3. Прохоров Ю.E., Стернин И. А. Русское коммуникативное поведение. М., 2002.
4. Серлъ Дж.Р. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. М., 1986.
5. Леонтьев A.A. // Тез. докл. 9 науч.-метод. конф. М., 1973.
6. Милосердова Е.В. // Иностр. языки в школе. 2004. № 3. С. 80-84.
7. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб., 2005.
8. Storti C. The Art of Crossing Cultures. Yarmouth; Maine, 1989.
Поступила в редакцию 29.05.2007 г.
ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ БАЛЕТА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Е.К. Андрейкина
Andrejkina E.K. Awakening of interest to ballet art through fine creativity. The article reveals psychological, pedagogical and philosophical aspects of awakening of interest to ballet art through fine creativity. The author emphasizes, that during the process of drawing, which reproduces beauty of human body movement, a schoolchild involuntarily comprehends magic force of ballet as one of independent kinds of art. Examples of practical work are given.
Сцена, если можно так выразиться, - это тот холст, на котором запечатлевает свои мысли балетмейстер; надлежащим подбором музыки, декораций и костюмов он сообщает картине колорит, ведь балетмейстер - тот же живописец. Хорошо сочиненный балет должен являть собой живую картину страстей, нравов, обычаев, обрядов и бытовых особенностей какого-нибудь народа. Следовательно, о каком бы жанре ни шла речь, он должен... говорить с душой зрителя.
Ж.Ж. Новер
Балет - это искусство, которое обладает огромной силой эмоционального воздействия, развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед человеком огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет. Однако многие современные школьники имеют о нем самое примитивное представление, тяготея к компьютеру и технике. Глобальный интерес и «помешательство» ребят на компьютерных играх, Интернете и т. п. резко меняет их отношение к искусству. Между тем, как показывают исследования ученых в области изучения особенностей общения с искусством балета, для успешного проявления этим искусством, впрочем, как и любым другим, своих функций, необходима художественная культура человека, воспринимающего его.
Современное человечество переживает кризис перехода на новые рубежи жизни, ценности, идеалы и стремления. Мыслители XX века говорят, что человечество постигла глубокая болезнь, сказывающаяся и в равнодушии масс к истинному искусству, и в безудержном потреблении его суррогатов. Это порождает духовный кризис людей, углубляет душевную опустошенность, ощущение бессмысленности существования, равнодушие, жестокость, стремление уйти от жизни в иллюзии или покончить с собой.
Рационализация современных технологических процессов, если не воспитывать художественную культуру человека, приводит к формированию уродливого человека, в котором дисгармонично развиваются лишь рассудочные процессы, а чувства находятся в зачаточном состоянии. Современные дети гонятся за будущим, а это будущее напрямую связано с настоящим развитием их эмоционально-духовного мира, который может и должен активно развивать учитель, посредством методически грамотно построенных уроков изобразительного искусства. Человек с неразвитыми чувствами не в состоянии воспринять художественное произведение, и неважно будь то танец, картина, литературное или музыкальное произведение. Ему нужно нечто резко воздействующее на эмо-
ции - первичные реакции, в отличие от чувств, подлежащих развитию.
Раш Лимбо, американский писатель и ведущий телешоу, пишет: «Чтобы привлечь внимание американцев, нужно, кажется, все больше и больше насилия, больше и больше распада и разложения. ...Нам скучно то, что нормально. И, видимо, нам скучно все хорошее и достойное». Такое явление характерно и для России, хотя пока не так ярко выраженное, что вселяет оптимизм и надежду.
Искусство балета формирует культуру чувств, культуру переживания, культуру психического взаимодействия с окружающим миром, что естественным образом сказывается и на отношениях с окружающими людьми. Чем выше культура чувств, тем более управляемы эмоциональные отклики на воздействия среды, и прежде всего - людей. Культура чувств - это и пространство мира, втягиваемое в переживание человеком, и глубина переживания.
Искусство балета погружает общающегося с ним человека в переживания разнообразные, гармоничные и глубокие. Формы переживания, вызываемые этим искусством, при частом повторении как черты характера, могут закрепляться. Культура чувств воздействует и на мироощущение, и на мирочувст-вование, и на мировидение, способствуя их гуманизации, очеловечиванию, но без определенной мировоззренческой направленности.
Искусство балета - явление сложное для восприятия, и людей необходимо с детства обучать правильному отношению к нему. Оно требует усилий и первоначальной развитости всего внутреннего мир человека. В истинное искусство необходимо погружать человека с детства, когда еще его восприимчивость высока.
Социолог искусства И.С. Левшина отмечает, что 80 % юных зрителей воспринимают лишь фабулу художественного произведения, 15-20 % могут отождествлять себя с персонажами, переживать перипетии их судьбы и только 3-5 % юных зрителей способны воспринимать всю целостность произведения. «Только целостное художественное восприятие гарантирует нам максимально высокое развитие личности зрителя и высокое выполнение искусством своей собственно художественной функции - передачу художественных значений, образов и смы-
слов», - делает заключение автор. И так дело обстоит в области киноискусства, а что уже говорить о более сложном для восприятия искусстве - искусстве балета.
Огромный потенциал пробуждения интереса к искусству балета скрыт в уроках изобразительного искусства. Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Именно в процессе работы над рисунком, передающим красоту движения человеческого тела, школьник учится постигать изящность танцевально-пластического движения.
Важно помнить, что эффект в эстетическом развитии детей, в пробуждении у них эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру возможен лишь при органичной связи изобразительной деятельности с другими областями искусства - с литературой, музыкой, театром. Существует индийская легенда о том, как один правитель попросил скульптора научить его ваять. Мастер ему ответил, что для этого нужно знать основы рисования. - Научи меня рисовать, - сказал правитель. - Для этого необходимо танцевать, - ответил скульптор. - Научи танцевать. - Для этого надо знать основы музыки.
Музыка не имеет пределов для воплощения самых различных чувств, которые она может заставить испытать. Некоторые из этих чувств настолько особы, что не могут быть выражены словами и передаются лишь через танец, органически вплетающийся в музыкальное произведение.
Исследования в области искусства психологов, физиологов, социологов показывают, что в процессе восприятия художественного произведения человек активно проживает события, состояния, ритмы и тому подобное, словом все, что заключено в произведении. При этом активность возникает на всех уровнях психодуховного мира человека и его организма. Ученые подчеркивают, что под воздействием музыки усиливается клеточная активность. Для многих ферментов, участвующих в важнейших процессах обмена, наблюдается соответствие числа их оборотов частотам музыкальных нот европейского звукоряда. Таким образом, человек не просто рассудочно познает единство, взаимосвязанность, целесообразность и гармо-
нию мира, он проживает это единство и гармонию в момент общения с художественным произведением - целостно, всем своим существом: сознанием и подсознанием, чувством и телесным состоянием.
В это реальное проживание того, что заключено в произведении, закладывается основа воздействия искусства на человека. На время общения с произведением искусства ребенок становится существом действительно духовным и гармоничным. Такое систематическое общение ребенка с искусством закрепляет указанные состояния, и они становятся чертами его характера. Так как в гармонии выявляются все основные отношения человека к главным явлениям окружающего мира в их высшем для данного времени состоянии, то главное специфическое воздействие искусства на человека заключается в том, что оно гармонизирует внутренний мир человека, поднимая его на те высоты духа, до которых только может подняться современный человек.
Балет - это вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Истоки его - в народных танцах. В балетном спектакле артисты не поют, не говорят, а танцуют, передавая огромную палитру человеческих чувств, переживаний, тревог, печалей, радостей, восторгов через мимику лица, пластикой движения в грациозном танце. Именно этим балет изумителен. Он помогает выразить чувства такие глубокие и сложные, для которых у нас нет слов. Эти чувства выражаются нотами и пластикой движений.
Персонажи детских рисунков также как и артисты балета должны выражать все свои эмоции через движение и мимику - без слов, но задача школьника поймать наиболее интересный, очень короткий волнующий миг и отразить его в рисунке, а для этого необходимо научиться чувствовать, сопереживать, откликаться на чужую радость или беду. Для ребенка важно ощутить связь искусства с его личным миром, с миром его мыслей и чувств.
Для слияния музыкальных, танцевальнопластических и зрительных образов школьникам на уроках изобразительного искусства предлагаются репродукции с картин и зарисовок, посвященных балетному искусству, известных художников; слайды; видеозаписи
фрагментов из балетных спектаклей; литературные отрывки.
Русскими балетмейстерами созданы своеобразные, неповторимо прекрасные
спектакли. Совсем не случайно многие театры мира включают в свой репертуар такие балеты, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Шопениана» и др.
Например, фрагмент «Умирающий лебедь» из балета «Лебединое озеро» может познакомить детей с исполнением главной партии Майей Плисецкой, музыкальность, пластичность и артистизм которой позволяли балерине-актрисе создавать образы и лирические, и глубоко драматические, и трагические; прекрасной музыкой Сен-Санса; отрывками из книги Л. Тарасовой «Музыка в семье муз»: «Голубоватый луч вырывает из темноты фигуру балерины. Руки медленно расправляются над гордо поднятой головой. Изящен изгиб лебединой шеи. Но тут же танцовщица припадает на колено. Собирая силы, опять поднимается на пуанты, и нервная дрожь пробегает по телу. Руки подобны лебединым крыльям. Они движутся, повторяя задумчивую мелодию виолончели. И вдруг - тело сникает, руки безвольно падают, почти касаясь пальцами пола. Лебедь кружится на одном месте. Лебедь умирает, приняв скульптурную позу, полную гармонии. Красота не подвластна смерти!»
Любой вид искусства «мыслит» образами и в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир, что способствует формированию целостного восприятия окружающего мира.
Таким образом, в процессе подготовительной работы к созданию рисунка по заданной теме в воображении ребенка возникает образ, который предстоит нарисовать. В творческом воображении школьника отсекаются излишние подробности, возникают детали, передаваемые им на бумаге, сопутствуя самому смелому вымыслу и рождению тех неожиданностей, без которых невозможно искусство. Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками и реализуется в рисунке, приобретая конкретность и выразительность.
Кроме решения задач изобразительной деятельности, закрепления понятий о про-
порциях человеческого тела, формирования навыков изображения фигуры человека в движении, ребенок невольно постигает магическую силу самого балета как одного из самостоятельных видов искусства.
Детские рисунки и вопросы красноречиво подтверждают важность проводимой работы; необходимость слияния образов фантазии; зрительных, литературных и музыкальных образов; непосредственных впечатлений от соприкосновения с искусством балета.
Полученные на таких уроках знания, умения и навыки уже не являются целью, а становятся основными средствами формирования общей культуры школьника. Композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, темп, динамика и т. д. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка балета и изобразительного искусства.
Чувства и переживания, вызванные в процессе знакомства с балетом, через создание художественного образа в рисунке, отношение к этому искусству ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это шаг к дальнейшему развитию интереса к внутреннему миру человека, к способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, к способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в нравственно-эстетическом воспитании в дальнейшем компенсировать уже практически невозможно.
Эстетическая воспитанность - это сформировавшаяся потребность и способность воспринимать, переживать и осознавать выразительность форм действительности и искусства, глубочайший смысл этой выразительности и форм. Действительное, а не поверхностное восприятие их есть показатель уровня развития человека. Эстетическая воспитанность - сформированная потребность и способность воспринимать, переживать и осмысливать состояние единого, всеобщего развития бытия по всей шкале эстетического во всех явлениях действительности, в природе, обществе, конкретном человеке, произведении искусства, переживать и осознавать через символы жизни и искусства свою включенность единый мировой процесс.
Бережное отношение и понимание классических видов искусства - один из главных признаков образованности и культурного уровня современного человека. Не случайно в последнее время все чаще идет разговор о сохранении классического наследия - отечественных и мировых культурных ценностей,
об умении понимать и ценить их красоту и совершенство.
Кроме того, пробуждение интереса к искусству балета через изобразительное искусство позволяет переводить интерес индивида от физиологических, узкоэгоистических потребностей к более социальным. Общение с искусством формирует доминанту в области духовных стремлений, а как следствие это способствует развитию гражданских качеств, стремления к творческой деятельности, ведь общение с искусством - это всегда творчество.
Пробуждение интереса к искусству балета через изобразительное искусство способствует развитию эвристических способностей человека, интуиции и других психических способностей, необходимых для активной жизнедеятельности.
Благодаря тому, что в процессе восприятия искусства балета человек в короткий период времени переживает самые разнообразные чувства, эмоции, ощущения, причем переход от одного чувства к другому происходит подчас быстро, практически молниеносно - этот вид искусства способствует развитию пластичности психики, ее восприимчивости и гибкости.
Основное содержание искусства балета находится вне его внешне выразительного слоя, поэтому пробуждение интереса к искусству балета через изобразительное искусство невольно вызывает усиленную работу воображения, чем развивает его, а воображение лежит в основе всех видов деятельности.
В балетном искусстве переход от одной темы к другой или от одного эмоционального состояния к другому требует исключительной виртуозности, но и восприятие таких переходов требует такой же динамики, а динамичность психики полезное во всех отношениях свойство, в том числе и для социальной адаптации.
Искусство балета требует для своего восприятия включенности всех областей внутреннего мира человека, чем развивает все поле психики, духовной сферы и т. д.
Таким образом, пробуждение интереса к искусству балета через изобразительное искусство позволяет выводить школьников на большие духовные высоты, на предельную высоту человеческих возможностей.
1. Ванслов В.В. Статьи о балете. Л., 1980.
2. Левшина И.С. Как воспринимать произведение искусства. М., 1978. С. 31.
3. Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Мн., 2003.
4. Слонимский Ю.И «Лебидиное озеро»
П. Чайковского. Л., 1962.
5. Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985.
6. Чопоров Э. //Литературная газета. 1994. № 7.
Поступила в редакцию 28.06.2007 г.
ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА ПОДРОСТКОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМИ ЗНАНИЯМИ
Камаль Абу Сафиа
Camal Abu Safia. Forming of teenagers’ world picture by means of natural-science knowledge. The pedagogical condition of improvement of natural-science knowledge system of Palestinian schoolchildren is introduction of different types of experimental activity in the course “Natural Science”. This condition realizes activity approach in the process of study. Another condition of natural science knowledge improvement is formation of schoolchildren’s steady interest for cognitive activity. The important aspect is also formation of Natural science teacher’s interest to academic experiment in the process of conducting lessons.
В условиях профильной дифференциации старшей ступени, связанной с различием программ учебных заведений, в рамках которых учащиеся будут продолжать обучение, меняется назначение курса естествознания основной школы. В период обучения он выполнял, в основном, роль базы для последующего изучения систематического курса физики в старших классах. В этих условиях курс естествознания в 10 классе становится базовым курсом, призванным обеспечить получение всеми выпускниками основной школы законченного начального естественнонаучного образования, т. е. основного базового уровня фундаментальных знаний и практических умений по всем основным разделам школьного систематического курса естествознания независимо от их будущих профессий.
Однако практика преподавания показывает, что уровень сформированное™ системы естественнонаучных знаний, а также практических умений и навыков не соответствует требованиям старшей школы. Многие учителя (78 %), ведущие физику, химию, биологию в профильных классах старшей школы отмечают недостаточный уровень
теоретической подготовки. Еще хуже дело обстоит с экспериментальной подготовкой выпускников основной школы. Так, лишь
7 % учащихся могут самостоятельно спланировать и выполнить предусмотренные программой лабораторные работы.
Анализ состояния проблемы применения школьного эксперимента арабскими и палестинскими специалистами показывает, что в деятельности школ он практически не используется. Опираясь на нормативные документы, учителя имеют право заменить эксперимент или убрать его совсем из урока, аргументируя это различными причинами как объективного, так и субъективного характера. Слабое внимание к демонстрационному эксперименту уделяется и в теоретических работах [1-7]. Только в отдельных работах содержится упоминание о школьном эксперименте как о методе обучения. Так, например, Якуб Нашуан отмечает, что Женкиз Едгар и Ричард дают видовую характеристику эксперименту и подразделяют его на лабораторные работы (practical experimental lessons) и демонстрационные эксперименты (demonstration). Больше работ по осмысле-