УДК 332
Продовольственная безопасность России, роль сельского хозяйства в ее обеспечении
Доцент Минченко Л.В. [email protected] Соколова Е.А., [email protected] Университет ИТМО 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9
В настоящее время существует несколько определений продовольственной безопасности как юридических, так и определений, которые дали российские и зарубежные ученые. Сельское хозяйство — основа обеспечения продовольственной безопасности в любой стране мира. В статье приводятся критерии обеспечения продовольственной безопасности в РФ и описаны основные принципы ее достижения с помощью развития сельского хозяйства. Особое внимание в статье уделено вопросам присоединения России к Всемирной торговой организации. Данное присоединение связано с угрозами для сельского хозяйства нашей страны. В статье приведена созданная авторами классификация угроз, возникающих из-за вступления России в ВТО. Приведён также анализ социально-экономической ситуации в стране при данном объединении. Выводом нашей работы является выявление негативных последствий для обеспечения продовольственной безопасности от вступления Российской Федерации в ВТО.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, Доктрина продовольственной безопасности, сельское хозяйство, ВТО.
Food safety of Russia, play of agriculture in its providing
Ph.D. Minchenko L.V. [email protected], Sokolova Е.А., [email protected] ITMO University 191002, Russia, St. Petersburg, Lomonosov str., 9
At the present time there are some definitions of food safety as legal as definitions which Russian and foreign scientists have given. Agriculture is the foundation ofproviding offood safety in each country of the world. In the article there are criterions of providing of food safety in Russia and main principals of its reaching with the help of developing agriculture are depicted. Special attention in the article is paid to questions of joining of Russia to World Trade Organization. This joining is connected with threats to agriculture of our country. In the article there is the classification of threats appearing because of joining Russia to WTO which is created by the authors. There is also an analysis of social and economical situation in the country during this joining. The conclusion of our work is definition of the negative consequences for providing food safety because of entering Russian Federation in WTO.
Keywords: food safety, Doctrine of food safety, agriculture, WTO.
Существует несколько представлений о таком понятии, как продовольственная безопасность в зависимости от конкретной страны и автора. Впервые данное понятие начало широко использоваться и
294
применяться в мировой практике в конце 70-х гг. ХХ в. ФАО - международной продовольственной и сельскохозяйственной структурой ООН для стран так называемого тогда «третьего мира».
В Римской декларации Всемирного форума по продовольственной безопасности, проходившего 13-17 ноября 1997 г., дано следующее определение продовольственной безопасности: «обеспечение доступа всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровья и активной жизни. При достижении продовольственной безопасности продукты питания имеются в достаточном количестве, их поставки являются сравнительно стабильными, и каждый нуждающийся человек может получить продовольствие»1. В данном определении основной акцент делается на доступность продовольствия для населения.
В России понятие продовольственной безопасности приведено в следующих нормативно-правовых документах: федеральном законе «О продовольственной безопасности РФ», Доктрине продовольственной безопасности РФ. Кроме того, определение продовольственной безопасности было дано рядом российских ученых.
Согласно федеральному закону «О продовольственной безопасности РФ» «продовольственная безопасность Российской Федерации (далее - продовольственная безопасность) - состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни»2. Здесь помимо доступности продуктов питания (как и в определении ФАО) для населения учитывается также непосредственно продовольственная независимость всей страны. Данное определение более полное, лучше отражает сущность понятия.
В проекте Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации она определена как «способность государства не только в обычных, но и в экстремальных условиях, вне зависимости от внешних и внутренних угроз, удовлетворять потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность человека»3. В этом определении акцент делается именно на способности государства обеспечить населения продовольствием с учетом возможности возникновения различных угроз, а также экстремальных случаев, другими словами обращается внимание на теоретическую вероятности образования не обычных, а экстремальных ситуаций в государстве, которые могут повлиять или нанести ущерб продовольственной безопасности России.
В Доктрине продовольственной безопасности РФ это определение несколько трансформировалось, это: «состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объемах не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа
Ромашин А.Ф. Продовольственная безопасность как фактор устойчивого развития России. Нижний Новгород: Изд-
во Волго-Вятской академии государственной службы. - 2008, с. 13.
2
Общероссийская сеть публичных центров правовой информации: Федеральный закон о продовольственной безопасности РФ [Электронный ресурс] : - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.pcpi.ru/manage/page?tid=764400008&nd=901863956&prevDoc=901863956&spack=110listid%3 D010000000100%26listpos%3D141%26lsz%3D2286%26nd%3D9039852%26nh%3D0%26.
3 Афанасьев С.Г. Продовольственная безопасность России: (теория, методология, практика): автореф. дис. на соиск.
учен. степ. д.э.н. Москва, 2005, с. 8.
жизни»4. Его можно считать наиболее полным определением, которое является законодательно закрепленным в РФ. В этом определении наиболее детально раскрыто и учтено, какие продукты питания должны производиться в РФ и ввозиться в нее и в каких количествах.
Помимо законодательно утвержденных определений продовольственной безопасности существуют определения, предложенные российскими учеными.
Например, по Сачкову А.В. «продовольственная безопасность - это экономическая категория, которая выражает отношения по поводу удовлетворения экономической потребности, так как здесь возникают произ-водственные отношения между сельским хозяйством и многими отраслями народного хозяйства, между организациями внутри сельскохозяйственной отрасли, между работниками сельскохозяйственных формирований и государством через сельскохозяйственные предприятия»5. Это определение дает представление о продовольственной безопасности как именно о экономической категории, акцент здесь делается на удовлетворении экономи-ческой потребности.
По определению Зыряевой Н.П., «продовольственная безопасность - это способность государства обеспечивать потребности населения в продуктах питания в пределах медицинских норм питания за счет создания всех необхо-димых условий (современной техники, новейших технологий, постоянной финансовой поддержки в необходимом объеме со стороны в необходимом объеме со стороны государства и обеспечения аграрного производства трудовыми ресурсами) для расширенного процесса сельскохозяйственного производства»6. Здесь акцент делается на способности государства обеспечи-вать потребности населения продуктами питания, причем с учетом норм питания, а итогом обеспечения продовольственной безопасности является прогрессирующее развитие сельскохозяйственного производства.
Группой ученых Э.Л. Ароновым, Т.П. Нино, Т.А. Сурковой, Е.А. Вернер, А.А. Королько продовольственная безопасность определена как «важнейшая составляющая национальной безопасности, определяющая способность госу-дарства обеспечивать свою не только экономическую,
у
но и политическую независимость» . Данное определение является достаточно общим, однако оно отражает важность понятия «продовольственная безопасность» и может использоваться для ее трактовки в любой стране мира.
С нашей точки зрения, продовольственная безопасность - экономическая категория, обеспечивающая экономическую безопасность мира, государства или региона за счет наличия на их рынках достаточного количества доступных и качественных как традиционных, так и функциональных продуктов питания преимущественно собственного производства, а также гарантирующая защиту данного рынка от возможных внешнеэкономических угроз.
Мы полагаем, что в настоящее время:
1. Наличие функциональных продуктов питания вместе с традиционными должно быть обязательном на рынке, поскольку первые могут и должны частично заменить традиционные, выступая как своеобразное лекарственное или профилактическое средство;
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : - Электрон. дан. -Режим доступа: http://rad.su/documents/doktrina/.
5 Сачков А.В. Совершенствование аграрных отношений как основа обеспечения продовольственной безопасности страны. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2006 г. - с. 25.
6 Зыряева Н.П. Продовольственная безопасность страны в современных условиях. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2010. - С.7.
7 Продовольственная безопасность России и ведущих стран мира: Аналитический обзор. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. - С. 3.
2. Стоимость функциональных продуктов питания для населения не должна быть выше 15-20% по сравнению с традиционными.
Основой для поддержания продовольственной безопасности всегда во всех странах мира будет являться развитие собственного сельскохозяйственного производства для того, чтобы оно стало основным источником поступления продовольствия. Продовольственная безопасность может быть под большой угрозой или же обеспечение ее становится практически невозможным, если регулирование сельского хозяйства полностью подчинено рыночным механизмам. Следовательно, продовольственная безопасность - один из аспектов многофункциональности сельского хозяйства и внутренне сельскохозяйственное производство требует обязательной государственной поддержки.
Вопросами поддержки, обеспечения и регулирования мировой продо-вольственной безопасности занимается ФАО. Ее разработала долгосрочная (на 2001-2015 г.) стратегия, в которой приведены задачи по обеспечению продовольственной безопасности в странах мира, среди которых:
обеспечение продовольственной безопасности путем оказания централизованной помощи странам, нуждающимся в решении этой проблемы;
обеспечение устойчивого роста производства и повышения доступности для потребителей продуктов растениеводства, животноводства, а также продовольственных продуктов рыбного и лесного хозяйства;
поддержка охраны, улучшения и рационального использования земельных, водных, рыбных, лесных, генетических и других природных ресурсов;
повышение вклада в обеспечение продовольственной безопасности в мире международных соглашений, кодексов поведения, стандартов и других инструментов устойчивого производства продовольствия, а также международной торговли; регулярная оценка продовольственного обеспечения в странах мира на данный момент и на перспективу, а также прогнозирование положения в области продовольственной безопасности с учетом положения в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; сосредоточение внимания на проблемах продовольственной безопасности путем мониторинга и информирования о ходе выполнения Плана действий, принятого Всемирным саммитом по продовольствию в 1996 г.»
Главная цель данной концепции - это сокращение числа хронически недоедающих людей в два раза к концу 2015 года в мире.
В проблеме обеспечения продовольственной безопасности выделяются два важных аспекта. Первый аспект - это физическая доступность основных видов продовольствия для граждан какой-либо страны мира, то есть бесперебойное поступление его к местам конечного потребления в физических объемах, которые удовлетворяли бы потребности людей. Также требуется беспрепятственное перемещение продуктов питания внутри страны и между странами. Однако, только физической доступности недостаточно для обеспечения продовольственной безопасности. Продовольствие должно обладать экономической доступностью, то есть должны быть созданы такие условия, чтобы возможность их приобретения была у всех социально-демографических групп на уровне физиологических норм питания.
Российской академией медицинских наук разработаны и установлены рациональные нормы потребления основных продуктов питания, (кг/год, на душу населения): «мясо и мясопродукты - 84,
Зыряева Н.П. Продовольственная безопасность страны в современных условиях. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2010. - С. 16.
молоко и молокопродукты - 392 кг, яйцо (шт.) - 292, рыба и рыбопродукты - 23,7, масло растительное - 13, сахар - 35, хлебопродукты - 122,5, картофель - 131, овощи и бахчевые - 145, фрукты и ягоды -80»9.
Однако самообеспеченность продовольствием не является самоцелью государственной политики в сфере экономики. На практике ни одна из стран мира не обходится без импорта. Импорт обязателен, поскольку он компенсирует недостаточное предложение товаров собственного производства, способствует оптимизации структуры питания населения. Тем не менее, если импорт осуществляется в значительных объемах при отрицательных изменениях, возможно возникновение угрозы продовольственной безопас-ности страны, особенно если ввозится зерно, мясо и некоторые другие виды.
Выделяют четыре принципа, на которые опирается государственная политика в области обеспечения продовольственной безопасности:
1. Наличие. Продукты питания всегда должны быть в наличии. Источники их получения и накопления: внутреннее производство (обязательно должно быть развито в какой-либо мере), использование госрезерва или импорта. Продовольственная независимость не может носить абсолютного характера в большинстве стран в силу того, что она главным образом зависит от природно-климатических условий. Однако значение имеет также конкурентоспособность производимого продовольствия, что позволяет на равных участвовать в мировой торговле. Она достигается за счет обеспечения и поддержки соответствующего уровня производства, эффективности и качества продукции. Здесь можно отметить, что в нашей стране природно-климатические условия позволяют выйти на уровень полной самообеспеченности продовольствием.
Большинство зарубежных специалистов, занимающихся проблемами продовольственной безопасности, считают, что каждое государство должно стремиться обеспечить потребление продуктов питания в стране на уровне 70-80 % за счет внутреннего производства продовольствия. Россия потенциально может обеспечить такой уровень производства.
2. Стабильность. Обеспеченность продовольствием должна быть стабильной в связи с тем, что люди имеют ежедневные потребности, которые не должны страдать от внезапно произошедших перемен.
3. Эффективность использования. Продукты питания должны перерабатываться, храниться, консервироваться и перевозиться соответствующим образом. Продукты должны быть приемлемого качества и безопасны для здоровья. Объемы производства на перерабатывающих пищевых предприятиях постепенно снижаются из-за того, что технологии перерабатывающих отраслей устарели, а новые не создаются из-за отсутствия средств.
4. Доступность. Продукты питания должны быть доступными как в отношении их физического наличия, так и в отношении покупательной способности населения.
Существуют также два концептуальных подхода к вопросу обеспечения продовольственной безопасности.
Согласно первому подходу требуемый уровень обеспечения достигается за счет импорта продуктов питания из нескольких ведущих мировых стран-производителей, причем при этом либо снимаются вообще, либо существенно снижаются тарифные и нетарифные барьеры для перемещения продовольствия и уменьшения уровня государственной поддержки своих сельскохозяйствен-ных
Зыряева Н.П. Продовольственная безопасность страны в современных условиях. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2010. - С. 17.
товаропроизводителей. Такой подход характерен для стран с либеральной моделью экономики, например, для США, Канады, Австралии. Эти страны обладают благоприятными природно-климатическими условиями для производства различных сельскохозяйственных культур, что позволяет им иметь хорошо развитый аграрный сектор со значительными экономическими ресурсами. Тем не менее, в этих странах сельское хозяйство остается объектом государственного регулирования и поддержки.
Другой подход характерен для стран Западной Европы. Здесь имеет место прямое субсидирование сельских товаропроизводителей и защита внутреннего продовольственного рынка, осуществляемая посредством квотирования импорта продовольствия, таможенных пошлин для достижения необходимого уровня самообеспеченности основными видами продуктов питания. В данном подходе требуются значительные финансовые вложения из государственного бюджета. Но это возможно, если в стране сельское хозяйство имеет достаточно высокий удельный вес.
Продовольственная безопасность характеризуется целым рядом характерных показателей и критериев. Изначально критериями продовольственной безопасности считали среднедушевые доходы населения и переходящие остатки продовольственного зерна.
В настоящее время критериями продовольственной безопасности считаются следующие аспекты:
1. Доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения.
2. Территориальная доступность продуктов (измеряемая путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны).
3. Уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве).
4. Степень «натуральности» и доброкачественности продуктов, влияние качества продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии»10.
Согласно мнению российских ученых продовольственная безопасность достигается, «если в случае прекращения ввоза на территорию РФ пищевых продуктов не возникает продовольственный кризис и удельный вес отечес-твенного сельскохозяйственного сырья и продовольствия в общем объеме продаж на рынке составляет не менее:
• зерна - 90%,
• сахара - 60%,
• растительного масла - 70%,
• мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко),
• рыбы и рыбопродуктов (в пересчете на рыбу) - 80%»11.
Однако, Россия вступила во Всемирную торговую организацию, оказывающую влияние на 97%
12
мировой торговли [2]. «На 2 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран» . Работа данной организации опирается на принципы равноправия, взаимности, прозрачности, принцип создания действующих обязательств, принцип защитных клапанов.
10 Зыряева Н.П. Продовольственная безопасность страны в современных условиях. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2010. - с. 26.
11 Зыряева Н.П. Прод университета, 2010. - с. 28.
12 Официальный сайт дан. - Режим доступа: http://www.wto.org.ru.
11 Зыряева Н.П. Продовольственная безопасность страны в современных условиях. Чебоксары: Изд-во Чувашского итета, 2010. - с. 28.
12 Официальный сайт ВТО: ACCESSIONS: Tajikistan to become 159th WTO member. [Электронный ресурс]: - Электр.
Мы разделили угрозы российскому сельскому хозяйству со стороны ВТО на следующие виды:
1) Угрозы юридические - угрозы, связанные с несоответствием российского законодательства международному торгово-экономическому, имеющему место в ВТО. Для достижения соответствия данным нормам в России требуется принятие большого количества законодательных актов, регламентов и норм.
2) Угрозы импорта. Прогнозируется увеличение доли импортных продуктов питания на российском рынке по ценам наших отечественных производителей, что увеличит конкуренцию на данном рынке, а также приведет к закрытию немодернизированных, устаревших производств.
3) Угрозы экспорта. С отменой в России экспортного субсидирования экспорт по некоторым позициям будет сокращаться, объемы производства продовольствия будут снижаться.
4) Угрозы технологические. Из заграницы на российский рынок придут иностранные новые для россиян технологии производства продуктов питания, технологии в сельскохозяйственном и пищевом машиностроении, в производстве пищевых ингредиентов. Также российские производители перейдут на иностранные технологии для повышения своей конкурентоспособности, потому что наши наукоемкие современные технологии в сельском хозяйстве отсутствуют.
5) Финансовые. В настоящее время в России уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей низкий. В соответствии с требованиями ВТО допустимый объем их поддержки к 2018 году будет сокращен еще в 2 раза. Таким образом, государственных субсидий не хватит для финансирования всех сельхозпроизводителей, что приведет к упадку ряда товаропроизводителей.
В связи с вступлением России в ВТО на нашем рынке увеличится доля импортных продуктов питания, соответственно уменьшится доля российского продовольствия на рынке. Увеличится влияние иностранных технологий в России в сельском хозяйстве и пищевой промышленности с приходом иностранных компаний на рынок, что повлечет за собой повышение количества иностранцев в агропромышленном комплексе России. Это повлечет увеличение безработицы среди россиян, живущих в сельской местности, упадет их уровень жизни, возможен демографический кризис на селе, влекущий за собой опустошение некоторых территорий нашей страны, поскольку люди за лучшими условиями жизни и труда поедут в большие города.
Таким образом, присоединение России к ВТО может привести к негативным последствиям для сельского хозяйства нашей страны, так как возникнут новые виды угроз для него. Преодоление их затруднительно из-за низкого уровня развития науки в данной отрасли народного хозяйства. Российскому правительству будет необходима продуманная политика подготовки научных кадров для сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также организация процесса карьерного ориентирования выпускников вузов, связанных с АПК. Помимо этого немалые средства государству придется субсидировать на разработку собственных инновационных технологий в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Мы видим решение данного вопроса в создании небольших научных кластеров в районных центрах регионов России, которые объединили бы научно-педагогический персонал вузов, талантливых их выпускников и специалистов предприятий АПК.
Список литературы
1. Афанасьев С.Г. Продовольственная безопасность России: (теория, методология, практика): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.э.н. Москва, 2005, 47 с.
2. Всемирная торговая организация: плюсы и минусы. Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]: - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.osspb.ru/VTO
3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: -Электрон. дан. - Режим доступа: http://rad.su/documents/doktrina/.
4. Зыряева Н.П. Продовольственная безопасность страны в современных условиях. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2010. - 136 с.
5. Общероссийская сеть публичных центров правовой информации: Федеральный закон о продовольственной безопасности РФ [Электронный ресурс] : - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.pcpi.ru/manage/page?tid=764400008&nd=901863956&prevDoc=901863956&spack=110listid%3 D010000000100%26listpos%3D141%26lsz%3D2286%26nd%3D9039852%26nh%3D0%26.
6. Официальный сайт ВТО: ACCESSIONS: Tajikistan to become 159th WTO member. [Электронный ресурс]: - Электр. дан. - Режим доступа: http://www.wto.org.ru.
7. Продовольственная безопасность России и ведущих стран мира: Аналитический обзор. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. - 124 с.
8. Ромашин А.Ф. Продовольственная безопасность как фактор устойчивого развития России. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы. - 2008, 128 с.
9. Сачков А.В. Совершенствование аграрных отношений как основа обеспечения продовольственной безопасности страны. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2006 г. - 237 с.
References
1. Afanas'ev S.G. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii: (teoriya, metodologiya, praktika): avtoref. dis. na soisk. uchen. step. d.e.n. Moskva, 2005, 47 p.
2. Vsemirnaya torgovaya organizatsiya: plyusy i minusy. Obshchestvennyi Sovet po razvitiyu malogo predprinimatel'stva pri Gubernatore Sankt-Peterburga. [Elektronnyi resurs]: - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.osspb.ru/VTO
3. Doktrina prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]: - Elektron. dan.
- Rezhim dostupa: http://rad.su/documents/doktrina/.
4. Zyryaeva N.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost' strany v sovremennykh usloviyakh. Cheboksary: Izd-vo Chuvashskogo universiteta, 2010. - 136 p.
5. Obshcherossiiskaya set' publichnykh tsentrov pravovoi informatsii: Federal'nyi zakon o prodovol'stvennoi bezopasnosti RF [Elektronnyi resurs] : - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.pcpi.ru/manage/page?tid=764400008&nd=901863956&prevDoc=901863956&spack=110listid%3 D010000000100%26listpos%3D141%26lsz%3D2286%26nd%3D9039852%26nh%3D0%26.
6. Ofitsial'nyi sait VTO: ACCESSIONS: Tajikistan to become 159th WTO member. [Elektronnyi resurs]:
- Elektr. dan. - Rezhim dostupa: http://www.wto.org.ru.
7. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii i vedushchikh stran mira: Analiticheskii obzor. - M.: FGNU «Rosinformagrotekh», 2005. - 124 p.
8. Romashin A.F. Prodovol'stvennaya bezopasnost' kak faktor ustoichivogo razvitiya Rossii. Nizhnii Novgorod: Izd-vo Volgo-Vyatskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby. - 2008, 128 p.
9. Sachkov A.V. Sovershenstvovanie agrarnykh otnoshenii kak osnova obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti strany. Cheboksary: Izd-vo Chuvash. Un-ta, 2006 g. - 237 p.