Научная статья на тему 'Продовольственная независимость страны как путь выхода из кризиса (на примере развития промышленности мясной переработки РФ и Республики Марий Эл)'

Продовольственная независимость страны как путь выхода из кризиса (на примере развития промышленности мясной переработки РФ и Республики Марий Эл) Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / МЯСНАЯ ПЕРЕРАБОТКА / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Гамова Э. М., Жубрин А. А.

В данной статье рассмотрены вопросы экономики, связанные с продовольственной независимостью и развитием промышленности мясной переработки РФ и Республики Марий Эл. Представлены данные по динамике и структуре производства мясной продукции в РФ. Приведен баланс ресурсов мясной продукции. Данные проблемы является актуальными для экономистов, занимающихся вопросами продовольственной безопасности, и для предприятий мясной переработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственная независимость страны как путь выхода из кризиса (на примере развития промышленности мясной переработки РФ и Республики Марий Эл)»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ СТРАНЫ КАК ПУТЬ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА (на примере развития промышленности мясной переработки РФ и Республики Марий Эл)

Э. М. ГАМОВА, кандидат экономических наук, доцент А. А. ЖУБРИН, аспирант

Марийский государственный технический университет

В данной статье рассмотрены вопросы экономики, связанные с продовольственной независимостью и развитием промышленности мясной переработки РФ и Республики Марий Эл. Представлены данные по динамике и структуре производства мясной продукции в РФ. Приведен баланс ресурсов мясной продукции. Данные проблемы являются актуальными для экономистов, занимающихся вопросами продовольственной безопасности, и для предприятий мясной переработки.

Ключевые слова: продовольственная независимость, мясная переработка, республика Марий Эл.

Глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., отразил накопившиеся дисбалансы в экономиках стран мира. Повышение цен на энергоносители, превышение количества «виртуальных» денег над реальными, возросшая конкуренция на однородную продукцию, сомнительные операции с деривативами на фондовых рынках — эти и другие факторы поставили мир перед сложным выбором. Мировой диспаритет финансов, сырья и товаров еще в 2006 г. косвенно обозначил Президент Российской Федерации В. В. Путин, заявивший, что крупные российские компании интересуют не финансовые ресурсы, а обмен активами. В 2008 г., накануне кризиса, В. В. Путин предложил иностранным компаниям: «...дайте нам адекватные активы у себя. Деньги — уже никому не нужные бумажки.».

Эти заявления связаны с особенностью развивающихся экономик, к которым относится и экономика России, — отсутствием специфических финансовых инструментов, создающих долгосроч-

ные кредиты — «длинные деньги». Если малый и средний бизнес способен существовать на краткосрочных кредитах, то предприятия с длительным производственным циклом и большой добавленной стоимостью, к которым относятся многие крупные сельскохозяйственные предприятия и предприятия переработки, оказались в тяжелом положении: дефицит долгосрочных кредитов привел к росту процентных ставок банков.

В данных условиях прибыль большинства сельскохозяйственных организаций сократилась или исчезла. Встал вопрос о продовольственной безопасности страны. Под угрозой оказались многие приоритетные задачи, одна из которых — обеспечение населения РФ мясной продукцией. Рост, наблюдавшийся в отрасли производства мясной продукции в период с 2000 по 2008 г. в Российской Федерации (табл. 1, 2) [1], начинает останавливаться. В хозяйствах всех категорий производство скота и птицы на убой в живом весе в 2007 г. достигло 8 731 тыс. т; в 2008 г. — 9300 тыс. т. Темп роста в 2007 г. и 2008 г. составил соответственно 105,9 % и 106,5 %.

Хорошая динамика наблюдалась у сельскохозяйственных организаций (2007 г. — 4 293 тыс. т; 2008 г. — 4 854 тыс. т; темп роста: 2007 г. — 113,6 %; 2008г. — 113,1 %). Это можно объяснить ростом уровня жизни и возросшими потребностями населения. Причем, в 2007 г. объем производства сельскохозяйственными предприятиями превысил объем производства хозяйствами населения (4 293 тыс. т против 4 174 тыс. т).

Хозяйства населения демонстрировали тренд практически без ежегодного прироста: 2007 г. —

Таблица 2

Таблица 1

Динамика производства мяса (скот и птица на убой) в РФ по категориям хозяйств в живом весе (тыс. т)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Абсолютное отклонение Темп изменения,%

20072006 20082007 2007/ 2006 2008/ 2007

Хозяйства всех категорий 7008 7000 7316 7677 7762 7599 8248 8731 9300 483,0 569,0 105,9 106,5

из них: 2818 2846 3102 3352 3408 3469 3779 4293 4854 514,0 561,0 113,6 113,1

Сельскохозяйственные

организации

Хозяйства населения 4062 4017 4071 4156 4179 3938 4205 4174 4154 -31,0 -20,0 99,3 99,5

Крестьянские (фермерские) 128 137 143 169 175 192 264 264 292 0,0 28,0 100,0 110,6

хозяйства

Структура производства мяса (скот и птица на убой) в РФ по категориям хозяйств в процентах

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Абсолютное отклонение Темп изменения, %

20072006 20082007 2007/ 2006 2008/ 2007

Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Сельскохозяйственные 40,2 40,7 42,4 43,7 43,9 45,7 45,8 49,2 52,2 3,4 3,0 107,3 106,1

предприятия

Хозяйства населения 58,0 57,4 55,6 54,1 53,8 51,8 51,0 47,8 44,7 -3,2 -3,1 93,8 93,4

Крестьянские (фермерские) 1,83 1,96 1,95 2,2 2,25 2,53 3,2 3,02 3,14 -0,2 0,1 94,5 103,8

хозяйства

4 174 тыс. т; 2008 г. — 4 154 тыс. т. Темп изменения составил: в 2007 г. — 99,3 %; в 2008г. — 99,5 %. В данном случае личные подсобные хозяйства снизили производство мяса из-за возросшей конкуренции со стороны сельскохозяйственных предприятий, а также вследствие того, что производство мяса на крупных предприятиях более эффективно, чем в личном хозяйстве, следовательно, в условиях роста благосостояния мясо выгоднее купить у крупного производителя.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимая совсем небольшую долю в структуре производства мяса, демонстрировали рост: 2007 г. — 264 тыс. т; 2008 г. — 292 тыс. т., с темпами роста: 2007 г. — 100 %, 2008 г. — 110,6 % (см. табл. 2).

В данном случае фермерские хозяйства испытывали мощное конкурентное давление как со стороны крупного бизнеса (сельскохозяйственные организации), так и со стороны населения (хозяйства населения).

Общий рост производства мяса в РФ с 2000 по 2008 г. явился следствием укрупнения сельскохозяйственных предприятий, роста государственного финансирования, обеспечения хозяйств льготными кредитами.

Однако общее поголовье скота в период с 2001 по 2008 г. снижалось или оставалось на прежнем уровне (табл. 3). Это явилось следствием повышения эффективности производства. Можно отметить, что поголовье крупного рогатого скота продолжало снижаться: 2007 г. — 21 559 тыс. голов, 2008 г. — 21 147 тыс. голов; темп изменения: 2007 г. — 99,3 %, 2008 г. — 98,1 %. Однако в крестьянских фермерских хозяйствах наблюдался рост поголовья крупного рогатого скота и коров: 2007 г. — 1226 тыс. голов, 2008 г. — 1 245 тыс. голов; темп роста: 2007 г. — 114,1 %, 2008 г. — 101,5 %.

Кроме того, по поголовью овец и коз наблюдался постоянный рост: 2007 г. — 21 108 тыс. голов, 2008 г. — 21 642 тыс. голов; темп роста: 2007 г. — 106,5 %, 2008 г. — 102,5 %. Причем, основной прирост дали хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства, в то время как сельскохозяйственные организации снизили поголовье.

Соотнося численность поголовья скота во всех категориях хозяйств в 1990 г. и 2008 г., можно отметить, что численность крупного рогатого скота в 2008 г. составила только 37,1 % от 1990 г., свиней — 42,5 %, овец и коз — 37 % соответственно.

Таблица 3

Поголовье скота в РФ по категориям хозяйств (на конец года), тыс. голов

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Абсолютное отклонение Темп изменения, %

20072006 20082007 2007/ 2006 2008/ 2007

Хозяйства всех категорий

Крупный рогатый скот 27294 27107 26524 24935 22988 21707 21559 21147 -148,0 -412,0 99,3 98,1

из него коровы 12660 12215 11754 11089 10252 9345 9287 9166 -58,0 -121,0 99,4 98,7

Свиньи 15708 16048 17337 15980 13413 16507 16168 16333 -339,0 165,0 97,9 101,0

Овцы и козы 14772 15327 16051 17037 17773 19815 21108 21642 1293,0 534,0 106,5 102,5

Сельскохозяйственные организации

Крупный рогатый скот 16509 15817 15016 13493 12117 10616 10296 9856 -320,0 -440,0 97,0 95,7

из него коровы 6486 6089 5653 5127 4670 4077 3974 3860 -103,0 -114,0 97,5 97,1

Свиньи 8518 8678 9243 8334 7049 8431 8711 9183 280,0 472,0 103,3 105,4

Овцы и козы 4578 4446 4667 4567 4612 4168 4116 4169 -52,0 53,0 98,8 101,3

Хозяйства населения

Крупный рогатый скот 10252 10690 10813 10654 10050 10019 10037 10046 18,0 9,0 100,2 100,1

из него коровы 5918 5848 5788 5613 5219 4790 4796 4766 6,0 -30,0 100,1 99,4

Свиньи 6791 6924 7591 7111 5902 7298 6604 6338 -694,0 -266,0 90,5 96,0

Овцы и козы 9342 9666 9561 10027 9752 10581 10936 11277 355,0 341,0 103,4 103,1

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Крупный рогатый скот 533 600 695 788 821 1072 1226 1245 154,0 19,0 114,4 101,5

из него коровы 256 278 313 349 363 478 517 540 39,0 23,0 108,2 104,4

Свиньи 399 446 503 535 462 778 853 812 75,0 -41,0 109,6 95,2

Овцы и козы 852 1215 1823 2443 3409 5066 6056 6196 990,0 140,0 119,5 102,3

Рассматривая структуру поголовья скота по всем категориям хозяйств за восемь лет, можно отметить следующее (табл. 4). Доля крупного рогатого скота уменьшилась от 47,24 % в 2001 г. до 35,77 % в 2008 г. Доля поголовья свиней практически не изменилась: 2001 г. — 27,19 %, 2008 г. — 27,63 %. Доля поголовья овец и коз увеличилась с 25,57 % в 2001 г. до 36,61 % в 2008 г.

Общий баланс ресурсов производства мяса и мясных продуктов в РФ с 1990 по 2008 г., приведенный в табл. 5 и 6, позволяет отметить, что производство мяса на душу населения в 1999 г. снизилось до 30 кг, или в 2,3 раза по сравнению с 1990 г. [3].

С учетом импорта потребление на одного человека снизилось с 75 кг в 1990 г. до 42 кг в 1999 г. при рекомендуемых Институтом питания РАМН нормах потребления на одного человека мяса и мясных продуктов — 81 кг (на 2000 г.).

Однако к 2008 г. ситуация изменилась в сторону увеличения нормы потребления — 66 кг в год на человека (табл. 6) при производстве 44 кг мяса на душу населения. Доля потребления импортного мяса снизилась, но осталась достаточно высокой — 34,4 % в 2008 г. (13,5 % в 1990 г.).

Потребление мяса на душу населения в РФ растет не только за счет роста производства (темп роста в 2007 г. — 110,2 %, в 2008 г. — 109,4 %), но и за счет снижения численности населения РФ (темп снижения в 2007 г. — 99,5 %, в 2008 г. — 99,4 %) (см. табл. 6).

Необходимо отметить, что с 1995 г. Россия импортирует в среднем 45—50 % потребляемых населением продуктов питания [2]. Угроза национальной продовольственной безопасности наступает при импорте в страну более 25—30 % продовольствия. Фактически РФ утрачивает продовольственную независимость. С одной стороны, ввоз импортной продукции обес-

Таблица 4

Структура поголовья скота в РФ по категориям хозяйств (на конец года) в процентах

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Абсолютное отклонение Темп изменения, %

20072006 2008 - 2007 2007/ 2006 2008/ 2007

Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100 100 100

Крупный рогатый скот 47,24 46,35 44,27 43,03 42,43 37,41 36,64 35,77 -0,8 -0,9 98,0 97,6

Свиньи 27,19 27,44 28,94 27,57 24,76 28,45 27,48 27,63 -1,0 0,1 96,6 100,5

Овцы и козы 25,57 26,21 26,79 29,4 32,81 34,15 35,88 36,61 1,7 0,7 105,1 102,0

Таблица 5

Баланс ресурсов производства мяса и мясных продуктов в РФ с 1990 по 1999г.

Баланс ресурсов мяса Абсолютное Темп

Показатели и мясных продуктов отклонение изменения, %

1990 1998 1999 1999-1998 1999/1998

Производство всех видов мяса (в убойной массе) во 10,1 4,7 4,33 -0,4 92,1

всех категориях хозяйств, млн т

Поступление мяса и мясных продуктов по импорту, 1,5 2,35 1,8 -0,6 76,6

млн т

Фонд потребления, млн т 11,1 7,08 6,1 -1,0 86,2

в том числе за счет импорта, % 13,5 33 29,6 -3,4 89,7

Мясо и субпродукты на 1 человека в год, кг:

потребление 75 48 42 -6,0 87,5

производство 68 32 30 -2,0 93,8

Численность населения РФ, млн чел. 147,0 148,3 147,3*)

*) — вычисляемое значение

Таблица 6

Баланс ресурсов мяса и мясных продуктов в РФ с 2000 по 2008гг.

Показатели Баланс ресурсов мяса и мясных продуктов Абсолютное Темп

отклонение изменения, %

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 20072006 20082007 2007/ 2006 2008/ 2007

Производство всех видов 4,4 4,5 4,7 4,94 4,98 4,89 5,2 5,7 6,2 0,5 0,5 109,6 108,8

мяса (в убойной массе) во

всех категориях хозяйств,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

млн т

Поступление мяса и мясных 2,1 2,6 2,7 2,7 2,7 2,95 3,2 3,2 3,2 0,0 0,0 100,0 100,0

продуктов по импорту, млн т

Фонд потребления, млн т 6,6 6,8 7,2 7,5 7,6 7,7 8,2 8,7 9,3 0,5 0,6 106,1 106,9

в том числе за счет импор- 31,8 38,2 37,5 36,0 35,5 38,3 39,0 36,8 34,4 -2,2 -2,4 94,3 93,5

та, %

Мясо и субпродукты на 1

человека в год, кг:

потребление 45 46 50 52 53 54 57 61 66 3,8 4,6 106,6 107,5

производство 30 31 32 34 35 34 36 40 44 3,7 3,8 110,2 109,4

Численность населения 147,3*) 146,3 145,2 145,0 144,2 143,5 142,8 142,1*) 141,3*) -0,7 -0,8 99,5 99,4

РФ, млн чел.

*) — вычисляемое значение

печивает наполнение потребительского рынка. С другой стороны, это может привести к утрате отечественными производителями своих позиций.

Несомненно, восстановление продовольственной безопасности в условиях финансового кризиса потребует комплексных усилий: увеличения льготного кредитования сельскохозяйственных организаций, создания вертикально интегрированных предприятий по переработке и реализации продукции, увеличения числа крупных предприятий со строгой технологической дисциплиной. В настоящее время уже наметилась тенденция уменьшения кустарной переработки мяса [5].

Совокупное производство мяса хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2006 г. составило 54,2 %, в 2007 г. —

50,8 %, в 2008 г. — 47,8 %. Кроме того, строительство предприятий малой мощности по переработке животноводческого сырья по ряду объективных причин, в том числе из-за специфики производства, экономически нецелесообразно.

В регионах РФ разворачивается работа по преодолению импортозависимости. Так, Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл (РМЭ) совместно с Министерством финансов РМЭ и Министерством экономического развития, промышленности и торговли РМЭ с целью повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности животноводства разработали региональный проект «Развитие агропромышленного комплекса Республики Марий Эл». Реализация ре-

гионального проекта должна привести к увеличению объема производства скота и птицы, повышению объема реализации продукции сельского хозяйства в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции.

Для этого постепенно наращивается производственный потенциал перерабатывающих предприятий республики, внедряются новые виды продукции. Основная ставкаделается на крупные перерабатывающие предприятия: ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ООО Торгово-перерабатывающий комплекс «Звениговский», ЗАО «Марийское», ОАО «Марийская мясная компания», ОАО «Тепличное» [4].

Ведется строительство свинофермы (ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат») и консервного завода (ЗАО «Йошкар-Олинский инструментальный завод», ЗАО «Йошкар-Олинский консервный завод»).

На начало 2009 г. в республике имелось четыре племенных завода по развитию крупного рогатого скота и три племрепродуктора, один племрепродук-тор по свинопоголовью, один племенной завод по развитию лошадей, одно генофондное хозяйство и три племрепродуктора по разведению птицы. Племенные хозяйства Республики Марий Эл способны реализо-вывать ежегодно 455 голов племенного крупного рогатого скота и 200 голов свиней, что не удовлетворяет в полном объеме спрос на племенных животных на внутреннем рынке, поэтому закупка племенного скота будет осуществляться и за пределами республики, и у зарубежных товаропроизводителей.

Привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и скота по лизингу позволят провести на основе современных технологий модернизацию и техническое перевооружение ряда животноводческих комплексов, закупить до 1 000 голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, 500 голов свиней для селекции имеющегося стада.

Дальнейшее увеличение производства мяса, мясных продуктов на предприятиях мясной промышленности Республики Марий Эл должно базироваться на современной материально-технической базе, применении высокоэффективных и автоматизированных технологий, рационально использующих сырье и безотходную переработку продуктов убоя. Решение проблемы продовольственной безопасности в условиях глобального финансового кризиса должно комплексно осуществляться по всему технологическому циклу. В сложившихся условиях необходимо укреплять

межотраслевые связи и совершенствовать экономические отношения между сельскохозяйственными, перерабатывающими и торговыми предприятиями. Опираясь на региональные особенности, необходимо разрабатывать и внедрять научно обоснованные варианты интеграции и кооперации, в которых должны быть экономически обоснованы все пункты взаимодействия участников рынка: инвестирование, ценообразование, взаимовыгодное разделение труда, реализация конечной продукции.

В условиях экономического кризиса, как и в прежние годы, многими странами в целях продовольственной безопасности применяются протекционистские меры и скрытое субсидирование сельского хозяйства. К примеру, в конце 2008 г. Мексика повысила пошлины на 90 видов промышленных и сельскохозяйственных продуктов из США. Странами мира было предложено 78 протекционистских мер, из которых 66 уже задействовано. Российской Федерации, пока не вошедшей в ВТО, нет необходимости применять скрытые меры — можно обойтись традиционным протекционизмом. В конце 2008 г. были повышены импортные пошлины на ряд товаров, в том числе, на свинину и мясо домашней птицы. Однако, признавая, что протекционизм в целом отрицательно влияет на мировую экономику, необходимо помнить, что продовольственная безопасность страны должна быть в ряду приоритетных задач и обеспечена надлежащими ресурсами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюллетень «Основные показатели сельского хозяйства в России» / Сайт Федеральной службы государственной статистики, 2009. URL: http://www. gks. ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default. jsp?category=1112178611292&elementId=H40096652250, (дата обращения 05.07.2009)

2. Сажинов Г. Ю., Дойков В. В. Мясная промышленность России в 1999 году. Минсельхозпрод России. URL: http://www. tharnika. ru/clients/clients/articles. asp?idp=rus&idd=articles&ids=/clients/&id=145, (дата обращения 05.07.2009)

3. Краснова С. В. Эффективность мясного животноводства в Республике Марий Эл // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России: Сб. науч. трудов. Вып. XII / Под общей ред. В. С. Балабанова. — М.: Российская Академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2008. — 296с. URL: http://www. rusacad. ru/academy/izdat/12.pdf, (дата обращения 05.07.2009).

4. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, 2007 г. / Официальный сайт Правительства Республики Марий Эл, 2009. URL: http://gov. mari. ru/rep/strategy/, (дата обращения 05.07.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.