Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 2. - С. 143-161.
УДК342.951: 336.221
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, АЛТАЙСКОМ, КРАСНОДАРСКОМ И СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЯХ
Евсикова Е. В.
Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
В статье проводится анализ Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». На основе проведенного анализа автор вносит свои предложения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления и введения туристического налога: Федеральный закон № 214-ФЗ, предусматривающий проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры путем введения курортного сбора на территории Республики Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, вызывает больше вопросов, чем дает ответов на то, каким образом будут урегулированы правоотношения по введению курортного сбора на соответствующих территориях, кто будет освобождаться от уплаты курортного сбора, каким образом будет осуществляться контроль за соблюдением законодательства по проведению эксперимента по развитию курортной инфраструктуры и введению курортного сбора, какой порядок и меры привлечения к ответственности, а самое главное, получается, что от уплаты курортного сбора будут освобождаться лица, если они имеют место жительства на «территории эксперимента» или имеют право собственности на зарегистрированные в установленном порядке на «территории эксперимента» жилые дома (их доли) и (или) жилые помещения (их доли), т. е. на территории муниципального образования, входящего на территорию эксперимента, но не на территории Республики Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.
Ключевые слова налоги и сборы, система налогов и сборов Российской Федерации, региональные налоги, местные налоги и сборы, курортный сбор, туристический налог, курортно-туристская инфраструктура, Республика Крым.
Актуальность темы. В силу специфики налоговых правоотношений проблемы их законодательного урегулирования были и остаются актуальными и привлекают к себе все больше внимания как со стороны ученых, так и со стороны практиков, а также простых граждан, которые составляют основную массу такой категории участников налоговых правоотношений, как налогоплательщики [1, с. 149].
Происходящие сегодня процессы в сфере законодательного урегулирования и регламентации налоговых правоотношений выдвигают на первый план проблемы качественного и обоснованного с научной и практической точек зрения закрепления на законодательном уровне обязанности по уплате курортного (туристического) сбора, речь о введении которого в Российской Федерации в целом и в отдельных ее регионах ведется уже достаточно давно [2].
Необходимость введения курортного сбора поддержана и со стороны руководства страны. Так, Президент Российской Федерации Владимир Путин еще в августе 2016 г. дал поручение Правительству РФ в срок до 1 марта 2017 г. внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие введение курортного сбора, доходы от которого могут быть направлены на развитие
143
санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. При этом курортный сбор должен быть минимальным и незаметным для отдыхающих [3].
Отметим, что 23.06.2017 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект, внесенный Правительством 04.05.2017 г., а 19.07.2017 г. приняла окончательный вариант Федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» от 29.07.2017 г. №214-ФЗ (далее - ФЗ № 214-ФЗ) [4] в силу чего изучение проблем законодательного урегулирования введения курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях является актуальным.
Основной текст. За последние 25 лет налоговая система Российской Федерации много раз претерпевала существенные изменения, направленные на оптимизацию налоговой системы в целом, ее развитие и совершенствование с целью ориентации не на фискальную функцию налогов и сборов, но и на регулирующую, что вполне оправданно в условиях перехода к рыночной форме хозяйствования. Указанные изменения были обусловлены необходимостью дальнейшего усовершенствования концептуальной основы развития системы налогов и сборов в Российской Федерации с учетом правовых особенностей, функций и специальных юридико-организационных принципов каждого вида налогов и сборов указанной системы (федеральных, региональных, местных) [5, с. 137].
Следует отметить, что ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) изначально предусматривала 7 видов региональных налогов и сборов [6], а в редакции, действующей с 1 января 2005 г., предусматривала уже 3 вида региональных налогов, существующих и сегодня: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3)транспортный налог.
Система региональных и местных налогов (сборов) является составной частью национальной налоговой системы. Однако существование региональных и местных налогов (сборов) должно отвечать, в первую очередь, интересам субъекта РФ или местного сообщества, поскольку региональные или местные налоги (сборы) являются самостоятельными источниками доходной части их бюджетов.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Вместе с тем, ст. 15 НК РФ изначально предусматривала 5 видов местных налогов и сборов, а именно:1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы [6]. Однако ст. 15 НК РФ в редакции, действующей с 1 января
144
2005 г., предусматривала уже 2 вида местных налогов: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц [7], к которым сегодня добавлен еще торговый сбор.
Напомним, что местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ.
Следует отметить, что местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
В то же время представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Кроме того, при установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
Для возникновения налогового правоотношения, связанного с взиманием местных налогов (сборов), необходимо не только их установить, т. е. определить все элементы налогообложения, но и ввести в действие данные налоги (сборы).
Введение местного налога (сбора) охватывает следующие действия органов власти местного самоуправления: во-первых, придание обязательной силы описанию элементов налогообложения, а во-вторых, введение налога (сбора) включает и сам факт принятия уполномоченным местным органом решения о взимании соответствующего налога или сбора.
Введение местного налога (сбора) придает юридическую силу установленным элементам налогообложения, вследствие чего и возникает налоговое правоотношение, а также достигается цель налога. Причем, если установление налога (сбора) муниципального образования ограничивается федеральным законодателем, то его введение находится в исключительной компетенции муниципального образования, представительные органы которого самостоятельно осуществляют непосредственное введение местного налога (сбора).
145
Следует отметить, что при установлении правовых особенностей местных налогов и сборов необходимо учитывать как основное функциональное назначение налоговых платежей - принудительное изъятие части доходов физических и юридических лиц, так и определенный законодательством специальный порядок установления и взимания местных налогов и сборов, а именно: местные налоги и сборы устанавливаются представительными органами местного самоуправления в рамках их компетенции; уплачиваются в денежной форме и зачисляются полностью в местный бюджет; взимаются в целях обеспечения деятельности муниципальных органов по решению вопросов местного значения [8, с. 11].
Таким образом, к особенностям местных налогов и сборов относится следующее: во-первых, поступления по этим платежам используются на нужды того муниципального образования, в пределах которого они собраны; во-вторых, муниципальные образования могут устанавливать только те налоги и сборы, которые закреплены в федеральном законе в качестве местных; в-третьих, установление местных налогов и сборов должно осуществляться в рамках, определенных федеральным законодательством; в-четвертых, муниципальные образования могут конкретизировать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; в-пятых, вторичное (производное) установление местных налогов (сборов) оформляется нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые должны содержать все необходимые элементы налогообложения (пока остается неопределенным хотя бы один из элементов налогообложения, местный налог не может считаться установленным и не может взиматься с налогоплательщиков; по отношению к сборам предъявляются менее жесткие требования, чем к налогам); в-шестых, налоги (сборы) муниципальных образований позволяют более полно учитывать разнообразные местные потребности.
Анализ ФЗ № 214-ФЗ позволяет выделить некоторые противоречия самого закона, на которые следует обратить внимание при разработке и принятии соответствующего закона в Республике Крым:
1) курортный сбор - это плата за пользование курортной инфраструктурой;
2) исходя из смысла ч. 2 ст. 1 ФЗ № 214-ФЗ, курортный сбор - является местным сбором, поскольку вводится в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, а не на территориях соответствующих субъектов, что соответствует принципам построения налоговой системы Российской Федерации, закрепленных в Налоговом кодексе Российской Федерации [9], который предусматривает, что в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, соответственно, региональные налоги устанавливаются законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а местные - вводятся в действие и прекращают действие на территориях соответствующих муниципальных образований, что предусмотрено и ФЗ № 214-ФЗ;
3) исходя из смысла ст. 5 ФЗ № 214-ФЗ, курортный сбор является региональным сбором, поскольку вводится законом соответствующего субъекта РФ, устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, т. е. доходы от
146
курортного сбора будут поступать в бюджет субъекта РФ, а не в местный бюджет, что еще раз подтверждает, что курортный сбор, по замыслу авторов ФЗ №214-ФЗ, является региональным сбором.
В то же время при разработке и принятии ФЗ № 214-ФЗ не учтено, что система налогов и сборов включает только региональные налоги, а именно: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, т. е. региональные сборы и, в частности, курортный сбор, НК РФ не предусмотрен. В свою очередь, к местным налогам и сборам относятся только земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор [15, с. 193].
Таким образом, курортный сбор будет устанавливаться ФЗ № 214-ФЗ и вводиться в действие законом соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого он будет взиматься, а также будет зачисляться в бюджет соответствующего субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент.
При этом законом субъекта Российской Федерации (далее - субъекта РФ) будет устанавливаться размер курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта РФ, перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, порядок информирования о результатах эксперимента законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о достижении показателей эффективности и перечня построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры. Также законом субъекта РФ будет определяться орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) курортного сбора, пеней и штрафов по нему.
Таким образом, курортный сбор, который предполагается ввести в Республике Крым, Алтайском Краснодарском и Ставропольском краях, в соответствии с правилами и принципами налогового законодательства Российской Федерации будет региональным, а не местным сбором. Однако на сегодняшний день в Российской Федерации нет региональных сборов, есть только три вышеуказанных региональных налога.
В то же время проблема законодательного урегулирования введения курортного сбора на территории Республики Крым, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях заключается в том, что ФЗ № 214-ФЗ не предусматривает внесение изменений и дополнений в НК РФ, который уже почти 20 лет играет роль так называемой «налоговой конституции Российской Федерации» и регламентирует все ключевые вопросы в сфере возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений в Российской Федерации и ее субъектах.
Исходя из того, что налог представляет собой устанавливаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности, обеспеченный возможностью применения принуждения, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, а сборы представляют собой обязательные безэквивалентные платежи, взимаемые на основании закона в форме отчуждения принадлежащих плательщику на праве
147
собственности денежных средств, уплачиваемые при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными государством органами и должностными лицами возложенных на них функций, можем утверждать, что исследуемый в данной работе обязательный платеж по своей юридической и экономической сущности более соответствует категории «налог», на основании чего для обозначения данного вида обязательного платежа предлагается использовать термин «налог», а не «сбор» как наиболее полно соответствующий [5, с. 138].
Так, ст. 12 НК РФ прямо предусматривает, что в Российской Федерации действуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы, предусмотренные НК РФ, и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. В свою очередь, федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, не могут устанавливаться и вводиться на территории Российской Федерации и ее субъектов.
На основании вышеизложенного возникает вопрос, как на территории Республики Крым, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях может быть введен курортный сбор, который не предусмотрен НК РФ и не входит в систему налогов и сборов Российской Федерации?!
В силу чего, в первую очередь, логично было бы внести изменения в ст. 14 НК РФ и включить курортный сбор в перечень региональных налогов и сборов, что даст вполне законные основания для его дальнейшего введения на территориях соответствующих субъектов путем разработки и принятия специальных законов субъектов РФ о введении курортного сбора на соответствующей территории. Однако учитывая то, что курортный сбор призван взиматься строго на развитие санаторно-курортного комплекса на территориях соответствующих муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента [3], целесообразно было бы включить курортный сбор в ст. 15 НК РФ - в перечень местных налогов и сборов, что даст возможность на местном уровне учитывать потребности и особенности каждой такой территории при установлении ставок курортного сбора и определении тех объектов туристической и курортной инфраструктуры, на нужды которых будут направляться доходы от взимания курортного сбора.
Тем более, что эксперимент планируется проводить посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
Анализ положений ст. 3 ФЗ № 214-ФЗ показывает, что разработчик очень поверхностно подошел к выработке ключевых понятий ФЗ № 214-ФЗ, используемых в целях введения курортного сбора, что просто недопустимо, учитывая сложность регулируемых отношений и проблематичность однозначного толкования и применения регулирующих их норм на практике.
Так, ч. 1 ст. 3 ФЗ № 214-ФЗ предусматривает понятие «курортная инфраструктура», под которым понимает совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары,
148
терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента, за исключением объектов системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог.
В то же время, разработчик не учитывает, что Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определяет и закрепляет такие понятия: «Курорт -освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры»; «Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения» [9].
В свою очередь, Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» содержит понятие «туристская индустрия» - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [10].
В силу чего нет необходимости повторного закрепления в ФЗ № 214-ФЗ тождественных и близких понятий, что может только еще больше запутать правоприменителя и не будет способствовать эффективности его реализации на практике.
Кроме того, ч. 1 ст. 3 ФЗ № 214-ФЗ предусматривает понятие «"оператор курортного сбора" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях», при этом не учитывая, что операторы курортного сбора по сути будут являться налоговыми агентами по данному виду сбора, поскольку на них возлагается обязанность по исчислению, удержанию у плательщиков курортного сбора и перечислению в соответствующий бюджет субъекта РФ суммы курортного сбора.
Таким образом, более правильным было бы закрепление в ФЗ № 214-ФЗ понятия «налоговые агенты по курортному сбору», а именно: «Налоговыми агентами по уплате курортного сбора являются: а) администрации гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другие заведения гостиничного типа, санаторно-курортные заведения; б) квартирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц на поселение в дома
149
(квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма; в) юридические лица или физические лица -индивидуальные предприниматели, которые осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях, и уполномочены на взимание курортного сбора соответствующим органом местного самоуправления, входящим в территорию эксперимента, на основе регистрации в качестве налогового агента в налоговом органе по месту предоставления услуг по пользованию курортной инфраструктурой».
Отметим, что развитие санаторно-курортного и туристского комплекса является приоритетным направлением развития экономики Республики Крым, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Так, согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р [11], туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджета, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.
В профильной Государственной программе развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 г. № 650 [12], Правительством Республики Крым, стратегической целью развития Крыма определено формирование современного международного туристского центра Российской Федерации, который будет соответствовать основным критериям: круглогодичности, востребованности и конкурентоспособности. Однако, несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных видов туризма, в настоящее время существует ряд общих проблем, тормозящих развитие туристской отрасли Республики Крым - неудовлетворительное состояние инфраструктуры на территории туристских регионов Республики Крым.
Таким образом, доходы от получения курортного сбора необходимо направлять не только на развитие санаторно-курортного комплекса, как обозначено в вышеуказанных поручениях Президента РФ [3], а на развитие курортно-туристской инфраструктуры в целом, поскольку туристская индустрия включает не только совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, а и объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, объекты общественного питания, объекты и средства развлечения, объекты познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. В силу чего для обозначения данного вида обязательного платежа предлагается использовать термин «туристический налог», а не «курортный сбор», как наиболее
150
полно соответствующий его юридической, экономической, социальной сущности
[2; 5].
Также в целях администрирования курортного сбора целесообразно использовать термин «курортно-туристская инфраструктура», который включает не только объекты лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности человека, содействовать поддержанию его жизнедеятельности, восстановлению и развитию физических сил, расположенные на территории эксперимента, но и объекты туристической инфраструктуры соответствующей местности, объекты культурного наследия, которые обеспечивают туристический поток в данном регионе.
Кроме того, ФЗ № 214-ФЗ предусматривает, что плательщиками курортного сбора будут являться все физические лица, находящиеся в объектах размещения более 24-х часов, за исключением льготников, к которым относятся:
- лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
- лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- инвалиды войны;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;
- инвалиды 1 и 2 группы;
- дети-инвалиды;
- дети в возрасте до 18 лет;
- малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
151
- лица, сопровождающие граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи»;
- лица, прибывшие на территорию эксперимента с целью получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;
- больные туберкулезом;
- лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, расположенных на территории эксперимента;
- лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
- лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;
- лица, имеющие на праве собственности зарегистрированные в установленном порядке на территории эксперимента жилые дома (их доли) и (или) жилые помещения (их доли);
- спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территории эксперимента;
- иные лица, определяемые субъектом Российской Федерации.
Однако субъекты РФ вправе установить законом субъекта РФ иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора, с учетом предложений муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента. По нашему мнению, к таким лицам можно отнести такие категории лиц, как:
1) лица, постоянно проживающие на территории Республики Крым;
2) лица, временно пребывающие, временно проживающие или постоянно проживающие на территории Республики Крым, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
3) лица в возрасте до 18-ти лет;
4) дети-инвалиды и лица, которые сопровождают детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);
5) лица, которые прибыли в командировку на территорию эксперимента;
6) лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования;
7) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
8) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку
152
Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
9) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
10) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
11) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
12) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
13) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
14) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
15) многодетные семьи, т. е. семьи, имеющие 3-х и более детей.
Кроме того, вызывает немало вопросов и порядок осуществления регионального государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований ФЗ № 214-ФЗ.
Так, ч. 1 ст. 11 ФЗ № 214-ФЗ предусматривает, что региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294 ФЗ) [13].
Так, положения ФЗ № 2194-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), к которым относится и налоговый контроль, т. е. деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [6, ст. 82].
Таким образом, положения ФЗ № 294-ФЗ никак не могут распространяться на отношения по проведению эксперимента по развитию курортной инфраструктуры и
153
введению курортного сбора, поскольку данные правоотношения по сути своей является налоговыми правоотношениями, т. е. гарантированными силой государственного принуждения общественными отношениями, которые возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с нормами налогового законодательства и юридическими фактами между плательщиками налогов и сборов, контролирующими органами и иными субъектами этих отношений по поводу установления, введения, изменения, приостановления, администрирования, отмены налогов и сборов, их уплаты плательщиками налогов и сборов в доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов, то есть исполнения налоговой обязанности плательщиков налогов и сборов по налоговой регистрации, ведению налогового учета, подаче налоговой отчетности, погашению налогового обязательства и реализации полномочий контролирующих органов по исчислению, контролю и обеспечению внесения соответствующих сумм налогов и сборов, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения, а также отношения по обжалованию уведомлений, требований, решений, действий или бездействия контролирующих органов и их должностных лиц [14, с.152].
Следовательно, для осуществления контроля за соблюдением законодательства о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры и введению курортного сбора уполномоченными должными лицами должны применяться соответствующие положения НК РФ, регламентирующие порядок, формы и сроки проведения контрольных мероприятий, в частности, камеральных и выездных проверок, а также оформление результатов их проведения.
Также ч. 2 ст. 11 ФЗ № 214 ФЗ предусматривает, что законодательством субъекта РФ будет устанавливаться ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов РФ, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта РФ.
В то же время, при введении региональных налогов (транспортного налога, налога на игорный бизнес, налога на имущество организаций) и местных налогов и сборов (земельного налога; налога на имущество физических лиц; торгового сбора) соответствующим законодательством субъектов РФ или нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления никакая дополнительная ответственность не предусматривается, кроме той, которая предусмотрена положениями НК РФ, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или Уголовным кодексом Российской Федерации.
Т. е. ответственность за нарушение порядка и сроков исчисления, удержания, уплаты и перечисления курортного сбора для плательщиков курортного сбора и налоговых агентов по курортному сбору, в частности, операторов курортного сбора, должна быть предусмотрена именно на уровне НК РФ.
Таким образом, ФЗ № 214-ФЗ, предусматривающий проведение эксперимента по развитию курортной инфраструктуры путем введения курортного сбора на территории Республики Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае, вызывает больше вопросов, чем дает ответов на вопрос, каким образом будут урегулированы правоотношения по введению курортного сбора на соответствующих территориях, кто будет освобождаться от уплаты
154
курортного сбора, каким образом будет осуществляться контроль за соблюдением законодательства по проведению эксперимента по развитию курортной инфраструктуры и введению курортного сбора, какой порядок и меры привлечения к ответственности, а самое главное, получается, что от уплаты курортного сбора будут освобождаться лица, если они имеют место жительства на «территории эксперимента» или имеют на праве собственности зарегистрированные в установленном порядке на «территории эксперимента» жилые дома (их доли) и (или) жилые помещения (их доли), т. е. на территории муниципального образования, входящей в территорию эксперимента, но не на территории Республики Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, в итоге мы придем к ситуации, когда в силу неправильной законодательной формулировки жители Крыма, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев будут обязаны платить курортный сбор при пребывании на отдыхе в своем субъекте РФ, если на территории соответствующего муниципального образования, где они пребывают, у них нет места жительства или зарегистрированных в установленном порядке жилого дома (их доли) и (или) жилого помещения (их доли).
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, следует дополнить Раздел Х НК РФ «Местные налоги и сборы» Главой 34 «Туристический налог», а именно:
Статья 419. Общие положения.
Туристический налог - это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который уплачивается гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований.
Туристический налог - это местный налог, средства от которого зачисляются в местный бюджет.
Статья 420. Налогоплательщики.
1. Налогоплательщиками туристического налога признаются физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, прибывающие на территорию соответствующего муниципального образования, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического налога и получают (потребляют) услуги по временному проживанию (ночлегу) при обязательстве оставить место пребывания в указанный срок.
2. Плательщиками туристического налога не являются лица, которые:
1) постоянно (временно) проживают (пребывают), в том числе на условиях договоров найма, на территории соответствующего муниципального образования, советами которых установлен такой налог;
2) прибыли в командировку;
3) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
4) инвалиды, дети-инвалиды и лица, которые сопровождают инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);
5) прибыли по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, которые имеют лицензию на медицинскую практику и аккредитацию
155
федерального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере здравоохранения;
6) дети возрастом до 18 лет;
7) участники Гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
8) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
9) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча"» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
10) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
11) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
14) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
15) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
16) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
17) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
18) родители, супруги и дети военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
156
19) студенты государственных вузов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации.
3. С целью подтверждения правомерности предоставления льготы налоговый агент должен иметь копии соответствующих документов, подтверждающих принадлежность лица к льготной категории. Лица, которые не предоставили соответствующие документы, удостоверяющие их принадлежность к льготной категории, являются плательщиками туристического налога на общих основаниях.
Документами, подтверждающими право на льготу, являются:
- паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, подтверждающий постоянное (временное) проживание (пребывание) в Российской Федерации, в том числе на условиях договоров найма, на территории соответствующего муниципального образования, советами которых установлен такой налог;
- свидетельство о рождении;
- удостоверение соответствующей государственной награды;
- приказ (распоряжение) о направлении работника предприятия в командировку с указанием: пункта назначения, названия предприятия, куда командирован работник, срока и цели командировки (связь такой командировки с основной деятельностью предприятия подтверждают: приглашение принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью предприятия, направляющего в командировку; заключенный договор или контракт; другие документы, устанавливающие или удостоверяющие желание установить гражданско-правовые отношения; документы, удостоверяющие участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, проводимых по тематике, совпадающей с деятельностью направляющего предприятия);
- путевка (денежный документ, гарантирующий его владельцу получение услуг в санаторно-курортных учреждениях, пансионатах, которые реализовали эту путевку);
- курсовка (денежный документ, гарантирующий его владельцу амбулаторно-курортное лечение непосредственно на курорте, является разновидностью путевок, дающих право на прохождение амбулаторно-курсового лечения и лечебное питание);
- пенсионное удостоверение, иное удостоверение, подтверждающее статус лица и его принадлежность к одной из категорий, дающих право на получение льготы по уплате туристического налога;
- студенческий билет;
- иные документы, подтверждающие статус лица и его принадлежность к одной из категорий, дающих право на получение льготы по уплате туристического налога.
Лица, которые сопровождают инвалидов I группы или детей-инвалидов, для подтверждения права на льготу предоставляют документ, который удостоверяет это лицо.
4. Налоговым агентам необходимо иметь копии соответствующих документов, подтверждающих принадлежность к льготной категории, а путевки и курсовки должны быть оригинальными. Лица, не предоставившие такие документы, являются плательщиками туристического налога.
157
Статья 421. Налоговые агенты по плате туристического налога.
Налоговыми агентами по уплате туристического налога являются:
а) администрации гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и других заведений гостиничного типа, санаторно-курортных заведений;
б) квартирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;
в) юридические лица или физические лица - индивидуальные предприниматели, которые уполномочиваются сельским, поселковым или городским советом взимать налог на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.
Статья 422. Объект налогообложения, налоговая база и ставки туристического налога.
1. Объектом обложения туристическим налогом являются услуги по временному проживанию (ночлегу) в санаторно-курортных, оздоровительных организациях, кемпингах, гостиницах, базах отдыха, общежитиях, домах (квартирах), принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма, и т. д.
2. База налогообложения туристическим налогом определяется исходя из стоимости проживания (ночлега) налогоплательщика у налоговых агентов.
3. В стоимость проживания не включаются расходы на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, глажка, почин одежды, обуви или белья), телефонные счета, оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (выезд), обязательное страхование, расходы на устные и письменные переводы, иные документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда.
4. Ставки туристического налога, взимаемого на территории соответствующего муниципального образования, устанавливаются в размере от 0,5 % до 1 % от базы налогообложения туристическим налогом решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета.
Статья 423. Налоговый период туристического налога. Порядок исчисления, взимания и уплаты туристического налога.
1. Налоговым периодом туристического налога признается календарный квартал.
2. Сумма туристического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки туристического налога.
3. Налоговые агенты взимают туристический налог во время предоставления услуг, связанных с временным проживанием (ночевкой), и отмечают сумму оплаченного налога отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание.
4. Уплата туристического налога осуществляется налоговыми агентами путем перечисления соответствующих сумм (исчисленную в соответствии с налоговой декларацией за отчетный (налоговый) квартал) в местные бюджеты не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
5. Налоговые агенты составляют и подают в налоговые органы квартальную налоговую декларацию туристического налога не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
158
6. При проживании лица в палатке, автомашине и т. д. туристический сбор уплачивается в течение 3-х дней с момента прибытия на территорию соответствующего муниципального образования в банковские учреждения или органы местного самоуправления муниципальных образований единоразово в размере 500 руб. При перемене таким плательщиком места проживания в пределах территории муниципального образования налог повторно не взимается. Порядок взимания и уплаты туристического налога в данном случае устанавливается органами местного самоуправления муниципальных образований.
Статья 424. Расходование средств туристического налога.
Средства, поступающие от уплаты туристического налога в соответствии со сметой расходов, утверждаемой органами местного самоуправления, вправе направляться ими на:
- развитие общекурортной и туристической инфраструктуры соответствующей местности;
- проведение комплекса научно-исследовательских, археологических и гидрогеологических работ, обеспечивающих санитарную охрану и рациональное использование природных лечебных ресурсов, охрану памятников природы и объектов культурного наследия;
- берегоукрепительные мероприятия;
- разработку и корректировку проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны территорий соответствующего краевого и местного значения;
- маркетинг, рекламу курортов, курортных местностей и туристических объектов.
Статья 425. Меры ответственности.
1. За нарушение установленного порядка исчисления, взимания и уплаты туристического налога и расходования средств, поступающих от его уплаты, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если такие действия не подпадают под признаки административной или уголовной ответственности.
2. Неначисление, неудержание, неуплата (неперечисление) налога налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, влечет за собой применение штрафа в размере 100 процентов суммы налога, которая подлежит начислению и уплате в местный бюджет.
3. Те же действия, совершенные повторно в течение года, приведут к наложению штрафа в 10-тикратном размере от суммы налога, которая подлежит начислению и уплате в местный бюджет.
Список литературы:
1. Евсикова Е. В. Систематизация основных подходов к определению понятия «налоговые правоотношения» / Е. В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 4 (83). - С. 149— 152.
2. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. Проблемы установления и взимания туристического налога в Российской Федерации и Республике Крым / Е. В. Евсикова, В. В. Жигулина. - Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - № 2 (32). - С. 172-176.
3. Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов. URL : http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/52943 (дата обращения 25.10.2017).
159
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.05.2017г. № «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при его рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации». URL : http://docs.cntd.ru/document/456062882. (дата обращения 25.10.2017).
5. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. К вопросу о введении туристического налога (сбора) в Российской Федерации / Е. В. Евсикова, В. В. Жигулина // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 3 (94). -С. 137-139.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (31 июля 1998 г. № 146-ФЗ). URL : http:// http://www.fsetan.ru/library/doc/nalogovyij -kodeks-rossij skoj -federatsii-chast-pervaya/#mark_105061. (дата обращения 25.10.2017).
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 декабря 2006 года) (редакция, действующая с 1 марта 2007 года). URL : http://www.fsetan.ru/library/doc/nalogovyij-kodeks-rossijskoj-federatsii-chast-pervaya/#mark_105061. (дата обращения 25.10.2017).
8. Герасименко Н.В. Правоые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов: автореф. дисс. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Герасименко Наталья Васильевна. М., 2002. - 26 с.
9. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями). URL : http://base.garant.ru/10108541/1/#block_100. (дата обращения 25.10.2017).
10. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL : http://base.garant.ru/136248/1/#block_100. (дата обращения 25.10.2017).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р г. Москва «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». URL : https://rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html.
12. Постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 г. N 650 «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы» (с изменениями и дополнениями). URL : http://base.garant.ru/43815824/#block_21. (дата обращения 25.10.2017).
13. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями). URL : http://base.garant.ru/12164247/. (дата обращения 25.10.2017).
14. Евсикова Е. В. Систематизация основных подходов к определению понятия «налоговые правоотношения» / Е. В. Евсикова // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 4 (83). - С. 149152.
15. Оголь В. Л., Евсикова Е. В. Проблемы и перспективы развития курортной инфраструктуры в Республике Крым в контексте введения и взимания курортного сбора / В. Л. Оголь, Е. В. Евсикова / «Молодая наука». Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Научный редактор Н. Г. Гончарова. - Ялта, 27-28 октября 2017 г. - Симферополь: Издательство: Ариал. - С. 193-195.
Evsikova E.V. Problems of legislative settlement of introduction of resort collection are in Republic of Crimea, Altaian, Krasnodar and Stavropol edge // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 3 (69). № 2. - Р. 144-162.
In article the analysis of the federal law "About Carrying Out an Experiment on Development of Resort Infrastructure in the Republic of Crimea, the Altai Territory, the Krasnodar Territory and the Stavropol Territory." On the basis of the analysis, the author makes his suggestions on introducing amendments and additions to the Tax Code of the Russian Federation regarding the establishment and introduction of a tourist tax: Federal law № of 214-ФЗ, providing for realization of experiment on development of resort infrastructure by introduction of resort collection on territories of Republic of Crimea, Altaian edge, Krasnodar edge and Stavropol edge, causes more questions, than gives answers about that, how will be well-regulated legal relationship on introduction of resort collection on corresponding territories, who will rid of inpayment of resort collection, how will come true control after the observance of legislation on realization of experiment on development of resort infrastructure and introduction resort collection, what order and measure bringing in to responsibility, and
160
EecuKoea E. B.
most important, turn out, that from inpayment resort collection will freed person, if them have place inhabitation on "territory experiment" or have on right of ownership, registered in accordance with established procedure on "territory experiment" dwelling-house (their stakes) and (or) dwelling apartment (their stakes), i.e. on territory municipal education, included in territory of experiment, but not on territory of Republic of Crimea, Altaian, Krasnodar and Stavropol edge
Keywords: taxes and fees; system of taxes and fees of the Russian Federation; regional taxes; local taxes and fees; resort collecting; tourist tax; resort and tourist infrastructure; Republic of Crimea.
Spisok literaturi:
1. Evsikova E. V. Sistematizaciya osnovnyh podhodov k opredeleniyu ponyatiya «nalogovye pravootnosheni-ya» / Evsikova E.V. // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2015. - № 4 (83). - S. 149-152.
2. Evsikova E. V., Zhigulina V. V. Problemy ustanovleniya i vzimaniya turisticheskogo naloga v Rossijskoj Federacii i Respublike Krym / Evsikova E.V., Zhigulina V.V. - Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 2 (32). S. 172-176.
3. Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya prezidiuma Gossoveta o povyshenii investicionnoj privleka-tel'nosti rossijskih kurortov. URL : http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/52943.
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 04.05.2017g. № «O vnesenii v Gosudarstvennuyu Dumu Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii proekta federal'nogo zakona "O provedenii ehksperimenta po razvitiyu kurortnoj infrastruktury v Respublike Krym, Altajskom krae, Krasnodarskom krae i Stav-ropol'skom krae" i naznachenii oficial'nogo predstavitelya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii pri ego rassmo-trenii palatami Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii». URL : http://docs.cntd.ru/document/456062882.
5. Evsikova E. V., Zhigulina V. V. K voprosu o vvedenii turisticheskogo naloga (sbora) v Rossijskoj Federacii / Evsikova E.V., Zhigulina V.V. // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2016. - № 3 (94). - S. 137-139.
6. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) (31 iyulya 1998 g. № 146-FZ) URL : http:// http://www.fsetan.ru/library/doc/nalogovyij -kodeks-rossij skoj -federatsii-chast-pervaya/#mark_105061.
7. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) (s izmeneniyami na 30 dekabrya 2006 goda) (redakciya, dejstvuyushchaya s 1 marta 2007 goda). URL : http://www.fsetan.ru/library/doc/nalogovyij-kodeks-rossij skoj-federatsii-chast-pervaya/#mark_105061.
8. Gerasimenko N.V. Pravoye problemy ustanovleniya i vzimaniya mestnyh nalogov i sborov: avtoref. diss. kand. yurid. nauk: 12.00.14 / Gerasimenko Natal'ya Vasil'evna. M., 2002. - 26s.
9. Federal'nyj zakon ot 23 fevralya 1995 g. №26-FZ "O prirodnyh lechebnyh resursah, lechebno-ozdorovitel'nyh mestnostyah i kurortah" (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL : http://base.garant.ru/10108541/1/#block_100.
10. Federal'nyj zakon ot 24 noyabrya 1996 g. N 132-FZ "Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii" (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL : http://base.garant.ru/136248/1/#block_100.
11. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2014 g. N 941-r g. Moskva "Ob utver-zhdenii Strategii razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda". URL : https://rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html.
12. Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 29 dekabrya 2016 g. N 650 "Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitiya kurortov i turizma v Respublike Krym na 2017 - 2020 gody" (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL : http://base.garant.ru/43815824/#block_21.
13. Federalnyiy zakon ot 26 dekabrya 2008 goda № 294-FZ "O zaschite prav yuridicheskih lits i individualny-ih predprinimateley pri osuschestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i munitsipalnogo kontrolya" (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL : http://base.garant.ru/12164247/.
14. Evsikova E.V. Sistematizatsiya osnovnyih podhodov k opredeleniyu ponyatiya «nalogovyie pravoot-nosheniya». Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2015. - № 4 (83). - S. 149-152.
15. Ogol V.L., Evsikova E.V. Problemyi i perspektivyi razvitiya kurortnoy infrastrukturyi v Respublike Kryim v kontekste vvedeniya i vzimaniya kurortnogo sbora / Ogol V.L., Evsikova E.V. / «Molodaya nauka», -Sbornik nauchnyih trudov nauchno-prakticheskoy konferentsii dlya studentov i molodyih uchenyih. Nauch-nyiy redaktor N.G. Goncharova. - Yalta, 27-28 oktyabrya 2017 g. - Izdatelstvo: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelstvo Tipografiya «Arial» (Simferopol). - S. 193-195.
161