ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ФИНАНСОВОГО ПРАВА PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND FINANCIAL LAW
Научная статья УДК/UDC 34:336.02
DOI: 10.21779/2224-0241-2024-51-3-58-62
Проблемы введения налога на роскошь в Российской Федерации А.З. Арсланбекова1, М.К. Кулиева2
1 2 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация
Аннотация. В статье исследуется действующая система налогов и сборов РФ, проблемы введения налога на роскошь как в России, так и в зарубежных странах, а также проводится анализ действующих норм Налогового кодекса РФ, устанавливающих повышенные коэффициенты на имущественный и транспортный налоги, повышенный налог на доходы физических лиц и налог на доходы с банковских вкладов. Статья написана с использованием следующих методов исследования: сравнительно-правового, логического, системного анализа и др. В заключение авторы сделали вывод о том, что введение налога на роскошь в России имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому, прежде чем вводить такой налог, следует принять наиболее оптимальное решение на основе анализа опыта зарубежных стран.
Ключевые слова: налог на роскошь, транспортный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц
Для цитирования: Арсланбекова А.З., Кулиева М.К. Проблемы введения налога на роскошь в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2024. Т. 51, № 3 (71). С. 58-62. DOI: 10.21779/2224-02412024-51-3-58-62
Original article
Problems of introducing a luxury tax in the Russian Federation
Aminat Z. Arslanbekova1, Madina K. Kulieva2
1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation
Abstract. The article examines the current system of taxes and fees of the Russian Federation, the problems of introducing a luxury tax, both in Russia and in foreign countries, and also analyzes the current norms of the Tax Code of the Russian Federation, establishing increased coefficients for property and transport taxes, increased personal income tax and tax on income from bank deposits. The article was written using the following research methods: comparative legal, logical, systemic analysis, etc. In conclusion, the authors concluded that the introduction of a luxury tax in Russia has both positive and negative sides, therefore, before introducing such a tax, it should be based on analyze the experience of introducing a luxury tax in foreign countries to make the most optimal decision.
Keywords: luxury tax, transport tax, personal income tax, personal property tax
For citation: Arslanbekova A.Z., Kulieva M.K. Problems of introducing a luxury tax in the Russian Federation.
Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2024, vol. 51, no. 3 (71), pp. 58-62. DOI: 10.21779/22240241-2024-51-3-58-62. (In Russ.).
Налогообложение выполняет роль не только потенциального средства увеличения бюджетных доходов и поддержания фискальной устойчивости государства, но и важного инструмента устранения
социального неравенства [1]. Почему и для чего это важно? Ответ на данный вопрос кроется в том, что накопление богатства в условиях значительного социального неравенства населения может нару-
шить правильное функционирование демократических институтов, переключив акцент их работы с обеспечения интересов широких масс населения на предоставление возможности заработка сверх доходов узкой "элиты". Впоследствии эта группа стала влиятельнее и может использовать экономическую мощь для воздействия на законодательный процесс.
Впервые попытка введения налога на роскошь была сделана в 2007 г. законопроектом № 442151-4, который не был принят в связи с тем, что могли быть созданы условия для двойного налогообложения, что, в свою очередь, привело бы к увеличению случаев уклонения от уплаты налогов, утечки капитала за пределы РФ в связи с приобретением товаров за рубежом, как это имело место в других государствах.
Прежде чем приступить к анализу налога на роскошь, целесообразно определить, что же понимать под роскошью? Так, в словаре В.И. Даля понятие «роскошь» определяется довольно неоднозначно. С одной стороны, роскошь определяется как изящество, обилие прекрасного, богатство и полнота, а с другой - как излишество удобств, расточительность [2]. Думается, что под роскошью следует понимать предметы, показывающие чрезмерно комфортную жизнь.
Надо заметить, что причиной введения налога на роскошь является наличие проблемы социального неравенства населения, хорошо известная, как нашему государству, так и зарубежным странам [3]. Следует заметить, что нет в мире страны, где «все равны», так как существуют разные профессии, квалификации, и, соответственно, разная оплата их труда [4]. Налог на роскошь был введен в европейских странах еще в 17-18 веках [5]. Так, в 18 веке в Англии был введен налог на высшие классы, которым облагались выездные лошади, часы, собаки, серебряная и золотая посуда, ружья и даже парики, принадлежащие аристократам. В настоящее время данный институт претерпел значительные изменения: эту роль выполняет Гербовый сбор на недвижимость.
Во Франции более 30 лет действует налог на богатство, взимаемый с физических лиц, владеющих собственностью более 1,3 евро. Так, законодательство Франции закрепляет обязанность уплаты налога на роскошь по прогрессивной ставке до 1,5% от стоимости объектов недвижимости. К объектам недвижимости, облагаемым этим налогом, относятся квартиры, частные дома, гаражи, хозяйственные блоки и земельные участки.
Налог на роскошь также введен в Великобритании, Греции, Италии и др.
У западных государств есть опыт, как введения, так и отмены налога на роскошь. Отмена налога объяснялась экономическими и политическими факторами. Например, в Испании его отменили еще в 2008 году, так как нестабильность на рынке Испании требовала привлечения инвесторов из
других стран. Однако спустя 4 года, когда уровень жизни населения снизился, вновь ввели налог на роскошь.
В Швеции налог на роскошь взимался до 2007 года с одиноких людей, имеющих сбережения более 1,5 млн шведских крон по ставке 1,5%, и с семейных пар, имеющих сбережения более 3 млн шведских крон по ставке 1,5%. В связи с тем, что это привело к оттоку капитала за рубеж и снижению деловой активности налог был отменен.
Налог на роскошь взимался также в США, Японии, Ирландии, Финляндии, Германии, Дании, но был отменен ввиду своей нецелесообразности.
Следует отметить, что Россия не раз вносила изменения в сферу фискальной политики государства. Это происходило при возникновении социальных противоречий в обществе, в ходе которых одни слои населения стремительно богатели, а другие - беднели.
В 2012 году В.В. Путин в своем ежегодном послании отметил необходимость введения налога на роскошь [6]. После чего в 2014 году были внесены изменения в главу 28 НК РФ «Транспортный налог», а в 2015 году введена глава 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц». Эти изменения установили повышенные коэффициенты к ставкам налогов [7], на имущество с высокой стоимостью или транспортные средства, включенные в специальный федеральный перечень. Такие нововведения позволили не только усилить фискальную функцию налогообложения, но и ограничивать социальное неравенство в обществе.
Итак, налог на роскошь, известный также как «налог на богатство» — это повышенный налог на объекты, превышающий порог, установленный государством. Следует отметить, что термин «роскошь» все же не получил своего закрепления в отечественном законодательстве, несмотря на то, что в 2013 и в 2014 годах предпринимались попытки его введения. И такому обстоятельству есть вполне разумное объяснение: во вносимых законопроектах к предметам роскоши относили разнообразные блага, которые для одной категории людей были чем-то непостижимым, то есть роскошью, а для другой - обыденностью.
Таким образом, в настоящее время роль налога на роскошь выполняют повышенные коэффициенты на имущественный и транспортный налоги, повышенный налог на доходы физических лиц [8] и налог на доходы с банковских вкладов.
Как же установить, какое транспортное средство относится к категории «роскошных»? Ежегодно Министерство промышленности и торговли РФ формирует перечень транспортных средств, подлежащих высокому налогообложению. С 2014 года повышенный коэффициент (с 1,1 до 1,5) транспортного налога был установлен для владельцев транспортных средств стоимостью более 3 млн рублей. Позднее, с 2022 года он вырос до 10 млн рублей [1]. Причем, как отмечает Федеральная
налоговая служба РФ, отсутствие конкретной марки/модели (или комплектации более дорогого транспортного средства) в перечне Минпромторга, не означает, что транспортное средство освобождается от уплаты налога, если он соответствует установленным критериям (стоимость и год выпуска). В связи с этим позиция контрольных и судебных органов по отношению к налогоплательщикам стала более жесткой. Так, до 2019 года, если конкретное транспортное средство отсутствовало в указанном перечне, разрешалось не платить налог, даже если он соответствовал критериям стоимости и году выпуска.
Относительно имущества, то с 2015 года введен повышенный налог на имущество (с 0,1 - до 2 %), причем как на коммерческое, так и жилое, с кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей.
Третий налог - это налог на доходы физических лиц. До 2021 ставка этого налога для всех составляла 13%. Но с 2021 года для лиц, чей доход превышает 5 млн. рублей в год, налоговая ставка составляет 15%. Причем, повышенная ставка уплачивается лишь с части дохода, превышающей 5 млн. рублей. Кроме того, здесь не учитывается доход с продажи имущества, то есть, налог уплачивается по ставке 13%.
Рассмотрим еще одну ситуацию, когда заработок физического лица за 2023 год составил 9 млн. рублей — при таких обстоятельствах с 5 млн. он заплатит 13%, а с 4 млн. — 15%. Ранее при аналогичном доходе такой гражданин обязан был уплатить государству 1170 000 рублей, а по новой — уже 1250000 рублей (то есть на 80000 рублей больше).
Следует заметить, что доходы, получаемые государством от налога на доходы физических лиц по ставке 15%, направляются на благотворительные цели. Так, эти средства поступают в фонд "Круг добра" для лечения детей с тяжелыми или редкими заболеваниями, на дорогостоящие лекарства, необходимое оборудование и средства реабилитации.
Следующий налог - это налог на доход по вкладам. Данный налог был введен в нашей стране в 2021 году путем внесения поправок во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации. Ставка по данному налогу составляет 13%. Данный налог рассчитывается следующим образом: 1 млн. рублей умножается на максимальное значение ключевой ставки Центрального банка РФ за тот год, в котором гражданин получил доход.
Однако 26 марта 2022 года Федеральным законом № 67-ФЗ в статью 217 Налогового кодекса РФ был введен пункт 91, освобождающий граждан от уплаты налога с доходов по банковским вкладам (остаткам на счетах), полученных в 2021 и 2022 годах в банках, находящихся на территории Российской Федерации. С 1 января 2023 от налога с дохода по банковским вкладам граждане не осво-
бождаются. Таким образом, граждане, открывшие банковский вклад в 2023 году и получившие доход, превышающий необлагаемую налогом сумму, должны заплатить налог на вклад в 2024 году.
В мае 2021 года фракция "Справедливая Россия" подготовила проект закона, в котором предусматривалось введение в действие налога на роскошь с 1 января 2022 года. Он распространял бы свое действие на владельцев недвижимости, имеющей высокую стоимость, а также владельцев автомобилей, яхт и частных самолетов. Авторы законопроекта предлагали облагать налогом жилые дома, земельные участки, объекты незавершенного строительства после трехлетнего периода строительства стоимостью 50 млн рублей и выше. Кроме того, налогообложению подлежали автомобили, которые стоят не менее восьми млн. рублей, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, стоимостью не менее 15 млн. рублей.
Но и в этот раз попытка введения налога на роскошь не увенчалась успехом. Правительственная Комиссия по законопроектной деятельности не поддержала вышеуказанный законопроект. В своем заключении она указала, что предложенные «Справедливой Россией» категории и виды имущества итак облагаются налогом с учетом их высокой стоимости. Таким образом, как пояснила Правительственная комиссия, она не поддержала данный законопроект, чтобы избежать двойного налогообложения, еще больше обременяющего население страны.
Следует отметить, что, несмотря на то, что сама идея налогообложения имущества с высокой стоимостью довольно актуальная, необходимым условием успеха такого введения является предупреждение уклонения от уплаты этого налога. Кроме того, необходимо повысить эффективность и улучшить качество налогового контроля. Именно эти действия могут стать факторами, позволяющими сохранить это равновесие между налогообложением богатой части населения и, конечно, интересами среднего класса общества.
Основной проблемой введения налога на роскошь является возможность нанесения ущерба среднему классу, который формируется в России. Негативным последствием введения этого налога является также вероятное «бегство» капитала из страны. Так, во Франции, в период президентства Франсуа Олланда был введен налог на богатство по ставке 75%. Такой высокий процент налогообложения имущества оказался очень завышенным даже для состоятельных граждан. В результате такие граждане переехали в другие европейские государства [9].
Негативным последствием введения налога на роскошь является также снижение инвестиционной привлекательности нашей страны.
Таким образом, в настоящее время введение такой налог, следует на основе анализа опыта зару-
налога на роскошь в России не является приемле- бежных стран принять наиболее оптимальное
мым [10]. Но вопрос о его введении регулярно об- решение.
суждается на протяжении последних лет в эксперт- Проведя анализ системы налогов и сборов
ном сообществе. Основная цель введения такого РФ можно сделать вывод о том, что в настоящее
налога видится в том, чтобы обеспечить реализа- время потенциал российской системы налогов
цию принципа справедливости налогообложения. и сборов нельзя назвать реализованным в полном
Введение такого налога требует тщательного изу- объеме. Думается, эффективными мерами реализа-
чения факторов, которые будут минимизировать ции этого потенциала могли бы стать: установле-
возможные негативные последствия и обеспечи- ние прогрессивной ставки НДФЛ, в частности, для
вать эффективное функционирование системы сверхдоходов и повышение ставок НДС и акцизов
налогообложения, поэтому, прежде чем вводить на дорогие «роскошные» т°вары.
Список источников
1. Пугачев А. А. Трансформация имущественного налогообложения граждан как инструмент сокращения монетарного неравенства // Экономика Профессия Бизнес. 2022. №2. - С. 78-85.
2. Даль В.И. Словарь В. Даля. URL: https://v-dal.ru/?f=%F0%EE%F1%EA%EE%F8%FC&action=q. (дата обращения: 10.05.2024).
3. Пономарченко А.Е. Налог на роскошь в России и зарубежных странах: определение, примеры, плюсы и минусы // Актуальные проблемы налогового права: сб. статей IV Всероссийской науч.-практический конференции. Волгоград, 2023. С. 128-138.
4. Тихонова А.В. Перспективы развития налогообложения физических лиц в России с учетом передового зарубежного опыта // Теоретическая и прикладная экономика. 2023. №3. С. 64 - 84.
5. Иванов В.М. К вопросу о введении налога на роскошь в Российской Федерации // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015. №30. С. 138-143.
6. Кулаева Е.И., Поддубная Е.В., ПьяноваМ.В. Нужен ли России налог на роскошь? // The Scientific Heritage. 2017. №12(12). С. 34-39.
7. Васильев Р.А., Ефремова Л.Б. Проблемы совершенствования налогообложения недвижимого имущества и механизм устойчивого развития территорий // Столыпинский вестник. 2020. №1. С. 169-176.
8. Цой В.Р. Правовое регулирование механизмов налогообложения недвижимого имущества, относящегося к роскоши, в России // Образование и право. 2023. №2. С. 177-179.
9. Гучаева М.М. Налог на роскошь в России. Выгоды и риски // Экономика и социум. 2020. №8 (75). С. 135-137.
10. Селеева Е.С. Налог на роскошь в Российской Федерации // Форум молодых ученых. 2018. №12-3 (28). С. 1266-1272.
References
1. Pugachev A.A. Transformatsiya imushchestvennogo nalogooblozheniya grazhdan kak instrument sokrashcheniya monetarnogo neravenstva [Transformation of property taxation of citizens as a tool to reduce monetary inequality], Ekonomika Professiya Biznes [Economics Profession Business], 2022, no.2, рр. 78-85 (In Russ.).
2. Dahl V.I. Slovar V. Dalia [Dictionary of V. Dahl]. (In Russ.). Available at: https:v-dal.ru/?f=%F0%EE%F1%EA%EE%F8%FC&action=q (accessed 05.10.2024).
3. Ponomarchenko A.E. Nalog na roskosh v Rossii i zarubezhnykh stranakh: opredelenie, primery, pliusy i minusy [Luxury tax in Russia and foreign countries: definition, examples, pros and cons], Aktualnye problemy nalogovogo prava [Current problems of tax law]. Sat. Articles IV All-Russian. scientific-practical conf. Volgograd, 2023, pp. 128-138. (In Russ.).
4. TikhonovaA.V. Perspektivy razvitiia nalogooblozheniia fizicheskikh lits v Rossii s uchetom peredovogo zarubezhnogo opyta [Prospects for the development of taxation of individuals in Russia, taking into account advanced foreign experience], Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika [Theoretical and applied economics], 2023, no. 3, рр. 64-84. (In Russ.).
5. Ivanov V.M. K voprosu o vvedenii naloga na roskosh v Rossiiskoi Federatsii [On the issue of introducing a luxury tax in the Russian Federation], Intellektualnyi potentsial XXI veka: stupeni poznaniya [The intellectual potential of the XXI century: the stages of knowledge], 2015, no. 30, рр. 138-143. (In Russ.).
6. Kulaeva E.I., Poddubnaya E.V., Pyanova M.V. Nuzhen li Rossii nalog na roskosh? [Does Russia need a luxury tax?], The Scientific Heritage, 2017, no. 12(12), рр. 34-39. (In Russ.).
7. Vasiliev R.A., Efremova L.B. Problemy sovershenstvovaniya nalogooblozheniya nedvizhimogo imush-chestva i mekhanizm ustoichivogo razvitiya territorii [Problems of improving the taxation of real estate and the mechanism of sustainable development of territories], Stolypinskii vestnik [Stolypin Bulletin], 2020, no.1, рр. 169-176. (In Russ.).
8. Tsoi V.R. Pravovoe regulirovanie mekhanizmov nalogooblozheniya nedvizhimogo imushchestva, otnosyashchegosya k roskoshi, v Rossii [Legal regulation of the mechanisms of taxation of real estate related to luxury in Russia], Obrazovanie ipravo [Education and law], 2023, no.2, р. 177-179. (In Russ.).
9. Guchaeva M.M. Nalog na roskosh v Rossii. Vygody i riski [Luxury tax in Russia. Benefits and risks], Ekonomika i sotsium [Economics and Society], 2020, no.8 (75), рр. 135-137. (In Russ.).
10. Seleeva E.S. Nalog na roskosh v Rossiiskoi Federatsii [Luxury tax in the Russian Federation], Forum molodykh uchenykh [Forum of Young Scientists], 2018, no.12-3 (28), рр. 1266-1272. (In Russ.).
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Арсланбекова Аминат Зайдуллаевна, заведующая кафедрой административного, финансового и таможенного права юридического института Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: [email protected] Кулиева Мадина Казумовна, магистрант кафедры административного, финансового и таможенного права юридического института Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Arslanbekova Aminat Zaidullayevna, Head of the Department of Administrative, Financial and Customs Law of Law Institute at Dagestan State University, Doctor of Law, Professor, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Kulieva Madina Kazumovna, Postgraduate student of the Department of Administrative, Financial and Customs Law of the Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 19.07.2024 г.; одобрена после рецензирования 16.09.2024 г.; принята к публикации 18.09.2024 г.
Received 19.07.2024; approved after reviewing 16.09.2024; accepted for publication 18.09.2024