В. И. Епифанов
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ
(на примере стран Африки)
В статье определены внешние факторы, воздействующие на продовольственную безопасность развивающихся стран. Установлено влияние высоких цен на продовольствие на реализацию африканскими странами программ сокращения нищеты и голода.
Ключевые слова и словосочетания: африканский рынок продовольствия, продовольственная безопасность, международные соглашения по сельскому хозяйству, продовольственная помощь.
Многие зависящие от импорта страны, особенно в Африке, оказались под сильным влиянием негативных последствий экономического и продовольственного кризиса. В то же время некоторые крупные страны сумели оградить себя от кризиса с помощью политики торговых ограничений и действующих страховочных сетей, однако отгораживание от мировой торговли привело к росту и резким колебаниям цен на мировых рынках продовольствия.
Африка остается одним из наиболее крупных регионов мира, где сохраняются масштабные проявления нищеты, голода и недоедания. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в среднем за период с 2005 по 2007 г. доля недоедающих людей в общей численности населения составляла в Африке южнее Сахары в целом 28%, Центральной Африке - 53%, Восточной - 34%, Южной - 33%, Западной - 10%\ По данным ФАО, в Африке 17 стран (Судан, Сомали, Эфиопия, ДРК, Либерия и др.) находятся в состоянии затяжного кризиса, который характеризуется повторяющимися стихийными бедствиями, военными и гражданскими конфликтами, утратой источников средств к существованию значительных масс населения, что в совокупности в конечном итоге приводит к продолжительному продовольственному кризису и голоду. Страны, затронутые затяжным кризисом, ФАО рассматривает как отдельную категорию стран с особыми потребностями в плане получения помощи со стороны международного сообщества и определенных льгот в международной торговле.
Во многих странах Африки производимый объем продовольствия не обеспечивает населению необходимый уровень потребления основных продуктов питания. Поэтому важным источником формирования необходимого товарного фонда продовольственного потребления является использование ресурсов международного рынка продовольствия. Средние показатели стоимости импорта продуктов питания в развивающихся странах Африки в 2007 г. составляли 2,5-2,9% ВВП в год.
1 ЕЛО. Еооа ¡шзесигйу т Ше ШогМ 2010. - Яоше, 2010. - Р. 51-53.
В целом удельный вес импорта продовольствия в фонде потребления различных регионов Африки колеблется в пределах 20-40%. При этом доля пшеницы варьируется от 30% в странах суданской зоны до 90% в странах лесной и лесосаванной природных зон. В среднем доля импорта зерновых составляет в странах Восточной Африки 33%, Южной - 32%, Западной - 24%. В странах Африки основными потребителями импортного продовольствия являются урбанизированные районы и зоны промышленного, а также экспортного сельскохозяйственного производства. В структуре импорта преобладают зерновые и продукты их переработки (30-40% ввоза продовольствия), значителен удельный вес сахара (более 10%), мясомолочных продуктов (12%).
Большое воздействие на развитие экономики и продовольственную безопасность развивающихся стран оказывают внешние условия - состояние мировой экономики, динамика цен на рынках продовольствия. Для стран Африки с низким доходом особое значение имеют условия их внешней торговли на рынках продовольствия, которые во многом определяются международными соглашениями по торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.
В целом из 60 документов, которые ныне формируют законодательную основу ВТО, около десяти имеют прямое отношение к торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, в то время как другие решения в той или иной степени влияют на макроэкономические условия, в которых развивается сельскохозяйственное производство.
Торговая политика многих стран включает в себя такие средства регулирования импорта, как таможенные тарифы, налоги, сборы, закупки товаров на внутреннем рынке и др. Кроме того, для стимулирования экспорта излишков товаров и повышения их конкурентоспособности могут быть использованы экспортные субсидии.
Цель соглашений по сельскому хозяйству - проведение торговой реформы в этом секторе и создание рыночного механизма регулирования сельскохозяйственного производства в странах-экспортерах.
Правила и обязательства, заложенные в соглашениях, затрагивают следующие аспекты регулирования:
- либерализацию доступа на рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- устранение нетарифных ограничений и сокращение тарифов;
- сокращение внутренней поддержки, т. е. субсидий и других программ, включая те, которые повышают или гарантируют уровень цен и доходов сельскохозяйственных производителей - экспортеров продукции;
- сокращение экспортных субсидий.
Согласно правилам, принятым по соглашениям Уругвайского раунда ГАТТ, доступ на рынок регулируется только тарифами. Тарификация торговли сельскохозяйственными товарами позволяет развивающимся странам добиться эквивалентного уровня защиты национальных рынков в условиях устранения нетарифных барьеров.
Государственная поддержка сельского хозяйства в одних странах и отсутствие таковой в других создают условия для несправедливой конкуренции
на внешних и внутренних рынках, поэтому развивающиеся страны особенно заинтересованы в благоприятных для них условиях, касающихся торговли сельскохозяйственной продукцией. В рамках соглашений ВТО объемы государственной финансовой поддержки сельскохозяйственного производства для экспорта и торговли сокращаются как в развитых странах, так и в развивающихся (за исключением наименее развитых государств, которые не обязаны снижать внутреннюю поддержку вообще).
Ограничение протекционизма в развитых странах позволит развивающимся странам увеличить объем производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, а следовательно, и валютных поступлений, в том числе от экспорта продовольствия. В то же время либерализация торговли, снижение и даже устранение государственной поддержки сельского хозяйства вызывают рост мировых цен на основные виды сельскохозяйственных товаров, что повлечет финансовые трудности в странах-импортерах, негативно отразится на их платежном балансе, будет иметь серьезные последствия для их способности выплачивать внешний долг. При этом в условиях снижения поддержки производителей наибольший рост мировых цен можно ожидать на зерновые (рис, пшеница) и мясо (говядина).
Что касается тропических товаров и растительного масла, то рост цен на эти товары при полной либерализации торговли, очевидно, будет относительно небольшим. Это еще раз подтверждает, что таможенные тарифы и внутренние налоги являются наиболее эффективным средством регулирования торговли тропическими товарами. Рост цен на традиционные энергоносители (2006-2008 гг.) спровоцировал дополнительный импульс подъема цен на зерновые, масличные, сахарный тростник в связи с их использованием в производстве биотоплива как альтернативы нефти.
В период с 2007 по 2011 г. волатильность цен на продовольствие больно ударила по миллионам людей, ухудшила качество их питания и подорвала продовольственную безопасность. Уровень колебания цен на рынках сырьевых товаров также подорвал планы развивающихся стран в области экономического роста и снижения масштабов нищеты, особенно в странах Африки. После того как в течение десятилетий цены на продовольствие находились на исторически низких уровнях, с 2007 г. они значительно возросли и стали более волатильными.
Первый резкий взлет цен почти на все сырьевые товары произошел в 2007-2008 гг. После их падения в 2009-2010 гг. в настоящее время цены опять растут, причем волатильность их остается высокой.
Наличие периодов высоких или низких цен - не новое явление. По существу, изменчивость цен является сутью самого существования рынков. С 2007 г., однако, степень волатильности цен и число пострадавших от этого стран были очень высокими, что создало реальные проблемы для многих развивающихся стран.
Меры, предпринятые на глобальном и национальном уровнях в ответ на возникновение этой беспрецедентной тенденции в области цен на продовольствие, были весьма значительными. Были выдвинуты многочисленные инициативы на правительственном и межправительственном уровнях, направлен-
ные на защиту уязвимых слоев населения от негативных последствий роста цен на продовольствие.
В перспективе рост цен будет способствовать политике импортозаме-щения в аграрном секторе хозяйства стран, нуждающихся в импорте. Для развивающихся стран - импортеров продовольствия размеры прибыли или убытков будут зависеть от уровня либерализации торговли теми сельскохозяйственными товарами, которые являются основой их экспорта.
Большинство африканских стран экспортируют тропические товары, сахар и некоторые виды сельскохозяйственного сырья. Доходы стран, экспортирующих тропические товары, возможно, будут меньше, чем их расходы на импорт других сельскохозяйственных товаров, прежде всего продовольствия. Для многих стран Африки большая зависимость от сельского хозяйства и импорта продовольствия делает их весьма уязвимыми на рынках сельскохозяйственной продукции, ставя под угрозу их продовольственную безопасность и выживание миллионов людей. Поэтому дальнейшие переговоры в рамках ВТО по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции самым непосредственным образом связаны с перспективами их социально-экономического развития.
Анализ хозяйства стран Африки показывает, что внешние торгово-экономические факторы часто являются ведущими в обострении продовольственной проблемы. Порой, отсутствие налаженного товарообмена между соседними странами или в пределах одной страны, плохое состояние транспортной сети не позволяют оперативно реагировать на очаги продовольственной напряженности.
В период обострения продовольственного кризиса узкие места в системе распределения продовольствия нередко создают меньшие трудности и проблемы, нежели само его получение. В связи с быстрым ростом промышленности и урбанизации усиливается разрыв между районами, производящими и потребляющими продовольствие, вследствие стагнации (а подчас падения) производства в одних районах и безудержного роста потребности в продовольствии в других.
Связующую роль между городом и деревней в обеспечении экономической жизнедеятельности районов, производящих продовольствие и его потребляющих, играют развитие внутреннего рынка и организация торговли. Вместе с тем механизм связи города и деревни преимущественно односторонний: продовольственная продукция, поступающая из деревни в город, не компенсируется по стоимости встречным потоком предметов производственного назначения (удобрения, сельскохозяйственный инвентарь и т. п.), столь необходимых для увеличения производительности труда крестьянина.
Сохранение в деревне доиндустриальных форм труда обусловило развитие торговли, прежде всего продовольствием и предметами потребления, необходимыми для воспроизводства рабочей силы. Для многих семей затраты на продовольствие - основная статья расходов. По оценкам, в Тропической Африке расходы на продовольствие составляют 50-60% в общих расходах семей горожан и 60-75% - деревенских жителей.
Развитию товарообмена и расширению рыночных связей в африканских странах во многом препятствует также существующая организационная
структура внутреннего сельскохозяйственного рынка. Многие исследователи отмечают, что на пути от производителя к потребителю товарный продукт проходит через несколько рук, обычно три-четыре этапа, и почти на каждом из них цена продукта возрастает на величину торговой прибыли. Во многих районах реализация продовольствия на рынке осуществляется главным образом частными торговцами, перекупщиками. Сложность и многоэтапность связи крестьянских хозяйств с потребителями затрудняют продуктообмен между городом и деревней, снижают его эффективность и повышают розничные цены на местных рынках.
В целом, на наш взгляд, темпы и пути решения продовольственной проблемы в условиях Африки зависят от общих успехов стран в развитии экономики, ликвидации социально-экономической отсталости и достижении целей устойчивого развития. Большое значение приобретают проекты, связанные с технологическими сдвигами в производстве сельскохозяйственной продукции. Все большее место в проектах ФАО, ряда других международных организаций, а также в национальных планах развития занимают программы развития сельских районов, направленные на товаризацию крестьянских хозяйств, активизацию социальной жизни деревни, сохранение окружающей среды.
Политика опоры на собственные силы в решении продовольственной проблемы, проводимая в ряде африканских стран, в целом оказывает влияние на увеличение производства традиционных культур, но не способна ликвидировать дефицит товарной продовольственной продукции. Вместе с тем внешняя помощь и реальное содействие развитию в рамках международного сотрудничества могут внести существенный вклад в конкретные направления реформирования африканского сельского хозяйства.
Список литературы
1. Мигалева Т. Е., Епифанов В. И. Продовольственная безопасность развивающихся стран в условиях мирового экономического кризиса // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. -№ 4 (34).
2. Морозов В. П. Товаризация сельского хозяйства и продовольственная проблема // Экономики Африки в условиях рыночных реформ. - М. : Институт Африки, 2010.
3. ФАО. Доклад Комитета по всемирной продовольственной безопасности. CFS-2011/Add. 1. Рим, 17-20 октября 2011.
4. ФАО. Обеспечение населения мира продовольствием в 2050 году. Всемирный саммит. Рим, 16-18 ноября 2009.
5. Хасбулатов Р. И. Международные экономические отношения : учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2012.
6. FAO. Food Insecurity in the World 2010. - Rome, 2010.
7. WTO. Legal Texts: Uruquay Round Final Act. - Geneva, 1999.