Научная статья на тему 'Проблемы выделения института репродуктивных прав человека в российском праве'

Проблемы выделения института репродуктивных прав человека в российском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2022
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВО НА РЕПРОДУКТИВНЫЙ ВЫБОР / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурдо Евгений Петрович, Гаранина Инна Геннадьевна

Репродуктивные права становятся предметом изучения российской юридической доктрины. Российская правовая доктрина не выделяет отдельного института в праве репродуктивные права человека. Авторы статьи анализируют международно-правовые документы и приходят к выводу, что российское право нуждается в четком определении репродуктивных прав человека. Авторы статьи проводят анализ первых научных публикаций, которые косвенно затрагивают поставленный вопрос. Авторам также сделана попытка помимо формулирования теоретического определения репродуктивных прав человека раскрыть и права, составляющие данный институт современного международного права прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of allocating reproductive Institute of human rights in Russian law

Reproductive rights are the subject of research of Russian legal doctrine. Russian legal doctrine does not separately identify the legal institution the reproductive rights. The authors analyze the international instruments concluding that Russian law necessary requires a clear definition of reproductive rights. The authors analyze the first scientific publications that indirectly affect the issue. The authors also attempted to formulate besides theoretical definition of reproductive rights and the right to disclose that make up the institution of modern international human rights law.

Текст научной работы на тему «Проблемы выделения института репродуктивных прав человека в российском праве»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

3.1. ПРОБЛЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Бурдо Евгений Петрович, канд. юрид. наук. Должность: Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Марий Эл. Место работы: Администрация Главы Республики Марий Эл. E-mail: [email protected]. Гаранина Инна Геннадьевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Университет управления «ТИСБИ». Подразделение: кафедра конституционного и международного права. E-mail: [email protected].

Аннотация: Репродуктивные права становятся предметом изучения российской юридической доктрины. Российская правовая доктрина не выделяет отдельного института в праве - репродуктивные права человека. Авторы статьи анализируют международно-правовые документы и приходят к выводу, что российское право нуждается в четком определении репродуктивных прав человека. Авторы статьи проводят анализ первых научных публикаций, которые косвенно затрагивают поставленный вопрос. Авторам также сделана попытка помимо формулирования теоретического определения репродуктивных прав человека раскрыть и права, составляющие данный институт современного международного права прав человека.

Ключевые слова: репродуктивные права, права человека, право на репродуктивный выбор, международное право прав человека.

Burdo Evgeniy Petrovich, PhD at Law. Position: Children's Ombudsman in Mari El Republic. Place of employment: Administration of the Head of Mari El Republic. E-mail: [email protected].

Garanina Inna Gennadievna, PhD at Law. Position: associate professor. Place of employment: University of management «TISBI». Department: constitutional and international law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: Reproductive rights are the subject of research of Russian legal doctrine. Russian legal doctrine does not separately identify the legal institution - the reproductive rights. The authors analyze the international instruments concluding that Russian law necessary requires a clear definition of reproductive rights. The authors analyze the first scientific publications that indirectly affect the issue. The authors also attempted to formulate besides theoretical definition of reproductive rights and the right to disclose that make up the institution of modern international human rights law.

Keywords: reproductive rights, human rights, the right to reproductive choice, international human rights law.

Современное международное право прав человека активно и постоянно обсуждает тему регулирования и имплементации репродуктивных прав человека. Для российского права понятия «репродуктивные права», «право на репродуктивный выбор» в последнее время прибрели особую актуальность.

Необходимо отметить, что тема соотношения права и его влияния на рождаемость поднималась в советской юридической науке. Так, в 1977 году Р. Каллист-ратова отмечала: «Семейные отношения, как и всякие другие, испытывают воздействие со стороны целого комплекса социальных явлений: экономики, политики, идеологии. Кроме того, стимулировать рождаемость могут нормы самых различных отраслей права, поэтому настало, видимо, время найти приемлемую организационную форму сотрудничества юристов различных профилей, экономистов, демографов для комплексной разработки конкретных предложений о решении проблемы динамики народонаселения. Сейчас юристы оказались «в хвосте» всех тех, кого по государственному интересует этот вопрос»1. Следует согласиться с Каллистратовой Р., что незначительное число юристов занимаются данной проблемой. В 80-е годы XX века в юридической науке встречаются некоторые труды об искусственном оплодотворении.

Вопросы правового регулирования рождаемости активно стали подниматься в 90-е годы ХХ века в трудах М.Н. Малеиной . Однако в своих работах она не использует термин «репродуктивные права», «право на репродуктивный выбор». Например, в своей статье «Человек и медицина в современном праве» в главе III она использует понятие «регулирование репродуктивной деятельности». Именно через него рассматриваются такие репродуктивные права человека, как право на прерывание беременности, право использовать технологии искусственного оплодотворения, право на медицинскую помощь при бесплодии и т.п. Это означает, что репродуктивные права человека как самостоятельные законодательные возможности не признаются до конца, поскольку речь идет не о правовых притязаниях человека, а о методах государственного регулирования на одну из сфер человеческой деятельности. Соответственно государство оставляет за собой возможность создавать определенный правовой режим с помощью ограничений и стимулов при реализации репродуктивных прав человека.

О.А. Хазова в своих трудах понимает вопросы регулирования репродуктивных прав человека, включая

1 Каллистратова Р. Рождаемость и право. Советская юстиция 1971. С. 2 - 15.

2 Малеина М.Н. Защита личных неимущественных прав советских граждан. М., 1991; Малеина М.Н. О праве на жизнь. Государство и право 1992; Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М. 1995.

право на репродуктивный выбор3. Она указывает, что данная категория прав человека - это «права граждан самостоятельно и свободно от какого бы то ни было принуждения решать вопросы деторождения, иметь доступ к необходимой для этого информации и медицинской помощи». Определение понятия «репродуктивные права человека» основывается на их понимании, закрепленном в Платформе действий, принятой в Пекине в 1995 г.4 Так, О.А. Хазова отмечает: «В течение последнего времени репродуктивные права, имеющие принципиальное значение для обеспечения репродуктивного здоровья, получили широкую поддержку в международных документах и договорах по правам человека».

Подобная точка зрения была сформулирована в работах Е.А. Баллаевой, обозначившей, что «понятие «репродуктивных прав человека обычно используется как инструмент для рассмотрения соответствия российского законодательства, регулировавшего социальные отношения в области репродуктивного поведения людей, нормам международного права, признаваемым мировым сообществом стандартов»5.

В современном международном праве прав человека отмечается признание мировым сообществом репродуктивных прав6. При этом приводятся следующие документы: Декларация Международной конференции ООН по правам человека (Тегеран, 1968), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Материалы международных конференций по проблемам народонаселения и развития (Бухарест, 1974; Мехико, 1984; Каир, 1995), Материалы Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993) и др.

И.Г. Гаранина, указывает о несоответствии норм российского законодательства «общепризнанным репродуктивным правам человека» и делает заключение о некоторой неполноценности данного института. Для этого, в частности, используются формулировки об обязанностях государств обеспечивать пропаганду репродуктивных прав человека и т.д.7

Между тем в Пекинской Платформе действий расшифровываются понятия «репродуктивное здоровье» и «репродуктивные права человека». Например, «репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функций, процессов».

Репродуктивное здоровье подразумевает, что у каждого из людей есть возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь и что у них есть возможность воспроизводить себе подобных, и что люди вольны принимать решение о том, делать

3 Франковски С, Гольдман Р., Лентовска Э. Верховный суд США о гражданских правах и свободах. Варшава 1997. Тейлор Р. Дебаты об абортах. Америка 1993;439.

4 Принята на IV Всемирной конференции по положению женщин, Пекин, 04-15.09.1995. Текст предоставлен Информационным центром ООН в России Адрес доступа: www.unic.ru Дата доступа: 12.01.2015

5 Франковски С, Гольдман Р., Лентовска Э. Верховный суд США о гражданских правах и свободах. Варшава 1997. Тейлор Р. Дебаты об абортах. Америка 1993;439.

6 Адрес доступа: http://www.unic.ru/relis/0204/01 2.html дата доступа: 19.01.2015

7 Гаранина И.Г. Проблемы регламентации и способы предупреждения дискриминации в сфере реализации репродуктивных

прав человека // Черные дыры в Российском Законодательстве.

Юридический журнал. - 2014. - № 5. - С. 62 - 66.

ли это, когда делать и как часто. Репродуктивное здоровье подразумевает не только процессы, связанные с воспроизводством человека, но и те, которые их обусловливают. Тем самым, охватывается также регулирование сексуальности человека, независимо от той цели, которая ставится перед ее проявлением в цели -зарождение жизни или только гедонистическая направленность помимо практики абортов, искусственного оплодотворения и др.

О.А. Хазовой в некоторых своих трудах дана классификация репродуктивных прав человека, включающая в себя круг таких прав, как:

- право свободно принимать ответственные решения относительно количества детей, интервалов между их рождением и времени их рождения;

- право доступа к необходимым для этого информации и средствам;

- право достигать высших стандартов сексуального и репродуктивного здоровья, включая право принимать решения по вопросам, касающимся репродуктивного поведения, в условиях отсутствия дискриминации, принуждения и насилия8.

Пекинская платформа действий выделяет из понятия «репродуктивное здоровье» группу прав мужчин и женщин. К ним можно отнести:

- право на получение информации о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи и регулирования деторождения;

- право иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по их выбору, а также другим методам регулирования деторождения по их выбору;

- право иметь доступ к соответствующим услугам в области охраны здоровья, которые позволили бы женщинам благополучно пройти через этап беременности и родов и предоставили бы супружеским парам наилучший шанс иметь здорового младенца. Данное право предполагает наличие особой системы медицинских учреждений, оказывающих гинекологическую, акушерскую и иную помощь женщине и новорожденному ребенку.

Исходя из приведенных выше составляющих, репродуктивные права человека, согласно тексту Пекинской Платформы действий, «зиждутся на признании основного права всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами и праве на достижение максимально высокого уровня сексуального и репродуктивного здоровья»9.

Проблема репродуктивных прав человека активно обсуждается в российской юридической доктрине, но в рамках содержания того или иного конституционного права, имеющего свое непосредственное нормативное закрепление в Основном законе. Непосредственно о репродуктивных правах человека высказывалась в своих статьях Е.В. Перевозчикова: «Репродуктивные права - это права, связанные с реализацией различных аспектов продолжения рода (деторождения), в частности, - с принятием решения о зачатии ребенка, с определением количества детей, интервалов между их рождением, с применением высоких репродуктивных

8 Хазова О.А. Репродуктивные права в России: пределы законодательного регулирования. Конституционное право: восточноевропейское обозрение 2000. С. 4 - 16.

9 Адрес доступа: http://www.unic.ru/relis/0204/01 2.html дата доступа: 19.01.2015

технологий в случае, если беременность не может наступить естественным путем. Репродуктивные права человека - разновидность так называемых личностных прав, которые являются подвидом личных (гражданских) прав человека, закрепленных в Конституции РФ»10.

Отметим, что Ю.В. Павловой были представлены определение понятия и система репродуктивных прав человека как «права, связанные с осуществлением человеком репродуктивной функции (репродуктивные права человека), - права супружеских пар и отдельных лиц на достижение максимально высокого уровня репродуктивного здоровья, включающие право свободно и ответственно принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия, располагать для этого необходимой информацией и средствами и иметь доступ к наиболее эффективным и методам планирования семьи и методам преодоления бесплодия11.

Репродуктивные права человека согласно общим определениям включают: право на свободный репродуктивный выбор и планирование семьи; право на получение информации по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи; право на невмешательство в личную жизнь и конфиденциальность при получении услуг по охране репродуктивного здоровья; право на получение специализированной медицинской помощи в целях охраны репродуктивного здоровья; право на пользование достижениями научного прогресса в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия; право на донорство и хранение половых клеток; право человека на защиту своих репродуктивных прав»12.

Ю.В. Павлова, в частности, обосновывает, что каждое из вышеприведенных репродуктивных прав человека находит свое определение в том или ином конституционном праве (например, право на охрану здоровья, право на жизнь право на государственную защиту своих прав и др.)3

В доктрине российского права (включая доктрину международного права) сформировались три основные направления решения проблем репродуктивных прав человека. Так, первое исходит из того, что понятие «репродуктивные права» человека носит условный характер, который используется в социологии и демографии, но не в юриспруденции. Второе - проводит связь между международными нормами и необходимостью их имплементации в российском законодательстве. Третье направление основано на том, что репродуктивные права человека находят свою юридическую природу в конституционных правах человека и гражданина.

Отметим, что первый подход наиболее удобен для такого отношения к репродуктивным правам человека, при котором гражданину не дается право предъявлять юридически оформленные требования к государству в

10 Павлова, Ю. В. Современный правовой режим реализации репродуктивного права человека на применение вспомогательных репродуктивных технологий [Текст] / Ю. В. Павлова. //Медицинское право. -2013. - № 6. - С. 27 - 32.

11 Павлова Ю.В. Репродуктивная функция организма как форма реализации конституционного права человека на жизнь: Авто-реф. дис. ... канд. юр. наук. М. 2007.

12 Адрес доступа: http://www.unic.ru/relis/0204/01 2.html дата доступа: 19.01.2015

13 Павлова Ю.В. Репродуктивная функция организма как форма

реализации конституционного права человека на жизнь: Авто-

реф. дис. ... канд. юр. наук. М. 2007.

репродуктивной сфере. Государство регулирует репродуктивную деятельность косвенным путем через определение режима медицинских услуг, запрещая или разрешая те или иные из них. Государство не вмешивается во внутренний мир человека относительно принятия им решений по репродуктивным вопросам. Выбор признается за самими субъектами, но государство снимает с себя ответственность за принятые подобных решений. Соответственно объект регулирования принимаемых нормативных актов - это область здравоохранения, а не права человека.

Второй подход вытекает из международного определения понятий «репродуктивные права» человека, «право на репродуктивный выбор». Обусловлено это следующими обстоятельствами: неравномерное распределение человеческих ресурсов; глобализация экономических процессов; неравномерное распределение мирового капитала. Репродуктивные права человека формулируются в рамках конференций по народонаселению1 .

Это показывает, что мировое сообщество заинтересовано в международном регулировании репродуктивных прав человека. На Международной конференции по проблемам народонаселения и развития в Каире (1994) подчеркивалась важность интегрирования программ регулирования семьи в новую систему подхода к службе репродуктивного здоровья. На конференции было сформулировано, что решения о добровольном планировании семьи являются одним из основных человеческих прав для всех семейных пар и отдельных личностей.

В то же время международные документы не содержат императивных норм по отношению к государствам относительно репродуктивной сферы, как репродуктивные права человека. Например, Венская декларация и программа действий, принятая 25 июня 1993 г. на II Всемирной конференции по правам человека, закрепляя право каждого на пользование результатами научного прогресса, только подчеркивает важность международного сотрудничества, особенно в биомедицинских науках. Венская декларация предусматривает право каждой женщины на доступное и надлежащее медицинское обслуживание и на возможно более широкий спектр услуг в области планирования семьи.

Подчеркнем, что общие конвенционные положения не закрепляют какие-либо репродуктивные права человека. Прямо о них не говорится во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в Международных пактах о правах человека 1966 года, ни в региональных документах (например, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.). Поэтому можно утверждать, что репродуктивные права человека необходимо включить в категорию прав человека и основных свобод. Так как они обладают такими свойствами, как неотчуждаемость, универсальность, экстерриториальность. В связи с этим можно говорить об обязанности государства закрепить в своей национальной правовой системе соответствующие нормы, направленные на регулирование репродуктивных прав человека.

Отметим, что попытки включения репродуктивных прав человека в число универсальных прав и свобод

14 Костенко, О. В., Морозов, Р. В. Законодательное закрепление права на охрану репродуктивного здоровья [Текст] /О. В. Костен-ко, Р. В. Морозов. //Социальное и пенсионное право. -2012. - № 4. - С. 25 - 28.

человека и гражданина происходят повсеместно путем обращения в международные органы. Например, общая позиция Европейского суда по правам человека (далее, Суд) заключается в том, что государства должны обладать определенной свободой выбора в регулировании вопросов в области имплементации репродуктивных прав человека (например, решения по делу Косси против Соединенного Королевства, по делу Брюггеманн и Шойтен против ФРГ, по делу Херц против Норвегии и др.)15. Во всех указанных решениях Суд уклонялся от формулирования самостоятельного определения репродуктивных прав человека или права на репродуктивный выбор, что можно объяснить, во-первых, отсутствием единой концепции понимания репродуктивных прав человека. Например, в российской правовой доктрине присутствуют как противоположные точки зрения на отнесение репродуктивных прав человека к субъективным правам, так и полное непонимание значения такой дискуссии. Во-вторых, существующими различиями целей правового регулирования воспроизводства населения на международном и национальном уровне.

Основной аспект института репродуктивных прав человека представляется как обеспечение допуска к средствам планирования семьи, особенно в отношении стран со слаборазвитой экономикой. На национальном уровне большинство стран воспринимает репродуктивные права человека как гарантированные, поощряемые государством возможности в сфере воспроизводства населения. Известны также противоречия на определение понятий «репродуктивные права человека» и «право на репродуктивный выбор». О них по-разному будут рассуждать адепты различных религий, европейцы и представители восточных наций, лица с разным цветом кожи, мужчины и женщины. Различность понимания репродуктивных прав человека позволяет вкладывать в их содержание противоположное значение. Это приводит к выводу, что необходимо соблюдать четко понимать формулирование единых правовых стандартов в отношении репродуктивных прав человека.

Третье направление - это нахождение конституционного значения репродуктивных прав человека, что переводит их в иную плоскость ценностей уже внутри самого государства: например, создание специального механизма правового регулирования и имплементации, выявление конституционного содержания права на репродуктивный выбор. Кроме того, репродуктивные права человека получают своеобразную конституционную защиту. Любой нормативный акт, затрагивающий тот или иной аспект репродуктивной деятельности, может (должен) быть оценен с точки зрения конституции, стать предметом обжалования в порядке конституционного судопроизводства. Так, Верховный суд США по делу «Роу против Уэйда» (Roe v. Wade) достаточно ярко иллюстрирует такую ситуацию16. Незадолго до вынесенного решения в США прошла эпидемия краснухи. В период с 1962 по 1965 гг. заболели около 82 000 беременных женщин, родилось около 15 000 детей с разными аномалиями - глухота, слепота и т.д. Многим женщинам, пожелавшим искусственно прервать беременность, было отказано. Девяти врачам в связи с этим было предъявлено обвинение Ко-

15 Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.1998

16 Адрес доступа: http://www.unic.ru/relis/0302/27_1.html дата доступа: 15.01.2015

миссией медицинских экзаменаторов штата Калифорния. Итогом и стало решение Верховного суда США по делу «Роу против Уэйда», признавшее закон штата Техас об ограничении права на аборт противоречащим Конституции США, ущемляющим личную свободу женщины: «Верховный суд закрепил за женщинами как конституционно охраняемое право на выбор: делать аборт или нет, в пределах медико-биологической до-пустимости»17. Данное решение стало одним из значимых в признании допустимости конституционной защиты отдельных репродуктивных возможностей человека, хотя и подвергалось определенной критике.

Приведенный пример показывает стремление политических сил государства облечь репродуктивные возможности человека в формулу конституционных прав и свобод человека. Например, Конституция Ирландии закрепляет: «Государство признает право на жизнь нерожденного и, имея в виду равное право на жизнь матери, гарантирует в своих законах уважение и, насколько это возможно, защищает и поддерживает своими законами это право» (статья 40). В таком случае любой закон должен отвечать конституционным принципам, подлежит оценке и может быть признан несоответствующим основному закону органом конституционного правосудия18.

В настоящее время российское законодательство рассматривает репродуктивные права человека как правомочия на получение специальной медицинской помощи. Аборт, искусственное оплодотворение, планирование семьи и т.п. - это часть социальных услуг, осуществляемых государством через сеть медицинских учреждений. Законодательное разрешение таких вопросов в Российской Федерации осуществляется на уровне федерального закона.

К сожалению, российский опыт свидетельствует лишь о появлении общего интереса к репродуктивным правам человека. В то же время развитие биомедицинских технологий заставит право как государственный механизм внятно отреагировать на вызовы современности.

Обратим внимание, что несмотря на неоднозначность определения понятий «репродуктивные права человека» и «право на репродуктивный выбор» в российской правовой доктрине, в международном праве прав человека такое понятие объясняется тем, что сексуальное и репродуктивное здоровье является важным компонентом права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, закрепленного во Всеобщей декларации прав человека (1948) и других конвенциях по правам человека.

Сексуальные и репродуктивные потребности человека в области здравоохранения должны быть выполнены как для мужчин, так и женщин. Стандарты в области прав человека требует от государств уважать, защищать и осуществлять право человека на сексуальное и репродуктивное здоровье, и государства должны также обеспечить, чтобы лица имели возможность активно участвовать в разработке политики здравоохранения и в принятии решений, включая количество детей и т.п. Государство осуществляет им-плементацию стандартов сексуального и репродуктивного здоровья, в том числе, путем обеспечения бес-

17 Власихин В. Крузены против Департамента здравоохранения штата Миссури. Российская юстиция. - 2000. - № 10. - С. 50 - 54.

18 Гаранина И.Г. Проблемы регламентации и способы предупреждения дискриминации в сфере реализации репродуктивных прав человека // Черные дыры в Российском Законодательстве.

Юридический журнал. - 2014. - № 5. - С. 62 - 66

платного предоставления информации в данной сфере.

Сексуальные и репродуктивные права человека, включая доступ к сексуальному и репродуктивному здоровью и информации, а также автономии в области принятия сексуальных и репродуктивных решений -это права человека, и они универсальны, неделимы и их нельзя отрицать. Такие права основаны на других основных правах и свободах человека, в том числе, праве на здоровье, праве на свободу от дискриминации, праве на неприкосновенность частной жизни, праве не подвергаться пыткам или жестокому обращению, праве определять количество и интервал между детьми, и право быть свободным от сексуального на-

19

силия .

Взаимосвязь прав человека находит свое отражение в каждом элементе сексуальных и репродуктивных прав человека и политики и финансирования, необходимых для обеспечения всеобщего доступа к сексуальным и репродуктивным правам человека. Физические лица могут быть не в состоянии получить доступ к комплексным услугам в области сексуальных и репродуктивных прав в результате бедности, недостаточной медицинской помощи или транспортной инфраструктуры, плохого управления, недостаточной подготовки работников здравоохранения, а также ряда других барьеров.

К документам в области репродуктивных прав человека помимо Пекинской Программы действий можно отнести:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: «Государства-участники в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья [и] результатами научного прогресса и их практического применения». «Право мужчин и женщин брачного возраста брак и основывать семью признается». «Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак».

Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность». «Никто не должен подвергаться незаконному вмешательству в его неприкосновенность частной жизни». «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Никто не должен быть без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам». Государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время брака, и при его расторжении».

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин - здесь содержится информация о дискриминации на гендерной почве. Конвенция является единственным договором в сфере прав человека, которая специально подтверждает репродуктивные права женщин. Конвенция закрепляет право на сексуальное и репродуктивное здоровье во многих отношениях, в том числе, требуя от государств-участников:

• принять все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин и девочек, в том числе в секторе здравоохранения;

• борьба с вредными традиционными нормами и изменять социальные и культурные модели, которые вытекают и закрепляют понятие, что женщины уступают мужчинам;

• обеспечить, чтобы мужчины и женщины в равной степени способны определять количество, интервал и сроки их детей, включая ли есть какие-либо вообще и имеют достаточную и точную информацию, образование и расходные материалы для обеспечения контроля рождаемости;

• предотвращению ранних браков и ликвидации дискриминации в отношении женщин в браке и семейных вопросов, например, путем обеспечения развод, наследование и имущественные права; и

• предотвращение и борьбу с насилием в отношении женщин.

Другие международные документы по правам человека, которые поддерживают и развивают сексуальные и репродуктивные права человека это:

• Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

• Конвенция против пыток;

• Конвенция о правах ребенка;

• Конвенция о правах инвалидов;

• Декларация о правах коренных народов;

• Декларация о ликвидации насилия в отношении женщин;

• Римский статут Международного уголовного суда;

• Специальная декларация Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ / СПИД;

• Заявление Генеральной Ассамблеи ООН по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности;

• Пекинская платформа действий в 1995 году четвертой Всемирной конференции по положению женщин.

Репродуктивные права человека гарантированы в международных и региональных договорах по правам человека. Если не признается сила указанных выше международно-правовых актов на национальном уровне, то, такие гарантии являются только пустыми обещаниями.

Право человека на охрану репродуктивного здоровья коренится в положениях международных договоров по правам человека, защищающих жизнь и здоровье. Право на жизнь охраняется в большинстве основных договоров по правам человека, в том числе, во Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комитет ООН по правам человека, орган, который следит за соблюдением Международного Пакта гражданских и политических правах, интерпретировал указанное право как право каждого требовать от правительства принять «позитивные меры», направленные на сохранение жизни, такие, как шаги, чтобы «снизить детскую смертность и увеличить продолжительность жизни».

Хотя право на здоровье не гарантирует совершенное здоровье для всех людей, оно охватывает правительственный долг оказывать медицинские услуги. Пакт об

19 Соколова, Н. А., Муленко, А. В. Новеллы российского законодательства о применении вспомогательных репродуктивных технологий [Текст] / Н. А. Соколова, А. В. Муленко. //Медицинское право. -2013. - № 1. - С. 26 - 30.

20 Соловьев, Е. Г. Репродуктивные права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [Текст] /Е. Г. Соловьев. //Бизнес в законе. -2010. - № 2. - С. 33 - 35.

экономических, социальных и культурных правах требует от государств, чтобы те создали «условия, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни».

По определению Всемирной организации здравоохранения (далее, ВОЗ), репродуктивное здоровье -это важнейшая составляющая общего здоровья человека. Оно подразумевает состояние полного физического, умственного и социального благополучия, характеризующее способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путем, гарантию безопасности беременности, родов, выживание и здоровье ребенка, благополучие матери, возможность планирования следующих беременностей, в том числе и предупреждение нежелательных.

Определяя понятие «репродуктивные права человека» и термин «право на репродуктивный выбор», необходимо сказать, что они включат в себя и право на репродуктивное самоопределение находит поддержку в праве на физическую неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, право планировать свою семью, и право быть свободным от всех форм насилия и принуждения, которые влияют на сексуальную или репродуктивную жизнь человека.

Право на планирование своей семьи было определено в международных документах, как право «свободно и ответственно» определять количество и интервал между своими детьми и иметь информацию и средства, необходимые для этого. Этот принцип был подтвержден в многочисленных международно-правовых документов, принятых на конференциях ООН на протяжении последних трех десятилетий.

Право на планирование своей семьи приводит к обязательству государств обеспечить мужчины и женщины равный доступ к полному спектру методов контрацепции, а также информации и услугам по охране репродуктивного здоровья.

Репродуктивное самоопределение предполагает также право каждого быть свободным от всех форм насилия и принуждения, которые влияют на сексуальную или репродуктивную жизнь человека.

Исходя их указанных международно-правовых положений в российской правовой доктрине было отведено место определению понятий, связанных с репродуктивными правами. Понятия «репродуктивное здоровье» и «репродуктивные права человека» неразрывно связаны, поскольку право на репродуктивный выбор -это признание права каждого человека принимать свободные и самостоятельные решения о своем репродуктивном здоровье, в том числе, рождении детей, времени их рождения и промежутках между рождением детей, включая право принимать решения относительно деторождения без дискриминации, угроз и насилия, а также признание права на получение соответствующей информации. Право на репродуктивный выбор, планирование семьи, охрана репродуктивного и сексуального здоровья относится к правам человека и основным свободам.

Полагаем, что репродуктивные права человека включают в себя:

право на репродуктивный выбор (предполагает право каждого человека: во-первых, свободно принимать решение относительно количества детей и времени их рождения в браке или вне его, интервалов между рождениями, необходимых для сохранения здоровья матери и ребенка; во-вторых, реализовать свою репродуктивную функцию естественным биологическим пу-

тем или же с использованием репродуктивных технологий, а также предусмотренных международными соглашениями, если иное не предусмотрено законом государства)21;

право на получение информации о репродуктивном здоровье и планировании семьи (предполагает право каждого человека, во-первых, на получение достоверной, полной и доступной для восприятия информации о состоянии своего репродуктивного здоровья; во-вторых, на получение достоверной информации о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых вспомогательных репродуктивных технологиях и методах планирования семьи, об их преимуществах и недостатках; в-третьих, на получение информации о методах профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации репродуктивного здоровья человека);

право на получение услуг, направленных на улучшение и сохранение репродуктивного здоровья и планирование семьи (включает право каждого человека на получение услуг, направленных на укрепление и сохранение репродуктивного здоровья и планирование семьи. Такие услуги предоставляются юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Гарантированные услуги по сохранению репродуктивного здоровья и планированию семьи предоставляются бесплатно государственными аккредитованными учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, имеющие лицензию на данный вид деятельности);

право несовершеннолетних и малолетних на сохранение репродуктивного здоровья (данное право предполагает, что, например, несовершеннолетние и малолетние имеют право на укрепление и сохранение своего репродуктивного здоровья, а также на половое воспитание и сексуальное образование; во-вторых, половое воспитание несовершеннолетних и малолетних, подготовка их к семейной жизни осуществляются в семье. Половое воспитание несовершеннолетних и малолетних может осуществляться также и лицами, имеющими специальную подготовку. В-третьих, половое воспитание несовершеннолетних и малолетних осуществляется в образовательных учреждениях лицами, имеющими специальную подготовку, в соответствии со специально разработанными программами с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития несовершеннолетних и малолетних, мнений их и их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей. В-четвертых, разработка типовых образовательных программ по половому образованию и сохранению репродуктивного здоровья несовершеннолетних и малолетних, подготовке их к семейной жизни обеспечивается государственными органами управления образования совместно с государственными органами управления здравоохранения. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления создают условия для получения несовершеннолетними и малолетними услуг по охране репродуктивного здоровья и половому воспитанию)22;

21 Гаранина И.Г. Проблемы регламентации и способы предупреждения дискриминации в сфере реализации репродуктивных прав человека // Черные дыры в Российском Законодательстве. Юридический журнал. - 2014. - № 5. - С. 62 - 66.

22 Гаранина И.Г. Проблемы регламентации и способы предупреждения дискриминации в сфере реализации репродуктивных прав человека // Черные дыры в Российском Законодательстве. Юридический журнал. - 2014. - № 5. - С. 62 - 66.

право на материнство (женщина имеет право на материнство, на охрану здоровья в период беременности, помощь при родах и в послеродовой период с применением методов, сводящих к минимуму риск для ее здоровья, жизнеспособности плода и здоровья новорожденного. Для беременной женщины должны быть созданы надлежащие условия для сохранения ее здоровья и рождения здорового ребенка. Во-вторых, медицинское вмешательство в период беременности осуществляется с согласия женщины. В ситуациях, опасных для жизни беременной женщины, решение принимает консилиум врачей или лечащий врач с учетом приоритетности жизни и здоровья женщины. В-третьих, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется женщине в государственных аккредитованных учреждениях здравоохранения, имеющих лицензию на данный вид деятельности, за счет средств бюджетов всех уровней и Фонда обязательного медицинского страхования. Перечень гарантированных услуг и порядок их предоставления устанавливаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В-четвертых, поведение, направленное на принуждение к материнству, беременности, родам, а также такое, что чинит препятствия им, признается насилием над женщиной. В-пятых, лишение женщины возможности реализации репродуктивной функции в связи с выполнением ею конституционных, служебных, трудовых обязанностей или в результате противоправного поведения относительно нее является основанием для возмещения причиненного ей морального вреда);

право на отцовство (полагаем, что указанное право может толковаться как то, что мужчина имеет право на отцовство. Лишение мужчины возможности реализации репродуктивной функции в связи с выполнением им конституционных, служебных, трудовых обязанностей или в результате противоправного поведения относительно него является основанием для возмещения причиненного ему морального вреда);

право на профилактику и лечение бесплодия (предполагает право каждого человека на профилактику и по медицинским показаниям на лечение всех видов бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных репродуктивных технологий, разрешенных в Российской Федерации, а также предусмотренных международными договорами. А также на получение информации о содержании вспомогательных репродуктивных технологий, эффективности, оптимальных сроках их применения, возможных осложнениях, медицинских и правовых последствиях, а также о наличии других методов профилактики и лечения бесплодия);

право на конфиденциальность информации о реализации репродуктивных прав человека (предполагает право каждого человека на конфиденциальность информации относительно факта обращения к физическим и юридическим лицам, органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в том числе в учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты по поводу реализации их репродуктивных прав и сохранению репродуктивного здоровья и на конфиденциальность относительно принятых мер, диагноза и состояния своего репродуктивного здоровья);

право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона (предполагает, что женщины имеют

право по медицинским показаниям на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона; порядок и условия проведения репродуктивных вспомогательных технологий, связанных с искусственным оплодотворением или имплантацией зародыша определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения; при использовании вспомогательных репродуктивных технологий должны обеспечиваться анонимность донора и сохранение врачебной тайны);

право на использование достижений научного прогресса (предполагает право каждого человека на доступ к новым, безопасным, эффективным и приемлемым вспомогательным репродуктивным технологиям, разрешенным в РФ, а также предусмотренным международными договорами);

право на защиту репродуктивных прав (предполагает право каждого человека на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий или бездействия и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, связанных с реализацией репродуктивных прав, в вышестоящих государственных органах или в суде в соответствии с российским законодательством);

право на использование контрацепции;

право женщины на искусственное прерывание нежелательной беременности.

Список литературы:

1. Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. Сайт: http://www.gender.ru/ гиББ^п/риЫю/ЬаНаеуа/ 2аСасМ/роп|а1зМт

2. Власихин В. Крузены против Департамента здравоохранения штата Миссури. Российская юстиция. -2000. - № 10. - С. 50 - 54.

3. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - №33. - Ст. 1318.

4. Гаранина И.Г. Проблемы регламентации и способы предупреждения дискриминации в сфере реализации репродуктивных прав человека // Черные дыры в Российском Законодательстве. Юридический журнал.

- 2014. - № 5. - С. 62 - 66.

5. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 1998.

6. Каллистратова Р. Рождаемость и право. Советская юстиция 1971. С. 2 - 15.

7. Костенко, О. В., Морозов, Р. В. Законодательное закрепление права на охрану репродуктивного здоровья [Текст] /О. В. Костенко, Р. В. Морозов. //Социальное и пенсионное право. -2012. - № 4. - С. 25

- 28.

8. Литвинова Г.И. Правовые аспекты искусственного оплодотворения. Советское государство и право. -1981.

9. Малеина М.Н. Защита личных неимущественных прав советских граждан. М., 1991; Малеина М.Н. О праве на жизнь. Государство и право 1992; Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М. 1995.

10. Павлова, Ю. В. Современный правовой режим реализации репродуктивного права человека на применение вспомогательных репродуктивных технологий [Текст] / Ю. В. Павлова. //Медицинское право. -2013. -№ 6. - С. 27 - 32.

11. Павлова Ю.В. Репродуктивная функция организма как форма реализации конституционного права человека на жизнь: Авто-реф. дис. ... канд. юр. наук. М. 2007.

12. Принята на IV Всемирной конференции по положению женщин, Пекин, 04-15.09.1995. Текст предоставлен Информационным центром ООН в России Адрес доступа: www.unic.ru Дата доступа: 12.01.2015

13. Соколова, Н. А., Муленко, А. В. Новеллы российского законодательства о применении вспомогательных репродуктивных технологий [Текст] / Н. А. Соколова, А. В. Муленко. //Медицинское право. -2013. - № 1. -С. 26 - 30.

14. Соловьев, Е. Г. Репродуктивные права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [Текст] /Е. Г. Соловьев. //Бизнес в законе. -2010. - № 2. - С. 33 - 35.

15. Хазова О.А. Репродуктивные права в России: пределы законодательного регулирования. Конституционное право: восточноевропейское обозрение 2000. С. 4 - 16.

16. Хазова О.А. Репродуктивные права в России: пределы законодательного регулирования. Конституционное право: восточноевропейское обозрение 2000. С. 4 -16.

17. Франковски С, Гольдман Р., Лентовска Э. Верховный суд США о гражданских правах и свободах. Варшава 1997. Тейлор Р. Дебаты об абортах. Америка 1993;439.

18. Адрес доступа: http://www.unic.ru/relis/0302/27_1. html дата доступа: 15.01.2015

19. Адрес доступа: http://www.unic.ru/relis/0204/ 01_2.html дата доступа: 19.01.2015

Рецензия

на статью «Проблемы выделения института репродуктивных прав человека в российском праве» кандидата юридических наук Бурдо Евгения Петровича, кандидата юридических наук Гараниной Инны Геннадьевны

В рецензируемой статье под авторством Бурдо Е.П. и Гараниной И.Г. рассматривается как репродуктивные права становятся предметом изучения российской юридической доктрины. Российская правовая доктрина не выделяет отдельного института в праве - репродуктивные права человека. Авторы статьи анализируют международно-правовые документы, приходя к выводу, что российское право нуждается в четком определении репродуктивных прав человека.

Актуальность рецензируемой статьи обусловлена следующими факторами, например, современное международное право прав человека постоянно обсуждает тему регулирования и имплементации репродуктивных прав человека. Для российского права понятия «репродуктивные права», «право на репродуктивный выбор» в последнее время также прибрели особую актуальность.

Проблема репродуктивных прав человека активно обсуждается в российской юридической доктрине, но в рамках содержания того или иного конституционного права, имеющего свое непосредственное нормативное закрепление в Основном законе.

Авторами справедливо отмечается, что в доктрине российского права (включая доктрину международного права) сформировались три основные направления решения проблем репродуктивных прав человека. Бурдо Е.П., Гаранина И.Г. обращают внимание, что попытки включения репродуктивных прав человека в

число универсальных прав и свобод человека и гражданина происходят повсеместно путем обращения в международные органы.

Ими высказывается точка зрения, что несмотря на неоднозначность определения понятий «репродуктивные права человека» и «право на репродуктивный выбор» в российской правовой доктрине, в международном праве прав человека такое понятие объясняется тем, что сексуальное и репродуктивное здоровье является важным компонентом права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, закрепленного во Всеобщей декларации прав человека и других конвенциях по правам человека.

Авторы статьи проводят подробный анализ первых научных публикаций, которые косвенно затрагивают поставленный вопрос. Авторами также сделана попытка помимо формулирования теоретического определения репродуктивных прав человека раскрыть и права, составляющие данный институт современного международного права прав человека.

Научная статья Е.П. Бурдо, И.Г. Гараниной «Проблемы выделения института репродуктивных прав человека в российском праве» соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам подобного рода.

Статья указанных авторов может быть рекомендована к опубликованию.

Проректор по научно-исследовательской работе АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» Блинова Мария Леонидовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.