УДК 621.892
ПРОДЛЕНИЕ РЕСУРСА ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ УПРОЧНЯЮЩЕЙ
ОБРАБОТКОЙ
Н.Б. Кротинов
Изучены причины выхода из строя лопаток газотурбинных двигателей, рассмотрена технология их восстановления. Акцент сделан на способах поверхностной упрочняющей обработки и их положительном влиянии на продление ресурса. Приведены результаты натурных испытаний лопаток турбин высокого и низкого давлений газоперекачивающего агрегата ГТК10-4, отмечено значительное продление их ресурса за счёт термопластического упрочнения.
Ключевые слова: лопатки газотурбинных двигателей, термопластическое упрочнение, ультразвуковое упрочнение шариками, усталостная прочность.
Лопатки газотурбинных двигателей представляют собой детали сложной геометрии, назначение которых передавать давление сгораемых газов на вал ротора. В процессе эксплуатации они претерпевают широкую гамму внешних воздействий: высокие и нестабильные температуры, статические и динамические нагрузки, бомбардирование поверхности абразивными частицами и др. Всё это неизбежно влечет за собой интенсивный износ и короткий, по сравнению с другими деталями, ресурс. Увеличение ресурса лопаток, имеющих высокую себестоимость изготовления, чрезвычайно актуально и даёт весьма ощутимый экономический эффект.
Поддержание жизненного цикла лопаток осуществляется проведением планового ремонта, включающего в себя их внешний осмотр, отбраковку при наличии трещин, зачистку и заплавку сколов и вмятин, подварку пластин на торце пера, отжиг, полирование и поверхностное упрочнение.
Поверхностное упрочнение позволяет увеличить сопротивляемость лопаток циклическим напряжениям, приводящим к возникновению и развитию усталостных трещин.
Одним из объяснений благотворного влияния поверхностного упрочнения на усталостную прочность является создание в теле остаточных напряжений, перераспределяющих напряжения от внешних сил в область сжатия, и если материал имеет предел прочности на сжатие больший, чем на растяжение, то это позволяет повысить сопротивляемость детали внешним нагрузкам. Однако с течением времени остаточные напряжения ослабевают (релаксируют), и этот процесс протекает тем быстрее, чем выше температура окружающей среды.
С целью определения ресурса были проведены натурные испытания лопаток газоперекачивающего агрегата ГТК10-4, восстановленные по ремонтной технологии, где в качестве поверхностной обработки использовалось термопластическое упрочнение (ТПУ) [1].
Для исследования с ротора были сняты 12 лопаток турбины высокого давления (ТВД) и такое же количество - с турбины низкого давления (ТНД).
Рабочие лопатки ТВД имели суммарную наработку 31157 часов: первый ремонт с использованием ТПУ был произведён при наработке 12349 ч; второй - при наработке 24535 ч; после последнего ремонта наработка составила 6622 ч.
Рабочие лопатки ТНД имели суммарную наработку 47709 часов: первый ремонт с использованием ТПУ был произведён при наработке 18738 ч; второй - при наработке 35456 ч; после последнего ремонта наработка составила 12253 ч.
При визуальном осмотре внешних повреждений и дефектов обнаружено не было.
Испытания усталостной прочности проводились ООО «СНИЦ АПИДМ» на установке и по методике, предусмотренной нормативными документами ОАО «Газпром» - «Единые технические условия на усталостные испытания лопаток газотурбинных установок» (ЕТУ) НД.631.301.0216-03-98. Схема крепления лопатки за хвостовик на испытательном стенде позволяет подвергать переменным напряжениям как перо, так и верхнюю впадину хвостовика. Лопатки испытывались при комнатной температуре (20±5°С) на резонансе низшей формы колебаний. Переменные напряжения определялись с помощью проволочных тензоре-зисторов с базой 5 мм. За критерий разрушения лопатки принималось снижение резонансной частоты на 1 %, при этом фиксировалось число циклов, которое лопатка проработала до разрушения. За предел прочности принималось напряжение, которое не приводило к разрушению после 20106 циклов.
Результаты исследований усталостной прочности лопаток ТВД представлены в табл. 1, а лопаток ТНД - в табл. 2. Из них следует, что предел выносливости лопаток ТВД, определённый по трём неразрушив-шимся лопаткам, составил 260 МПа, а лопаток ТНД - 300 МПа. Разрушались лопатки, в основном, по выходной кромке и хвостовику, реже - по входной кромке.
Более высокий предел выносливости лопаток ТНД по сравнению с ТВД объясняется разными условиями их работы: максимальная рабочая температура лопаток ТНД составляет 550°С, а лопаток ТВД - 670°С. Следовательно, остаточные напряжения сжатия, сформированные упрочняющей обработкой, будут релаксировать по-разному, приводя, в итоге, к разному пределу выносливости.
Минимально допустимое значение предела выносливости лопаток ТВД этих агрегатов согласно ТУ составляет 240 МПа. Таким образом, после проведения ремонта и периода наработки в 6622 часов (а суммарного -в 31157 часов) усталостная прочность лопаток ТВД не только не снизи-
222
лась до предельно допустимого значения, но и находится на уровне новых лопаток со штатным упрочнением. Тот же вывод можно сделать и о лопатках ТНД.
Таблица 1
Результаты исследований усталостной прочности лопаток ТВД
№ п/п Напряжение < МПа Число циклов К-106 Место разрушения
1 360 1,46 выходная кромка
2 340 2,84 хвостовик
3 340 1,06 выходная кромка
4 320 20,0
5 320 5,92 входная кромка
6 300 10,39 выходная кромка
7 300 7,13 хвостовик
8 280 20,0 без разрушения
9 280 5,12 хвостовик
10 260 20,0 без разрушения
11 260 20,0 без разрушения
12 260 20,0 без разрушения
Таблица 2
Результаты исследований усталостной прочности лопаток ТНД
№ п/п Напряжение < МПа Число циклов К-106 Место разрушения
1 400 1,42 входная кромка
2 380 2,57 входная кромка
3 380 1,96 входная кромка
4 360 2,34 входная кромка
5 360 5,89 входная кромка
6 340 12,33 хвостовик
7 340 3,45 входная кромка
8 320 20,0 без разрушения
9 320 7,12 входная кромка
10 300 20,0 без разрушения
11 300 20,0 без разрушения
12 300 20,0 без разрушения
В качестве штатного упрочнения изготовителем лопаток ОАО «Завод турбинных лопаток» используется ультразвуковое упрочнение шариками (УЗУ), сущность которого заключается в передаче ультразвуковых колебаний на шарики, которые соударяются с деталью и пластически де-
формируют её поверхностный слой [2]. Макрогеометрию детали УЗУ не изменяет, микрогеометрию незначительно увеличивает. Его основные преимущества по сравнению с другими методами упрочнения: высокая производительность процесса, равномерное упрочнение поверхности, возможность обрабатывать детали сложной геометрии.
В качестве альтернативы УЗУ для обработки лопаток исследователями СамГТУ было предложено использовать термопластическое упрочнение (ТПУ). Механизм упрочнения при ТПУ следующий. Деталь прогревается до температуры, не превышающей фазовых и структурных переходов (точка Ас3), затем подвергается резкому душевому охлаждению. За счет разности температур поверхности и внутреннего слоя возникают термические напряжения, превышающие предел текучести, и поверхность пластически деформируется в расширенном объеме, тогда как внутренний слой еще находится в разогретом состоянии и деформациям не подвержен. Далее, постепенно остывая, сжимается внутренний (основной) слой металла, сдавливая при этом поверхность. За счет различного удельного объема наружных и внутренних слоев формируются сжимающие остаточные напряжения. ТПУ воздействует на поверхность стрессом от резкого перепада температур, схожим с закалкой, однако, в отличие от последней, структура и фаза материала не изменяются. Макро- и микрогеометрию детали, при условии соблюдения технологии, этот способ не меняет.
Производственно-техническое предприятие «Самарагазэнергоре-монт», осуществляющее восстановление работоспособности газоперекачивающего агрегата ГТК10-4, приняло в своё время решение отказаться от УЗУ лопаток в пользу ТПУ. Связано это было с высокой степенью аварийности агрегата по причине усталостных разрушений лопаток. Начиная с 2001 года все лопатки ТВД и ТНД в качестве финишной операции проходят исключительно термопластическое упрочнение. Аварийность агрегата за это время снизилась, также как и процент отбраковки лопаток по причине их усталостного разрушения. Экономический эффект исчисляется миллионами рублей.
Список литературы
1. Термопластическое упрочнение - резерв повышения прочности и надежности деталей машин: монография / Б. А. Кравченко, В.Г. Круцило, Г.Н. Гутман. Самара: Самарский ГТУ, 2000. 216 с.
2. Александров М.К., Папшева Н.Д., Акушская О.М. Ультразвуковое упрочнение деталей ГТД // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. Авиационная и ракетно-космическая техника. № 3-1(27): спец. вып. в 4 ч. Ч 1. 2011. С. 271-276.