УДК 796.015.1
ПРОЧНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Ю.М. Александров- аспирант И.С. Колесник - доктор педагогических наук, профессор Ульяновскийгосударетвенныйпедагогическийуниверситет
Ульяновск
STRENGTH AND VARIABILITY OF THE MOTOR SKILLS AS THE FACTOR OF SPORTSMANSHIP IMPROVEMENT
Y.M. Alexandrov - post-graduate student I.S. Kolesnik - PhD in pedagogics, professor Ulyanovsk State Pedagogical Univesity Ulyanovsk
e-mail: eleha [email protected]
Ключевые слова: бокс, квалифицированные боксеры, технические приемы, педагогический эксперимент, физическая и техническая подготовленность.
Аннотация. Сложившаяся система спортивной подготовки боксеров высокой квалификации предусматривает повышение уровня их технико-тактической подготовленности путем развития и совершенствования скоростно-силовых качеств, повышения агрессивности; формирования волевых качеств. При этом недооценивается значимость других факторов, влияющих на рост тренированности спортсмена. Особенностью бокса является его высокая динамичность, постоянная изменчивости ситуаций в ходе взаимодействия с противником на ринге, большое количество атакующих и защитных действий и способов их выполнения. Выбор наиболее эффективного в данный момент варианта технического приема определяется многими факторами: умением с одинаковым мастерством владеть левой и правой рукой; постоянно маневрировать, используя разнообразные способы передвижения: вышагиванием, скользящим шагом, скачками и др.; способностью прогнозировать разновидность, направление и содержание атакующего действия соперника и т.д.
Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Материал. В статье раскрываются роль и место формирования прочности и вариативности двигательного навыка как одного из ведущих условий стабильности и надежности соревновательной деятельности Автором предложена методика спортивной подготовки боксеров, направленной на достижение прочности и вариативности двигательного навыка при усвоении атакующих и защитных действий.
Результат. Результаты педагогического эксперимента показали необходимость формирования прочности и вариативности двигательных навыков, обеспечивающих рост спортивного мастерства боксеров. Применение методики, направленной на достижение прочности и вариативности технических приемов, создает необходимые предпосылки для существенного расширения двигательного опыта, повышения работоспособности в сложных условиях взаимодействия с противником высокой квалификации. Прочность и вариативность двигательного навыка обусловливает большую стрессоустойчивость,
повышает уверенность в себе, готовность действовать в сложных условиях с сохранением легкости и свободы движений, контроля над ситуацией, своевременного перехвата инициативы.
Заключение. Применение данной методики способствует выявлению дополнительных резервов организма; понимания спортсменами значимости выявления различных факторов и условий, обеспечивающих рост спортивного мастерства.
Keywords: boxing, qualified boxers, a technique, pedagogical experiment, physical and technical readiness.
Annotation. Modern system of highly qualified boxers training provides the increase of their technical - tactical readiness level by development of their speed - power qualities, aggressiveness; formation of their volitional qualities. At the same time other factors which provide the increase of the training level are not taken into consideration. Boxing is known for high dynamics, constantly changing situation during the interaction with the opponent on the boxing ring, great amount of onrushing and defensive actions and the ways of their fulfillment. The choice of the most effective technique is conditioned by many factors: ability to use the left hand during the combat as effectively as the right hand; ability to maneuver using different ways of movements: pacing, sliding step, jumps and others; ability to prognose the kind, direction and the content of the opponent's defensive action.
Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.
Materials. The article reveals the role and the place of strength and variability of the motor skills formation as one of the main conditions for the stability and reliability of the competitive activity. The author suggests the methodology of boxers' sports training directed at strength and variability of the motor skills formation in case of mastering onrushing and defensive actions.
Results. The results of the pedagogical experiment showed that it is necessary to form strength and variability of the motor skills which provide the boxers' sportsmanship improvement. The application of the methodology creates necessary conditions for motor experience enlargement, efficiency increase in difficult conditions of interaction with a highly qualified opponent. Strength and variability of the motor skills provides great stress resistance, raises self-reliance, readiness to act in difficult conditions preserving easiness of movements, control over the situation, timely initiative interception.
Conclusion. The application of the given methodology provides revelation of extra resources of the organism; understanding of the importance of different factors and conditions which improve sportsmanship.
Особенностью бокса является его высокая динамичность, постоянная изменчивости ситуаций в ходе взаимодействия с противником на ринге, большое количество атакующих и защитных действий и способов их выполнения. Выбор наиболее эффективного в данный момент варианта технического приема определяется многими факторами: умением с одинаковым мастерством владеть левой и правой рукой; постоянно маневрировать, используя разнообразные способы передвижения: вышагиванием, скользящим шагом, скачками и др.; способностью прогнозировать разновидность, направление и содержание атакующего действия соперника и т.д.
При закрепленном техническом приеме боксер успешно ориентируется в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах; сформированный индивидуальный ритм движений определяет степень результативности и экономичности моторных актов. Формирование двигательных навыков осуществляется на основе усвоенных ранее движений. Так, для проведения прямого удара левой в туловище с шагом вперед необходимо усвоить стойку боксера, возможные способы защиты, выполнение двигательных действий с различных дистанций; своевременно определить выгодную дистанцию, точку нанесения удара, величину мышечного напряжения и т.д. Для усвоения сложного навыка,
включающего новые элементы, требуется использование подготовительных упражнений [13].
При хорошо усвоенном двигательном действии боксер успешно его применяет в спаррингах, учебных боях с партнером. Однако в соревновательной обстановке при взаимодействии с сильным соперником, когда возникает высокая вероятность сильных болевых ощущений, возможной травмы, часто возникает процесс иррадиации, отрицательно влияющий на деятельность спортсмена.
Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование значимости упрочения двигательного навыка как фактора повышения эффективности соревновательной деятельности
Задачи: 1. Выявить условия упрочения двигательного навыка в стрессовых ситуациях.
2. Разработать методику упрочения и вариативности двигательного навыка у боксеров, проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. В боксе выполнение одних и тех же технических приемов характеризуется значительными отличиями, обусловленными различными гено- и фенотипическими особенностями, индивидуальными показателями соотношения роста и веса, длины верхних и нижних конечностей, скоростью двигательной реакции, уровнем развития мышечной силы, быстроты движений, выносливости, специфической ловкости, устойчивости тела и т.д.
В процессе усвоения техники сложных атакующих и защитных действий образуются условные рефлексы второго порядка с новой формой движений. В двигательных навыках проявляются условные реакции двух видов: условные и оперантные. Для сенсорных характерно возникновение временных связей между индифферентными для боксера раздражителями и последующей деятельностью, под влиянием первой и второй сигнальной системы. Оперантные условные реакции отличаются специфическим проявлением двигательных и вегетативных функций.
Проявление индивидуального стиля ведения боксерского поединка детерминировано сложностью технических приемов и разными формами вовлечения афферентных и эфферентных функций в условнорефлекторную связь. И.М. Сеченов, установивший рефлекторную природу моторных актов, указывал на ведущую роль головного мозга в механизме двигательных действий. Условнорефлекторный характер физических упражнений обосновал И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности. Технически сложное двигательное действие необходимо рассматривать как продукт согласованной деятельности комплекса двигательного зрительного, вестибулярного, кинестетического и других анализаторов. В зависимости от возникающей на ринге в ходе боксерского поединка ситуации ведущая роль может принадлежать одному из анализаторов.
Двигательные навыки как сложные системы условных рефлексов, формируются при согласованной деятельности различных функциональных систем организма при ведущей роли коры головного мозга в результате работы различных отделов головного мозга. Под воздействием комплекса разнообразных внешних и внутренних раздражителей образуется динамический стереотип. В ходе взаимодействия боксера с противником создаются условия для длительного воздействия постоянной системы раздражителей. При этом достаточно возникновения одного агента для вовлечения всей системы в активную деятельность, что свидетельствует об экономичности динамического стереотипа.
На характер деятельности боксера влияют: уровень спортивного мастерства противника, опыт его соревновательной деятельности, реакция зрителей, состояние собственной спортивной формы перед встречей с соперником и другие раздражители. В процессе соревновательной деятельности единоборцы вступают во взаимодействие с различными раздражителями, что создает условия для формирования динамического стереотипа, обеспечивающего упрочение двигательного навыка и на этой основе возникновение новых двигательных актов [4 - 6].
Для образования двигательных навыков большое значение имеют временные связи высших порядков, возникающие при воздействии на первую и вторую сигнальную систему. Это обусловливает необходимость оптимального сочетания наглядных и практических методов обучения и тренировки со словесными.
У боксеров необходимо формировать четкие представления о механизме воздействия тренировочных средств на организм, условия усвоения рациональной техники, ее приспособления к своим индивидуальным способностям как базы для формирования индивидуального стиля ведения боксерского поединка, разъяснения значимости подготовительных и подводящих упражнений, последовательности их выполнения, установления их связей с основными двигательными действиями.
Упрочение двигательного навыка осуществляется на базе систематических упражнений, обеспечивающих глубокое понимание сущности технического приема. С этой целью целесообразно использовать мыслеобразы, помогающие лучше усвоить особенности структурного содержания сложного технического приема. Создание мыслеобраза требует грамотной образной речи, точных сравнений, метафор, способствует активизации познавательных процессов, пониманию значимости анализа выполнения технически сложных атакующих действий и условий, снижающих или повышающих их результативность.
Достаточно сложные двигательные действия имеют форму и содержание, характеризующиеся специфической структурой. При выполнении одного и того же технического приема у разных боксеров одной весовой категории и примерно равных показателях физической и технико-тактической подготовленности имеются различия, проявляющиеся в деталях (величие углов между звеньями верхних конечностей при выполнении атакующих и защитных действий; амплитуда движений, направление, скорость, мышечное напряжение и т.д.).
Данные изменения обусловлены спецификой работы участвующих мышечных групп: последовательностью включения в работу отдельных мышц, величины их активности; скорости сокращения быстрых волокон и др. Это свидетельствует о том, что при усвоении новых технических действий необходимо создать условия для формирования динамического стереотипа при выполнении основ двигательного действия, в то время как для усвоения деталей необходимо создавать возможности для проявления индивидуальности. Выявление особенности воспроизведения достаточно сложного моторного акта осуществляется при выполнении различных вариантов технического приема в разных условиях двигательной деятельности: при взаимодействии с противником, превосходящем по росту, предпочитающего конкретные дистанции и способы передвижения; при изменении первичного двигательного ритма (как в сторону увеличения частоты движения, так и снижения); на фоне утомления.
Способы выполнения двигательного задания, обеспечивающие более высокую результативность, целесообразно рассматривать как проявление индивидуальности, которую следует укреплять и развивать в процессе совершенствования спортивного мастерства. Знание механизма формирования двигательного навыка, условий его упрочения и вариативности позволяет подвести боксера к достижению высоких спортивных результатов за сравнительно менее продолжительный период времени при снижении энерготрат.
Для проверки данного положения нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие боксеры 15-17 лет (I разряда и КМС) в количестве 42 человек. В контрольную группу (КГ) вошли 20 спортсменов, в экспериментальную (ЭГ), соответственно, 22. Перед проведением педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень физической подготовленности боксеров. В качестве контрольных упражнений использовались: бег на 30 м и 100 м (с); бег на 3000 м (м.), прыжок в длину с места (см); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой; подтягивание в висе (кол-во раз). Обработка полученных данных не выявила существенных различий у боксеров КГ и ЭГ по уровню физической подготовленности (р>0,05).
Уровень технической подготовленности оценивался при выполнении атакующих и защитных действий с использованием разработанных нами критериев. Анализ материалов исследования также не выявил существенных различий по уровню технической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с программой, рекомендованной РФ бокса. В ЭГ использовалась разработанная нами методика, предусматривающая направленность тренировочных занятий на упрочение и вариативность двигательных навыков. Содержанием методики предусматривалось выполнение двигательных заданий с опорой на имеющийся двигательный опыт. Используя структурную основу усвоенных ранее технических приемов, боксеры ЭГ выполняли их более сложные варианты с применением всех дистанций. Использовались сложные способы передвижения: одновременно с двумя партнерами; в повышенном темпе, на ограниченной площади; со сменой партнеров, отличающихся росто-весовыми показателями, скоростью двигательной реакции, подвижностью нервных процессов.
При этом единоборцам разъяснялась значимость выполняемых двигательных заданий, успешность усвоения которых была ведущим условием повышения их технической подготовленности. В процессе выполнения нового технического приема определялись возможности каждого спортсмена для повышения результативности усеваемого атакующего и сопутствующего ему защитного действия в зависимости от используемой дистанции; способность к прогнозированию двигательных действий противника по его первым подготовительным движениям.
В предложенной нами методике большое внимание уделялось формированию индивидуального двигательного ритма, обеспечивающего поддержание высокой работоспособности в течение длительного времени. В процессе тренировочных занятий у спортсменов ЭГ выявились индивидуальные особенности при выполнении деталей атакующего и защитного действия. Это позволяло создать некоторое преимущество боксера, имеющего возможность реализовать свои природные задатки, возможности и способности.
В фазе заключительного этапа упрочения двигательного навыка использовались специально созданные педагогические ситуации:
- проведение учебного боя со спортсменом, отличающимся более высоким темпом двигательной деятельности;
- спарринги с боксером с левосторонним двигательным предпочтением;
- проведение раунда учебного боя с утяжеленным поясом, утяжеленными кроссовками и т.д.
Выполнение каждого задания сопровождалось разъяснением цели и задач, необходимости постепенного усложнения тренировочных занятий для повышения показателей общей и специальной выносливости, уверенности в своих силах, устранения психологического барьера при встрече с боксером более высокой квалификации и опытом соревновательной деятельности. Решение задачи упрочения двигательного навыка осуществлялось при использовании различных способов выполнения изучаемого атакующего приема; выявлялся наиболее приемлемый, соответствующий индивидуальным предпочтениям единоборца. Затем совместные усилия тренера и боксера были направлены на выявление условий повышения эффективности данного технического приема.
После проведения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование показателей физической подготовленности с использованием тех же контрольных упражнений: в КГ при исходных данных в беге на 30 м - 5,35±0,34 с к завершению педагогического эксперимента прирост показателей составил 3,1% (р>0,05), в ЭГ при исходных данных 5,34±0,29с улучшение результатов произошло на 6,3% (р>0,05). В беге на 100 м в КГ при исходных данных 14,17±0,89 с к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились на 4,11% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,19±0,77 с прирост составил 7,02% (р>0,05). В беге на 3000 м в КГ при исходных данных 14,29±1,13 м к завершению педагогического эксперимента показатели
улучшились на 6,43% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,32±0,93 мин прирост результатов составил 10,36% (р<0,05). В прыжке в длину с места в КГ при исходных данных 197,22±10,31 см, к окончанию педагогического эксперимента улучшение показателей произошло на 5,24% (р>0,05); в ЭГ, соответственно при исходных результатах 195,88±13,41 см прирост составил 11,48% (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим тестам, характеризующим показатели физической подготовленности.
Уровень технической подготовленности определялся по критериям, позволяющим оценить прочность сформированных двигательных навыков и способность боксера к вариативности двигательных действий в различных условиях их выполнения.
Критерии оценки прочности двигательного навыка:
5 баллов - точность выполнения атакующего приема в соответствии с его пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами оптимальным индивидуальным двигательным ритмом;
4 балла - незначительные отклонения от заданных параметров двигательных действий;
3 балла - периодические нарушения двигательного ритм при выполнении данного технического приема;
2 балла - существенное отклонение от пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательного действия; несформированность двигательного ритма;
1 балл - способность к выполнению технического приема в замедленном темпе.
Критерии оценки вариативности двигательного навыка. Оценивалась готовность
боксера к выполнению усвоенного двигательного навыка в различных условиях взаимодействия с противником.
5 баллов - высокий уровень исполнения данного приема в сложных условиях двигательной деятельности: на фоне утомления, при взаимодействии с более опытным противником;
4 балла - технически вернее выполнение данного приема при постоянном контроле сознания в различных условиях соревновательной деятельности;
3 балла - высокий уровень исполнительского мастерства при оптимальных условиях проведения боксерского поединка;
2 балла - отклонения от пространственно-временных и пространственно-силовых параметров технического приема на фоне утомления;
1 балл - неготовность к выполнению усвоенного атакующего действия при взаимодействии с более сильным соперником.
После окончания педагогического эксперимента результаты улучшились в обеих группах при более высоких показателях в ЭГ. Так, в КГ при выполнении усвоенного атакующего и защитного действия в разных условиях тренировочной и соревновательной деятельности при исходной оценке прочности формирования двигательного навыка 3,17±0,24 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли на 7,31% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,21±0,27 балла прирост результатов составил 11,38% (р<0,05), что связано с направленностью тренировочного процесса на достижение прочности двигательного навыка с помощью специальной, разработанной нами методики.
В КГ при исходной оценке вариативности выносливости технического приема 3,24±0,9 балла к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились на 6,19% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 3,27±0,26 балла результаты возросли на 14,79% (р<0,05). Улучшение обусловлено, очевидно, использованием системы специальных заданий в различных условиях, предъявляющих повышенные требования к физической и технико-тактической подготовленности боксеров.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали необходимость формирования прочности и вариативности двигательных навыков, обеспечивающих рост спортивного мастерства боксеров. Применение методики, направленной на достижение прочности и вариативности технических приемов, создает необходимые предпосылки для существенного расширения двигательного опыта, повышения работоспособности в сложных условиях взаимодействия с противником высокой квалификации. Прочность и вариативность двигательного навыка обусловливает большую стрессоустойчивость, повышает уверенность в себе, готовность действовать в сложных условиях с сохранением легкости и свободы движений, контроля над ситуацией, своевременного перехвата инициативы.
Литература
1. Акопян, А.О. Бокс : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г.В. Кургузов. - М. : Советский спорт, 2005. - 71 с.
2. Ву, Д.Т. Сопряженное развитие физических и психомоторных качеств боксеров-юношей 15-16 лет : дисс.... канд. пед. наук / Д.Т. Ву. - Москва, 2003. - 125 с.
3. Галкин, П.Ю. Тактика ведения боя в боксе. Спорт и личность : материалы межд. науч. практ. конф. -Челябинск, 2000. - С. 15-16 (в соавт. )
4. Колесник, И.С. Структура и содержание спортивной подготовки боксеров 15-17 лет / И.С. Колесник.
- Ульяновск, 2010. - 342 с.
5. Санников, В.А. Теоретические и методические основы подготовки боксера : учебное пособие / В.А.Санников, В.В. Воропаев. - М. : Физическая культура, 2006. - 272 с., ил.
6. Филимонов, В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка: монография / В.И. Филимонов. - М. : «ИСАН», 2000. - 432 с.
Bibliography
1. Akopyan, A.O. Boxing: approximate program of sports training for sports schools for children and teen-agers, specialized schools for children and teen-agers of the Olympic reserve / A.O. Akopyan, E.V. Kalmykov, G.V. Kurguzov.
- Moscow: Soviet sport, 2005. - 71p.
2. Vu, D.T. Connected development of physical and psychomotor qualities of 15-16 year old male boxers: thesis of the candidate of pedagogics / D.T. Vu. - Moscow, 2003. - 125 p.
3. Galkin, P.Y. Tactics of combat conduct in boxing. Sport and personality: materials of the international scientific practical conference. - Chelyabinsk, 2000. - P. 15-16.
4. Kolesnik, I.S. The structure and the content of 15-17 year old boxers' sports training / I.S. Kolesnik. -Ulyanovsk, 2010. - 342 p.
5. Sannikov, V.A. Theoretical and methodical bases of boxers' training: manual / V.A. Sannikov, VVVoropaev. -Moscow: Physical culture, 2006. - 272 p.
6. Filimonov, V.I. Sports -technical and physical training: monograph / V.I. Filimonov. - Moscow: "ISAN", 2000.
- 432 p.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр
6.663.2011
Статья поступила в редакцию: 25.10.2013 г.