потребность в творчестве. В универсальной основе народного искусства заложен богатый источник духовных эстетических ценностей, включающих понимание и осознание красоты, нравственных идеалов и радость труда. Поэтому народное искусство не может быть приравнено к бессознательному примитиву, как индивидуально-особенному. О.А. Кривцун писал: «Творческий процесс в своей основе - не демонстрация уникального мастерства, не блажь, не роскошь, не развлечение. Стремление претворять свой дух в красках, звуках, словах, удваивает себя в формах внешнего мира и приводит к рождению уникальных форм самопознания художника, шире - к сложению самосознания человечества. Любое творение выступает не только как итог субъективных усилий, но и как феномен культуры, как голос своего времени» [8, с. 5].
Таким образом, на основании вышеизложенного, следует сделать вывод, что народное декоративно-прикладное искусство - это тип художественной культуры, обладающий целостностью, созидательностью, содержательностью и специфическим выражением человека к окружающей действительности. Сохраняя национальную индивидуальность и самобытность, народное искусство способно соответствовать современным запросам
Библиографический список
времени, как необходимый элемент художественного образования и способ развития творческого художественного мышления. Усвоение основных принципов народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения выступает как способ познания традиционной культуры, созданной предшествующими поколениями.
Использование потенциала народного искусства в образовательном процессе способствует продуктивному функционированию тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности. Это ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость, умение придавать художественной форме необходимые очертания. Наличие таких способностей обеспечивает создание художественных ценностей, приводит к эстетическому освоению и осмыслению реальной действительности, проявляющейся в различных формах духовно-практической действительности. Образование в области народного декоративно-прикладного искусства формирует художественный вкус человека, уважение к культурному наследию, созданному предшествующими поколениями.
1. Ведич-Берендей В. Кедр - Концепция единого духовного развития: Украина и социогуманизм. Киев: ООО «Пан-Тот», 2011.
2. Шокорова Л.В. Художественные промыслы Западной Сибири. Барнаул. Изд-во АлтГу, 2014.
3. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей. Ленинград: «Художник РСФСР», 1981.
4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Москва, 1983.
5. Кузин В.С. Психология. Москва: Высшая школа, 1982.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Феникс, 1998.
7. Щербаков В.С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. Москва: Просвещение, 1969.
8. Кривцун О.А. Психология искусства. Москва: Высшая школа, 2010.
References
1. Vedich-Berendej V. Kedr- Koncepciya edinogo duhovnogo razvitiya: Ukraina i sociogumanizm. Kiev: OOO «Pan-Tot», 2011.
2. Shokorova L.V. Hudozhestvennye promysly Zapadnoj Sibiri. Barnaul. Izd-vo AltGu, 2014.
3. Boguslavskaya I.Ya. Problemy tradicij v iskusstve sovremennyh narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Tvorcheskie problemy sovremennyh narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Sbornik statej. Leningrad: «Hudozhnik RSFSR», 1981.
4. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast'kul'tury. Moskva, 1983.
5. Kuzin V.S. Psihologiya. Moskva: Vysshaya shkola, 1982.
6. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Feniks, 1998.
7. Scherbakov V.S. Izobrazitel'noe iskusstvo: obuchenie i tvorchestvo. Moskva: Prosveschenie, 1969.
8. Krivcun O.A. Psihologiya iskusstva. Moskva: Vysshaya shkola, 2010.
Статья поступила в редакцию 09.02.15
УДК 378.11
Shcherbakov Yu. I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychopedagogical Education, Moscow State
Humanitarian University named after M.A. Sholokhov (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF SCHOOLS IN THE AREA OF MANAGEMENT AND SOLUTIONS. The research paper investigates the improving the effectiveness of management of a university with the help of innovation and information technologies. The author has analyzed the works of scientists, who worked in the field of problems that face higher education today. The author has studied the proposed ways of solving educational problems and offers his own direction on the way of their solution. As the professor states, one of the ways to improve the effectiveness of the management system of a university is the introduction of information technologies into the system of university administration and the implementation of the management system of quality according to international standards. The factors that make the research up-to-date include: the correspondence of university's work with demands of the state; the meeting requirements of employers; the lowering budget funding for education; the growth of competition between universities to receive budget funding; the growth of competition in the market of educational service; the changes in educational law, etc.
Key words: system of university management, technology improves efficiency of university management, quality management system, problems of universities.
Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф. каф. психолого-педагогического образования, Московский государственный
гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Статья посвящена проблеме повышения эффективности системы управления вузом на основе инноваций и информационных технологий. Проанализированы труды ученых в области проблем стоящих перед современной высшей школой и направления их решения. Одной из путей повышения эффективности системы управления вузом является внедрение информационных технологий в систему управления вузом, а также внедрение системы управления менеджмента качества соответствующая международным стандартам.
Ключевые слова: система управления вузом, технология повышения эффективности управления вузом, система управления качеством, проблемы вузов.
Информатизация общества, формирование глобальной информационной среды, основанной на знаниях, объективно предполагают серьезное обновление системы образования. В Концепции социально-экономического развития России до 2020 года образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений в различных сферах деятельности государства, при этом, конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, определяют необходимость внедрения инновационных подходов к управлению образовательными учреждениями. Для принятия решений менеджменту вуза необходимо иметь информационные механизмы поддержки, включающие совокупные факторы, наиболее полно отражающие характеристики деятельности образовательной организации.
Перед любым вузом возникает задача создания эффективной системы управления, которая может быть основана на внедрении в процесс управления информационных технологий, что позволит сократить трудозатраты работников вуза, позволит оптимизировать деятельность подразделений и, в конечном счете, создаст преимущество в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг.
На сегодняшний день, когда основные ниши уже заполнены и конъюнктура существенно модифицировалась в направлении специального реального сектора экономики, необходимо прояснение концепции развития вуза, анализ его конкретных преимуществ и определение той стратегии, которая обеспечит устойчивость развития, будь то стратегия диверсификации, углубления специализации или какая-то иная.
В настоящее время в вузах используются три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:
- оценочный метод управления качеством деятельности вуза (SWOT -анализ);
- концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM);
- подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000: 2000 [1].
Обобщение опыта вузов по совершенствованию управления, проведенное, например, по итогам реализации Инновационного проекта развития образования [2, с. 32 - 35], показало, что актуальность создания системы эффективного управления в сфере высшего профессионального образования обусловлена рядом факторов, к числу которых отнесены:
• соответствие деятельности университетов потребностям государства;
Библиографический список
• соответствие запросам граждан и работодателей;
• относительное снижение государственных расходов на образование;
• рост конкуренции между вузами за бюджетные средства;
• рост конкуренции на рынке образовательных услуг;
• изменения в правовом статусе вузов;
• необходимость создания систем управления качеством высшего образования;
• необходимость использования информационно-коммуникационных технологий;
• развитие непрерывного образования;
• интеграционные процессы в образовании.
Итак, современные проблемы можно разделить по следующим уровням:
Проблемы, обусловленные внешними условиями, которые влияют на деятельность вузов с внешней стороны, к ним относятся сокращение контингента поступающих из-за «демографической ямы», и как следствие, обострение конкурентной борьбы среди вузов, необходимость приспосабливания к постоянно меняющейся инфраструктуре российской экономики, быстрое изменение нормативной базы регламентирующей деятельность вуза, проблема современного качества образования и т.д. Решить их средствами одного вуза, даже очень большого, достаточно сложно, но данные проблемы определяют общие принципы и направления движения и развития вуза, в том числе и его управленческой сферы [3].
К внутренним проблемам управления вузом относятся неэффективность и громоздкость административного аппарата, недостаточная прозрачность в принимаемых решениях, проблема постоянного поиска оптимального пути вуза.
И наконец, управленческие проблемы, которые стоят перед региональными гуманитарными вузами, которые обладают определенной спецификой, как то: недостаток высококвалифицированного профессорско-преподавательского персонала, постепенное сокращение финансирования, проблема последующего трудоустройства выпускников по специальности (направлению подготовки).
Таким образом, перед высшим образованием стоит ряд проблем некоторые из них являются критичными для выживания современного вуза, но некоторые из них можно решить или минимизировать их отрицательные последствия, используя инновационные подходы в управлении, в частности, широко применяя систему менеджмента качества, сертифицированную по стандарту ISO 9001:2008 на основе информационных технологии.
1. Цауркубуле Ж. Проблемы внедрения комплексной системы управления качеством работы вуза. Starpaugstskolu zinatniski praktiskas un macTbu metodiskas konferences raksti. Материалы межвузовской научно-практической и учебно-методической конференции «Актуальные проблемы образования». Рига, 2007: 165-171.
2. Коноплина Н.В. Системно-целевое управление развитием педагогического вуза. Диссертация ... доктора педагогических наук. Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, 2000.
3. Кириллов А.Г. Технология совершенствования системы управления вузом. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014.; 1-1 (57): 68-72.
References
1. Caurkubule Zh. Problemy vnedreniya kompleksnoj sistemy upravleniya kachestvom raboty vuza. Starpaugstskolu zinatniski praktiskas un macTbu metodiskas konferences raksti. Materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj i uchebno-metodicheskoj konferencii «Aktual'nye problemyobrazovaniya». Riga, 2007: 165-171.
2. Konoplina N.V. Sistemno-celevoe upravlenie razvitiem pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Surgutskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Surgut, 2000.
3. Kirillov A.G. Tehnologiya sovershenstvovaniya sistemy upravleniya vuzom. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014.; 1-1 (57): 68-72.
Статья поступила в редакцию 16.03.15