Научная статья на тему 'Проблемы высокоскоростного фрезерования криволинейных поверхностей'

Проблемы высокоскоростного фрезерования криволинейных поверхностей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
293
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детали / летательные аппараты / электронный ресурс / обработка резанием / высокоскоростное фрезерование / криволинейные поверхности / аппаратно-программное обеспечение

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кузьмин В. Ф.

Рассмотрены проблемы высокоскоростного фрезерования криволинейных поверхностей в деталях летательных аппаратов и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы высокоскоростного фрезерования криволинейных поверхностей»

номикроскопический анализ структуры покрытий показывает, что они имеют мелкий размер зёрен, однако промежутки (поры) между ними оказываются соизмеримыми е размерами зёрен. Поэтому однородность р4о покрытий, осаждаемых методом КИБ, оказывается значительно выше. Слабым звеном покрытий, осаждаемых методом КИБ, является их низкая связь с подложкой [1]. В результате трещины, образующиеся в покрытии, расслаиваются под покрытием, что облегчает их отрыв. В пластинах с покрытиями методом ГТ трещины прорастают в основу и разрушаются вместе с объемами твердых сплавов, образуя характерные «борозды» [1].

Проведенный фрактальный анализ структур покрытий позволил наметить пути совершенствования составов покрытий с использованием мультифрактальной параметризации.

На рис. 3 приведены микрофотографии покрытий ТЖ и Т1С+Т1СМ+Т1М.

■гйл-

шШшИИВШш

ИИИИ

ив

шшшщл

а .. б

Рис. 3. Микрофотографии структуры покрытий; а) ТМ; б) Т1С^Т1СМ+Т{1ч (х 5000)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ'

1, К а балд и к Ю. Г. Структура, прочность и износостойкость композиционных инструментальных материалов. - Владивосток: Далшаука, 1996. - 183 с,

2. Ветозский Г.В., К о л м ы к о в А. Г. Использование лэдхсдов теории информации в физике конденсированных сред /Сб. Синергетика 2000. Самоорганизующиеся процессы в системах и технологиях. Комсомольск-на-Амуре, 2000. - С. 55-64.

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

УДК 621.9

В.Ф. КУЗЬМИН

ПРОБЛЕМЫ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ФРЕЗЕРОВАНИЯ КРИВОЛИНЕЙНЫХ

ПОВЕРХНОСТЕЙ

Рассмотрены пролемы высокоскоростного фрезерования криволинейных поверхностей в деталях летательных аппаратов и предложены пути их решения.

Современное состояние станкостроительной и инструментальной промышленности позволяет существенно поднять верхние границы скоростей обработки различных мате-

риалов. Широкое распространение получило высокоскоростное фрезерование (ВСФ), которое является одним из методов повышения производительности, улучшения качества обработанной поверхности и исключает ручную доработку. Наибольший экономический эффект может быть достигнут при обработке изделий, содержащих сложные криволинейные поверхности, характерные для деталей летательных аппаратов.

Однако решение задачи оптимизации и эффективного управления высокоскоростным фрезерованием резанием деталей из легких сплавов и, особенно из закаленных сталей связано с некоторыми особенностями и сложностями. К ним, прежде всего, следует отнести кинематику применяемого станочного оборудования и приводы перемещаемых узлов, участвующих в формообразующих движениях и программно-аппаратное обеспечение.

Внедрение ВСФ в производство требует также использования новых перспективных наукоемких технологий:

- широкое использование CAD/CAM систем;

модернизации существующих станков с ЧПУ (или их полной замены, что в настоящее время довольно затруднительно);

- применение новых методов интерполяции сложных криволинейных поверхностей.

Прежде всего, необходимо отметить, что количество CAD/CAM систем, представленных на рынке, довольно обширно, поэтому выбор подходящей системы может быть затруднительным . Однако особенности ВСФ выдвигают ряд требований к возможностям и ограничению таких систем:

- создание аттракторов с выбором оптимальной нагрузки на инструмент; уменьшение или исключение «опасных участков» фрезерования; минимизация «резания по воздуху»;

- широкое использование петель и различных криволинейных траекторий для уменьшения инерционных сил;

- использование в УП специальных технологических приемов (врезание сверху, трохоидальная обработка, NURBS-интерполяция и т.д.).

NURBS - это «Non-Uniform Rational B-Spline» (неоднородный рациональный В-сплайн). Неоднородный (Non-Uniform) означает, что различные области объектов NURBS (кривых или поверхностей) обладают различными свойствами (весами), значения которых не равны между собой. Рациональный (Rational) указываем что объект NURBS может быть описан с помощью математических формул. (B-Spline) - это любая гладкая кривая, определенная в трехмерном пространстве, нормаль которой может иметь любое направление. Хотя система NURBS сплайнов может описать кривые любой формы, однако его математический аппарат оказывается сложным.

Традиционно существующие способы и кинематика станочных механизмы, как правило, реализуют алгоритмы интерполяции криволинейных траекторий ломаными с дискретными значениями направления перемещения инструмента в конечных точках интерполируемых участков. Уменьшение длины интерполируемых участков увеличивает объем УП. Кинематика станочных механизмов основана на изменении направления траектории обработки поворотом инструмента относительно взаимно перпендикулярных осей. В связи с этим конструкция исполнительных механизмов имеет недостаточную жесткость вследствие удаленности инструмента от этих осей.

Одна из проблем высокоскоростной обработки заключается также и в том, что при перемещении исполнительных механизмов станка с большими скоростями невозможна их мгновенная остановка или изменение направления движения в силу инерционности пере-

мешаемых масс. Другими словами, при скоростной обработке традиционными способами большая нагрузка ложится на приводы станка и режущий инструмент.

ВСФ также ставит достаточно сложные задачи перед системой управлением станком. Трудоемкость подготовки программы существенно зависит от числа управляющих и одновременно отрабатываемых координат станка. Например, требования к точности обработки деталей с криволинейными поверхностями обусловливает использование пяти-координатной (многокоординатной) обработки, программа которой предусматривает расчет локальных параметров обрабатываемых поверхностей - опорных точек траектории обработки, координат векторов нормали и образующей, времени перемещения фрезы, пересчет полученных величин в систему координат станка, расчет закона движения инструмента - определение положения исполнительных органов станка, соответствующее каждой опорной точки траектории обработки (координаты X, У, Ъ центра фрезерной головки станка и две угловые координаты), учет вида обработки, которую предстоит запрограммировать (обработка торцом, периферией или торцовой частью цилиндрической концевой фрезы), расчет угловых величин в координатной схеме фрезерной головки, расчет управляющей информации к интерполятору , расчет кадров управляющей информации по закону движения инструмента относительно детали и т.д.

Л 11

Ч-Ш+нННГ'

¡г ¡А

00-

а б в

Рис. 1. Кинематические схемы высокоскоростной обработки: а) кинематическая схема формообразования с общей точкой в зоне обработки; б) кинематическая схема формообразования с общей точкой за пределами зоны обработки; в) кинематическая схема обработки с вращением инструмента вокруг параллельных осей

Кроме того, для использования ВСФ необходимо применение новых методов конст-рукторско-технологической подготовки производства и повышения управляемости станков с ЧПУ для обеспечения точности обработки при высокой скорости резания. Это обусловливает поиск современных подходов к указанной проблеме.

Станки для высокоскоростной обработки должны обладать высокой кинематической точностью и жесткостью. Для максимального снижения нагрузки на приводы и режущий инструмент необходим комплекс мероприятий, реализация которого возможна как программными, так и аппаратными средствами. На стадии подготовки управляющей про-

граммы (УП) - регулярных аттракторов необходимо точно рассчитывать траекторию криволинейного (пространственного) движения инструмента. Сам объем УП в значительной степени зависит от метода интерполяции траектории обработки. Важным моментом непосредственно в процессе обработки является скорость передачи и необходимой коррекции аттракторов (УП), что зависит от выбранных аппаратных средств.

Поэтому представляется необходимым использование других алгоритмов интерполяции сложных криволинейных поверхностей, станочных механизмов реализующих эти алгоритмы, а также фрактального метода управления..

Автором разработаны новые кинематические схемы и реализующие их конструкции [1... 10]основанные на принципе вращения инструмента относительно пересекающихся под острым углом или параллельных осей рис. 1.

С помощью указанных схем возможна высокоскоростная обработка следующих типов поверхностей:

- плоскостей [5];

- цилиндрических криволинейных [2, 3];

- линейчатых с переменным углом образующей [3,4];

- криволинейных количественных [6, 7],

- сферических [10];

- двойной кривизны [8].

Для примера рассмотрим способ и конструкцию фрезерной головки для двухкоорди-натной обработки деталей с криволинейными коническими поверхностями.

Двухкоординатная обработка деталей с криволинейными; коническими поверхностями. 'Точнувдс, -. обработку плоских деталей с коническими поверхностями при минимальном объеме математической подготовки обеспечивает схема обработки с вращением оси инструмента относительно двух расположенных под углом осей, пересекающихся в вершине конической поверхности рис. 2. ■ ■

Деталь 1, например, носовая часть стабилизатора самолета, обрабатывается по поверхности . 2, являющейся частью сложной конической поверхности 3. Поверхность 3 получена движением прямой образующей 4проходящей через вершину О и последовательно перемещающейся через все точки направляющего ■ контура 5, являющегося линией пересечения поверхности 3 с плоскостью Б детали. Обработку1, ведут " вращающимся цилиндрическим инструментом 7Э длину

Рис. 2. Фрезерная головка для двухкоординатной обработки конической поверхности

которого выбирают больше толщины детали 1, вдоль образующей 4.

В Ж КУЗЬМИН

В процессе обработки инструмент 7 осуществляет управляемый поворот с постоянным углом а наклона относительно геометрической оси АО, который обеспечивается установкой шпинделя в цилиндрической опоре 8, вращаемой управляемым по программе приводом 9 с червячной передачей 10, Ось АО управляемых поворотов независимо от поворота опоры 8 поворачивают с постоянным углом наклона а относительно другой геометрической оси ВО, установив опору 8 в цилиндрическую опору 11, вращаемую по программе приводом 12 через червячную передачу 13 относительно корпуса станка 14. Оси ОА и OB пересекаются в вершине О обрабатываемой конической поверхности, через которую проходит образующая 4. Таким образом, инструмент во время обработки поворачивают вокруг двух осей.

Сложением поворота опоры 8 относительно опоры 11 с поворотом опоры 11 относительно корпуса 14 обеспечивается расположение торца фрезы в любой точке, лежащей на сферической поверхности 6 радиуса R в пределах телесного угла 4а, причем направление режущей кромки в любой точке М всегда совпадает с направлением образующей любой конической поверхности, направляющий контур которой расположен внутри кругового конуса с телесным углом при вершине 4а.

Таким образом, достигается обработка конической поверхности с совпадением режущей кромки и образующей при минимальном количестве управляемых координат оборудования, равном двум. Факторами, обеспечивающими существенное повышение точности в этом способе, являются:

- аппроксимация реального контура кривыми линиями вместо прямых, так как сложное движение фрезы осуществляется как сумма простых круговых перемещений относительно осей АО и ВО;

возможность обработки по всему контуру при однонаправленном вращении относительно осей АО и ВО, чем исключаются погрешности, вызванные нежесткостью системы СПИД.

УП по новым схемам ВСФ разрабатываются на базе системы Delcam [11], специализирующейся на разработке компьютерных технологий, обеспечивающих моделирование и механообработку сложных поверхностей. В частности, в PowerMILL - системе многокоординатной обработки - реализован специальный набор средств генерации траекторий для ВСФ, модуль оптимизации УП (автоматическое изменение подачи в зависимости от количества снимаемого материала с целью оптимизации нагрузки на режущий инструмент), имеется возможность ручного редактирования траектории обработки. Положительным является и факт внедрения этой системы на ряде отечественных предприятий и ее интеграция практически со всеми существующими на сегодня CAD/CAM системами.

Известно, что для облегчения разработки управляющей программы может быть предложен такой прогрессивный метод изготовления деталей, как «компьютерная технология реверсивного проектирования», которая включает следующие этапы: идея - макет - изделие. На объемных сканерах, контрольно-измерительных машинах, или на станках с ЧПУ, оснащенных измерительными оптическими головками, производится оцифровка макета. Таким образом, получается электронный макет изделия, представленный в виде упорядоченного или неупорядоченного массива точек в пространстве. На этапе реверсивного проектирования происходит преобразование сканированных точек в данные, которые воспринимаются системами компьютерного проектирования. Далее процесс изготовления изделия идет по традиционному пути.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАВИВАНИЯ СЛИВНОЙ СТРУЖКИ ПРИ

НЕСВОБОДНОМ РЕЗАНИИ

Описанная выше аппаратная модернизация позволяет, в свою очередь, использовать новые методы интерполяции траекторий обработки, поскольку классический (отрезками прямых) в десятки раз снижает реальную производительность станка.

Таким образом, предлагаемое аппаратно-программное обеспечение процесса ВСФ деталей летательных аппаратов, наряду с использованием разработанных новых технологических приемов применения инструмента и его оптимальных траекторий, позволило существенно повысить производительность при ВСФ, обеспечивая при этом высокое качество и точность обработанных поверхностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Технологическое обеспечение аэродинамических обводов современного самолета. Иванов Ю.Л., Кабалдин Ю.Г., Кузьмин В.Ф. и др. -М.: Машиностроение-1,2001. С. 284-351.

. 2. Фрезерная головка. Кузьмин В.Ф. A.c. 812446 СССР МКИ В 23 С 3/00. Заявка № 2769875. За-явл. 28.06.79. Бюл. № 10.

3. Фрезерная головка. Кузьмин В.Ф., Кузьмина Л.Н. A.c. 931326 СССР МКИ В 23 С 3/16. Заявка № 2730510. Заявл. 01.03.79. Бюл. № 20.

4. Способ обработки криволинейных поверхностей. Кузьмин В.Ф. A.c. 931328 СССР МКИ В 23 С 3/16. Заявка № 2817744. Заявл. 26.06.79. Бюл. № 20.

5. Способ обработки плоскостей. Кузьмин В.Ф. A.c. 1161278 СССР МКИ В 23 С 3/00. Заявка Мш 3684944/25-08. Заявл. 04.01.84. Опубл. 15.06.85. Бюл. № 22.

6. Способ обработки сложных конических поверхностей. Кузьмин В.Ф. A.c. 1338221 СССР МКИ В 23 С 3/16. Заявка № 4020119. Заявл. 19.12.85.

7. Способ обработки сложных конических поверхностей. Кузьмин В.Ф. A.c. 1408634 СССР МКИ В 23 С 3/16. Заявка Ш 4129049. Заявл. 08.10.86

8. Способ обработки сложных поверхностей. Кузьмин В.Ф. A.c. 1439862 СССР МКИ В 23 С 3/16. Заявка № 4249288. Заявл. 01.04.87.

9. Способ обработки деталей с криволинейными поверхностями. Кузьмин В.Ф. и др. Патент 2169643 РФ МКИ С2 7 В 23 С 3/16. Заявка № 99121978/02. Бюл. № 18

10. Способ обработки сферической поверхности детали. Кузьмин В.Ф. и др. Патент 2170649 РФ МКИ С2 7 В 23 С 3/16. Заявка № 99121981/02. Заявл. 15.12.99. Бюл. №20

II. Delcam на просторах России и стран СНГ //САПР и графика. 1999. №11 .-С. 78-84.

Комсомольское-на Амуре авиационное производственное объединение

УДК 621.9.011 ■ ■' ■ • ■ ■ " ■ ■

СИ.ПЕТРУШИН

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАВИВАНИЯ СЛИВНОЙ СТРУЖКИ

ПРИ НЕСВОБОДНОМ РЕЗАНИИ

Предложены и рассмотрены две схемы образования сливной стружки при несвободном резании криволинейным лезвием с плоской передней поверхностью: с единственной условной поверхностью

сдвига и с развитыми зонами пластических деформаций. Приведены аналитические зависимости, описывающие геометрию и кинематику несвободного резания, а также напряженно - деформированное состояние зоны стружкообразования. Показана возможность применения полученных закономерностей для решения задачи описания процесса завивания сливной стружки.

Тенденция приближения формы и размеров заготовок к форме и размерам деталей машин приводит к смещению основной сферы применения обработки резанием в область

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.