Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования емлемо, тогда рационально разрабатывать перечни рекомендуемых нормативно-технических документов при изучении дисциплин учебного плана, таблица 1.
Важной особенностью является изучение не только национальных, но и зарубежных нормативных документов. В области стандартизации мы отстаем от развитых стран. Фонд отечественных стандартов актуализирован не полной мере, в области оказания услуг действующий фонд стандартов чудовищно мал.
Производства страны все чаще приобретают производственное оборудование и комплектующие за рубежом, производительность труда наших работников низка из-за устаревших методов управления, поэтому актуальна задача изучения зарубежных нормативных документов.
Таблица 1
Форма перечня рекомендуемых нормативных документов при изучении дисциплин _учебного плана_
Специальность Перечень рекомендуемых нормативных документов при изучении дисциплин учебного плана
№ п/п Наименование дисциплины Рекомендуемый перечень нормативных документов
Для того чтобы понять, чему учить, образовательные учреждения тесно сотрудничают с предприятиями и в ходе производственных практик, в процессе изучения отзывов предприятий о выпускниках корректируют свои образовательные программы, и, в частности, корректируют требования к методическому обеспечению. Эти мероприятия станут гораздо эффективнее, если взаимодействовать не только с работодателями, но и непосредственно с выпускниками, работающими по специальности. Выпускники могут дать много ценных предложений по совершенствованию перечня изучаемых дисциплин, перечню требуемой нормативной, технической и управленческой документации.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Проблемы высшего образования в России
д.т.н. проф. Балабин И.В.
МГТУ «МАМИ» (495) 223-05-23, доб. 1457
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы фундаментального образования как основы формирования специалиста высшей квалификации, а также заостряется проблема духовно-нравственных ценностей при воспитании молодого специалиста, которыми должен обладать в полной мере представитель интеллектуального слоя общества, поскольку на него возлагается главная ответственность за будущее нашего государства.
Ключевые слова: вопросы фундаментального образования; духовно-нравственные ценности; воспитание молодого специалиста.
Любой вид деятельности подчинен определенной цели, ради которой он предпринимается. Это в полной мере касается и образования, тем более, если оно имеет профессиональную направленность.
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
Высшая ступень образования, и в первую очередь технического как завершающего этапа учебного процесса перед началом самостоятельной деятельности должна вооружить выпускника не только комплексом профессиональных знаний высшей квалификации, но и в равной степени подготовить молодого человека в морально-психологическом плане к наиболее эффективной реализации полученных знаний.
Давайте посмотрим, насколько отвечает подготовка молодого специалиста тем требованиям, которые упомянуты выше, насколько соответствует уровень его профессиональной подготовки и морально-этических кондиций его человеческой сущности.
Как известно, знания, получаемые в процессе обучения во ВТУЗе, подразделяются на фундаментальные, представляющие общетехническую основу - математика, теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, и прикладные дисциплины, формирующие профессиональную основу специалиста той или иной направленности. Что касается профессиональной подготовки, то она или, по крайней мере, ее внешняя сторона применительно к нашему университету, а также не только к нашему, но и большинству высших технических учебных заведений, в настоящее время не является столь дискуссионной, как это обстоит с фундаментальными науками, интерес к которым со стороны студентов снижается, что проявляется как в посещаемости занятий, так и в качестве и регулярности выполнения расчетно-графических работ. Такая тенденция, к сожалению, с каждым годом усиливается, к концу семестра многие студенты не успевают выполнить и защитить письменные задания и лабораторные работы, что автоматически влечет за собой недопуск к экзамену со всеми серьезными последствиями.
Причин здесь несколько, но главная состоит в том, что нынешний студент, если он лишен родительской помощи, вынужден работать и пропускать занятия. Для фундаментальных, наиболее сложных дисциплин каждый пропуск невосполним, не говоря уже о пропуске нескольких лекций и семинаров, а зачет, который, в конце концов, студент получает, оказывается больше вымученным, нежели достойным требуемых знаний.
Касаясь значения фундаментальных дисциплин в сравнении с прикладными, следует заметить, что высшее профессиональное образование потому и называется высшим, поскольку его главное отличие от всех прочих форм образования состоит в обязательном изучении общетехнических предметов, без которых невозможно обеспечить глубокое понимание рабочих процессов узлов, агрегатов и машин, использующих законы механики, энергетики, химии и физики. И потому от успехов изучения предметов, составляющих фундаментальную основу образования, напрямую зависит качество подготовки бакалавра, магистра, инженера.
Только повышение требовательности к посещению и ритмичности выполнения самостоятельных заданий может поправить дело. Необходимо расценивая каждый пропуск занятий как прогул с допуском к учебному процессу только после объяснения причин, а в случае отсутствия их уважительности применять строгие предупредительные меры.
Касаясь нравственно-этической стороны воспитания молодого специалиста, можно заключить что эта проблема в настоящее время, пожалуй, самая острая и животрепещущая, не требующая никакого промедления ее решения, поскольку, если сейчас не остановить процесс нравственной деградации молодого поколения, то все достижения нашего общества будут сведены «на нет».
Такого разгула вседозволенности и культурного падения молодежи, которая, по сути, отдана на воспитание коммерческому телевидению и уличным «тусовкам», приобщающим молодежь к манерам фривольного поведения в общественных местах, на дискотеках в полутемных залах под звуки оглушающей примитивной так называемой музыки и громоподобные ритмы ударных инструментов, мягко говоря, не способствуют культурному воспитанию будущей элиты общества.
Следует заметить, что блок гуманитарных дисциплин, которые преподаются в техниче-
Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ских университетах, требует серьезного реформирования как за счет пересмотра объема изучаемых дисциплин, так и путем введения новых, направленных на активное формирование культурного облика современного бакалавра или инженера, хорошо ориентирующегося в современных рыночных условиях, понимая, что наиболее действенным эквивалентом экономических отношений являются деньги, действенность которых, однако, ограничена материальными объектами и не может распространяться на духовно-нравственную сферу, в которой главным компонентом являются этические нормы, позволяющие осознать всю меру ответственности индивида перед обществом за все то, что является объектом его деятельности.
Рассуждая о чувстве ответственности человека как духовного существа, великий русский философ И. А. Ильин писал: «В глубине его души как бы строится храм, а в храме этом утверждается алтарь и престол с неугасающим светильником, в том смысле, что этот храм есть его собственная обитель, и престол этот есть его собственная святыня, и светильник этот есть его собственное горение. Не только «в нем есть пламя», но он сам в полноте своего духовного бытия есть это пламя и это пламя есть Главное, от которого он не может отказаться, которым он дорожит превыше всего своего прочего и которому он не может изменить. И, чувствуя это, удостоверено, он начинает постигать, что значит, чтить самого себя» (Пушкин А.С.) и что такое есть чувство собственного достоинства.
Вот где скрывается последний и безусловный корень «духовной ответственности», без которой человеку недостойно жить на земле и невозможно создавать духовную культуру».
Эти слова, сказанные великим философом и публицистом Ильиным И. А. в начале прошлого века, не потеряли актуальности и в наше время, подтверждая тем самым важность морально-этических ценностей, которыми в полной мере должен обладать представитель интеллектуального слоя общества, на которого возлагается главная ответственность за будущее нашего государства.
Компьютерные модели лабораторных работ для системы дистанционного обучения по дисциплине «Гидравлика, гидромашины и гидроприводы»
к.т.н. проф. Беленков Ю.А., к.т.н. проф. Лепешкин А.В., к.т.н. доц. Суздальцев В.Е.,
к.т.н. проф. Фатеев И.В.
МГТУ «МАМИ» (495) 223-05-23, доб. 1444
Аннотация. В статье предлагается методика разработки виртуальных лабораторных работ для общетехнических дисциплин, использовавшаяся при создании лабораторного комплекса по дисциплине «Гидравлика, гидромашины и гидроприводы». Подобные лабораторные комплексы необходимы для дальнейшего развития системы дистанционного образования в России.
Ключевые слова: дистанционное образование, общетехнические дисциплины, лабораторные работы
Система дистанционного образования, получившая достаточно широкое распространение в мировой практике, имеет особое значение для России с её огромной территорией, с отдаленными, а порой и малодоступными районами.
Надо отметить, что в настоящее время в России дистанционное обучение в основном ведется только по гуманитарным и ряду естественных дисциплин, в которых основными видами занятий являются лекционный и семинарский курсы. Обусловлено это тем, что при достаточно надежно работающей связи и отработанным информационным технологиям проводить лекции и семинарские занятия ведущим преподавателям столичных вузов достаточно просто, в том числе и в диалоговом режиме по интернету.
Гораздо сложнее обстоит дело с преподаванием технических дисциплин.