ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
129
В.Е. ПРОКОГЩОВ
Виктор Евгеньевич ПРОКОПЦОВ — соискатель кафедры маркетинга СПбГЭУ.
В 1994 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет железнодорожного транспорта.
Автор 7 научных работ.
Область научной специализации — экономика предпринимательства и бизнес-моделирование.
^ ^ ^
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ЦЕПОЧКАХ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ НА РЫНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА* *
Исследование проблем становления новых бизнес-моделей вокруг цепочек создания ценности становится все более актуальным для российских исследователей. Несмотря на неоднозначную трактовку сущности бизнес-модели и еще более разнообразные подходы к выделению основных элементов бизнес-модели следует отметить, что превалирует точка зрения об обязательном включении в бизнес-модель цепочки создания ценности как обязательного условия ее эффективного функционирования [6].
Одной из первых российских работ, рассматривающих цепочку ценности в качестве основного элемента бизнес-модели, была статья О.У. Юлдашевой и др., посвященная исследованию строительного рынка, в которой показана взаимосвязь между спецификой организации цепочки создания ценности и типами бизнес-архитектур строительной корпорации [5]. В дальнейшем в работах О.И. Юдина и др. было доказано, что конфигурация цепочки ценности определяет набор активов и ключевых компетенций компании, а также специфику построения взаимоотношений с партнерами по бизнесу [4; 6].
В основе развития новых бизнес-моделей лежат процессы аутсорсинга и формирования ключевых компетенций компаний [7]. Несмотря на определенную специфику, российские исследователи отмечают высокий потенциал развития аутсорсинга в России [2]. Благодаря процессам аутсорсинга формируются стратегические сети или сети создания ценности как аналоги цепочкам ценности, имеющим нелинейную конфигурацию. Поэтому «рыночные сети становятся важнейшими организационноуправленческими структурами в современном предпринимательстве» [3, с. 39].
Активизация исследований вокруг цепочек создания ценности (value chain) предопределила формирование новой методологии исследования. Согласно С.Б. Авдашевой, «по сравнению с классическим рыночным или отраслевым анализом, подход с точки зрения цепочек создания стоимости (value chain, цепочек ценности. — Прим, авт.) позволяет глубже исследовать аспекты межфирменного взаимодействия, выявить возможности и провалы конкурентоспособности фирм в рамках цепочек, определить барьеры, препятствующие развитию компаний, и выработать рекомендации в области государственной политики по их устранению» [1, с. 361]. Именно этот подход и будет применен в статье для выявления проблем взаимодействия предпринимательских структур в рамках проектных сетей ценности на рынке инвестиционного строительства.
Строительный рынок является ярким примером активного использования сетей создания ценности (в основном, проектных) в целях обеспечения комплексных решений для покупателей. Уже в начале
ГРНТИ 06.39.02 © В.Е. Прокопцов, 2014
* Публикуется по рекомендации д-ра экой, наук, проф. О. У. Юлдашевой.
130
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
2000-х гг. в связи с повышением динамики экономического развития России на строительном рынке стали реализовываться новые модели организации строительства объектов «под ключ» — ЕРС, ЕРСМ и др.
В рамках традиционной модели заказчик нанимает инжиниринговую компанию (проектный институт) для разработки проекта и его спецификаций, затем самостоятельно закупает основное оборудование и нанимает отдельных подрядчиков для выполнения различных строительно-монтажных работ. Заказчик может самостоятельно осуществлять управление подрядчиками или использовать специализированную инжиниринговую компанию.
Договор ЕРС (Engineering, Procurement, Construction — проектирование, поставки оборудования, строительство) — договор на строительство «под ключ» с фиксированной (паушальной) ценой (“lumpsum”). ЕРС-подрядчик — генеральный подрядчик или контрактор, выполняющий за твердую цену основной объем работ и принимающий на себя все риски осуществления инвестиционностроительного проекта с момента проектирования и до момента передачи готового объекта заказчику (инвестору-застройщику), включая выполнение гарантийных обязательств.
Разновидностью ЕРС-модели является ЕРСМ-контракт. Предметом договора ЕРСМ (Engineering, Procurement, Construction Management — управление проектированием, управление поставками оборудования и управление строительством) являются проектирование, поставка оборудования, строительство и передача заказчику полностью готового объекта «под ключ». Однако ЕРСМ-подрядчик является генеральным подрядчиком (т. е. договоры с субподрядчиками заключает от своего имени), полностью выполняющим инвестиционный проект и принимающим на себя риски по управлению проектом с момента проектирования и до момента передачи готового объекта заказчику (инвестору-застройщику), включая выполнение гарантийных обязательств. В отличие от ЕРС-моделей, ЕРСМ-контракты не несут все риски изменения стоимости работ, включая в контракты условия оплаты различных работ или материалов по факту их стоимости на момент оплаты. Основным качеством ЕРСМ-подрядчика является его компетентность и опыт в организации строительных и закупочных работ, найма персонала для управления и координации деятельности всех подрядчиков и субподрядчиков.
На рисунке предложена модель сети ценности ЕРС-подрядчика в виде проектной сети, т. е. функционирующей ограниченное время (на время реализации проекта). Основными участниками сети ценности являются генеральный проектировщик и его партнеры, генеральный поставщик и его партнеры, строительный подрядчик и его партнеры, а также фирма-застройщик как генеральный заказчик и потребитель, который в дальнейшем будет эксплуатировать объект строительства.
Таким образом, сеть ценности включает в себя не только непосредственно цепочку ценности (застройщик и контрактор с партнерами), но и многих стейкхолдеров, максимально учитывая окружение взаимодействующих компаний. Рассмотрение организации рынка с позиций концепции сети создания ценности позволяет включить в анализ множество неявных, на первый взгляд, факторов, что будет способствовать более эффективному и качественному планированию сети, разработке более адаптивных к реалиям процедур взаимодействия субъектов как внутри цепочки ценности, так и в рамках сети ценности, т. е. с учетом всех стейкхолдеров, а также последствий деятельности сети для макросреды, включая экосистему. Отсюда и подход к оценке эффективности взаимодействия субъектов в рамках сети создания ценности должен носить всеохватывающий комплексный характер, т. е. учитывать не только эффективность на уроне каждой отдельной компании или цепочки ценности, но и на уровне всей сети и макросреды.
Как видно, ЕРС и ЕРСМ-подрядчики являются основными организаторами цепочек по созданию ценности, определяя (нанимая) партнеров и координируя их совместную деятельность. Например, поставка оборудования на объект строительства осуществляется транспортно-логистической компанией. Проблема взаимоотношений между подрядчиком и логистической компанией при строительстве новых промышленных объектов выступает важнейшей проблемой координации цепочки ценности. Практика показывает, что такие поставки должны согласовываться с логистической компанией, а также основными регулирующими государственными структурами еще на стадии инвестиционного анализа, предшествующего строительству нового объекта. В противном случае поставка КТО может привести к значительному ущербу государственной инфраструктуре (дорогам) и экологии либо вообще оказаться под вопросом.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
131
макросреда
Государственные регулирующие органы (Ростехнадзор, Архитектурно-строительный надзор и др.)
- экосистема
- макроэкономика
- социум
- закон.-правовое регулирование
р
нок инвестиционного строительства
Инвестор-
застройщик
ЕРС-
подрядчик
(контрактор)
Управляющая
компания
- идея проекта; <
- финансирование^
- бизнеспланирование
-управление проектом;
- инжиниринг; -/юставка оборудо-ания;
'- строительство
Г енеральный поставщик
/
Транспортно-
логистическая
компания
Строительный
(генеральный)
подрядчик
Инвестор
застройщик
1 - эксплуатация;
I
• - реализация
Конкуренты
(ЕРС-
подрядчики)
Финансовые
институты
Общественные
организации
Федеральные и муниципальные власти
Другие внешние стейкхолдеры
Рис. Модель сети создания ценности на рынке инвестиционного строительства
Е1рактика работы показала, что наиболее важными проблемами неэффективного взаимодействия ЕР С-подрядчика, транспортно-логистической компании и государственных разрешительных структур являются: отсутствие тесного взаимодействия заказчика, ЕРС-подрядчика, а также производителя и поставщика оборудования (КТО) с транспортно-логистической компанией на стадии инвестиционного анализа для экспертизы возможностей доставки КТО на строительный объект; необходимость предварительного взаимодействия транспортно-логистической компании и государственных разрешительных структур (федеральных и муниципальных) для понимания технических условий и требований к доставке; необходимость создания СРО на рынке логистических услуг для разработки стандартов взаимодействия участников ЕРС-сети; создание процедур и механизмов взаимодействия всех участников рынка КТО и негабаритных грузов.
132
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Таким образом, использование сетевого подхода к моделированию проектных сетей на строительном рынке позволит включать в рассмотрение всю систему факторов влияния, а также ключевых стейкхолдеров и формировать адекватные механизмы их взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аедашееа С.Б., Буданов И.А., Беликова В.В., Яковлев АА. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимостей (на примере трубной и мебельной промышленности России) // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2005. № 3. С. 361.
2. Курбанов А.Х., Плотников ВА. Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия применения//Управленческое консультирование. 2011. № 3. С. 123-131.
3. Прокопцов В.Е., Юлдашева О. У., Багиев Б.Л. Стратегические сети — современные организационные формы совместного предпринимательства и построения цепочек создания ценности // Известия СПбУЭФ. 2013. № 2 (80). С. 49-55.
4. Юдин О.И., Прокопцов В.Е., Юлдашева О. У. Маркетинговые стратегии бизнес-моделирования // Современные проблемы экономики. 2012. № 4 (44). С. 235-238.
5. Юлдашева О. У., Никифорова С.В., Полонский С.Ю. Методология организации бизнеса на основе цепочки по созданию потребительской ценности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8: Менеджмент. 2007. Вып. 2. С. 32-48.
6. Юлдашева О. У., Юдин О.И. Моделирование цепочки по созданию потребительской ценности // Проблемы современной экономики. 2012. № 1 (41). С. 218-222.
7. Prahalad С., Hamel G. The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review. 1990. May-June. P. 79-91.