических средств и имущества номенклатуры продовольственной службы также определяется и содержится в зависимости от количества обеспечиваемого личного состава согласно табелю к штату и нормам снабжения. Потребности в поварском составе, технических средствах и имуществе удовлетворяются разово, по мере необходимости, в то время как потребности в продовольствии для приготовления пищи удовлетворяются ежедневно, они не могут быть не удовлетворены - в противном случае это повлечет за собой срыв в организации питания военнослужащих, что сразу же негативно повлияет на боеготовность.
Физиологическая потребность человека в пище, лежащая в основе потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении, должна удовлетворяться ежедневно, несколько раз в сутки; объем этой пищи и при боевой подготовке в мирное время, и в условиях реальной боевой обстановки будет примерно одинаковым. Все это позволяет сделать вывод, что применительно к фиксированной численности ВС РФ характер военной опасности в отличие от других военно-экономических потребностей в меньшей степени влияет на динамику уровня потребностей вооруженных сил в продовольственном обеспечении. Так, например, при подготовке и проведении военной операции резко возрастают потребности в боекомплектах к вооружению, в заправках для техники, в то же время потребности в продовольствии задействованного в проведении военной операции контингента войск, исчисляемые в суточных дачах, не возрастают, а остаются на постоянном уровне. Эта особенность является отличительной, она характеризует постоянство и стабильность потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении по сравнению с другими военно-экономическими потребностями.
В основе определения потребности в продовольствии лежат нормы продовольственных пайков, применяемые для того или иного контингента военнослужащих, и количество военнослужащих. Нормы продовольственных пайков определены постановлением
Правительства РФ от 27.12.2007 № 946 и приказом министра обороны Российской Федерации от 21.06.2011 № 888 «Об утверждении руководства по продовольственному обеспечению
военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время». Количество видов продовольствия, рационов питания и кормов для штатных животных по итогам анализа номенклатуры продовольственного отчета составляет около 180 наименований, что позволяет судить об их многообразии. Средний вес продуктов по норме общевойскового пайка составляет 2,5 кг11. В масштабах вооруженных сил численностью 500 тыс. чел. на один день требуется около 1,25 тыс. т продовольствия,
11 О продовольственном обеспечении военнослужащих
и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время: постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 946.
в год - 456,25 тыс. т, что позволяет судить о размере потребностей.
Конкретное содержание и структура потребностей вооруженных сил в продовольственном обеспечении обусловлены их функциональным назначением. В зависимости от субъектов потребности ВС РФ в продовольственном обеспечении, как часть военно-экономических потребностей, по нашему мнению, целесообразно подразделить на стратегические, оперативные и войсковые. Такая классификация обусловлена существованием различных уровней
ответственности и подчиненности в рамках ВС РФ и принятой на основании этого системы эшелонирования запасов материальных средств, включая и продовольствие. Стратегический уровень - это уровень, охватывающий все вооруженные силы, оперативный - уровень военного округа, войсковой - уровень воинской части.
Считаем необходимым уточнить источники удовлетворения военно-экономических
потребностей. Опыт всех прошедших войн показывает, что источниками удовлетворения военно-экономических потребностей необходимо считать следующие.
Внутренние источники. К данной группе относятся те источники, которыми располагает государство, то есть национальное богатство. Ими же выступают людские ресурсы, необходимые для комплектования вооруженных сил личным составом, а также сферы производства. Кроме того, сюда относятся товары и услуги военного назначения, средства производства для военных целей и предметы потребления для работников военного производства.
Внешние источники. В этой группе находятся источники, которые используются государством для удовлетворения военно-экономических потребностей без затрат труда и средств производства своей страны. Наиболее распространенными каналами, по которым поступает эта продукция, являются внешняя торговля, безвозмездные поставки союзников, трофеи. История знает и другие внешние источники - аннексии, контрибуции и др.12
Как показывает опыт прошлых войн и военных конфликтов, основным источником удовлетворения военно-экономических
12 Военная экономика: учебник / под ред. В.П. Хорева. М., 2013. С. 53-60.
потребностей государства выступает национальная экономика в целом.
Некоторые военные экономисты, уточняя место продовольствия в натурально-вещественном составе конечной военной продукции, справедливо относят его к продукции общего народнохозяйственного назначения в виде составной части предметов народного потребления. Это в значительной степени предопределяет зависимость решения проблемы удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольствии от решения задачи удовлетворения продовольственных потребностей всего населения страны.
В Доктрине продовольственной безопасности отмечается что «стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего
производства, а также наличие необходимых резервов и запасов»13. Как известно, внутреннее производство продовольствия в стране осуществляется в одном из ключевых секторов национальной экономики - агропромышленном комплексе (АПК). Уровень развития агропромышленного комплекса в целом и определяет степень продовольственной
безопасности страны.
Как показывает анализ результатов государственной статистики, информации о проводимой государством политики
импортозамещения, Доктрины продовольственной безопасности, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., в настоящее время развитие сельского хозяйства в стране является одной из первоочередных задач внутренней политики России. Государством, несмотря на негативные внешние факторы, такие как экономический кризис, санкции, дефицит государственного бюджета, создаются все условия для развития и роста сельского хозяйства14. Наблюдается рост производства по основным его
13 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2010. № 21. С. 17.
14 Бабешин М.А. Инновационное развитие агропромышленного комплекса России в условиях импортозамещения // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2014. № 6(22). С. 6.
отраслям, что также подтверждается снижением импорта продовольствия.
Так, за последний год, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, импорт продовольствия снизился с 40 млрд долл. США в 2014 г. до 26 млрд долл. США в 2015 г., а импортозависимость потребления всех видов мяса по итогам 2015 г. снизилась до 10% (по сравнению с 2014 г. - на 15%). Приведенные цифры позволяют сделать вывод как минимум о стабильности внутреннего производства продуктов питания15.
Вторым немаловажным фактором гарантии достижения стратегической цели
продовольственной безопасности после стабильности внутреннего производства является наличие необходимых резервов и запасов. В настоящее время в России на основании федеральных законов «О государственном материальном резерве», «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации Российской Федерации» функционирует Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)16. В его хранилищах размещены стратегические запасы продовольствия (зерна, муки, сахара, картофеля, мяса и мясных консервов и др.). Часть из них предназначена для ВС РФ, и вместе с оперативными и войсковыми запасами продовольствия, которые должны храниться на складах и базах Минобороны России, формирует установленный Правительством РФ объем запасов, позволяющий обеспечить потребности ВС РФ в продовольствии в случае начала войны до перевода национальной экономики на военный лад.
Следует особо отметить, что для удовлетворения военно-экономических потребностей недостаточно просто произвести все, что требуется для этой цели. Необходимо весь объем требуемых товаров и услуг правильно, в соответствии с требованиями военного искусства, в назначенные сроки доставить потребителям в запрашиваемом количестве и ассортименте, а также обеспечить условия для их эффективного потребления. Это обстоятельство обусловливает создание и развитие соответствующих инструментов, обеспечивающих доставку всего необходимого от источников удовлетворения до получателей.
15 Пресс-служба Минсельхоза России. URL: http://agromedia.ru/news. aspx?type= 11 &id=26153
16 Григорьев А. Государственная заначка // Трибуна. 2004. 30 июня. С. 2; Самоделова С. Запаси и сохрани // Московский комсомолец. 25.10.2004. С. 8.
В военно-экономической литературе данная часть процесса удовлетворения военно-экономических потребностей государства получила название экономического механизма удовлетворения военно-экономических потребностей [8]. Данный механизм обслуживает ту часть экономики, которая обеспечивает военную безопасность и обороноспособность государства. Само понятие «экономический механизм» включает в себя совокупность структурных элементов, методы их взаимодействия, отношения и связи, возникающие между ними, а также принципы организации этих связей.
По нашему мнению, экономическим механизмом удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении выступает система продовольственного обеспечения ВС РФ, которая, по сути, является связующим звеном между народным хозяйством и военнослужащими. Именно в рамках этой системы происходит достижение главной цели - удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении - полноценное и высококачественное питание личного состава.
Как уже отмечалось, настоящее время характеризуется трансформациями в
экономической сфере, изменениями качественных и количественных показателей военной организации, что предполагает поиск новых путей удовлетворения военно-экономических потребностей. Это характерно и для потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении. Так, в последние годы существенно изменился механизм удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении: с 2009 г. в ВС РФ при организации питания военнослужащих широко применяется принцип аутсорсинга, то есть передача несвойственных функций другим организациям (в нашем случае в ведение сторонних организаций передана функция организации питания военнослужащих).
В результате перехода на аутсорсинг, во-первых, поменялся порядок снабжения продовольствием. Если раньше поток продовольствия в войска шел через систему окружных продовольственных складов, то теперь продовольствие закупается организациями, занимающимися организацией питания в воинских частях, самостоятельно. Во-вторых, изменение порядка снабжения повлекло за собой изменение порядка содержания запасов продовольствия, теперь переходящие и часть войсковых запасов содержится на складах аутсорсинговых организаций в интересах
воинских частей. В-третьих, приготовление пищи стало осуществляться работниками сторонних организаций, штатные повара воинских частей для этих целей не используются, соответственно, не происходит практической подготовки
специалистов. Кроме этого, в результате перехода на аутсорсинг произошли еще другие, менее существенные изменения17 [6].
Изменения экономического механизма
удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении в связи с переходом на аутсорсинг наряду с положительными результатами, ради которых и задумывался перевод на аутсорсинг, повлекли и ряд отрицательных, в том числе связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств. Так, например, по данным Главной военной прокуратуры, убыток от перевода питания военнослужащих Вооруженных сил России на аутсорсинг за два года (2014-2015 гг.) превысил 1 млрд руб.18. Совершенно очевидно, что неэффективное расходование лимитированных бюджетных средств при удовлетворении военно-экономических потребностей недопустимо, тем более в сложной современной ситуации повсеместной экономии государственного бюджета. Кроме того, из-за изменения порядка снабжения появилась существенная зависимость боевой и мобилизационной готовности войск от должного исполнения подрядными организациями условий государственного контракта.
В связи с этим очевидно, что экономический механизм удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении в настоящее время требует дальнейшего развития и совершенствования.
Таким образом, на основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Во-первых, потребности в продовольственном обеспечении являются одним из важнейших компонентов материальных потребностей вооруженных сил и организационно удовлетворяются в процессе их тылового обеспечения. Они имеют сложный состав и непрерывную динамику удовлетворения.
Во-вторых, основным источником удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении выступает агропромышленный комплекс России. Высокий уровень развития агропромышленного комплекса, наличие резервов и запасов гарантируют стабильность удовлетворения потребностей в
продовольственном обеспечении ВС РФ и, тем самым, положительно влияют на состояние боеготовности армии и флота.
В-третьих, специфика процесса удовлетворения потребностей вооруженных сил в
продовольственном обеспечении характеризуется непрерывностью и большими объемами продовольствия, что сопряжено с высокими рисками его срыва и существенными затратами. В связи с этим экономический механизм удовлетворения потребностей ВС РФ в продовольственном обеспечении должен одновременно отличаться высокой надежностью и быть экономически эффективным.
17ХрусталёвЕ.Ю., КолеухоД.С. Организация продовольственного обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 23. С. 2-11.
18 Перевод питания военнослужащих на аутсорсинг обернулся убытком в 1 млрд руб. URL: http://vz.rU/news/2016/3/25/801682.html
Рисунок 1
Классификация военно-экономических потребностей ВС РФ по видам обеспечения Figure 1
Classification of military-economic needs of the Armed Forces of the Russian Federation by types of support
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Список литературы
1. Буренок В.М., Горгола Е.В., Викулов С.Ф. Национальная безопасность России в эпоху сетевых войн. М.: Граница, 2015. 192 с.
2. Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ: история, методология, проблемы // Вооружение и экономика. 2012. № 4. С. 86-97.
3. Викулов С.Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения. М.: Граница, 2013. 608 с.
4. Викулов С.Ф. и др. Военно-экономическое, финансовое и социально-правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации: монография. СПб.: ВАТТ, 2011. 273 с.
5. Лавринов Г.А., Косенко А.А., Бабкин Г.В. Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе. М.: Граница, 2012. 364 с.
6. Хрусталёв Е.Ю., Колеухо Д.С. Совершенствование системы продовольственного обеспечения российской армии в современных условиях // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 110. С. 1627-1653. URL: http://urlid.ru/ajgs.
7. Бабешин М.А., Ковнерев М.А. Использование основных ресурсов агропромышленного комплекса России в интересах обеспечения военно-экономической безопасности // Транспортное дело России. 2015. № 4. С. 32-34.
8. Нессонов Г.Г. Экономика Вооруженных сил: сущность, структура, эффективность. М.: ВПА, 1990.
С.12-13.
Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 7 (2016) 4-16 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) National Interests
ISSN 2073-2872 (Print)
SUBSISTENCE SUPPORT IN THE SYSTEM OF MILITARY-ECONOMIC NEEDS OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Evgenii Yu. KHRUSTALEVa% Dmitrii S. KOLEUKHOb
a Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation [email protected]
b Main Clinical Hospital of the Ministry of Internal Affairs of RF, Moscow, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 4 March 2016 Received in revised form 8 April 2016 Accepted 11 May 2016
JEL classification: F52, H56, O17
Keywords: subsistence support, military and economic needs, RF Armed Forces, agro-industrial complex
Abstract
Importance The paper deals with the issues of military and economic needs, food support, in particular.
Objectives The paper studies the structure of the military-economic needs and defines the food support position in it; as well, it considers the process of meeting the needs of the Armed Forces of the Russian Federation in food supply.
Methods For the study, we used methods of scientific analysis and a systems approach. Conclusions The main source of meeting the needs of the Armed Forces of the Russian Federation in food provision is the agriculture of Russia. The high level of development of the agro-industrial complex, the availability of reserves and stocks guarantee the stability of food provision the Armed Forces of the Russian Federation need.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant No. 15-06-00604.
References
1. Burenok V.M., Gorgola E.V., Vikulov S.F. Natsional'naya bezopasnost' Rossii v epokhu setevykh voin [The national security of Russia in the age of network centric warfare]. Moscow, Granitsa Publ., 2015, 192 p.
2. Vikulov S.F. [Military-economic analysis: history, methodology, problems]. Vooruzhenie i ekonomika = Armament and the Economy, 2012, no. 4, pp. 86-97. (In Russ.)
3. Vikulov S.F. Ekonomika voennogo stroitel'stva: evolyutsiya vzglyadov na problemy, metody, resheniya [Military construction economics: evolution, problems, solutions, methods]. Moscow, Granitsa Publ., 2013, 608 p.
4. Vikulov S.F. et al. Voenno-ekonomicheskoe, finansovoe i sotsial'no-pravovoe obespechenie stroitel'stva Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii: monografiya [Military-economic, financial, and social and legal support of construction of the Armed Forces of the Russian Federation: a monograph]. St. Petersburg, VATT Publ., 2011, 273 p.
5. Lavrinov G.A., Kosenko A.A., Babkin G.V. Ekonomicheskie aspekty voenno-tekhnicheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii na sovremennom etape [The economic aspects of military and technical policies of the Russian Federation at the present stage]. Moscow, Granitsa Publ., 2012, 364 p.
6. Khrustalev E.Yu., Koleukho D.S. [Improvement of the food supply of the Russian Army in modern conditions]. Nauchnyi zhurnal KubGAU, 2015, no. 110, pp. 1627-1653. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/ajgs.
7. Babeshin M.A., Kovnerev M.A. [The use of core resources for the agro-industrial complex of Russia in the interests of the military-economic security]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2015, no. 4, pp. 32-34. (In Russ.)
8. Nessonov G.G. Ekonomika Vooruzhennykh sil: sushchnost', struktura, effektivnost' [The economy of the Armed Forces: the essence, structure, efficiency]. Moscow, VPA Publ., 1990, pp. 12-13.