Научная статья на тему 'Проблемы жизненного самоопределения пожилого человека в условиях гуманизации общества'

Проблемы жизненного самоопределения пожилого человека в условиях гуманизации общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
896
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / THE ELDERLY / PROBLEMS OF LIFE SELF-DETERMINATION / WAYS TO SOLVE PROBLEM / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Третьякова Вера Степановна, Шилова Светлана Николаевна

В статье представлены группы проблем пожилых людей, их иерархия и классификация, дано их описание в конкретных условиях семьи и стационарного учреждения социального обслуживания. Предложены пути решения проблем пожилых людей через обращение к важной подструктуре личности пожилого человека, обеспечивающей его саморегуляцию, к его самосознанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of life self-determination of an elderly man in conditions of humane society

The article presents the problems of the groups of elderly people, their hierarchy and classification, their description in the concrete conditions of a family and a stationary establishment of social service is given. The ways of solving the problems of the elderly people through the reference to the important substructure of a personality of an elderly person providing their self-control to their consciousness are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы жизненного самоопределения пожилого человека в условиях гуманизации общества»

ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБШЕСТВА

Люди пожилого возраста, проблемы жизненного самоопределения, пути разрешения

проблем, социально-психологическое сопровождение.

Проблема демографического старения общества в конце XX — начале XXI вв. вышла на уровень глобальных проблем человечества. В обществе появилось осознание проблемы старения населения и её последствий. Изменение возрастного состава населения ставит перед наукой ряд вопросов социального характера, в связи с чем проблема организации социально-педагогических условий развития личности пожилого человека является чрезвычайно актуальной. Её решение не только определяет активность пожилого человека и его позицию в жизни общества, но и вводит эту проблему в более широкий социальный контекст — создание специальных возможностей для адаптации пожилых людей к новой социальной ситуации и изменение отношения к ним в обществе.

Организация жизнедеятельности пожилого человека в условиях гуманизации общества, доминирования человеческого фактора в построении производственных, культурных и других связей в обществе требуют определенных затрат, целенаправленных (адресных) научных исследований и творческих вложений. Все это должно быть направлено на решение тех проблем, которые испытывают пожилые люди на завершающих этапах своего жизненного пути, а также их близкие (родственники), сотрудники, обслуживающий персонал, которые в силу обстоятельств или по долгу службы призваны помогать пожилым людям.

Целью статьи являются вычленение и классификация проблем, связанных с жизнеобеспечением и развитием пожилого человека, а также определение путей их решения, позволяющих данную категорию людей из «балласта общества» перевести в активный его резерв, благодаря их жизненному опыту и профессиональной мудрости.

Наше исследование показало, что проблемы пожилого возраста имеют свою специфику, взаимообусловлены и взаимодействуют между собой. Выявленные нами группы проблем представляют собой определенную их иерархию. А именно: 1) в основе проблем старчества, прежде всего, лежат изменения, связанные со здоровьем, в том числе и нарушениями психики; данные нарушения не позволяют человеку сохранять высокую активность и работоспособность, что приводит к следующей группе проблем, 2) связанных с сокращением профессиональных связей и деловых отношений; снижение деловой активности приводит к 3) понижению уровня проявления приобретенных за жизнь качеств личности, определенных деловых свойств и характеристик, амбиций и т. п. и, как следствие, 4) снижение и ограниченность использования актуальных ранее самостных характеристик. Все это приводит к постепенному и значительному снижению социальной активности человека в пожилом возрасте.

Выявление данных проблем как перспективных позволило предположить следующую их классификацию. Это проблемы, связанные: 1) с нарушением здоровья

(включая и изменения в психике); 2) с ограничением общественных связей, профессионального и делового общения и пр.; 3) со спецификой (особенностями) са-мостных проявлений; 4) со снижением социальной активности, приводящей к социальной дезориентации.

В ходе исследования нами были изучены данные проблемы и проанализированы возможности их разрешения средствами социально-психологического сопровождения социализации пожилых людей.

Проблемы, связанные с нарушением здоровья. Состояние здоровья - один из серьезных факторов, определяющий жизнедеятельность пожилого человека на протяжении всей жизни. Существует прямая зависимость между возрастными изменениями и здоровьем: с увеличением возраста состояние здоровья ухудшается. Переломный момент приходится на возрастную группу 65—74 лет, поскольку пожилые люди начинают реально оценивать свое самочувствие и здоровье, именно в этом возрасте в основном прекращается трудовая деятельность.

Показатели заболеваемости в пожилом возрасте выше, чем в других возрастных группах. Среди них только 22 % людей практически здоровы. У 34 % пожилых людей наблюдаются тяжелые нарушения функций органов. Около 70 % больных имеют 4—5 и более заболеваний [Дьюи, 2000]. Накапливаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидности.

Пожилые люди со средним или плохим здоровьем в наименьшей степени удовлетворены жизнью и чаще испытывают социальную изоляцию. В целом удовлетворенность или неудовлетворенность пожилых людей своим здоровьем тесно связана с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью вообще.

Из-за нарушений в состоянии здоровья темп и ритм жизни пожилого человека изменяются: часть времени идет на профилактику болезней и осуществление процедур по лечению; расширяется спектр всевозможных ограничений; имеет место частичная или полная зависимость от других членов сообщества (беспомощность); появляется необходимость обеспечения особого питания, режима бодрствования и отдыха и т. п.

Таким образом, возрастные особенности пожилого возраста обусловлены нарушениями здоровья, являются следствием повышения уровня заболеваемости, что приводит к их зависимости от посторонней помощи, снижению уровня самообслуживания.

Проблемы, связанные с ограничением общественных связей и профессионального общения, с прекращением их профессиональной деятельности и ощущением чувства одиночества. Отрыв от профессиональной деятельности порождает свои проблемы. Переход на пенсию и включение в группу пожилых людей существенно трансформируют взаимоотношения человека с обществом, меняются ценностнонормативные установки, цель, смысл и образ жизни. Особенно тяжело воспринимается выход на пенсию людьми, чья трудовая деятельность была высоко оценена. Отрыв от трудовой деятельности в ряде случаев (когда работа практически полностью поглощала человека) отрицательно сказывается на здоровье, жизненном тонусе и психике человека. Выход на пенсию сопровождается нисходящей социальной мобильностью.

Характерологические особенности и изменения, свойственные этому возрасту, усугубленные прекращением трудовой деятельности, можно классифицировать по трем сферам.

1. В интеллектуальной — появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Трудными

могут оказаться самые разные обстоятельства: и те, которые сравнительно легко преодолевались в молодые годы (переезд на новую квартиру, болезнь, собственная или кого-то из близких), а тем более прежде не встречавшиеся (смерть супруга, ограниченность в передвижении; полная или частичная потеря зрения и др.) [Збар-ская, 2000, с. 6].

2. В эмоциональной сфере - неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, к легко появляющейся слезливости.

3. В моральной сфере - отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения, резкая критика этих норм и манер.

Одна из проблем - это социальная дезориентация, которая характеризуется неопределенностью пожилого человека в отношении своего будущего. Это выражается в том, что они испытывают чувства пессимизма и отчаяния, никчемности затраченных усилий, воспринимают свою жизнь как напрасно прожитую. Ограниченность общения, одиночество — это одна из серьезных проблем пожилых людей.

Одинокими считаются люди, не состоящие в браке, не имеющие семьи или не поддерживающие регулярной материальной и духовной связи с родственниками. По разным оценкам, в целом по России от 5 до 6 млн. граждан старших возрастов одиноки. Социологические исследования, проведенные в России в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у лиц пожилого возраста занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100 % [Дьюи, 2000]. Пожилые, живущие одиноко, чаще жалуются на чувство одиночества, чем те, кто живет вместе с родственниками. Одиночество ощущают овдовевшие лица, их потребности в общении остаются неудовлетворенными, что приводит к появлению обостренного чувства недовольства всей жизнью, как прошлой, так и настоящей.

Проблемы, связанные с особенностями самостных проявлений, обусловлены первыми двумя группами проблем. Самость личности человека проявляется в его действиях по самонаблюдению, самооценке, самообразованию и самовоспитанию, самоконтролю и самообслуживанию, которые осуществляются на основе рефлексии. На приспособление человека к старости, на включенность в процессы рефлексии значительное влияние оказывают особенности личности старого человека, его поведение, жизненный опыт, настрой и установки по отношению к старости, степень выраженности потребности в социальных контактах, предпочтительный стиль жизни и любимые занятия [Мамыкина, 2009]. Положительная самооценка, отражающая работоспособность, активность, ум, некоторые характеристики общения, относятся пожилыми людьми к прошлому. От самооценки пожилого человека во многом зависят возможности его адаптации к изменениям социальной среды.

Для человека становится необходимым переоценить свою Я-концепцию и персональную идентичность в свете новой жизненной роли. Кризис пожилого возраста с психологической точки зрения является таким же смыслообразующим, как и под-ростково-юношеский кризис, но гораздо более аффективно насыщенным и в чем-то более драматичным. Главная задача в этом возрасте состоит в том, чтобы принять физические изменения и связанные с ними ограничения, сохранить силу и ресурсы для жизни.

Проблемы, связанные со снижением социальной активности. Активность пожилого человека обусловливают его духовные ценности, интеллектуальные потребности и целесообразное их использование в течение жизненного пути. У физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта может продолжаться и после 80 лет. Разум пожилого человека глубоко проникает в суть явлений, ясно

видит взаимосвязь жизненных событий. Можно считать, что социальная активность пожилых людей — это интегрированная характеристика целенаправленной деятельности человека, связанная с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности.

По данным исследований, в пожилом возрасте социальная активность проявляется в четырех основных сферах жизнедеятельности: трудовой, общественной, се-мейно-бытовой, социокультурной. Постоянная занятость в общественной и социокультурной сферах жизнедеятельности может быть вызвана внутренней мотивацией и свидетельствует об активной жизненной позиции индивида [Краснова, Лидере, 2002].

Исследования показывают, что возрастная динамика старения может развиваться в двух противоположных направлениях: а) конвергентного развития регуляторных систем и б) дивергентного их развития.

Конвергентное развитие регуляторных систем свидетельствует о том, что именно в глубокой старости наиболее контрастны индивидуально-типические особенности в смысле общего жизненного тонуса и умственной сохранности [Ананьев, 2001]. Дивергентный тип развития, по мнению Б.Г. Ананьева, возможен в поздних фазах онтогенеза, где главную компенсаторную роль выполняет механизм билатерального регулирования, сочетающий управление информационными и энергетическими потоками. Иными словами, развитие субъекта творческой деятельности в период позднего онтогенеза противостоит биологическому геронтогенезу и может вступать в сложные противоречивые отношения с процессом старения индивида. Потенциалы личности и субъекта творчества в это время оказываются не только не исчерпанными, но, напротив, усиливаются в процессе самой деятельности. Этому способствует интегрированность субъекта общения, познания, творчества и личностных свойств, направленная на самоорганизацию жизнедеятельности, что способствует долголетию и сохранности индивидных свойств в структуре человека. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия человека и дальнейшего развития его индивидуальности.

Итак, период геронтогенеза является итогом всего жизненного пути человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характерной чертой этого периода жизни является усиление действия онтогенетических законов гетерохрон-ности, неравномерности и стадиальности, что означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур человека. Наряду с инволюционными процессами, на всех уровнях его организации происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, направленные на преодоление деструктивных явлений геронтогенеза. Активному долголетию пожилого человека способствует развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

Выявленные нами в ходе исследования группы проблем в той или иной мере находят свое отражение в жизни людей пожилого возраста. Однако условия, в которых они проживают, могут существенно повлиять на степень выраженности данных проблем, их глубину и уровень возникающих последствий. На сегодня условия существования пожилых людей достаточно разнообразны. Это и семья, и знакомые, и дальние родственники, и одиночки, и дома-интернаты и т. п.

Наиболее естественным условием проживания стариков является семья. Именно семья выступает важнейшим институтом социализации человека на каждом

возрастном этапе. Семья занимает одно из первых мест в ценностной структуре данного возрастного периода. Для пожилого человека семья важна в рамках реализации ролевой позиции (муж, жена, отец, мать, бабушка, дедушка).

В семейном общении реализуется модель взаимодействия пожилого человека с социальным миром. Если этого не происходит, резко возрастает риск нарушения нормативной социализации и, как следствие, социальной дезадаптации пожилого человека. Усиливаются негативные качества личности: изменяется самоотноше-ние (нарушается сохранность Я-идентичности), снижаются социальная активность, коммуникативность, как следствие, самообслуживание, преобладает малоподвижный образ жизни.

На современном этапе развития педагогики и психологии семья рассматривается в качестве наиболее значимого механизма социализации человека как субъекта межличностных и общественных отношений.

Однако, как показывает практика, старики вынуждены проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания (СУСО). Дома-интернаты являются традиционной формой медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста в России. До конца XX в. данные учреждения были практически основной и единственной, достаточно хорошо сложившейся формой обслуживания лиц пожилого возраста.

Выявленные нами группы проблем в условиях СУ СО конкретизируются и имеют свою специфику. Дома-интернаты, с одной стороны, призваны решать проблемы пожилых людей, с другой — сами условия их проживания и обслуживания создают новые проблемы. Атмосфера образа жизни в доме-интернате отличается своеобразием, которое проявляется в известной изоляции проживающих от общества. Данная изоляция характеризуется условиями социальной депривации, ограниченных возможностей занятости пожилых людей, вынужденной отстраненности от необходимости решать свои жизненные проблемы, гиперопеки и зависимости от окружающих. Все это обозначается понятием — госпитализм. Ограниченные возможности проявления жизненной позиции и активного образа жизни в значительной степени способствуют пролонгированию реакций дезадаптации.

Для пожилых людей, поступивших и находящихся в доме-интернате, обстановка, ситуация, окружение, обслуживание — все совершенно новое. Эту ситуацию и её необычность можно определить следующими позициями: полный (или почти полный) разрыв с прошлым опытом; ограниченный выбор занятости (наличие зависимости от обслуживающего персонала, дефицита полноценного общения в силу соседства с тяжелобольными людьми и т. п.); гиперопека и вынужденная отстраненность от решения своих жизненных проблем.

К причинам эмоционального напряжения проживающих в доме-интернате следует отнести также слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информационную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряжению и стремлению к изоляции. К этому добавляется еще и негативное воздействие окружения в целом: соседство немощных старых людей, несовпадение интересов и установок при совместном проживании, однообразие интерьера, недостаточный комфорт в жилых комнатах, вследствие чего дом-интернат воспринимается как «казенный дом».

Достаточно богатая возможность общения со сверстниками, которую имеют пожилые люди, не ведет к развитию содержательных контактов. Каждодневные вынужденные контакты «всех со всеми» до минимума сводит возможность формирования равных устойчивых отношений. И эмоционально-позитивные, и эмоцио-

нально-негативные контакты складываются преимущественно как избыточно насыщенные. Пожилые люди часто раздражительны, конфликтны, между ними нередко складываются напряженные и противоречивые отношения.

Закрытый характер проживания пожилых людей в домах-интернатах, привычка вести пассивный образ жизни, потребительское отношение к окружающим и обслуживающему персоналу, снижение уровня их адаптации к социуму и самому процессу старения, внезапное разрушение восприятия собственного Я, а также проблема одиночества оказывают существенное влияние на процессы социализации в условиях дома-интерната.

Разрешению выявленных нами проблем могут способствовать и забота государства о стариках, и целенаправленное выстраивание микроокружения пожилых людей и т. п. Но все эти меры не будут оказывать полноценного воздействия, если в таких условиях пожилым людям будет отводиться пассивная роль, происходить склонение их к иждивенчеству и потребительскому отношению к жизни. Необходимо постоянное обращение к важной подструктуре личности пожилого человека, обеспечивающей его саморегуляцию, — к его самосознанию.

Самосознание понимается как целостная совокупность представлений, знаний, оценок, установок человека, относящихся к собственной личности. В духовно-дея-тельностной жизни человека самосознание выполняет две важные роли: регулирующую и защищающую. Обе эти функции являются важными для пожилого человека в аспекте его активизации к решению жизненных проблем. Регулирующая функция самосознания помогает человеку познать самого себе. В нашем случае для пожилого человека важно, чтобы он увидел себя в новом качестве, таким, каким он есть, являясь стариком, и с этих позиций конструировать своё поведение и выстраивать отношения с окружающими в соответствии с целостным представлением о себе, своих возможностях, способностях, качествах и пр. Защищающая функция самосознания помогает личности в стрессовых ситуациях, в условиях, отклоняющихся от обычных. На основе реализации этой функции имеет место восстановление нарушенного равновесия, появляется / создается возможность уберечься от психологической травмы. Потребность в обновлении самосознания для осмысления своего нового качества, необходимость отработки процессов саморегуляции предполагают целенаправленную деятельность по социализации пожилого человека.

Достойное существование пожилых людей в условиях дома-интерната возможно в случае, когда эти условия будут иметь компенсаторную направленность и выполнять функции семьи, а именно: рекреационную и психотерапевтическую (защита и принятие), экономическую и хозяйственно-бытовую, фелицитологическую. Реализацию этих функций семьи в условиях дома-интерната следует рассматривать как одну из приоритетных задач социально-педагогического сопровождения пожилых людей, направленную на частичную или полную их нормативную социализацию. А ориентация на социально-гуманистические цели развития (именно развития, а не просто физического существования) пожилого человека должна обеспечить сопровождение его социализации.

Целью нашей работы является построение социально ориентированной модели процесса социально-педагогического сопровождения социализации пожилого человека путем установления взаимосвязи и взаимозависимости между изменениями социального окружения (мероприятиями, действиями, условиями и т. п.) и результатами социализации (уровнем социализированности) пожилого человека (на основе выявленных критериев). Построение такой модели требует выявления критериев социализированности и реализуемых в соответствии с этими критериями социально-педагогических условий и системы мероприятий, отражающих суть со-

циально-педагогического сопровождения социализации пожилого человека, и обеспечения их адекватности.

Формирование социального окружения необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей пожилого человека и, прежде всего, его физического и психического здоровья, т. е. человек должен рассматриваться как целостная телеснопсихосоциальная сущность (система). В рамках педагогического исследования такая сущность может быть представлена через категорию социализированности, когда телесная и психосоциальная составляющие человека уравновешены и находятся в гармонии друг с другом. При таком подходе к решению задач, связанных с пожилым человеком, трудно выделить приоритеты в работе психиатра, психолога, социального педагога, воспитателя и пр. — все они должны выработать единый взгляд на исследуемую проблему.

Проведенное нами теоретическое исследование показало, что необходима детальная проработка данной проблемы в двух условных плоскостях, проецируемых одна на другую. В одной плоскости сосредоточены характеристики (параметры, показатели, уровни, критерии) социализированности пожилого человека. В другой — отражены содержание, приемы, методы и условия социально-педагогического сопровождения, обеспечивающие соответствующий результат, — определенный уровень социализированности, прописанный в условно первой плоскости — плоскости социализированности. Рассмотрение разрешения проблемы в двух плоскостях обусловлено тем, что такие психолого-педагогические процессы, как «социализация» (и её результат «социализированность») и «сопровождение», относятся к разным субъектам социально-педагогического взаимодействия. В первом случае — это пожилой человек — ведомый. Во втором случае — это социальный педагог — ведущий. Между субъектами взаимодействия (и осуществляемыми ими процессами) существуют тесные взаимосвязи, проявляющиеся в том, что действия и результаты деятельности одного находят отражение в действиях и результатах деятельности другого. Все это обусловило тот факт, что социализация пожилого человека в ходе со-циально-педагогического сопровождения рассматривается нами как двусторонний процесс. С одной стороны - это сам процесс социализации пожилого человека, в ходе которого достигается определенный уровень его социализированности. С другой — это процесс социально-педагогического сопровождения, который обеспечивает искомую социализированность пожилого человека.

Процесс сопровождения социализации - это двусторонний процесс, предполагающий проявление активности как со стороны сопровождающего (социального педагога), так и со стороны сопровождаемого (пожилого человека). Данный процесс является закономерным, поскольку представляет собой объективные, необратимые, устойчивые и существенные взаимосвязи (отношения), определяющие качественные изменения в объекте развития, его функционировании на новом качественном уровне.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

2. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Просвещение, 2000. 320 с.

3. Збарская И.А. Демографическая ситуация в России на пороге XXI века и необходимость переписи населения // Вопросы статистики. 2000. № 4.

4. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: учеб. пособие для студ.

высш. учеб. завед. М.: Академия, 2002. 288 с.

5. Мамыкина Г.М. Социализация пожилых людей в современном российском обществе //

Известия Уральского государственного университета. 2009. № 3(65). С. 256-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.