Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ХМАО-ЮГРЫ'

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ХМАО-ЮГРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ (ФССП) / ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (РОСИМУЩЕСТВО) / ДОЛЖНИКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масляков Д. И., Белов В. В.

В статье изложены актуальные проблемы взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) и Фе-деральной службы судебных приставов (ФССП) в части реализации арестован-ного имущества в соответствии с законодательством об исполнительном произ-водстве на территории ХМАО-Югры: описан механизм взаимодействия, выделены проблемы, обозначены направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERACTION OF THE FEDERAL AGENCY FOR STATE PROPERTY MANAGEMENT AND THE FEDERAL SERVICE OF COURT BAILIFFS OF THE REALIZATION OF SEIZED PROPERTY ON THE TERRITORY OF KHMAO-YUGRA

In the article actual problems of interaction of the Federal Agency for state property management (Rosimushchestvo) and the Federal bailiff service (FSSP) in terms of sales arrested ion of the property in accordance with the legislation on enforcement proceedings on the territory of KHMAO-Ugry: this mechanism of interaction, were determined problems, and the ways of their solution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ХМАО-ЮГРЫ»

6. Гайфутдинова Р.З. Исполнительное производство: особенности обращения взыскания на недвижимое имущество. М.: Статут, 2016. 158 с.

7. Официальный сайт Федеральное агентство по управлению государственным имуществом / [Электронный ресурс]: http:www.rosim.ru (дата обращения: 19.10.17).

8. Пузиков Р.В., Гасанова Д.П. Публичные торги как механизм реализации арестованного имущества // Вестник Тамбовского университета. 2016. Т. 2 Вып.4 (8). С. 79-86.

УДК 347.2

Масляков Д.И. магистрант

«Государственное и муниципальное управление» Югорский государственный университет научный руководитель: Белов В. В., доктор экономических наук

Россия г. Ханты-Мансийск ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ХМАО-ЮГРЫ

Аннотация

В статье изложены актуальные проблемы взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) и Фе-деральной службы судебных приставов (ФССП) в части реализации арестован-ного имущества в соответствии с законодательством об исполнительном произ-водстве на территории ХМАО-Югры: описан механизм взаимодействия, выделены проблемы, обозначены направления их решения.

Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов (ФССП), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), арестованное имущество, должники, взаимодействие, проблемы.

Maslyakov D.I.

Graduate of "State and municipal management"

Ugra state University Russia Khanty-Mansiysk Scientific supervisor: V. V. Belov Doctor of economic Sciences

PROBLEMS OF INTERACTION OF THE FEDERAL AGENCY FOR STATE PROPERTY MANAGEMENT AND THE FEDERAL SERVICE OF COURT BAILIFFS OF THE REALIZATION OF SEIZED PROPERTY ON THE TERRITORY OF KHMAO-YUGRA

Abstract

In the article actual problems of interaction of the Federal Agency for state property management (Rosimushchestvo) and the Federal bailiff service (FSSP) in terms of sales arrested ion of the property in accordance with the legislation on enforcement proceedings on the territory of KHMAO-Ugry: this mechanism of interaction, were determined problems, and the ways of their solution.

Keywords: The Federal service of court bailiffs (FSSP), the Federal Agency for state property management (Rosimushchestvo), seized property, debtors, interaction, problems.

Субъектами процесса реализации арестованного имущества являются его участники. В реализации арестованного имущества принимают участие организации, государственные и коммерческие, каждая из которых независима в данном процессе и действует по своему уставу или положению, специалисты, должностные лица Федеральной службы судебных приставов (ФССП), судебные приставы-исполнители. Продажа арестованного производится уполномоченным на то федеральным органом -Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Субъекты реализации имеют разное административное подчинение, территориально рассредоточены, у каждого из них - свои определенные интересы, которые они стремятся удовлетворить [6].

Наибольшую трудность вызывает именно исполнение судебного решения, что может быть связано с рядом причин:

- с распространенным противодействием проигравшей стороны;

- с недостаточной эффективностью деятельности судебных приставов -исполнителей, причем эта неэффективность обусловлена как субъективными факторами, включая недостаточную компетентность отдельных представителей ФССП, так и объективными, в том числе и недостатками законодательного регулирования. На это обращают внимание и многочисленные исследователи: Ю.В. Белянов, Р.З. Гайфутдинова, Р.В.Пузиков [5, 6, 9];

-с недостаточной эффективностью деятельности продавцов имущества.

Реализацию конфискованного имущества должников в соответствии с действующим законодательством осуществляет Росимущество (его территориальные управления), которое как публичный продавец организует продажу арестованного имущества должников в рамках исполнительного производства.

Важным моментом в этом процессе является взаимодействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и Федеральной службы судебных приставов в части

реализации законодательства об исполнительном производстве. Фактически ФССП и Росимущество отвечают за качество работы друг друга, хотя и не могут повлиять на ее результаты.

Реализация арестованного имущества должника осуществляется в соответствии с общими положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» [1] с учетом совместного Приказа Федеральной службы судебных приставов № 347, Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 149 от 25.07.2008 г. [2]. Приказ устанавливает порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Росимущества по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Рассматривая проблемы, связанные с продажей арестованного имущества, прежде всего, необходимо обусловить существующие способы, которые законодательно закреплены и применяются для реализации арестованного имущества должников.

Закон об исполнительном производстве устанавливает два основных способа: реализация имущества проводится либо путем комиссионной продажи, либо посредством проведения публичных торгов. Способ реализации определяется в зависимости от вида имущества должника и его стоимости, определенной в соответствии с требованиями ч.3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве [1]. Комиссионная продажа как вид реализации имущества должника предусмотрена для имущества и вещей стоимостью менее 500 тыс. руб., а также любых иных вещей, не подлежащих продаже путем проведения торгов.

На основании ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве переданная Росимуществу вещь, подлежащая реализации на комиссионных началах в соответствии с принятым постановлением судебного пристава-исполнителя, должна быть реализована в срок, не превышающий одного месяца со дня передачи имущества на реализацию [1]. Необходимо отметить, что если по истечении установленного срока указанное имущество не удалось реализовать, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, согласно которому цена снижается на 15%. Не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, оно должно быть направлено взыскателю с целью информирования о снижении цены. Вместе с тем в практике часто встречаются случаи, когда после снижения цены на 15% имущество не удается реализовать. Причинами этого может являться, например, неликвидность реализуемого имущества или его моральная устарелость (это актуально для компьютерной техники). Если такое имущество не было реализовано в течение месяца с момента снижения цены на 15% [3], в соответствии с ч. 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель принимает решение о предложении взыскателю оставить имущество по цене на 25% ниже его

первоначальной продажной стоимости [1].

При получении такого предложения взыскатель обязан уведомить судебного пристава-исполнителя о принятом решении. Если решение взыскателя не предоставлено судебному приставу-исполнителю в определенный срок, такое бездействие расценивается как отказ от предложения оставить имущество за собой. В этом случае нереализованное имущество подлежит возврату должнику, и дальнейшее обращение взыскания на нереализованное имущество в счет погашения задолженности перед взыскателем по данному исполнительному производству более не осуществляется. Погашение задолженности в этом случае возможно за счет иного выявленного имущества должника. Срок проведения комиссионной продажи составляет 1 месяц, что также затягивает исполнительное производство.

Нередко выявленное имущество должника не удается реализовать ввиду отсутствия эффективного механизма доведения информации о продаже до широкого круга лиц. Кроме того, большинство реализуемых вещей не представляют ценности ввиду того, что они находились в употреблении. С учетом истечения времени такая вещь теряет ценность и круг лиц, желающих ее приобрести, сужается [5].

Ежегодно на торги выставляются довольно значительные объемы арестованного имущества, и величина доходов от продажи такого имущества, по оценкам некоторых средств массовой информации, составляет от 6 до 8 миллиардов рублей. Сегодня реализуется лишь 15-20% от всего арестованного имущества [7].

Если обратиться к статистическим данным, то за 2015 год в Росимущество в целом по Российской Федерации поступило более 57 тысяч уведомлений территориальных органов ФССП России о готовности к передаче на реализацию арестованного имущества на сумму более 93 млрд.руб. Реализовано имущества на сумму 7,99 млрд.руб., что составляет 8,6% от переданного на реализацию арестованного имущества [8].

Сумма возвращенного имущества, нереализованного по различным причинам, составляет порядка 36,7 млрд.руб. (39,4% от переданного на реализацию арестованного имущества). Большой объем составляет доля отозванного с реализации судебными приставами-исполнителями арестованного имущества (21,7 млрд.руб. или около 23% от переданного на реализацию имущества) по не зависящим от Росимущества причинам [8].

Таким образом, наблюдается низкий объем реализуемого имущества, что также позволяет утверждать о недостаточной эффективности существующей модели реализации.

Актуальными являются вопросы взаимодействия Росимущества и ФССП и для территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

За 2015 год Территориальное управление обеспечило поступление

доходов в бюджет Российской Федерации на общую сумму 238 421 126,97 рублей, что на 23,6 % превышает объем поступивших доходов 2014 года. Следует отметить, что результаты работы по обеспечению поступлений доходов в бюджет Российской Федерации за 2015 год является самым крупным по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет [4].

Подводя итог результатам межведомственного взаимодействия Росимущества и ФССП в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, отмечается в целом положительная динамика результативности совместной работы двух ведомств.

В 2017 году проведено анкетирование государственных служащих ТУ Росимущества в ХМАО - Югре, направленное на исследование проблем связанных с реализацией взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной службы судебных приставов в части реализации законодательства об исполнительном производстве на территории ХМАО-Югры. Опрос проводился среди служащих ТУ Росимущества в ХМАО - Югры.

В целом оценивают взаимодействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной службы судебных приставов в части реализации законодательства об исполнительном производстве на территории ХМАО-Югры (по пятибалльной шкале) на 4,0 балл, следовательно, есть потенциал для развития и совершенствования такого взаимодействия (Рисунок 1).

Средний балл оценки взаимодействия

Как Вы в целом оцениваете взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ФССП в части реализации законодательства об исполнительном производстве на территории ХМАО-Югры

Оцените необходимость совершенствования данного взаимодействия (от 1 - нужно срочно до 5 - не нужно)

Оцените уровень доступности и обратной связи по такому взаимодействию

Оцените данное взаимодействие со стороны ФССП в части реализации законодательства об исполнительном производстве на территории ХМАО-Югры

Оцените данное взаимодействие со стороны Федерального агентства по управлению государственным имуществом

Оцените нормативно-правовую регламентацию взаимодействия

Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ФССП в части реализации законодательства об исполнительном производстве на территории ХМАО-Югры

Оцените эффективность взаимодействия ТУ Росимуществом и ФССП в части реализации законодательства об исполнительном производстве на территории ХМАО-Югры

3,93

3,6

4,13

4,13

3,

3,93

4,47

0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5

4

7

7

3

Рисунок 1. Оценка взаимодействия ТУ Росимущества и ФССП на территории ХМАО-Югры по результатам опроса

В сфере исполнения судебных решений особо отмечаются проблемы, связанные с реализацией имущества должников на публичных торгах. Так, в настоящее время отмечается крайне незначительное количество сделок с недвижимым имуществом, заключаемых на торгах. Зачастую торги признаются несостоявшимися, что объясняется следующими причинами:

1 Недостаточная информация о проводимых торгах, о состоянии залога, отсутствие фотографий объекта торгов, использование иногда малотиражных изданий для этих целей - все это снижает результативность торгов.

2 На результативность торгов влияет фактор времени, а установленный законом срок публикации извещения в СМИ (не позднее чем за 10 дней до даты проведения публичных торгов) недостаточен для ознакомления потенциальных покупателей с содержанием извещения, принятия ими решения об участии в торгах и внесения задатка. Установленный же в законе верхний предел сроков извещения (не ранее чем за 30 дней) редко используется на практике. В итоге, в отсутствие участвующих лиц, торги признаются несостоявшимися [6].

3 Взыскание по ипотечным ссудам на стадии исполнительного

производства порой бывает затруднено тем, что:

-исполнительное производство ведет ФССП, а реализацию имущества проводит специализированная организация, аккредитованная Росимуществом;

-заявки на реализацию имущества оформляются порой неоправданно долго, в течение нескольких месяцев;

-случаются необоснованные отказы в принятии заявок на реализацию (например, из-за отсутствия в деле кредитного договора).

4 Статьями 87-92 Федерального закона «Об исполнительном производстве» [2] определен порядок реализации имущества должника и последствия объявления торгов несостоявшимися. Однако в данных статьях отсутствует:

-указание на срок направления ФССП предложения об оставлении имущества за собой после объявления повторных торгов несостоявшимися;

-указание на срок передачи ФССП имущества взыскателю после получения согласия.

Часто это приводит к затягиванию сроков исполнения решений судов, что возможно исправить уточнением этих сроков нормативными документами ФССП. То же самое можно отрегулировать и в отношении порядка передачи имущества судебным приставом взыскателям: иногда имущество передается им «на бумаге» (недвижимость с должниками, автотранспорт на штрафных стоянках, стоянках торгующей организации и т.д.). В итоге взыскатель, получив имущество по акту, фактически не может им воспользоваться и распорядиться.

Несмотря на положительную динамику продолжает оставаться проблемным ряд вопросов, связанных с выполнением судебными приставами-исполнителями и территориальными органами ФССП России соглашения о взаимодействии, заключенного между ФССП России и Росимуществом. Наиболее распространёнными нарушениями соглашения являются:

- нарушение со стороны территориальных органов ФССП России сроков передачи в территориальные управления Росимущества уведомлений о готовности к реализации арестованного имущества;

- не направление судебным приставом-исполнителем оригиналов правоустанавливающих и подтверждающих право документов;

- несвоевременная передача имущества на реализацию по акту приема-передачи, не готовность имущества к его передаче;

- несвоевременное вынесение судебными приставами-исполнителями постановлений о снижении цены имущества, переданного на торги на 15%, либо несвоевременное направление их в Росимущество;

- несоблюдение судебными приставами-исполнителями сроков приема нереализованного арестованного имущества;

- в направляемом в территориальные управления Росимущества постановлении о передаче имущества на реализацию указывается цена

имущества, установленная на основании отчета об оценке, срок действия которого истек;

- увеличение тенденции расторжения договоров купли-продажи, заключенных между территориальными управлениями Росимущества и покупателями арестованного имущества, по причине невозможности судебными приставами-исполнителями передать покупателю приобретенное имущество;

- ошибки, описки, допускаемые судебными приставами-исполнителями в процессуальных документах.

Следует отметить, что каждое из нарушений, в большей или меньшей степени, является основанием как для последующего отзыва имущества с реализации, для организации реализации которого Росимуществом и специализированными организациями уже затрачены денежные средства (публикации сообщений, выезд к месту приема имущества и т.д.), так и для судебного оспаривания результатов реализации, что также приводит к ущербу федерального бюджета.

Эти обстоятельства подчеркивают необходимость рассмотрения вопроса о совершенствовании существующего порядка взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной службы судебных приставов по реализации арестованного имущества.

В настоящее время в Российской Федерации проходит интенсивный законотворческий процесс, который имеет своей целью повысить эффективность продажи на торгах арестованного имущество, а также усовершенствовать непосредственно процедуры реализации на торгах. Представляется, что внедрение процедуры электронных торгов при реализации арестованного имущества позволит добиться более эффективного решения конечной задачи - максимально быстро и выгодно для всех участников процедуры исполнения судебного решения добиться наиболее благоприятного результата [9].

При этом необходимо обеспечить прозрачность, открытость и доступность процесса реализации имущества, в том числе путем проведения электронных торгов, а также надлежащий уровень контроля за его результатами для обеспечения процессуальных прав участников исполнительного производства и непосредственно самого процесса реализации.

Использованные источники:

1. Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (ред. от 08.03.2015) // [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru (дата обращения: 20.10.17).

2. Приказ ФССП России № 347, Росимущества № 149 от 25.07.2008 «Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного

во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество» (ред. от 15.09.2014) // [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru (дата обращения: 20.10.17).

3. Соглашение ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество» // [Электронный ресурс] http://www.ds.admhmao.ru/ (дата обращения: 21.10.17).

4. Ежеквартальный отчет «Паспорт Территориального управления Росимущества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» за 20132015 гг. [Электронный ресурс] http://ias.faugi.ru:8091//(дата обращения: 18.10.17).

5. Белянов Ю.В. Оптимизация деятельности ФССП России в процессе исполнения судебных и иных актов // Современное право. 2016. № 8. С. 76 -79.

6. Гайфутдинова Р.З. Исполнительное производство: особенности обращения взыскания на недвижимое имущество. М.: Статут, 2016. 158 с.

7. Дуленкова А.А. Конфискат выставят на электронные торги // Российская газета - Столичный выпуск №5501 (125).

8. Официальный сайт Федеральное агентство по управлению государственным имуществом / [Электронный ресурс]: http:www.rosim.ru (дата обращения: 19.10.17).

9. Павлова А.Г. Электронные торги по реализации арестованного имущества // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 5А. С. 238-247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.Пузиков Р.В., Гасанова Д.П. Публичные торги как механизм реализации арестованного имущества // Вестник Тамбовского университета. 2016. Т. 2 Вып.4 (8). С. 79-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.