УДК 728.1(520)
СИДОРОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ, канд. архит., профессор, fda_sidorov@mail.ru
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,
656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 46
ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩА КАНОНИЧЕСКОГО ТИПА В ПРАКТИКЕ ЯПОНИИ
Рассматриваются закономерности развития жилища Японии. Методология принимается с позиции экологии человека, предмет - архитектурная специфика сохранения сути устойчивости существования традиционного жилища в двойственности жилища как жилищ-храмов, как канона природы и канона культуры, составляющих канон духовного пространства системы искусства. Объект - жилища, в том числе современные, канонического типа. Определены этапы формирования канонического жилища и сохранения его элементов, механизм существования канона в многократном копировании структуры архитектуры и искусства как японского процесса познания через поступательно-возвратное развитие. Именно это дает возможность сохранить традицию первичных форм и отношений к жилищу как к системе искусства. Развитие типологии современного жилища с каноническими элементами в использовании широкой палитры этажности домов, планировочных структур при сохранении форм внешнего вида - традиционного образа.
Ключевые слова: канон жилища, специфика двойственности, традиционные элементы, развитие типологии, пространственные образы домов.
SIDOROV, VLADIMIR ANATOLYEVICH, Cand. of arch. sc., prof.,
fda_sidorov@mail.ru
Altai state technical university,
46 Lenin Avenue, Barnaul, 656038, Russia
PROBLEMS OF THE CANON TYPE DWELLING IN JAPAN PRACTICE
The article considers the traditional low-level housing in Japan. There is a problem of new individual housing, high cost of land, and a small size of lots. Methodology is accepted from the position of ecology of a person. The stages of formation of canon dwelling and preservation of its elements, mechanism of existence of the canon in multiple copying of structure of architecture and art, as Japanese process of knowledge through forward-returnable development have been determined. It gives possibility to preserve the tradition of initial forms and relations to dwelling as a system of art. The typology of modern dwelling with canon elements in use of a wide palette of flooring, planning structures at preservation of the appearance of a traditional image is analyzed.
Key words: dwelling canon, specificity of a duality, traditional elements, typology development, special image of houses
Изучение опыта строительства малоэтажных жилых зданий Японии представляет интерес своей самобытностью и современным совершенством. Установление закономерности развития традиционного жилищного строи-
© В. А. Сидоров, 2010
тельства Японии позволит определить наиболее рациональные пути проектирования современных жилых зданий, что является актуальным в научном отношении. Сохранение и совершенствование традиционных жилищных условий является насущным желанием населения любой страны. Эта проблема актуальна также в социальном и экологическом отношениях.
В исследовании реализуется системный подход во взаимосвязи с традиционной диалектикой развития природы и культуры Японии. С этих позиций рассмотрен феномен возникновения японской канон-культуры (рис. 1). Жилище производно канон-культуре и рассматривается в контексте «природа -канон-культура». Применялись частные средства исследования: фотофиксация, анализ опросов населения, его отношения к современному состоянию и перспективам преобразований традиционного жилища в соответствии с самобытной культурой. Поскольку поведение людей находится в прямой зависимости от окружения, в частности жилища, в котором человек проводит большую часть своего времени, то с особенностями этого окружения необходимо считаться. Эту специфику взаимосвязи обитания человека в создаваемой им искусственной структуре отражают определенные факторы, которые являются, по существу, экологическими. Системный метод проявляются при вскрытии закономерностей развития жилища канонического типа, включенного в систему традиционного искусства. На этих основах предложена разработка расширенной типологии традиционного жилища на основе социальных, образных ориентаций семей и с учетом пространственно-планировочных, функциональных особенностей жилища и жизнедеятельности (образа жизни семей в доме).
Для рассмотрения предмета исследования - архитектурно-художественной специфики структуры, формы и объемно-планировочных особенностей японского традиционного жилища канонического типа - автор использовал материалы музеев: Архитектурного музея на открытом воздухе эпохи Эдо, Токийского национального музея, Токийского муниципального музея, Музея старого Токио - Эдо, Музея нижнего города в Уэно, Музея Фукагава, Токийского музея фотографии, Токийского культурного центра, Музея народного искусства; архитектурного атласа Токио, архитектурного атласа Киото, альманахов, справочников, энциклопедий по Японии. Изучены труды университета Васеда и других организаций по жилищной архитектурной тематике, зафиксировано множество традиционных и современных объектов жилищной архитектуры. К 1996 году закончена четырехлетняя докторантура по архитектуре при токийском университете Васеда, написана первая редакция диссертации, подготовлены и прочтены лекции студентам и аспирантам университета по сравнительному анализу жилищного строительства в России и Японии и другим темам [1]. Опубликованы статьи в специальных журналах Общества японских архитекторов и в специальных выпусках университета Васеда [2, 3]. К настоящему времени изданы монографии 2001 и 2009 гг. [4], более 30 статей в научных изданиях российских университетов.
Изучение исторического и современного жилища показало: традиционные жилые дома сохраняют свою двойственную суть как жилища-храмы до настоящего времени, что является частью японской канон-культуры. Это про-
тиворечит статусу обособления жилища, принятому в континентальной культуре - европейской и американской, все более широко проникающей в японскую жилищную практику. Вскрываются сложности глобального взаимодействия культур Запада и Востока на примере Японии.
О - канон-культура зарождается в священной природе II - природа, служащая путем, пристанищем богов Ками
у - расширение канон-культуры человеком, сообществом, следующим пути богов ! ! - новая природа, культурная природа, жилище
Рис. 1. Воспроизведение модели канон-культуры в каноническом жилище (а); Дзёан -один из лучших в Японии домов чайной церемонии (б), Инуяма, префектура Аити
Япония - одна из немногих стран, сохраняющая и приумножающая проявления канон-культуры, в том числе и в жилище канонического типа, также подвергается нарастающему давлению однообразия и размыванию традиций. Современное японское жилище остается в своих основных чертах передающим канонические типы по планировке помещений, модулям пространства и площади, предметному наполнению. Обостряется проблема: сохранение единства двойственности традиционного жилища Японии как канонов природы и культуры в каноне духовного пространства возвратно-поступательной системы искусства (рис. 2).
Цель - выявить закономерности развития духовно-эстетической искусственной природы архитектуры японского жилища канонического типа в исторической ретроспективе до современности как единого процесса развития искусства архитектуры.
Задачи:
- определить этапы формирования традиционного канона жилища Японии; проанализировать сложившиеся типы жилища на этапах истории;
- раскрыть двойственную (природную и культурную) суть традиции искусства Японии на примере жилища канонического типа;
- выявить свойства двойственности, механизм развития модели традиционного жилища - канона духовного пространства;
- проанализировать процесс воспроизведения принципов японского искусства в каноне жилища Японии в его современных типах;
- определить возможные типы жилища с традиционными каноническими компонентами на примере Токио, тенденции проектирования;
- определить стадии и задачи проектирования жилища канонического типа, его преимущества.
Рис. 2. Виды западного и японского искусства канонических форм:
а - западная система - развитие искусства идет с пересмотром и отрицанием прошлого; б - японская система - с повторением и ретроспективным укреплением прошлого; 1 - поэзия, романтическая проза, поэмы, сказки (вака, ренга, хайку, танка); 2 - музыка, театр (Но, Кабуки, Дзёрури); 3 - архитектура традиционного жилища (синден, сёин, тясицу, минка, матия); 4 - скульптура (тори - ворота святилищ синто, буддийская тематика); 5 - живопись (шохей-га, уки-э); 6 - графика (суйбоку, бокусе-ки); 7 - гравюра (укиё-э); 8 - декор одежды, ткани (кимоно); 9 - композиции цветов (кадо, икебана); 10 - ландшафтное искусство (цитирование природы)
Цель и задачи исследования вытекают из предварительных авторских гипотез, выводов специалистов по отдельным вопросам рассматриваемой тематики. Они призваны доказать справедливость или несостоятельность этих предположений, их соответствие исходным методологическим концепциям, а также обеспечить обоснованность конечных результатов работы.
Теоретической базой и средствами достижения цели являются:
- анализ существующих источников информации: монографий, книг, атласов по жилищной архитектуре и градостроительству в жилых районах, статистических данных, периодических изданий;
- визуальный осмотр жилых районов и фотографирование жилых домов;
- опрос семей в районах традиционного проживания по специально разработанной анкете с целью выявления их предпочтений, образа, формы, содержания, стиля и других характеристик жилища;
- классификация и моделирование схем жилища по социальным и образным типам, формальным и стилистическим признакам.
Границы исследования включают участки традиционного проживания в Токио: центральных специальных районов ку и прилегающих к ним районов ши. Все районы характеризуются как жилищные пространства, смешанные
с определенной спецификой урбанизации, инфраструктуры, общественного и промышленно-делового строительства. Границы исследования определяются типологией традиционного жилища всех категорий: от отдельных индивидуальных домов до их групп и малоэтажных образований крупных жилых районов.
Основные результаты исследования по выдвинутым задачам:
1. Определение этапов формирования традиционного канона жилища Японии при формировании сложившихся современных типов показало устойчивые канонические структуры и элементы существования традиционного жилища в этой стране, которые накапливались постепенно, последовательно суммируя и отбирая только то, что подходило традиционной японской культуре. Это положение было характерно на этапе длительного средневековья и его реформирования до конца XX века. На современном этапе для дальнейшего совершенствования практики жилищного строительства осознается необходимость сохранения традиционных канонических элементов японского жилища, что определило решение дополнительных задач.
2. Нахождение двойственности механизма развития модели традиционного жилища. Развитие искусства и архитектуры в Японии идет с повторением и ретроспективным укреплением прошлого. На примере канонических типов в архитектуре (домов чайной церемонии тясицу, домов знати и самураев сёин, домов торговых сословий, горожан и бедных минка, матия и нагая) показано, что канон-культура зарождалась и повторяла священную природу -пристанище и путь богов ками. Канон (закон) природы многократно копировался в архитектуре, становясь каноном духовного пространства.
3. Анализ процесса воспроизведения принципов японского искусства в каноне жилища в его современных типах показал, что в японском поступательно-возвратном развитии традиционных искусств и архитектуры не произошло отделения архитектуры жилища от первичных форм жилищ-храмов, что сказалось в общих и специфических особенностях видов искусства применительно к архитектуре жилища. Сложилось отношение к жилищу как к системе искусства. В Японии, так же как и в других регионах, причины отношения к жилищу как к искусству заложены в главных его источниках -всеобъемлющих процессах бытования традиционных искусств [5, 6]. В нем оживают «образы... пришедшие из мира искусства, кино, театра и литературы ... как жилище для искусства» [7]. Искусство реализуется в жилище так же, как жизнь и природа наполняются видами искусства и становятся искусством жизни и второй природой человека. Японский подход показывает трактовку архитектуры жилища как обусловленную искусством и повторяющую одухотворенную природную красоту.
4. Развитие типологии современного жилища с традиционными каноническими элементами в Японии, России и других регионах мира показывает широкую палитру этажности домов, планировочных структур зданий, от отдельно стоящих односемейных до секционных и коридорных многоэтажных домов. Обозначены структурные канонические элементы для развития типологии жилища:
- улица и проходы родзи;
- ограда косидо и мини-сад;
- ворота, формальный вход;
- места стоянок машин (в основном ограничены по вместимости 1-2 местами);
- уровень прихожей ниже, чем у комнат, и часто такой, как у земли при входе;
- татами во всем жилище или хотя бы в одной традиционной комнате;
- встроенные ниши осиирэ;
- устройство открытых или полуоткрытых террас энгава;
- устройство ограждений фусума и сёджи, амадо на террасе;
- устройство дополнительных выходов из комнат через террасы и из кухни;
- устройство (при необходимости) внутреннего незанятого пространства для внутреннего микро-сада, холла, домашнего атриума.
5. В нижнем городе Токио традиционное жилище простого типа матия и ограниченного удобства типа нагая не имеют мини-садов, а лишь изредка только цветы в нишах окон, на стенах в подвешенных корзинах или кюветах. Дома таких типов размещались входным фасадом непосредственно по краю улицы, не оставляя места для сада или даже для ограды. Типы матия предполагали торговую или ремесленную деятельность помимо жилой функции, тогда как нагая - только жилую. Городские жилища населения простых сословий именовались также одним термином минка - жилище горожанина.
Традиционное жилище сословий бывших низших самураев и высших рангов чиновников, восходящее к типу сёин, имеет большее по занимаемой площади пространство, традиционную высокую каменную ограду и вход или ворота (формальный вход, отражающий бывший статус) с перспективным отступом и несколькими ступенями от края улицы. Сам дом размещался несколько в глубине участка, что определяло устройство мини-сада внутри дома или вокруг входа с растениями и деревьями. Сосна, живописно нависающая над воротами, символ мужества и верности, олицетворяла образ горы Фудзи.
Учитывая, что жилище, соответствующее стилю сёин, встречается намного реже и не всегда с мини-садом, а жилище простого типа и жилище с магазином составляют основную массу традиционной застройки, есть острая необходимость в создании новых озелененных пространств. Решением этих вопросов становятся включения мини-садов внутрь жилища в виде садов-атриумов, зеленых комнат, оранжерей и теплиц на верхних этажах и крышах.
6. Традиционные формы внешнего вида отличаются значительным разнообразием, однако преобладают мотивы нависающих черепичных двухскатных крыш для всего дома, а также дополнительно для входа в дом. Формы фасадов могут быть плоскостные, с выступающими частями, ступенчатые по уровням (этажам), трансформируемые стеновыми перегородками, прозрачными и непрозрачными, воспринимаются как бы отсутствующими, не определяющими образ дома. По образу домов выделяются только типы изолированного (или с мини-садом) и специализированного жилища (рис. 3). Другие предпочитаемые жителями образы: органический (связанный с природой),
пространственный открытый, развиваемый в нижнем городе, не использовались вследствие крайней скученности застройки. Фасады - часто единственная сторона дома, выходящая на улицу и возможная для обозрения, если ограды и другие изолирующие элементы не загораживают ее вид. Поэтому на фасаде, как правило, размещается вход под глубоким навесом крыши или посредством устройства входной ниши в плоскости фасада. Применяются дополнительные накладные детали: выступающие портики, отступающие от стены экраны, навесы, карнизные доски, часто фигурные, а также фигурные черепичные завершения. Эти детали представляют декоративный и практический интерес по своей рациональности и точности.
Рис. 3. Изолированное жилище с трансформируемыми перегородками, закрывающими или раскрывающими внутреннее пространство, и специализированное жилище с магазином на первом этаже в нижнем городе Токио
7. Сохранение окружающих элементов жилища, традиционных японских архитектурных форм фасадов и деталей как элементов комплексной системы японского жилища и их использование целесообразно не только в Японии, но и в других странах, даже при отличающихся природно-климатических, историко-культурных и иных условиях.
Для России, с более суровыми природными условиями, применение системы традиционных японских улиц и проходов трудно представить. Однако другие окружающие элементы жилища: ограды, мини-сады, формы фасадов, каркасные стены с раздвижными створками окон-дверей, разнообразные типы внешних экранов и съемных завес, скатные пластичных форм крыши, покрытые черепицей, особые террасы вдоль фасадов - можно плодотворно использовать в нашей практике жилищного строительства.
Элементы внутреннего пространства традиционного японского жилища, конструктивная структура и планировка подробно изучались [8], поскольку они особенно специфичны по возможности их трансформации - раскрытию как внутри жилища, так и изнутри наружу. Эта особенность контрастно отличается от системы «жестких» стен (из бетона, кирпича, древесно-цементных
материалов) европейского жилища. Поэтому традиционную японскую систему раздвижных стен, как наиболее комплексную и оригинальную, необходимо сохранять и целесообразно использовать.
Библиографический список
1. Sidorov, V. Housing Particulars in Russia Now and in Progress (lecture) / V. Sidorov. -Tokyo : Waseda University, 2005. - 17 p. ; Sidorov, V. Architecture networks of Kazakstan (slide lecture) / V. Sidorov. - Tokyo: Tonuma Studio, Waseda University, 1998. - 56 p.
2. Sidorov, V. Traditional Living Houses as Beauty Spaces of Tokyo Down-Town (in Japanese) / V. Sidorov. - Journal of Architecture and Building Science. - Architectural Institute of Japan, 1996. - № 7. Р. 034-035.
3. Sidorov, V. Prospects for low-level residential development (in case of Tokyo) / V. Sidorov -Architecture and Building Science. Sec. issue. - Architectural Institute of Japan, 1995. -p. 293-296; Sidorov, V. Prospects for low-level residential development (in case of Tokyo) / V. Sidorov. - Tokyo : Waseda University, Big Library, 1995. - 167 p.
4. Сидоров, В.А. Жилище в Японии : монография / В.А. Сидоров. - Барнаул : Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, 2001. - 257 с.; Развитие архитектуры жилища канонического типа : монография. - Алт. ун-т, 2009. - 109 с.
5. Анарина, Н.Г. Сакральная телесность японской художественной вещи / Н.Г. Анарина // Вещь в японской культуре. - М. : Восточная литература, 2003. - С. 185-201.
6. Бычкова, Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии: учебн. пособие / Т.А. Бычкова. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. - 50 с.
7. Цумтор. П. Об архитектуре. От увлечения вещами к самим вещам / П. Цумтор // ПроекйШГЖтПО^К - 2007. - № 18. - С. 131-139.
8. Japan Style architecture + interior + design. Tuttle Publishing. Boston-Rutland-VermontTokyo. 2005. - 228 p.