ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБШЕСТВА
Люди пожилого возраста, проблемы жизненного самоопределения, пути разрешения
проблем, социально-психологическое сопровождение.
Проблема демографического старения общества в конце XX — начале XXI вв. вышла на уровень глобальных проблем человечества. В обществе появилось осознание проблемы старения населения и её последствий. Изменение возрастного состава населения ставит перед наукой ряд вопросов социального характера, в связи с чем проблема организации социально-педагогических условий развития личности пожилого человека является чрезвычайно актуальной. Её решение не только определяет активность пожилого человека и его позицию в жизни общества, но и вводит эту проблему в более широкий социальный контекст — создание специальных возможностей для адаптации пожилых людей к новой социальной ситуации и изменение отношения к ним в обществе.
Организация жизнедеятельности пожилого человека в условиях гуманизации общества, доминирования человеческого фактора в построении производственных, культурных и других связей в обществе требуют определенных затрат, целенаправленных (адресных) научных исследований и творческих вложений. Все это должно быть направлено на решение тех проблем, которые испытывают пожилые люди на завершающих этапах своего жизненного пути, а также их близкие (родственники), сотрудники, обслуживающий персонал, которые в силу обстоятельств или по долгу службы призваны помогать пожилым людям.
Целью статьи являются вычленение и классификация проблем, связанных с жизнеобеспечением и развитием пожилого человека, а также определение путей их решения, позволяющих данную категорию людей из «балласта общества» перевести в активный его резерв, благодаря их жизненному опыту и профессиональной мудрости.
Наше исследование показало, что проблемы пожилого возраста имеют свою специфику, взаимообусловлены и взаимодействуют между собой. Выявленные нами группы проблем представляют собой определенную их иерархию. А именно: 1) в основе проблем старчества, прежде всего, лежат изменения, связанные со здоровьем, в том числе и нарушениями психики; данные нарушения не позволяют человеку сохранять высокую активность и работоспособность, что приводит к следующей группе проблем, 2) связанных с сокращением профессиональных связей и деловых отношений; снижение деловой активности приводит к 3) понижению уровня проявления приобретенных за жизнь качеств личности, определенных деловых свойств и характеристик, амбиций и т. п. и, как следствие, 4) снижение и ограниченность использования актуальных ранее самостных характеристик. Все это приводит к постепенному и значительному снижению социальной активности человека в пожилом возрасте.
Выявление данных проблем как перспективных позволило предположить следующую их классификацию. Это проблемы, связанные: 1) с нарушением здоровья
(включая и изменения в психике); 2) с ограничением общественных связей, профессионального и делового общения и пр.; 3) со спецификой (особенностями) са-мостных проявлений; 4) со снижением социальной активности, приводящей к социальной дезориентации.
В ходе исследования нами были изучены данные проблемы и проанализированы возможности их разрешения средствами социально-психологического сопровождения социализации пожилых людей.
Проблемы, связанные с нарушением здоровья. Состояние здоровья - один из серьезных факторов, определяющий жизнедеятельность пожилого человека на протяжении всей жизни. Существует прямая зависимость между возрастными изменениями и здоровьем: с увеличением возраста состояние здоровья ухудшается. Переломный момент приходится на возрастную группу 65—74 лет, поскольку пожилые люди начинают реально оценивать свое самочувствие и здоровье, именно в этом возрасте в основном прекращается трудовая деятельность.
Показатели заболеваемости в пожилом возрасте выше, чем в других возрастных группах. Среди них только 22 % людей практически здоровы. У 34 % пожилых людей наблюдаются тяжелые нарушения функций органов. Около 70 % больных имеют 4—5 и более заболеваний [Дьюи, 2000]. Накапливаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидности.
Пожилые люди со средним или плохим здоровьем в наименьшей степени удовлетворены жизнью и чаще испытывают социальную изоляцию. В целом удовлетворенность или неудовлетворенность пожилых людей своим здоровьем тесно связана с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью вообще.
Из-за нарушений в состоянии здоровья темп и ритм жизни пожилого человека изменяются: часть времени идет на профилактику болезней и осуществление процедур по лечению; расширяется спектр всевозможных ограничений; имеет место частичная или полная зависимость от других членов сообщества (беспомощность); появляется необходимость обеспечения особого питания, режима бодрствования и отдыха и т. п.
Таким образом, возрастные особенности пожилого возраста обусловлены нарушениями здоровья, являются следствием повышения уровня заболеваемости, что приводит к их зависимости от посторонней помощи, снижению уровня самообслуживания.
Проблемы, связанные с ограничением общественных связей и профессионального общения, с прекращением их профессиональной деятельности и ощущением чувства одиночества. Отрыв от профессиональной деятельности порождает свои проблемы. Переход на пенсию и включение в группу пожилых людей существенно трансформируют взаимоотношения человека с обществом, меняются ценностнонормативные установки, цель, смысл и образ жизни. Особенно тяжело воспринимается выход на пенсию людьми, чья трудовая деятельность была высоко оценена. Отрыв от трудовой деятельности в ряде случаев (когда работа практически полностью поглощала человека) отрицательно сказывается на здоровье, жизненном тонусе и психике человека. Выход на пенсию сопровождается нисходящей социальной мобильностью.
Характерологические особенности и изменения, свойственные этому возрасту, усугубленные прекращением трудовой деятельности, можно классифицировать по трем сферам.
1. В интеллектуальной — появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Трудными
могут оказаться самые разные обстоятельства: и те, которые сравнительно легко преодолевались в молодые годы (переезд на новую квартиру, болезнь, собственная или кого-то из близких), а тем более прежде не встречавшиеся (смерть супруга, ограниченность в передвижении; полная или частичная потеря зрения и др.) [Збар-ская, 2000, с. 6].
2. В эмоциональной сфере - неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, к легко появляющейся слезливости.
3. В моральной сфере - отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения, резкая критика этих норм и манер.
Одна из проблем - это социальная дезориентация, которая характеризуется неопределенностью пожилого человека в отношении своего будущего. Это выражается в том, что они испытывают чувства пессимизма и отчаяния, никчемности затраченных усилий, воспринимают свою жизнь как напрасно прожитую. Ограниченность общения, одиночество — это одна из серьезных проблем пожилых людей.
Одинокими считаются люди, не состоящие в браке, не имеющие семьи или не поддерживающие регулярной материальной и духовной связи с родственниками. По разным оценкам, в целом по России от 5 до 6 млн. граждан старших возрастов одиноки. Социологические исследования, проведенные в России в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у лиц пожилого возраста занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100 % [Дьюи, 2000]. Пожилые, живущие одиноко, чаще жалуются на чувство одиночества, чем те, кто живет вместе с родственниками. Одиночество ощущают овдовевшие лица, их потребности в общении остаются неудовлетворенными, что приводит к появлению обостренного чувства недовольства всей жизнью, как прошлой, так и настоящей.
Проблемы, связанные с особенностями самостных проявлений, обусловлены первыми двумя группами проблем. Самость личности человека проявляется в его действиях по самонаблюдению, самооценке, самообразованию и самовоспитанию, самоконтролю и самообслуживанию, которые осуществляются на основе рефлексии. На приспособление человека к старости, на включенность в процессы рефлексии значительное влияние оказывают особенности личности старого человека, его поведение, жизненный опыт, настрой и установки по отношению к старости, степень выраженности потребности в социальных контактах, предпочтительный стиль жизни и любимые занятия [Мамыкина, 2009]. Положительная самооценка, отражающая работоспособность, активность, ум, некоторые характеристики общения, относятся пожилыми людьми к прошлому. От самооценки пожилого человека во многом зависят возможности его адаптации к изменениям социальной среды.
Для человека становится необходимым переоценить свою Я-концепцию и персональную идентичность в свете новой жизненной роли. Кризис пожилого возраста с психологической точки зрения является таким же смыслообразующим, как и под-ростково-юношеский кризис, но гораздо более аффективно насыщенным и в чем-то более драматичным. Главная задача в этом возрасте состоит в том, чтобы принять физические изменения и связанные с ними ограничения, сохранить силу и ресурсы для жизни.
Проблемы, связанные со снижением социальной активности. Активность пожилого человека обусловливают его духовные ценности, интеллектуальные потребности и целесообразное их использование в течение жизненного пути. У физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта может продолжаться и после 80 лет. Разум пожилого человека глубоко проникает в суть явлений, ясно
видит взаимосвязь жизненных событий. Можно считать, что социальная активность пожилых людей — это интегрированная характеристика целенаправленной деятельности человека, связанная с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности.
По данным исследований, в пожилом возрасте социальная активность проявляется в четырех основных сферах жизнедеятельности: трудовой, общественной, се-мейно-бытовой, социокультурной. Постоянная занятость в общественной и социокультурной сферах жизнедеятельности может быть вызвана внутренней мотивацией и свидетельствует об активной жизненной позиции индивида [Краснова, Лидере, 2002].
Исследования показывают, что возрастная динамика старения может развиваться в двух противоположных направлениях: а) конвергентного развития регуляторных систем и б) дивергентного их развития.
Конвергентное развитие регуляторных систем свидетельствует о том, что именно в глубокой старости наиболее контрастны индивидуально-типические особенности в смысле общего жизненного тонуса и умственной сохранности [Ананьев, 2001]. Дивергентный тип развития, по мнению Б.Г. Ананьева, возможен в поздних фазах онтогенеза, где главную компенсаторную роль выполняет механизм билатерального регулирования, сочетающий управление информационными и энергетическими потоками. Иными словами, развитие субъекта творческой деятельности в период позднего онтогенеза противостоит биологическому геронтогенезу и может вступать в сложные противоречивые отношения с процессом старения индивида. Потенциалы личности и субъекта творчества в это время оказываются не только не исчерпанными, но, напротив, усиливаются в процессе самой деятельности. Этому способствует интегрированность субъекта общения, познания, творчества и личностных свойств, направленная на самоорганизацию жизнедеятельности, что способствует долголетию и сохранности индивидных свойств в структуре человека. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия человека и дальнейшего развития его индивидуальности.
Итак, период геронтогенеза является итогом всего жизненного пути человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характерной чертой этого периода жизни является усиление действия онтогенетических законов гетерохрон-ности, неравномерности и стадиальности, что означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур человека. Наряду с инволюционными процессами, на всех уровнях его организации происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, направленные на преодоление деструктивных явлений геронтогенеза. Активному долголетию пожилого человека способствует развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.
Выявленные нами в ходе исследования группы проблем в той или иной мере находят свое отражение в жизни людей пожилого возраста. Однако условия, в которых они проживают, могут существенно повлиять на степень выраженности данных проблем, их глубину и уровень возникающих последствий. На сегодня условия существования пожилых людей достаточно разнообразны. Это и семья, и знакомые, и дальние родственники, и одиночки, и дома-интернаты и т. п.
Наиболее естественным условием проживания стариков является семья. Именно семья выступает важнейшим институтом социализации человека на каждом
возрастном этапе. Семья занимает одно из первых мест в ценностной структуре данного возрастного периода. Для пожилого человека семья важна в рамках реализации ролевой позиции (муж, жена, отец, мать, бабушка, дедушка).
В семейном общении реализуется модель взаимодействия пожилого человека с социальным миром. Если этого не происходит, резко возрастает риск нарушения нормативной социализации и, как следствие, социальной дезадаптации пожилого человека. Усиливаются негативные качества личности: изменяется самоотноше-ние (нарушается сохранность Я-идентичности), снижаются социальная активность, коммуникативность, как следствие, самообслуживание, преобладает малоподвижный образ жизни.
На современном этапе развития педагогики и психологии семья рассматривается в качестве наиболее значимого механизма социализации человека как субъекта межличностных и общественных отношений.
Однако, как показывает практика, старики вынуждены проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания (СУСО). Дома-интернаты являются традиционной формой медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста в России. До конца XX в. данные учреждения были практически основной и единственной, достаточно хорошо сложившейся формой обслуживания лиц пожилого возраста.
Выявленные нами группы проблем в условиях СУ СО конкретизируются и имеют свою специфику. Дома-интернаты, с одной стороны, призваны решать проблемы пожилых людей, с другой — сами условия их проживания и обслуживания создают новые проблемы. Атмосфера образа жизни в доме-интернате отличается своеобразием, которое проявляется в известной изоляции проживающих от общества. Данная изоляция характеризуется условиями социальной депривации, ограниченных возможностей занятости пожилых людей, вынужденной отстраненности от необходимости решать свои жизненные проблемы, гиперопеки и зависимости от окружающих. Все это обозначается понятием — госпитализм. Ограниченные возможности проявления жизненной позиции и активного образа жизни в значительной степени способствуют пролонгированию реакций дезадаптации.
Для пожилых людей, поступивших и находящихся в доме-интернате, обстановка, ситуация, окружение, обслуживание — все совершенно новое. Эту ситуацию и её необычность можно определить следующими позициями: полный (или почти полный) разрыв с прошлым опытом; ограниченный выбор занятости (наличие зависимости от обслуживающего персонала, дефицита полноценного общения в силу соседства с тяжелобольными людьми и т. п.); гиперопека и вынужденная отстраненность от решения своих жизненных проблем.
К причинам эмоционального напряжения проживающих в доме-интернате следует отнести также слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информационную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряжению и стремлению к изоляции. К этому добавляется еще и негативное воздействие окружения в целом: соседство немощных старых людей, несовпадение интересов и установок при совместном проживании, однообразие интерьера, недостаточный комфорт в жилых комнатах, вследствие чего дом-интернат воспринимается как «казенный дом».
Достаточно богатая возможность общения со сверстниками, которую имеют пожилые люди, не ведет к развитию содержательных контактов. Каждодневные вынужденные контакты «всех со всеми» до минимума сводит возможность формирования равных устойчивых отношений. И эмоционально-позитивные, и эмоцио-
нально-негативные контакты складываются преимущественно как избыточно насыщенные. Пожилые люди часто раздражительны, конфликтны, между ними нередко складываются напряженные и противоречивые отношения.
Закрытый характер проживания пожилых людей в домах-интернатах, привычка вести пассивный образ жизни, потребительское отношение к окружающим и обслуживающему персоналу, снижение уровня их адаптации к социуму и самому процессу старения, внезапное разрушение восприятия собственного Я, а также проблема одиночества оказывают существенное влияние на процессы социализации в условиях дома-интерната.
Разрешению выявленных нами проблем могут способствовать и забота государства о стариках, и целенаправленное выстраивание микроокружения пожилых людей и т. п. Но все эти меры не будут оказывать полноценного воздействия, если в таких условиях пожилым людям будет отводиться пассивная роль, происходить склонение их к иждивенчеству и потребительскому отношению к жизни. Необходимо постоянное обращение к важной подструктуре личности пожилого человека, обеспечивающей его саморегуляцию, — к его самосознанию.
Самосознание понимается как целостная совокупность представлений, знаний, оценок, установок человека, относящихся к собственной личности. В духовно-дея-тельностной жизни человека самосознание выполняет две важные роли: регулирующую и защищающую. Обе эти функции являются важными для пожилого человека в аспекте его активизации к решению жизненных проблем. Регулирующая функция самосознания помогает человеку познать самого себе. В нашем случае для пожилого человека важно, чтобы он увидел себя в новом качестве, таким, каким он есть, являясь стариком, и с этих позиций конструировать своё поведение и выстраивать отношения с окружающими в соответствии с целостным представлением о себе, своих возможностях, способностях, качествах и пр. Защищающая функция самосознания помогает личности в стрессовых ситуациях, в условиях, отклоняющихся от обычных. На основе реализации этой функции имеет место восстановление нарушенного равновесия, появляется / создается возможность уберечься от психологической травмы. Потребность в обновлении самосознания для осмысления своего нового качества, необходимость отработки процессов саморегуляции предполагают целенаправленную деятельность по социализации пожилого человека.
Достойное существование пожилых людей в условиях дома-интерната возможно в случае, когда эти условия будут иметь компенсаторную направленность и выполнять функции семьи, а именно: рекреационную и психотерапевтическую (защита и принятие), экономическую и хозяйственно-бытовую, фелицитологическую. Реализацию этих функций семьи в условиях дома-интерната следует рассматривать как одну из приоритетных задач социально-педагогического сопровождения пожилых людей, направленную на частичную или полную их нормативную социализацию. А ориентация на социально-гуманистические цели развития (именно развития, а не просто физического существования) пожилого человека должна обеспечить сопровождение его социализации.
Целью нашей работы является построение социально ориентированной модели процесса социально-педагогического сопровождения социализации пожилого человека путем установления взаимосвязи и взаимозависимости между изменениями социального окружения (мероприятиями, действиями, условиями и т. п.) и результатами социализации (уровнем социализированности) пожилого человека (на основе выявленных критериев). Построение такой модели требует выявления критериев социализированности и реализуемых в соответствии с этими критериями социально-педагогических условий и системы мероприятий, отражающих суть со-
циально-педагогического сопровождения социализации пожилого человека, и обеспечения их адекватности.
Формирование социального окружения необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей пожилого человека и, прежде всего, его физического и психического здоровья, т. е. человек должен рассматриваться как целостная телеснопсихосоциальная сущность (система). В рамках педагогического исследования такая сущность может быть представлена через категорию социализированности, когда телесная и психосоциальная составляющие человека уравновешены и находятся в гармонии друг с другом. При таком подходе к решению задач, связанных с пожилым человеком, трудно выделить приоритеты в работе психиатра, психолога, социального педагога, воспитателя и пр. — все они должны выработать единый взгляд на исследуемую проблему.
Проведенное нами теоретическое исследование показало, что необходима детальная проработка данной проблемы в двух условных плоскостях, проецируемых одна на другую. В одной плоскости сосредоточены характеристики (параметры, показатели, уровни, критерии) социализированности пожилого человека. В другой — отражены содержание, приемы, методы и условия социально-педагогического сопровождения, обеспечивающие соответствующий результат, — определенный уровень социализированности, прописанный в условно первой плоскости — плоскости социализированности. Рассмотрение разрешения проблемы в двух плоскостях обусловлено тем, что такие психолого-педагогические процессы, как «социализация» (и её результат «социализированность») и «сопровождение», относятся к разным субъектам социально-педагогического взаимодействия. В первом случае — это пожилой человек — ведомый. Во втором случае — это социальный педагог — ведущий. Между субъектами взаимодействия (и осуществляемыми ими процессами) существуют тесные взаимосвязи, проявляющиеся в том, что действия и результаты деятельности одного находят отражение в действиях и результатах деятельности другого. Все это обусловило тот факт, что социализация пожилого человека в ходе со-циально-педагогического сопровождения рассматривается нами как двусторонний процесс. С одной стороны - это сам процесс социализации пожилого человека, в ходе которого достигается определенный уровень его социализированности. С другой — это процесс социально-педагогического сопровождения, который обеспечивает искомую социализированность пожилого человека.
Процесс сопровождения социализации - это двусторонний процесс, предполагающий проявление активности как со стороны сопровождающего (социального педагога), так и со стороны сопровождаемого (пожилого человека). Данный процесс является закономерным, поскольку представляет собой объективные, необратимые, устойчивые и существенные взаимосвязи (отношения), определяющие качественные изменения в объекте развития, его функционировании на новом качественном уровне.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
2. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Просвещение, 2000. 320 с.
3. Збарская И.А. Демографическая ситуация в России на пороге XXI века и необходимость переписи населения // Вопросы статистики. 2000. № 4.
4. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. завед. М.: Академия, 2002. 288 с.
5. Мамыкина Г.М. Социализация пожилых людей в современном российском обществе //
Известия Уральского государственного университета. 2009. № 3(65). С. 256-266.