Научная статья на тему 'Проблемы воспитания в контексте психологических теорий обучения'

Проблемы воспитания в контексте психологических теорий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2918
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EDUCATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербицкий А. А.

Анализируется проблема единства обучения и воспитания в системе образования. Показано, что в традиционных системах обучения одно отделено от другого. Рассмотрены психологические механизмы формирования нравственных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the integrity of teaching and upbringing processes is being analyzed in the article. It has been shown that in traditional educational systems teaching and upbringing exist as isolated processes. Also the article reveals the psychological mechanisms of moral qualities formation.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитания в контексте психологических теорий обучения»

Вербицкий А.А.

Проблемы воспитания в контексте психологических теорий обучения

Анализируется проблема единства обучения и воспитания в системе образования. Показано, что в традиционных системах обучения одно отделено от другого. Рассмотрены психологические механизмы формирования нравственных качеств личности.

Ключевые слова: воспитание, образование, социализация.

Воспитание - одна из наиболее острых, сложных и запущенных проблем современной системы образования. Истоки и проявления этой запущенности можно видеть не только в сложившейся в стране политической и социально-экономической ситуации, но и в понятийном аппарате, касающемся воспитания.

Разумеется, наиболее влиятельной объективной причиной здесь является отсутствие в постсоветской России общественно признанной и разделяемой большинством граждан системы национальных ориентиров и социальных ценностей, которые служили бы основаниями нравственности конкретного человека и всего общества. Многие в этой связи отмечают, что мы живем в условиях нравственного безвременья. В том числе и потому, что ставшие привычными коммунистические идеалы отвергнуты, а взамен люди не получили ничего, что цементировало бы морально-нравственные основы общества, на чем можно было бы выстраивать воспитание молодого поколения в системе образования. Давний пушкинский вопрос «Куда ж нам плыть?» сегодня вновь как никогда более актуален.

Но обратимся к психолого-педагогической и собственно педагогической стороне проблемы. Одна из часто встречающихся ошибок состоит в том, что понятия «воспитание» и «образование» стоят в одном ряду; нередко говорят о «воспитывающем обучении» или «обучающем воспитании», что запутывает то очевидное положение, что воспитание является органической составной частью целостного процесса образования. Обучение и воспитание есть две стороны одной медали - образования.

О воспитании можно говорить в двух смыслах, что, на мой взгляд, и создает предпосылки для понятийной путаницы. В широком смысле воспитание - это процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.

Социализация охватывает все процессы трансляции наличной культуры: ее стихийного воздействия (со стороны улицы, сверстников, бытовых и профессиональных отношений, общения с другими людьми), влияние организованных «высоких» форм (искусство, семья, средства массовой информации), наконец, воздействия целенаправленного (законы, правовые нормы, школа, церковь и др.). В узком смысле воспитание - это обретение индивидом в процессах образования общественно признанных и одобряемых данным обществом социальных ценностей, нравственных идеалов и правовых норм, адекватных им качеств личности и образцов поведения.

В обоих этих значениях воспитание представляет собой взаимодействие внутренних психических процессов, обеспечивающих активное полагание личностью себя в мире предметной, социальной и духовно-нравственной культуры, самовоспитания, саморазвития, самореализации, с одной стороны, и внешних влияний - с другой. Результатом такого взаимодействия

Педагогика и психология

Проблемы педагогической психологии и психологии образования

выступает личность человека как уникальный сплав индивидуального выступает личность человека как уникальный сплав индивидуального

и социокультурного, как единство знания, переживания и опыта.

Содержательная характеристика воспитания выражается, в конечном счете, в категориях права, морали и нравственности. Любой вид деятельности человека имеет нравственной аспект, которому нельзя научить, но к которому можно приобщить путем воспитания, переживания в чувствах, приобщения на опыте совершения личностью собственных поступков.

В отличие от обучения, опирающегося, прежде всего, на логику и когнитивные процессы, в воспитании преобладают эмоциональный, ценностно-ориентационный, поведенческий компоненты активности, межличностные отношения, вырабатывающие в человеке моральные принципы, ценности, установки, черты характера, нравственную позицию применительно к природе, обществу, труду, другим людям и к самому себе.

Обучение имеет дело преимущественно с искусственными - символическими, знаковыми, модельными объектами и системами. Воспитание же опирается на реальные межличностные отношения, социальные процессы и явления общечеловеческой и национальной культуры как естественные события окружающей человека действительности, способные вызывать эмоциональные переживания.

Есть ли в пока доминирующей в нашей школе (начальной, средней, высшей - любой) объяснительно-иллюстративной системе обучения возможности обеспечить единство обучения и воспитания в целостном образовательном процессе? Думаю, такой возможности просто нет, поскольку расхождение научной педагогики на две непересекающие-ся ветви - теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания - задано самой классической просветительской образовательной парадигмой, основы которой были заложены в Европе еще в XVII в.

С этого времени основной миссией образования перестало быть воспитание члена общины, объединяемой христианскими ценностями, на первый план вышел прагматический императив - подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Об этом свидетельствует и такой очевидный факт: до сих пор оценивается лишь уровень усвоения знаний, умений, навыков, а уровень воспитанности фактически остается «за кадром» и, если речь не идет о вопиющих пороках и девиантном поведении, то и не принимается во внимание, скажем, при поступлении бывшего школьника в колледж или вуз. С введением же ЕГЭ в общеобразовательной школе как единственного измерителя успехов школьников об оценке их воспитанности нужно просто забыть.

Воспитание выносится за скобки целостного процесса образования и, в силу провозглашения главной целью обучения усвоение основ наук и/

или развития теоретического мышления учащихся, происходит это уже в начальной школе (системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, например). При этом социально-нравственное содержание опыта человечества как бы остается за кадром и передается (за дополнительные деньги родителей) в систему дополнительного образования детей и молодежи.

Свою лепту в расхождение обучения и воспитания вносит, на мой взгляд, и принятие в качестве основной единицы, «клеточки» анализа и организации познавательной активности обучающегося, ассоциации в традиционной системе обучения, «стимул-реакции» в бихевиорально-программированной модели, порции информации в новых информационных технологиях, предметного действия в деятельностной теории усвоения социального опыта. В этих единицах не содержится ни грана того, что мы называем воспитанностью, нравственностью, духовностью, отношением не только к миру вещей, к природе, к технологиям производства или методам научного исследования, но и к миру людей, к самому себе.

В качестве единицы или клеточки воспитания может и должен выступить поступок, о чем я уже неоднократно писал. Поступок - это форма личностной активности человека, социально обусловленное и морально нормированное действие, имеющее как предметную, так и социокультурную составляющую, предполагающее отклик другого человека и коррекцию собственных поведения и деятельности с учетом этого отклика.

Поступок обладает одновременно качеством предметности и социальности и поэтому выступает единицей жизни, познавательной и профессиональной деятельности человека. Внешне поступок может принимать форму действования или бездействия, однако в обоих случаях предполагает выбор субъектом из числа этих альтернатив и тем самым утверждение себя в социуме, а значит, и принятие ответственности за сделанный выбор.

Подобные условия создаются в образовании контекстного типа, развиваемом в нашей научно-педагогической школе. В нем моделируются предметные и социальные условия жизни и деятельности субъектов познания - учителей и учащихся, преподавателей и студентов, реализуется принцип единства обучения и воспитания.

Можно задать вопрос: при каких условиях в образовательном процессе возникает возможность морального выбора и нравственного поступка? Ответ на него дан Л. С. Выготским: такие условия складываются в социальной ситуации развития, характеризующей место ребенка и взрослого в системе социальных отношений. В этих условиях и возникает проблема выбора адекватных форм организации активности субъектов образовательного процесса.

Педагогика и психология

Проблемы педагогической психологии и психологии образования

Очевидно, что это могут быть только формы их совместной деятельности, диалогического общения и межличностного взаимодействия. Именно они должны стать ведущими, а отнюдь не те, которые реализуют принцип индивидуализации обучения, хотя, разумеется, нужны и они. Предметное содержание учебной дисциплины, будь-то математика, физика, биология или что-то другое, нейтрально по отношению к нравственности или злонамеренности человека. И только через формы организации образовательной деятельности в содержание образования как бы втягивается то, что составляет содержание воспитания.

Позитивное воспитывающее влияние оказывает и активная позиция обучающегося в системе образования. Одно дело, когда студент занимает «ответную» позицию (активен в ответ на особые управляющие воздействия педагога - его вопрос, вызов к доске, требование решить задачу и др.), и совсем другое, если он вовлекается в процесс формирования знаний, а не только в их воспроизведение. Здесь появляется очень важный момент воспитания - ответственность человека за свой выбор. В этом же ряду - реализация принципов сотворчества, соуправления и соразвития преподавателя и студентов.

В рассматриваемом контексте неправомерно сводить (при самых наилучших намерениях авторов) сущность личностно ориентированного подхода к индивидуализации обучения. Ведь личностью человек становится только через других людей. Ссылаясь на К. Маркса, скажу: только всматриваясь в человека Павла, Петр начинает и к себе относиться как к человеку.

Возможности достижения целей обучения и воспитания в одном потоке социальной по своей сущности познавательной деятельности студентов обеспечиваются в контекстном обучении, одними из основных принципов которого являются принципы ведущей роли совместных, диалогических форм организации учебной деятельности студентов и принцип единства обучения и воспитания. Следуя нормам грамотных предметных действий и принятым в обществе, данном профессиональном сообществе, в студенческой группе нравственным нормам каждый обучающийся развивается и как специалист, и как член человеческого сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.