Вербицкий А.А.
Проблемы воспитания в контексте психологических теорий обучения
Анализируется проблема единства обучения и воспитания в системе образования. Показано, что в традиционных системах обучения одно отделено от другого. Рассмотрены психологические механизмы формирования нравственных качеств личности.
Ключевые слова: воспитание, образование, социализация.
Воспитание - одна из наиболее острых, сложных и запущенных проблем современной системы образования. Истоки и проявления этой запущенности можно видеть не только в сложившейся в стране политической и социально-экономической ситуации, но и в понятийном аппарате, касающемся воспитания.
Разумеется, наиболее влиятельной объективной причиной здесь является отсутствие в постсоветской России общественно признанной и разделяемой большинством граждан системы национальных ориентиров и социальных ценностей, которые служили бы основаниями нравственности конкретного человека и всего общества. Многие в этой связи отмечают, что мы живем в условиях нравственного безвременья. В том числе и потому, что ставшие привычными коммунистические идеалы отвергнуты, а взамен люди не получили ничего, что цементировало бы морально-нравственные основы общества, на чем можно было бы выстраивать воспитание молодого поколения в системе образования. Давний пушкинский вопрос «Куда ж нам плыть?» сегодня вновь как никогда более актуален.
Но обратимся к психолого-педагогической и собственно педагогической стороне проблемы. Одна из часто встречающихся ошибок состоит в том, что понятия «воспитание» и «образование» стоят в одном ряду; нередко говорят о «воспитывающем обучении» или «обучающем воспитании», что запутывает то очевидное положение, что воспитание является органической составной частью целостного процесса образования. Обучение и воспитание есть две стороны одной медали - образования.
О воспитании можно говорить в двух смыслах, что, на мой взгляд, и создает предпосылки для понятийной путаницы. В широком смысле воспитание - это процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.
Социализация охватывает все процессы трансляции наличной культуры: ее стихийного воздействия (со стороны улицы, сверстников, бытовых и профессиональных отношений, общения с другими людьми), влияние организованных «высоких» форм (искусство, семья, средства массовой информации), наконец, воздействия целенаправленного (законы, правовые нормы, школа, церковь и др.). В узком смысле воспитание - это обретение индивидом в процессах образования общественно признанных и одобряемых данным обществом социальных ценностей, нравственных идеалов и правовых норм, адекватных им качеств личности и образцов поведения.
В обоих этих значениях воспитание представляет собой взаимодействие внутренних психических процессов, обеспечивающих активное полагание личностью себя в мире предметной, социальной и духовно-нравственной культуры, самовоспитания, саморазвития, самореализации, с одной стороны, и внешних влияний - с другой. Результатом такого взаимодействия
Педагогика и психология
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
выступает личность человека как уникальный сплав индивидуального выступает личность человека как уникальный сплав индивидуального
и социокультурного, как единство знания, переживания и опыта.
Содержательная характеристика воспитания выражается, в конечном счете, в категориях права, морали и нравственности. Любой вид деятельности человека имеет нравственной аспект, которому нельзя научить, но к которому можно приобщить путем воспитания, переживания в чувствах, приобщения на опыте совершения личностью собственных поступков.
В отличие от обучения, опирающегося, прежде всего, на логику и когнитивные процессы, в воспитании преобладают эмоциональный, ценностно-ориентационный, поведенческий компоненты активности, межличностные отношения, вырабатывающие в человеке моральные принципы, ценности, установки, черты характера, нравственную позицию применительно к природе, обществу, труду, другим людям и к самому себе.
Обучение имеет дело преимущественно с искусственными - символическими, знаковыми, модельными объектами и системами. Воспитание же опирается на реальные межличностные отношения, социальные процессы и явления общечеловеческой и национальной культуры как естественные события окружающей человека действительности, способные вызывать эмоциональные переживания.
Есть ли в пока доминирующей в нашей школе (начальной, средней, высшей - любой) объяснительно-иллюстративной системе обучения возможности обеспечить единство обучения и воспитания в целостном образовательном процессе? Думаю, такой возможности просто нет, поскольку расхождение научной педагогики на две непересекающие-ся ветви - теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания - задано самой классической просветительской образовательной парадигмой, основы которой были заложены в Европе еще в XVII в.
С этого времени основной миссией образования перестало быть воспитание члена общины, объединяемой христианскими ценностями, на первый план вышел прагматический императив - подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Об этом свидетельствует и такой очевидный факт: до сих пор оценивается лишь уровень усвоения знаний, умений, навыков, а уровень воспитанности фактически остается «за кадром» и, если речь не идет о вопиющих пороках и девиантном поведении, то и не принимается во внимание, скажем, при поступлении бывшего школьника в колледж или вуз. С введением же ЕГЭ в общеобразовательной школе как единственного измерителя успехов школьников об оценке их воспитанности нужно просто забыть.
Воспитание выносится за скобки целостного процесса образования и, в силу провозглашения главной целью обучения усвоение основ наук и/
или развития теоретического мышления учащихся, происходит это уже в начальной школе (системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, например). При этом социально-нравственное содержание опыта человечества как бы остается за кадром и передается (за дополнительные деньги родителей) в систему дополнительного образования детей и молодежи.
Свою лепту в расхождение обучения и воспитания вносит, на мой взгляд, и принятие в качестве основной единицы, «клеточки» анализа и организации познавательной активности обучающегося, ассоциации в традиционной системе обучения, «стимул-реакции» в бихевиорально-программированной модели, порции информации в новых информационных технологиях, предметного действия в деятельностной теории усвоения социального опыта. В этих единицах не содержится ни грана того, что мы называем воспитанностью, нравственностью, духовностью, отношением не только к миру вещей, к природе, к технологиям производства или методам научного исследования, но и к миру людей, к самому себе.
В качестве единицы или клеточки воспитания может и должен выступить поступок, о чем я уже неоднократно писал. Поступок - это форма личностной активности человека, социально обусловленное и морально нормированное действие, имеющее как предметную, так и социокультурную составляющую, предполагающее отклик другого человека и коррекцию собственных поведения и деятельности с учетом этого отклика.
Поступок обладает одновременно качеством предметности и социальности и поэтому выступает единицей жизни, познавательной и профессиональной деятельности человека. Внешне поступок может принимать форму действования или бездействия, однако в обоих случаях предполагает выбор субъектом из числа этих альтернатив и тем самым утверждение себя в социуме, а значит, и принятие ответственности за сделанный выбор.
Подобные условия создаются в образовании контекстного типа, развиваемом в нашей научно-педагогической школе. В нем моделируются предметные и социальные условия жизни и деятельности субъектов познания - учителей и учащихся, преподавателей и студентов, реализуется принцип единства обучения и воспитания.
Можно задать вопрос: при каких условиях в образовательном процессе возникает возможность морального выбора и нравственного поступка? Ответ на него дан Л. С. Выготским: такие условия складываются в социальной ситуации развития, характеризующей место ребенка и взрослого в системе социальных отношений. В этих условиях и возникает проблема выбора адекватных форм организации активности субъектов образовательного процесса.
Педагогика и психология
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
Очевидно, что это могут быть только формы их совместной деятельности, диалогического общения и межличностного взаимодействия. Именно они должны стать ведущими, а отнюдь не те, которые реализуют принцип индивидуализации обучения, хотя, разумеется, нужны и они. Предметное содержание учебной дисциплины, будь-то математика, физика, биология или что-то другое, нейтрально по отношению к нравственности или злонамеренности человека. И только через формы организации образовательной деятельности в содержание образования как бы втягивается то, что составляет содержание воспитания.
Позитивное воспитывающее влияние оказывает и активная позиция обучающегося в системе образования. Одно дело, когда студент занимает «ответную» позицию (активен в ответ на особые управляющие воздействия педагога - его вопрос, вызов к доске, требование решить задачу и др.), и совсем другое, если он вовлекается в процесс формирования знаний, а не только в их воспроизведение. Здесь появляется очень важный момент воспитания - ответственность человека за свой выбор. В этом же ряду - реализация принципов сотворчества, соуправления и соразвития преподавателя и студентов.
В рассматриваемом контексте неправомерно сводить (при самых наилучших намерениях авторов) сущность личностно ориентированного подхода к индивидуализации обучения. Ведь личностью человек становится только через других людей. Ссылаясь на К. Маркса, скажу: только всматриваясь в человека Павла, Петр начинает и к себе относиться как к человеку.
Возможности достижения целей обучения и воспитания в одном потоке социальной по своей сущности познавательной деятельности студентов обеспечиваются в контекстном обучении, одними из основных принципов которого являются принципы ведущей роли совместных, диалогических форм организации учебной деятельности студентов и принцип единства обучения и воспитания. Следуя нормам грамотных предметных действий и принятым в обществе, данном профессиональном сообществе, в студенческой группе нравственным нормам каждый обучающийся развивается и как специалист, и как член человеческого сообщества.