адаптация к международным стандартам и требованиям, предъявляемым к России как государству - участнику ВТО, должна проходить в рамках формирования Единого экономического пространства на территории РФ, Беларуси и Казахстана, на базе межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов.
Использованные источники
1. Муравьев И. Что изменилось после вступления России в ВТО? [Электронный ресурс] // EquipNet.ru: издание о бизнесе и технологиях. 13.11.2012. URL: http://www.equipnet.ru/ articles/power-mdustry/power-mdustry_1189.htmL
2. Потников А. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы: мнения политиков и экспертов [Электронный ресурс] // Голос Америки: информационный интернет-ресурс. URL: golos-ameriki.ru.
3. Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Российская газета. 2012. 23 июля.
4. Вельяминов М. Международное экономическое право и процесс: учебник. М.: Вольтерс Клувер, 2004.
5. Дэйвис Г. Право внутреннего рынка Европейского союза: учебное пособие. Киев: Знание-Пресс, 2004. (Сер. «Европейское право»).
6. Внешнеэкономический сервер РОССИЯ - ЭКСПОРТ - ИМПОРТ. URL: http://www. rusimpex.ru/.
7. Виртуальная Таможня: информационно-консультационная система по вопросам таможни и таможенного законодательства. URL: http://www.vch.ru/.
В. а. Жбанков
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
В статье рассмотрены содержание понятия «таможенные преступления», краткая история законодательной регламентации борьбы с ними. Осуществлен анализ законодательной регламентации в различные периоды и показано ее влияние на состояние борьбы с таможенными преступлениями. Изложены рекомендации по совершенствованию указанной деятельности.
Ключевые слова: таможенные преступления; свойства таможенных преступлений; законодательная регламентация борьбы с таможенными преступлениями; контрабанда; неуплата таможенных платежей; репатриация денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ.
На таможенные преступления в науках уголовно-правового цикла обратили внимание после введения в действие Уголовного кодекса РФ (УК РФ) 1996 г., предусматривавшего уголовную ответственность по ст. 188, 189, 190, 193, 194 гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». В соответствии с действовавшим уголовно-процессуальным законодательством таможенные органы были
наделены правом производства дознания по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ и проведения неотложных следственных действий по ч. 2, 3, 4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ.
В юридической литературе уделялось определенное внимание таможенным преступлениям. В частности, они рассматривались в работах О. А. Берзинь, В. Г. Беспалько, А. А. Витвицкого, Б. В. Волженкина, Л. Д. Гаухмана, Ю. П. Гар-маева, А. Ю. Гончан, Т. А. Дикановой, В. А. Жбанкова, С. Ю. Ивановой, Н. А. Ло-пашненко, С. В. Максимова, В. И. Михайлова, А. В. Нестерова, А. Г. Никольской, Т. В. Пинкевич, Д. А. Постновой, Б. А. Султановой, Ю. И. Сучкова, А. М. Фатхут-диновой, А. Ф. Федорова, Н. П. Фесенко, А. И. Чучаева, П. С. Яни и др.
Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных указанной проблеме, до сих пор остаются дискуссионными вопросы, связанные с определением понятия «таможенные преступления», выявлением особенностей уголовно-правовой и криминалистической классификации таможенных преступлений и т. д. Следует отметить, что существенное расхождение наблюдается, прежде всего, в формулировке дефиниции термина «таможенные преступления». Позиции ученых по этому вопросу нами рассмотрены ранее [1, с. 8-10]. Проанализировав их, мы пришли к выводу, что при определении содержания понятия «таможенные преступления» необходимо учитывать следующее: а) они совершаются в сфере таможенного дела; б) существенно нарушают деятельность таможенных органов по реализации их целей и задач; в) совершаются при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу; г) отнесены уголовно-процессуальным законодательством к подведомственности таможенных органов.
В связи с этим под таможенными преступлениями мы понимаем уголовно наказуемые противоправные деяния, существенно нарушающие деятельность таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством, совершаемые в сфере таможенного дела при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, по которым таможенные органы в соответствии с действующим процессуальным законодательством наделены правом производства дознания и проведения неотложных следственных действий.
Специфическими свойствами таможенных преступлений являются: повышенная общественная опасность, транснациональность, многообъектность, ла-тентность, бланкетность, совершение, как правило, организованными преступными формированиями [1, с. 19-51]. Указанные свойства обусловливают необходимость усиления борьбы с ними.
Для производства дознания и проведения неотложных следственных действий в таможенных органах приказом ГТК России от 13.01.1994 № 7 «О создании отделов дознания в таможенных органах Российской Федерации» были созданы подразделения дознания, которые в соответствии с предоставленными им процессуальными полномочиями осуществляли процессуальную деятельность по указанным выше преступлениям. В период 1994-2010 гг. таможенные органы накопили значительный опыт по выявлению, расследованию и предупреждению таможенных преступлений, из года в год повышая качественные и количественные показатели своей деятельности. Так, если в 1994 г. ими было возбуждено 2 265 уголовных дел, то в 2009 г. - 5 757 [2].
Однако начиная с 2010 г. таможенные органы были поставлены в качественно новые условия деятельности, существенно повлиявшие на результаты борьбы с таможенными преступлениями, в связи с принятием ряда федеральных законов, в частности: Федерального закона от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 60); Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 420); Федерального закона от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (ФЗ № 134).
Федеральные законы № 60 и № 420 были приняты в рамках либерализации уголовной ответственности за экономические преступления. Так, ФЗ № 60 внесены изменения в примечание к ст. 169 УК РФ: крупным размером стала признаваться сумма 1 500 000 руб., а особо крупным - 6 000 000 руб. Невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте признаются деяниями, совершенными в особо крупном размере, если сумма превышает 30 000 000 руб.
Увеличение сумм крупного и особо крупного размеров применительно к вышеуказанным преступлениям привело к декриминализации деяний, не соответствовавших установленным показателям, и, следовательно, снижению количества возбужденных уголовных дел (4 116 дел в 2010 г.). Этим был нанесен значительный ущерб экономической безопасности РФ. Так, резко возросла сумма невозврата валютных средств: в 2010 г. она составила 116,3 млрд. руб. - в два раза больше, чем в 2009 г., и в восемь раз больше, чем в 2008 г. [3, с. 47].
В период с января по август 2010 г. таможенными органами было выявлено 8 943 случая нарушений валютного законодательства, связанных с представлением в уполномоченные банки подложных документов, обосновывающих перевод за рубеж иностранной валюты, эквивалентной 269,8 млрд. руб., а также массовые случаи невозврата в Россию валютных средств на сумму, эквивалентную 404,4 млрд. руб., в связи с неввозом на территорию России товаров по внешнеторговым оплаченным контрактам. Причем в подавляющем большинстве случаев (83%) упомянутые нарушения сопровождались представлением в банки подложных документов (фиктивных таможенных деклараций).
Вместе с тем по указанным фактам в 2010 г. было возбуждено по признакам совершения преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, всего лишь 210 уголовных дел. В остальных случаях в возбуждении уголовных дел отказывалось в связи с дроблением незаконно оставляемых за рубежом денежных сумм по конкретной сделке до сумм, не превышающих 30 000 000 руб., либо по причине того, что такого рода нарушения валютного законодательства, в силу сугубо формальных причин, не охватывались признаками объективной стороны данного преступления [1, с. 47-48].
Федеральным законом № 420 декриминализирована ст. 188 УК РФ «Контрабанда»; введены ст. 226.1, 229.1 УК РФ; установлен крупный размер штрафа за невозвращение культурных ценностей - 1 000 000 руб.; снижены показатели крупного и особо крупного размеров при уклонении от уплаты таможенных платежей (крупным размером определена сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышающая 1 000 000 руб., с организаций -2 000 000 руб., а особо крупным размером: с физического лица - 3 000 000 руб.,
с организаций - 10 000 000 руб.); таможенные органы были лишены права производства дознания.
Декриминализация товарной контрабанды нанесла существенный урон экономической и иной безопасности России, поскольку предоставила возможность криминальным элементам беспрепятственно вывозить из страны ее национальные ресурсы, в том числе в виде платины, золота, драгоценных камней, валютные средства. Именно они вывозились за рубеж в последующий период в весьма значительных объемах [1, с. 20-21].
Последствия декриминализации товарной контрабанды в определенной степени должны были компенсироваться введением ст. 226.1 УК РФ, в ч. 1 которой среди других объектов контрабанды указаны стратегически важные товары и ресурсы. В примечании 1 к указанной статье отмечено, что «перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством РФ». Однако постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» было принято только через девять месяцев после отмены товарной контрабанды. Перечень включает стратегически важные товары, стратегически важные ресурсы и стратегически важные ресурсы флоры и фауны. В течение девяти месяцев данные объекты безнаказанно перемещались в зарубежные страны, как правило, организованными преступными сообществами, действующими по предварительному сговору, с использованием уставно-регистрационных документов и банковских счетов подставных юридических лиц, украденных паспортов и т. д. Именно в указанный период таможенными органами выявлены факты противоправного перемещения из России в зарубежные страны продукции топливно-энергетического комплекса на сумму 109 млн. долл. США, леса и лесоматериалов - на 172 млн. долл. США, металлов - на 117,5 млн. долл. США, этилового спирта и алкогольной продукции - на 4 млн. долл. США, продуктов питания - на 108 млн. долл. США, биоресурсов - на 24,5 млн. долл. США, а также валютных средств [1, с. 45-46].
Сторонники гуманизации уголовного законодательства [4] обосновывали декриминализацию контрабанды тем, что в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением и, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, а ответственность за это в полной мере предусмотрена ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». Таким образом, уголовная ответственность за эти преступления компенсируется привлечением к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Однако на практике переквалификация контрабанды на уклонение от уплаты таможенных платежей весьма затруднительна и осуществлялась лишь в исключительных случаях.
По данным Московской межрегиональной транспортной прокуратуры [5], после декриминализации контрабанды, по состоянию на 31 декабря 2011 г., прекращено 1 088 уголовных дел о контрабанде. Из них выделено только 165 материалов, по которым необходимо дать оценку совершения деяний по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». При этом отмечается, что: а) ст. 188 УК РФ содержала исчерпывающий перечень способов контрабанды, а в ст. 194 УК РФ они не указаны,
что создает трудности при установлении способа совершения преступления и стадии возникновения умысла по его реализации (по этой причине в суд не направлено еще ни одного дела по ст. 194 УК РФ); б) установление умысла чрезвычайно сложно в случае дробления перемещаемого груза на несколько мелких партий; в) если раньше уголовные дела о неуплате таможенных платежей относились к компетенции дознавателей таможенных органов, которые осуществляли оперативное сопровождение всего процесса дознания, то теперь дознаватели проводят только неотложные следственные действия в течение 10 дней и не могут оказать действенную помощь следователям Следственного комитета РФ; г) спектр оценки деяний ныне действующей ст. 194 УК РФ намного уже, чем ранее действовавшей ст. 188 УК РФ, что создает основы для свободного трактования и порождает предпосылки коррупционной составляющей.
Декриминализация контрабанды привела к массовому прекращению уголовных дел, возбужденных по ч. 1 ст. 188 УК РФ, в том числе и в отношении лиц, занимавших высокие государственные должности. Так, следственный департамент МВД России прекратил уголовное дело в отношении руководителей фирмы «Медика», которых обвинили в контрабанде томографа. Данное дело вызвало громкий коррупционный скандал, в котором оказались замешанными начальник Главного следственного управления ГУ МВД России по г. Москве и его подчиненная, арестованная за вымогательство взятки в 3 000 000 долл. США [6].
Прекращено уголовное дело в отношении бывшего руководителя МВД Бурятии, которому вменялось 59 эпизодов контрабанды, заключавшейся в систематическом перемещении в составе организованной группы лиц товаров в крупном размере через границу России в зоне деятельности таможенных постов Южного таможенного управления ФТС России [7].
Федеральным законом № 420-ФЗ таможенные органы были лишены права производства дознания, что привело к устранению их заинтересованности в выявлении таможенных преступлений [3, с. 50], а также к сокращению численности дознавателей. В результате этого резко уменьшилось число возбужденных уголовных дел. Так, если в 2011 г. было возбуждено 4 539 уголовных дела, то в 2012 г. -только 1 612 дел.
Таким образом, в результате новелл, внесенных ФЗ № 60 и ФЗ № 420 в УК РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), возросло количество прекращенных уголовных дел, а также приостановленных производством; снизилась раскрываемость таможенных преступлений. При этом раскрываемость преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, за 2011 г. составила 13,3%, с обвинительным заключением (актом) в суд направлено только три уголовных дела, что на 88,5% меньше, чем в 2010 г. [3, с. 51].
Принятие указанных выше законов вызвало неоднозначную реакцию в обществе и подверглось резкой критике со стороны ряда ученых, в частности Т. А. Ди-кановой [3, 8], В. А. Жбанкова [1], В. И. Остапенко [8] и др.
В работах указанных авторов отмечалось, что увеличение сумм, определяемых как крупный размер, для ст. 188, 193, 194 УК РФ не обосновывалось ни данными официальной статистики, характеризующей состояние законности и преступности в таможенной сфере, ни данными исследования о масштабах ла-тентности этих преступлений.
вестник российской таможенной академии • № 1 • 2014
Что касается товарной контрабанды, то она, как и контрабанда оружия или наркотиков, совершается в основном организованными преступными формированиями, а потому является тяжким преступлением и подпадает под действие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которую Россия ратифицировала.
Весьма конструктивную позицию относительно гуманизации экономической преступности и декриминализации контрабанды заняло Главное управление таможенных расследований и дознания ФТС России, обратив особое внимание на масштабы «бегства капитала» из России (18,7 млрд. долл. США в 2002 г., 49 млрд. долл. США в 2012 г. и 62 млрд. долл. США в 2013 г.) [9] и контрабандное перемещение валютных средств (за период с января 2012 г. по март 2013 г. таможенными органами выявлено 8 664 случая недекларирования либо недостоверного декларирования валютных средств на сумму 4 390,4 млн. руб.).
В связи с этим ФТС России в Государственную Думу РФ был направлен пакет документов, содержащих предложения по усилению борьбы с таможенными преступлениями, в том числе и о внесении изменений в УПК РФ и УК РФ, касающихся ст. 193 УК РФ. Управлением предложена новая редакция ст. 193, 193.1 УК РФ.
Предложения научных и практических работников о необходимости усиления законодательной аргументации по борьбе с таможенными преступлениями частично были восприняты законодателем в ФЗ № 134. Законом введены новые статьи - ст. 193.1 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» и ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»; сформулирована новая редакция ст. 193 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов»; в ст. 194 УК РФ снижен крупный размер суммы неуплаты таможенных платежей с 3 000 000 руб. до 1 000 000 руб., а особо крупным размером признается сумма, превышающая 3 000 000 руб.
Федеральным законом № 134 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дополнена п. 9, наделившим дознавателей таможенных органов правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» и ч. 1 ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» УК РФ, а в новой редакции п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ к компетенции таможенных органов отнесено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, ч. 3, 4 ст. 194, ч. 2 ст. 200.1), гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» (ст. 226.1), гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (ст. 229.1) УК РФ.
Вследствие этого таможенные органы снова были наделены правом производства дознания по уголовным делам, отнесенным к их компетенции, а перечень преступлений, по которым они правомочны проводить неотложенные следственные действия, был значительно расширен.
В дальнейшем Федеральным законом от 02.07.2013 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 150)
[10] к стратегически важным товарам, ресурсам и культурным ценностям были добавлены особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их части и производные. Крупным размером признается стоимость культурных ценностей выше 100 000 руб.
Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, для целей ст. 226.1 и 258.1 УК РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 № 978.
Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Существенное влияние на состояние борьбы с таможенными преступлениями оказывает законодательная регламентация деятельности по их выявлению, расследованию и предупреждению. Она прошла длительный и отнюдь не простой путь. Так, принятие в период 2010-2011 гг. ряда федеральных законов (ФЗ № 60 и ФЗ № 420) не способствовало усилению борьбы с рассматриваемыми деяниями. Указанные законы были приняты без анализа состояния таможенной преступности и ее влияния на экономическую и иные виды безопасности РФ, а также без широкого обсуждения юристами - учеными и практическими работниками.
2. Федеральный закон № 150, принятый в 2013 г., значительно расширил возможности таможенных органов в борьбе с таможенными преступлениями. Вместе с тем имеются весьма значительные резервы по совершенствованию уголовно-правовой и уголовно-процессуальной регламентации борьбы с таможенными преступлениями. Так, в уголовно-правовом отношении нормы таможенных преступлений являются бланкетными, что создает весьма значительные трудности при их применении. В частности, в российском и международном законодательстве отсутствуют единые подходы к определению понятия «культурные ценности» и т. д.
3. Что касается уголовно-процессуального аспекта, то следует расширить перечень преступлений, отнесенных к подведомственности таможенных органов, в частности, за счет ст. 327, 327.1 УК РФ, а также рассмотреть вопрос о создании в таможенных органах следственных подразделений.
Использованные источники
1. Жбанков В. А. Криминалистическая характеристика таможенных преступлений: монография. М., 2012.
2. Информация Управления таможенных расследований и дознания ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/index. php?option-com_newsfts&view-category&id-55&Itemid-1958 (дата обращения: 14.01.2014).
3. Диканова Т. А. Криминологическая защита таможенной границы // Преступность, национальная безопасность, бизнес / под общ. ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2012.
4. Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, направленный на гуманизацию уголовного законодательства [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/news/11495 (дата обращения: 14.01.2014).
5. В результате декриминализации статьи «Контрабанда» прекращено более тысячи дел [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/txt.asp?id=243721 (дата обращения: 14.01.2014).
6. Прекращено дело о контрабанде томографов на 3 млн. долл. США [Электронный ресурс]. URL: http://www.narodnie-recepti.ru/novosti/smi-prekrasheno-delo-o-kontrabande-tomografov-na-3-mln.html (дата обращения: 14.01.2014).
7. Особенности национальной декриминализации [Электронный ресурс]. URL: http://nnm. me/blogs/rus001/osobennosti-russkoy-dekriminalizacii/ (дата обращения: 14.01.2014).
8. Диканова Т. А., Остапенко В. И. Некоторые вопросы уголовно-правовой квалификации незаконного перемещения через таможенную границу сильнодействующих веществ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2012. № 5 (31).
9. Гладунов О. Содружество мошенников независимых государств [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/economy/article/69869/ (дата обращения: 14.01.2014).
10. Федеральный закон от 02.07.2013 № 150 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3442.