Научная статья на тему 'Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс казахстанских вузов'

Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс казахстанских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иманбаева Сауле Тохтаровна, Шахгулари Василий Вачикович

Рассмотрены проблемы внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс казахстанских вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иманбаева Сауле Тохтаровна, Шахгулари Василий Вачикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс казахстанских вузов»

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАЗАХСТАНСКИХ ВУЗОВ

С. Т. Иманбаева, В. В. Шахгулари*

Казахский национальный педагогический университет им. Абая, 050100, Алма-Ата, Республика Казахстан * Международная академия бизнеса, 050056, Алма-Ата, Республика Казахстан

УДК 371(075.8)

Рассмотрены проблемы внедрения информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс казахстанских вузов.

Ключевые слова: информационные технологии, новые технологии обучения, электронный учебник, информационно-компьютерные технологии.

The article reveals the questions of introduction of information-communication technologies in the educational process of Kazakhstan educational establishments.

Key words: information technology, new technologies of education, electronic textbook, information and computer technologies.

За короткий исторический период обретения независимости Казахстан совершил прорыв в своем политическом, социально-экономическом, образовательном развитии, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой, определены перспективы социально-экономического развития страны. В связи с этим возрастают роль и значение современной системы образования, человеческого фактора как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны [1].

С учетом сказанного выше система образования должна строиться на основе следующих взаимосвязанных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, умения осмыслить и применить полученную информацию [2].

В настоящее время одной из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса является применение современных информационных технологий в обучении. Изучением этого вопроса занимаются ряд исследователей из России Е. Г. Гаевская, А.А.Ульман, Н. А. Женова, М. Р. Меламуд, О.М.Решетников, С. С.Хачату-рова, В. Г. Якушенко, Л. П. Чиж, а также ученые из Казахстана Э. А. Нугманова, О.Х. Ай-маганбетова, Е. Аскаров, Б. Ж. Шарипов и др.

Информатизация оказала существенное влияние на процесс приобретения знаний. Использование новых технологий обучения на основе информационных и коммуникационных

Работа рекомендована к публикации Программным комитетом VIII Международной азиатской школы-семинара "Проблемы оптимизации сложных систем".

технологий позволяет интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний [3].

Чрезвычайно важным является вопрос внедрения современных информационных технологий в образовательную деятельность вуза. Компьютеризация должна охватывать как учебный процесс, так и внутреннюю работу организации. Следует отметить, что использование современных информационных технологий не означает простое насыщение вуза компьютерами, подключенными к сети Интернет. Информационные технологии — это переход к электронной системе документации, издание электронных учебников и пособий, дистанционное обучение, овладение алгоритмическими языками и их применение в учебном процессе и научно-исследовательской работе, работа с графическими пакетами и проектирование с их помощью, работа с электронными базами данных и т. д. [4].

Таким образом, информационные технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средствами осуществления которого являются компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к числу которых относятся компьютерная техника и средства связи, и программные средства, которые могут иметь различное назначение. Для разработки учебных уроков с компьютерной поддержкой преподавателю важно знать функциональные возможности и условия применения каждого из указанных компонентов.

Сначала необходимо выяснить, с какой целью используется компьютерная техника на уроках и какие методические задачи можно решить с помощью средств информационных технологий.

Основные педагогические цели использования информационных технологий заключаются в следующем:

1) развитие личности (мышление, эстетическое воспитание, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, формирование информационной культуры);

2) выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя — так называемая компьютерная грамотность, подготовка специалиста в определенной области);

3) интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки).

Информационные технологии предоставляют также методические возможности, к числу которых относятся:

— визуализация знаний;

— индивидуализация, дифференциация обучения;

— возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации);

— моделирование объектов, процессов и явлений;

— создание и использование информационных баз данных;

— доступ к большому объему информации, представленному в увлекательной форме, за счет использования средств мультимедиа;

— формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками;

— осуществление самоконтроля;

— осуществление тренировки и самоподготовки;

— усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа);

— формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;

— развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);

— формирование культуры учебной деятельности;

— формирование информационной культуры;

— высвобождение учебного времени.

Информационные технологии обучения предполагают использование наряду с компьютерной техникой специализированных программных средств. В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств. Так, по методическому назначению педагогические программные средства делятся на следующие группы:

— компьютерные учебники (уроки);

— программы-тренажеры (репетиторы);

— контролирующие (тестовые оболочки);

— информационно-справочные (энциклопедии);

— имитационные;

— моделирующие;

— демонстрационные (слайды или видеофильмы);

— учебно-игровые;

— досуговые (компьютерные игры: стратегии, ролевые, логические, спортивные и др.) [3].

Внедрение информационных технологий является одним из направлений совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов [5].

Особое место в новых технологиях обучения студентов занимает использование данных, предоставляемых локальными и глобальными информационными сетями, прежде всего Интернетом. Это позволяет активизировать учебный процесс и использовать большое количество ранее недоступных источников информации, освобождает преподавателя от части рутинной работы.

Успешное внедрение современных информационных технологий в процесс подготовки будущих специалистов требует:

— заинтересованности и компетентности в области применения персональных компьютеров всех преподавателей, участвующих в учебном процессе;

— обязательного выделения времени для самостоятельной работы студентов в компьютерном классе (не менее 4 ч в день);

— оснащения компьютерных классов современными техническими и программными средствами;

— подготовки соответствующих учебно-методических материалов, в том числе для самостоятельной подготовки и дистанционного обучения [6].

Возможности компьютерных технологий в учебном процессе вуза существенно расширяются, так как студенты все более активно общаются в различных социальных сетях. Данную реальность должен учитывать современный преподаватель, активно включаясь в эту форму организации коммуникации.

Таким образом, как показывает практика, для организации учебного процесса с использованием современных образовательных технологий необходимо использовать компьютерные мультимедийные учебники [7].

Электронный учебник представляет собой совокупность образовательной информации и информационных технологий, являясь при этом одним из средств организации взаимодей-

ствия между субъектами образовательного процесса (педагог, обучаемый) на основе образовательных технологий [8].

Основными требованиями, предъявляемыми к разрабатываемым компьютерным учебникам, являются следующие:

— содержание и уровень обучающих материалов должны полностью соответствовать всем стандартам, принятым для данной дисциплины в рамках одного образования;

— обучающие материалы должны быть не только качественными по содержанию, но и интересными и даже увлекательными по форме;

— компьютерный учебник должен дать возможность студенту поспорить, выразить свою точку зрения, выработать умение аргументировать свое мнение [7].

Данные компьютерные учебники ориентированы не только на приобретение учащимися теоретических знаний, но и на применение теоретических положений и выводов при решении реальных задач.

Методические и программно-информационные средства поддержки обучения, интерактивные компьютерные учебники включают теоретический материал с гипертекстом, графикой и анимацией, большое количество упражнений для осмысления и закрепления теории, компьютерного тренинга, контроля и самоконтроля знаний, программы для учебных исследований на математических моделях.

Используя компьютерный учебник, каждый обучаемый может заниматься в удобном для него темпе, при необходимости возвращаясь к уже изученному материалу для повторения и уточнения пройденного, двигаясь по необходимой ему траектории [7].

Еще одним современным информационным средством являются интерактивные доски. Работа с интерактивными устройствами (досками) позволяет преподавателям заинтересовать слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Интерактивные доски можно использовать при работе как в больших группах, так и в малых. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио- и видеоматериалы, DVD, CD-ROM и интернет-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм и web-страниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт.

Однако следует отметить, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, каким образом он применяет те или иные возможности доски.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, что позволяет заинтересовать учащихся уже на начальном этапе занятия. Например, преподаватель может написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как его усвоили учащиеся. Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися [9].

В настоящее время разработка информационных технологий является ведущим направлением деятельности вузов, осваивающих методики дистанционного обучения. По определению ЮНЕСКО дистанционное образование — новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципах индивидуального и самостоятельного обучения студентов. Максимально эффективная реализация этих требований возможна путем создания дидактической системы, основанной на использовании в обучении компьютерных средств и технологий, к числу которых относятся электронная почта, телеконференции, электронные библиотеки, базы данных, электронные учебники, видео- и аудиоматериалы и др. [8].

Исследованиям в области создания и развития рынка образовательных продуктов и услуг на основе дистанционного образования придается большое значение. Более 20 ведущих университетов США и Канады, включая знаменитые Колумбийский, Джорджтаунский, Прин-стонский, Техаса, Британской Колумбии, Калифорнии, Вашингтона, Иельский и др., объединили усилия по разработке технологии информационных порталов в рамках единой группы разработчиков. Если в 1999 г. в США только 16 % промышленных компаний с количеством работников более 1000 человек приступили к разработке и использованию собственных корпоративных порталов, то в 2001 г. уже более 80 % промышленных компаний заявили о своем намерении немедленно использовать технологию порталов для осуществления коммерческой деятельности в сети Интернет. С учетом сказанного выше следует отметить, что технология образовательных порталов будет играть важную роль для тех университетов мира, которые:

— заинтересованы в распространении своей инновационной продукции на коммерческой основе;

— строят или собираются строить системы образования на базе всемирной компьютерной сети Интернет и новейших компьютерных систем виртуального обучения;

— участвуют в формировании единого образовательного пространства [10].

Заметим, что в Казахстане дистанционная форма образования пока не стала массовым

явлением, а представляет собой форму заочного обучения. Однако можно утверждать, что через несколько лет популярность новой формы образования, ее преимущества по сравнению с традиционным обучением приведут к внедрению дистанционной формы получения образования в практику многих вузов, причем в ее естественном виде [11].

Использование возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, позволяет решить многие принципиальные проблемы развития содержания образования, обусловленные резким увеличением объема преподаваемого материала, его обновлением, трудностями подготовки образовательных текстов и развитием образовательной среды. Этот новый технологический уровень развития содержания образования обеспечивает новое качество обучения [8].

Таким образом, внедрение информационно-компьютерных технологий в учебный процесс является сложной задачей, причем не только технической, но и психологической. Каждый преподаватель школы или вуза должен знать, что компьютер нужен ему как инструмент для реализации профессиональных функций. Необходимо также создать республиканский координационный совет по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образование, рекомендации которого позволят направить в правильное русло всю инициативу и текущую работу на местах, остановить поток некачественных электронных учебников. Хороший электронный учебник — это труд высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий и педагогов, а также большие затраты на ее техническую реализацию [12].

Проблемы внедрения информационно-компьютерных технологий в учебный процесс казахстанских вузов являются актуальными и требуют неотлагательного решения.

Список литературы

1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 г. от 24 февраля 2004 г.

2. ХАЧАТУРОВА С. С. Информационные технологии в подготовке будущих экономистов // Сб. тр. Междунар. конф.-выставки "ИТО-2004", 1-5 нояб. 2004 г., Москва. М.: МИФИ, 2004. Ч. 3. С. 112-116.

3. ЗАХАРОВА И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.

4. Аскаров Е. Как достичь качества вуза // Zakon.kz. 2007. 4 сент.

5. Решетников О. М. Использование информационных технологий в преподавании правового регулирования экономических отношений // Информационные технологии в образовании. М.: ИТО, 2002. С. 84-89.

6. Якушенко В. Г., Чиж Л. П. Необходимость непрерывного компьютерного образования студентов экономических специальностей. М.: ЭРА, 2001.

7. Женова Н. А., Меламуд М. Р. Усиление мотивации познавательной деятельности при использовании компьютерных мультимедийных учебников // Дистанц. и виртуальное обучение. 2011. № 8. С. 122-124.

8. Гаевская Е. Г., Ульман А. А. К вопросу о теории и практике создания электронных учебников. [Электрон. ресурс]. http://www.kazsu.uni.sci.kz/info/uchpro/uodo/index.htm.

9. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

10. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. .

11. Ержанов Н. Т., ШегаЙ И. Н. Эволюция системы образования: переход к дистанционным формам обучения (опыт КарГУ) // Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф.-выставки "Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития", Томск, 9-11 сент. 2003 г. Томск: Изд-во ТГУ, 2003. С. 44-48.

12. Шарипов Б. Ж. Информационные технологии дистанционного обучения в сельской школе. Алма-Ата: Б. и., 2009.

Иманбаева Сауле Тохтаровна — зав. кафедрой Казахского национального педагогического университета им. Абая; e-mail: [email protected]; Шахгулари Василий Вачикович — зав. лабораторией Международной

академии бизнеса; e-mail: [email protected]

Дата поступления — 14.05.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.