Определим структуру F.
F = {F\, Fj,-, Fn), где Fj ={fim- матрица оператора соответствия
классификации Qj и классификации Q .
Если Qj = Q (переходит сам в себя), то Fj = E.
Для других Qj определим значение коэффициентов матрицы Fj через элементы теории нечетких множеств.
Смысл оператора соответствия состоит в том, что он помогает соотнести классы одной классификации с классами выбранной классификации - образа. Сделаем естественное предположение:
- все классы должны быть распределены, причем каждый класс распределяется только один раз;
- никакой распределяемый класс не делится на части.
Отсюда следует, что fj е {0; l}, причем в каждом столбце матрицы Fj стоит
ровно одна единица. Если fjm = 1, то считаем, что класс qlm из Qj близок классу qi из Q по некоторой мере. Поскольку при соотнесении классификаций происходит в некотором смысле замена распределяемого класса классом образа, то можно говорить о включении распределяемого класса в класс образа. Тогда класс образа можно рассматривать как множество, включающее в себя в качестве элементов распределяемые классы:
ki l l — — qt = у fjq j, j = 1, k, l = 1, n, k е N
j=1 ' ' .
Таким образом, задача определения вида матрицы оператора соответствия становится задачей построения множества a,j -разрезов для каждой распределяемой
классификации: определения k пороговых значений для каждой классификации Qj .
Литература
1. Белбин М.Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Пер. с англ. - М.: HIPPO, 2003. - 315 с.
2. Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. и др. Управление риском. - М.: Наука, 2000. - 432 с.
3. Лефевр В.А., Смолян Г.Л. Алгебра конфликта. Изд.5 - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 72 с.
4. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Под ред. Каптуревского Ю.Н. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
5. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М.: Харвест, 2005. - 116 с.
И.М. Жураховская
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В настоящее время процесс взаимодействия рынков труда и образовательных услуг серьезно нарушен. Во-первых, в силу слабо выраженного производного характера спроса на изучаемых рынках (предлагаемые вузами специаль-
© И.М. Жураховская, 2013
ности в большинстве своем сегодня на российском рынке труда не востребованы). Во-вторых, потому что качество профессиональной подготовки во многих вузах не соответствует запросам современной экономки. В-третьих, из-за несовпадения стратегий долгосрочного развития, какими они видятся государству, бизнесу, образованию. Данные обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы.
Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг вузов, взаимодействие рынков, проблемы рынков.
Общеизвестно, что процесс формирования взаимных связей между субъектами изучаемых рынков проходит три этапа: подготовительный - начинается с момента выбора профессии выпускником общеобразовательного учебного заведения (рынок труда при этом формирует интересы индивида, а вуз предлагает возможности их реализации); промежуточный - наступает, как правило, по окончании вуза, когда потенциальный работник выходит на рынок труда в поисках рабочего места (предложение обеспечивает вуз, спрос формирует рынок труда); заключительный - наиболее сложный, он начинается либо с момента фактического трудоустройства, когда работодатель и наемный работник начинают взаимодействовать, либо в процессе поиска работы, когда работник взаимодействует преимущественно с посредниками на рынке труда (государственные службы занятости, частные кадровые агентства, центры содействия трудоустройству при вузах, социальные сети, СМИ и т.д.) [2].
Структурированная система диагностики состояния взаимодействия рынков труда и образовательных услуг должна учитывать целеполагание, субъективную представленность, структурированность процесса взаимодействия, а также результаты партнерства вузов с внешней средой. Поэтому система критериев для определения оптимального взаимодействия высшего образования и рынка труда включает критерии процесса («ресурсы») и критерии результата («выход»). Первая группа показателей указывает на включенность в процесс взаимодействия основных субъектов управления (государства, общества, бизнеса) и характеризует соответствующие условия для эффективного взаимодействия рассматриваемых институтов. Вторая группа критериев отражает целеполагание и конечные результаты работы вузов в виде трудоустроенных выпускников, удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг и др.
Данный набор показателей можно соотнести с критериями рейтинга национальных систем высшего образования И21, в основе которого четыре индикатора - ресурсы (частные и государственные расходы на образование), взаимодействие вуза с внешней средой (регулирование, возможности партнерства), коммуникации (количество иностранных студентов и статей, написанных совместно с международными партнерами), выход (связи с рынком труда) [6].
Для определения состояния, тенденций и закономерностей взаимодействия рынков труда и образовательных услуг до и после финансово - экономического кризиса были проведены социологические исследования методом экспертного опроса. Экспертами выступили: ректоры, проректоры вузов, деканы факультетов, заведующие кафедрами, представители профессорско - преподавательского состава, работники отделов качества образования вузов. Анкета включала в себя три блока вопросов: выявление актуальных проблем в процессе взаимодействия высшего образования с рынком труда; оценка работы вуза по оказанию содействия трудоустройству студентов и выпускников; общая оценка правовых, экономических, социальных механизмов по регулированию взаимодействия высшего образования с рынком труда.
Первый этап исследования состоялся в Республике Башкортостан в 2008 г. (135 респондентов) для получения оценки состояния взаимодействия высшего образования и рынка труда в докризисный период и определения направлений совершенствования взаимодействия высшей школы с рынком труда. Республика Башкортостан является типичным регионом с развитой сетью высших учебных заведений, широким охватом
населения высшим образованием. Отмеченные в республике проблемы и тенденции в области высшего образования характерны для многих регионов страны [4]. Второй этап исследования, включающий в себя два тура - в январе 2012 г. (25 респондентов) и в мае -июне 2012 г. (78 респондентов, среди которых были сотрудники вузов в 14 городах восьми федеральных округов), был нацелен на выявление степени адаптации вузов к изменяющимся социально - экономическим условиям, связанным с усиливающейся конкуренцией на рынках образования и труда, демографическими изменениями, результатами государственного управления применительно к взаимодействию высшего образования и рынка труда.
Исследование должно было показать, насколько деятельность вузовского сообщества отвечает критериям процесса и результата при внешних и внутренних изменениях, что в конечном итоге сказывается на эффективности взаимодействия высшего образования и рынка труда.
Вузовское сообщество осознает актуальность проблемы взаимодействия высшего образования и рынка труда. Об этом свидетельствуют ответы 84% и 77% респондентов, опрошенных в 2008 г. и 2012 г. При этом эксперты не готовы проецировать эту ситуацию на свои вузы: в 2008 г. актуальность этой проблемы отметили 45% респондентов, ее появление в будущем прогнозировали сотрудники только 29% вузов (прежде всего, технических); в 2012 г. 42% экспертов, представляющих вузы Москвы, Челябинской, Тверской, Астраханской, Воронежской, Рязанской областей, Уральского ФО, посчитали, что в последние годы данная проблема стала актуальней. Примечательно, что сотрудники государственных вузов более озабочены этой проблемой, нежели их коллеги в негосударственных вузах. В большей степени она вызывает тревогу у представителей классических, технических и педагогических вузов, их менеджмента и административного персонала, в то время как профессорско - преподавательский состав не считает ее актуальной. Такие результаты позволяют говорить о сохраняющейся слабой связи высшего образования с рынком труда. Однако если до кризиса крен на рынке образовательных услуг был в сторону конкуренции между вузами, то после кризиса он сместился в сторону взаимодействия с внешней средой - партнерство с работодателями, рынком труда, семьями [4].
Конкретные формы сотрудничества вузов и работодателей до и после кризиса отличаются, но незначительно. До кризиса наиболее предпочтительными формами взаимодействия вузов с работодателями являлись практики, стажировки, на втором месте по значимости стояли договоры вузов с работодателями на подготовку специалистов, а также ярмарки вакансий и презентации компаний. После кризиса вузы перешли к политике формирования специальных служб, институциональному обособлению этой управленческой функции в целях мониторинга трудоустройства и карьеры выпускников (табл. 1).
Таблица 1
Формы сотрудничества вузов с работодателями, %_
Какие формы сотрудничества с потенциальными работодателями практикуются в вашем вузе? 2008 г. 2012 г.
В вузе действует отдел/ служба по трудоустройству 32 58
Часто проходят презентации компаний, ярмарки вакансий 39 62
Студенты проходят практики, стажировки 86 88
Организуются экскурсии студентов на предприятия 20 23
Существует возможность совмещения учебы и работы 28 42
Заключаются договоры вуза с работодателями на подготовку специалистов 41 46
Читаются курсы о технологии трудоустройства и адаптации на рынке труда 11 23
Вуз взаимодействует с кадровыми агентствами и службами занятости 11 23
Работодатели входят в попечительский совет вуза 7 12
Примечание: Превышение общей суммы ответов над 100% объясняется тем, что
респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.
Наиболее распространенными формами работы центров карьеры вузов являются заключение договоров и соглашений с предприятиями, проведение «дней карьеры», ярмарок вакансий. На наш взгляд, такая деятельность больше нацелена на пиар вуза, нежели на систематическую работу центров карьеры по трудоустройству своих студентов и выпускников (табл. 2).
Таблица 2
Организация деятельности центров карьеры вузов, %_
Как организует свою работу центр карьеры вашего вуза? 2008 г. 2012 г.
Вуз не ведет такую работу 16 4
Организует ярмарки вакансий, «дни карьеры», встречи с работодателями 35 62
Заключает договоры и соглашения с предприятиями по практикам студентов 68 69
Осуществляет предварительную рассылку резюме студентов/ выпускников по предприятиям 11 23
Организует в вузе аукционы по трудоустройству студентов/ выпускников 12 15
Примечание: Превышение общей суммы ответов над 100% объясняется тем, что
респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.
В посткризисной период вузы стали более открытыми, проявляют готовность к сотрудничеству с работодателями, активнее развивают деятельность «центров карьеры», ведут маркетинговую работу, что обусловлено усиливающейся конкуренцией на рынке образовательных услуг. В противовес этому результаты эмпирического исследования показали отстраненность работодателей и иных общественных структур от процесса подготовки кадров (табл. 3).
Новая модель организации взаимодействия рынков труда и образовательных услуг должна максимально вовлекать социальных партнеров в процессы принятия решений по подготовке кадров. При этом необходимо изменение роли государства, которое должно сосредоточиться на создании условий для формирования институциональной, образовательно - маркетинговой и информационной среды для оптимального взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.
Таблица 3
Состояние взаимодействия высшего образования и рынка труда_
2008 г. 2012 г.
Недостаточное развитие инфраструктуры вузов по оказанию содействия трудоустройству студентов и выпускников Открытость вузов, развитие центров карьеры, маркетинговой составляющей
Конкуренция на рынке образовательных услуг с точки зрения привлечения платежеспособного их потребителя Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг с точки зрения качества предоставляемых услуг
Трудоустройство - не наша задача Показатели результата («трудоустройство выпускников» как элемент оценки работы вуза)
Не все субъекты участвуют в подготовке кадров (работодатели, профессиональные объединения), несмотря на создание основы для их взаимодействия, системное партнерство между ВТО и РТ не сложилось
В связи с изложенным, представляется реальным дальнейшее усиление директивной и особенно нормативной составляющих управления. При этом важную роль
играют как экономические, так и государственно-административные методы, обеспечивающие эффективное развитие рыночной инфраструктуры в условиях демократизации управленческих функций, действия механизмов мотивации с учетом специфики региональных рынков труда, информации, средств производства и капиталов [5].
Не выявляя особенностей мотивации абитуриентов и обучающихся в различных образовательных системах (в том числе, дополнительного образования), факторов, влияющих на процесс формирования мотивов, невозможно понять многие процессы, происходящие в образовательной сфере и влияющие на становление рынка труда.
Трудно сформировать прогноз без учета позиций предпринимателей, руководителей хозяйствующих субъектов, образовательных учреждений и т.д. Другими словами, чем более широко личностный аспект будет представлен в исследовательском поле, чем более профессиональными будут сами исследования, тем точнее выстраиваемые прогностические модели будут соответствовать реальным процессам [3].
В условиях экономических преобразований, происходящих в российской экономике, все более очевидной становится необходимость создания системы профессиональной подготовки кадров, востребованных на рынке труда, которые в состоянии обеспечивает научно - техническое развитие страны. Ведь нарастающее отставание России от быстро прогрессирующих стран в эпоху экономики знаний - это уже не просто «отставание навсегда», а реальная угроза самому ее существованию [1].
Литература
1. Абрамов А.М. Национальный интерес или конфликт интересов? // Эксперт. 2011. № 21, с.69-71.
2. Бутенко О. Рынки труда и образовательных услуг вузов: необходимость взаимодействия в эпоху модернизации // Человек и труд. - 2011. - №12 - С.20-21.
3. Вьюжанина Н. К вопросу о формировании прогностических моделей развития рынка труда [Текст] / Н. Вьюжанина // Человек и труд. 2012. № 10. с.34-36.
4. Галиева Р. К вопросу о взаимодействии высшего образования и рынка труда // Человек и труд. 2012. № , с.18-20.
5. Горелик О. Рынок образовательных услуг: инфраструктура и методы регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 5, с.30-34.
6. Alex Katsomitros, William Lawton A more round view: The U21 ranking of national higher education systems 2012 [Electronic resource] /The observatory on bordless higher education/ - Mode of access: http:// www. obhe. ac. uk/ newsletters/ borderless_report_may_2012/u21_ranking_national_higher_education_systems_2012.
Л.С. Зеленцова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы перехода к отраслевому образованию в области менеджмента, а также обосновывается необходимость формирования нового, инженерно-управленческого образования.
Ключевые слова: инженерно-управленческое образование, квалифицированные кадры, направление подготовки, отраслевое образование, парадигма инженерного образования, характер процессов формирования и передачи знаний.
В условиях трансформации образовательной системы общества возникает необходимость в создании новых образовательных полей, обеспечивающих подготовку
© Л.С. Зеленцова, 2013