08.00.05 08.00.14
УДК 334.72 : 338.439 : 339.9
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
© 2018
Ирина Васильевна Щетинина, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Аннотация
Введение: статья посвящена теории и практике обеспечения продовольственной безопасности страны и каждого человека в современных условиях с учетом международного сотрудничества.
Материалы и методы: при подготовке данной работы использовались общие диалектические, экономико-статистические и другие научные методы познания. Информационным источником послужили официальные данные статистических органов рассматриваемых стран и международных организаций, труды отечественных и зарубежных ученых; а также собственные экспертные, аналитические и другие разработки. Результаты: по итогам проведенного исследования сформулированы теоретические положения по обеспечению продовольственной безопасности с учетом уровней управления указанным процессом; физической, экономической и социальной доступности продуктов питания для населения; рассмотрены положительные практические аспекты и основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности человека, страны, региона, мирового сообщества и т. д.; а также роль международного сотрудничества в обеспечении продовольственной безопасности.
Обсуждение: проблемы, связанные с недостаточным обеспечением населения продовольствием, в значительной степени обостряют экономическую и политическую обстановку в мире. С ростом народонаселения на планете и изменением климата ситуация может усугубляться. Для решения проблем продовольственной безопасности необходимо проработать методологию ее обеспечения, выявить имеющийся потенциал развития АПК страны с учетом использования достижений НТП, перспектив международного сотрудничества; создать условия для повышения доходов населения и доступности для них продуктов питания.
Заключение: руководству каждой страны и на всех уровнях управления необходимо эффективно решать проблемы физической, экономической и социальной доступности продуктов питания для населения. В этом большую роль может сыграть международное сотрудничество и международные организации. Ключевые слова: АПК, безопасность питания, доходы населения, международная организация, международное сотрудничество, продовольствие, продовольственная безопасность, продовольственная независимость; социальная, физическая, экономическая доступность продуктов питания; уровни продовольственной безопасности.
Для цитирования: Щетинина И. В. Продовольственная безопасность и международное сотрудничество // Вестник НГИЭИ. 2018. № 10 (89). С. 135-152.
FOOD SECURITY AND INTERNATIONAL COOPERATION
© 2018
Irina Vasilievna Shchetinina, Dr. Sci. (Economy), Professor, Leading researcher
Institute of Economics and organization of industrial production of the SB RAS
Abstract
Introduction: the article is devoted to the theory and practice of ensuring food security of the country and every person in modern conditions, taking into account international cooperation.
Materials and Methods: in preparing this work, general dialectical, economic-statistical and other scientific methods of cognition were used. The information source was the official data of the statistical bodies of the countries and international organizations concerned, the works of domestic and foreign scientists; and also own expert, analytical and other developments.
Results: based on the results of the study, theoretical provisions for ensuring food security are formulated, taking into account the levels of management of this process, the physical, economic and social accessibility of food for the population; examined positive practical aspects and main problems of ensuring food security of a person, a country, a region, the world community, etc.; and the role of international cooperation in ensuring food security.
Discussion: problems associated with insufficient provision of food for the population greatly exacerbate the economic and political situation in the world. With the growth of population on the planet and climate change, the situation may worsen. In order to solve the problems of food security, it is necessary to work out a methodology for its ensure, to identify the available potential for the development of the country's agro-industrial complex, taking into account the use of NTP achievements, prospects international cooperation; generate conditions for increasing the incomes of the population and availability for them to food.
Conclusion: the leadership of each country and at all levels of management must effectively address the problems of physical, economic and social accessibility of food for the population. International cooperation and international organizations can play an important role in this.
Keywords: agro-industrial complex, food safety, population incomes, international organization, international cooperation, food, food security, food independence; social, physical, economic accessibility of food products; levels of food security.
For citation: Shchetinina I. V. Food security and international cooperation // Bulletin NGIEI. 2018. № 10 (89). P. 135-152.
Введение
Продовольственной безопасности, как одной из важнейших составляющих национальной безопасности, уделяют серьезное внимание руководители стран и регионов, ученые, политики, научные коллективы, другие субъекты экономики и общества. Этим вопросам посвящены труды таких зарубежных ученых, как ^ ^ Селигман, Д. Х. Холбен (США); Е. Барбер, С. Деверо, Дж. Конвей (Англия); А. Алинови, Л. Руссо, П. Пингали (Италия); Н. А. Апсалямов, А. А. Кайгородцев, А. Сатыбал-дин (Казахстан); Ж. А. Асылбеков, А. А. Алиев,
A. С. Джаныбеков (Кыргызстан); В. Г. Гусаков,
B. И. Дегтяревич, З. М. Ильина (Беларусь); Н. Н. Бурдейна, И. А. Крюкова, И. Лизан, Я. С. Полтавец (Украина) и многие другие. Среди российских ученых вопросам продовольственной безопасности посвящены труды А. И. Алтухова,
A. В. Гордеева, Р. Р. Гумерова, А. И. Костяева,
B. В. Милосердова, Т. Ф. Рябовой, И. Г. Ушачева, O. ^ Филатова и др.
Решением проблем обеспечения продовольственной безопасности во многих странах занимаются также научные коллективы. Наиболее известные из них в России - коллектив Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, Института США и Канады, Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, Санкт-Петербургского госуниверситета, Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и др.; в США - Центра исследований в области продовольственной безопасности Университета Райерсона, Американской диетической ассоциации и др.; в Республике Казахстан - НИИ экономики АПК и развития сельских территорий АО «КазАгроИнно-вация»; в Республике Кыргызстан - коллектив Института национальной и мировой экономики Кир-
гизского государственного университета управления и др.
Однако проблемы обеспечения продовольственной безопасности с учетом современных международных проблем и взаимодействий стран исследованы недостаточно. Отсюда поставлена цель - на основе обобщения мирового и отечественного опыта, теоретических и нормативных положений рассмотреть возможности обеспечения продовольственной безопасности страны с учетом международного сотрудничества.
Материалы и методы
Проведение научных исследований базировалось на теоретических разработках ведущих отечественных и зарубежных ученых, использовании современных приемов и методов исследования, изучении тенденций и закономерностей развития АПК. В процессе исследований использованы общенаучные диалектические методы и специальные, применяемые в экономике (монографический, экономико-статистический и др.).
Рассматривая сущность и содержание понятия «продовольственная безопасность» необходимо отметить, что в работах ученых, материалах международных, государственных, общественных и других организаций они трактуются по-разному. Обобщая наиболее известные точки зрения, можно отметить, что одни отечественные и зарубежные ученые и государственные деятели связывают продовольственную безопасность с состоянием экономики страны и её развитием. В первую очередь это касается агропромышленного комплекса (АПК). Другие считают, что продовольственная безопасность достигается, когда всё население обеспечено необходимыми продуктами питания. Некоторые обращают внимание на доступность еды для беднейшего населения и т. д. В результате
только за последнее десятилетие различных трактовок понятия «продовольственная безопасность» с различной степенью полноты насчитывается не один десяток.
Для того, чтобы сформулировать наиболее полное определение «продовольственной безопасности», целесообразно выделить уровни (рисунок 1) и принципы ее обеспечения.
Уровни обеспечения продовольственной безопасности/ Levels of food security
Индивидуальный / Individual
i
Человека / Human
Семьи (домохозяйства) / Family
Уровень страны / Country Level
К
Государственный /State
Муниципальный / Municipal
Межгосударственный /Inter state
Ассоциации/ Association
Страны в целом/ Country as a whole
Региона / Region
Официально выделенной группы регионов = округа / Official group of regions
Муниципального района/ Municipal region
Других видов объединений/ Other units
Уровень поселения/ Level of settlement
Мировой (глобальный) / World (Global)
Рис. 1. Уровни обеспечения продовольственной безопасности Fig. 1. Levels of food security Источник: разработано автором
Изучение мнения ученых и специалистов, а также имеющейся практики показало, что за основу можно принять следующие принципы. Органы административной власти страны, региона должны решать вопросы гарантированного обеспечения продуктами питания населения, постоянно проживающего на данной территории. Это связано с тем, что миграция населения зависит от многих факторов: социально-экономической и политической обстановки, развития туризма и др. Возникающая дополнительная потребность в продовольствии может быть покрыта за счет создаваемого в регионе резерва и импорта продуктов.
Органам власти целесообразно также взять на себя обязательства по обеспечению населения только основными жизненно необходимыми продуктами питания, к которым можно отнести продукты, обеспечивающие человека белками, жирами, углеводами и некоторыми наиболее важными макро- и микроэлементами, минералами: мясо, рыба, молочные продукты; зерновые, картофель, растительное масло (подсолнечное, льняное); соль и сахар. Остальные
продукты питания, которые не относятся к основным, могут приобретаться человеком, исходя из его личных предпочтений.
Учитывая указанные принципы и уровни продовольственной безопасности, можно сформулировать более полные определения:
1. Продовольственная безопасность человека, семьи, домохозяйства - это бесперебойная (в любое время суток) физическая, социальная и экономическая доступность для каждого человека натуральных (природного происхождения, без генной модификации), безопасных основных продуктов питания, по количественному и качественному составу соответствующих медицинским нормам, обеспечивающим здоровую, активную, полноценную жизнедеятельность.
Под физической доступностью необходимо понимать фактическое наличие продуктов питания соответствующего ассортимента; под социальной -доступность с точки зрения системы взаимоотношений в обществе; под экономической - необходимую платежеспособность человека, учитывающую цены на продукты питания и доходы.
2. Продовольственная безопасность страны, региона, муниципального района, поселения - это бесперебойное обеспечение за счет собственного производства и созданных запасов физической, социальной и экономической доступности для всех слоев населения страны, региона, муниципального образования натуральных безопасных основных продуктов питания, по количественному и качественному составу соответствующих медицинским нормам, позволяющим вести здоровую, активную, полноценную жизнедеятельность каждому человеку.
3. Продовольственная безопасность международного, межгосударственного объединения -это бесперебойное обеспечение за счет собственного производства, созданных запасов и межгосударственного свободного движения сырья и продовольствия физической, социальной и экономической доступности для населения стран, входящих в объединение, натуральных, безопасных основных продуктов питания, по количественному и качественному составу соответствующих медицинским нормам, позволяющим вести здоровую, активную и полноценную жизнедеятельность каждому человеку. Для этого в рамках объединений создаются межгосударственные организационные структуры (советы, комитеты и т. д.), институты и механизмы, предусматривающие координацию, логистику и другие составляющие совместной деятельности по обеспечению населения данных стран основными продуктами питания.
4. Продовольственная безопасность мирового сообщества - это коллективно созданные условия соответствующими организационными структурами (международными, национальными, отраслевыми и межотраслевыми, общественными, производственно-хозяйственными и иными организациями, главами государств и правительств, др.) для формирования и сохранения благоприятной социально-политической обстановки, развития производственно-экономической и научно-технической сфер деятельности, обеспечивающих бесперебойную физическую, социальную и экономическую доступность всем слоям населения натуральных, безопасных основных продуктов питания, по количественному и качественному составу соответствующих медицинским нормам, позволяющим вести здоровую, активную, полноценную жизнедеятельность каждому человеку.
Кроме понятия «продовольственная безопасность», используют термин «продовольственная независимость». Ряд ученых отождествляют эти понятия; другие считают, что «продовольственная безопасность» является более широким понятием нежели «продовольственная независимость». Одна-
ко необходимо учитывать принципиальные различия данных понятий, поскольку независимо возникшие и существующие объекты и системы могут взаимодействовать друг с другом, но сам факт их бытия независим от бытия других подобных объектов [1, с. 46-47]. Отсюда продовольственная независимость должна подразумевать возможность автономного не менее 100 % обеспечения населения собственными основными продуктами питания. Если нарушается самодостаточность в обеспечении продовольствием населения страны (региона и т. д.), то возникает зависимость от поставок продовольствия извне, что допустимо в определенных рамках (не более 15-20 % от потребности) для продовольственной безопасности.
Ещё один термин близок, но не тождественен понятию «продовольственная безопасность», это -безопасность питания. В основе продовольственной безопасности, как подчеркнуто на Всемирном саммите по продовольственной безопасности (2009 г.) и Комитетом по всемирной продовольственной безопасности (2012 г.), лежат четыре основных направления: наличие, доступ, использование и стабильность; тогда как у безопасности питания - три основных составляющих: доступ к продовольствию, медицинское обслуживание и режим питания, здравоохранение и санитария [2; 3]. Более подробно ключевая терминология, связанная с продовольственной безопасностью и безопасностью питания, изложена Комитетом по всемирной продовольственной безопасности в специально принятом документе [2].
Результаты
Как показали проведенные исследования, в современных условиях глобализации продовольственная безопасность человека, семьи, региона и отдельной страны оказывается тесно связанной с продовольственной безопасностью мирового сообщества, поскольку затрагивает базовые потребности: в питании, национальной и личной безопасности. Недостаток продуктов питания ведет к социальным проблемам, обострению взаимоотношений, конфликтам, войнам, гуманитарным катастрофам.
Всё указанное чрезвычайно актуально в связи с тем, что, по оценкам ООН, более 700-900 млн чел. за последнюю четверть века недополучают питания [3; 4] . В перспективе данная проблема может обостриться в связи с прогнозируемым ООН и другими международными организациями ростом народонаселения - к 2050 г. до 9,6 млрд чел. и увеличением спроса на продовольствие на 50-70 % [5]. В результате этого в мире может сохраниться от 800 млн до 1 млрд голодающих. Кроме того, до 2 млрд человек
периодически не имеют продовольственной безопасности вследствие низких доходов [6]. Причем, если в странах Азии и Латинской Америки наблю-
дается снижение численности населения, испытывающего недостаток питания, то в Африке ситуация лишь усугубляется (рисунок 2).
1990-1992 2000-2002 2005-2007 2010-2012 2014-2016
Рис. 2. Динамика численности населения регионов, испытывающего недостаток питания, млн чел. Fig. 2. The dynamics of the population of regions that experiencing lack of nutrition, million people Источник: разработано автором по данным FAO, IFAD и WFP.
Поскольку проблемы голода носят глобальный характер, мировое сообщество, начиная с середины ХХ века, уделяет им серьезное внимание. Наиболее значимыми документами можно считать Всеобщую декларацию прав человека (ООН, 1948 г.), Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире (1974 г.), Всеобщую декларацию о ликвидации голода и недоедания (1974 г.), Римскую декларацию о всемирной продовольственной безопасности (1996 г.), другие документы, затрагивающие вопросы обеспечения продовольствием населения планеты.
Отмечая то, что продовольственная безопасность представляет собой сложное явление, ряд всемирных организаций (FAO, IFAD и WFP) в 2013 г. свели многочисленные критерии и показатели в обобщающую таблицу по четырем основным направлениям: 1) доступность с точки зрения наличия продуктов питания (AVAILABILITY); 2) наличие доступа к продуктам питания (ACCESS); 3) стабильность экономики, в том числе АПК (STABILITY); 4) потребление реальное с учетом возраста и полноценности питания по качественным показателям [5]. Всего предложено учитывать 31 показатель. Однако эти показатели достаточно специфичны и могут быть использованы в основном органами статистики, аналитиками и научными сотрудниками. Более понятными, доступными для изучения и наиболее важными из всего перечня показателей можно считать индикаторы, применяемые на практике: удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутренне-
го рынка (с учетом переходящих запасов); уровень собственного производства продуктов питания и их потребления на душу населения.
В России и странах СНГ пороговые уровни самообеспечения определены по рыбной продукции, растительному маслу и сахару в размере 80 %, соли пищевой и мясным продуктам - 85, молочным - 90, зерну и картофелю - 95 % [7; 8].
Международными и национальными организациями разработаны также нормы потребления продуктов питания на душу населения. В разных странах и в разные годы эти показатели имеют разные значения. Это связано с особенностями в составе и структуре населения по годам, что отражается на средних значениях индикаторов; с различиями природно-климатических условий и традиций населения; с изменениями научных данных о структуре питания и количестве потребляемой пищи; другими причинами (социальными, политическими и т. д.). Примером могу являться принятые в России и ВОЗ ООН рациональные нормы потребления основных продуктов питания [9; 10; 11; 12].
Исходя из важности ликвидации голода и предоставления возможности полноценного питания населению, многие государства приняли национальные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности своих стран, учитывая специфику природно-климатических и социально-экономических условий, а также технико-технологического развития АПК и сопряженных с ним отраслей экономики. Если рассматривать данные Аналитического агентства «The Economist Intel-
ligence Unit Limited», то наиболее высоких успехов добились США, Сингапур, Ирландия, Австрия (ри-по обеспечению продовольственной безопасности сунок 3) [13].
Рис. 3. Первая десятка стран по уровню продовольственной безопасности, 2016 г. Fig. 3. The first top ten countries in terms of food security, 2016 Источник: данные Аналитического агентства «The Economist Intelligence Unit Limited»
В США, занимающих 1 место в мировом рейтинге, Министерством сельского хозяйства, созданном в 1889 г., более 100 лет ведется мониторинг продовольственной безопасности и мировых продовольственных рынков. В 1985 г. был принят закон «О продовольственной безопасности США», в 1986 г. - «Об улучшении продовольственной безопасности», в 1990 г. - «О сельскохозяйственной политике» и др., по которым обеспечение продовольственной безопасности страны является важнейшей стратегической задачей экономической политики государства.
В США хорошо поставлен мониторинг природно-климатических процессов и на его основе консультативная помощь фермерам по проведению агротехнологических работ (вспашка, посев сельскохозяйственных культур и др.), в том числе используются технологии спутникового мониторинга производства сельскохозяйственной продукции. Это позволяет оперативно проводить необходимые мероприятия, повышающие эффективность сельского хозяйства и обеспечивающие физическую доступность продуктов питания населению. Центр исследований в области продовольственной безопасности США и Американская диетическая ассоциация проводят научные изыскания, рассматривая экономические, медицинские, социально-культурные и другие аспекты продовольственной безопасности [14; 15].
Высок в США уровень государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: последние 20 лет он почти в 10 раз превышает российский в расчете на 100 га сельхозугодий. Кроме того, поддержка государством осуществляется
не только фермерских хозяйств, но и крупных товаропроизводителей; а также поддерживается экономическая и социальная доступность населению продуктов питания, в том числе с помощью продуктовых карточек. В значительных объёмах финансируется аграрная наука. Большую долю в научные исследования вкладывают крупные перерабатывающие корпорации, торговые сети и другие структуры, заинтересованные в повышении эффективности сельскохозяйственного производства, поддерживающие аграрных товаропроизводителей как прямыми, так и косвенными методами. В результате наблюдается устойчивый рост эффективности производства, производительности труда, урожайности растениеводческих культур и продуктивности сельскохозяйственных животных. Даже в неблагоприятные по природно-климатическим условиям годы отмечается лишь небольшое их снижение. В целом показатели, например, средней многолетней урожайности зерновых культур и молочной продуктивности коров почти в 3 раза превышают российские.
Высокие таможенные пошлины позволяют также поддерживать импорт продуктов питания в США на уровне, рекомендованном ООН (не более 17 % от общей потребности). Всё это привело к тому, что в стране практически полностью решена проблема недостатка собственного продовольствия, и в 2005 г. США вышли на первые позиции в мире. Но серьёзной проблемой для населения может стать разрешение в стране производства и употребления в пищу генно-модифицированной продукции. Этими вопросами занимаются: Министерство сельского хозяйства США, Управление по контролю качества
пищевых продуктов и лекарственных средств и Агентство по охране окружающей среды. В результате в США 94 % соевых бобов и хлопка, 99 - сахарной свеклы и 92 % кормовой кукурузы в 2015 г. являлись генетически модифицированными [18].
О действии ГМО на организм человека среди ученых нет единого мнения, так как исследования, в том числе на людях и животных, дают противоречивые результаты: от нейтральных до резко отрицательных. Если против ГМО-хлопка можно не возражать, то от употребления в пищу таких продуктов желательно отказаться. Так поступили в России и в Евросоюзе, где вопросы продовольственной безопасности занимают одно из ключевых мест и действует мораторий на продукты, содержащие ГМО [19]. В отдельных странах ЕС введен полный запрет на употребление в пищу генно-модифицированных продуктов (Норвегия и др.).
В целом в Евросоюзе проводится единая аграрная политика, основными задачами которой явля-
Если в США, Японии, большинстве стран Евросоюза вопросы обеспечения населения продуктами питания в целом решены, и оставшиеся проблемы связаны с социальными, экологическими, медицинскими и культурными аспектами; то во многих развивающихся странах острой остается, как было отмечено выше, проблема голода [4], обусловленного слабым развитием аграрного производства, бедностью, низкими доходами населения и военными конфликтами. По расчетам ряда ученых, калорий-
ется стабильное снабжение населения продуктами питания, создание необходимых условий жизни и деятельности сельским товаропроизводителям, защита окружающей среды и рынков, преодоление кризисных явлений в аграрной экономике. Для этого в рамках ЕС принята программа развития АПК на 2014-2020 гг., которая предусматривает протекции своим товаропроизводителям, обеспечивает им предоставление прямых субсидий, систему импортных квот и тарифов с выделением для этого из бюджета 373 млрд евро [20]. Это позволяет поддерживать продовольственную безопасность стран ЕС, а также повышать их конкурентоспособность на мировом рынке. Принимаемые меры позволили достичь в странах ЕС высокой эффективности сельскохозяйственного производства и полностью решить проблемы продовольственной безопасности в большинстве стран, обеспечивая уровень потребления основных продуктов питания, превышающий по некоторым из них рекомендации ВОЗ ООН (таблица 1).
I
ность дневного рациона жителей Азии и Африки в 1,5 раза ниже, чем Европы и США, потребление белков животного происхождения - в 6-7 раз меньше [23].
Первое место в мире по числу голодающих занимает в настоящее время Индия, на втором месте - Китай. Это связано с демографическими проблемами, урбанизацией, дефицитом воды и земельных ресурсов, а также их загрязнением. Но если руководство Китая проводит мероприятия по снижению
Таблица 1. Превышение потребления продуктов питания на душу населения в некоторых развитых странах Евросоюза по сравнению с рекомендациями ВОЗ ООН, в среднем 2010-2013 гг. Table 1. Excess of food consumption per capita in some developed countries of the European Union in comparison with the recommendations of the WHO, on average 2010-2013
Продукция / Product
Превышение потребления продуктов, % к рекомендациям ВОЗ ООН / Excess of food consumption,% to WHO recommendations
Австрия / Austria
Великобритания/ United Kingdom
Германия/ Germany
Дания/ Denmark
Франция France
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) / Meat and meat products (in terms of meat) Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) / Milk and milk products (in terms of milk) Растительное масло / Vegetable oil Сахар / Sugar
140
103
168 101
118
116
137 110
126
123
130 132
107
136
Нет данных 145
127
120
160 104
Источник: рассчитано автором по данным [15; 21; 22].
количества голодающих, добившись за последние 25 лет снижения числа испытывающих недостаток
продуктов питания в 2 раза; то в Индии успехи более чем скромные (рисунок 4).
350 300 250 200 150 100 50 0
289 233,8
211,2 189,9 194,6
210,1 185,5 207,3 - -■
163,2 133,8
1 1 1 1 1
■Китай ■Индия
1990-1992 гг. 2000-2002 гг. 2005-2007 гг. 2010-2012 гг. 2014-2016 гг. Рис. 4. Динамика количества людей, страдающих от недоедания в Индии и Китае, млн чел. Fig. 4. Dynamics of the number of people suffering from malnutrition in India and China, million people Источник: составлено автором по данным FAO, IFAD и WFP.
Руководство КНР с 1978 г. проводит политику обеспечения продовольственной безопасности. В 1996 г. была разработана «Белая книга по продовольственной проблеме Китая» и установлена «красная черта» самообеспечения продовольствием страны на уровне не ниже 95 % [24; 25]. Для достижения поставленной задачи в КНР принят ряд законодательных актов, средне- и долгосрочных программ: Закон КНР о сельском хозяйстве, Программа поддержки и развития бедных сельских районов, Программа развития производства продовольственной продукции и повышения её питательных качеств, Программа развития сельскохозяйственной науки и техники, другие. В итоге Китай в 2013-2016 гг. сохраняет 41-42 места в мировом рейтинге продовольственной безопасности среди 107-109 стран.
Решению проблем голода и недоедания народов мира и связанным с этим различным аспектам (качеству и ценам продовольственных товаров, развитию АПК и др.), кроме национальных правительств и ООН, большое внимание уделяют АТЭС (АРЕС), ЕАЭС, СНГ и другие международные организации.
В 1998 г. членами АТЭС был поставлен вопрос о создании в рамках организации Продовольственной системы, цель которой - укрепление сотрудничества в сфере продовольственной безопасности на основе единства по всей цепи, начиная от аграрного производства, пищевой промышленности и заканчивая потреблением населением продуктов питания [26]. Для этого на ежегодных встречах члены АТЭС поднимают вопросы реализации соответствующих дорожных карт, использо-
вания новых технологий и инноваций, развития производства и сельских сообществ, изменения климата, инвестиций в продовольственную инфраструктуру и другие для обеспечения устойчивого роста и развития экономик, укрепления социально-экономической и политической стабильности в странах АТЭС.
Крупной международной организацией, которая вносит существенный вклад в решение проблем продовольственной безопасности, является БРИКС, в странах которой проживает наибольшее число людей, испытывающих проблемы с питанием (Индия, Китай, Бразилия). В связи с этим на первом же с аммите в Екатеринбурге в 2009 г. было принято Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности. На ежегодных саммитах министры сельского хозяйства стран-членов БРИКС обсуждают проблемы развития сельского хозяйства и внедрения инноваций; обеспечения доступности продуктов питания для наиболее незащищенных групп населения, снижения негативных процессов изменения климата, создания системы обмена сельскохозяйственной информацией и др. [27].
Важной организацией, регулирующей торговые взаимоотношения между странами, является ВТО, нормами и правилами которой регулируется около 97 % мировой торговли товарами и услугами. Важным документом ВТО, определяющим взаимоотношения между странами-участниками, является Соглашение по сельскому хозяйству, в котором установлены основные требования, регулирующие торговлю сельскохозяйственными товарами, их ка-
чество, правила по таможенным тарифам и государственной поддержке производства и торговли продукцией АПК, др. [29].
Однако здесь есть проблемы. Продовольственная безопасность менее развитых стран и стран, принятых в ВТО на невыгодным для них условиях (Россия и др.), может существенно снизиться в связи с угрозой со стороны зарубежных товаропроиз-
водителей-конкурентов из стран с высоким уровнем государственной поддержки (рисунок 5). Кроме того, в последние годы ряд стран (США, ЕС и др.) всё чаще нарушают правила ВТО, вводя торговые и иные санкции против других стран: России, Ирана, КНДР и др. Это снижает значимость ВТО для паритета взаимоотношений и продовольственной безопасности этих стран.
150 100 50 0 1 139,6 Н 97 3 1 1 89,7 1 58,4 1 ■
■ США 1 l Китай 1 i ЕС 9,8 1 1 Г Индия Россия
Рис. 5. Общий годовой объем господдержки сельского хозяйства, в среднем 2010-2013 гг., млрд долл. Fig. 5. Total annual state support for agriculture, on average in 2010-2013, billion dollars Источник: разработано автором по данным Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии [30]
Для обеспечения продовольственной безопасности важным можно считать сотрудничество стран в рамках СНГ. Руководство СНГ проводит работу по достижению и сохранению продовольственной безопасности государств, входящих в его состав. Это считается одним из приоритетных направлений межгосударственного взаимодействия и важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности государств, базируется на процессах межгосударственной специализации и интеграции в сфере АПК, развитии экспорта в рамках Содружества и обеспечении адресной помощи для улучшения питания различных слоев населения путем реализации программ: «школьного питания», «летнего питания», «продовольственных талонов», питания «матери и ребенка» и т. д.; унификации законодательно -нормативных и иных документов, государственных стандартов качества сырья и пищевых продуктов; организации контроля качества и безопасности продукции по всей технологической цепочке и пограничного контроля; стимулировании производства высококачественной продукции и ее сертификации, др. Разработаны и приняты Концепция и Комплекс совместных мер повышения продовольственной безопасности участников СНГ. В них предусмотрено более полное и эффективное использование природных, производственно-хозяйственных и финан-
сово-экономических ресурсов. В результате такого сотрудничества объем производства продукции сельского хозяйства в странах СНГ за 2001-2011 гг. вырос в сопоставимых ценах от 1,3 до 2,3 раза: РФ и Украина - в 1,5 раза; Армения и Беларусь - 1,7; Казахстан - 1,8; Таджикистан - в 2,3 раза и т. д. [31].
Но в последние годы появление политических и других проблем привело к тому, что не все государства, вошедшие в СНГ, принимают активное участие в совместной деятельности (Украина и др.). Это, в свою очередь, отражается на общих результатах объединения, в том числе и в сфере АПК.
Начало более тесной интеграции положено Россией, Казахстаном и Белоруссией. В 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и затем Соглашение о формировании Единого экономического пространства, основными принципами которого стали: свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в границах государств Сообщества [32].
Важным шагом в развитии ЕврАзЭС явился Таможенный союз, который начал работу в 2010 г. введением единого таможенного тарифа. В 2012 г. начал работу Суд ЕврАзЭС, созданный для разрешения экономических споров; в 2013 г. - Антикризисный фонд (в настоящее время Евразийский фонд стабилизации и развития), Центр высоких техноло-
гий и Евразийский Деловой Совет. Всё это создало организационно-правовую и финансово-экономическую основу для создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), начавшего свою работу 01.01.2015 в составе России, Белоруссии, Казахста-
на и чуть позже - Армении и Кыргызстана. В результате формирования такого международного объединения экономический потенциал ЕАЭС позволяет обеспечить продовольственную безопасность всех стран-участниц (таблица 2).
Таблица 2. Основные показатели ЕАЭС, к началу 2017 года
Table 2. Main indicators of the EAЭC, by the beginning of 2017
Валовой сбор, млн т / Производство, тыс. т /
Численность населения, млн чел. / Population, mln people Валовой Сельскохо- Gross yield, million tons Production, kt
Наименование / Name внутренний продукт, млрд долл. / Gross domestic product, billion dollars зяйственное производство, млрд долл. / Agricultural production, billion dollars зерновых и зернобобовых культур / grain and leguminous crops картофеля / potatoes молоко / milk скот и птица на убой (в живом весе) / cattle and poultry for slaughter (live weight)
Армения/ Armenia 3,0 10,5 1,9 0,6 0,7 754,2 187,1
Беларусь/ Belarus 9,5 47,2 7,6 7,5 6,0 7 139,7 1 678,2
Казахстан / Kazakhstan 17,9 135,0 10,6 20,6 3,5 5 300,0 1 701,6
Кыргызстан / Kyrgyzstan 6,1 6,5 2,8 1,8 1,4 1 524,6 388,5
Россия / Russia 146,8 1 286,2 84,1 120,7 31,1 30 724,2 13 939,1
ЕАЭС, всего / КА^Г t^tol 183,3 1 485,4 107,0 151,2 42,7 45 442,7 17 894,5
Источник: разработано автором по официальным данным Евразийского экономического союза [33; 34].
Развитию сельскохозяйственного производства и внедрению прогрессивных технологий способствует в рамках сотрудничества стран ЕАЭС Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР).
Арменией из этого фонда получен кредит на модернизацию ирригационных систем, Кыргызстаном -на поставки сельскохозяйственной техники и т. д. (таблица 3).
Таблица 3. Взносы и лимиты доступа стран-участниц ЕФСР, по состоянию на 2016 г. Table 3. Contributions and access limits for the member countries of the ESDF, as of 2016
Взносы, долл. / Contributions, dollars Лимит доступа / Access limit Кредит, млн долл. США / Credit, mln USD
Страна/ State от общей суммы, %/ofthe total, % млн долл. / million dollars Цель кредита / Purpose of loan
1 2 3 4 5 6
Модернизация ирригационных систем / Modernization of irrigation systems Строительство водохранилища Мастара / Construction of the reservoir Mastara
х х
Армения/ Armenia
Беларусь / Belarus Казахстан / Kazakhstan
40
1 млн 13 1 106,7
25
10 млн 21 1 787,7 х
1 млрд 24 2 043,1 х
Окончанние таблицы 3/ End of table 3
2 3 4 5
20
1 млн 3 255,4
6
Кыргызстан / Kyrgyzstan
Россия / Russia
Таджикистан / Tajikistan
7,5 млрд 1 млн
37 2
3 149,8 170,3
25
х
х
Финансирование поставок сельскохозяйственной техники / Financing of supplies of agricultural machinery
Строительство инфраструктуры товаропроводящей системы Кыргызской Республики по экспорту агропродукции / Construction of the infrastructure of the commodity distribution system of the Kyrgyz Republic for the export of agricultural products
Источник: разработано автором по данным Евразийского фонда стабилизации и развития в Евразийском банке развития. Режим доступа информации: https://efsd.eabr.org/projects/ (дата обращения 10.04.2018)
1
х
х
Деятельность международных организаций финансируют страны, ратифицировавшие межгосударственные соглашения и иные документы объединений и принимающие участие в международном сотрудничестве по обеспечению продовольственной безопасности. Россией, хотя и находящейся в списке из 109 стран на 43 месте по продовольственной безопасности [13], принята Комплексная программа участия РФ в международном сотрудничестве в области сельского и рыбного хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности (2010 г.). Причем величина целевого взноса РФ в фонд ООН на эти цели до 2017 г. имела тенденцию к росту (рисунок 6). Кроме того, Россия оказывает продовольственную гуманитарную помощь странам, где ведутся боевые действия (Юго-Восток Украины, Сирия и др.).
Таким образом, учитывая важность обеспечения мировой продовольственной безопасности, РФ и другие развитые страны принимают в этом процессе непосредственное участие. Сотрудничество стран в рамках международных объединений позволяет противостоять рискам, обеспечивая продовольственную безопасность каждого государства, входящего в такой альянс.
Обсуждение
Проблемы, связанные с обеспечением населения продовольствием, в значительной степени обостряют политико-экономическую обстановку в ми-
ре, в том числе в определенной мере представляя собой и военную угрозу. Если к 2006 г. особенно критическое положение с обеспеченностью продовольствием, по данным ФАО, сложилось в 39 странах мира; то по состоянию на 2014-2016 гг. к странам с низким уровнем доходов и дефицитом продовольствия отнесено уже 55 государств, более 90 % которых находится в Африке, Азии и на Ближнем Востоке [35]. В некоторых из них продовольственные проблемы возникают преимущественно в связи с человеческим фактором (около 39 % стран); в других - с природными факторами и в 20,5 % стран - с комплексом факторов, включая вооруженные конфликты и рост цен на продовольствие.
Значимость природного фактора, занимающего в настоящее время значительную долю среди основных факторов, со временем может возрасти. По данным некоторых ученых, в 80-е годы ХХ века рост производства продовольствия замедлился и стал отставать от роста численности населения. В 1990-е годы производство большинства видов продуктов питания не росло, а в некоторых странах даже стало сокращаться в расчете на душу населения, тем самым укрепляя мнение о наличии закона убывающего плодородия почвы, сформулированного в XVIII веке французским экономистом А. Р. Ж. Тюр-го и чуть позже английским экономистом Э. Уэ-стом; а также теории народонаселения Т. Р. Мальтуса.
Рис. 6. Динамика целевых взносов России в фонд ФАО ООН, тыс. долларов США Fig. 6. Dynamics earmarked contributions of Russia's to the UN FAO fund, thousand dollars Источник: составлено автором по данным распоряжений Правительства РФ о добровольных целевых взносах РФ в фонд ФАО ООН в 2011 г., 2012 г., 2013-2014 гг., 2015-2017 гг.
Однако в современных условиях не стоит забывать о научно-техническом прогрессе (НТП) и возможности модернизации производства. Об этом справедливо замечал В. И. Ленин 100 лет назад, критикуя вышеперечисленные теории [36]. НТП, проведение мелиоративных и других мероприятий, повышающих плодородие почвы, может предотвратить действие вышеуказанного «закона», способствуя росту урожайности растениеводческих культур и продуктивности животных, увеличению производительности труда и другим позитивным процессам. Так, если за 10 лет прирост народонаселения планеты составил 12 %, то основных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия - 21 -23 %. За последние 40 лет производство мелкого и крупного рогатого скота, мясной продукции и молока выросло в мире почти в 3 раза; производство свинины - в 4 раза; мяса птицы - в 7 раз [30, с. 14].
Кроме того, во многих странах имеются неосвоенные территории, пригодные для производства продуктов питания. Только в России возможно восстановление пахотных земель под зерновыми культурами до уровня 1990 г. (63,1 млн га), что позволит поднять валовой сбор зерна почти в 3 раза.
Однако усилившиеся за последние годы политико-экономические войны с нарушением требований ВТО ведут к проблемам в международном сотрудничестве и усугубляют недостаток питания населения отдельных стран. Для устранения данных проблем необходимо строгое соблюдение правил и требований ВТО, а также создание равных торгово-экономических условий всем странам. И здесь важно обратить внимание на уровень и направления господдержки, другие условия, которые ставят в неравное положение страны, создавшие ВТО и присоединившиеся позднее: Россию и др. Это требует
пересмотра принципов и правил взаимоотношений государств-членов ВТО. В противном случае дискриминация и нарушение правил одних стран ставят вопрос о целесообразности сотрудничества в рамках объединения для государств, подвергающихся дискриминации, и необходимости их выхода из данного альянса.
В то же время участие в международных организациях на взаимовыгодных условиях позволяет решить проблемы обеспечения продовольственной безопасности для стран-участниц. Это демонстрируют такие международные организации, как СНГ, ЕАЭС, АТЭС, БРИКС и др. Исходя из этого, в целях укрепления международного сотрудничества по обеспечению продовольственной безопасности целесообразно для стран-участниц предусматривать с помощью квот приоритет при установлении очередности экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия по сравнению со странами, не входящими в эти организации. Только после обеспечения продовольственной безопасности стран-участниц могут выделяться экспортные/импортные квоты для иных участников международной торговли. Сюда не входит гуманитарная помощь для населения «горячих точек», районов стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств, когда требуется экстренная помощь, в том числе и продуктами питания.
Высокие требования должны предъявляться в рамках международного сотрудничества к количеству и качеству товаров. Количество импорта не должно превышать рекомендованный ФАО ООН и другими международными организациями уровень (16-17 % от потребности). Требования к качеству продукции в рамках международных организаций должны быть унифицированы и приведены к еди-
ным стандартам, отвечающим наиболее оптимальным показателям с точки зрения медико-биологических характеристик.
Следующим важным требованием, которое необходимо учитывать при международном сотрудничестве: не нарушать баланс снабжения населения своей страны продуктами питания. В первоочередном порядке должно обеспечиваться достижение и сохранение необходимого уровня продовольственной безопасности своей страны. Но, например, в РФ это требование нарушается. Так, в 2014-2015 гг. самообеспечение населения молоком и молочными продуктами, по данным Минсельхоза России, не достигало порогового уровня, установленного в Доктрине продовольственной безопасности РФ, а экспорт молочной продукции в 2014 г. составил 629 тыс. т. на общую сумму 98,4 млн долл.; в 2015 г. - на сумму 66,7 млн долл. По производству мяса в 2014 г. также не был достигнут пороговый уровень самообеспечения страны, но экспорт мяса составил 63,6 тыс. т. И это в то время, когда в ряде регионов России (Костромской и Тюменской областях, в Чукотском автономном округе и др.) потребление мяса и мясопродуктов значительно отстает от рекомендуемых по медицинским нормам (43-59 кг на человека в 2014-2016 гг. против 70-73 кг по медицинским нормам) [39].
Исходя из указанного, руководство страны и регионов с помощью квот и других экономических и административных мер должны обеспечить приемлемый уровень продовольственного обеспечения и полноценного питания граждан своей страны.
Необходимо учитывать также доходы населения, которые обеспечат экономическую доступность продуктов питания. Не должно быть ситуации, когда 8 млн человек, или 43 % населения Сибирского федерального округа, имеют доходы «выживания», а почти у 35 % населения региона (Республика Тыва) - они ниже прожиточного минимума [40, с. 54]. Решение данной проблемы требуется как на региональном, так и на федеральном уровне, поскольку среднегодовые доходы населения России ниже чем, например, в Норвегии и в Швейцарии почти в 9 раз.
Заключение
Обеспечение продовольственной безопасности требует разработки теоретических основ, включающих в себя точные определения понятийного аппарата (продовольственная безопасность и безопасность питания; продовольственная независимость и др.), соотношения терминов; выделения уровней и определения принципов обеспечения продовольственной безопасности на различных уровнях управления и др.
Для практической реализации теоретических результатов научных исследований необходимо изучать имеющийся международный и отечественный опыт обеспечения продовольственной безопасности. Учитывая глобальный характер современной экономики и базисную важность проблемы, целесообразно ее решение увязать с вопросами международного сотрудничества в области обеспечения населения продуктами питания. Сотрудничество стран постсоветского пространства в рамках международных объединений позволит противостоять международным вызовам и другим рискам, обеспечивая продовольственную безопасность каждого государства.
Обеспечивая продовольственную безопасность страны, необходимо внедрять новейшие технологии и переходить к цифровой экономике в АПК, разрабатывать унифицированные высокие требования к качеству продукции в рамках международных организаций (ЕАЭС и др.), устанавливать экспортные и импортные квоты, обеспечивая в приоритетном порядке продовольственную безопасность своей страны и стран-союзников.
Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности семьи и каждого человека, сохранения его работоспособности и здоровья играют доходы: уровень заработной платы, пенсий и пособий, др.; что требует внимания на всех уровнях управленческой иерархии.
Таким образом, руководству страны необходимо безотлагательно решать проблемы физической, экономической и социальной доступности продуктов питания для населения, чему в значительной мере может способствовать сотрудничество в рамках международных организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах / И-нт философии РАН; ред.: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семгин [и др.]. Москва : Мысль, 2010. Т 3. 2816 с.
2. Термины и терминология. Продовольственная безопасность. Безопасность питания. Продовольственная безопасность и питание. Продовольственная безопасность и безопасность питания / Тридцать девятая сессия Комитета по всемирной продовольственной безопасности. Рим, 2012. 18 с.
3. The State of Food Insecurity in the World. Strengthening the enabling environment for food security and nutrition // Food and Agriculture Organization of the United Nations. Rome, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/3/a-i4030e.pdf (дата обращения 10.04.2018).
4. FAO, IFAD and WFP. 2015. The State of Food Insecurity in the World 2015. Meeting the 2015 international hunger targets: taking stock of uneven progress / FAO. Rome, 2015. 62 р.
5. Декларация всемирного саммита по продовольственной безопасности / Всемирный саммит по продовольственной безопасности, Рим, 16-18 ноября 2009 года // WSFS 2009/2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fao.org (дата обращения 10.04.2018).
6. Food Security Definition and Information [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.disabled-world.com/fitness/nutrition/foodsecurity (дата обращения 30.03.2018).
7. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://state.kremlin.ru/security_council/6752 (дата обращения 10.04.2018).
8. Концепция повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ: утверждена Решением Совета глав правительств СНГ о Концепции повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ от 19 ноября 2010 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/news/files/3143/concept.pdf (дата обращения 10.04.2018).
9. Литвинов В. А. Правда о вкусной и здоровой пище. Показатели потребления в России за 100 лет // Человек. 2006. № 2. С. 46-57.
10. Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания: утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010 г. № 593н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения 10.04.2018).
11. Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания: Приказ Минзрава России от 19 августа 2016 г. № 614 // КонсультантПлюс.
12. Рациональные нормы потребления продуктов на душу населения, рекомендуемые Институтом питания АМН СССР и ВОЗ ООН // Созидание. Ленинградский комитет ученых. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sozidanie-lku.narod.ru/dem_rac_normy.html (дата обращения 10.04.2018).
13. Рейтинги стран и регионов // Гуманитарная энциклопедия / Центр гуманитарных технологий, 20062018 (последняя редакция: 16.03.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/ (дата обращения 10.04.2018).
14. Centre for Studies in Food Security. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ryerson.ca/foodsecurity/index.html (дата обращения 10.04.2018).
15. Action Needed to Eliminate Food Insecurity in the U.S. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.disabled-world.com/fitness/nutrition/foodsecurity/food-insecurity.php (дата обращения 10.04.2018).
16. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // КонсультантПлюс.
17. Назаренко В. И., Папцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М. : Информагробизнес, 1996. 84 с.
18. Завершено самое масштабное исследование влияния ГМО на здоровье человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.neboley.com.ua/ru/ukraine/2016/09/05/151620 (дата обращения 10.04.2018).
19. Нововведения в регулировании ГМО в ЕС и США // International Centre for Trade and Sustainable Development. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/нововведения-в-регулировании-гмо-в-ес-и-сша (дата обращения 07.04.2018).
20. Лыжин Д. Н. Обеспечение продовольственной безопасности в контексте международной экономической интеграции // Тезисы на круглом столе «Обеспечение экономической безопасности государства в современных условиях». г. Тирасполь, 24 апреля 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riss.ru/wp-content/uploads/2015/04/lijin-tiraspol.pdf (дата обращения 10.04.2018).
21. Российский статистический ежегодник. 2015 : Стат. сб. М., Росстат. 2015. 727 с.
22. Россия и страны мира. 2014 : Стат. сб. M., Росстат, 2014. 382 с.
23. Багрецов Д. Н., Воронин Б. А., Ковин В. Ф. Мировая продовольственная безопасность: состояние, проблемы // Аграрный вестник Урала. 2012. № 12 (104). С. 48-53
24. Белоглазое Г. П. Продовольственная безопасность Китая и её российский вектор // Россия и АТР. 2007. № 3. С. 75-83.
25. Лянь Хуа. В Китае обостряется проблема продовольственной безопасности // Великая эпоха. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/v-kitae-obostryaetsya-problema-prodovolstvennoj-bezopasnosti-98967371/ (дата обращения 10.04.2018).
26. Об АТЭС [Электронный ресурс] / Российский центр исследований АТЭС. Режим доступа: http://apec-center.ru/%d0%be%d0%b 1 -%d0%b0%d 1 %82%d 1 %8d%d 1%81/ (дата обращения 10.04.2018).
27. BRICS // Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://brics2015.ru/documents/ (дата обращения 09.04.2018).
28. Members and Observers / WTO. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm (дата обращения 09.04.2018).
29. Соглашение по сельскому хозяйству // Соглашения ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/selhozru.doc (дата обращения 10.04.2018).
30. Анализ мировых тенденций государственной поддержки сельского хозяйства / Департамент агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии. М., 2015. 125 с.
31. Рахмон Э. Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу: Аналитический доклад, 3 сентября 2011 года, г. Душанбе / Совет глав государств СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3147 (дата обращения 10.04.2018).
32. ЕврАзЭС сегодня - 2013 / Евразийское экономическое сообщество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.evrazes.com/about/evrazestoday (дата обращения 10.04.2018).
33. Евразийский экономический союз. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения 10.04.2018).
34. Агропромышленный комплекс. Статистика Евразийского экономического союза : стат. сборник / Евразийская экономическая комиссия. М., 2017. 159 с.
35. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире - 2017. Повышение устойчивости к внешним воздействиям в целях обеспечения мира и продовольственной безопасности / ФАО. Рим, 2017. 132 с.
36. Ленин В. И. Аграрный вопрос и «критики» Маркса. Полн. собр. соч. 5 изд. Т. 5.
37. Россия и страны мира. 2014 : Стат. сб. M., Росстат. 2014. 382 с.
38. Торговля в России. 2015 : Стат. сб. M., Росстат. 2015. 543 с.
39. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 : Стат. сб. М., Росстат. 2017. 1402 с.
40. Калугина З. И. Институциональное обеспечение развития человеческого капитала // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общей редакцией проф. З. Х. Саралиевой: в 2 т.
H. Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2017. Т. 1. С. 52-56.
Дата поступления статьи в редакцию 16.07.2018, принята к публикации 23.08.2018.
Информация об авторе: Щетинина Ирина Васильевна, доктор экономических наук, профессор Адрес:
I. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, Новосибирск, просп. Акад. Лаврентьева, 17.
2. Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства СФНЦА РАН, 630501, Россия, Новосибирская область, рп. Краснообск, СибНИИЭСХ E-mail: [email protected] Spin-код: 3482-3280
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical encyclopedia], in 4 vol. I-nt filosofii RAN, Ed.: V. S. Stepin, A. A. Guseinov, G. Yu. Semgin [and others], Moscow: Thought, 2010, Vol. 3, 2816 p.
2. Terminy i terminologiya. Prodovol'stvennaya bezopasnost'. Bezopasnost' pitaniya. Prodovol'stvennaya bezo-pasnost' i pitaniye. Prodovol'stvennaya bezopasnost' i bezopasnost' pitaniya [The terms and terminology. Food security. Food safety. Food security and nutrition. Food security and nutrition security]. Tridtsat' devyataya sessiya Komiteta po vsemirnoy prodovol'stvennoy bezopasnosti, Rome, 2012, 18 p.
3. The State of Food Insecurity in the World. Strengthening the enabling environment for food security and nutrition. Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome, 2014. [Electronic resource]. Available at: http://www.fao.org/37a-i4030e.pdf (accessed 04.10.2018).
4. FAO, IFAD and WFP. 2015. The State of Food Insecurity in the World 2015. Meeting the 2015 international hunger targets: taking stock of uneven progress, FAO, Rome, 2015, 62 p.
5. Deklaratsiya vsemirnogo sammita po prodovol'stvennoy bezopasnosti. Vsemirnyy sammit po prodo-vol'stvennoy bezopasnosti [Declaration of the World Summit on Food Security. World Summit on food security], Rim, 16-18 noyabrya 2009 goda. WSFS 2009/2. [Electronic resource]. Available at: www.fao.org (accessed 04.10.2018).
6. Food Security Definition and Information [Electronic resource]. Available at: http://www.disabled-world.com/fitness/nutrition/foodsecurity (accessed 03.30.2018).
7. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 30 yanvarya 2010 g. No. 120. [The doctrine of food security of the Russian Federation: approved by the decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 № 120][Electronic resource]. Available at: http://state.kremlin.ru/security_council/6752 (accessed 04.10.2018).
8. Kontseptsiya povysheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti gosudarstv - uchastnikov SNG: utverzhdena Re-sheniyem Soveta glav pravitel'stv SNG o Kontseptsii povysheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti gosudarstv -uchastnikov SNG ot 19 noyabrya 2010 goda [The concept of improving food security of the States - participants of the CIS, approved by the Decision of the Council of heads of governments of the CIS on the Concept of improving food security of the States - participants of the CIS of 19 November 2010][Electronic resource]. Available at: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/en/news/files/3143/concept.pdf (accessed 04.10.2018).
9. Litvinov V. A. Pravda o vkusnoy i zdorovoy pishche. Pokazateli potrebleniya v Rossii za 100 let [The truth about tasty and healthy food. Consumption indicators in Russia for 100 years], Chelovek [Person], 2006, No. 2, pp.46-57.
10. Rekomendatsii po ratsional'nym normam potrebleniya pishchevykh produktov, otvechayushchim sovre-mennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya: utv. Prikazom Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii ot 02.08.2010 g. No. 593n [Recommendations for rational norms of food consumption that meet modern requirements of healthy eating: approved. Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation of 02.08.2010 № 593n] [Electronic resource]. Available at: http://www.garant.ru (accessed 04.10.2018).
11. Ob utverzhdenii Rekomendatsiy po ratsional'nym normam potrebleniya pishchevykh produktov, otve-chayushchikh sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya: Prikaz Minzrava Rossii ot 19 avgusta 2016 g. No. 614. Konsul'tantPlyus [About the approval of Recommendations on rational norms of consumption of food products meeting modern requirements of healthy food: the Order of the Ministry of Health of Russia of August 19, 2016 No. 614. ConsultantPlus].
12. Ratsional'nyye normy potrebleniya produktov na dushu naseleniya, rekomenduyemyye Institutom pitaniya AMN SSSR i VOZ OON [Rational norms for the consumption of food products per capita, recommended by the Institute of Nutrition of the Academy of Medical Sciences of the USSR and the UN World Health Organization] Sozida-niye. Leningradskiy komitet uchenykh [Creation, Leningrad Committee of Scientists]. [Electronic resource], Available at: http://sozidanie-lku.narod.ru/dem_rac_normy.html (accessed 04.10.2018).
13. Reytingi stran i regionov [Ratings of countries and regions], Gumanitarnaya entsiklopediya, Tsentr guma-nitarnykh tekhnologiy, 2006-2018 (poslednyaya redaktsiya: 16.03.2018). [Electronic resource], Available at: http://gtmarket.ru/ratings/ (accessed 04.10.2018).
14. Centre for Studies in Food Security. [Electronic resource]. Available at: http://www.ryerson.ca/foodsecurity/index.html (accessed 04.10.2018).
15. Action Needed to Eliminate Food Insecurity in the U. S. [Electronic resource]. Available at: http://www.disabled-world.com/fitness/nutrition/foodsecurity/food-insecurity.php (accessed 04.10.2018).
16. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020, ConsultantPlus.
17. Nazarenko V. I., Paptsov A. G. Gosudarstvennoye regulirovaniye sel'skogo khozyaystva v stranakh s razvi-toy rynochnoy ekonomikoy [State regulation of agriculture in countries with developed market economies], Moscow: Informagrobiznes, 1996, 84 p.
18. Zaversheno samoye masshtabnoye issledovaniye vliyaniya GMO na zdorov'ye cheloveka [The most large-scale study of the influence of GMOs on human health is completed] [Electronic resource]. Available at: http://www.neboley.com.ua/en/ukraine/2016/09/05/151620 (accessed 04.10.2018).
19. Novovvedeniya v regulirovanii GMO v YES i SSHA [Novations in GMO regulation in the EU and the US], International Center for Trade and Sustainable Development. [Electronic resource]. Available at: https://www.ictsd.org/bridges-news/movies/news/novovings-inregistration-gmoves- (accessed 04.07.2018).
20. Lyzhin D. N. Obespecheniye prodovol'stvennoy bezopasnosti v kontekste mezhdunarodnoy ekonomi-cheskoy integratsii [Ensuring food security in the context of international economic integration]. Tezisy na kruglom stole «Obespecheniye ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva v sovremennykh usloviyakh» [Theses at the round table «Ensuring the economic security of the state in modern conditions»]. Tiraspol, April 24, 2015 [Electronic resource]. Available at: http://riss.ru/wp-content/uploads/2015/04/lijin-tiraspol.pdf (accessed 04.10.2018).
21. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik. 2015 [Russian Statistical Yearbook. 2015], Stat. sb. Rosstat, Moscow, Rosstat, 2015, 727 p.
22. Rossiya i strany mira. 2014. [Russia and the countries of the world. 2014]: Stat. sb., Moscow, Rosstat. 2014, 382 p.
23. Bagretsov D. N., Voronin B. A., Kovin V. F. Mirovaya prodovol'stvennaya bezopasnost': sostoyaniye, problemy [World food security: a condition, problems], Agrarnyy vestnik Urala [The Agrarian herald of the Urals], 2012, No. 12 (104), pp. 48-53.
24. Beloglazov G. P. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Kitaya i yeyo rossiyskiy vektor [China's food security and its Russian vector], Rossiya i ATR [Russia and the Asia-Pacific Region], 2007, No. 3, pp. 75-83.
25. Lien Hua. V Kitaye obostryayetsya problema prodovol'stvennoy bezopasnosti [In China, the problem of food security exacerbated], Velikaya epokha [The Great Epoch]. [Electronic resource]. Available at: http://www.epochtimes.ru/v-kitae-obostryaetsya-problema-prodovolstvennoj-bezopasnosti-98967371/ (accessed 04.10.2018).
26. Ob ATES [About APEC] Rossiyskiy tsentr issledovaniy ATES [Electronic resource]. Available at: http://apec-center.ru/%d0%be%d0%b1 -%d0%b0%d1 %82%d1 %8d%d1%81/ (accessed 04.10.2018).
27. BRICS. Ofitsial'nyy sayt predsedatel'stva Rossiyskoy Federatsii v BRIKS [Electronic resource]. Available at: http://brics2015.ru/documents/ (accessed 04.09.2018).
28. Members and Observers. WTO. [Electronic resource], Available at: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm (accessed 04.09.2018).
29. Soglasheniye po sel'skomu khozyaystvu [Agreement on Agriculture], Soglasheniya VTO [WTO Agreements], [Electronic resource]. Available at: http://www.wto.ru/en/content/documents/docs/selhozru.doc (accessed 04.10.2018).
30. Analiz mirovykh tendentsiy gosudarstvennoy podderzhki sel'skogo khozyaystva [Analysis of world tendencies of state support of agriculture], Departament agropromyshlennoy politiki Yevraziyskoy ekonomicheskoy ko-missii, Moscow, 2015, 125 p.
31. Rahmon E. Itogi deyatel'nosti SNG za 20 let i zadachi na perspektivu: Analiticheskiy doklad, 3 sentyabrya 2011 goda [Results of CIS activities for 20 years and tasks on the perspective: Analytical report, September 3, 2011], Dushanbe, Sovet glav gosudarstv SNG [Electronic resource]. Available at: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3147 (accessed 04.10.2018).
32. YevrAzES segodnya - 2013. Yevraziyskoye ekonomicheskoye soobshchestvo [Electronic resource]. Available at: http://www.evrazes.com/about/evrazestoday (accessed 04.10.2018).
33. Yevraziyskiy ekonomicheskiy soyuz. Ofitsial'nyy sayt [Electronic resource]. Available at: http://www.eaeunion.org (accessed 04.10.2018).
34. Agropromyshlennyy kompleks. Statistika Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Agro-industrial complex. Statistics of the Eurasian Economic Union], stat. sb. Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya, Moscow, 2017, 159 p.
35. Polozheniye del v oblasti prodovol'stvennoy bezopasnosti i pitaniya v mire - 2017. Povysheniye ustoychi-vosti k vneshnim vozdeystviyam v tselyakh obespecheniya mira i prodovol'stvennoy bezopasnosti [State of affairs of food security and nutrition in the world - 2017. Increasing resilience to external influences in order to for peace and food security], FAO, Rome, 2017, 132 p.
36. Lenin V. I. Agrarnyy vopros i «kritiki» Marksa [The Agrarian Question and the «Critics» of Marx], Poln. sobr. soch. 5 publ. Vol. 5.
37. Rossiya i strany mira. 2014 [Russia and the countries of the world. 2014], Stat. sb. Moscow, Rosstat, 2014,
382 p.
38. Torgovlya v Rossii. 2015 [Trade in Russia. 2015], Stat. sb. Moscow, Rosstat. 2015, 543 р.
39. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli. 2017 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2017], Stat. sb. Moscow, Rosstat, 2017. 1402 p.
40. Kalugina Z. I. Institutsional'noye obespecheniye razvitiya chelovecheskogo kapitala [Institutional provision of the development of human capital]. Transformatsiya chelovecheskogopotentsiala v kontekste stoletiya [Transformation of human potential in the context of the century], In Z. Kh. Saraliyevoy (ed.), In 2 vol., N. Novgorod: Publ. NISOQ 2017, Vol. 1, pр. 52-56.
Submitted 16.07.2018; revised 23.08.2018.
About the author: Irina V. Shchetinina, Dr. Sci. (Economy), Professor Address:
1. Institute of Economics and organization of industrial production of the SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, Acad. Lavrentyev Avenue, 17.
2. Siberian Research Institute of Agricultural Economics of the Siberian Federal Scientific Center of Agro bio technology of the RAS, 630501, Russia, Novosibirsk Region, Krasnoobsk settlement
E-mail: [email protected] Spin-code: 3482-3280
Author have read and approved the final manuscript.
08.00.01 УДК 338.45
СИСТЕМНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ И РАЗВИТИЯ НАУКОЁМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
© 2018
Михаил Сергеевич Абрашкин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление» ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет», наукоград Королёв (Россия)
Аннотация
Введение: статья посвящена выявлению системных закономерностей эволюции и развития наукоёмких предприятий. Выявлено влияние НИОКР и инноваций на скорость их эволюционирования. Гипотезой настоящего экономического исследования является предположение о том, что на микроэкономическом уровне эволюция и развитие наукоёмких предприятий базируются на максимизации предельной полезности выпускаемой продукции, зависят от уровня накопленного развития и их генетический памяти (рутин).
Материалы и методы: доказательная база опирается на эволюционные концепции, использование общеэкономических и специфических методов исследования: исторического, теоретико-методологического и метода дедуктивного логического эксперимента.
Результаты: выявлено, что форма и содержание развития должны приводить к качественным дискретным изменениям и создавать «новое благо» или «новое качество существующего блага», а ядром динамической