Литература
1. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 464 с.
2. Каравашкин В.И., Ефимов Р.В. Внутренняя валентность слова: теория и практика : учеб. пособие. Х.: КОНСТАНТА, 1999. 112 с.
3. Крупа М. ЛшгвКтичний аналiз художнього тексту. Тернопшь: Шдручники i поабники, 2005. 416 с.
4. Степанова М.Д. Словообразование современного немецкого языка. М.: Изд-во ЛнИЯ, 1953. 376 с.
5. Тараненко О.О. Про демнутив як вияв нацюнально! ментальном! (деякi мiжмовнi паралелi) / Проблеми зытавно! семантики: [зб. наук. статей]. К.: Вид. центр КНЛУ, 2009. Вип. 9. С. 43-52.
6. Die schonsten deutschen Erzahlungen / [Hrsg. von E. Penzoldt]. Klagenfurt: Kaiser Verl., 1992. 454 S.
7. Kleines Worterbuch sprachwissenschaftlicher Termini. Leipzig: VEB Bibliogr. In-t, 1975. 306 S.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / JURISPRUDENCE
Мальцев С.В.
Магистрант, Уральский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО
НАЛЗОРА, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы, возникающие в ходе осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации, предложены пути их решения.
Ключевые слова: строительство, надзор, контроль.
Maltsev S.V.
A candidate for a Master's degree, Ural Institute - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration
under the President of the Russian Federation
THE PROBLEMS ARISING DURING IMPLEMENTATION OF THE STATE CONSTRUCTION NALZOR, AND WAY OF
THEIR DECISION
Abstract
In article the problems arising during implementation of the state construction supervision in the Russian Federation are considered, ways their solutions are proposed.
Keywords: construction, supervision, control.
Государственный строительный надзор осуществлять в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ [1], постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» [2], приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
26.12.2006 г. № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации» [3].
В соответствии с Положением «Об Управлении государственного строительного надзора Свердловской области» [4], Управление является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на исполнение следующих государственных функций:
1. по осуществлению регионального государственного строительного надзора на территории Свердловской области;
2. по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области.
Задачей государственного надзора является предупреждение, пресечение и предотвращение нарушений, тем самым обеспечение безопасности строительства.
1. Предупредить можно наличием соответствующей нормативно-правовой базой, устанавливающей порядок и позволяющей своевременно принять меры реагирования ко всем нарушителям.
2. Пресечь нарушение можно путем выдачи предписаний и привлечением к административной ответственности, а также обращениями в суд с требованием устранения нарушений в случае, если предписания не исполняются.
3. Предотвратить правонарушение можно установив соразмерную меру наказания, опасаясь которой или получив которую в следующий раз потенциальный нарушитель будет соблюдать порядок.
В результате проводимой Управлением государственного строительного надзора Свердловской области в течение 2013 года работы удалось [5]:
- предотвратить аварийные ситуации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, поднадзорных Инспекции;
- повысить градостроительную дисциплину участниками строительства;
- сократить количество объектов строящихся без разрешения на строительство;
- повысить качество выполняемых строительно-монтажных работ.
Однако, на сегодняшний день существуют проблемы, требующие скорейшего решения.
1. Межведомственное взаимодействие
Согласно статьи 9.5.1 КоАП РФ «Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ» [6, ст. 9.5.1] рассматривать дела об указанных административных правонарушениях уполномочен орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций [6, ст. 23.69], либо арбитражный суд в случае, если данный орган передал ему дело на рассмотрение [6, ст.23.1]. Таким органом определена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору [7], [8]. А протоколы по данной статье уполномочены составлять органы государственного строительного надзора [6, ст.28.3]. Для того чтобы составить протокол об административном правонарушении необходимо провести проверку наличия свидетельства о допуске к соответствующим видам выполняемых работ, следовательно, предварительно составить акт проверки и выполнить другие мероприятия в рамках проверки.
В настоящее время имеет место некое противоречие между ст.9.5.1 КоАП РФ [6, ст.9.5.] и ч.2 ст.54 ГрК РФ [1, ст.54], так согласно ст.9.5.1 КоАП РФ [6, ст.9.5.1] в предмет надзора входит также проверка соблюдения требований ч.2 и ч.3 ст.47 (инженерные изыскания) ГрК РФ [1, ст.47] и ч.2 и ч.3 ст.48 (подготовка проектной документации) ГрК РФ [1, ст.48], что не нашло отражение в ч.2 ст.54 ГрК РФ [1, ст.54], согласно которой государственный надзор предусмотрен только при строительстве и реконструкции.
107
Также в предмет государственного строительного надзора (в ч.2 ст.54 ГрК) [1, ст.54] не вошли проверки соблюдения минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч.2 и ч.3 ст.9.5.1 КоАП РФ) [6, ст.9.5.1].
С учетом вышеизложенного необходимо рассмотреть вопрос межведомственного электронного взаимодействия органов государственного строительного надзора и саморегулируемых организаций, а также разработки и внедрения программного обеспечения, позволяющего автоматически формировать результаты проверок и делать рассылки в соответствующие саморегулирующие организации.
2. Защита публичных интересов
На сегодняшний день имеется пробел в законодательстве в части отсутствия нормативного закрепления права органа государственного строительного надзора и государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности по обращению в суд в защиту публичных интересов. Учитывая, что при строительстве, реконструкции затрагиваются права не только непосредственных участников строительства, но и неограниченного круга лиц, проживающих в населенном пункте, данный судебный спор должен быть в ведении арбитражного суда. В противном случае существенно ограничивается возможность выполнения задач и функций государственного строительного надзора в полном объеме в части пресечения выявленных нарушений законодательства и восстановления нарушенных прав неограниченного круга лиц.
3. Разобщенность функций
Анализируя состояние надзорной деятельности в области градостроительства можно прийти к выводу, что имеет место сокращение государственных функций по надзору и их разобщенность. Так Федеральным законом от 28.11.2011 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9] негосударственная экспертиза внедрена с 01.04.2012 г. наряду с государственной экспертизой проектной документации. Государственная экспертиза - это своего рода государственный надзор за проектированием. Градостроительным кодексом РФ предусмотрены:
1. государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности [1, ст.8.1];
2. государственная экспертиза проектной документации [1, ст.49];
3. государственный строительный надзор [1, ст.54], а с 01.01.2013 г. вступило в силу изменение, согласно которому предусмотрен и государственный надзор за эксплуатацией, что также предусматривает и технический регламент [10].
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [11].
Для повышения эффективности работы данных органов надзора необходимо их обеспечить необходимой информацией о застройщике и строящемся объекте, начиная со стадии изысканий и проектирования, привлечения денежных средств, затем строительства и заканчивая вводом и эксплуатацией. Во все надзорные и контрольные органы застройщики так или иначе обращаются, предоставляют зачастую похожую информацию, документацию и отчеты.
Целесообразно предусмотреть объединение данных надзорных и контрольных органов в единый универсальный орган, который будет более своевременно и эффективно осуществлять государственные функции по надзору за объектами капитального строительства и застройщиками. Застройщики в свою очередь не будут дублировать документацию для направления ее в различные инстанции.
По той же самой причине имеет смысл рассмотреть вопрос передачи данному надзорному органу и полномочия по выдаче разрешений на строительство (соответственно и на ввод объектов в эксплуатацию) по объектам, которые подпадают под его осуществление (т.е. на проектную документацию которых требуется проведение экспертизы).
Необходимо отметить отставание нормативной базы в области градостроительства от реальных условий, разобщенность органов государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации.
В целях осуществления надлежащего регионального государственного строительного надзора и контроля за градостроительной деятельностью необходимо:
1. обеспечить своевременность и эффективность проведения проверок при исполнении возложенных функций и предоставлении государственных услуг с внедрением системы межведомственного электронного взаимодействия;
2. обеспечить внедрение информационных технологий в процесс проведения проверок;
3. усилить взаимодействие с СРО при проведении проверок в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений, допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство - членами СРО;
4. обеспечить строгое соблюдение должностными лицами требований законодательства при проведении проверок;
5. обеспечить соблюдение требований энергетической эффективности и оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Литература
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О государственном строительном надзоре в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 01 февраля 2006 г. № 54 (в ред. от 29.04.2014 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации: Приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 09 апреля.
4. «Об Управлении государственного строительного надзора Свердловской области» (вместе с «Положением об Управлении государственного строительного надзора Свердловской области»): Постановление Правительства Свердловской области от
30.03.2007 № 263-ПП (ред. от 16.10.2013) // Областная газета. 2011. 20 мая.
5. Доклад об осуществлении государственного строительного надзора в Свердловской области в 2013 году [Электронный ресурс] URL: http://www.ugsnso.ru/about-org/otchyet_o_deyatelnosti/ (дата обращения 05.07.2014).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от
21.07.2014) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 № 864 (в ред. от 26.03.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 48. Ст. 5612.
108
8. Об организации осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: Приказ Ростехнадзора от 07 мая 2010 г. № 370 // Нормирование в строительстве и ЖКХ. № 2. 2011.
9. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. № 337-ФЗ // Российская газета. 2011. 07 декабря.
10. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. 2004. 31 декабря.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGY Перевезенцева Ю.С.1, Атрощенко С.А.2
кандидат исторических наук, доцент, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева; ^Кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный университет им. Н.И.
Лобачевского, Арзамасский филиал
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций. Ее решение ставит перед преподавателем вуза задачу структурирования научного знания и профессиональноориентированного содержания дисциплины и методически оправданного преобразования в учебный материал. В статье представлена характеристика и примеры упражнений, направленных на развитие компетенций студентов средствами иностранного языка. К ним относятся языковые задания на изучение лексики и грамматики; коммуникативно-познавательные, коммуникативно-речевые и социокультурные задания.
Ключевые слова: общекультурная компетенция, профессиональная компетенция, коммуникативно-познавательные задания, коммуникативно-речевые задания, социокультурные задания.
Perevezentseva Y.S.1, Atroshchenko S.A.2
'Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Nighny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alexeev; 2Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch OCCUPATIONAL SPECIALIST TRAINING IN THE CONTEXT OF COMPETENCE BUILDING APPROACH
Abstract
The article deals with the problem of the formation of students ’ general cultural and professional competencies. The decision of this problem demands from university lecturers structuring of scientific knowledge and professional-oriented context of discipline and methodically justified transformation it in educational material. The article describes the characteristics and examples of exercises aimed at developing students ’ competencies by means of a foreign language. This exercises include linguistic tasks to study vocabulary and grammar as well as communicative and cognitive, communicative speech and socio-cultural tasks.
Keywords: general cultural competence, professional competence, communicative and cognitive tasks, communicative speech tasks, socio-cultural reference.
Осуществляемая в контексте компетентностного подхода модернизация высшего профессионального образования предполагает увеличение требований к уровню интеллектуального и нравственного развития выпускника вуза, к его социальной и профессиональной готовностям.
Концептуальное ядро федеральных образовательных стандартов нового поколения составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования. Компетенции рассматриваются как интегрирующие начала «модели» выпускника.
Анализ педагогических исследований показывает, что среди педагогов нет единого понимания понятий «компетенция» и «компетентность». Компетенции характеризуются личностно ориентированной направленностью, деятельностным характером проявления, ситуативностью и разноуровневостью. Обобщая точку зрения на содержание этих понятий, будем рассматривать компетенции как требуемый результат образовательной деятельности обучающихся, включающий в себя не только знания, но и освоенные способы действий, личностные качества, необходимые для продуктивной деятельности по отношению к предметам и явлениям действительности. Компетентность же - как интегральную характеристику личности, определяемую совокупностью компетенций.
В содержание компетенций включается все, что необходимо для выполнения предполагаемых задач: предметные знания, освоенный опыт деятельности, проявляемые при этом самостоятельность мышления, мотивация к обучению.
В настоящее время ФГОС ВПО по каждому направлению содержат характеристику профессиональной деятельности будущего специалиста, а также требования к результатам освоения образовательных программ, согласно которым выпускник должен обладать определенным набором общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). Обусловлено это тем, что данные компетенции способствуют формированию личности специалиста, обладающего и хорошей профессиональной подготовкой, и высокой мотивацией к выполнению личностной и социально значимой продуктивной деятельности в определенной сфере. В связи с этим, задача вуза состоит в том, чтобы создавать условия для формирования общекультурных (универсальных, надпредметных) и профессиональных (предметно-специфических) компетенций.
Поскольку вуз призван способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, то при формировании общекультурной компетенции особое внимание необходимо уделять воспитательной работе. Участие студентов в различных студенческих организациях, действующих при вузе, дает им возможность решать важные вопросы, связанные с жизнедеятельностью института и, в целом, молодежи. Благодаря этому выявляются социально активные студенты с лидерскими качествами, которые быстрее остальных ориентируются в трудных ситуациях, инициативны, умеют принимать самостоятельные решения и отстаивать свое мнение. Такие студенты легче адаптируются в новых коллективах и быстрее добиваются успехов в профессиональной деятельности.
Наряду с воспитательной работой значительная роль в формировании ОК и ПК отводится современным формам и методам обучения, направленным на вовлеченность каждого студента в образовательный процесс. Так, в рамках учебных курсов по иностранному языку в ННГУ и НГТУ предусматриваются встречи с представителями зарубежных компаний, внедрение метода проектов, защита рефератов по специальности, проведение занятий в форме деловой игры, конференций с использованием компьютерных технологий.
Современный преподаватель вуза сталкивается с проблемой структурирования, психологически грамотного и методически оправданного преобразования научного знания и профессионально-ориентированного материала в учебный материал [1, с. 126].
В этой связи хотелось бы более подробно остановиться на учебном пособии «Nuclear engineering» [3], разработанном для студентов II курса ИЯЭ и ТФ (Института ядерно-энергетической и технической физики) НГТУ. Данное пособие «прозрачно» по своему построению, доступно по языковому материалу, актуально по содержанию.
109